Процесс внедрения инновационных технологий в музейной деятельности. Инновационные формы и методы работы в школьном музее

(Курсовая)

  • Курсовая работа - Множественная линейная регрессия (Курсовая)
  • Курсовая работа - Интернет-маркетинг (Курсовая)
  • Курсовая работа - Методы и формы работы социального педагога в общеобразовательном учреждении (Курсовая)
  • Курсовая работа - Расчёт и проектирование гидропривода (Курсовая)
  • Курсовая работа - Физиология сердца. Свойства сердечной мышцы (Курсовая)
  • Курсовая работа - Совершенствование работы администрации школы с учителями (Курсовая)
  • Курсовая работа - Одарённые дети и особенности работы с ними (Курсовая)
  • Курсовая работа - Технология социальной работы как мастерство специалиста социальной работы (Курсовая)
  • n1.docx

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Введение.

    Экскурсия (от латинского excursio – поездка) – форма музейной работы, основанная на коллективном осмотре объектов музейного показа по заранее определенной теме и специальному маршруту под руководством специалиста – экскурсовода . Участники экскурсии, посетители называются экскурсантами . Экскурсии как форма работы применяются не только в музейном деле, но и в других сферах деятельности. Музейная экскурсия привязана к специально организованному пространству – к музейным помещениям и территории.

    Музей не относится к той категории мест, посещение которых обязательно для человека, следовательно, задача музея – привлечение посетителей. Это требует выработки специфических форм и методов работы с людьми, побуждающих их посещать музеи, осматривать экспозиции и выставки, участвовать в музейных мероприятиях. Выработка этих форм – главная задача такого направления музейной работы, как культурно-образовательная и рекреационная деятельность. На сегодняшний день имеются вполне сложившиеся традиции, хотя идет поиск новых методов и форм.

    В наше время вопрос "Каким быть музею ХХ1 века?", поднятый в конце 1980-х годов. Он связан, прежде всего, с той современной ситуацией, когда музею в прямом смысле слова приходится выживать в конкурентной борьбе с широкой индустрией развлечений. Если в предшествующие десятилетия к сфере культуры было принято относить только театры, библиотеки, кино и музеи, то сегодня ее пространство "агрессивно захватывается шоу-бизнесом". Поэтому многие музеи в мире стали ориентироваться на создание культурных, досуговых комплексов, куда входят, наряду с музеями, аудиовизуальные представления, всевозможные развлечения, рестораны, транспортные услуги. Соответственно отсюда появляется и следующий вопрос “Что же должны или могут предложить современные музеи посетителю?Какие формы и методы предлагают современные экскурсоводы?”

    Цель данной курсовой работы:


    1. Исследовать инновации в методах работы с посетителями на определённом примере.
    Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Что такое метод?Какие существуют методы?

    2. Взаимосвязь форм и методов.

    3. Раскрыть сущность инновационных методов.

    1.Традиционные формы и методы работы с посетителями музеев

    Ме́тод (от др.-греч. ?έ????? - путь) - систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определённой цели .В нашем же случае мы рассматриваем методы работы с посетителями музеев т.е совокупность действий с посетителями музеев во время экскурсий для достижения цели,а в нашем случае это необходимость заинтересовать посетителя того или иного музея дав ему необходимый набор информации.

    Относительно данных показанных, в учебном пособии «Основы музееведения», опубликованном в 2005г. Российским институтом культурологии и Государственным институтом искусствознания, в качестве традиционных (базовых) форм названы следующие: экскурсия, лекция, консультация, научные чтения (конференции, сессии, заседания), клуб (кружок, студия), конкурс (олимпиада, викторина), встреча с интересным человеком, концерт (литературный вечер, театрализованное представление, киносеанс), музейный праздник, историческая игра

    В классификации музейно-педагогических форм, предложенной музееведом Ботяковой О. А., выделены два класса: класс элементарных (базовых, простых) форм и класс комплексных форм. К элементарным формам она отнесла экскурсию, лекцию, консультацию, музейное занятие, музейный урок, спектакль, концерт, дефиле (демонстрация моделей одежды), бал, мастер-класс. При этом критериями разделения элементарных форм на два типа послужили функции: образовательно-воспитательная и рекреационная. Так, производными от образовательно-воспитательной функции стали лекция, консультация, музейный урок и музейное занятие, а производными от рекреационной функции названы экскурсия, спектакль, концерт, дефиле, бал и мастер-класс.

    Сложившаяся на сегодняшний день ситуация в музейной педагогике позволяет произвести классификацию современных форм музейно-педагогической деятельности, в основе которой лежит критерий использования музейного предмета или музейной экспозиции. Вводимый критерий является чрезвычайно важным при определении музейной формы деятельности и способствует более четкому разграничению музейного или немузейного содержания данной формы работы. Использование вышеназванного критерия позволило разделить музейно-педагогические формы на следующие:

    1) базовые формы;

    2) синтетические формы;

    3) немузейные формы;

    4) формы организации аудитории при музее.

    Базовые формы (традиционные) - это исторически сложившиеся формы: лекция, экскурсия и консультация, в которых музейный предмет или музейная экспозиция являются неотъемлемой частью музейно-педагогического процесса.

    Основной формой музейно-педагогической работы является экскурсия. Экскурсия представляет собой одну из основных и пожалуй главных форм,методом которой является ролевое общения, т.к. каждый участник диалога действует в пределах регламента: определенный стиль поведения задан и ролью экскурсовода, и ролью экскурсанта. И, как правило, роли эти выполняются, «играются» охотно. Но одновременно с тем, что экскурсия строится по определенному сценарию, она представляет собой тип прямого общения. Экскурсовод общается со своей аудиторией непосредственно и имеет возможность корректировать свои действия, учитывая реакцию аудитории. Это умение – чрезвычайно важный показатель мастерства экскурсовода.

    Экскурсия требует подготовки. Работа начинается с формулировки темы, определения целей и задач, составления библиографии (источников и исследований), работы с литературой. Далее ведется работа с экспозицией: отбираются объекты показа, разрабатывается маршрут экскурсии, определяются ее структурные части, изучаются сведения о предметах на основе фондовой документации, вырабатываются оптимальные методы представления экспонатов, логические связи между объектами и возможности перехода в процессе экскурсии от одного экспоната к другому.

    На основе результатов этой работы автор экскурсии пишет ее текст и составляет развернутый план. В плане излагается цель экскурсии, дается ее структура, краткое содержание тем и подтем, маршрут, состав объектов показа (экспонатов) и время для их показа, конкретизируется содержание вступительной и заключительной бесед, делаются заключения о характере группы, на которую ориентирована экскурсия.

    На основе плана проводится пробная экскурсия. Она позволяет определить достоинства и недостатки потенциальной экскурсии и выработать методы их устранения. По результатам этого этапа работы составляется методическая разработка экскурсии. Она строится по той же теме, что и развернутый план, но помимо основного метода, дополняется развернутым перечнем методических приемов, рекомендованных для работающих с этой экскурсией экскурсоводов. Итоговый документ обсуждается на методическом совете музея и утверждается руководством.

    После утверждения экскурсии она осваивается экскурсоводами. Экскурсовод должен быть компетентен, т.е. владеть темой на высоком профессиональном уровне, быть готовым ответить на вопросы, в том числе и профессионалов. Ошибки или неточности снижают впечатление от экскурсии, «убивают» интерес посетителя не только к конкретной экскурсии, но и к посещению музеев вообще. Важно и то, как экскурсовод произносит текст. Он должен быть выучен наизусть, но этого мало. Экскурсия не произнесение текста, а рассказ. Экскурсовод должен владеть вниманием аудитории, реагировать на настроение участников экскурсии и т.д.

    Посещение музея для большинства людей обычно ассоциируется либо с участием в организованной экскурсии, либо с «индивидуальным» осмотром экспозиции. Однако экскурсия отнюдь не единственная форма культурно-образовательной работы музея. Представление о количестве форм культурно-образовательной работы в музееведческой литературе варьируется от десятка и более.

    Число этих форм – постоянно меняющаяся величина: одни формы появляются, другие сходят на нет, переставая удовлетворять запросы публики. Например, популярные в 1950–1970-е гг. «воскресные чтения», «устные журналы», «дни музеев» на предприятиях или в учебных заведениях явно утрачивают свою актуальность.

    Одна из традиционных форм массовой работы музеев, наряду с экскурсией, – лекция. Лекции могут объединяться в циклы – лектории. Организация лекториев в отечественных музеях предпринимается уже во 2-й половине XIX в.

    Музейная лекция, которая представляет собой систематическое, последовательное устное изложение определенной темы с обязательным привлечением музейных предметов в качестве дополнительного источника информации и демонстрационного материала.

    Необходимо отметить, что одними из самых ранних форм культурно-образовательной деятельности, устанавливающих коммуникационные связи между музеем и посетителями, были лекции. По мнению М. Ю. Юхневич, музейные лекции, для чтения которых первоначально приглашались ведущие специалисты в той или иной области знания (лекции по биологии в Политехническом музее в Москве читал К. А. Тимирязев, по физике - А. Г. Столетов и П. П. Лазарев, по воздухоплаванию - Н. Е. Жуковский), во многих музеях стали использоваться раньше других форм. Такие лекции, распространявшие знания и пропагандировавшие новые научные достижения, являлись настоящим событием общественной жизни и собирали большое количество музейных посетителей. В конце XIX - начале XX в. музейные лекции и экскурсии получили распространение как часть системы внешкольного образования.

    Необходимо подчеркнуть, что музейная лекция является недостаточно эффективной музейной формой, оторванной от музейной экспозиции и не использующей ее потенциал. Тем не менее, как первая культурно-образовательная музейная форма, она является базовой музейной формой. Она выступает как традиционная, статичная, групповая, познавательная форма, хотя поведение аудитории колеблется от активного к пассивному.

    Как статичная форма музейно-педагогической деятельности лекция послужила основой для создания новых статичных форм музейной работы. Производными от базовой формы лекции являются лекторий, музейный урок, школа в музее, учебный курс, дискуссия, конференция (научные чтения) и др.

    Особенность музейной лекции – тесная ее связь с музейными коллекциями. Даже если не демонстрируются сами предметы, то чтение лекции обязательно иллюстрируется показом копий, дубликатов, фотографий, слайдов и т.д. Современные технические средства позволяют придать музейной лекции совершенно другой вид, чем это было еще несколько десятилетий назад.

    Примером может служить работа относительно нового музея “истории политических репрессий и тоталитаризма Пермь-36”. Где экскурсия по музею являются главной, но не единственной формой работы с посетителями, и на протяжении двух последних лет в мемориальном комплексе регулярно проводятся "уроки истории". Для этих целей служит специально оборудованный выставочно-демонстрационный зал, интерьер которого стилизован под Дворец культуры 1930-х годов (колоннада, расписной купол). На стенах висят плакаты и фотографии той эпохи. Оснащение зала позволяет показывать кинофильмы и слайдфильмы с фонограммой.

    (См.прил №1)

    (Сноска № 2)

    Консультация. – практически единственная, имеющая индивидуальный характер (идет ли речь о консультациях в экспозиции или в научных отделах музея). Эта форма никогда не имела значительного распространения, хотя и не исчезала из музея. Представляется, что она очень перспективна в связи с тенденцией увеличения в музеях индивидуальных посетителей, осматривающих экспозицию без экскурсовода. Но, к сожалению, пока консультант в залах отечественного музея – достаточно редкое явление, тогда как во многих зарубежных с таким специалистом (главным образом – волонтером) посетитель встречается часто.

    Роль консультанта сродни роли экскурсовода, но работа ведется не с массовым, а с индивидуальным посетителем (или очень узкой группой, объединенной общим интересом, который и способствовал обращению за консультацией). Достаточно часто консультации оказываются в рамках кружковой, клубной работы музеев. Индивидуальный посетитель часто оказывается «брошенным». В настоящее время музеи уделяют больше внимания организации консультаций. Огромную роль играет появление новых технических средств, а следовательно и форм оказания консультационных услуг, прежде всего, компьютерных справочников, каталогов, информационных систем, открывающих новые возможности и для музеев, и для посетителей, пример которых мы можем найти в большинстве Петербургских музеев,даже явный пример которых в большом количестве мы можем найти в Санкт-Петербургском Эрмитаже.

    (Приложение № 2)

    Научные чтения (конференции, сессии, заседания) также относятся к числу классических, традиционных форм, возникших в период становления культурно-образовательной деятельности музея. Они являются средством «публикации» и обсуждения группой компетентных лиц результатов проводимых музейными сотрудниками исследований, способом установления и развития контактов с научной общественностью. Подобные заседания являются традиционными для многих крупных, да и не очень больших музеев. Обычно они проводятся в одно и то же время, часто приурочиваются к юбилейным датам, посвящаются памяти той или иной личности, а иногда – итогам деятельности за год. Примечательно, что на этих сессиях все чаще заслушиваются сообщения об исследованиях в области культурно-образовательной деятельности музея, что еще раз свидетельствует о том, что музейная педагогика обретает научный статус.

    Перечисленные базовые формы предполагают главным образом пассивное участие аудитории. Однако среди традиционных форм есть и такие, которые направлены на включение людей в активную деятельность. Это клуб, кружок, студия. Активность аудитории является их общим признаком, но это качество проявляется в названных формах с различной степенью интенсивности.

    Первоначально в рамках краеведческой работы музеев вырабатывались такие формы работы, как кружок, студия, клуб и т.п. Все это формы массовой работы, призванные объединить единомышленников. Принципиальное отличие между ними зависит от способа организации объединения. Тематика кружков, студий задается самим музеем исходя из его представлений о направлениях массовой просветительской работы и корректируется в зависимости от проявленного интереса к их работе или отсутствия такового.

    Клуб – самоорганизующийся организм. Студии, кружки, клубы возможны и вне музеев. В рамках музеев специфика их деятельности состоит в активном участии музейных специалистов. Кружки, студии, как правило, возглавляет работник музея, выступающий в роли педагога, консультанта, методического руководителя. Что касается клубов, то они имеют Советы (или иные руководящие органы), в которые включаются музейные специалисты. Музейный специалист выступает в работе клуба как профессиональный консультант и в проведении каких-то исследований, и в подготовке выставок, и собственно как научный консультант. Кроме того, клубы получают помещения в музее. Каких-то возрастных ограничений для организации клубов или кружков нет (только с большой «натяжкой» можно отнести студию и кружок к «детским» формам работы, а клуб – ко «взрослым»). На общих собраниях того или иного клуба обсуждаются планы, отчеты приклубных секций и кружков. По тематике и содержанию деятельности клубы очень разнообразны (как разнообразны интересы, которые может инспирировать музей). Наиболее часто встречаются клубы любителей старины, краеведов, знатоков Отечественной войны 1812 года, ветеранов Великой Отечественной войны, коллекционеров (нумизматов, филателистов, фалеристов).

    Работа клубов базируется на музейной тематике, в ней широко используются музейные коллекции, наконец, часто она значительно обогащает музейную деятельность.

    Явное участие клуба в деятельности музея мы можем рассмотреть на примере "Зеленогорского музея ретро-автомобилей" и "Музея Авто" в Выборге, где основу экспозиции музеев составляет коллекция старейшего петербургского клуба «Ретро-Юнион». В коллекции клуба нет случайных экспонатов. Каждый автомобиль специально разыскивают по всей территории бывшего СССР, а затем тщательно реставрируют, так что все выставленные машины в отличном состоянии и на ходу.

    Музей ретро-автомобилей г. Зеленогорске задуман как постоянно меняющаяся выставка: часть экспозиции будет обновляться ежемесячно, часть – каждые полгода. На тематических выставках можно будет ознакомиться с экспонатами из личных коллекций членов клуба. Ежемесячные экспозиции посвящены культовым фигурам автомобильной вселенной.

    (Снос.№2)

    Зарубежные музеи имеют опыт организации «клубных» музеев. Таким примером музея-клуба для жителей может служить «Музейный дом» в Токубая (трущобный район Мехико). Экспозиция музея намеренно выстраивается на предметах типовых, филиал не «охотится» за уникальными экспонатами. Зато его экспозиции, выставки и вся работа ориентированы на жителей этого отнюдь неэлитарного района. Музей выполняет роль клуба для местных жителей: дети получают там навыки грамотности, подростки пополняют школьный запас знаний, музей ведет социальную работу со взрослыми – женщинами, подвергающимися насилию в семье, безработными и т.д. Подобный клуб на базе музея представляет собой и «Анакостия» – филиал Национального музея истории и техники в Вашингтоне, созданный в 1967 г. в негритянском районе Вашингтона83.

    (Сноск № 1 стр 16)

    Достаточно часто родственные кружки и клубы объединяются в музейные центры, как, например "Зеленогорский музей ретроавтомобилей" который ведёт выставочную деятельность и работает совместно и одновременно с "Музей Авто", дополняя друг друга.. В рамках центров проводятся конкурсы, викторины, олимпиады. Они способствуют знакомству участников с музейными коллекциями и закреплению теоретических знаний через освоение музейных экспозиций.

    Изменения в понимании функций музея в обществе, характерное для ХХ века, особенно второй его половины, заставляет музеи искать новые, нетрадиционные формы работы с посетителем. Самое «раздражающее» в классической концепции взаимоотношений с посетителем, с точки зрения многих специалистов по музеологии, это позиция «учителя жизни», которую музей занимал в европейской культуре с момента своего появления в период Возрождения. Современный человек чаще всего обладает достаточным образовательным уровнем, сформированным школой, есть возможности приобщиться к информации гораздо более легкими способами, не требующими физического перемещения в пространстве (кино, Internet и т.д.). В таких условиях для формирования «музейной потребности» музею приходится переносить основную нагрузку в своей работе с посетителем с «образования и обучения» на «развлечение и организацию досуга».Поэтому та же хотелось бы обратить внимание на формы, которые в большей степени ориентированы на удовлетворение потребности людей в рекреации, отдыхе, разумных развлечениях. К ним, безусловно, можно отнести, такую, как встреча с интересным человеком. Актуализации этой формы приходится на 1960–1970-е гг., когда начался процесс высвобождения музея из оков политизации, и одновременно росла посещаемость музеев. Посетителей привлекали не только коллекции, но и возможность общения, личной встречи с замечательной личностью – участником события, знатоком темы, коллекционером.

    Стремление к подобным публичным формам общения постепенно ослабевало, хотя названная форма – встреча с интересным человеком – остается в арсенале культурно-образовательной деятельности музеев и по-прежнему привлекает людей возможностью непосредственного общения с незаурядной личностью.

    Ролевые игры стали популярной формой музейной культурно-образовательной работы с детской аудиторией. Примером могут служить музеефицированный центр Великобританского города “Лестер”,реконструированный по состоянию на 18 в.в где дети в самодельных костюмах сшитых по фасонам того времени,пекут хлеб в пекарне, работают в ткацкой мастерской, продают в лавке свои изделия туристам (Снос. № 1 стр 486)

    Так же на На Параде музеев 2002 г. в Приморском государственном объединенном музее им. В.К. Арсеньева об интересном опыте применения игр в работе с детской аудиторией рассказывали работники Музея истории г. Арсеньева. В музее создали программу-игру изучения народного костюма через изготовление новоделов: аналогов крестьянских костюмов конца XIX – начала ХХ вв. Дети учатся изготавливать небольшие изделия с применением техники народных промыслов, им разрешают примерить изготовленные музейными работниками новоделы, под руководством музейных работников они разыгрывают ролевые спектакли: деревенскую свадьбу, посиделки, масленицу и др.

    (Прилож.№ 3)

    (Сноска № 2 стр16)

    Одна из самых популярных форм работы с посетителем – мастер-класс. Как форма «связи с общественностью» (PR-работы) мастер-класс зародился вне музея и был частью рекламных кампаний фирм-производителей, в основном технических и т.п. товаров для дома. Впоследствии эта форма, из-за успешности воздействия на зрителя, оказалась востребована и другими общественными структурами, заинтересованными в пропаганде своей деятельности (Приложение № 4).

    В рамках музейной работы мастер-классы имеют определенное своеобразие. Первыми их начали применять этнографические музеи, включавшие в процесс демонстрации экспозиционных комплексов ансамблевого типа живые «экспонаты»: актеров, демонстрировавших, как жили люди данной культуры, эпохи, как изготовлялись и использовались различные предметы в повседневной или праздничной жизни этих культур. В этом смысле мастер-класс в музее можно воспринимать и как еще один метод построения музейной экспозиции. Мастер-класс предполагает активное использование музейных предметов или их копий, ознакомление с принципами и методами изготовления этих предметов, что позволяет посетителю стать активным участником экспозиционной работы.

    Примером, когда вся экспозиция музея выстроена под проведение на ее основе мастер-классов, является «сайт-музей» (музеефицированный город) Уильямсберг (Вирджиния, США), открытый для публики в 1934 г. Служители музея одеты в одежду XVIII – начала XIX в., «демонстрируют», как шла жизнь в те времена. Как работали кузнецы, магазин дамских шляпок и т.д. Созданные на глазах у посетителя предметы-сувениры предлагаются на продажу.

    В последние годы дальневосточные музеи активно используют мастер-класс как форму работы. В рамках Владивостокских биеннале визуальных искусств Приморский государственный музей им. В.К. Арсеньева организует мастер-классы с демонстрацией традиционных обрядов, песенной и танцевальной культуры коренных народов Дальнего Востока, мастер-классы по икебане как традиционному японскому искусству и т.д.

    В октябре 2001 г. в Троицком краеведческом музее (филиал Хабаровского краевого краеведческого музея им. Н.И. Гродекова) была проведена выставка-ярмарка изделий сувенирной продукции мастеров Нанайского района. В рамках проекта прошел мастер-класс для туристов из Канады. Народные умельцы – резчики по дереву, вышивальщицы – расположились на территории парковой зоны с сувенирами и незаконченными работами. Мастера предлагали зрителям самим попытаться изготовить изделия по старинной технологии. Музей признал, что организация мастер-класса активизировала продажу сувениров.

    Задачу развлечения посетителя (как взрослого, так и детского) успешно решает музейный праздник (Приложение № 5).

    Внедрение музейного праздника в сферу культурно-образовательной деятельности музея обычно относят к 1980-м гг., что позволяет считать его новой формой. Общность и новизна заключаются в неформальной атмосфере

    праздничности (что отличало эту форму от прежних церемоний), в эффекте личной причастности, соучастия в происходящем благодаря театрализации, игре, непосредственному общению с «персонажами» праздничного действа, применению особой атрибутики. Особенность праздника еще и в том, что он как бы раздвигает границы музея, ибо музейное значение приобретают духовные традиции народа, мастерство, обряды и ритуалы, национальное искусство. Праздник служит их сохранению и возрождению. Наконец, «сам факт проведения праздника. уже представляет собой попытку вернуть к жизни традиционную форму отдыха человека». И в этом заключается, быть может, самая большая привлекательность музейного праздника для людей, которые пытаются обрести утраченные традиции проведения праздников без демонстраций и трибун, с одной стороны, или телевизора и застолья, с другой. Иными словами, благодаря музейному празднику вообще возрождается традиция праздника как одной из форм бытования культурного наследия. Эффект музейного праздника зависит от того, насколько удается активизировать аудиторию, вовлечь зрителей в праздничное действо, разрушить границы между «зрительным залом» и «сценой». Органично это происходит во время проведения детских праздников, особенно тех, которые завершают занятия в кружках или студиях. Им предшествует большая и дружная подготовительная работа, длительное ожидание праздника, не менее волнующее, чем он сам. Музейные праздники могут устраиваться в форме презентаций – мероприятий, призванных выгодно представить и раскрыть суть некого продукта (таким продуктом могут выступать музейные и научные издания и т.д.). Например, для представления научного сборника О.В. и И.В. Семеновых «Традиционная свадьба» в 1999 г. была устроена презентация с участием фольклорного ансамбля «Традиция», представившего свою программу «Ах эта свадьба…».

    Интегральные формы культурно-образовательной работы получают все большее распространение в современной музейной практике. Выбирая предпочтительные формы работы, музей должен учитывать интересы своей аудитории (реальной и потенциальной), изучать эти интересы и потребности, обеспечивая обратную связь музей-посетитель.

    Инновационные методы работы с посетителями (на примере Музейного центра ”Наследие Чукотки”).

    Во второй главе автор курсовой работы хотел на примере Андырского музейного центра “Наследие Чукотки ” показать новое веяние технологического прогресса в музеях и следовательно изучить инновационные методы, работы с посетителями

    История и краткая вводная информация о музейном центре “Наследие Чукотки”

    Музейный центр «Наследие Чукотки» образован в 2002 году, путем слияния Чукотского окружного краеведческого музея и Государственного Центра охраны и реставрации памятников истории и культуры Чукотского автономного округа. Начало формирования коллекций МЦ «Наследие Чукотки» было положено в 1931 году, к настоящему времени они полностью отражают природное, историческое и культурное своеобразие региона.

    В 1935 году в Анадыре был выкуплен маленький жилой домик, построенный старожилом города Николаевым из деревянной обшивки американской шхуны «Полярная Звезда». 7 ноября 1935 года в домике была открыта первая экспозиция музея. Ее выставочная площадь составила 34 кв.м. Так начинается история создания первого и главного музея Чукотки.

    В коллекциях Музейного Центра отражены все важнейшие события и явления естественной и социальной истории, природные ресурсы, политический, хозяйственный и культурный статус региона. В музейное собрание входят фотографии и документы, личные вещи и предметы традиционного быта, орудия труда, произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, другие памятники природы, истории и культуры, охватывающие широчайшие хронологические рамки.

    Возрождение музейного центра.

    Но настоящее возрождение и перерождение музей пережил в канун своего семидесятилетнего юбилея. К 2005 году музей не просто сменил название на более современное, но и получил новый статус музейного центра, который занимается помимо экспозиций и выставок еще и научной деятельностью. Можно сказать, что учреждение было практически полностью реорганизовано, экспозиции музея разместились в самом современном и самом лучшем из зданий Анадыря. Сейчас в экспозициях Музейного центра «Наследие Чукотки» представлены экспонаты, которые отражают все самые важные явления и события в истории, политической, хозяйственной и культурной жизни Чукотки. С помощью фотографий и документов, личных вещей и традиционных предметов быта, орудий труда, произведений изобразительного, декоративного и прикладного искусства, других памятников природы, истории и культуры посетители музея имеют возможность ознакомиться с историей края различных хронологических периодов.

    Музейный центр «Наследие Чукотки» можно с полной уверенностью назвать музеем нового типа, в котором ключевым инструментом отображения информации являются современные средства. Первый этаж музея занимает зал виртуальных экспозиций. Посетители получают информацию здесь с помощью специальных электронных витрин, на которых отображаются произведения видеоискусства, современных мастеров дизайна и компьютерной графики. Особенностью конструкции этих электронных витрин являются 50 дюймовые плазменные дисплеи, которые соединены между собой попарно, наподобие страниц раскрытой книги. Таких двойных панелей в экспозиционном зале три пары, они установлены вертикально под небольшим углом, чтобы обеспечить лучший обзор видеоряда. Смена изображения или целой программы происходит с помощью специальных устройств с сенсорными мониторами, управлять которыми могут сами посетители.

    Кроме электронных витрин в экспозиции музея используется вогнутый светоотражающий экран шириной во всю стену зала. Подобная величина экрана дает ощущение расширения пространства, а изображение на поверхность экрана формирует мультимедиапроектор. Интересна и другая технология в зале электронных экспозиций – светильники, с помощью которых синтезируются динамические цветовые изображения, напоминающие прекрасную особенность здешних мест – северное сияние.

    Второй этаж Музейный центр «Наследие Чукотки» отвел под выставочное пространство временных экспозиций. В зале установлен мультимедиапроектор, с помощью которого посетителям по необходимости демонстрируются фильмы или компьютерные программы-презентации, сопровождающие выставки. Оборудован экспозиционный зал и информационным киоском, обеспечивающим посетителям доступ к дополнительной тематической информации в рамках выставки.

    На третьем этаже расположен самый большой зал музея – зал, в котором оформлены постоянные экспозиции. Здесь также используются самые новейшие технологии, например, экспозиция распределена по тематике на определенные зоны, а у посетителей есть возможность включить подсветку именно тех тематических зон, которые им наиболее интересны. Не обошлось здесь также и без мультимедийных устройств: зал оснащен семью информационными киосками. (Приложение № 6)

    Они созданы на базе компьютеров и оснащены сенсорными экранами, посетители могут в интерактивном режиме самостоятельно задавать режимы информационного сопровождения экскурсии, включать различные познавательные программы или давать запрос в музейную базу данных, чтобы получить самую исчерпывающую информацию о предметах экспозиции. Все эти самые современные разработки делают Музейный центр «Наследие Чукотки» необычайно привлекательным, особенно в глазах молодого поколения. Ежегодно музей принимает до 12 тысяч посетителей, что весьма неплохо, учитывая его географическое расположение.

    Ландшафтная диорама «Обитатели тундры» представляет самых различных птиц и зверей, населяющих тундру. Это знакомые всем хищники: бурый медведь во весь свой рост, волк, отдыхающий на скале, лисица, увлеченно наблюдающая за птицами. Ученые утверждают, что чукотские хищники значительно крупнее своих сородичей, обитающих в более южных районах. Небольшие кулички с «воротниками» из отросших перьев - турухтаны. Каждую весну после прилета в тундру они устраивают турниры между собой. Иногда за такое бойцовское поведение их называют «тундровыми петушками». Тулес – самый крупный представитель ржанок. Американский бекасовидный веретенник. Это небольшая часть птиц, прилетающих летом на наши территории. И всем знакомые, постоянные жители чукотской тундры: куропатки. Здесь представлены два вида куропаток: белая и тундряная.

    Главный ракурс представления экспонатов в постоянной экспозиции «Человек и Чукотка» – не хрестоматийное краеведение и не классическая история с ее представлениями о линейно-ступенчатом развитии общества, и не этнография с ее пристальным вниманием к национально-специфическим аспектам мировосприятия и жизнеустройства, а - культурная антропология. В фокусе ее внимания – Человек. В экспозиции музея исследуются особенности его специфического культурного типа, характерного для Чукотки и, возможно, для других краевых территорий. Для осуществления данного проекта привлекались ведущие специалисты в области музееведения и музейного дизайна из Москвы и Санкт-Петербурга (руководитель проекта Никишин А.Н.). (Снос. № 3 “О музее”)

    Исходя из сноски были сделаны следующие выводы что соответственно следуя за технологическим прогрессом, которым в полной мере обладает объект изучения, появляются и инновационные методы работы с посетителями.

    В первую очередь хотелось бы отметить то что в музей в следствии технологического прогресса не потерял своей культурно - образовательной функции,т.к в современном потоке большое количество музеев приобретают скорее досуго - развлекательные функции, и зачастую просто совершенно теряют изночально полезные функции

    Во-вторых благодоря инновациям как указывалось в статье ниже,и что вновь хотелось бы отметить,соответственно повысился уровень заинтересованности и желание посетить музей.

    Инновационные методы работы в данном центре существуют несколько методов работы с посетителями,и пожалуй один из основных этоинтерактивный метод, т.е участникам экскурсий предлагают своими руками потрогать некоторые из интерактивных экспонатов, как говориться “прикоснуться к истории”, так же хочется отметить что данный центр предстовляет собой современный экомузей который движется ”в ногу со временем” что в сумме дает достаточно интересные методы к примеру то что данный центр как бы объеденяет в себе музейную классификацию и в то же время краеведческую экскурсию, как бы переносясь благодоря техническому прогрессу по Чукотскому краю.Так же хочется добавить что музейный центр является универасльным в плане возростных групп, что в данный музее экскурсии расчитаны как на школьную группу, так и на турестическую, и на группу более старшего возраста т.е впервые в отечественной практике внедрен новый инструмент адаптации музейных объектов для различных категорий посетителей, разных способов и уровней их восприятия. (Приложение № 7)

    Заключение

    В заключении автор курсовой работы хотел бы добавить что современные инновации в методах работы с посетителями музеев с каждым годом будут все более и более набирать обороты в следствии многих факторов таких как технологический прогресс, появление новых видов музеев и.тд Поэтому я соглашусь со словами автора из вырезок:

    “ХХI век обещает музеям очень серьезный вызов, подвергающий испытаниям всю сложившуюся систему музейной деятельности. Очевидно, что социально-культурная миссия будет трансформироваться, наполняясь новым содержанием и обретая новые черты.”

    Формы и соответственно на прямую от них зависящие методы имеют комплексный характер. Формы и методы подвижны, они совершенствуются и развиваются. Они складывались десятилетиями и изменялись с течением времени под влиянием исторических обстоятельств, научных поисков и разработок, запросов социума.

    Основной принцип любой формы культурно - образовательной деятельности - предоставление посетителям возможности заниматься тем, что их интересует, создание условий для самореализации. При этом важно учитывать психологические особенности различных типов и категорий музейных посетителей.

    “музей все более активно берет на себя миссию образовательного учреждения, интегрированного в систему традиционных образовательных институтов: дошкольных, школьных, вузов. Уникальность музея заключается в том, что он может оказывать одновременное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и нравственную сферу личности, активизируя чувственное восприятие, актуализируя личный опыт и стимулируя ценностное отношение человека к окружающей действительности.”

    На явном примере МЦ “Наследие Чукотки” мы видим что музей ведёт сильную образовательную деятельность, не смотря на огромное количество ТП, и не теряет равновесие баланса, что, следовательно доказывает что и в дальнейшем движении инноваций музеи не будут терять своей образовательной деятельности, а даже наоборот набирать её увеличивая количество аудитории.

    “современное постиндустриальное общество, обремененное разнообразными психологическими стрессами, зачастую не приемлет музейный консерватизм, требуя большей аттрактивности и зрелищности. Во избежание превращения музеев в общедоступные места развлечения, необходимо создание определенного баланса, который бы позволил музеям, выполняя образовательную миссию, учитывать потребности и интересы аудитории. Музеи все более активно завоевывают свое место в индустрии досуга с учетом собственной рекреативно - познавательной специфики, постепенно преодолевая сложившуюся точку зрения на него как научно-просветительное учреждение.[См.прил. №4].

    ИСТОРИЯ МУЗЕОЛОГИИ И МУЗЕЙНОГО ДЕЛА

    Л. М. Шляхтина

    МУЗЕЙНЫЕ ИННОВАЦИИ В РЕТРОСПЕКТИВЕ МУЗЕЕВЕДЧЕСКИХ ИДЕЙ

    Современный музейный мир наполнен огромным количеством новых идей и взглядов, подходов и технологий, понятий и терминов. Используя то или иное из них, мы часто не сомневаемся в их инновационном характере. Однако справедливость и методологическая корректность требуют выявления первопричины появления в проблемном поле науки новых идей и их рефлексии в практике.

    Не ставя перед собой задачи проследить появление и развитие всех значимых для музееведения идей, нашедших или находящих воплощение в современной музейной деятельности, сфокусируем внимание лишь на некоторых из них.

    Одним из примеров может быть активное позиционирование в научном мире понятия «живой музей», «средовой музей», внимание к сохранению и интерпретации нематериального культурного наследия, которые активно корреспондируются с размышлениями П. А. Флоренского о сохранении каждого предмета в той среде и связях, в которых он возникает и живет. «Музей, самостоятельно существующий, есть дело ложное и в сущности вредное для искусства», ибо предмет искусства не вещь, а «никогда не иссякающая, вечно бьющая струя самого творчества. Как живая пульсирующая деятельность творца, хотя и отодвинутая от него временем и пространством, но все еще неотделимая от него, все еще переливающая и играющая цветами жизнь...»\ Рассматривая Троице-Сергиеву Лавру как музей, Флоренский выдвинул мысль о том, что она должна стать живым музеем России, «... в котором кипит изучение творчества и где <...> осуществляются те высокие предназначения - дать целостную культуру»2. Яркое подтверждение продуктивности этих идей сегодня мы встречаем в развитии экомузеев, музеев-заповедников и, более того, в преобразовании традиционных музеев. Так, Архангельский художественный музей стал объединением «Художествен-

    1 Флоренский П. А. Избранные труды по искусству. М., 1996. С. 202.

    2 Там же. С. 236.

    ная культура Русского Севера» с явной ориентацией на работу со средовыми и нематериальными объектами.

    Изменение морфологии музейного мира, расширение и углубление понимания социокультурных функций музея, его смысла и назначения, проявляется в таких интересных тенденциях как появление неких «симбиозов»: музей и школа, музей и библиотека, музей и другие институты культуры. Это не может не вызывать явные ассоциации с «идеальными» проектами Н. Ф. Федорова о соединении музея со школой, библиотекой, храмом, научной обсерваторией. Современная практика существования подобных учреждений, ориентированных на непосредственное общение с духовным наследием, показывает реальность идеальных размышлений ученого. Такими примерами являются «школа-музей» в с. Лядины Архангельской области, библиотека-музей-клуб в Полоцке и многие другие учреждения подобного рода в России и за ее пределами. В деятельности современных музеев реализуется многое из того, о чем писал Н. Ф. Федоров.

    Особенно ярко это проявляется в размышлениях о современной миссии музея.

    Так, одной из задач музея Н. Ф. Федоров называет «историческую истину», «музейную правду», которая призвана «. восстанавливать забытое, воздавать должное тому, к кому были несправедливы современники»3. Обучающую функцию музея он сравнивает с таковой у книги, только музейное собрание он представляет «пособием при изучении того, что заключается в книгах», музей «наглядно представляет то, что в книгах выражено словесно».

    Чтобы музей не был «мертвым», не был «гробницей», необходимо теснейшее соединение с ним школы. Школой должен быть всякий музей. Он ни в коем случае не хранилище отживших вещей, «оставшихся от протекшей жизни»4, и не должен «служить для удовлетворения пустого лишь любопытства»5. Музеи должны быть высшими школами, центрами исследования «. все должно быть предметом знания, и все - познающими»6. Главнейшей, верховной, даже вселенской целью музея Н. Ф. Федоров считал «восстановление родства», «воскрешение умерших отцов». В обыденном понимании, вероятно, цель эта заключалась в том, чтобы каждый человек, приходящий в музей, почувствовал, понял и осознал «родство, неразрывную связь с отцом, родом, нацией, человечеством», чтобы историю сегодняшнего дня понимал как закономерное, неразрывное продолжение дня вчерашнего, предтечу дня завтрашнего. «Музеи, созидаемые сынами отцам, восстанавливают родство,

    3 Федоров Н. Ф. Поучительный памятник (музей) // Он же. Собрание сочинений в 4 томах. М., 1995. Т. 3. С. 123.

    4 Там же. С. 158.

    5 Там же. С. 242.

    заменяя отвлеченное человечество...» . Суть музея как «храма предков», как «школы сынов» чрезвычайно важна в нравственной жизни человека, ибо «нарушение к ним обязанности» должно считаться самым важным преступлением, а основание их - высшей добродетелью»8. Изучение прошлого не самоцель, а насущная потребность. «Пренебрежение прошедшим - произвольное сокращение области наблюдения и опыта»9. Не зная прошедшего, не используя его опыта, «. настоящее обречет себя на совершенную бесплодность, будет открывать открытое, принимать старое за новое» . Данные мысли великого ученого являются принципиально важными для определения самого феномена музея, стратегий его образовательной функции, они помогают выстроить методологию взаимодействия с посетителем.

    С позиций современной науки и практики представляют интерес и идеи Ф. И. Шмита, которые оказались провидческими и актуализируются в современной музейной деятельности. И сегодня не утратила значения разработанная ученым в 20-е годы XX в. типология музеев, в основу которой положены запросы его посетителей. Она является общепризнанной в современном музееведении и, несмотря на дискуссионность проблемы классификации, заслуживает внимания и нуждается в дальнейшем осмыслении.

    На наш взгляд, особый интерес представляют идеи Ф. И. Шмита о музейной экспозиции. При создании экспозиции он определял тему как «исходный мотив», что перекликается с господствующими ныне идеями концептуального подхода в музейном проектировании. Он был первым, кто ввел понятие «экспозиция», ранее господствовавшее лишь в искусствоведческом обиходе, в музееведение. Выделив в данном понятии три аспекта -консервацию, реставрацию и собственно экспозицию, Ф. И. Шмит утверждал, что первые два не отвечают задачам музееведа, так как он не ограничивается публикацией подлинных документов, а лишь «показывает результаты своей работы над вещественными памятниками и ансамблями памятников в музейной экспозиции», то есть в экспозиции вещей «в той или иной аранжировке»11. Для ученого важно целенаправленное конструирование исторического процесса, его внутренних конфликтов и действующих лиц, организация специфической музейной среды. Отказавшись от социологических принципов ансамблевого метода построения экспозиции, Ф. И. Шмит заменил понятие «ансамбль» на «повесть» или «драма», поскольку его интересовал не «симбиоз вещей», а создание образа эпохи. «То, с чем больше всего надо бороться в <.> музеях - это мещанская установка на то, кто как жил и работал»12. Таким образом, можно констатировать, что Ф. И. Шмит

    7 Там же. С. 233.

    8 Там же. С. 115.

    9 Там же. С. 117.

    11 Шмит Ф. И. Музейное дело. Вопросы экспозиции. Л., 1929. С. 245.

    12 Там же. С. 178.

    предложил новый музейно-образный метод создания экспозиции, который в дальнейшем развивается в музейной практике и теории, по терминологии Т. П. Полякова, как образно-сюжетный или художественномифологический. Кроме самой идеи ученый предложил и пути ее реализации. Он полагал, что надо определить тему, ее вещественные эквиваленты, убирая все лишнее, довести каждый предмет до уровня символа, ввести в традиционный интерьер необходимые документы и фотографии, чтобы «добиться ясности и убедительности повести», разработать маршрут в соответствии с последовательностью развития сюжета повести. Оставаясь представителем своего времени, Ф. И. Шмит выражал навязанный идеологией эпохи «социологический смысл» с помощью образности, применяя в построении экспозиции такие художественные средства, как сравнения, метафоры, аллегории, опережая в развитии музееведческой мысли своих коллег, которые видели в социологизации глубокий научный смысл.

    Размышляя об особенностях экспозиции художественного музея, Ф. И. Шмит подчеркивал, что главное в них - не «прославление отдельных творцов и отдельных произведений», а показ исторического процесса. Не отказываясь от «великих мастеров», ученый подчеркивал, что их рост происходит не в абсолютном пространстве, а непременно в среде художественного быта. Поэтому основная задача экспозиционера - «изучение тех путей, какими художественная культура усваивается массами». Понятно, что в этом случае экспонаты (произведения искусства) становятся средствами выражения, с помощью которых рассказывается о тех или иных процессах, скрытых за внешними формами произведения. По отношению к художественному музею Ф. И. Шмит выступал сторонником организации «синтетической экспозиции» без искусственного разделения экспонатов на живопись, графику, скульптуру и пр. Он аргументировал это следующими доводами: «Мы обязаны рассматривать сами и показывать другим явления не в метафизически самодовлеющей изоляции, а в диалектической взаимосвязи <.. > Было бы совершенно непростительно, если бы мы вздумали отдирать еще «чистое искусство» от «прикладного»»13. Развивая идею экспозиции как образной системы, ученый предложил ввести в экспозицию живых людей в костюмах эпохи, что сегодня с успехом реализуется в практической деятельности многих музеев в России и за рубежом. В дальнейшем анимация и театрализация как способ активизации восприятия музейной информации и особый способ ее интерпретации нашли воплощение в музейной практике.

    Еще одним важным аспектом музейного проектирования, предугаданного Ф. И. Шмитом, можно назвать эргономические критерии создания экспозиции. Он справедливо считал, что посетитель музея должен чувствовать себя комфортно на экспозиции, поэтому она должна быть небольшой и постоянно обновляемой. Свою точку зрения он объяснял тем, что, с одной стороны, посетители не будут уставать от чрезмерного количества выставляе-

    13 Там же. С. 128.

    мых экспонатов, а, с другой стороны, их частое обновление не только даст возможность ознакомить зрителей (особенно в музеях, страдающих от недостатка площадей) со всеми коллекциями, но и сделает посещение интересным и увлекательным. Задача музееведа - так расположить выставленные в музее вещи, чтобы они «.. стройным хором возвещали то нужное и ценное, ради чего народ приглашается в музей». Позже ученый подтверждает свою установку на небольшую и постоянно обновляемую экспозицию, выступая категорически за автономность каждого экспоната против перенасыщенности зрительного ряда, приводя многочисленные аргументы и яркие примеры в пользу этого утверждения. В современной деятельности музеев это находит воплощение в способах построения экспозиций и выставок.

    Несомненно важными представляются размышления Ф. И. Шмита о взаимодействии музея с публикой. Немало интересных мыслей по этому вопросу содержится в книге «Исторические, этнографические, художественные музеи». Тесно увязывая рассмотрение вопросов экспозиционной и научно-просветительной работы музеев, автор отмечает особую роль специалиста, осуществляющего контакт с посетителем. Так, к экскурсоводу как посреднику между «повестью» или «драмой», представленной в экспозиции, и музейной аудиторией ученый предъявлял очень серьезные профессиональные требования, которые и сегодня интенсивно осмысляются в русле музейной педагогики и музееведческого образования. По мнению Ф. И. Шмита, музейный сотрудник должен обладать и педагогическими навыками, и умением вести беседу, направлять ее в нужное русле, подчинять внимание и руководить интересами экскурсантов, не утомляя их своими собственными теоретическими наблюдениями и высказываниями.

    В контексте музейной педагогики как методологии и методики реализации образовательной функции музея, представляет интерес концепция детского художественного творчества, подробно изложенная Ф. И. Шмитом в работе «Почему и зачем дети рисуют». В ней присутствуют оригинальные авторские идеи, объясняющие природу искусства и процесс развития самостоятельного творчества ребенка в русле основных положений биогенетической теории. Нельзя не сказать о том, что именно Ф. И. Шмиту принадлежит не только идея, но и инициатива ее реализации, связанная с музеями детского творчества. Благодаря его энергии и увлеченности делом, впервые были организованы два музея детского художественного творчества: в Харькове (1921 г.) и в Киеве (1922 г.). Их уникальная роль заключалась в том, что «музеи детского художественного творчества должны ставить себе не специальные и узкие задачи изучения развития детей в одном каком-либо искусстве, а должны вырабатывать методы всестороннего исследования всех художественных проявлений детей»14. В современных условиях эта мысль нашла и практическое воплощение и дальнейшее научно-теоретическое раз-

    14 Шмит Ф. И. Почему и зачем дети рисуют: педол. и педагогич. очерк. М., 1925. С. 192.

    витие. Ярким примером может служить исследование О. Л. Некрасовой-Каратеевой15.

    Не претендуя на завершенность суждений, можно констатировать следующее:

    Музееведение переживает период переосмысления границ, структуры и содержания, что катализирует процессы более глубокого изучения накопленного опыта научных исканий;

    Ретроспективный анализ научных воззрений в области музейного дела позволяет выявить продуктивные идеи, находящие выражение на общеметодологическом и на конкретно-проблемном уровнях.

    И, наконец, не зная прошедшего, не используя его опыта «. настоящее обречет себя на совершенную бесплодность, будет открывать открытое, принимать старое за новое», как было ранее указано Н. Ф. Федоровым.

    15 Некрасова-Каратеева О. Л. Детское творчество в музее: Учебное пособие. М., 2005.

    УДК 069.1 ГРНТИ 14.27.09 Код ВАК 13.00.02

    Л. М. Кетова

    Екатеринбург, Россия

    МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

    КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: музейная педагогика, педагогические технологии, инновационные музейно-педагогические технологии, музейно-педагогические программы. АННОТАЦИЯ: Статья посвящена становлению и развитию отечественной и зарубежной музейной педагогики. Музейная педагогика рассматривается как интегративная и качественно новая сфера образовательной деятельности и как инновационная педагогическая технология.

    Yekaterinburg, Russia

    MUSEUM PEDAGOGICS AS INNOVATIVE PEDAGOGICAL TECHNOLOGY

    KEY WORDS: museum pedagogy, educational technology, innovative pedagogical technologies museum, museum and pedagogical programs/

    ABSTRACT: The article is devoted to the establishment and development of national and international museum education. Museum Education is seen as an integrative and qualitatively new field of educational activity and as an innovative educational technology/

    Роль музеев в сохранении историко-культурного наследия человечества трудно переоценить. В их коллекциях собраны бесценные памятники истории, культуры и искусства. Музеи - это хранители социальной памяти, они дают нам возможность изучить прошлое, задуматься о настоящем и заглянуть в будущее. Огромный культурный потенциал музейных собраний содержит в себе большие возможности для образования и воспитания. Музей сегодня все более становится не только культурным, но и образовательным пространством.

    Одним из важнейших направлений работы музеев является музейная педагогика. Музейная педагогика возникает как закономерный результат интеграционных процессов, охвативших сферы образования, науки и культуры, а

    также развития культурной и образовательной деятельности музеев в разных странах мира. Музейная педагогика -это новая интегративная область, которая включает в себя научнометодологическую дисциплину и практическую деятельность, объединяющую усилия музейного работника и музейного педагога. Музейная педагогика имеет междисциплинарный характер, она тесно связана с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, психология, краеведение, предлагая качественно новый уровень освоения культуры и искусства на основе музейного собрания. Музейная педагогика как интегративная и качественно новая сфера образовательной деятельности, может быть рассмотрена как инновационная педагогическая технология.

    Большое значение для формирования музейной педагогики имел опыт образовательной деятельности музеев Англии и США, где были впервые разработаны программы для разных категорий посетителей музеев. Музейнообразовательная деятельность в Германии не была столь активна, как в Англии и США, но именно в Германии были заложены основы музейной педагогики отдельными энтузиастами музейного дела, среди которых особое место занимает А. Лихтварк, директор Гамбургского художественного музея.

    Своей практической работой он во многом способствовал распространению просветительской работы в области искусства, он был убежден в том, что музей как и школа является местом обучения. Воплощая на посту директора музея лозунг «Искусство - в жизнь», всей своей многогранной деятельностью А. Лихтварк стремился избавить музей от рутины. Он создал любительские курсы живописи и графики, «Общество гамбургских друзей искусства», коллекцию учебных пособий, регулярно проводил в своем музее выставки современной живописи и детского творчества.

    А. Лихтварт первым сформулировал идеи об образовательном назначении музея и предложил новый подход к посетителю как к участнику диалога. Реализуя на практике метод «музейных диалогов», он впервые обосновал роль посредника, который помогает посетителю в общении с искусством, развивая способность видеть и наслаждаться художественными произведениями.

    Наряду с А. Лихтвартом, большое влияние на развитие художественного образования оказал профессор Мюнхенского университета К. Фолль. Являясь сторонником идеи самоценности художественного памятника, он считал, что целью преподавания искусства является «систематическое упражнение глаза». Фолль предложил так построить процесс обучения, чтобы люди

    «не переставали мыслить, разглядывая художественные произведения» и самостоятельно, анализируя их зрительные образы, учились находить и различать особенности разных стилей и почерк мастеров. Своими трудами К. Фолль заложил основы визуального научного мышления.

    Г. Кершенштайнер разработал концепцию педагогики музейной экспозиции. В своей работе «Теория образования», Кершенштайнер обосновал необходимость организации деятельности немецких музеев по педагогическому принципу и обозначил пути осуществления этой цели. В основе концепции Г. Кершенштайнера лежит следующая мысль: «Организация музея, желающего воспитывать и обучать детей посредством познания, является ничем иным, как учебным планом - конструкцией, только здесь конструкция работает не как в школах с тенями предметов, а с самими предметами.»

    С начала 1920-х и в 1930-е годы в Германии на первый план выходят проблемы взаимодействия музея и школы. Их решением занимается Центральный институт воспитания и обучения в Берлине, объединивший талантливых педагогов Л. Паллата, Д. Рихтера, Г. Фройденталя. Они содействовали созданию в музеях педагогических отделов и введение в их структуру должностей музейных педагогов. Немецкие ученые, изучая педагогические возможности музея, заложили основы представлений о развивающем характере музейной среды, разработали технологии различных типов педагогических занятий на базе музея.

    В России первый шаг в истории формирования музейной педагогики был сделан отечественными учеными и общественными деятелями. самостоятельно. Само возникновение педагогической деятельности музеев было инициативой органов образования Санкт-Петербурга, где в 1865 г. был образован Педагогический музей, который высту-

    пил в роли общественного, научного и просветительского центра, разрабатывающего актуальные вопросы педагогической науки. Педагогический отдел музея объединил творческие усилия таких видных педагогов, как Н. А. Корф, Д. Д. Семенов, П. Ф. Лесгафт,

    П. Ф. Каптерев, Л. Н. Модзалевский, А. Н. Острогорский, И. И. Пальсон, П. Г. Редкин, К. К. Сент-Илер и др. При отделе работали кружки для учителей и родителей. Крупнейшие ученые и педагоги того времени: И. М. Сеченов,

    Н. М. Пржевальский, С. М. Соловьев, Н. Х. Вессель и др. проводили в музее публичные лекции для школьников и будущих учителей. Презентация деятельности русского Педагогического музея на Всемирной выставке 1875 г. в Париже послужила толчком к кардинальному изменению воззрений на образовательные функции музея во всем мире. Образовательная деятельность музеев в России продолжает развиваться в Х1Х-ХХ вё. на основе идей отечественных ученых и музейных деятелей, а также немецких теоретиков и практиков музейного дела.

    В России в первой половине ХХ в., теоретическими вопросами просветительской деятельности отечественных музеев занимались А. В. Луначарский, П. А. Флоренский, Ф. Шмидт,

    Н. И. Романов, Н. Ф. Федоров,

    А. В. Бакушинский.

    Особый вклад в музейную педагогику внес А. Бакушинский. На рубеже 1910-1920-х гг. он определил и научно обосновал значение искусства в духовном, интеллектуальном и эстетическом развитии ребенка, приорететные виды художественной деятельности для каждого возраста, взаимосвязь процессов эстетического восприятия и разнообразных форм творчества в становлении личности.

    А. Бакушинский исходил из строгого соблюдения возрастной специфики зри-

    теля, в котором видел не «объект воздействия», а прежде всего партнера. Резко выступая против иллюстративного подхода к рассмотрению произведений искусства, он утверждал необходимость акта сопереживания в процессе восприятия. Разделяя позиции А. Лихтварта в том, что обучение искусству в музее - это прежде всего развитие художественного восприятия, в своей практической деятельности Ба-кушинский особое внимание уделяет методике проведения экскурсий. Он изложил ее в широко известной работе «Музейно-эстетические экскурсии»

    (1919). Заслуга Бакушинского состоит в том, что он первым в России осмыслил концептуальный подход к художественному развитию ребенка средствами музейной и школьной среды, сделав попытку объединить профессиональное искусствоведение и педагогическую практику.

    Рассматривая работу в музее как педагогический процесс,

    А. Бакушинский исходил из строгого соблюдения возрастной специфики зрителя, в котором видел не «объект воздействия», а прежде всего партнера. Резко выступая против иллюстративного подхода к рассмотрению произведений искусства, он утверждал необходимость акта сопереживания в процессе восприятия, считая, «что если художественное произведение является символом, который выражает творческое действие художника, то подобное творческое действие оно должно пробудить у зрителя. Отсюда - глубочайшая социальная ценность и значимость искусства и его творческого переживания» . В трудах и деятельности Ба-кушинского были очерчены основные формы художественного воспитания: школьного, дополнительного и музейного, а также методы их системного взаимодействия, нацеленного на воспитание «культуры творческой личности».

    Новое направление в определении содержания образовательной функ-

    ции музейной среды имела деятельность проблемной группы «Музей и образование», организованной в ранге научно-исследовательского коллектива

    при Министерстве образования СССР в 1980-х гг. Один из авторов научной публикации этой группы по проблемам музейной педагогики подчеркивал: «Если сущность музея не в передаче знаний, то и педагогика музея не может строиться как чистая дидактика, ибо это лишь одна вспомогательная грань музейно-образовательной деятельности.

    Речь в первую очередь должна идти о категориях ценностного сознания, о семиотике вещи и феноменологии пространства, о драматургии культурноисторического диалога, развертывающегося в музее, и только затем - о конкретных формах общения и деятельности, в которых может быть воплощен диалог. И, в частности, о необходимых «знаниях», обращенных к интеллекту посетителя, но призванных обеспечить опыт ценностного переживания, захватывающего его личность целиком» . В это же время в крупнейших отечественных музеях (Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея, ГМИИ им. Пушкина, Государственный исторический музей) происходило активное накопление экспериментального опыта на базе кружковой, клубной и других форм работы.

    Музейная педагогика, как и педагогика в целом, направлена на задачи воспитания и развития личности. Музейно-педагогический процесс представляет собой единую и динамичную систему компонентов, определяемых педагогическими категориями (воспитание, развитие, образование, обучение). Музейная педагогика оперирует теми же понятиями и категориям и подчиняется тем же законам, что и общая педагогика. Поэтому, рассматривая формы, методы, принципы и средства музейной педагогики, можно выделить и технологии музейной педагогики. Более того, сама музейная педагогика мо-

    жет быть рассмотрена как инновационная педагогическая технология.

    В современной педагогике нет однозначного понимания понятия «педагогическая технология». На сегодня существует более 300 определений педагогических технологий различных авторов. Одни авторы (М. В. Кларин,

    В. М. Монахов и др.) понимают педагогическую технологию как совокупность установок, определяющих формы, методы и способы достижения педагогической цели. В определениях других (С. М. Вишнякова, Е. В. Ширшов и др.), педагогическая технология предстает как некий набор технологических процедур, обеспечивающих воспроизводимость и гарантированность результата. Важным атрибутом педагогических технологий, по мнению этих авторов, является измеримость и воспроизводимость результатов. В технологизиро-ванных системах не декларируется нечто, если его нельзя измерить и воспроизвести на практике. Любая технология обучения должна удовлетворять главным методологическим требованиям, таким как: концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость.

    Проблема различения технологии и методики является до сих пор достаточно дискуссионной. Одни ученые считают технологию формой реализации методики, другие полагают, что понятие технологии шире, чем методика. По мнению Загвязинского В.И., и технология, и методика обладают системностью, но идеальная технология обладает жестко определенной системой предписаний, гарантированно ведущих к цели. Методика же предусматривает разнообразие, вариативность способов реализации теоретических положений, а следовательно, и не предполагает гарантированности достижения цели, т.е. даже идеальная методика не обладает высокой инструментально-стью. В. И. Загвязинский предостерегает нас от излишней технологизации

    учебного процесса: «Общая идея воспроизводимости учебных процедур, распространенная на весь учебный процесс, приводит к мысли о том, что он может стать независимым от «живого» учителя. Учитель при этом рассматривается как пассивный исполнитель «фирменного» дидактического проекта. Это крайнее выражение «технократического мышления», которое может нанести обучению серьезный ущерб, привести к его дегуманизации» .

    Современная музейная педагогика использует различные формы, методы и технологии. Так, М. Ю. Юхневич относит к числу базовых форм культурно-образовательной деятельности музея десять следующих: экскурсия, лекция, консультация, научные чтения (конференции, сессии, заседания), клуб (кружок, студия), конкурс (олимпиада, викторина), встреча с интересным человеком, концерт (литературный вечер, театрализованное представление, киносеанс), праздник, историческая игра .

    Одной из самых востребованных инновационных технологий является сегодня музейно-педагогическая программа. Музейно-педагогическая программа, объединяя два блока - «школа в образовательном пространстве музея» и «музейная педагогика в школе», - одновременно является также моделью реализации инновационной образовательной практики музея. Такая модель открывает возможность наиболее эффективного взаимодействия музея и школы, так как создает предпосылки для формирования музейно-педагогической образовательной области в рамках школьного учебно-педагогического процесса.

    Музейно-педагогическая про-

    грамма предполагают творческое взаимодействие музейного и школьного педагогов. Она позволяет обогатить новым содержанием такие традиционные формы образовательной деятельности, как лекции, экскурсии, дидактические выставки, семинары, включить в обра-

    зовательный процесс современные видео и мультимедийные технологии. Обеспечивая поэтапное и последовательное развитее личности, музейнопедагогические программы являются основой моделирования системы взаимодействия музея и системы образования. При этом разработка программы определяется целью создания программы и ее задачами; адресом программы (на какую аудиторию она рассчитана); содержанием программы; формами, средствами и методическими приемами, предлагаемыми для реализации программы; сроками осуществления программы; результативностью и оценкой эффективности. Только в этом случае программы, обеспечивая поэтапное и последовательное развитие личности, служат обоснованием инновационной образовательной практики музея.

    Как пример инновационной технологии музейной педагогики можно привести программу Государственного Русского музея «Здравствуй, музей». Она отвечает всем необходимым вышеназванным критериям технологичности. Концептуально она опирается на труды теоретиков и практиков музейной педагогики: А. Лихтварка и

    А. Бакушинского. Она входит составной частью в одно из ведущих направлений научной работы Русского музея «Русское искусство в контексте мировой художественной культуры».

    Цель программы - это становление национального самосознания учащихся и их готовности к равноправному диалогу с культурами различных народов, что предполагает овладение культурным наследием прежде всего своей страны.

    Реализация программы образовательными учреждениями обеспечена учебно-методическим комплексом (программы учебных дисциплин и методические рекомендации к ним, слайд-пособия, видеопрограммы) и системой методического анализа хода эксперимента с последующей ежегодной итого-

    вой конференцией учителей-

    эксперементаторов по обмену опытом. В рамках программы сложилась последовательность преемственных звеньев диалога: музей - учреждение образования - музей. Реализация программы связана с применением наиболее современных информационных и аудиовизу-алньных технологий.

    Программа «Здравствуй, музей!», явившаяся ярким свидетельством осознания современным музеем своей социальной ответственности и роли в гармонизации общественных отношений, стала источником педагогических инноваций. Благодаря системности построения, типологичности постановки и решения педагогических задач, вариативности модулей применения программа «Здравствуй, музей!» придала сотрудничеству музея с образовательными учреждениями взаимовыгодный, динамичный, гибкий и планомерный анализ. В Русском музее сложилась научно выверенная система внедрения диагностики и анализа результативности экспериментальной работы.

    Первая отечественная многоуровневая музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей», разработанная на принципах междисциплинарности, системности и преемственности, по мнению Б. А. Столярова, «стала моделью реализации взаимодействия ху-

    дожественного музея и системы образования на всех ее уровнях - от детского сада до вуза - и основой инновационной образовательной практики в этой области» .

    Многоуровневая музейно-

    педагогическая программа «Здравствуй, музей!», разработанная с целью продуктивного взаимодействия художественных музеев России с системой образования на всех ее ступенях - дошкольной, школьной и высшей, воплотила многолетний опыт деятельности Русского и других отечественных и зарубежных музеев в области эстетического воспитания и художественного образования. Реализуемая сегодня более чем в двадцати регионах России, она стала базовым элементом ряда концепций и основой системы эстетического воспитания Русского музея, удостоенной Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства в 2003 году.

    В основу программы положена установка на восприятие как процесс непрерывного контакта с окружающим миром. Эта установка позволяет сформировать у ребенка предстваление о музее как о части окружающей его среды, а также об изобразительном искусстве как необходимой составляющей полноценного отношения человека к миру.

    ЛИТЕРАТУРА

    Гнедовский М.Б. Музей и образование: материалы для обсуждения //

    М.Б.Гнедовский, Н.Г.Макарова, М.Ю.Юхневич - М.: ВНИК «Школа». 1989. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. - М.: Академия, 2004.

    Столяров Б.А. Музейная педагогика: история, теория, практика. - М.: Высшая школа, 2004.

    Фомина Н.Н. «Научная школа А. В. Бакушинского в современной педагогике искусства // Научные школы в педагогике искусства. - М.: Издательский Дом РАО. 2GG8.

    5. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учеб. пособие по музейной педагогике / М-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии. - М., 2001.

    Российские музеи меняются вместе с миром. Рассматривая перспективы развития музейного дела, несложно прийти к мнению, что в этом вопросе нужен инновационный подход. Новые формы работы с посетителями позволят выйти на новый виток и способствовать развитию культурно-познавательной работы в регионах.
    90-е годы прошлого века стали непростым испытанием для музеев страны. Недостаток денежных средств, возвращение культовых памятников церкви значительно осложняли их работу. Недостаточное финансирование - не главная проблема музейщиков. Опасение вызывает отсутствие специалистов, которые могли бы организовать музейное дело на высоком уровне, а также хранение музейных ценностей.
    «Руками не трогать!» - классика советских музейных табличек, антибренд музейного дела. Во всем мире уже давно многое можно трогать руками, и именно это трогание руками истории и культуры оказывается плодотворным.
    Тем, кто приглашает трогать историю руками, - носителям смелых идей, креатива и инноваций в музейном деле, - Министерство культуры Российской Федерации, Ассоциация менеджеров культур и Благотворительный фонд В. Потанина выделили гранты на вредрение новых и нестандартных проектов. Таких, например, как музейный проект «История со вкусом» из Коломны или проект «Музей - территория равных: от стиляг до эмо» из Сургута.
    Музейная жизнь сегодня хоть и трудная, но становится необыкновенно интересной как раз благодаря новаторским идеям. А многолетние конкурсы, поддерживающий такие идеи, меняет сам образ музейщика. Сегодня музейному человеку необходимо расширять границы культурного пространства в самые неожиданные стороны. Чего стоят, например, музейные проекты для детей с ограниченными возможностями - незрячими или больными ДЦП, или образовательные проекты музеев.
    Тем более что Интернет широко предоставляет музеям возможность для новой, открытой для самой неожиданной публики работы, создаются современные Интернет Медиа-площадки в виде сайтов и «виртуальных филиалов». Ведь современный музей, по сути - это не столько сохранение прошлого, сколько создание настоящего. Музей создает образ прошлого, на который мы опираемся.
    В Воронеже с начала 1990-х годов наблюдалсябум краеведческих исследований, который был подготовлен всем предыдущим ходом развития воронежского краеведения, демократизацией общества и усилением интереса к истории своего края.
    В современную музейную практику внедряются и такие технологии, как 3-D. Этот формат не ограничивается целями исключительно развлекательного характера. В музее он приобретает совершенно новое, ценное содержание, становится инструментом исследования. Имеется опыт по созданию 3-Dпанорам и их использованию в презентации музейных объектов.

    1. http://www.rg.ru/2009/06/03/grant.html - российская газета. Культура;
    2. http://virtualrm.spb.ru/ru/ node/9412 - русский музей, виртуальный филиал;
    3. http://www.dip-kostroma.ru/news/2376.html - информационно-аналитическое управление;
    4.Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры / Т.П. Калугина. - СПб.: ООО Издательство «Петрополис», 2001. - 224 с.;
    5.Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре / Т.Ю. Юренева. - М.: «Русское слово - РС», 2003. - 536 с., илл.

    Школьный музей является частью образовательного пространства, он координирует патриотическое, гражданское и общекультурное воспитание учащихся.
    Цели работы школьного музея.
    Школьный музей организуется в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся. Он способствует:
    1. Воспитанию у обучающихся патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего и других народов.
    1. Приобщению обучающихся к историческому и духовному наследию родного края через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении и благоустройстве и исторических и культурных памятников. (Сборник методических материалов для руководителей школьных музеев Московской области. Под общ. ред. Н.С. Чекмаревой. 2005.)

    Традиционные направления деятельности школьного музея: поисковая, фондовая, экскурсионная, пропагандистская, просветительская могут быть реализованы новыми средствами.
    Информационные технологии позволяют активизировать познавательную деятельность и исследовательскую работу учащихся в музее.
    Формы работы школьного музея с использованием информационных технологий:
    1. Создание обзорной виртуальной экскурсии по музею.
    2. Составление электронного каталога фондов.
    3. Создание электронных экспозиций: текущих и постоянных.
    4. Создание форума для общения между гостями интернет - страницы и активом школьного музея.
    Электронные материалы музея размещаются на интернет-сайте образовательного учреждения на отдельной странице. Электронный музейный материал можно использовать в учебной и воспитательной работе.
    Использование телерадиокоммуникаций:
    1. Использование школьного радио для проведения радиолинеек, посвященных памятным датам России; уроков мужества и т.п.;
    2. Использование школьной телесети для показа тематических экскурсий видеороликов, краткометражных фильмов и т.п.
    Создание классами альбомов Памяти «Низкий поклон, вам, ветераны». В них собираются данные о членах семьи, внесших свой вклад в победу над фашизмом в Великой Отечественной войне. Это важная работа в деле патриотического воспитания обучающихся. Восстанавливается связь между поколениями. В сердцах детей растет гордость за свою семью, ее героическое прошлое. Итог этой работы - создание общешкольного альбома «Низкий поклон, вам, ветераны» (возможно, в электронном и бумажном виде).
    Организация общешкольных акций, посвященных значимым датам в истории России, с привлечением родителей учащихся, жителей микрорайона, города. Например: акция «Дети против войны» - раздача детских рисунков данной тематики накануне 9-го мая жителям микрорайона, города.
    Проведение опросов и анкетирования в школе с целью выявления степени патриотизма и гражданственности учеников с опорой на следующие критерии:
    1. Отношение к государственной символике;
    2. Отношение к традиции и истории своего народа;
    3. Потребность в служении Отечеству;
    4. Отношение к гражданским правам и обязанностям и т.п.
    Использование данных методов педагогической технологии позволяет проследить динамику в отношении обучающихся к таким понятиям как патриотизм и гражданственность.
    Составление музейных троп на основе имеющегося краеведческого материала с обозначением мест проживания ветеранов Великой Отечественной войны. Музейные тропы позволяют провести экскурсии по родному микрорайону, городу; уроки по историческому краеведению, игры-викторины, игры-путешествия.
    В настоящее время все чаще руководитель школьного музея в своей работе использует инновационные формы и методы работы. Они удовлетворяют требованиям и соответствуют возможностям современного подростка, живущего в информационном пространстве и в мире технологий.
    Музей – это хранитель Памяти. Память о прошлом каждого человека – это сила и мощь государства, будущее страны.