Процесс внедрения инновационных технологий в музейной деятельности. Музейная педагогика

Современные компьютерные информационные технологии уже около 20 лет внедряются в музейную деятельность. Прежде всего, музеи начали компьютеризировать свои фонды с целью формирования каталогов своих коллекций в электронном виде. На основе этих электронных каталогов стали формироваться технологии учета музейных ценностей в ЭВМ. Технический прогресс и современные технологии обработки изображений позволили многим музеям формировать базы данных изображений. Компьютерные технологии произвели информационную революцию в музейной области. Всем известно, что в среднем музеи экспонируют не более 5% коллекций. Остальные ценности хранятся в фондах. Благодаря компьютерным информационным системам, этот информационный материал становится доступным для изучения специалистами.

Компьютерные технологии интенсивно внедряются в различные другие направления музейной деятельности: это и реставрационные процессы, и подготовка макетов музейных экспозиций и выставок, образовательные программы для детей. Компьютерные системы успешно используются для обслуживания посетителей. При помощи этих систем любой желающий может забронировать билеты на посещение музеев, выставочных залов или концертов. Несомненно, что интенсивное развитие мировой информационной системы ИНТЕРНЕТ, заставляет и музеи воспользоваться ее уникальными возможностями.

Если в целом взять сферу культуры, то веб-ресурсы, созданные в области (однако далеко не каждый ресурс - это полноценный сайт с профессиональным дизайном и проработанным веб-сценарием), находятся в зарождающемся состоянии. Имеются фотовыставки, информация о современных художниках и об организациях культуры, что касается собственно информации об историко-культурном наследии, то она ничтожна по сравнению с тем, что есть реально.

До сих пор задача современного информационного обеспечения деятельности в сфере культуры зачастую понимается как оснащение культурных учреждений современным оборудованием и обучение персонала навыкам работы с ним. Однако очевидно, что использование новых информационных технологий предполагает не просто количественное, но и качественное изменение в профессиональной деятельности работников сферы культуры, а работа с информацией поднимается на иной, принципиально новый уровень.

> Инновации современного музея

Современный музей насыщен средствами отображения информации. Число персональных компьютеров может превосходить количество музейных сотрудников, ибо значительная часть техники предназначена для посетителей. Уже 20 лет компьютеры используются как вспомогательные средства:

· Облегчающие работу по учету и хранению (музейные АИС);

· Поясняющие представленное в экспозиции (своего рода электронные этикетки и экспликации);

· Зачастую непосредственно предъявляющие хранимый музеем материал (например, показ кинофрагментов в Музее кино) и т.п.

Музейные web-сайты и CD-ROMы заняли свое место наравне с традиционными изданиями на бумажном носителе.

В последние годы в музейной практике сформировался принципиально новый подход к использованию современных средств отображения информации.

Первый и наиболее простой вариант - использование средств мультимедиа в художественных экспозициях, когда программа является составной частью представленного объекта. Например, в Музее этнологии в Лейдене (Нидерланды) показал выставку политической карикатуры, где рядом с карикатурными рисунками были выставлены мониторы, демонстрирующие телеинтервью изображенных персонажей. Это значительно увеличивало эффект воздействия графических листов. Однако сегодня мы все чаще сталкиваемся с более радикальным подходом. Типичным становится прием, когда в экспозиции выставлено произведение современного искусства, а на стоящем рядом мониторе автор демонстрирует свое творение и произносит по его поводу некоторый текст.

Ситуация равноправия, экспозиционной равновесности материальных и виртуальных объектов возможна не только в художественных экспозициях. Приведем несколько примеров подобных пар из разного типа музеев:

· Музыкальный инструмент и его звучание (Музей музыки, Стокгольм; Дом музыки, Вена)

· Чучело птицы и запись ее пения (Дарвиновский музей, Москва)

· Наряд шамана и видеозапись ритуального танца (Музей этнологии, Лейден)

· Форма и снаряжение знаменитого хоккеиста и фрагмент матча с его участием (Музей хоккея, Торонто)

· Чучело животного и видеофильм, показывающий животное в естественной среде обитания (Музей "Натуралис", Лейден)

· Технические объекты и демонстрация их действия на мониторе (Музей Немо, Амстердам; Музей науки, Лондон; Музей техники, Вена)

Наиболее интересна ситуация, когда подлинный материальный объект не может быть представлен в экспозиции, и мультимедиа принимает на себя его функции. Все это может быть показано и с помощью традиционных средств (макеты, схемы и т.п.), но современные средства отображения информации оказываются в данном случае куда более зрелищными, а главное более подлинными, чем что-либо иное. Подобная практика использования мультимедиа широко распространена в естественнонаучных и технических музеях, но встречается также в музеях художественного и исторического профиля.

В 2005г в Анадыре открылся музей «Наследие Чукотки». По утверждению прессы, это самый высокотехнологичный музей России. Сегодня здесь представлена экспозиция «Точка отсчета». Это экспериментальная работа - исследование «краевых и пограничных» эффектов в природе, экономике и культуре Чукотки, выполненное средствами медиа-искусства. Все экспонаты представляют собой экранные изображения (документальные и художественные кино-, видео- и фотоматериалы, произведения компьютерной графики, анимации, web-дизайна). Экспозиция управляется посредством трех информационных сенсорных киосков. Содержимое электронных витрин (их образуют сдвоенные плазменные панели) непрерывно трансформируется. Программа построена таким образом, что может работать как в автономном режиме, так и подчиняясь запросам посетителя.

Технологии мультимедиа все больше сближают современные музеи с развлекательными площадками и парками аттракционов. Являются ли исключением российские музеи?


Российские музейщики убеждены, что новые технологии уместны лишь тогда, когда прочие средства исчерпаны

Всеобщее оживление

«Все увлечены мультимедиа и хотят разместить в залах побольше мониторов, желательно больших, чтобы все выглядело современно», — сожалеет партнер дизайнерского бюро MusArtTec художник Владимир Быстров . Когда вместе со своим партнером Сергеем Ивановым он оформлял выставку в Музее политической истории России, оба убеждали музейщиков в том, что мультимедийность — это не только электронные средства, это способ взаимодействия музея и посетителя: человек должен получить не интерпретацию, а собственный опыт общения с экспозицией, сделав это в комфортных условиях.

Отечественным музеям приходится открывать на это глаза: как правило, они ограничиваются технологическим подходом. Заведующий отделом информационного обеспечения выставочной деятельности Государственного исторического музея Кирилл Мееров убежден, что «мультимедиа критически важны как форма оживления истории для человека современного, привыкшего к видеокартинкам; они расширяют информацию, позволяя вещам оказаться в контексте реальной эпохи».

Технологии мультимедиа уместны лишь для временных выставок, убеждены в Государственной Третьяковской галерее. «И только в случае, если без дополнительного мультимедийного сопровождения не обойтись, в противном случае лучше не перегружать пространство», — уверена заведующая сектором мультимедиа и интернет-проектов ГТГ Татьяна Николаева .

Какие технические новинки у нас любят

Наиболее востребованны в российских музеях интерактивные дисплеи, информационные киоски и столы, позволяющие посетителям самим выбирать контент для просматривания или прослушивания. Или делать то же на на экранах своих мобильных устройств. «Существуют системы, позволяющие отслеживать перемещение посетителей и начинать демонстрацию только в непосредственной близости, — рассказывает начальник проектного бюро компании «Делайт 2000» Алексей Уляшкин . — Можно использовать системы с направленным звуком, так называемый звуковой душ, чтобы не мешать зрителям соседних стендов. Набирают популярность проекционные системы для внутреннего видеомэппинга (технологии проецирования изображений на объекты окружающей среды внутри помещений)».

Все это позволяет погрузить посетителей в атмосферу события или эпохи и превратить экскурсию в шоу, дает возможность детально рассмотреть виртуальные экспонаты, которые могут физически находиться в других музеях или представлять собой реконструкции утраченного.

Информация предоставлена компаниями «Делайт 2000», Autodesk и консалтинговой компанией Accеnture .

Возможно, музейщики чувствуют, что только на временной выставке можно позволить себе эксперимент, немного больше свободы, выражения которой им не хватает в пространстве давно сложившейся постоянной экспозиции. Директор по маркетингу и PR Института русского реалистического искусства (ИРРИ) Надежда Степанова согласна с тем, что «мультимедиа — хорошее подспорье на временных выставках, когда нужно показать огромное количество оцифрованных архивных материалов, процесс реставрации или создать интерактивную карту».

В основную экспозицию российские музейщики стараются не вмешиваться с современными технологиями, воспринимая ее как сложившийся организм. В этом и состоит ключевое отличие в подходах к использованию технологических средств между российскими и западными музеями. Применять технологии следует, когда раскрыть сущность предметов или идею экспозиции иными средствами невозможно, сходятся музейщики во мнении по поводу главного принципа применения мультимедиа.

«Основной вопрос — уместность нахождения мультимедийных технологий рядом с подлинниками искусства в едином пространстве — не важно, идет ли речь о постоянной или о временной выставке», — подытоживает Кирилл Мееров.
Словом, российские музеи вряд ли готовы совершить следующий шаг — при помощи мультимедийных средств двинуться в сторону взаимодействия с посетителями, а не только с музейным контентом. Но в смысле применения самих технологий наши музеи действительно не отстают от мирового опыта.

Да будет свет!

Самые популярные производители

Российские музеи чаще всего используют оборудование японской компании Panasonic . Также они отлично знакомы с отечествен-ным дистрибутором проекционной техники и презентационного оборудования, московской компанией «Интмедиа».

Технологии и решения популярны как западные, так и отечественные. Среди наиболее известных российских разработчиков — петербургская «КАМИС» (начинала с создания универсальной системы для систематизации музейных коллекций) и разработчик мультимедиарешений для различных отраслей Ascreen .

В целом же каждый музей исходит из своих задач и под них ищет разработчика, иногда выбирая новичка в музейном мире. Например, столичная Wireframе , занимающаяся компьютерной графикой и анимацией, создала для одной из выставок Третьяковской галереи анимированный ролик Эффект бабочки .

В числе востребованных производителей — российский дистрибутор и системный интегратор в области аудиовизуальных и смежных систем «Делайт 2000». А петербургская группа компаний «Транзас», специализирующаяся на разработке тренажеров для подготовки моряков, с 2003 года начала создавать решения и для музеев.

Музеи стараются угодить своему посетителю, делая так, чтобы он большую часть информации получал при помощи различных визуальных технологий. Они рассматриваются музеями как основная точка входа в любую экспозиционную информацию — от wi-fi в залах и QR-кодов на стенах до видеоинсталляций с объемным звуком.

«Это естественно. В мире заметна тенденция сближения музея с парком аттракционов: первый вбирает в себя все больше черт, исторически свойственных лишь второму, становясь не только образовательным центром, но и площадкой для увлекательного времяпрепровождения. Плохо это или хорошо, но российские музеи тоже постепенно приходят к этому», — считает руководитель направления ГК «Транзас» (производитель мультимедиа решений) Евгений Шишенин .

Развиваться в направлении мультимедиа необходимо — так или иначе они популяризируют музей, с этим никто не спорит. «Но классический музей не должен сильно увлекаться цифровым контентом и технологиями, — считает Надежда Степанова из ИРРИ. — Носители быстро устаревают, да и цель музеев не создание „игровых приставок“ для посетителей. Если делать выбор между закупкой партии хороших светильников и созданием новой версии приложения, я, наверное, выберу свет».

При этом важно добиться того, чтобы мультимедийные средства действительно работали на результат. Пока же нередко случается так, что успешные на Западе технологии в России неэффективны. Об этом в отечественных музеях говорить, разумеется, не очень любят.

Так, стационарные зоны для демонстрации фильмов в ГИМ — пример не самого удачного вживления технологий. Отсутствие скамеек и наушников мгновенно дискредитирует идею оживления исторического контекста: если зрителю некуда сесть, а рядом слышны разговоры других посетителей, сосредоточиться на содержании рассказа не удастся.
Несвоевременный запуск промосайта, основы рекламной кампании выставочного проекта, — еще один пример того, как успешная технология не работает, если отсутствует продуманный концепт. Промосайт, вместо того чтобы быть запущенным за полгода-год до выставки, начинает работать с ее открытием — и в сознании зрителей кажется приложением к выставке. Именно так пока часто получается у Третьяковской галереи, хотя именно она успешно опробовала, к примеру, жанр интернет-блога от лица художника прошлого, как это было в случае с Константином Коровиным.

Мы выбрали несколько самых интересных примеров применения мультимедиа российскими и западными музеями и убедились в том, что наши музеи инноваций не боятся.

Что у нас? Мобильно, интерактивно, виртуально!

Государственный исторический музей

Активная мультимедийная жизнь ГИМ стартовала с открытия в сентябре 2012 года новой постоянной экспозиции — Музея Отечественной войны 1812 года. Сама его идея базировалась на мультимедийной концепции — создании специальных систем и точечного показа музейных вещей в связке с технологическими решениями. На выставке Первая мировая. Последняя битва Российской империи ГИМ применил 38 различных информационных систем.

Арт-инсталляция «Осколки империи» Одна из главных визуальных доминант экспозиции. Черного цвета панель на стене с разлетающимися в разные стороны «осколками» в виде экранов, а на них — пять видеороликов, рассказывающих о крахе пяти империй в результате Первой мировой войны. Расположение экранов позволяет глазу синхронизировать содержание роликов, а темный фон собирает их в восприятии зрителя в картину личных и мировых катастроф. Все сопровождается драматичным аудиорядом. Посередине зала, напротив «осколков», разместили уникальный экспонат из фондов — настоящий мундир наследника-цесаревича, великого князя Алексея Николаевича .

Стереофото без очков Стереофотографии на цифровом экране с разрешением 4К. Фотографии можно смотреть без специальных очков, стереоэффект при этом сохраняется. В ГИМ уверены, что при помощи этой технологии можно лучше донести сущность музейного предмета до избалованного визуальными эффектами зрителя.

Анимированная карта Ноу-хау ГИМ — анимированная (с элементами мультипликации) карта, показывающая ход Отечественной войны 1812 года, со вставками видов городов и портретов участников сражений. Таких карт в музейном мире делают мало, один из немногочисленных примеров — в парижском Музее армии.

Электронная подсказка При помощи системы «скринсейвер» московской компании «ЭПОС» в ГИМ создали электронный ресурс с тачскрин-экранами, позволяющими дать полную информацию (в форме видеороликов, архивных фотографий и документов) о каждой стране — участнице войны.

Что будет В планах — запуск в 2015 году интер-активной схемы, по запросу посетителей показывающей местонахождение того или иного предмета и пути к нему. Киоски со схемой будут установлены в залах музея, доступна она будет и на сайте. В течение года обещают запуск образовательных игр, закачанных на планшеты, которые установят в экспозиции Музея Отечественной войны 1812 года.

Также к 2015 году планируют завершить создание трехмерной модели Бородинского поля, обновив сегодняшний интерактивный Бородинский «столик» с голосовым рассказом о сражении. Создание такой модели потребовало от сотрудников недюжинных усилий: выезда на местность для топографических обмеров ландшафта, изучения изменившихся русел рек и даже примерного подсчета количества деревьев.

Государственная Третьяковская галерея

Для временной выставки Натюрморт. Метаморфозы. Диалог классики и современности требовалось связать между собой более 200 произведений живописи, графики и декоративно-прикладного искусства. Для этого сняли трехминутный видеоролик (исполнитель — московская компания Wireframe ) и разместили его на ЖК-экране посередине зала, как бы соединяя две эпохи натюрмортов. Интересная техническая деталь: ролик делился на три проекции, визуально создавая впечатление общности между разными направлениями, эпохами и мастерами.

Интерактивные столы Для выставки Георгий Костаки. «Выезд из СССР разрешить…» К 100-летию коллекционера на двух интерактивных столах представлена дополнительная информация о деятельности Костаки, которую невозможно было показать в экспозиции: архивные материалы, переписка, документы, предоставленные -Музеем современного искусства города Са-лоники. В статичном состоянии показывать эти материалы нет смысла, их необходимо листать.

«Прогулки по местам…», мобильное приложение К выставке Александр Головин. Фантазии Серебряного века. К 150-летию со дня рождения . Прогулка по Москве и местам, связанным с работой этого театрального художника. В планах — запуск приложений с Прогулками по местам Малевича и Прогулками Серебряного века .

Виртуальный конструктор Выпускается на дисках для создания пользователем пейзажа или натюрморта на основе заранее подготовленных элементов картины. В основе — известное произведение, а для создания собственной картины используется подлинная палитра художника. В планах — запуск виртуального конструктора по созданию портрета. В 2015 году заработают мобильные приложения ко всем трем конструкторам.

Саму идею Третьяковская галерея позаимствовала у Тейт Модерн. Примерно за год до своих крупных выставок лондонская галерея запускает промосайт, работающий на идею продвижения самой выставки. В 2012 году к выставке Константин Коровин. Живопись. Театр. К 150-летию со дня рождения идею запуска промосайта попробовала реализовать и ГТГ. Однако запуск сайта пришелся на открытие выставки, и идея промокампании не сработала. Но галерея не оставляет попыток добиться успеха в этом направлении.

Что будет: Разные мобильные приложения В течение 2015 года Третьяковская галерея планирует запустить мобильное приложение, дополняющее сайт. В планах — разработка специального приложения для прогулки между двумя зданиями галереи. «Добежать до Купания красного коня Петрова-Водкина, как хочет большинство посетителей, неинтересно», — считают в галерее и предлагают загрузить на свой гаджет мобильное приложение: в пути от одного здания до другого оно расскажет, какой была Москва во времена братьев Третьяковых, и покажет самые интересные исторические уголки.

Еврейский музей и центр толерантности

Самый интерактивный музей в России. «Трудно определить, на что он похож — на музей или на парк развлечений», — так отзывается о себе сам музей на своем сайте.

История евреев каждой эпохи, ее специфика и дух изложены при помощи самых разных технологий: объемной информации, интерактивных карт, огромных витрин, на которые проецируются фильмы и фотографии, для усиления эмоционального воздействия создаются оптические иллюзии, используется эффект перспективы и множество другого. Общую архитектуру мультимедиасистем специально для музея проектировал ряд европейских компаний.

Гигантский интерактивный стол Экспозиция размещается на гигантском круглом столе с подсветкой. При помощи этого стола даже не рассказывают, а отображают историю расселения евреев по миру: по окружности расположены четыре приподнятых интерактивных экрана; дотрагиваясь до них, можно получить информацию о жизни еврейских общин в разных странах.

Интерактивный спектакль Часть экспозиции о послевоенном времени — периоде эмиграции, «деле врачей», антисемитизме и прочих событиях той эпохи представлена в форме трехактного интерактивного спектакля в подобии декорированных мизансцен, где проигрываются видеоролики.

У музея есть еще одна особенность: он применяет новые технологии во взаимодействии с посетителями любого возраста, используя их в своем детском центре, арт-классах, музейных квестах, в интерактивных опросах.

Частный музей «Институт русского реалистического искусства»

Приложение для медиагида Приложение можно загрузить на свой гаджет или полистать странички на iPad прямо в экспозиционном зале. Структура информации стандартная: биографии художников, подробное описание картин и предметов на них, интерактивные ролики. Партнер технической стороны проекта — британская компания Granger Press. Обновленная версия приложения будет доступна в марте 2015 года.

Что будет В планах — «оживление» нескольких картин из собрания, как на выставке Ван Гога My Dream Exhibition в Амстердаме, когда были созданы цифровые версии полотен художника (при этом копии обрели еще более яркие краски), а в самой экспозиции использовались 3D-технологии. Например, в картине Миндаль в цвету ветви будто подрагивали от дыхания ветра.

Региональные и тематические музеи

3D-графика, проекционные стереосистемы, звуковые эффекты, объемный звук — все эти мультимедийные возможности, как правило, объединены в интерактивные комплексы, которые и предпочитают приобретать региональные тематические музеи. Фактически они становятся еще одним источником дохода: пользование таким комплексом выделяется в отдельную услугу, не входящую в стоимость билета.

Так, Мемориальный музей космонавтики, Центральный военно-морской музей, Музей воды в Петербурге, Сочинский художественный музей, Музей мирового океана в Калининграде, Ярославский планетарий и Музей военной техники «Боевая слава Урала» используют самые разные технологии производства петербургской компании «Транзас». 5D-аттракционы с высокореалистичной графикой и объемным звуком — интер-активные кабины путешествий для проведения игры-приключения. Посетители могут слетать в космос, погрузиться в глубины океана, познакомиться с внеземными цивилизациями или поуправлять танком при помощи манипулятора. Установлены в музеях и интерактивные познавательные классы с программами по географии, астрономии, естествознанию, энергетике, другим предметам: огромный панорамный экран и индивидуальные мониторы с пультами управления за каждым столиком.

В Музее мирового океана популярностью пользуется интерактивный комплекс «Аквариус», позволяющий совершить виртуальное путешествие в подводный мир, Арктику или в прошлое Земли. Любыми внешними объектами — роботами, кораблем — посетители могут управлять при помощи пультов.

Что у них? Полные иллюзии!

Музей естественных наук MUSE, Тренто, Италия

Обычные и сенсорные ЖК-мониторы с транслируемой информацией об экспонате запускаются с помощью датчиков, срабатывающих от движений посетителей. В музее работает мультимедиатоннель с проецируемым видео и объемным звуком, благодаря чему у посетителя возникает иллюзия полета над Альпами или спуска по сложной трассе.

Другой эффектный аттракцион — интерактивный глобус, копия нашей планеты, какой она выглядит на снимке из космоса. Специальное программное обеспечение позволяет демонстрировать движение атмосферы, океанов и континентов, изменение климата и многое другое.

Помимо интерактивной начинки, самим архитектурным проектом предусмотрено множество «зеленых» решений: возобновляемые источники энергии на крыше, геотермальная система отопления и прочее. Музей MUSE открылся в 2013 году.

Датский национальный морской музей, Хельсингер

Основной акцент в нем — на атмосферу погружения в открытое море. При помощи 11 проекторов реализована гигантская панорамная проекция, благодаря которой создается практически реальное ощущение нахождения в открытом океане. Широкое использование RFID-меток — еще одна особенность музея. Соответствующая карточка имеется у каждого посетителя, она срабатывает при подходе к той или иной музейной зоне.

Музеи Ватикана, Ватикан

Выставка Lux in Arcana в 2012 году: первая в истории Ватикана демонстрация уникальных подлинников документов из секретного архива (например, папской буллы по случаю открытия Америки Христофором Колумбом , переписки пап с Моцартом, Бернини и Микеланджело , всего около 100 документов за 12 веков) была поддержана полным мультимедийным функционалом — интерактивной картой выставки, изображениями экспонатов в высоком разрешении, их текстовыми и видеоописаниями. Помимо этого, было разработано интерактивное приложение для смартфонов и планшетов с применением технологий дополненной реальности. Технологические решения были созданы и внедрены компанией Acсenture .

Музей Средиземноморья, Стокгольм, Швеция

В 2013 году был реализован проект по «оживлению» древних египетских мумий при помощи 3D-технологий от компаний Autodesk и FARO . Коллекцию мумий подвергли сканированию и визуализации на специальном интерактивном столе, который позже стал частью экспозиции. После оцифровки объемные данные томографического сканирования были скомбинированы в детализированную цифровую модель — благодаря этому посетители смогли буквально послойно изучать содержимое саркофага и анатомию мумии, которая заодно приобрела вид интерактивного экспоната. А при помощи 2D-печати мумия и саркофаг превращались в физические объекты.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    История создания виртуальных музеев. Использование объемной графики для демонстрации интерактивных экспонатов. Выбор цветовой гаммы. Принципы размещения информации и текстового наполнения. Исследование особенностей игровой индустрии в России и за рубежом.

    дипломная работа , добавлен 05.07.2017

    Основные понятия, функции и направления деятельности музеев Российской Федерации. Классификация музейных учреждений. Характеристика ресурсной базы музеев Санкт-Петербурга, регулирование их деятельности. Факторы привлекательности музея для посетителей.

    реферат , добавлен 21.04.2015

    История комплектования музейных фондов. Характеристика научно-фондовой работы музея "Горизонт". Комплектование, учет музейных фондов. Комплектование музея - часть реализации концепции развития музея. Направление фондовой работы. Юридическая охрана фондов.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2009

    Предпосылки появления проблемы сохранения и использования нематериальных объектов наследия, их общественное значение как музейных объектов. Деятельность Российского Комитета по сохранению нематериального культурного наследия при комиссии по делам ЮНЕСКО.

    курсовая работа , добавлен 18.02.2010

    Сеть и типы музеев. Нормативно-правовая база деятельности музеев Российской Федерации. Назначение и функции музея. Учет и хранение музейных ценностей. Экспозиционная и научно-исследовательская деятельность музеев, особенности их кадрового состава.

    контрольная работа , добавлен 28.11.2012

    Перспективы внедрения PR-технологий в учреждениях культурно-досуговой сферы. Использование возможностей сети Интернет для рекламы. Привлечение ресурсов с помощью веб-сайта. Применение новых технологий для работы с фотографиями, киноматериалами, музыкой.

    реферат , добавлен 17.07.2012

    Сущность, классификация и история музеев, их особенности как объектов научного исследования и туризма. Характеристика музеев Франции, историческая ценность экспонатов Лувра, Музея импрессионизма, Национального центра искусств имени Жоржа Помпиду.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2011

    Проблемы чтения современных детей и подростков. Визуальная форма продвижения чтения. Роль СМИ в продвижении чтения. Социальное партнерство библиотек. Продвижение чтения в библиотеках Чувашской Республики. Национальная программа развития чтения в России.

    курсовая работа , добавлен 02.05.2011

Музейная педагогика одна из форм

современных образовательных технологий

Сыровацкая Ольга Викторовна,

учитель географии, МБОУ "СОШ №13"

город Братск, Иркутская область

В настоящее время в обществе и в образовании происходят большие изменения. Речь идет о модернизации образовательного процесса. Новое должно органично сочетаться с хорошо проверенным старым. Тема, которую мы сегодня затрагиваем далеко не новая, но играет большую роль в образовательно-воспитательном процессе. Дело в том, что возможности музейной педагогики используются по разным причинам в школе недостаточно. Можно подумать, что у нас все благополучно и с нравственностью, и с патриотизмом, и с образованием.

Тему эту нельзя назвать неисследованной, по ней имеется много публикаций. Понятие «музейная педагогика» было сформировано и введено в научный оборот в начале XX века в Германии. Первоначально оно трактовалось, как направление музейной деятельности и было ориентировано преимущественно на работу с учащимися. В нашей стране понятие музейной педагогики начало употребляться с начала 1970 г. И постепенно получало все большее распространение. Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на решение задач активизации творческих способностей личности и важнейшим институтом социализации детей и подростков.

Мы рассматриваем музейную педагогику, как одну из форм современных образовательных технологий и возможности использования в современном образовательно-воспитательном процессе школы.

Суть музейной педагогики – системное использование в учебно-педагогическом процессе созданной в образовательном учреждении культурно-исторической среды.

Образовательная система, в которой взаимосвязаны различные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса: экспедиции, экскурсии, походы, встречи, поисково-исследовательские конференции, литературно-исторические вечера, открытые уроки, викторины, конкурсы детского творчества (сочинений, стихов, рассказов, сценариев, поделок, рисунков), где совершенно обоснованным и закономерным является использование современных педагогических технологий: проектных, игровых, информационно-коммуникативных, поисково-исследовательских - это и есть современная школа. В программе основного общего образования сказано, что это "один из тех путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность".

Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре традициям, истории следует начинать с самого раннего детства, когда ребенок стоит на пороге открытий. Будущее определяют сегодняшние ученики и от того, какими они вырастут, какие приоритеты выберут, будет зависеть состояние общества и его дальнейшее развитие, поэтому гражданское, духовно – нравственное воспитание в изменившемся мире и обществе выступают на первый план и становятся приоритетными и в этом деле музеи играют не последнюю роль.

Актуальным является и то, каким будет человек 21 века: жестким прагматиком, отрицающим принципы морали и нравственности, не признающим ничего кроме собственного благополучия и не принимающим никаких ценностей кроме материальных, не говоря уже о долге защиты Отечества, о патриотизме и национальной гордости, или человеком способным понимать и принимать другую веру, другую культуру, помнящим и уважающим традиции своего народа, способным стать на защиту Отечества?

Особенности музейной педагогики:

    музейная деятельность является одной из ведущих направлений деятельности образовательного учреждения, включается в план учебно-воспитательной работы школы и выходит за рамки школьной жизни, т.о. музей становится центром просветительской деятельности как в школе, так и вне ее;

    многогранность интересов учащихся определяет необходимость создания на базе школы музея, который располагает большими возможностями для активного участия школьников в познавательной, поисково-исследовательской, творческой, трудовой, экскурсоводческой деятельности;

    музейная деятельность способствует расширению форм организации учебно-воспитательного процесса на базе музейного комплекса: проведение уроков, в т.ч. по теме экспозиции, экскурсии, внеклассных мероприятий, лекционных встреч, тематических вечеров;

    направленность деятельности музейной педагогики: культурно-просветительская, методическая, информационная, обучающая;

    активизация методов деятельности современного образовательного учреждения способствует воспитанию у учащихся интереса к исследованиям, социально значимой деятельности, расширяет возможности школы в расширении сфер деятельности, включающей в образовательную практику таких форм и методов как экспедиции, встречи, экскурсии, вечера, конференции, разнообразную проектную деятельность;

    школьный музей – центр углубленного изучения истории родного края.

Принцип личностной ориентации, в его основе лежит знание личностных качеств субъекта, его ценностных ориентацией, духовных потребностей, мотивов поведения и деятельности.

Принцип учета индивидуальных и возрастных способностей;

Принцип развития личности, который исходит из понимания необходимости активного участия учащихся в музейном образовательном процессе;

В основе музейно-педагогического процесса лежат исторически сформированные принципы:

- интерактивность , ибо человек запоминает только то, что делает;

- комплексность , означающее включение всех каналов восприятия (чувственный, логико-аналитический, психомоторный),

- программность , которая обеспечивает усвоение информации и

приобретение умений на основе специально разработанных программ.

К сожалению, в настоящее время в нашей стране практическое применение музейной педагогики в современном воспитательно-образовательном процессе явно недостаточно для более полной реализации возможностей музейной педагогики, но это вопрос времени, так как роль самих школ и музеев неуклонно возрастает, а, следовательно, возрастает и роль музейного педагога как посредника между школой и музеем.

Однако для приобретения методических навыков в музейно - педагогической деятельности необходимо четко представлять цель и задачи работы в каждом из указанных направлений, а также продумывать наиболее оптимальную форму работы с музейной аудиторией и методы педагогического воздействия

Организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.

Деятельность в рамках музейной педагогике включает в себя:

Поисково-исследовательскую деятельность: палеонтологические находки Братского водохранилища; походы на шлюпах.

Информационно-познавательную: презентации по углеводородному сырью иркутской области; исследовательские работы по темам "Металлургия: мифы и реальность", "Церкви Приангарья", «Создание реабилитационного центра для детей инвалидов и лечение с помощью иппотерапии в городе Братске», «Пляжи Братского водохранилища», «Уличный спорт - в Братске», «Туристические базы Байкала», "Лечебные свойства минеральных источников Иркутской области, Бурятии и Китая"

Экскурсионную: "Полезные ископаемые Иркутской области"

Различные формы, которые используются в образовательном учреждении стали основой музейно - педагогических программ. Рассмотрим основные направления:

1) Информирование - это первая ступень освоения музейной информации, т.е. первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных музейных предметах, а также по вопросам, связанным с профилем музея, различными направлениями его деятельности. Оно осуществляется с помощью таких традиционных форм, как лекция и консультация. Информационное обслуживание включает в себя самые разнообразные способы представления информации посетителям с помощью компьютеров, начиная от качества указателей, планов и путеводителей как для взрослых, так и для детей, и заканчивая использованием информационных киосков, установленных в холле или залах музея с подключением к Internet. Информационные системы содержат качественные изображения экспонатов с указанием их местоположения, сопроводительную и разъяснительную информацию .

2) Обучение - вторая ступень освоения музейной информации на качественно новом уровне, включающая в себя передачу и усвоение знаний. Обучение в музее предполагает получение дополнительных, либо альтернативных знаний, которые невозможно или не в полной мере можно получить в других образовательных учреждениях. Этому способствует и внедрение музейно - педагогических программ, основанных на знакомстве и изучении предметов - подлинников.

Особенностью обучения в музее является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных предметов. Обучение может осуществляться в форме экскурсий, музейных уроков, занятий в кружке.

3) Развитие творческих способностей - третья ступень постижения музейной информации. Развитие творчества предполагает использование потенциала музея, сосредоточенного в памятниках материальной и духовной культуры, для выявления наклонностей и раскрытия творческих способностей личности. Можно предложить такие формы, как творческая лаборатория, фестиваль, сопровождающиеся показом и смотром различных видов искусства или работ, выполненных участниками студий, кружков, иных творческих групп.

4) Общение - установление взаимных деловых или дружеских контактов на основе общих интересов, связанных с тематикой музея, содержанием его коллекций. Музей предоставляет широкие возможности как для общения с музейной информацией, так и для содержательного, интересного и неформального межличностного общения. Оно может быть организовано в форме встречи, клуба, олимпиады, посиделок, либо в какой-то нетрадиционной форме.

5) Отдых - организация свободного времени в соответствии с желаниями и ожиданиями музейной аудитории, удовлетворение потребности в отдыхе в музейной среде.

Чаще всего удачные формы имеют комплексный характер. Как и направления, формы подвижны, они совершенствуются и развиваются. Они складывались десятилетиями и изменялись с течением времени под влиянием исторических обстоятельств, научных поисков и разработок, запросов социума. Основной принцип любой формы культурно - образовательной деятельности - предоставление посетителям возможности заниматься тем, что их интересует, создание условий для самореализации. При этом важно учитывать психологические особенности различных типов и категорий музейных посетителей. Эффективность этой работы зависит и от взаимодействия музея со школой, интеграции школьной и музейной педагогики.

В настоящее время культурно - образовательная деятельность - одно из ведущих направлений музейной работы, прежде всего, с детской и подростковой аудиторией.

Тенденция последних лет - внимание к культурно-образовательной среде, которая становится одним из приоритетных направлений деятельности школы и главная их цель - образование человека культурой.

Литература

    Кузнецова С.А. Воспитание эстетического восприятия школьников. Сб. научных статей. Выпуск 1 СГПИ, 2000г.

    Белякова Л.М. Музейная педагогика: новый взгляд на образование.

    едведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина. Сб. творческой лаборатории. Музейная педагогика. Кафедра музейного дела. М. 1997.

    Гогиберидзе Г.М., Чесняк Г.М. Формирование музейной педагогики. Преподавание истории в школе. №8. 2007.

    Косова И.М., Медведева Е.Б. Отечественное музейное дело в русле международных тенденций. Музей для всех. М.2003

    Морозова И.А. Музейная педагогика в Сети. Преподавание истории в школе. №8. 2007.

    Музейная педагогика / Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в краеведческом музее. - М., 2001. - С.34-37.

    Пузиков А.В. Школьные музеи. Сб. научных статей. Выпуск 1.

Одним из современных педагогических направлений последних десятилетий является культурная образовательно-воспитательная деятельность в музее. Активизация данного вида деятельности связана с поисками образовательных технологий, позволяющих преодолеть имеющийся разрыв между образованием и культурой.

Будущее педагогики видится в способности разработать и реализовать интегральную систему образования и воспитания человека. Она должна органично соединить в себе всё конструктивное, что наработано и в системе образования, и в социально-культурной деятельности, обеспечить удовлетворение и дальнейшее обогащение духовных интересов и потребностей человека, стимулировать развитие его творческих потенций, включить его в процесс усвоения и воспроизводства духовных и материальных ценностей.

Значительная роль в решении этой задачи принадлежит музейной педагогике. Музеи, музейные экспонаты имеют уникальную возможность воздействовать на интеллектуальные, волевые и эмоциональные процессы личности ребёнка одновременно, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений, оценок и чувств.

Школьный музейный комплекс является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

Музейный комплекс стал не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.

Цель музейной деятельности: формирование интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.

Одной из основных задач музея является воспитание патриотического сознания школьников. Как известно, музей осуществляет связь времен. Он дает нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств, своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи.

Музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

— формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, готовности приносить пользу обществу и государству;

— формирование учащихся социально-ориентированных норм поведения, культуры межнационального общения;

— утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

— привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края;

— проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для гражданско-патриотического воспитания школьников;

— передача жизненного опыта от поколения к поколению;

— активизация творческого потенциала воспитанников, родителей, педагогов.

Направления деятельности музеев:

1.Образовательно-познавательная деятельность.

Массово-просветительская.

  1. Учебно-исследовательская деятельность.
  2. Поисковая работа.
  3. Индивидуальная работа с учащимися.
  4. Методическая работа.
  5. Фондовая работа.

1.Образовательно-познавательная деятельность.

Массово-просветительская.

Педагогический коллектив использует работу музейного комплекса в учебной деятельности и во внеурочной.

Так главная задача педагогического коллектива школы состоит в том, чтобы максимально использовать музей в учебно-воспитательной процессе.

Для повышения эффективности урока, его воспитательного значения педагоги в перспективном планировании на учебный год предусматривают работу учащихся в музее, посещение музейных уроков и использование музейных материалов в соответствии с учебной программой и работой над исследовательскими проектами.

Документальные материалы, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуютпрочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся.

К формам работы во внеучебное время относятся беседы, экскурсии, круглый стол, викторины, организация встреч с ветеранами, проведение игр, проведение праздников.

Школьный музей — это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы коллектива педагогов и учащихся.

Урок в музее организуется с целью приобретения учащимися знаний по определённой программе или же с целью закрепления и углубления полученных на уроках в школе. Музейная среда стимулирует не только познавательные интересы младших школьников, но и способствует их всестороннему развитию, а наличие незнакомых предметов вызывает чувство удивления, побуждает к самостоятельным поискам информации. Последовательное проведение цикла занятий в музее воспитывает музейную культуру, ребята осознают необходимость приходить в музей самостоятельно, по своей инициативе, с семьёй, с друзьями.

На протяжении всех четырёх лет обучения детей в начальной школе, педагоги используют музейные технологии. Самый первый урок можно проводить в классном кабинете, используя мультимедийную презентацию, отдельные музейные экспонаты, или в школьном музее. На этом уроке дети знакомятся с понятием музейный экспонат, как появляются экспонаты в музеях и все ли ценные предметы могут стать экспонатами музея. Происходит знакомство детей с музейными профессиями – экскурсовод, научный сотрудник, хранитель, климатолог, художник-реставратор и их важностью. Вот так незаметно в ходе увлекательного путешествия ребята становятся не просто посетителями музея, а культурными зрителями в его залах. Поэтому в конце урока мы обязательно говорим о том, как же нужно вести себя в музее, показывая бережное и уважительное отношение к музейным памятникам, проявляя чувство сопричастности и ответственности

за сохранение культурного наследия. На этом уроке дети узнают много интересного о «жизни» экспонатов в музеях, играют, угадывая профессию музейных сотрудников, выполняют творческие задания, изображая понравившиеся экспонаты и с удовольствием откликаются на домашнее задание «Подготовить рассказ о понравившемся экспонате».

Очень сложно говорить сейчас о событиях Великой Отечественной войны, найти такой тон разговора, который бы, задевая за струны памяти, не формально, а эмоционально воздействовал на ребёнка, дал ему ощутить ту страшную трагедию, которую приносит война. Я попыталась адаптировать эти уроки с учётом материала школьного музея. Однажды в класс «пришло» треугольное письмо времён Великой Отечественной войны. Мы с детьми «отправились» в прошлое, в те времена, когда шла война, когда приходили письма с фронта и их читали, перечитывали друг другу. Ребята на уроке прочли фронтовое письмо, а мною было рассказано о судьбе автора. Дети получили возможность взять фотографии, открытки, письмо в

руки (документы запечатаны в файлы и им не угрожают никакие утраты), рассмотреть их, вчитаться в волнующие своей чистотой и искренностью строки, почувствовать боль и радость, которыми жили их земляки в годы войны.

К 23 февраля, 9 мая ежегодно проводятся уроки по теме: «Защитники Отечества». На один из таких уроков приходила «Мать-Земля», которая поведала, что до сих пор она хранит в себе гильзы снарядов, патроны (экспонаты взяты из школьного музея). Другой урок был связан с войнами в мирное время: афганской и чеченской. Дети узнали о той войне, рассмотрели фотографии.

Все вышеуказанные методы и приёмы помогли достичь основной цели: воспитать уважительное отношение к прошлому, к людям, которые воевали; повысить интерес к изучаемой теме.

Использование музейных технологий дало возможность проявиться в душе ребёнка чувству благодарности защитникам Родины, чувству ответственности за происходящее вокруг, чувству доброты.

Эффективно использовать интегрированные уроки. Они позволяют экономить время, т.к. дают возможность не дублировать материал на разных предметах; повышают качество знаний учащихся; развивают творческую фантазию школьников; обогащают их речь; повышают эрудицию и познание; воспитывают музейную культуру и эстетический вкус.

Так, мною проводятся интегрированные музейные уроки по трём циклам: «Народный календарь», «Родословная», «Промыслы и ремёсла». На этих уроках дети показывают свои знания по народному календарю (курс «Введение в народоведение»), составлению родословного древа, знания из истории русского костюма. В них включена практическая работа: дети рисуют зимующих птиц, занимаются росписью женского костюма, составляют родословную своей семьи, изготовляют кормушки для птиц.

Основной целью данной работы является соединение словесного образа с предметным.

Таким образом, можно отметить, что музейная работа представляет большие возможности для того, чтобы сделать процесс обучения и воспитания младшего школьника активным, содержательным, насыщенным познавательной деятельностью и тем самым превращает его в существенный фактор развития личности.

При изучении раздела о Великой Отечественной войне используем богатейший материал музея по этой теме. Воспоминания участников Великой отечественной войны, аудио и видеозаписи ветеранов войны и труда, подлинные документы Великой Отечественной войны:

письма с фронта, грамоты и награды, похоронки; оружие военного времени. Недаром говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. И перед ребятами не просто музейные экспонаты - за ними стоят солдаты, которые

много лет назад держали эти вещи в руках, пользовались ими. И никакие беседы не могут дать больше в смысле патриотического воспитания, национального самосознания, гордости за то, что совершили наши деды.

Есть в музее раздел, посвященный труженикам села, начиная с послевоенного времени и до наших дней.

Продолжается сбор материала для пополнения экспозиций музейного комплекса.

Да, молодое поколение старается оправдать доверие старших добрыми делами, верностью традициям своего родного края. На счету ребят немало интересных и полезных дел. Они встречаются с фронтовиками, собирают материал о подвигах земляков, оказывают посильную помощь одиноким престарелым людям. Именно в этом мы видим преемственность между поколениями.

  1. Поисковая работа (сбор материала, посещение ветеранов и тружеников тыла).

Главное отличие образовательно-воспитательной эффекта в деятельности школьного музея от музея государственного заключается в том, что ребенок выступает здесь не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его создатель.

Школьный музей обладает огромным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа.

Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя в

  1. Учебно-исследовательская деятельность

(обработка полученной информации).

Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно — исследовательской деятельности музея: умение описывать и классифицировать исторические источники, сопоставлять факты и др.

Предполагается дальнейшая работа по развитию познавательных способностей детей. Учащиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов к родственникам, ветеранам войны, учатся наблюдать, анализировать, обмениваются опытом, приобретают навыки исследовательской деятельности, защищают свои проекты в рамках школы, района.

  1. Индивидуальная работа с учащимися.

Подготовка экскурсоводов по запланированным темам, организация индивидуальной помощи в написании проектов.

  1. Методическая работа.

Подготовка методических разработок по темам, оформление раскладушек, выпуск брошюр («Как молоды мы были…», «Нам дороги эти забывать нельзя » (об участниках войны), «Не стареют душой ветераны » и др.

  1. Фондовая работа.

Учёт и хранение собранного материала: на бумажном носителе.

Одна из важнейших целей воспитания – убедить человека, вызвать в нем потребность поступать не по реакции, не по слепому чувству, а в результате работы сознания, «труда души». Один из источников воспитания – социальный.

Это общественный опыт, культурное наследие предыдущих поколений. Нормальная социализация ребенка невозможна без общения со старшими. Социальная функция школы, учителей в том и заключается, чтобы организовать встречу ребенка с культурой своего народа и человечества, передать ее в процессе образования с помощью практического уклада жизни, традиции и духа школы.

Результатом использования музейных технологий является формирование музейной культуры человека, которая в музейной педагогике определяется степенью подготовленности к восприятию музейной информации.

Список использованной литературы:

  1. Бирюков С.Н. Импровизационность в музыке и ее стилевые типы. – М., 1980.
  2. Гальперин П.Я. Формирование творческого мышления //Деятельность и психологические процессы: Тез. докл. V Всесоюзного съезда психологов. – М., 1977.
  3. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. – М.: Педагогика, 1972.
  4. Кузнецова Л.В. Истоки гражданственности. Изд. 2-е, дополн. -

Москва, 1986.

  1. Мазыкина Н.В., А. Л. Монахов Равнение на победу. ЦГЛ Москва,
  2. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-

2010 годы: Федеральная целевая программа.

  1. Салихова Р. Воспитание гражданина.// Воспитание школьников. -