Музейный предмет как документ. Музейный предмет

Музейный предмет и его свойства.

Термин «музейный предмет» еще в начале 1930-х годов ввел в отечественный научный оборот Н.М. Дружинин.

В природе и обществе существует немало объектов и предметов, которые обладают научной, художественной, исторической или мемориальной ценностью и в силу этого имеют значимость для использования в музее. Их принято называть предметами музейного значения . Для того чтобы приобрести статус музейного предмета, они должны пройти ряд последовательных операций, в ходе которых их подготавливают к длительному хранению и многоплановому использованию.

Сначала предмет музейного значения выявляют в так называемой среде бытования, то есть в той части природной или социальной среды, где он находится, используется или хранится, взаимодействуя с другими предметами или с человеком. Изъятый из среды бытования предмет музейного значения поступает в музей, принимается на учет и хранение, проходит полную или первичную научную обработку, и только после этого он приобретает статус музейного предмета .

После включения предмета в музейное собрание его связи и отношения со средой бытования разрываются, и он лишается того функционального значения, которое имел прежде, будучи, например, орудием труда или предметом быта. В музее становится главным не функциональное значение предмета, а его общественное значение как памятника истории и культуры. В музейном собрании он превращается в документальное свидетельство, знак, символ конкретного факта, события, явления или процесса. В ходе изучения музейного предмета специалисты реконструируют его отношения со средой бытования, выявляют присущие ему признаки и характеристики; в фондовых коллекциях и экспозиции он приобретает новые связи с другими предметами, подобными ему или отличными от него. Тем самым он включается в определенный исторический контекст.

Например, помещенное в музейное собрание Евангелие утрачивает функциональное значение богослужебной книги, которое оно имело в среде бытования - в храме. В музейном собрании Евангелие приобретает новое, общественное значение и воспринимается теперь как произведение книжного искусства и свидетельство важнейших черт культуры своего времени. Найденные во время археологических раскопок домашняя утварь или орудия труда, давно утратили свое утилитарное назначение, но они представляют несомненную социальную ценность, поскольку в этих предметах присутствуют определенные черты и характеристики породившей их деятельности.

Наиболее широкое распространение и признание получили три свойства музейного предмета, характеризующие его различные стороны, - информативность, аттрактивность, экспрессивность.

Информативность характеризует содержательную сторону музейного предмета, его способность выступать в качестве источника сведений об исторических событиях, культурных, общественных и природных явлениях и процессах. Совокупность сведений о предмете, зафиксированная в документах научного описания, составляет информационный потенциал предмета. Эти сведения разделяют на две условные группы – внутреннее информационное поле и внешнее информационное поле. Внутреннее информационное поле содержит информацию, отраженную непосредственно предметом или закодированную в нем самом. Это, как правило, те сведения о признаках предмета, которые в музееведении принято называть атрибутивными – название предмета, его назначение, размер, форма, материал, техника изготовления, надписи, подписи, клейма и т.п. Внешнее информационное поле включает сведения об истории предмета, месте его происхождения и бытования, о событиях и лицах, связанных с ним, т.е. информацию «вокруг предмета», косвенно связанную с ним, почерпнутую из других источников. Внутреннее и внешнее информационные поля составляют информационный потенциал, который является необходимым условием функционирования музейного предмета.

Аттрактивность характеризует внешнюю сторону предмета, его способность привлекать внимание своими внешними признаками, в частности формой, размером, цветом.

Экспрессивность связана с ценностным восприятием предмета, с его способностью вызывать у человека ассоциации и ощущение сопричастности к определенным событиям, явлениям и фактам. Подобные чувства могут возникать благодаря сведениям об истории создания предмета или среде бытования, о связи его с известными событиями и людьми. Эти сведения передаются в экспозиции через этикетаж или рассказ экскурсовода. Перо и чернильница А.С.Пушкина, жилет, в котором поэт стрелялся на дуэли с Дантесом, гитара В.С.Высоцкого – все эти экспонаты могут служить примерами экспрессивных свойств музейных предметов.

Некоторые исследователи, например В.В.Кондратьев, Д.А.Равикович, выделяют в качестве самостоятельного свойства музейного предмета его репрезентативность, то есть представительность в ряду однотипных предметов, которая тесно связана с таким свойством предмета как информативность. В данном случае речь идет о том, что среди похожих предметов есть такие, которые в сравнении с остальными наиболее полно и ярко отражают то или иное явление действительности. Их информационные возможности превосходят информационный потенциал аналогичных предметов. Зарубежные исследователи, в частности З.Странский, И.Ян, для обозначения особых свойств музейного предмета как носителя информации используют термин «музеальность» (от «музеалия» - музейный предмет).

Таким образом, музейный предмет можно охарактеризовать как движимый объект природы или материальный результат человеческой деятельности, который в силу своей значимости для музейного использования изъят из среды бытования и включен в состав музейного собрания. Понятие музейный предмет обычно применяется к подлинникам, но некоторые музееведы – В.Ю.Дукельский и В.Е.Туманов – считают возможным отнести к данной категории и специально созданные для экспонирования макеты и воспроизведения музейных предметов, которые выступают в функции памятников.

В практической деятельности теория музейного предмета используется главным образом для выработки критериев отбора предметов в музейное собрание и совершенствования принципов их научного описания. Поэтому наибольшее значение понятие «музейный предмет» имеет для исторических и краеведческих музеев; в естественнонаучных музеях его познавательные возможности достаточно ограничены, а в художественных музеях преобладают эстетические и искусствоведческие критерии комплектования собраний.

В практической деятельности теория музейного предмета используется главным образом для выработки критериев отбора предметов в музейное собрание и со­вершенствования принципов их научного описания. Поэтому наибольшее значение понятие «музейный предмет» имеет для исторических и краеведческих му­зеев; в естественно-научных музеях его познаватель­ные возможности достаточно ограничены, а в художе­ственных музеях преобладают эстетические и искусст­воведческие критерии комплектования собраний.

Теоретическое обоснование понятия «изучение музейных предметов» стало складываться в отечест­венном музееведении в 1960-е гг. Составляя основу ра­боты по комплектованию фондов, их учету, хранению и использованию, изучение музейных предметов име­ет и самостоятельное значение. Оно представляет со­бой одно из важнейших направлений научно-исследо­вательской деятельности музея, ставящее своей целью определить музейную ценность предмета.

Музейные предметы изучаются с помощью мето­дик, применяемых профильными музею дисциплина­ми: для произведений искусства используются методы искусствоведения, для археологических материалов - археологии, для естественно-научных объектов – ес­тественных наук. Но музееведы изучают предмет не только как источник знаний, но и как культурную цен­ность, источник эмоций, поэтому принимают во вни­мание и аттрактивные свойства предмета. Изучение музейных предметов состоит из трех последователь­ных этапов – атрибуции предметов, их классифика­ции и систематизации, а затем интерпретации.

Атрибуция, или определение ставит своей задачей выявить присущие предмету признаки - физические свойства, функциональное назначение, историю про­исхождения и бытования. Для этого устанавливается материал и способ изготовления предмета (ручной, ме­ханический, ковка, чеканка, литье, живопись, гравю­ 99 е, литография, письмо, печать и пр.), цвет, форма, размер, вес (в случае с предметами нумизматики и предметами из драгоценных металлов), устройство, авторство, стилистические особенности, время и мес­то создания и бытования предмета, его социальная, эт­ническая, мемориальная принадлежность. Для изобра­зительных, письменных, фонических, фото- и кино­источников определяются также тема и сюжет. В ходе атрибуции расшифровываются надписи, клейма и другие нанесенные на предмет знаки, определяет­ся степень его сохранности и описываются имеющие­ся на нем повреждения.

В процессе определения музейного предмета проводится сопоставление всех присущих ему признаков, он сравнивается с другими аналогичными и родствен­ными ему предметами. В этой работе большую помощь оказывает научная и справочная литература – моно­графии, справочники, каталоги, путеводители. Суще­ствуют также издания, специально предназначенные для помощи в определении предметов - определите­ли. Они представляют собой иллюстрированные изда­ния, в которых выделены и описаны признаки, прису­щие той или иной группе родственных предметов. Одни определители описывают предметы, родственные по материалу, другие описывают признаки предметов, родственных по назначению или среде бытования. Данные, полученные в результате определения предмета, фиксируются в учетных документах и науч­но-справочном аппарате музейных фондов.

Следующий этап изучения музейных предме­тов классификация и систематизация – призван установить взаимосвязи предметов. Классификация заключается в делении на группы по признакам родст­ва и различия всего объема нужных музею предметов. Она осуществляется по классификационным схемам, разработанным самим музеем, и охватывает не только имеющиеся в музее предметы, но и те, которые долж­ны в нем быть. Тем самым она выявляет существую­щие пробелы в музейном собрании.

Целью классификации может быть поступательное деление предметов на группы в соответствии со всеми существенными признаками (общая классифи­кация) или по одному из них (частная классифика­ция). В зависимости от выбранного принципа это бу­дет хронологическая (по времени создания или быто­вания предметов) или географическая (по месту создания или бытования предметов), авторская или именная (объединяет предметы, относящиеся к одно­му лицу), тематическая (устанавливает отношение к темам профильной дисциплины) или предметная (группирует предметы по назначению или сюжету) классификация.

На основе принятых музеем классификаций осу­ществляется систематизация, то есть группировка ре­ально существующих в музейном собрании предметов с помощью карточек или современных электронных средств систематизации и хранения научной инфор­мации. Создается система каталогов, соответствую­щих классификационной схеме.

Завершающий этап изучения музейных предме­тов - критический анализ и интерпретация (истол­кование) их как источников знаний и эмоций. В его основе лежит синтез результатов атрибуции и система­тизации, при этом устанавливаются подлинность, достоверность, репрезентативность предмета, объем содержащейся в нем информации, его аттрактивные, экспрессивные и коммуникативные качества, принад­лежность к типовым или уникальным предметам и на­конец - музейная ценность.

Свою специфику имеет изучение музейных предме­тов, относящихся к современной действительности. Многие процессы и явления, свидетельством которых они выступают, слабо исследованы профильной дисцип­линой, что создает сложности при интерпретации пред­метов. В непосредственно наблюдаемой действительнос­ти исследователю порой трудно разглядеть в некоторых предметах музейное значение. Но есть и положительные стороны в определении предметов современного перио­да. Многие их признаки требуют не специального иссле­дования, а только подробной фиксации, особенно когда речь идет о материале, технике изготовления, данных от­носительно происхождении и бытования предмета. Воз­можность получать о многих предметах современности более точные сведения, нежели о предметах предшест­вующего периода, позволяет проводить более детальную классификацию и систематизацию.

Исследователь может изучать не только отдельные предметы, но и их совокупность, которая составляет коллекцию. Однако теория и методика изучения музей­ных коллекций и собраний пока еще не разработаны.

Изучение предметов начинается уже на стадии их выявления в среде бытования и отбора для включения в музейное собрание. Предметы реальной действи­тельности, обладающие определенными ценностными характеристиками, превращаются в музейные предметы, и это происходит в результате осуществления музеем одного из основных видов своей деятельности комплектования музейных фондов.

4. Музейный предмет: типология и свойства.

В основе деятельности любого музея лежит музейный предмет. Он является объектом комплектования, научного изучения, описания, использования в экспозиционной, выставочной, образовательно-воспитательной и других формах деятельности музея.

На первый взгляд, понятие «музейный предмет» является очевидным и означает имеющиеся в музее вещи и материалы. Однако, понятие несколько глубже, и формировалось оно постепенно. Длительное время для обозначения объектов, составляющих музейные собрания не существовало единого термина. Сначала с этой целью просто использовали перечисления разных их типов и названий (картины, инструменты, диковины, минералы). С 19 века для исторических и археологических коллекций чаще употребляют понятие «древности», а для естественнонаучных – «натуральные образцы». Ф.И. Шмидт в своей работе 1929г. «Музейное дело. Вопросы экспозиции» употребляет понятия «музейные вещи», « материалы». Он первым заговорил о музейном предмете, как о знаке коммуникационной систему.

Впервые, термин «музейные предмет» ввел в научный оборот в 1930-х Дружинин, а уже в 1955г в «Основах музееведения» термин «музейный предмет» фигурирует как твердо утвердившийся в музейной практике.

В 1960-80х, на фоне «музейного бума», развития музейного проектирования и признания особого значения социальных функций музея утверждается отношение к музейному предмету, как к источнику эмоций и ассоциаций. Уже в1964г в книге Михайловской А.И.»Музейная экспозиция» говорится о том, что экспозицию необходимо строить, основываясь на подлинниках, и что предметы оказывают большое эмоциональное влияние на посетителя.

В российском музееведении последних десятилетий 20 века проблемы, связанные с музейным предметов, его свойствами и функциями, наиболее подробно разрабатывались в 1970-80е гг В.Ю. Дукельским, В.В. Кондратьевым,А.М. Разгоном, которые уделяли большое внимание в своих работах описанию феномена музейного предмета, определению его свойств, признаков и функций. Разгон определил музейный предмет, как извлеченный из реальной действительности предмет музейного значения, включенный в музейное собрание и способный длительное время сохранятся.

Можно в общих чертах представить себе как происходит включение предмета в музейное собрание, какие качества и свойства он при этом утрачивает, а какие приобретает.

В природе и обществе есть много вещей, которые обладают определенной значимостью (худож., историч., мемориал.,научн.) для использования в музее. Все эти предметы называют предметами музейного значения. Чтобы приобрести статус музейного предмета, они должны пройти ряд операций и стадий:

    Выявление предмета в среде бытования. Изъятие

    Поступление в музей. Принятие на учет и хранение

    Полная или первичная научная обработка

Только после этого, он приобретает статус музейного предмета. После этого, он перестает обладать тем функциональным назначением, которым обладал до этого. Например, нож уже не предназначается для резки, а топор для рубки. Главным становится его общественное значение как памятника истории и культуры. В музее специалисты восстанавливают его отношения со средой бытования и его признаки, характеристики, взаимосвязи с другими предметами – то есть включают музейный предмет в определенный исторический контекст.

Музейный предмет, чтобы стать таковым, должен обладать определенными свойствами и признаками. Наиболее хорошо характеризуют различные стороны музейного предмета три свойства: информативность, аттрактивность и экспрессивность.

    Информативность характеризует содержательную сторону муз.предмета, его способность выступать в качестве источника различных сведений. Совокупность всех сведений о предмете, зафиксированная в научном описании составляет информационный потенциал предмета. Кондратьев предложил разделить информативность на два поля: внутреннее (атрибутивные признаки предмета –информация о непосредственно самом предмете) и внешнем (его история, место бытования, о том и о тех, что с ним связано и т.д.). Эти поля тесно переплетаются и составляют информационный потенциал.

    Аттрактивность характеризует внешнюю сторону предмета - его способность привлекать внимание посетителей своими внешними признаками

    Экспрессивность – способность предмета влиять на эмоциональную сферу человеческой личности и способность предмета вызывать ощущение сопричастности к определенным событиям, явлениям, фактам.

Некоторые ученые, например Д.А. Равикович выделяют в качестве самостоятельного свойства музейного предмета его репрезентативность – представительность в ряду однотипных предметов. Наиболее ярко и полно что либо отражают.

Также, иногда как отдельное свойство, выделяют еще один признак музейного предмета – ассоциативность – способность вызывать у человека ассоциации.

Степень выраженности свойств музейного предмета определяет существенную категорию, характеризующую музейный предмет – ценность. Музейная ценность – это значимость предмета для музейного использования, являющаяся основным критерием для отбора предмета в музейное собрание. Принято выделять научную, историческую, мемориальную и художественную или эстетическую ценность.

    Научная ценность определяется его способностью служить источником информации по той или иной научной дисциплине и связана со свойством информативности.

    Историческая ценность определяется связями предмета с историческими событиями и процессами, с теми отпечатками среды бытования, которые несет на себе предмет.

    Мемориальная ценность определяется выявленной связью предмета с выдающимся человеком или значительным событием.

    Эстетическая и художественная ценность определяется способностью предмета вызывать эстетические переживания и связана со свойствами аттрактивности, экспрессивности и ассоциативности.

Помимо понятия «свойство» исследователи оперируют также понятием «социальные функции музейного предмета». Все функции переплетены и взаимодействуют друг с другом.

    Генетическая – целевое значение предмета, определенное его создателем (расписные доски – эстетическая функция)

    Утилитарно-потребительская – цели и формы практического использования предмета в среде бытования (расписные доски, которыми могли закрывать кадки с капустой).

    Научно-познавательная – способность предмета воплощать в своих форме и содержании происходящие в природе и обществе процессы и явления и благодаря этому служить объектом и средством научного познания.

    Культурная – роль и место предмета в системе культурных ценностей общества.

    Функция моделирования- значение предмета как фрагмента (остатка) исторической действительностию

    Коммуникативная – процесс контакта с посетителями.

Таким образом, муз.предмет можно охарактеризовать как движимый объект природы или материальный результат деятельности человека, который в силу своей значимости изъят из среды бытования и включен в состав муз.собрания.

Можно соотнести понятия «вещь», «предмет музейного значения»,.. «музейный предмет» и «экспонат» как переход от более широкого понятия к более узкому. Вещью называют все, что имеет действительное и самостоятельное существование. Предметом музейного значения называют вещь, которая имеет какое-либо историческое, эстетическое, научное и проч.значение.

Музейным предметом называют тот предмет музейного значения, который обладает информативностью, аттрактивностью, экспрессивностью и репрезентативностью, а так же принят на учет и хранение в музей. А экспонат, это музейный предмет, обладающий наиболее выраженными свойствами и соответствующей сохранностью и являющийся структурной единицей музейной экспозиции.

Тема 5. Музейный предмет и способы его изучения. Классификация музейных предметов. Основные критерии ценности музейного

Тема 5. Музейный предмет и способы его изучения. Классификация музейных предметов. Основные критерии ценности музейного предмета. 3 часа.

^ Рекомендации по проведению занятия: обратить внимание на различие терминов музейный предмет и экспонат. Привлекая статьи ФЗ «О музейном фонде и музеях РФ» акцентировать внимание, что хранение и изучение музейных предметов является одной из главнейших функций музея. Дать характеристику методов изучения музейного предмета.

^ Основные термины: коллекция, музейная коллекция, музейный предмет, экспонат, атрибуция, интерпретация, систематизация.

Практическая деятельность учащихся: составить план изучения музейного предмета.

Примечание: Занятие может быть проведено в школьном музее. При отсутствии музея может быть организована работа с материалами домашнего архива учащихся.

Ключевым понятием для изучения темы являются термины «музейный предмет», «коллекция» и отличие этих понятий от термина «экспонат». Привлекая статьи ФЗ «О музейном фонде и музеях РФ» акцентировать внимание, что хранение и изучение музейных предметов является одной из главнейших функций музея. Главной целью изучения музейного предмета является определение культурного, исторического, информационного потенциала, который несет в себе музейный предмет. Этот вид деятельности музея способствует организации источниковой базы, на основе которой музеем осуществляются культурно-просветительские задачи.

Изучение музейного предмета можно назвать непрерывным процессом, в ходе которого происходит накопление и фиксация сведений о предмете или коллекции. Однако в процессе изучения музейного предмета условно можно выделить несколько этапов:

Сбор первоначальной информации;

Уточнение и/или дополнение информации, собранной в процессе комплектования;

Каталогизация музейного предмета или коллекции в соответствии с собранными в ходе изучения сведениями.

Музейный предмет или коллекция изучаются с двух сторон: во-первых, как материальный объект деятельности человека; во-вторых, как материальный объект, содержащий информацию об определенном историческом, культурном событии или об историческом периоде. Соответственно можно определить основные позиции, в соответствии с которыми собирается информация о музейном предмете.

Происхождение предмета - название (научное или местное), функции, автор, дата и место производства, бытование предмета (этническая, социальная среда)

Историческая или культурная значимость предмета (типовой, редкий, уникальный, мемориальный, связанный с историческим или культурным событием или процессом); информативность предмета, его репрезентативность, аттрактивность;

Определение степени физической сохранности музейного предмета, возможности его длительного хранения, изучения, экспонирования.

Организация хранения музейных предметов, в том числе и контроль за состоянием сохранности музейных предметов в помещениях хранилищ, на экспозициях, на выставках.

Комплектование фондов осуществляется целенаправленно в зависимости от профиля музея, что в свою очередь определяет ценность музейного предмета, поступающего в музей. Так, для краеведческого музея ценными являются предметы, имеющие непосредственное отношение к истории и культуре родного края. Для мемориального музея - предметы, связанные с жизнью и деятельностью конкретной личности и т.п. При отборе предметов в фонды музея учитываются информативность источника, его достоверность (репрезентативность), наглядность (аттрактивность) и др.

Основу любого музейного собрания составляют предметы основного фонда. К основному фонду могут быть отнесены только подлинные вещественные, документальные, письменные и др. источники. Копийный материал, муляжи, реконструкции, макеты, новоделы (современная копия, максимально точно воспроизводящая подлинник) относятся к научно-вспомогательному фонду. Одновременно с основным и научно-вспомогательным фондом могут формироваться также фонды временного хранения (предметы, поступившие от организаций или частных лиц для экспонирования на выставках, экспозициях, для изучения и т.п.); обменный фонд (включает предметы, предназначенные для обмена или передачи другим организациям, как правило, это непрофильные предметы) или дублетный (включает в себя предметы, представленные в собрании музея числом не менее 5-6 экземпляров).

Структурирование фондов музея по внешним признакам (по материалу, технике изготовления) - один из видов классификации музейного собрания, на основе которого формируются фонды письменных, документальных, изобразительных, вещественных источников и т.д. Дальнейшая классификация источников проводится в зависимости от состава и численности музейного собрания (например, фонд вещественных источников может разделяться на фонд тканей, керамики, стекла, металла и т.д.).

Наиболее характерными типами музейных собраний (для исторических и краеведческих музеев) являются типологические, тематические или персональные коллекции.

Занятие проводится в музее, где на основе знакомства с экспозицией музея попытаться определить основные направления собирательской работы музея, а также предметы, которые могут быть отнесены к основному или научно-вспомогательному фондам. Для закрепления знаний об основном и вспомогательном фонде учащиеся могут на экспонатах определить принадлежность их к основному или вспомогательному фонду, а затем проверить по Книге поступлений (школьного музея) адекватность отношения предмета к фонду, классифицировать предметы по типам материалов и технике изготовления.

^ Практическая деятельность учащихся: в процессе работы над проектом музея разработать концепцию развития музея и план комплектования фондов, определить тип музейной коллекции.

^ Учет музейных фондов.

Одно из основных направлений фондовой работы - учет музейных предметов, который обеспечивает юридическую сохранность музейного собрания (включая в том числе учет численности и контроль за движением фондов). Учет музейных фондов регламентируется законодательными и нормативными актами: ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», «Инструкцией по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР» 1984 г. Важно обратить внимание учащихся, что музейные предметы не подлежат бухгалтерскому учету. В процессе учета музейных предметов фиксируются и документируются следующие данные: прием вновь поступающих предметов, внешняя и внутренняя выдача музейных предметов (внешняя выдача подразумевает выдачу музейных предметов на временное хранение, например на выставку, экспертизу и др., или на постоянное хранение, например, возврат предметов владельцу с временного хранения; внутренняя выдача - передача предметов на выставку, экспозицию, для изучения в пределах музея), списание музейных предметов.

Существует две стадии учета музейных предметов:

При первичном учете составляется акт поступления на постоянное или временное хранение (или квитанция). В акте должны быть зафиксированы следующие данные:

Номер и дата акта

ФИО, реквизиты владельца предмета

ФИО, должность сотрудника, оформляющего прием предмета

Название и краткое описание предмета

Описание сохранности предмета

История бытования предмета (легенда)

Подписи владельца и сотрудника музея.

После составления акта приема сведения о предмете фиксируются в инвентарной карточке, которая дополняется по мере изучения предмета.

Обязательным для всех предметов, поступающих в музей на постоянное или временное хранение, является прохождение фондово-закупочной комиссии, на которой определяется дальнейший статус предмета. Фондово-закупочная комиссия формируется из научных сотрудников и хранителей музея, с привлечением внешних специалистов, и рассматривает все вопросы, связанные с приемом, списанием, выдачей, хранением, реставрацией музейных предметов.

После прохождения фондово-закупочной комиссии составляется акт приема на постоянное хранение, сведения о предмете заносятся в Книгу поступлений (Главную инвентарную книгу) основного или научно-вспомогательного фонда с присвоением каждому предмету учетного обозначения и номера по Книге поступлений. Запись в Книгу поступление фиксирует окончательную передачу предмета в собственность государства. оформление Книги поступлений согласно инструктивным требованиям. Книга поступлений до заполнения прошивается, листы нумеруются чернилами. Заполняется Книга поступлений синими чернилами, все исправления заносятся красными чернилами, после чего заверяются печатью учреждения. В Книгу поступлений заносятся следующие сведения:

Дата заполнения

ФИО сотрудника, производящего запись

Номер записи по порядку

Наименование и краткое описание музейного предмета

Материал, техника исполнения предмета

Сохранность

Размеры, вес

Способ поступления

Номер и дата акта поступления

ФИО владельца предмета

Номер записи по порядку одновременно становится инвентарным номером музейного предмета. При поступлении в музей сформированных коллекций, рекомендуется присваивать коллекции один коллекционный номер, с присвоением через дробную нумерацию учетного номера каждому предмету. Например:

123 «Коллекция монет Российского государства 1800-1900 гг.»

123/1 «Монета достоинством 5 копеек 1801 г.»

123/2 «Монета достоинством 1 копейка 1900 г.»

123/58 «Монета достоинством 10 копеек 1900 г.»

№ по порядку Наименование предмета

«Чайник с крышкой»

526/1 «Чайник»

526/2 «Крышка от чайника»

Одновременно с присвоением учетного номера по Книге поступлений, предмету присваивается аббревиатура основного или научно-вспомогательного фонда. Аббревиатура основного фонда, как правило, составляется из начальных букв названия музея. Например: Ярославский художественный музей - ЯХМ; Музей истории города - МИГ и т.п.

Следующим этапом является научная регистрация музейного предмета. Научной регистрации подлежат только музейные предметы основного фонда. Сведения, собранные и обобщенные о музейном предмете или коллекции заносятся в инвентарные книги. Последние оформляются таким же образом, что и Книги Поступлений. В отличие от Книги поступлений, где музейные предметы фиксируются в порядке поступления, в инвентарные книги заносятся сведения о музейных предметах, относящихся к одному из фондов музея. Учетное обозначение проставляется вместе с буквенным обозначением фонда, к которому относится предмет. Как правило, учетное обозначение включает в себя аббревиатуру с обозначением фонда и номер по инвентарной книге. Аббревиатуры фондов как правило составляются из первых букв названия фонда. Например, фонд тканей, текстиля - «Т», керамики - «К», металла - «М», нумизматики - «Нум», документов - «Док» и т.д.. Таким образом, после прохождения двух уровней учета, условные обозначения будут выглядеть следующим образом: «Скатерть» МИГ-324 Т-24, или «Замок секирный» МИГ-178 М-56 и т.д.

Обязательным для каждого музейного предмета является простановка учетных номеров. Номер должен быть хорошо читаем, но в то же время не портить экспозиционный вид предмета и не портить его структуру. На предметы из стекла, керамики, металла, дерева, камня, резины номер проставляется масляной краской красного или белого цвета. Для предметов из ткани учетные номера проставляются на отдельном небольшом куске ткани черной тушью и затем пришиваются к изнаночной стороне предмета. Для предметов нумизматики, фалеристки, сфрагистики т др. мелких предметов, номера проставляются на упаковке. Для крупногабаритных предметов номера могут проставляться на бирках. Для музейных предметов, выполненных из бумаги, номера проставляются на обороте карандашом или чернилами.

^ Основные термины: временное хранение, постоянное хранение, Книга поступлений, Инвентарная книга, Фондово-закупочная комиссия, музейные предметы основного фонда, музейные предметы научно-вспомогательного фонда.

^ Практическая деятельность учащихся: определить название проектируемого музея, аббревиатуру учетных номеров на предметы основного фонда, составить Книгу поступлений основного фонда для проектируемого музея.

Примечание: при наличии школьного музея возможно занятие по изучению учетной документации школьного музея, составление замечаний и рекомендаций по их устранению с привлечением нормативных документов.

^ Хранение музейных фондов.

Хранение музейных предметов также регламентируется «Инструкцией по учету и хранению музейных ценностей, хранящихся в музеях СССР». Согласно требованиям «Инструкции» музейные предметы из различных материалов должны храниться отдельно, даже если в силу различных причин раздельное хранение организовать невозможно. Предметы, выполненные из бьющихся материалов должны храниться в застекленных шкафах, отдельно от металлических каменных изделий. Предметы из ткани хранятся в горизонтальном положении в закрытых шкафах, ящиках и т.д. Фотографии, негативы в бумажных непрозрачных пакетах. Документы, изобразительные материалы (кроме живописи) хранятся в папках, переложенные бескислотной бумагой. Предметы живописи могут храниться либо в развешенном виде, либо, если позволяет состояние сохранности, в скрученном виде на валах.

Обязательным для хранения является профилактика заболеваний музейных предметов. Профилактика заболеваний музейных предметов включает в себя комплекс мероприятий: поддержание и контроль за температурно-влажностным режимом в помещении хранилищ (температура не должна превышать 18-21˚С, влажность - 55-65%, ежедневно ведется журнал температурно-влажностного режима)

При проведении занятий необходимо особо отметить, что специфика музейной экспозиции заключается в том, что отражение в ней того или иного события, природного или социального явления осуществляется с помощью не только музейных предметов, но также художественных и технических средств. Поэтому над созданием экспозиции работает большой коллектив, включающий в себя научных работников, художников, дизайнеров, техников. Перед этим коллективом стоит задача: соединения точных научных данных с художественным образностью отражаемой проблемы

У каждой экспозиции есть два основных автора: научный сотрудник и музейный художник. Их творческое сотрудничество, умение находить взаимоприемлемые решения, общее понимание концептуальных задач и порождает главным образом, уникальную неповторимость каждой музейной экспозиции.

^ 1. Отбор экспонатов и их группировка.

Отбирая материалы для экспозиции, необходимо помнить, что они должны иметь хорошую сохранность, четкое изображение и разборчивый текст (если это письменный документ). Очищая предмет от бытовой пыли и грязи, нельзя портить его основу, нанесенную эмаль, орнаменты.

С другой стороны - в предмете должны быть сохранены следы внешнего на него воздействия в среде бытования. Нельзя допускать закрашивания музейных предметов, прорисовывания утраченных изображений и т.д.

В предмете должны быть ясно выражены его черты, как достоверного первоисточника (наличие дат, печатей подписей, клейм). При наличии какого-либо фрагмента предмета, рукописи, изображения можно поместить на планшет и прорисовать контуром на чистом фоне недостающие части.

Отбор экспонатов тесно связан с их группировкой. Группировать можно различными приемами в зависимости то поставленной задачи.

По систематическому принципу (например, систематическая коллекция камней, минералов, фрагментов керамики, геологических находок и т.д.)

Соединение предметов в логические группы. Это может быть интерьер помещения со всеми характерными для него предметами (русский дом, старая школа, горница и т.д.)

Заключительным этапом в разработке экспозиции или выставки является написание тематико-экспозиционного плана. Он включает следующие графы:

Д) Принцип равновесия. Нельзя допускать расположения в одной части зала объемных предметов, а в других плоскостных

Экспонаты одной половины стенда должны соответствовать по типу и оформлению экспонатам другой половины. Не допускается размещение на одной половине окантованных изображений, на другой - в рамках, на одной - текстов и диаграмм, на другой картин и документов

Подбирая рамки, окантовку паспорту можно уравновесить различные по величине экспонаты.

Нужно избегать таких явлений, как сплошные фоторяды, большие тексты с мелким шрифтом.

Важно выделение художественными средствами наиболее значимых ведущих тем экспозиции.

^ 4. Ориентирование в музее.

Экспозицию в музее в музее целесообразно разместить таким образом, чтобы любой посетитель мог легко в ней ориентироваться. Для этого служит система указателей, которые можно разделить на следующие виды: оглавительные тексты, ведущие, объяснительные, этикетаж. Оглавительные (заглавные) тексты помогают ориентироваться в экспозиции. Их задача дать « путеводную нить» к осмотру экспозиции, выявить ее тематическую структуру. К оглавительным текстам относятся названия всех отделов и залов музея, экспозиционных тем, разделов или комплексов.

Ж) При оформлении экспозиции следует учесть, что осмотр осуществляется слева направо, по часовой стрелке.

Разновидностью оглавительных текстов считаются и текстовые указатели осмотра экспозиции («начало осмотра». «продолжение осмотра», и.т.п.)

Каждый раздел экспозиции предваряют заголовком. Название раздела принято размещать над экспозиционным комплексом, относящимся к данному разделу экспозиции.

Заголовок должен быть лаконичным и отражать сущность экспозиционного комплекса.

Каждый экспонат экспозиции, подлинный или копийный, снабжают этикеткой (аннотацией). Этикетаж позволяет посетителям музея как бы самостоятельно «читать экспозицию» без помощи экскурсовода. Этикетаж может выполняться как на отдельных этикетках, так и на самих экспозиционных площадках: стендах, подиумах и.т.д. Желательно только, чтобы во всей экспозиции или экспозиционном комплексе этикетки выполнялись в одном стиле: цвет бумаги, размер и цвет шрифта.

Иногда непосредственно рядом с экспонатом этикетки разместить невозможно или нецелесообразно. В таком случае экспонаты нумеруют (рядом с экспонатом наносят его порядковый номер), и в каком-то удобном месте экспозиционного комплекса располагается этикетаж в соответствии с порядковыми номерами экспонатов.

Следует учесть при составлении этикетажа, что текст этикетки состоит из двух частей: название экспоната и аннотации к нему.

При этом название экспоната сохраняется в соответствии с его описанием в инвентарной книге, а аннотация может изменяться в зависимости от целей его использования в экспозиционном комплексе.

^ Обеспечение сохранности экспонатов.

В целях обеспечения сохранности музейных предметов, выставленных на экспозициях и выставках, составляется топографическая опись залов экспозиции или выставки. Топографическая опись включает в себя перечень всех экспонатов и места их размещения на экспозиции. Опись экспонатов составляется по часовой стрелке, начиная со входа. Стены обозначаются заглавными буквами: Стена А, стена Б, угол стен В и Г. Витрины, стенды нумеруются: Витрина 1, стенд 3. можно привести примерную топографическую опись:

При замене экспоната топографическая опись переделывается с указанием новых музейных предметов, помещенных на экспозиции или выставке.

Сверка наличия и состояния сохранности должна проводиться ежедневно в присутствии дежурного сотрудника музея и смотрителя, ответственного за зал.

При размещении в залах музея особенно ценных или мелких предметов учитывается возможность покушения на кражу, поэтому витрины должны монтироваться с учетом недоступности музейных предметов. При необходимости в витринах монтируется сигнализация, срабатывающая на проникновение, разбитие стекла и т.

Музейная педагогика становится все более востребованной для духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания личности.

В связи с постоянным расширением информационного пространства школьные музеи все чаще используют новые методы работы со школьниками. Большое внимание в последнее время уделяется интерактивным методам работы. Посетители музея уже не просто пассивные слушатели экскурсий и музейных занятий, они непосредственные участники происходящего. Известно, что человек забывает примерно 90% того, что он слышит 60% того, что видит, и лишь 10% того, что делает. Поэтому успешность любого музейного занятия зависит от степени включенности школьника в процесс.

Несмотря на постоянно меняющуюся методику музейной педагогики, многое в ней остается традиционным. Музейная экскурсия по-прежнему одна из главных форм работы музея образовательной организации. А главной опорой любой музейной экскурсии является музейный предмет или экспонат.

Следует различать понятия «предмет музейного значения», «музейный предмет» и «экспонат». В методическом пособии «Школьный музей» автор Туманов В.Е разделят 3 стадии развития музейного предмета.

- предмет музейного значения : при выявлении объекта наследия в среде бытования и принятии решения о передаче его в школьный музей.

- музейный предмет : при поступлении предмета в музейное собрание.

- музейный экспонат: при демонстрации предмета в музейной экспозиции.

В исследованиях зарубежных и российских ученых музейный предмет определяется как источник особого вида познания, и как основной элемент системы музейной коммуникации. Именно «общение» с музейным предметом обращение к нему является основой работы музея истории детского движения города Северодвинска(Детско-Юношеский Центр).

Через общение с музейными предметами, экспонатами педагоги создают условия для взаимодействия школьников включая их в особую социокультурную среду своего родного края, своего города.

Поколение современных детей с трудом воспринимают экскурсии в классическом виде как выслушивание экскурсовода. Для активизации внимания в ходе экскурсии музейные предметы предлагаются для просмотра, осязания. Обеспечивается активное взаимодействие с музейными предметами и экспонатами.

Многие предметы имеют важную историческую ценность, не всегда есть возможность дать предмет в руки школьнику или показать все его свойства юным посетителям. Здесь на помощь могут прийти изготовленные копии предметов. Например, показывая варежку воина ВОВ с дополнительным вязанным пальцем (для удержания ружья) педагог должен надеть ее на свою руку для большей наглядности. Но если каждый раз экспонат будет использоваться в руках, он может потерять внешний вид и свойства. Такие предметы требуют бережного отношения. Поэтому изготовление копии в данном случае является целесообразным. С таким музейным предметом, как фотография, дело обстоит проще, их всегда можно защитить специальными пленками и под присмотром дать возможность школьникам рассмотреть предмет близко. Изготовление копий фотографий или документов: педагог рассказывает о предмете, показывая его на музейном стенде или витрине, а школьникам раздаются копии фотографий, таким образом, удается максимально включить обучающихся в ход занятия.

В основе индивидуальных занятий с детьми так же происходит обращение к музейным предметам и экспонатам. На основе такого общения дети самостоятельно и при помощи педагога разрабатывают новые экскурсии, изучают экспонаты, узнают личные истории участников исторических событий их родного края.

Ребята знакомятся с фотографиями, документами, содержащими бесценные свидетельства прошлого их ровесников. В прошлом году вся работа актива музея была посвящена юбилею Победы в ВОВ. Дети принимали непосредственное участие в съемках документального фильма о блокаде Ленинграда и блокадниках Северодвинска. Происходило общение поколений, ребята принимали участие во встречах с ветеранами и впоследствии разработали совместно с педагогами экскурсию и музейную экспозицию.

В этом году из архива музея были подняты материалы о первых пионерах Северодвинска (в прошлом посёлка Судострой), на их основе совместно с ребятами создана новая экскурсия. В ней краткая история возникновения города, появление первой школы, рождение пионерского движения. В этой летописи бережно хранятся воспоминания героев тех событий, их чувства, эмоции, именно эта информация останется в сердцах детей надолго. Например, уникальная фотография 1938 года первого в городе хореографического кружка (Приложение 1.) является одним из центральных экспонатов экскурсии. На ней первый руководитель кружка, девочки в красивых пошитых специально для выступления костюмах, а городу(п.Судострой) на ней всего лишь 2 года.

В музее истории детского движения Детско-Юношеского Центра хранится большое количество экспонатов времен пионерской организации. Среди них: галстуки, горны, барабаны, портфели 30-40х годов, дневники, тетради и.т.д. Современным детям очень интересно почувствовать себя в роли пионеров. Ведь зачастую они, приходя первый раз на экскурсию, даже не могут сказать кто такой пионер. Педагог рассказывает о пионерской организации и для погружения в то особое «пионерское» прошлое детям разрешается поиграть в горн, постучать на барабане. Это одна из самых любимых ребятами часть занятия. Несколько горнов и барабанов специально отведены для работы с детьми.

Итак, музейный предмет является неотъемлемым элементом работы музея образовательной организации. Особенностью любой экскурсионной работы является сочетание рассказа и показа при главенствующей роли зрительного восприятия. Но для успешного включения детей в ход музейного занятия этого недостаточно. Ребенку важно дать возможность рассмотреть предмет, взять в руки манипулировать им. При таком взаимодействии обучающиеся становятся уже не просто наблюдателями, а исследователями активно познающими, использующими данный предмет. В данной статье приведены примеры того, как можно максимально использовать «общение» с музейными предметами для «погружения» обучающихся в атмосферу прошлого их родного города. В индивидуальных занятиях с активом музея благодаря обращению к музейным предметам дети очень близко сталкиваются с бесценными предметами прошлого их города: фотографиями, предметами, документами, воспоминаниями. Разрабатываются новые экскурсии в создании которых дети сами принимают непосредственное участие, таким образом, делая свой вклад в сохранение истории своего родного города и края.