Курс: Теоретические основы построения музейно-выставочной деятельности - Научное проектирование экспозиции. Научное проектирование экспозиции

Николай Петрович Попов

(1918-1998 гг.)

Родился в семье учителей. Окончил Осиновскую среднюю школу и Сталинградский педагогический институт. В 1941 году был призван в армию. Участвовал в обороне Брестской крепости, в Сталинградской битве, в освобождении Украины, Польши, в штурме Берлина. После войны работал учителем, потом директором Осиновской школы. Имеет награды.

Основные понятия:

экспонат;

экспозиционный материал;

экспозиционный комплекс;

музейная экспозиция;

выставка;

Методы построения экспозиций:

ансамблевая экспозиция;

ландшафтная экспозиция;

биогруппа;

таксидермия;

панорама;

Проектирование экспозиции:

научное проектирование;

художественное проектирование;

техническое и рабочее проектирование;

расширенная тематическая структура;

тематико-экспозиционный план (ТЭП);

пробная экспозиция (раскладка);

экспозиционное оборудование;

пространственное решение

Экспозиционная работа

Создание экспозиции требует наличия ряда условий:

Ø фондов музейных предметов на тему экспозиции (это не исключает дополнительный сбор материала);

Ø помещения, предназначенного для экспозиции.

Начало работы над экспозицией не отличается от первого этапа любой научной работы на историческую тему:

Ø выявляется и изучается общая и специальная научная литература по теме, при этом ведутся авторские записи с указанием источника, используются консультации специалистов (экспертов);

Ø идёт знакомство с источниковой базой темы (фонды школьного музея, других музеев, архивы, библиотеки).

В итоге создаётся научная концепция экспозиции – её идейно - теоретическое обоснование, экспозиционный замысел. В экспозиционном замысле авторы экспозиции определяют задачи экспозиции, намечают основные экспозиционные темы, подтемы с кратким изложением их содержания и возможностей собранного материала (фондов музея). Экспозиционный замысел служит программой дальнейшей работы над литературой, архивными и фондовыми материалами.

В связи с этим необходимо, чтобы каждая тема или подтема сопровождалась краткой характеристикой рассматриваемой проблемы и перечнем наиболее важных и необходимых экспонатов, требуемых для её раскрытия. Здесь же решается вопрос о сборе дополнительного материала. После составления экспозиционного замысла разрабатывается тематическая структура будущей экспозиции (чёткий, подробный план).

Общие принципы построения экспозиции:

Принцип идейности, когда при построении экспозиции отбираются только те предметы, которые соответствуют её теме и идее;


Принцип историзма - раскрытие явления с точки зрения того, как оно возникло, какие этапы прошло в своём развитии, чем оно стало теперь. Если ведётся рассказ о ком-то из героев Великой Отечественной войны, необходимо представить материал о его жизни до настоящего времени или до смерти героя. Если в экспозиции рассказывается о какой-либо битве, то – от её начала до окончания;

Принцип предметности, когда музейный экспонат является доказательным фактом как каких-либо событий, так и носителем эмоционально окрашенной информации, поэтому не стоит выставлять мало интересные предметы;

Принцип доходчивости, когда экспозиция строится с учётом её восприятия различными группами экскурсантов. Материал должен быть доступен и для старшеклассников, и для младших школьников.

Составление тематико-экспозиционного плана (ТЭП)

В практике музеев выработалась следующая схема членения музейной экспозиции, приемлемая и для школьных музеев:

Отделы экспозиции,

Темы внутри каждого отдела, иногда делящиеся на подтемы,

Отдельные экспозиционные комплексы, из которых состоит тема или подтема.

Тема 1. Военно-политические итоги Сталинградской битвы. Решающее влияние её победного исхода на изменение стратегической обстановки и всего последующего хода второй мировой войны

Научное проектирование экспозиции начинается с подготовительного этапа , в ходе которого изучаются необходимая научная литература по теме и архивные материалы, параллельно изучаются и анали­зируются музейные коллекции, составляются картоте­ки предполагаемых экспонатов.

Следующий этап состоит в разработке научной концепции , которая раскрывает экспозиционный за­мысел и дает первое, самое общее представление о бу­дущей экспозиции. В ней определяются цели и задачи экспозиции, ее основная проблематика и тематичес­кая структура, дается характеристика экспозицион­ных материалов и предлагаются методы их подачи; при участии художника опреде­ляются общие и специфические требования к художе­ственному проекту будущей экспозиции. Оформляет­ся научная концепция в виде единого документа, в со­став которого входят чертежи-планы экспозиционных залов с указанием предполагаемых мест размещения экспозиционных разделов и крупногабаритных экспо­натов - диорам, образцов техники, макетов и т. д.

Второй этап проектирования экспозиции состоит в разработке расширенной тематической структу­ры - документа, в котором фиксируется деление бу­дущей экспозиции на взаимосвязанные части - раз­делы, темы, экспозиционные комплексы. В ней пере­числяются группы предполагаемых к экспонированию музейных предметов и других материалов, выделяют­ся конкретные мемориальные комплексы, научные ре­конструкции, определяются технические средства, способствующие усилению воздействия экспозиции на музейных посетителей - различные аудиовизуаль­ные устройства, действующие модели, макеты, демон­страционные установки. В музейной практике расши­ренной тематической структуре часто соответствует тематический план экспозиции - документ, который составляется одновременно с подбором экспозицион­ного материала и определяет содержание и тематичес­кую структуру проектируемой экспозиции.

На третьем этапе научного проектирования разра­батывается тематико-экспозиционный план (ТЭП). Как правило, ТЭП включает: наименование разделов, тем, тематических комплексов; ведущие тексты и аннотации; перечни экспонатов в экспозиционных комплексах с указани­ем основных атрибутивных данных; сведения о харак­тере экспозиционных материалов (подлинник, вос­произведение) и их размерах; указание мест хранения материалов и их шифра. К тематико-экспозиционному плану прилагаются этикетаж, документация для созда­ния научных реконструкций, разработки научно-вспо­могательных материалов, подробно указываются по­желания к конкретным художественным решениям - выделение экспонатов на первый или второй план, особые художественные приемы, меры по обеспече­нию сохранности экспонатов.

Перед окончательным оформлением тематико-экспозиционного плана нередко осуществляется так называемая пробная экспозиция, или раскладка . Раскладки - это итог совместной творческой ра­боты научного сотрудника и художника. Их итоги фиксируются в картотеке отобранных материалов, тематико-экспозиционном плане и в эскизном проекте архитектурно-художественного решения. Современ­ные компьютерные технологии позволяют строить мо­дель экспозиции, в которой массив компьютерных изображений экспонатов «развешивается» по стенам или располагается в залах компьютерной модели.

Разработка тематико-экспозиционного плана в боль­шинстве случаев является завершающим этапом научно­го проектирования. Однако в последнее десятилетие в музейной практике появился опыт сопровождения тематико-экспозиционного плана литературным описа­нием будущей экспозиции и ее восприятия зрителем. Для обозначения этого документа взят термин из ки­нематографической практики - сценарий. В основе сценария лежит стрем­ление учесть психологию посетителя, попытка спрогнозировать его эмоциональное состояние на протяжении всего осмотра экспозиции. В сценарии объединяются доку­менты научного и художественного проектирования, изложенные в более доступной для восприятия лите­ратурной форме. Особое внимание уделяется средст­вам усиления эмоционального воздействия на посети­телей. Всегда ли нужен сценарий? Среди специалис­тов нет однозначно утвердительного ответа на этот вопрос. Большинство из них считает сценарий воз­можной формой изложения или детализации экспо­зиционного замысла, которую целесообразно приме­нять при проектировании экспозиций многоплано­вых, с нетрадиционной тематикой, задуманных как театрализованное действие.

Сценарий может создаваться как сотрудниками музея, так и литераторами, знакомыми с практикой музейной работы. При этом непременным условием его написания должен быть высокий профессиона­лизм его авторов и хорошее знание ими не только проблематики экспозиции, но и экспозиционных ма­териалов. В противном случае, как показывает накоп­ленный в этой сфере опыт, сценарий превращается в набор отвлеченных идей и литературных упражне­ний, имеющих весьма отдаленное отношение к кон­кретному музею.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

СТРУКТУРА И ВИДЫ РАБОТЫ В МУЗЕЕ

СТРУКТУРА И ВИДЫ РАБОТЫ В МУЗЕЕ... ТЕМА НАУЧНАЯ РАБОТА В МУЗЕЯХ... Основные направления и виды научно исследовательской работы в музеях...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Основные направления и виды научно-исследовательской работы в музеях
Научно-исследовательская деятельность музеев складывается из ¾ профильных и ¾ музееведческих изыс­каний. Научные исследования в рамках профильных на

Организация научно-исследовательской работы в музее
Музеи, являющиеся структурными подразделения­ми академий наук, научно-исследовательских институтов и вузов, работают по общему с ними плану и совместно организуют свои исследования. Но большинство

ФОНДЫ МУЗЕЯ
1.1. Понятие «Фонды музея» Понятием «фонды музея» обозначают всю научно организованную совокупность материалов, принятых музеем на постоян

Научная организация музейных фондов
В соответствии со значением предметов для науки и культуры и их юридическим положением музейные фонды делятся на основной фонд, состоящий из музей­ных предме


Предметы, входящие в состав музейных фондов, различаются своими физическими свойствами, а так­же способом фиксации информации, что принимается за основу при организации их изучения и хранения. В на

Вид музейных предметов.
Следующей еди­ницей классифика­ции фондов является вид музейных предме­тов, который выделя­ется на основе общно­сти одного или не­скольких признаков. Ими могут быть, на­прим

НАУЧНО-ФОНДОВАЯ РАБОТА
2.1.Изучение музейных предметов. 2.2. Комплектование фондов музея 2.3. Учет музейных фондов 2. 4. Хранение музейных фондов (режим хранения фондов, задачи

Изучение музейных предметов.
Теоретическое обоснование понятия «изучение музейных предметов» стало складываться в отечест­венном музееведении в 1960-е гг. Изучение музейных предметов состоит из трех по

Комплектование фондов музея
Комплектование музейных фондов - целенаправ­ленный, планомерный, опирающийся на методологиче­ские принципы профильных дисциплин и музееведе­ния процесс выявления и сбора предметов

Проблемы комплектования.
В одних слу­чаях - это проблема розыска необходимых памятни­ков отдаленных исторических периодов, в других - проблема отбора из большого числа ныне существую­щих и непрерывно возникающих новых мате

Учет музейных фондов
Учет музейных фондов является одним из основных направлений фондовой работы. Его цель состоит в юри­дической охране музейных фондов и прав музея на дан­ные, пол

Хранение музейных фондов
Задачи хранения фондов заключаются в обеспече­нии сохранности музейных ценностей, в защите их от разрушения, порчи и хищения, а также в создании благоприятных условий для изучения и

Режим хранения фондов
Все предметы подвержены естественному старе­нию, однако, если ослабить воздействие на них небла­гоприятных факторов, процесс можно замедлить. Именно с этой целью в музее устанавливается опреде­ленн

Задачи консервации и реставрации
Иногда устанавливаемые режимы хранения - температурно-влажностный, световой, биологический - оказываются недостаточной мерой для обеспе­чения физической сохранности музейных предметов, и для того,

Упаковка и транспортировка музейных предметов
Особая опасность повреждения или похищения предметов возникает при их транспортировке на вре­менную выставку, реставрацию, экспертизу и т. п. Удары, воздействие света, воды или влаги, высоких темпе

Система хранения музейных фондов
Для хранения предметов в музее оборудуется спе­циальное помещение - фондохранилище, которое ча­сто называют запасником. Система хранения фондов может

Открытое хранение фондов.
В экспозициях большинства крупных музее представлена лишь небольшая часть их коллекции по разным оценкам, примерно 1 - 5%. Поэтому проблема расширения доступа к сохраняемым культурным ценностям вес

ТЕМА 5. ЭКСПОЗИЦИОННАЯ РАБОТА
1. Музейная экспозиция: основные понятия 2. Методы построения экспозиций 3. Экспозиционные материалы 4. Проектирование экспозиции 1. Музе

Методы построения экспозиций
Нетрудно заметить, что материал в экспозиции может группироваться по-разному. Научно обоснованный, исходящий из содержания экспозиции, порядок группировки и орга­низации экспозицион

Экспозиционные материалы
Основу экспозиции составляют музейные предметы. Но наряду с ними в качестве экспозиционных материалов нередко вы­ступают и воспроизведения музейных п

Проектирование экспозиции
Создание музейной экспозиции - сложный исследовательский, творческий и производственно-техничес­кий процесс, который требует совместных усилий науч­ных сотрудников, художников, диза

Художественное проектирование экспозиции
Музейная экспозиция должна максимально точно отражать процессы и явления, протекающие в природе и обществе, и при этом гово­рить образным, увлекательным и эмоциональным языком. Успе

Основные этапы художественного проектирования музейных экспозиций
Экспозиции создаются в творческом содружест­ве научных сотрудников, художников, архитекторов, дизайнеров, инженеров. Для того чтобы труд всех участников проектирования экспозиции был слажен­ным и р

ТЕМА 6. КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЕВ
1. Термин «культурно-образовательная деятельность». 2. Основные формы культурно-образовательной деятельности 1. Термин «культурно-образовательная деятельно

Экскурсия
Экскурсия (от лат. excursio - поездка) как форма презентации коллекций уходит своими корнями в глу­бокую древность. Напомним, что уже в античных хра­мах специальные служители рассказывали посетите­

Другие формы культурно-образовательной деятельности
Экскурсия является главной, но не единственной формой культурно-образовательной деятельности му­зея. В литературе 1970-х - 80-х гг. нередки утвержде­ния, будто в музейной практике используется свыш

Методы экспозиционного показа

Методом построения экспозиции называется применение научного обоснования, исходящего из содержания порядка групп и организации экспозиционных материалов. Предполагает определение характера научной обработки экспозиционной темы и определения последовательности и проектирования музейной экспозиции. Определяет формы сотрудничества экспозиционера и художника; определяет способы интерпретации материала. Существует несколько методов экспозиционного показа:

  • систематический метод - показ экспозиции, где однородные предметы представлены в соответствии с тематикой научной дисциплины. В основе метода систематизации музейные коллекции. Структурной единицей систематизации является экспозиционный ряд;
  • ансамблевый метод – создание экспозиции, в которой на основе научных данных сохраняется или воссоздаётся ансамбль музейных предметов. Структурной единицей является экспозиционный комплекс. В нём воспроизводится реальное отношение среди предметов, благодаря чему предмет демонстрируется в среде своего бытования (интерьер, его фрагмент, ансамбль или комплекс архитектурных сооружений);
  • тематический метод - его основа это музейные предметы различных типов. Структурной единицей является экспозиционный комплекс. Важным фактором является создание экспозиционного образа, который является основой для художественного решения. Завершением является разработка экспозиционных комплексов. При использовании этого метода в экспозицию частично включаются элементы ансамблевой и систематической экспозиции.

Этапы проэктирования экспозиции

Проектирование экспозиций начинается с создания научного проекта. Научное проектирование предполагает подготовительный этап : чтение научной литературы по теме, сбор архивных материалов, анализ музейных коллекций на предмет отбора для экспозиции (целых коллекций или отдельных предметов), составление картотеки предполагаемых экспонатов.

На основе результатов подготовительного этапа разрабатывается концепция экспозиции. В практике отечественного музееведения ее принято называть научной (общей) концепцией . Хотя сейчас появляются экспозиции, основанные на иных, вненаучных принципах. Отсюда возможность замены термина «научная концепция» на «общая концепция», где научная концепция станет одним из вариантов. Общая концепция должна: 1) определить цели и задачи экспозиции; 2) выделить те проблемы, раскрытие которых позволит

реализовать эти цели и задачи; 3) дать характеристику экспонатов и экспозиционных материалов и определить возможные методы их подачи, определить особенности предполагаемой экспозиции в сравнении с прежними (если у музея уже была подобная экспозиция) и (или) с экспозициями однопрофильных музеев или разделов комплексных музеев

На стадии формирования научной концепции привлекается к работе тот художник, которому музей поручает создание будущей экспозиции (обычно в том случае, если в музее есть такая штатная единица или художник, сотрудничество с которым носит долговременный характер), или несколько художников, каждый из которых даст свое видение разрешения общих и специфических требований музейных работников к будущей экспозиции. Вообще включение художника в работу над экспозицией может происходить на разных стадиях, но все же не позднее составления тематического плана. Общая (научная) концепция оформляется как единый документ, включающий описание общего замысла, планы-чертежи экспозиционных залов с указанием зон предпочтительного размещения экспозиционных комплексов, отдельных крупных экспонатов, научно-вспомогательного материала (диорам, макетов и т.п.).

После разработки общей (научной) концепции экспозиции приступают к следующему этапу (второму, если не считать подготовительный) – разработке расширенной тематической структуры . Это документ, который ставит задачей разделить будущую экспозицию на отдельные взаимосвязанные части – выделить разделы, темы, экспозиционные комплексы. В нем перечисляются музейные предметы и научно-вспомогательные материалы, объединенные в отдельные экспозиционные комплексы, определяются необходимые и доступные музею технические средства воздействия на посетителя: аудио и аудиовизуальные, демонстрационные установки, действующие модели и макеты и т.п. На этой стадии проектирования составляется тематический план экспозиции – документ, определяющий содержание и тематическую структуру предполагаемой экспозиции.

На третьем этапе научного проектирования разрабатывается тематико-экспозиционный план (ТЭП) . Суть этого документа состоит в том, чтобы отразить конкретный состав экспозиционных материалов со всеми присущими им научными характеристиками. Исходя из составленной ранее расширенной тематической структуры сотрудники музея подбирают необходимые материалы из фондов музея, группируют их в экспозиционные комплексы. Общее требование отбора предметов – наличие у них достоверных атрибутивных данных. На этом этапе решается важный вопрос: достаточно ли имеющихся средств для создания задуманной экспозиции или требуется дополнительное комплектование фондов с целью обеспечения будущей экспозиции необходимым экспозиционным материалом? Готовится документация для изготовления воспроизведений, копий и иных научно-вспомогательных материалов в тех случаях, когда подлинники принадлежат другим музеям или демонстрация подлинников невозможна по причинам, связанным с реализацией необходимых параметров режима хранения и системы хранения. В процессе подготовки подлинников к демонстрации в экспозиции обязательно проводится консультация с реставратором и, если необходимо, реставрационные или консервационные работы.

ТЭПы составляются по общей схеме, но каждый музей может иметь свои особенности в реализации этой схемы. ТЭП, как правило, оформляется в виде таблиц, куда заносятся данные: 1) о наименовании разделов, тем, тематических комплексов; 2) заглавные тексты, ведущие тексты (если это цитаты, то с указанием изданий, из которых они взяты) и аннотации; 3) перечни экспонатов в экспозиционных комплексах с атрибутивными сведениями о каждом, в том числе с указанием мест хранения и шифров, размеров и т.д.; 4) данные о характере научно-вспомогательных материалов (копий и пр.) с указанием размеров (для копий в дополнение необходимо указать место хранения подлинника и его шифр по месту хранения). К ТЭПу прилагаются проекты этикетажа (сами тексты с указанием мест их размещения в экспозиции), документация для создания реконструкций, разработки научно-вспомогательных материалов, указания для художественного проектирования (какие экспонаты вынести на первый или второй план), предпочтительные художественные приемы оформления и т.д. ТЭП включает и сведения о необходимых мерах по обеспечению сохранности экспонатов.

Разработка ТЭП – последний этап научного проектирования. Но, по аналогии с зарубежным музееведением (в данном временном контексте это, прежде всего, ГДР и Чехословакия), в отечественное научное проектирование на рубеже 1970–1980-х гг. внедряется практика сопровождать ТЭП «сценарием» (в отечественной практике больше прижился именно этот термин, напоминающий о театре или кинематографе) или «либретто» , «проектом» , т.е. литературным описанием будущей экспозиции и ее возможного воздействия на зрителя. Сценарий, опираясь на разработки по музейной психологии, пытается воссоздать эмоциональное восприятие зрителем как экспозиции в целом на всем протяжении ее осмотра, так и отдельных ее частей. Несмотря на то, что в практике отечественного музееведения сценарии используются уже несколько десятилетий, единое отношение к ним музейных работников так и не сложилось: есть как сторонники их составления, так и те, кто считает «сценарии» ненужными

После завершения научного проектирования и на основе созданных в его процессе документов разрабатывается художественная концепция – генеральный проект архитектурно-художественного решения экспозиции . В нем отражается художественно-образный строй экспозиции, интерьеров экспозиционных залов; стилистические принципы решений; пространственно-композиционные, колористические и т.п. художественно-оформительские решения для всех элементов экспозиции, в том числе представление о необходимом экспозиционном оборудовании и технических средствах. Генеральный проект включает в себя рекомендации по оформлению интерьера музея, выделение и оформление рекреационных зон, мест отдыха, планировку примузейного участка, возможное размещение на нем крупногабаритных предметов (если это допускает режим хранения и система хранения). Генеральный проект отражает удобный маршрут, пределы нагрузки на залы и музей в целом.

На основе генерального проекта, а также ТЭПа (если есть, то и сценария) создается эскизный проект , детализирующий художественную концепцию. В нем окончательно распределяются экспозиционные площади для размещения разделов, тем и подтем и экспозиционных материалов, выбираются объемно-пространственное, световое и цветовое решения (освещение залов, экспозиции, выбор конструкции оборудования и объемных элементов декора), определяются места для экспозиционного оборудования и технических средств

Тема 4. Концептуальная модель экспозиционного пространства. Сценарий и тематико-экспозиционный план и их назначение.

Принципы организации экспозиционного пространства в музее: системность и взаимодействие объекта экспонирования и экспозиционного пространства.

Этапы проектирования музейной экспозиции: создание и расширение тематической структуры и «экспозиционного проекта».

Тематико-экспозиционный план, его значение и структура. Взаимодействие научной и художественной составляющих экспозиции.

Роль сценария в проектировании музейной экспозиции.

Работа над созданием экспозиционных пространств, а также анализ посещенных художественных выставок натолкнули автора статьи на мысль, что, по сути, в современной ситуации постоянные величины "пространство" и "экспонат" в отдельной выставке являются составляющими частями общей экспозиции с разной степенью значимости, в зависимости от конкретной ситуации. Кураторы и организаторы выставок ставят перед собой определенные цели, решают индивидуальные задачи посредством соотношения пространства и экспоната. Ранее к экспонату относились как к художественному высказыванию, которое «тождественно произведению как ценному предмету, и что этот предмет герметичен по отношению к внеположному ему пространству…Такой подход к произведению происходит из до-модернистской презумпции, согласно которой в картине или скульптуре заключен весь "мир", а выставочное пространство – это пустота, в которой все эти отдельные достижения величия и вечности пребывают» . То есть, экспонат самодостаточен и в таком случае воспринимается вне пространства, в которое включен.

Современным аналогом такого подхода можно считать виртуальные галереи, такие как, например, галерея «Арт-пространство», которая занимается продвижением современной скульптуры. Галерея состоит из нескольких виртуальных залов, которые можно, кликнув курсором мыши, посетить в любой последовательности и посмотреть понравившийся экспонат. Галерея призвана расширить рамки восприятия современной скульптуры. Серый нейтральный фон, на котором экспонируется скульптура, не дает представления о размерах, масштабе композиции, это можно узнать, лишь взглянув на этикетаж. На наш взгляд, этот момент усложняет восприятие объекта. Тем не менее, устроители условно позиционируют галерею, как «территорию, имеющую границы скульптурного арт-поля» . Категория пространства здесь представляется скорее как смысловое ограничение, которое очерчивает круг интересов данной галереи типом экспонатуры. На сегодняшний момент интерактивность и трехмерность, как тенденция в современном искусстве, дает возможность не только воспринимать экспонат, но и включает пространство в игру. Экспонат и пространство не рассматриваются отдельно – теперь это созависимые величины, и мы можем рассматривать степень включенности пространства в структуру экспозиции.

Проблема взаимодействия пространства и экспоната стоит достаточно остро и в мировой экспозиционной практике ее анализируют с разных позиций. Например, Contemporary Art Daily, нью-йоркский ресурс, посвященный галерейным выставкам, где рассматриваются актуальные тенденции экспонирования современного искусства, сделал отбор экспозиций осеннего сезона 2009 года. «Главным критерием при отборе являлась степень взаимодействия экспонатов и окружающего их пространства, те интервенции объектов современного искусства в дистиллированную архитектурную среду, которые заставляют воздух звенеть от оппозиции существующего пространства и инсталлированных в него объектов» . Появляется взаимосвязь пространства и экспоната, своеобразный диалог «белого куба» как типа экспозиционного пространства и экспонатов включенных в него.

Совсем другой подход к экспонированию мы видим, если в качестве экспозиционной площадки выступает классический интерьер. Например, выставка–конкурс авторского ювелирного искусства «Образ и Форма», которая проходила в Мраморном зале Российского Этнографического музея. Выставка представляет яркий пример пространства, диктующего тип экспозиционного оборудования и способ прочтения экспоната. Здесь все подчинено логике архитектурного пространства – классические приемы организации среды, пропорции, симметрия в выстраивании экспозиции: «архитектура территории показа как будто навязывает симметричное расположение витрин в зале, иначе они будет смотреться инородными объемами в среде. Сила, масштаб и величие архитектуры будут выталкивать или всецело поглощать экспозицию. Выставка рассеется, растворится, пропадет в этих условиях. Перевесить массив архитектуры таким камерным проектом в 10-15 витрин невозможно, можно лишь постараться органично вписаться в изначально сформированные условия, и основы построения внутреннего пространства зала взять за систему построения экспозиции» .

1. Пространство и экспонат – это единый организм, образующий концепт, где эти величины взаимосвязаны, дополняют друг друга и помогают раскрыть смысл каждого. Идея, которую хотел донести автор экспозиции, реализуется при безусловном участии и пространства, и экспоната. Например, интерактивная галерея (рис 1), где экспонат – видеоарт, а пространство – это галерея, состоящая из нескольких экранов, на которых и транслируются ролики. Оба элемента начинают работать, и идея интерактивной галереи реализуется.

2. Пространство и есть экспонат, это происходит благодаря формированию общей экспозиции из пространственных объемных композиций. В целом они образуют одну или несколько инсталляций, составляющих основную идею выставки. Посетитель проходит сквозь них или обходит вокруг, включаясь в своеобразное действие, с возможностью собственной интерпретации происходящего. Это образные пространства без конкретной утилитарной функции и практического назначения. Например, в объемной формальной композиции, в которой авторы попытались представить двухмерный линейный чертеж с точкой схода в объемной пространственной композиции (рис.2). Человек, находящийся в инсталляции размерами 2,5x5,5 метра, мог почувствовать себя «внутри чертежа». Дополнительную эстетическую и художественную окраску этой композиции придал цветной свет, который создал еще и дополнительный эффект движения всей композиции из точки схода.

3. В следующем типе пространства архитектурная конструкция площадки диктует тип экспонатов. Как отмечает М.П. Шубский, директор Красноярского музейного центра, в пространстве музея сложно экспонировать традиционное искусство: классическую живопись, графику или произведения декоративно-прикладного искусства, современное же искусство в многообразии подачи, форм и интерпретаций прочтения как нельзя лучше подходит для многоуровневого пространства с перекрестками, переходами, подъемами и лестницами. Таким образом, образуются камерные экспозиционные блоки, в которые нужно тщательно подбирать экспонаты по масштабу, по образу и эмоциональной насыщенности. Например, для конкурса молодого современного искусства в музейном центре именно так и была организована выставка «Арт-сессия 2011: Я не хочу быть космонавтом», которая прошла с 6 по 9 апреля 2011 года. Экспозиционными площадками выступили несколько небольших разноуровневых залов, где расположилась современная скульптура, графика, инсталляции, фотографии и даже дизайнерская коллекция костюмов (рис. 3).

4. Можно выделить еще один подход – формирование пространственных блоков с помощью перегородок, специального освещения, многозальности и т.д. для конкретных экспонатов. Здесь требуется четкое зонирование, сомасштабность экспонату. По сути, в данной ситуации пространство несет вспомогательную функцию, идея выставки считывается посредством восприятия и оценки экспонатов. Здесь в пространственные функции входит обеспечить комфортное восприятие главного героя – экспоната. Важны угол и уровень восприятия (подиумы, размещение), правильно выставленный свет (софиты, прожекторы, точечная подсветка), масштабность помещения (высота потолка, объемы зала), вспомогательный цвет фона (потолок, стены, перегородки).

5. И последнее, сегодня появляется пятый вариант взаимодействия пространства и экспоната – виртуальные галереи, где пространство является условной единицей по отношению к экспонату. Здесь границы экспозиционной площадки определяются скорее смысловыми характеристиками, концепцией, текстом, чем пространственными параметрами.

Мы видим, как меняя параметры двух созависимых величин пространства и экспоната , мы получаем критерии, по которым возможно создать грамотно выстроенную экспозицию. Когда же выстраивается стандартная экспозиция или она образуется случайным образом, не учитывается специфика площадки или экспонатуры, не рассматривается взаимодействие пространства и экспоната, то это практически всегда усложняет восприятие, нередко не считывается авторская идея, выставка становится набором неких объектов, которые возможно воспринять только визуально. Если же пространство и экспонат приведены в гармонию, то это, безусловно, способствует комфортному визуальному восприятию, позволяет вызывать эмоции, размышлять об объекте искусства, воспринимать его чувственно.

59. Проектирование экспозиции. Характеристика этапов.

1. Научное проектирование экспозиции

Создание музейной экспозиции - сложный исследовательский, творческий и производственно-технический процесс, который требует совместных усилий научных сотрудников, художников, дизайнеров, музейных педагогов, инженеров. Он нуждается в предварительной системной разработке научного содержания экспозиции, ее архитектурно-художественного решения и технического оснащения. Поэтому составными частями проектирования экспозиции являются: научное проектирование, в ходе которого разрабатываются основные идеи экспозиции и ее конкретное содержание, художественное проектирование, призванное обеспечить образное, пластическое воплощение темы, техническое и рабочее проектирование, фиксирующее место каждого экспоната, текста и технических средств.

Научное проектирование экспозиции начинается с подготовительного этапа, в ходе которого изучаются необходимая научная литература по теме и архивные материалы, причем это изучение должно быть музей-но ориентированным, то есть принимать во внимание специфику отражения явлений, событий и фактов музейными средствами. Параллельно изучаются и анализируются музейные коллекции, составляются картотеки предполагаемых экспонатов.

Следующий этап состоит в разработке научной концепции, которая раскрывает экспозиционный замысел и дает первое, самое общее представление о будущей экспозиции. В ней определяются цели и задачи экспозиции, ее основная проблематика и тематическая структура, дается характеристика экспозиционных материалов и предлагаются методы их подачи, показываются отличия создающейся экспозиции от функционировавших прежде, а также ее особенности в сравнении с экспозициями однопрофильных музеев. В научной концепции при участии художника определяются общие и специфические требования к художественному проекту будущей экспозиции. Оформляется научная концепция в виде единого документа, в состав которого входят чертежи-планы экспозиционных залов с указанием предполагаемых мест размещения экспозиционных разделов и крупногабаритных экспонатов - диорам, образцов техники, макетов и т. д. Второй этап проектирования экспозиции состоит в разработке расширенной тематической структуры - документа, в котором фиксируется деление будущей экспозиции на взаимосвязанные части - разделы, темы, экспозиционные комплексы. В ней перечисляются группы предполагаемых к экспонированию музейных предметов и других материалов, выделяются конкретные мемориальные комплексы, научные реконструкции, определяются технические средства, способствующие усилению воздействия экспозиции на музейных посетителей - различные аудиовизуальные устройства, действующие модели, макеты, демонстрационные установки. В музейной практике расширенной тематической структуре часто соответствует тематический план экспозиции - документ, который составляется одновременно с подбором экспозиционного материала и определяет содержание и тематическую структуру проектируемой экспозиции.

На третьем этапе научного проектирования разрабатывается тематико-экспозиционный план (ТЭП). В соответствии с расширенной тематической структурой научные сотрудники подбирают в фондах музея необходимые материалы и группируют их в экспозиционные комплексы. Для экспонирования могут отбираться только те предметы, которые прошли необходимую научную обработку и имеют достоверные атрибутивные данные. На этой же стадии работы готовится соответствующая документация для изготовления вос-произведений и научно-вспомогательных материалов, решаются вопросы, связанные с консервацией и реставрацией предметов. Таким образом, суть тематико-экспозиционного плана как документа состоит в том, что в нем находит отражение конкретный состав экспозиционных материалов со всеми присущими им научными характеристиками.

Тематико-экспозиционные планы составляются по определенной схеме, но в различных музеях могут иметь существенные особенности. Как правило, ТЭП включает:

Наименование разделов, тем, тематических комплексов;

Ведущие тексты и аннотации;

Перечни экспонатов в экспозиционных комплексах с указанием основных атрибутивных данных;

Сведения о характере экспозиционных материалов (подлинник, воспроизведение) и их размерах;

Указание мест хранения материалов и их шифра.

К тематико-экспозиционному плану прилагаются этикетаж, документация для создания научных реконструкций, разработки научно-вспомогательных материалов, подробно указываются пожелания к конкретным художественным решениям - выделение экспонатов на первый или второй план, особые художественные приемы, меры по обеспечению сохранности экспонатов.

Перед окончательным оформлением тематико-экспозиционного плана нередко осуществляется так называемая пробная экспозиция, или раскладка. Она состоит в том, что предназначенные для экспонирования материалы раскладываются, развешиваются, расставляются в заданном пространстве в соответствии с тематической структурой или тематическим планом, с проектами архитектурно-художественного решения. Это позволяет выяснить взаимную «поддержку» экспонатов, их зрительную совместимость, уточнить композицию комплекса, оптимальную нагрузку стен, витрин. Раскладки - это итог совместной творческой работы научного сотрудника и художника. Их итоги фиксируются в картотеке отобранных материалов, тематико-экспозиционном плане и в эскизном проекте архитектурно-художественного решения. Современные компьютерные технологии позволяют строить модель экспозиции, в которой массив компьютерных изображений экспонатов «развешивается» по стенам или располагается в залах компьютерной модели.

Разработка тематико-экспозиционного плана в большинстве случаев является завершающим этапом научного проектирования. Однако в последнее десятилетие в музейной практике появился опыт сопровождения тематико-экспозиционного плана литературным описанием будущей экспозиции и ее восприятия зрителем. Для обозначения этого документа взят термин из кинематографической практики - сценарий. В основе сценария лежит стремление учесть психологию посетителя, попытка спрогнозировать его эмоциональное состояние на протяжении всего осмотра экспозиции.

Сценарий может создаваться как сотрудниками музея, так и литераторами, знакомыми с практикой музейной работы. При этом непременным условием его написания должен быть высокий профессионализм его авторов и хорошее знание ими не только проблематики экспозиции, но и экспозиционных ма-териалов. В противном случае, как показывает накопленный в этой сфере опыт, сценарий превращается в набор отвлеченных идей и литературных упражнений, имеющих весьма отдаленное отношение к конкретному музею.

2. Художественное проектирование экспозиции

Примерно до начала 1960-х гг. построение экспозиции всецело определялось научным коллективом музея и составленной им тематической структурой, при этом функции художника сводились к несложной ремесленной работе - написанию этикеток, оформлению паспарту, механической развеске экспонатов. Экспозиция при этом представляла собой монотонную череду однообразных витрин и стендов. Появление новых подходов в экспозиционной работе было в немалой степени обусловлено социокультурными изменениями, происходившими в жизни страны с середины 1950-х гг. Перед музеями встала задача сделать свои экспозиции впечатляющими и выразительными. Отношение к экспонату как к источнику эмоционального воздействия заставило пересмотреть и в корне изменить всю систему показа музейных собраний. В истории отечественного музейного дела появилось художественное проектирование экспозиций.

Новое понимание роли музейного художника как «режиссера» проявилось в том, что музейная экспозиция стала своего рода спектаклем, в котором используются специфические средства музейного художественного языка, В музейный обиход вошло понятие «зрелищность», однако оно приобрело здесь свою специфику, не совпадающую с театральной зрелищностью и не имеющую ничего общего с аттракционом. Музейная экспозиция органически соединяет научную достоверность содержания с яркой зрелищностью показа. Главными действующими лицами в «музейном спектакле» выступают музейные предметы, и художники должны правильно передать их смысл и взаимоотношения. Поэтому все внешние эффекты, заслоняющие подлинные вещи, все световые, цветовые, шумовые и прочие художественные приемы, используемые ради них самих, не должны находить места в экспозиционном решении. Природа зрелищности музейной принципиально иная, нежели театральной: она призвана усилить смысловые акценты экспози-ции, сделать ее эмоционально выразительной и доставляющей эстетическое удовольствие.

Таким образом, музейная экспозиция должна максимально точно отражать процессы и явления, протекающие в природе и обществе, и при этом говорить образным, увлекательным и эмоциональным языком. Успешно решать эту задачу необычайно трудно, не случайно возникло такое понятие, как «искусство экспозиции», представление об экспозиции как творческом произведении особого жанра искусства Органически объединяя в единое целое различные виды искусств и технические средства, художественное проектирование музейных экспозиций вызвало к жизни такие новые понятия, как экспозиционный и выставочный дизайн.

Наилучшей формой современной экспозиции считается ансамбль, все компоненты которого - музейные предметы, научно-вспомогательные материалы, архитектурно-художественные и технические средства - подчинены единому замыслу, взаимосвязаны, согласованы и составляют предметно и образно построенную художественную структуру.

Имея, подобно другим видам искусства, образную природу, художественное проектирование обладает при этом своей спецификой. Художественный образ в экспозиционном ансамбле во многом создается творческой фантазией художника, которая, однако, базируется на глубоком и всестороннем знании экспонируемого объекта. Художественное проектирование широко использует данные психологии и педагогики, учитывает совокупность целого ряда факторов, влияющих на процесс художественного восприятия и на способность человека усваивать определенное количество информации.

В их числе такие немаловажные данные, как оптимальная высота экспозиционного пояса, угол наклона витрин, наиболее удобный для осмотра выставленных в ней экспонатов, количество материалов, единовременно и с одной позиции попадающих в поле зрения человека, объем информации, которую способен усвоить человек за полтора - два часа пребывания в экспозиционных залах. Важное значение приобретает также цветовое и световое решение экспозиционного ансамбля. Художник должен стремиться к тому, чтобы различными способами концентрировать внимание зрителя и поддерживать в нем интерес на всем протяжении осмотра экспозиции, уметь вовремя снять «музейную» усталость и эмоциональную перегрузку.

Самые различные по своему материалу, технике изготовления, размерам и прочим характеристикам экспонаты должны предстать в экспозиционном ансамбле как единое целое. В создании этой целостности и проявляется профессионализм художника, умеющего грамотно и творчески использовать различные архитектурно-художественные средства.

Наиболее предпочтительный прием создания образа - это использование подлинных музейных предметов, когда разнообразие их характера, форм и цвета позволяет создать четкую и пластическую композицию.

Как уже говорилось, предметы-подлинники способны документировать друг друга, однако их сопоставительный и взаимодополняющий показ не всегда возможен. Ведь включенные в один экспозиционный комплекс музейные предметы могут быть однотипными, несовместимыми либо их количество оказывается недостаточным, чтобы сформировался новый образ. Поэтому возникает потребность в использовании других средств и приемов.

К числу таких средств относятся карты, схемы, диаграммы, различного рода научные реконструкции, размер, цвет и форма которых могут быть заданы конкретными экспозиционными потребностями.

В сочетании с подлинными предметами научно-вспомогательные материалы помогают формировать образное представление об определенном явлении, феномене, процессе. Но при этом художник должен не забывать о том, что большинство музейных посетителей не всегда может отличить уникальную реликвию от выразительной реконструкции, поэтому «подавать» научно-вспомогательный материал следует таким образом, чтобы он не «убивал» менее аттрактивные подлинники.

Используются научно-вспомогательные материалы в ограниченном масштабе, в противном случае может исчезнуть специфика музейной экспозиции. Правда, в особых случаях экспозиции могут строиться преимущественно на копийном материале. Преимущественно на воспроизведениях подлинников строятся экспозиции для особых категорий посетителей - детей и слепых, которым важно познакомиться с предметом на ощупь.

На современном этапе развития искусства музейной экспозиции активная роль стала отводиться бутафории, которая используется тогда, когда возникает потребность в создании предметно-осязаемой атмосферы какого-либо явления или события. В музеях можно увидеть фрагменты палубы корабля, уличные фонари, имитации части улиц с булыжной мостовой, фрагменты шахт, верстовые столбы и т. д.

Труд бутафора перестал быть ремеслом, и бутафорский предмет порой воспринимается как самоценное произведение. Поиски динамичности в построении экспозиции привели к тому, что в музеях стали нередко появляться тематические комплексы, воссоздающие атмосферу определенной эпохи с помощью обстановочных сцен и интерьеров, причем в создании этого своеобразного музейного зрелища наряду с музейными предмета-ми принимают участие и бутафорские. Степень погружения посетителя в иную предметную среду может быть полной, но может быть всего лишь намеком на конкретный контекст, в рамках которого следует рассматривать подлинные экспонаты.

В комплексе художественно-выразительных средств, используемых при создании современных экспозиций, важная роль отводится специальным приспособлениям для демонстрации экспонатов, то есть экспозиционному оборудованию. В экспозиционном ансамбле оно одновременно выполняет как утилитарную, так и архитектурно-художественную функции. Утилитарная функция заключается в обеспечении сохранности экспонатов, защите их от вредных воздействий окружающей среды, повреждений и хищений. Архи-тектурно-художественная функция состоит в организации объемно-пространственной среды экспозиции.

При проектировании оборудования учитывается его пропорциональность относительно экспонатов и экспозиционных залов, способность органично вписаться в интерьер по стилю, цвету, габаритам. Но при этом непреложным является следующее правило: воздействие оборудования на посетителя должно быть вторичным по отношению к экспонату.

Активными и специфическими компонентами архитектурно-художественного ансамбля являются цвет и свет. С их помощью можно объединить экспозиционные комплексы в единое гармоничное целое, сделать акцент на наиболее важных экспонатах и композициях, добиться определенной эмоциональной реакции посетителей. Правильный выбор освещения способствует точной передаче цвета экспонатов. Определенные цветовые и световые решения могут добавлять недостающую контекстную информацию.

Огромное значение для восприятия экспозиции имеет ее пространственное решение, то есть расположение экспозиционных материалов и экспозиционного оборудования в пространстве экспозиционных помещений. Правильное соотношение элементов экспозиционного ансамбля, их взаимосвязь, группировка, определение доминант - все это имеет первостепенную важность для создания художественного экспозиционного образа. Пространственным членением экс-позиции можно организовать движение посетителей и ритм осмотра, отделить одну тему от другой, главное от второстепенного, ввести пространственные паузы, отделяющие друг от друга произведения, объединить разрозненные части в единое целое.

Язык экспозиции метафоричен и достаточно сложен, художественно-образные композиции далеко не всегда понятны без экспликаций и комментариев экскурсовода. Ведь большинство людей не привыкли мыслить образами, и им трудно увидеть в конкретной форме абстрактные понятия. В немемориальной части экспозиции среди копий и муляжей нелегко отыскать коллекционные предметы.

Итак, в зависимости от характера экспозиции, ее тематики и других конкретных условий художник использует для создания экспозиционного образа все имеющиеся в его палитре средства или какую-то их часть. Иногда образное начало достигается в результате компоновки музейных предметов и их комплексов, в других случаях акцент делается на специально создаваемых произведениях искусства, в третьих - на архитектурном решении интерьеров экспозиционных помещений музея. Музейной специфике в наибольшей степени соответствует первый путь, когда образ экспозиционного ансамбля создается на основе музейных предметов и научного содержания при поддержке художественно-изобразительными и техническими средствами.

Музей не относится к той категории мест, посещение которых обязательно для человека (школа – для ребенка, работа – для взрослого). Следовательно, задача музея – привлечение посетителей. Это требует выработки специфических форм работы с людьми, побуждающих их посещать музеи, осматривать экспозиции и выставки, участвовать в музейных мероприятиях и т.д. Выработка этих форм – главная задача такого направления музейной работы, как культурно-образовательная и рекреационная деятельность. На сегодняшний день имеются вполне сложившиеся традиции, хотя идет поиск и новых форм. Основная форма культурно-образовательной и рекреационной работы музеев – подготовка и проведение экскурсий .

Экскурсия (музейная) (от латинского excursio – поездка) – форма музейной работы, основанная на коллективном осмотре объектов музейного показа по заранее определенной теме и специальному маршруту под руководством специалиста – экскурсовода . Участники экскурсии, посетители называются экскурсантами . Экскурсии как форма работы применяются не только в музейном деле, но и в других сферах деятельности. Музейная экскурсия привязана к специально организованному пространству – к музейным помещениям и территории.

Экскурсии, как форма образовательной и воспитательной работы, появились в России в конце XVIII в. под влиянием идей Я.А. Коменского. Отдельные элементы экскурсии присутствовали в работе музеев изначально: объяснения, даваемые хранителями посетителям музеев, можно считать своеобразными предшественниками современных экскурсий. В России формирование экскурсионной работы как особого направления музейной деятельности относится к 1870-м гг. К концу XIX в. с формированием музейной педагогики появляются экскурсии, рассчитанные на разные возрастные, социальные, профессиональные категории.

В экскурсии сочетается показ предметов с рассказом о них. Зрительные впечатления формируются за счет возможности осмотреть предмет с разных точек зрения, с различных расстояний, в процессе перемещения по музейному помещению. Рассказ экскурсовода включает увиденные предметы в более широкий информационный контекст, передаваемый вербально. В свою очередь, вербальная информация усиливается за счет формирования особого предметного образа (музейный образ ) тех феноменов, которым посвящена экскурсия. Усилению воздействия материалов экспозиции способствует и коллективный характер экскурсии, порождающий общность переживаний, дающий возможность обменяться мнениями об увиденном и услышанном. Экскурсии все чаще рассматривают как особый вид коммуникации (появилось даже понятие «музейная коммуникация »), предмет которого – ценности истории, культуры, природы, имеющие значимость для всех участников экскурсии – экскурсантов и экскурсовода (рис. 119).

Рис. 119. Фрагмент выставки в МВЦ ПГОМ им. В.К. Арсеньева в рамках
III Владивостокской биеннале визуальных искусств в 2003 г. в ПГОМ
им. В.К. Арсеньева (Владивосток, РФ)

Классификация экскурсий ведется по разным признакам:

по профилю представляемых коллекций: естественнонаучная, историческая и т.д.;

по целевой направленности : общеобразовательные; методические (ориентированы на специалистов и связаны с раскрытием принципов отдельных направлений музейной работы, особенностей организации фондов, принципов построения экспозиции, применения музейных экспозиций в учебном процессе и т.д.); учебные (связаны с реализацией программ учебных заведений), академические или специальные (по профильным дисциплинам для специалистов);

по широте охвата тематики : обзорные (по всем экспозициям музея, в основном рассчитаны на экскурсантов, ранее не посещавших данный музей), тематические (детально раскрывают какую-то одну тему или проблему), цикловые (несколько лекций, связанных какой-то сквозной темой; чаще ориентированы на группы постоянных посетителей);

по составу экскурсантов : по возрасту (детские, взрослые), по социальному составу (для разных профессиональных групп), по месту жительства (для местных жителей или приезжих, для граждан или иностранцев), по характеру экскурсионных групп (для однородной по составу аудитории или для разнородной, например родители с детьми и т.п.).

по месту проведения и объектам показа : 1) музейная экскурсия: по экспозиции, по временным выставкам, фондовая экскурсия (по открытому хранению или в фонды музея на закрытом хранении ), экскурсия по музейной территории; 2) внемузейная экскурсия: по памятным местам и т.д.; 3) комплексная экскурсия: объединяет единой темой показ музейной экспозиции и памятников (внемузейных музеефицированных и немузеефицированных объектов);

по способу передвижения : автобусная, пешеходная, морская и т.д.

Возможны и иные классификации экскурсий. Например, немецкими музеями с 1997 г. вполне успешно внедряется идея «музейных ночей» – ночных экскурсий по экспозициям музеев. Участникам экскурсии предоставляется автобус, перевозящий их от музея к музею, а также еда. Первым городом, предложившим этот эксперимент, был Берлин, в 2004 г. в нем участвуют 50 городов ФРГ. Города Европы (вместе с немецкими на сегодняшний день в эксперимент включились около 120 городов) также используют этот опыт (например Париж, Рейкьявик, Амстердам, Базель) .

Успешное проведение экскурсии во многом зависит от умения экскурсовода подать материал, заинтересовать посетителя темой. Экскурсия должна быть «адресной», т.е. учитывать особенности именно данной группы посетителей. Экскурсоводу важно установить контакт с аудиторией, расположить к себе людей.

Экскурсия состоит из трех основных частей: вступительная беседа, основная часть, заключительная беседа. В подготовке экскурсии участвует широкий круг работников музея: экскурсоводы, методисты, научные сотрудники (такой перечень участников скорее характеризует работу крупного музея с большим штатом). Некоторые музеи, обычно небольшие по размеру и штатам, могут не иметь специальных должностей экскурсоводов, эту роль могут выполнять научные сотрудники.

Любая экскурсия требует подготовки. Работа начинается с формулировки темы, определения целей и задач, составления библиографии (источников и исследований), работы с литературой. Далее ведется работа с экспозицией: отбираются объекты показа, разрабатывается маршрут экскурсии, определяются ее структурные части, изучаются сведения о предметах на основе фондовой документации, вырабатываются оптимальные методы представления экспонатов, логические связи между объектами и возможности перехода в процессе экскурсии от одного экспоната к другому.

На основе результатов этой работы автор экскурсии пишет ее текст и составляет развернутый план . В плане излагается цель экскурсии, дается ее структура, краткое содержание тем и подтем, маршрут, состав объектов показа (экспонатов) и время для их показа, конкретизируется содержание вступительной и заключительной бесед, делаются заключения о характере группы, на которую ориентирована экскурсия (возраст, социальный и профессиональный статус и т.п.).

На основе плана проводится пробная экскурсия. Она позволяет определить достоинства и недостатки потенциальной экскурсии и выработать методы их устранения. По результатам этого этапа работы составляется методическая разработка экскурсии . Она строится по той же теме, что и развернутый план, но дополняется развернутым перечнем методических приемов, рекомендованных для работающих с этой экскурсией экскурсоводов. Итоговый документ обсуждается на методическом совете музея и утверждается руководством.

После утверждения экскурсии она осваивается экскурсоводами. Экскурсовод должен быть компетентен, т.е. владеть темой на высоком профессиональном уровне, быть готовым ответить на вопросы, в том числе и профессионалов. Ошибки или неточности снижают впечатление от экскурсии, «убивают» интерес посетителя не только к конкретной экскурсии, но и к посещению музеев вообще. Важно и то, как экскурсовод произносит текст. Он должен быть выучен наизусть, но этого мало. Экскурсия не произнесение текста, а рассказ. Экскурсовод должен владеть вниманием аудитории, реагировать на настроение участников экскурсии и т.д.

Огромную роль играет подбор сведений для рассказа. Излишнее количество информации утомляет, а ее недостаток может показаться оскорбительным («он делает вид, что это известно всем, кроме меня», – будет думать посетитель, чувствуя себя не лучшим образом). Пример неудачной экскурсии был описан Уильямом Хаттоном, посетившим Британский музей в 1794 г. Экскурсия его очень разочаровала: «Приблизительно за 30 минут мы завершили наше безмолвное шествие по этому роскошному зданию – путешествие, которое вполне могло бы занять 30 дней. Я вышел наружу не более сведущим, чем вошел вовнутрь, но с горькой мыслью о том, что из страха упустить представившуюся возможность я в то утро неучтиво прервал интересную беседу с тремя джентльменами, пожертвовал завтраком, вымок до нитки, уплатил полкроны за наемную карету и 2 шиллинга за билет – и все это только для того, чтобы меня грубо прогнали по залам, и я, утратив ту малую толику хорошего расположения духа, с которой явился, покинул музей чрезвычайно раздосадованным» .

Поэтому, подбирая сведения для экскурсии, важно дать основное, если экскурсант захочет узнать больше, то, общаясь с экскурсоводом, задавая вопросы, он может получить более подробные сведения. Важно выстраивать экскурсию, как беседу, общение, стараться задействовать посетителя, выяснить его впечатления от увиденного и услышанного. Важная часть экскурсии – переходы от одного объекта осмотра к другому. Их следует использовать для общения с группой: для ответов на вопросы, уточнения сведений, рассказа о том, что еще предстоит увидеть.

Метод заданий предполагает выполнение каких-то несложных поручений: выбор самого интересного экспоната, рассказ о впечатлении от объекта показа и т.п.

Работа с детской и взрослой аудиторией предполагает разные методы построения повествовательного рассказа. Детям можно давать информацию, делая акцент на ее познавательности и новизне. Для них привычно и естественно, что взрослый человек знает больше, может рассказать что-то новое и интересное. Можно и задавать вопросы, и устраивать викторины, состязания в знаниях. Совершенно неприемлемо такое построение рассказа экскурсовода для взрослой аудитории. Взрослому человеку, как правило, чужда роль и «отличника» (радующего своими знаниями тетю-учительницу), и «двоечника» (который не знает всем известных вещей). На наш взгляд, наиболее емко приемы работы с взрослой аудиторией описал К. Хадсон, обозначив их как «подход Анже» (по названию Музея Давида д"Анже). Он рекомендовал исходить из трех положений: «во-первых, посетитель пришел, потому что ему хочется, потому что он искренне заинтересован; во-вторых, он не ждет для себя от музея проблем и трудностей, в-третьих, входя, посетитель ничего не знает о теме, которой посвящен музей, и рассчитывает за время осмотра получить в обмен на стоимость билета нечто весомое. Он считает, что он не хуже других, и музей не должен разубеждать его в этом» . Потому вопросы, обращенные ко взрослой аудитории, рекомендуется задавать в косвенной форме: «Как Вы, наверное, помните…», «Вы, конечно, знаете…» и т.п. Это позволяет посетителю получать знания, не испытывая дискомфорта от собственного невежества, дает возможность создать впечатление доверительной беседы, где собеседники равны и друг другу интересны.

Важно и то, как экскурсовод двигается, его жестикуляция и т.п., ведь экскурсия это не только рассказ, но и показ предметов в экспозиции. Экскурсовод не должен закрывать собой объекты показа, не должен становиться к ним спиной (это создает впечатление неинтересности и неважности объектов показа), а вполоборота. Экскурсовод должен указывать на предметы, выделять их для осмотра по ходу рассказа, определять положение предмета или какого-то фрагмента (слева – справа, внизу – вверху и т.д.). При этом обязательно и самому посмотреть на предмет (это движение повторят остальные участники экскурсии). Важно дать возможность рассмотреть хорошо объект показа, сделав паузу. Жесты должны быть точно рассчитаны и не мешать восприятию предметов. Сейчас, как правило, отказываются от использования указок, т.к. они приковывают внимание к себе, отвлекая его от предмета. Но правила «жестикуляции» остаются одинаковыми: жест только указывает на предмет, нельзя суетливо водить указкой или рукой, указав на предмет, следует убрать указку или руку, сделав объект показа доступным для осмотра. Излишняя жестикуляция привлекает к себе внимание, создает состояние напряженности и дискомфорта.

Важную роль играет и эмоциональный настрой экскурсовода. Начинающим экскурсоводам иногда советуют «переволноваться», т.е. проявить излишнюю эмоциональность, чем не продемонстрировать никаких чувств.

В заключительной части экскурсии важно предусмотреть часть, состоящую из ответов на вопросы. Экскурсовод должен проявить интерес к тому, какое впечатление произвел его рассказ на экскурсантов, что нового они узнали и т.д. Если вопросы «иссякли», не следует просто оставлять группу. Положительные впечатления закрепляются самостоятельным осмотром, что и следует предложить. Если экскурсия была тематической (не по всей экспозиции), то следует предложить осмотреть музей или посетить его в составе других экскурсий. Экскурсовод вполне может «рекомендовать» какие-то музейные мероприятия, сообщить о дате их проведения, вручить листки с аннотациями и памятками о таких мероприятиях. Можно еще раз «напомнить» о рекреационных зонах: магазинах, киосках и т.п. Приобретенные там буклеты, сувениры и т.п. закрепят память о посещении музея. Главное делать это именно в виде «рекомендации доброму знакомому», не навязывая свои услуги и предложения, как обязательные к исполнению. Посетитель должен унести из музея положительные эмоции и желание еще раз вернуться.