Профессия музейный работник. Кто такой музейный работник? Описание профессии. Работа в музее: обзор профессий

Профессия, которая у всех ассоциируется с благообразными дамами пенсионного возраста, сидящими в углу на стульчике, но зорко бдящими, чтобы посетители не тянули ручонки к ценнейшим экспонатам. Не всё так просто. В большинстве музеев смотрительницы действительно пенсионерки, но всё чаще появляются вакансии, в которых указано «мужчины, 18-40 лет». Дело в том, что экспонаты бывают ценные и хрупкие, и за ними и за не в меру активными посетителями нужен глаз да глаз.

Обычно опыт работы для этой вакансии не требуется, зато очень важны внимательность, приветливость и умение найти общий язык с посетителями. Да и профессионального обучения на специальность «смотритель музея» не предполагается – только изучение должностной инструкции и общая профпригодность. Трудовой график сменный, и при желании можно совмещать с другой деятельностью.

Как правило, смотрители не имеют права рассказывать посетителям об экспонатах – для этого существуют экскурсоводы. Максимум – указать, в какой зал пройти. Более того, в некоторых столичных музеях смотрителям запрещено и слушать экскурсии – их дело следить за сохранностью экспонатов и не отвлекаться. Исключение – небольшие провинциальные музеи, где всё не так строго.

Зарплата у смотрителей небольшая – от МРОТ в провинциальных музеях до 15 000 в столичных. И конечно, никакого карьерного роста – только если сменить специализацию.

Экскурсовод

Самый простой способ устроиться на работу в музей без профильного образования. , но здесь отметим, что предпочтение оказывается людям с высшим образованием по профилю музея, коммуникабельным, без проблем с дикцией.

Зарплата экскурсовода зависит от количества экскурсий и статуса музея – от 7 000 до 15 000 рублей.

Организатор экскурсий

Нет, это не старший над всеми экскурсоводами. Это человек, который занимается приемом экскурсионных групп – ведет предварительную запись, синхронизирует время посещения, отвечает на вопросы посетителей, связанные с работой музея, считает статистику, принимает заявки и составляет договора с организациями. Работа требует внимания, хорошей памяти, сосредоточенности, а также умения общаться с людьми – нередко организатор экскурсий выполняет обязанности менеджера. Специального образования не нужно, нет возрастных ограничений, но желателен опыт работы.

Обычно организатор экскурсий получает от 10 до 20 тысяч рублей, но могут быть и премии за перевыполненный план.

Хранитель

Одна из самых незаметных для посетителей профессий, но очень важная для функционирования музея. Хранитель занимается музейными фондами – учёт, документирование, сохранность. Он принимает музейные предметы на хранение, регистрирует, маркирует, систематизирует, наблюдает за режимом хранения (необходимо соблюдать определенные температуру, влажность и уровень света). В случае выезда выставки в другой город отвечает за упаковку экспонатов и сопровождает их в поездке, изучает фонды, ведет научно-исследовательскую работу, определяет, какие предметы необходимо передать реставраторам, оформляет экспертные заключения… Хранитель больше любого экскурсовода знает об истории того или иного экспоната, его особенностях и уникальности, но не имеет права рассказывать об этом посетителям. Хранитель фондов – вовсе не кладовщик, это прежде всего исследователь, теоретик и практик.

К сожалению, эта профессия недоступна аллергикам – пыль, кожееды, отрава для крыс и мышей и многие другие аллергены на рабочем месте присутствуют в изобилии. Еще один важный момент – хранитель принимает фонды на материально-ответственное хранение, поэтому эта работа еще и нервная.

На хранителя фондов нигде не учат (лишь частично дают основы на специальности «музеология»). Но нужно высшее образование в области специализации музея. Да и новичка, с улицы, без опыта вряд ли возьмут – только если в небольшой музей специфической направленности, где нет ничего коммерчески ценного (например, университетский).

В зависимости от статуса музея требуют опыт от года, но и тогда не сразу ставят в отдел хранения – во время испытательного срока новичок может поработать и экскурсоводом, ведь нужно присмотреться к человеку. Здесь очень важны такие качества как аккуратность, внимательность и – особенно для музеев с ценными экспонатами! – порядочность. Поэтому некоторые предпочитают назначать хранителем фонда своих же научных сотрудников.

Зарплата здесь от 15 000 до 40 000 тысяч, в зависимости от опыта сотрудника и статуса музея.

Методист

Методическая деятельность в музеях ведется по двум направлениям – научно-просветительская и музейно-образовательная. Соответственно, и в штате музея обычно бывает два методиста. Ответственный за музейно-образовательную деятельность занимается работой с детьми и подростками – организует на базе музея лекции, открытые уроки, тематические , конкурсы и конференции; проводит социологические опросы посетителей по поводу образовательной деятельности музея, собирает предложения и пожелания, отвечает за издание методических документов и занимается экспертизой образовательных программ.

Методист по научно-просветительской деятельности разрабатывает методику проведения экскурсий, работает с экскурсоводами – готовит и консультирует их, следит за качеством их работы, занимается подготовкой лекций, изданием научных исследований сотрудников и проведением научных конференций, семинаров и круглых столов.

В небольших музеях эти две специализации соединяет в себе один человек.

Звучит сухо и пугающе, но на самом деле очень увлекательная и творческая. Работать нужно не только с документами, но и с людьми, ориентироваться в модных культурных трендах, не бояться экспериментировать с формой подачи лекций и темой конференций и конкурсов.

Платят от 15 000 рублей в провинции до 35 000 и выше в столичных музеях.

Научный сотрудник

Должность, для которой необходимо не только высшее образование, но и научная степень (если не хочется всю жизнь прозябать в младших научных сотрудниках). Научные сотрудники занимаются научным направлением деятельности музея – разрабатывают концепции развития музея в этой области, принимают участие в научных конференциях и семинарах, ездят в этнографические и археологические экспедиции, читают лекции для посетителей, консультируют экскурсоводов, изучают фонды и пишут научные статьи, связанные с музейными экспонатами. Кроме того, часто именно они сотрудничают со СМИ – как эксперты в тематических программах.

Такая должность – хороший вариант для гуманитария, который хочет заниматься практической наукой, работать с артефактами и документами. Каждый год появляются предложения зарубежных музеев по поводу стажировок, обмена опытом или участия в конференциях.

Зарплата здесь примерно такая же, как и у со степенью – от 15 000 в провинции до 45 000 в столице.

Специалист по экспозиционной и выставочной деятельности

Обязательное условие существования любого музея – выставочная деятельность. Далеко не всё, что находится в фондах, показывают посетителям – что-то интересно только специалистам, что-то не может быть выставлено, так как требует особого микроклимата, а чему-то необходима предварительная реставрация. Что именно попадет на выставку и как там будет выглядеть – этими вопросами занимается сотрудник экспозиционно-выставочного отдела. Он разрабатывает планы выставочной деятельности, делает аннотации к экспонатам, следит за оформлением выставки и размещением предметов по залам в наиболее выгодном ракурсе, готовит учетную документацию, пишет отчеты. Работа сложная, но интересная, требующая пространственного мышления, умения создавать концепции выставок и продумывать их тематику. Специалисты с опытом и хорошим портфолио выставок на вес золота. Есть шансы сделать неплохую карьеру в этом направлении или переквалифицироваться на куратора.

Зарплата такого специалиста – от 15 до 40 тысяч рублей.

Куратор

Популярная профессия, которая пользуется большим спросом как у нас, так и за рубежом: постоянно проводятся конференции кураторов, то и дело можно увидеть приглашение от зарубежного музея на стажировку или стипендиальный конкурс.

Куратор – это своеобразный сплав хранителя музея, искусствоведа и сотрудника выставочного отдела с щепоткой научного сотрудника. Он создает выставочные проекты, исследует музейные объекты, пишет критические тексты. Однако в отличие от своих «прародителей», которые ориентированы как бы внутрь, на музей, куратор ориентирован вовне – на публику. Это публичная фигура, и успех деятельности куратора во многом зависит от его личности. Харизма, умение обаять собеседника, мастерство держаться на публике, отвечать на самые каверзные вопросы, искусство подбирать слова и глубокое знание предмета – такими навыками должен обладать куратор. Он подбирает предметы для выставки и расставляет их в пространстве, исходя из концепции выставочного проекта, пишет комментарии, насыщенные современной лексикой, но при этом понятные любой целевой аудитории. По сути дела, куратор создает из выставки самостоятельный арт-объект, а сам становится частью перфоманса.

Как правило, куратор не находится на постоянной зарплате, а получает процент от бюджета проекта. Начинающим кураторам стоит рассчитывать на 10-15 тысяч, иногда на 20-40 тысяч рублей, но когда специалист приобретет имя, его услуги будут оцениваться в евро.

В крупных музеях есть также реставраторы и искусствоведы, специалисты по связям с общественностью, юристы, бухгалтеры, маркетологи, редакторы электронных баз и веб-мастера. Однако в небольших музеях или при сокращении штата их обязанности берут на себя описанные выше сотрудники. Хранитель фонда заполняет базы учета музейных предметов, веб-мастера, юриста, бухгалтера и реставратора приглашают со стороны, научный сотрудник становится искусствоведом, а все остальные – занимаются связями с общественностью. Только завхозы, уборщики и дворники никогда не потеряют свою работу.

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!


В целях упорядочения организации труда, дальнейшего совершенствования системы подбора и расстановки кадров работников музеев, подведомственных Министерству культуры РСФСР, приказываю:

1. Утвердить Типовые должностные инструкции работников музеев в соответствии с Приложением N 1.

2. Директорам музеев в 2-месячный срок разработать и утвердить на основе Типовых инструкций должностные инструкции, закрепляющие конкретные обязанности работников вверенных музеев.

Заместитель Министра

В.М.СТРИГАНОВ

Приложение N 1

к Приказу

Министерства культуры РСФСР

ТИПОВЫЕ ДОЛЖНОСТНЫЕ ИНСТРУКЦИИ

РАБОТНИКОВ МУЗЕЕВ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РСФСР

Утверждено

Приказом

Министерства культуры РСФСР

ДИРЕКТОР МУЗЕЯ

I. Директор музея в установленном передке назначается на должность и освобождается от должности органом культуры, в непосредственном подчинении которого находится музей.

1. Директор на основе Положения о музее руководит всей деятельностью музея.

Обеспечивает решение основных задач, стоящих перед музеем:

Научную пропаганду культурного, художественного и литературного наследия народов, лучших советских произведений культуры и культурных ценностей мирового искусства в целях коммунистического воспитания широких масс трудящихся;

Идейно-политическую направленность в работе, пропаганду революционных, трудовых и боевых традиций советского народа;

Проведение массовой научно-просветительной работы, способствующей повышению образованности и культуры, формированию эстетических взглядов народа.

2. В установленном порядке:

Утверждает перспективные и текущие планы работы музея;

Организует научные связи, обмены выставками с отечественными и зарубежными музеями;

Организует учет наличия и движения музейных фондов, их размещение в специально оборудованных фондохранилищах, а также проведение инвентаризации, реставрации и консервации музейных фондов;

Обеспечивает контроль за сохранностью музейных фондов, в том числе за работой вневедомственной охраны и работой охранной сигнализации и противопожарной безопасности;

Представляет на утверждение в соответствующие органы культуры сметы доходов и расходов музея. Обеспечивает их выполнение;

Обеспечивает издание научных работ, каталогов, путеводителей, буклетов и т.д., выпускаемых музеем;

Открывает и закрывает в госбанке расчетные счета;

Принимает меры к обеспечению музея квалифицированными кадрами, повышению их квалификации, расстановке и использованию;

Разрешает проведение кинофотосъемки музейных экспонатов;

Утверждает правила внутреннего трудового распорядка музея;

Распоряжается имуществом, принадлежащим музею.

3. Совместно с общественными организациями:

Обеспечивает проведение воспитательной работы в коллективе, способствует развитию творческой инициативы работников;

В установленном порядке обеспечивает соблюдение трудовой и производственной дисциплины в музее;

Обеспечивает правильное сочетание экономических и дисциплинарных методов руководства, материальных и моральных стимулов улучшения работы музея.

4. Представляет музей в государственных, общественных и других организациях в пределах компетенции музея.

Заключает договоры, выделяет доверенности по вопросам деятельности музея, подписывает чеки, платежные поручения.

II. Директор музея должен знать постановления и решения партии и правительства, определяющие развитие советской науки и культуры; постановления и решения, приказы, инструкции, другие руководящие материалы вышестоящих органов по вопросам музейного дела; новейшие исследования и методическую литературу в области учета и хранения музейных коллекций, научно-исследовательской, научно-просветительной, экспозиционной работы, реставрации и издательской деятельности, а также литературу по научной организации труда в музее; передовой опыт работы отечественных и зарубежных музеев; основы экономики и управления; действующие схемы оплаты труда и формы материального стимулирования; основы трудового законодательства; правила техники безопасности, охраны труда и противопожарной защиты.

III. Директор музея должен иметь высшее образование и стаж работы в учреждениях культуры не менее 5 лет.

Утверждено

Приказом

Министерства культуры РСФСР

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА МУЗЕЯ ПО НАУЧНОЙ РАБОТЕ

I.1. Заместитель директора музея по научной работе в установленном порядке назначается на должность и освобождается от должности по представлению директора музея органом культуры, в непосредственном подчинении которого находится музей.

2. По вопросам исполнения своих служебных обязанностей подчиняется директору музея.

3. По должности является председателем фондовой и закупочной комиссии музея, заместителем председателя Ученого совета, председателем Методического совета.

4. Осуществляет руководство научной работой музея в области комплектования коллекций, обработки фондов, экспозиционной, научно-просветительной (если музей не имеет зам. директора по научно-просветительной работе), издательской деятельностью музея, пропагандой и рекламой музея, обеспечивает соблюдение научно обоснованных режимов эксплуатации музейных объектов. В музеях, являющихся головными зональными, осуществляет руководство работой по координации планов научно-исследовательской работы в музеях зоны.

5. Непосредственно руководит работой по текущему и перспективному планированию научной деятельности музея и ее выполнению. Разрабатывает основные направления и научную концепцию Генерального плана развития музея.

6. Проводит в отделах и на заседаниях обсуждение научных работ, подготовленных сотрудниками музея: планов научного комплектования, программ экспедиций и научных командировок, тематико-экспозиционных планов, проектов архитектурно-художественного решения экспозиции, научно-методической документации, каталогов, путеводителей и пр.

7. Рассматривает отчеты сотрудников музея о научных и творческих командировках.

8. Участвует в работе по подбору и расстановке, воспитанию, повышению квалификации научных кадров.

9. Координирует планы научной работы музея с научно-исследовательскими учебными заведениями. Поддерживает контакты музея со специалистами в различных областях знаний и организует консультации и методическую помощь по проблемам, связанным с научной работой музея.

10. Направляет научно-методическую деятельность музея. Контролирует своевременную подготовку экскурсий и лекций, утверждает методическую документацию к ним, планирует мероприятия по совершенствованию научно-просветительной работы.

11. Организует научно-методическую помощь государственным и народным музеям области (зоны). Рассматривает, представляет на утверждение директора музея и вышестоящих органов подготовленные сотрудниками музея методические пособия по вопросам музейного дела.

12. Организует работу по формированию общественного актива музея. Осуществляет руководство его деятельностью в соответствии с задачами музея и отражает результаты работы актива в соответствующих документах (отчетах, справках) и пр.

13. Организует подготовку всех научных изданий музея (сборников трудов, путеводителей, каталогов, буклетов и пр.).

14. В музеях, где отсутствует должность ученого секретаря, заместитель директора по научной работе составляет годовые отчеты о деятельности музея; подготавливает заседания Ученого и Методического советов, производственные совещания, научно-практические конференции и контролирует выполнение принятых решений; руководит работой научного архива и библиотекой.

15. В отсутствие директора (отпуск, болезнь, командировка) исполняет его обязанности.

II. Заместитель директора по научной работе должен знать постановления и решения партии и правительства, определяющие развитие советской науки и культуры; постановления, приказы, инструкции и другие руководящие материалы вышестоящих органов по вопросам музейного дела; новейшие исследования и методическую литературу в области учета, хранения музейных коллекций, научно-исследовательской, научно-пропагандистской, экспозиционной, реставрационной и издательской деятельности, а также литературу по научной организации труда в музее; передовой опыт работы отечественных и зарубежных музеев.

III. Заместитель директора по научной работе должен иметь высшее образование и стаж работы в музеях не менее 5 лет.

Утверждено

Приказом

Министерства культуры РСФСР

ГЛАВНЫЙ ХРАНИТЕЛЬ МУЗЕЙНЫХ ФОНДОВ

I.1. Главный хранитель музейных фондов в установленном порядке назначается на должность и освобождается от должности по представлению директора музея органом культуры, в непосредственном подчинении которого находится музей.

2. По вопросам исполнения своих служебных обязанностей подчиняется директору музея, согласовывает свою работу с заместителем директора музея по научной работе по вопросам комплектования и научной обработки фондов.

3. По должности является членом Ученого совета музея.

При отсутствии должности заместителя директора по научной работе возглавляет закупочную и фондовую комиссии.

4. Обеспечивает сохранность музейных экспонатов, находящихся в фондах и экспозиции музея, правильное ведение учетно-хранительских документов (книг поступлений, актов приема и выдачи, коллекционных и топографических описей, инвентаризационных книг и т.д.) и своевременное оформление всех изменений в составе и состоянии хранимых коллекций.

5. Организует строгий учет фондов музея, научное описание (паспортизацию) экспонатов.

6. Принимает меры к обеспечению фондохранилищ музея необходимым оборудованием.

7. Руководит работой по размещению фондов в хранилище с учетом режима хранения экспонатов музея.

Осуществляет контроль за соблюдением режима хранения, а также своевременной и качественной консервацией экспонатов музея.

8. Организует работу по выявлению экспонатов, нуждающихся в реставрации, а также проведению профилактических мер, обеспечивающих сохранность фонда.

9. Разрабатывает мероприятия, направленные на изучение хранения и учета музейного фонда, совершенствование реставрационных работ.

10. Организует планирование работы хранилищ, разработку графиков проведения реставрационных работ, своевременное составление заявок на необходимые материалы и оборудование.

11. Контролирует допуск лиц в фондохранилища и обеспечивает соблюдение установленных правил пользования музейными коллекциями.

12. Готовит к публикации каталоги коллекций, обзоры материалов фонда, методические рекомендации.

13. По вопросам своей деятельности ведет научно-исследовательскую работу, выступает с лекциями и докладами на освещениях, конференциях и семинарах музейных работников, проводит консультации.

14. Контролирует соблюдение работниками музея производственной и трудовой дисциплины, правил по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите.

15. Организует и контролирует работу смотрителей музея по вопросам сохранности экспонатов.

16. Обеспечивает ведение учета и хранения предметов из драгоценных металлов в соответствии с действующей Инструкцией.

17. Организует учет и установленную отчетность.

18. Главный хранитель музейных фондов несет дисциплинарную и материальную ответственность в порядке и пределах, установленных действующим законодательством, за нарушение правил учета и хранения музейных фондов, за непринятие мер к борьбе с хищениями, порчей, уничтожением музейных фондов.

19. В случае утраты, в том числе хищения музейных ценностей, главный хранитель музейных фондов обязан незамедлительно:

а) составить акт, фиксирующий обстоятельства, при которых обнаружена пропажа или порча музейных ценностей;

б) незамедлительно поставить в известность директора музея и органы культуры, в подчинении которых находится музей, о происшедшей порче или пропаже. В случае порчи обеспечить своевременное проведение необходимых реставрационных мероприятий. Материалы о хищении ценностей подлежат немедленной передаче следственным органам для принятия мер к розыску похищенных предметов и привлечению к ответственности лиц, виновных в хищении.

20. Внедряет передовой опыт работы отечественных и зарубежных музеев в области учетно-хранительской деятельности.

21. При поступлении на работу и при увольнении с работы обязан принять (сдать) музейные фонды по акту, утверждаемому директором музея. В акте фиксируется состояние учета, хранения и наличие музейных фондов.

II. Главный хранитель музейных фондов должен знать постановления и решения партии и правительства, определяющие развитие советской науки и культуры, руководящие материалы вышестоящих органов по вопросам музейного дела, новейшие исследования по музееведению, методическую литературу и инструкции по вопросам учета и хранения музейных коллекций; технологию реставрации экспонатов; оборудование фондохранилищ; передовой опыт работы отечественных и зарубежных музеев в области учетно-хранительской работы; основы трудового законодательства, правила по охране труда и технике безопасности, противопожарной защите.

III. Главный хранитель музейных фондов должен иметь высшее образование и опыт работы в музее не менее 3 лет.

Утверждено

Приказом

Министерства культуры РСФСР

УЧЕНЫЙ СЕКРЕТАРЬ МУЗЕЯ

I.1. Ученый секретарь музея в установленном порядке назначается на должность и освобождается от должности директором музея.

2. По вопросам исполнения своих служебных обязанностей подчиняется директору музея, а по вопросам научной работы и заместителю директора по научной работе.

3. Является секретарем Ученого совета музея.

4. Составляет сводные планы музея (перспективные, годовые, квартальные), контролирует их выполнение.

5. Составляет годовые отчеты о работе музея и обеспечивает их своевременное представление в органы культуры, в непосредственном подчинении которых находится, и в вышестоящий орган культуры, в статистические органы.

6. Подготавливает заседания Ученого совета (участвует в подготовке вопросов для обсуждения, оповещает членов совета, оформляет документацию) и контролирует выполнение решений.

7. Руководит работой по подготовке и проведению конференций и совещаний (обеспечивает выступления и оформление материалов).

8. Организует заседания дирекции, ведение протоколов заседаний, контролирует выполнение принятых решений.

9. Организует производственные совещания научных работников и экскурсоводов музея, ведение протоколов, контролирует выполнение принятых решений.

10. Контролирует своевременное представление годовых отчетов сотрудников музея и отчетов о научных и творческих командировках.

11. Поддерживает постоянные контакты с музеями, научными учреждениями и общественными организациями, учебными заведениями. Осуществляет переписку музея с учреждениями и организациями, контролирует своевременную подготовку ответов на письма.

12. Ученый секретарь руководит работой научного архива и комплектованием библиотеки в соответствии с профилем музея.

II. Ученый секретарь должен знать постановления партии и правительства, определяющие развитие советской науки и культуры, постановления, приказы, инструкции и другие руководящие материалы по вопросам музейного дела, новейшую литературу по проблемам музееведения; литературу по научной организации труда; основы экономики и трудового законодательства.

III. Ученый секретарь должен иметь высшее образование и стаж работы в учреждениях культуры не менее 3 лет.

Утверждено

Приказом

Министерства культуры РСФСР

ЗАВЕДУЮЩИЙ ЭКСПЕДИЦИОННЫМ ОТДЕЛОМ МУЗЕЯ

I.1. Заведующий экспедиционным отделом музея в установленном порядке назначается на должность и освобождается от должности директором музея по согласованию с органом культуры, в непосредственном подчинении которого находится музей.

2. По вопросам исполнения своих служебных обязанностей подчиняется заместителю директора по научной работе.

3. Является членом Ученого и Методического советов музея, закупочной и фондовой комиссий.

4. Осуществляет руководство отделом и несет ответственность за состояние работы в области комплектования коллекции, экспозиционной, научно-просветительной деятельности.

5. Несет дисциплинарную и материальную ответственность в порядке и пределах, установленных действующим законодательством, за сохранность музейных предметов, переданных ему в соответствующей документации (передаточная ведомость, акт).

6. Составляет планы (текущие, годовые, перспективные) и отчеты о работе отдела. Обеспечивает выполнение плана отдела и контролирует выполнение индивидуальных планов сотрудников отдела.

7. Направляет работу по комплектованию фондов материалами по профилю отдела и участвует в их сборе, классификации и систематизации.

8. Определяет направления и перспективы экспозиционной деятельности отдела. Обеспечивает ее выполнение в соответствии с планом. Руководит процессом создания экспозиций на всех этапах этой работы и принимает в ней личное участие.

9. Обеспечивает подготовку и оформление научно-справочного материала (библиография, справки, рефераты, анкеты и пр.), собранные в процессе работы сотрудников отдела по планируемым темам.

10. Обеспечивает подготовку экскурсий по тематике отдела. Принимает участие в составлении и рецензировании методической документации, в прослушивании экскурсий. Проводит экскурсионную и лекционную работу согласно "Нормам экскурсионной и лекционной нагрузки для научных сотрудников и заведующих отделами музеев системы музеев Министерства культуры СССР".

11. Определяет специализацию научных сотрудников отдела и содействует повышению их профессиональной квалификации.

12. Поддерживает контакты со специалистами и организует научные консультации и методическую помощь по проблемам, связанным с работой отдела.

13. Обеспечивает оформление и своевременную передачу в архив музея всех материалов, отражающих научную работу музея.

14. Систематически проверяет сохранность и наличие экспозиционных материалов по отделу перед началом работы музея для посетителей, совместно с дежурным по музею и смотрителем зала проверяет наличие соответствующих печатей, сохранность и наличие экспонатов. По окончании работы музея для посетителей фиксирует вместе с дежурным и смотрителем наличие экспонатов и их сохранность, делает записи в соответствующем журнале (описи).

15. Составляет заявки на расходы, связанные с работой отдела.

II. Заведующий экспозиционным отделом музея должен знать постановления и решения партии и правительства, определяющие развитие советской науки и культуры; постановления, приказы, инструкции и другие руководящие материалы вышестоящих органов по вопросам музейного дела, новейшие исследования по проблемам профильной дисциплины, исследования и методическую литературу в области экспозиционной, фондовой и научно-просветительной деятельности, а также литературу по научной организации труда в музее; передовой опыт работы в отечественных и зарубежных музеях.

III. Заведующий экспозиционным отделом музея должен иметь высшее образование в области профильной дисциплины и стаж работы в музее не менее 3 лет.

Утверждено

Приказом

Министерства культуры РСФСР

ЗАВЕДУЮЩИЙ ОТДЕЛА (СЕКТОРА)

УЧЕТА МУЗЕЙНЫХ ФОНДОВ МУЗЕЯ (СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК,

ИСПОЛНЯЮЩИЙ РАБОТУ ПО УЧЕТУ ФОНДОВ МУЗЕЯ)

I.1. Заведующий отдела (сектора) учета музейных фондов или старший научный сотрудник, исполняющий работу по учету музейных фондов, назначается в установленном порядке на должность и освобождается от должности директором музея по согласованию с главным хранителем фондов.

2. По вопросам исполнения своих служебных обязанностей подчиняется главному хранителю музейных фондов.

3. По должности является членом закупочной и фондовой комиссий.

4. Обеспечивает первичный учет музейных фондов, осуществляет эту работу на основе индивидуального плана, утвержденного директором музея.

5. Готовит статистические материалы о движении музейных фондов в течение квартала, года.

6. Ведет книгу поступлений музея, книгу учета научно-вспомогательных материалов, книгу временных поступлений.

7. Составляет акты приема и выдачи постоянного и временного хранения. Ведет книгу регистрации вышеуказанных актов и журнал фондовых книг.

8. Оформляет актами все движение музейных предметов внутри музея (выдачи из фондов на экспозицию, выставки, из отдела в отдел).

9. Обеспечивает оформление документации по приобретению музейных предметов (протокол закупочной комиссии, акты, счета и другие документы).

10. Контролирует правильность составления полевых, коллекционных описей и приложений к ним.

11. Обеспечивает сохранность первичной учетной документации (книга поступлений, описи, акты и приложения к ним и другие).

12. Проводит экскурсионную и лекционную работу согласно "Нормам экскурсионной и лекционной нагрузки для научных сотрудников и заведующих отделами музеев системы Министерства культуры СССР".

II. Заведующий отдела (сектора) учета музейных фондов (старший научный сотрудник, исполняющий работу по учету музейных фондов) должен знать постановления и решения партии и правительства, определяющие развитие советской науки и культуры; руководящие материалы вышестоящих органов; новейшие исследования по музееведению, методическую литературу и инструкции по вопросам учета и хранения музейных коллекций; передовой опыт отечественных и зарубежных музеев в области учетно-хранительской работы; правила по технике безопасности и противопожарной защите.

III. Заведующий отдела (сектора) учета музейных фондов (старший научный сотрудник, исполняющий работу по учету музейных фондов) должен иметь высшее образование и стаж работы в фондах музея не менее 1 года.

Утверждено

Приказом

Министерства культуры РСФСР

ЗАВЕДУЮЩИЙ ОТДЕЛА НАУЧНОЙ ПРОПАГАНДЫ МУЗЕЯ

I.1. Заведующий отдела научной пропаганды музея в установленном порядке назначается на должность и освобождается от должности директором музея по согласованию с органом культуры, в непосредственном подчинении которого находится музей.

2. По вопросам исполнения своих служебных обязанностей подчиняется заместителю директора по научно-просветительной работе, а при отсутствии этой должности - заместителю директора по научной работе.

3. Является членам Ученого и Методического советов музея.

4. Осуществляет руководство отделом и несет ответственность за организацию, планирование и учет научно-просветительной работы, ее научный уровень и идейно-политическое содержание.

5. Составляет годовые и перспективные планы научно-просветительной работы музея. Определяет текущие (квартальные и ежемесячные) планы и обеспечивает их выполнение.

6. В установленные дирекцией музея сроки отчитывается (за год, квартал, месяц) о работе отдела.

7. Разрабатывает при участии специалистов музея из других отделов основные направления развития и совершенствования научно-просветительной работы, определяет тематику экскурсий и лекций. Организует работу по своевременному освоению сотрудниками музея экскурсионных тем по действующей и вновь создаваемой экспозиции и выставкам.

8. Обеспечивает проведение всех форм научно-просветительной работы с учетом дифференцированного обслуживания местного населения и туристов.

9. Контролирует правильное оформление и своевременное выполнение заявок на экскурсии, лекции и другие мероприятия.

10. Разрабатывает графики приема посетителей, обеспечивает соблюдение установленного режима посещения музея.

11. Организует работу по привлечению посетителей (заключение договоров на обслуживание с туристско-экскурсионными организациями, предприятиями, учреждениями, выступления с пропагандой экскурсий и т.д.).

13. Организует изучение состава посетителей, их интересов и запросов.

14. Несет ответственность (при отсутствии в музее выделенного по организационной структуре самостоятельного отдела или сектора методической работы) за состояние и уровень методической работы; подготовку экскурсий, методической документации, обобщение опыта экскурсионной работы, контроль за качеством экскурсий, подготовку и повышение квалификации экскурсоводов и т.д.

15. Осуществляет постоянную связь с туристско-экскурсионными организациями, предприятиями, учреждениями, учебными заведениями, колхозами и совхозами в целях активизации научно-просветительной работы.

II. Заведующий отдела научной пропаганды должен знать постановления и решения партии и правительства, определяющие развитие советской науки и культуры; постановления, приказы, инструкции и другие руководящие материалы вышестоящих органов по вопросам музейного дела; новейшие исследования и методическую литературу по проблемам научно-просветительной работы музея; психолого-педагогические основы устной пропаганды; методику экскурсионной работы; передовой опыт экскурсионной лекционной работы отечественных и зарубежных музеев; основы трудового законодательства; правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите.

III. Заведующий отделом научной пропаганды музея должен иметь высшее образование и стаж работы в музее не менее 3 лет.

Утверждено

Приказом

Министерства культуры РСФСР

ЗАВЕДУЮЩИЙ ФИЛИАЛОМ МУЗЕЯ

I.1. Заведующий филиалом музея в установленном порядке назначается на должность и освобождается от должности директором музея по согласованию с органом культуры, в непосредственном подчинении которого находится музей.

2. По вопросам исполнения своих служебных обязанностей подчиняется директору музея, а по вопросам научной работы, проводимой филиалом, также заместителю директора по научной работе.

3. Заведующий филиалом музея на основе Положения о филиале музея руководит всей деятельностью филиала музея.

Обеспечивает решение задач, стоящих перед филиалом музея.

Осуществляет руководство фондовой, экспозиционной и научно-просветительной и также методической, хозяйственной и другими видами деятельности филиала музея в соответствии с Положением о филиале музея, а также Положением о музее, в состав которого входит филиал.

4. Разрабатывает текущие годовые и перспективные планы работы филиала, согласовывает и утверждает их в установленном порядке. Представляет в дирекцию головного музея отчетную документацию. Обеспечивает своевременное выполнение утвержденных планов и смет.

5. Организует комплектование и изучение фонда филиала музея. Обеспечивает хранение и строгий учет коллекций, находящихся в экспозиции и фондохранилище.

6. Обеспечивает выполнение работ по созданию экспозиций и выставок филиала, своевременной и качественной подготовке экспозиционной документации (тематические и тематико-экспозиционные планы и др.) и представлению ее на рецензирование в головной музей.

7. Обеспечивает проведение качественной научно-просветительной работы на высоком идейно-политическом уровне (утверждает экскурсионную и лекционную тематику; обеспечивает подготовку методической документации и контроль за качеством экскурсий; обеспечивает контроль за содержанием научно-просветительных мероприятий и др.). Организует работу по привлечению посетителей, пропаганду и рекламу филиала музея.

8. Представляет в головной музей предложения по подбору и расстановке сотрудников филиала.

9. Обеспечивает проведение работы по совершенствованию и пополнению экспозиций новыми материалами, отвечающими требованиям коммунистического воспитания в повышении культуры посетителей.

10. Обеспечивает сохранность музейных ценностей (противопожарная защита, состояние охранной сигнализации).

11. Обеспечивает контакты филиала с местными советскими и партийными органами, общественными организациями, предприятиями, учреждениями и учебными заведениями. Обеспечивает содержание зданий (строений) филиала музея в надлежащем состоянии, сохранность имущества, ведение в установленном порядке библиотечного хозяйства.

12. На основании доверенности директора музея представляет филиал в государственных и общественных организациях, заключает договоры с последующим утверждением их директором.

II. Заведующий филиалом музея должен знать постановления и решения партии и правительства, определяющие развитие советской науки и культуры; постановления и приказы, распоряжения и другие руководящие материалы вышестоящих органов по музейной работе; новейшие исследования и методическую литературу в области музееведения, а также литературу по научной организации труда в музее; передовой опыт работы отечественных и зарубежных музеев; основы трудового законодательства; правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите.

III. Заведующий филиалом должен иметь высшее образование и стаж работы в музеях не менее 3 лет.

Утверждено

Приказом

Министерства культуры РСФСР

НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК ОТДЕЛА ФОНДОВ МУЗЕЯ

I.1. Научный сотрудник отдела фондов музея назначается в установленном порядке на должность и освобождается от должности директором музея, назначение согласовывается с главным хранителем музейных фондов.

2. По вопросам исполнения своих служебных обязанностей подчиняется непосредственно заведующему отдела (сектора), музейных фондов, а при отсутствии этой должности - главному хранителю музейных фондов.

3. Может являться членом закупочной и фондовой комиссий.

4. Ведет работу с музейными фондами в соответствии с индивидуальным планом, утвержденным директором музея.

5. Несет дисциплинарную и материальную ответственность в порядке и пределах, установленных действующим законодательством, за сохранность музейных предметов, переданных ему на ответственное хранение по соответствующей документации (передаточная ведомость, акт). Отвечает за их правильный учет. Пломбирует и опечатывает места хранения музейных предметов.

6. Ведет исследовательскую работу по изучению музейных предметов и обеспечивает их своевременную научную инвентаризацию в инвентарных книгах.

7. Систематизирует музейные предметы по местам хранения, составляет топографические описи и научно-справочные картотеки.

8. Готовит акты и описи на прием и выдачу музейных предметов из фондов музея.

9. Участвует в подборе материалов для экспозиций и выставок.

10. Ежегодно проверяет наличие и сохранность хранимых музейных предметов в соответствии с утвержденным директором музея планом.

11. Следит за режимом хранения музейных фондов, а также за соблюдением противопожарных правил и состоянием музейного оборудования.

12. Ведет журнал по консервации музейных предметов, в котором фиксируются результата осмотра.

13. Участвует в подготовке научных трудов, каталогов, рекламных и других изданий музея.

14. Ведет учет и регистрацию лиц, входящих в хранилище, и следит за соблюдением правил работы с музейными коллекциями.

15. Обеспечивает правильное хранение всей документации.

16. При отсутствии условий, гарантирующих сохранность музейных предметов, ставит вопрос перед директором музея о необходимости снятия с экспозиции закрепленных за ним по охранной описи экспонатов.

17. Ведет собирательную работу.

18. Проводит экскурсионную и лекционную работу согласно "Нормам экскурсионной и лекционной нагрузки для научных сотрудников и заведующих отделами музеев Министерства культуры СССР".

19. При поступлении на работу и при увольнении с работы обязан принять (сдать) музейные предметы по акту, утвержденному директором музея.

II. Научный сотрудник отдела фондов должен знать постановления и решения партии и правительства, определяющие развитие советской науки и культуры; руководящие материалы вышестоящих органов; новейшие исследования по музееведению; методическую литературу и инструкции по вопросам учета и хранения музейных коллекций; оборудование фондохранилищ; передовой опыт отечественных и зарубежных музеев в области учетно-хранительской работы.

III. Научный сотрудник отдела фондов должен иметь высшее образование.

Утверждено

Приказом

Министерства культуры РСФСР

МЕТОДИСТ ПО НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

I.1. Методист по научно-просветительной работе в установленном порядке назначается на должность и освобождается от должности директором музея.

2. По вопросам исполнения своих служебных обязанностей подчиняется, в зависимости от организационной структуры музея, заведующему отдела научной пропаганды музея или заведующему отделом (сектором) методической работы.

3. Является членом методического совета музея.

4. Осуществляет методическую работу и несет ответственность за идеологическую направленность и содержание научно-просветительной работы.

5. Принимает участие в составлении годовых и перспективных планов научно-методической работы музея. Составляет текущие (квартальные и ежемесячные) планы методической работы и обеспечивает их выполнение.

6. В установленные дирекцией музея сроки отчитывается (за год, квартал, месяц) о проделанной работе.

7. Совместно с сотрудниками других отделов определяет и разрабатывает тематику экскурсий, лекций, научно-просветительных мероприятий с учетом дифференцированного обслуживания посетителей музея. Планирует освоение тематики экскурсоводами и научными сотрудниками музея по действующим и вновь создаваемым экспозициям и выставкам.

8. Контролирует выполнение творческих планов экскурсоводов и оказывает им необходимую научно-методическую помощь.

9. Организует работу по подготовке новых экскурсоводов: оказывает практическую помощь при подготовке индивидуального текста экскурсии, дает консультации по содержанию и методике ее проведения, проверяет знание материала. Прослушивает подготовленную экскурсию и готовит документацию (отзыв на результаты собеседования, письменный текст, прослушанную экскурсию и др.). Составляет докладную на имя директора о возможностях использования экскурсовода в работе.

10. Ежемесячно прослушивает не менее трех-четырех экскурсий сотрудников музея и систематически (не реже одного раза в квартал) обобщает результаты прослушивания на занятиях, семинарах, совещаниях. Ежегодно составляет письменные обзорные рецензии на экскурсии.

11. Осуществляет мероприятия по повышению квалификации экскурсоводов. Проводит консультации, семинары, организует обмен опытом и работу курсов экскурсоводов.

12. Обеспечивает своевременную подготовку и правильное оформление методической документации (развернутые планы, методические разработки, научно-справочный материал и др.).

13. Собирает, систематизирует и хранит методическую документацию и другие материалы по вопросам экскурсионной работы (рефераты и доклады, учебные планы, программы подготовки и повышения квалификации экскурсоводов).

II. Методист по научно-просветительной работе должен знать постановления и решения партии и правительства, определяющие развитие советской науки и культуры; постановления и приказы, инструкции и другие руководящие материалы вышестоящих органов по вопросам музейного дела; новейшие исследования и методическую литературу по проблемам научно-просветительной работы музея; психолого-педагогические основы устной пропаганды; методику экскурсионной и лекционной работы; тематику экспозиции музея; тематику экскурсий и лекций; передовой опыт экскурсионной и лекционной работы отечественных и зарубежных музеев.

III. Методист по научно-просветительной работе должен иметь высшее образование и стаж работы в музее не менее 3 лет.

Утверждено

Приказом

Министерства культуры РСФСР

НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК ЭКСПОЗИЦИОННОГО ОТДЕЛА МУЗЕЯ

I.1. Научный сотрудник экспозиционного отдела музея назначается в установленном порядке на должность и освобождается от должности директором музея.

2. По вопросам исполнения своих служебных обязанностей подчиняется заведующему экспозиционным отделом.

3. Осуществляет работу в области комплектования коллекций, экспозиционной и научно-просветительной деятельности отдела на основании индивидуального плана, утвержденного директором музея.

4. Ведет научную работу по проблемам, определяемым профилем отдела, и с учетом конкретной специализации. Выявляет и изучает соответствующие материалы, хранящиеся в фондах музея, государственных архивах, архивах учреждений, в библиотеках. Устанавливает личные контакты с участниками событий. В процессе исследования составляет научные отчеты, а также необходимый научно-справочный аппарат (библиография, картотеки, анкеты, рефераты, обзоры и т.д.).

5. Осуществляет научные консультации по кругу вопросов, связанных с проблематикой исследования.

6. Готовит научные труды и публикации по теме исследования, участвует в составлении рекламных изданий музея (путеводители, буклеты и пр.).

7. Принимает участие в комплектовании фондов материалами по разрабатываемой проблеме, их каталогизации и систематизации.

8. Участвует в создании экспозиций и выставок. Разрабатывает структуру экспозиции, тематические и тематико-экспозиционные планы, этикетаж, а также участвует в обсуждении проектов архитектурно-художественных решений. Осуществляет монтаж экспозиций совместно с художником.

9. Оказывает помощь сотрудникам музея в освоении экскурсионной тематики. Принимает участие в составлении методической документации к экскурсиям. Участвует в прослушивании и обсуждении экскурсий, в обобщении опыта научно-просветительной работы.

10. Проводит экскурсионную и лекционную работу согласно "Нормам экскурсионной и лекционной нагрузки для научных сотрудников и заведующих отделами музеев системы музеев Министерства культуры СССР".

11. Участвует, в соответствии с индивидуальным планом, в организации и проведении научно-просветительных мероприятий.

II. Научный сотрудник экспозиционного отдела музея должен знать постановления и решения партии и правительства, определяющие развитие советской науки и культуры; руководящие материалы вышестоящих органов по вопросам музейного дела; новейшие исследования и методическую литературу в области экспозиционной деятельности, а также передовой опыт работы в отечественных и зарубежных музеях.

III. Научный сотрудник экспозиционного отдела музея должен иметь высшее образование в области профильной дисциплины.

Утверждено

Приказом

Министерства культуры РСФСР

ЭКСКУРСОВОД

(НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК ОТДЕЛА НАУЧНОЙ ПРОПАГАНДЫ МУЗЕЯ)

I.1. Экскурсовод (научный сотрудник отдела научной пропаганды музея) в установленном порядке назначается на должность и освобождается от должности директором музея по представлению заведующего отдела научной пропаганды музея.

2. По вопросу исполнения своих служебных обязанностей подчиняется заведующему отдела научной пропаганды (заведующему сектором), а по вопросам методической работы одновременно заведующему сектором методической работы (старшему методисту, методисту), по вопросам работы с экспонатами - главному хранителю музейных фондов.

3. Проводит экскурсии по экспозициям, выставкам, открытому хранению фондов и музейным объектам в соответствии с "Нормами экскурсионной и лекционной нагрузки для научных сотрудников и заведующих отделами музеев системы музеев Министерства культуры СССР" (годовая норма установлена из расчета 101,6 экскурсионных часа в месяц).

4. Несет ответственность за идейный и научно-методический уровень экскурсии и проводит их в соответствии с утвержденной методической документацией.

5. Допускается к проведению экскурсий по каждой теме приказом директора музея при положительном заключении методиста на представленный индивидуальный текст и прослушанную пробную экскурсию.

6. Осваивает существующую экскурсионную тематику (не менее двух тем в год). Разрабатывает новые экскурсионные темы. Вносит дополнения и изменения в экскурсии в соответствии с новыми материалами и указаниями методиста. Работает над совершенствованием методики и проведения экскурсии.

7. Участвует в подготовке методической документации (составляет методические разработки, развернутые планы экскурсии, справочный материал и др.).

8. Принимает участие в прослушивании экскурсий (не менее одного раза в месяц) и обобщает опыт проведения экскурсии.

9. Участвует в работе совещаний, семинаров, теоретических конференций, направленных на повышение квалификации сотрудников музея.

10. Участвует в пропаганде, организации и проведении научно-просветительных мероприятий, в соответствии с индивидуальным планом, утвержденным заместителем директора по научной работе.

II. Экскурсовод (научный сотрудник отдела научной пропаганды музея) должен знать постановления и решения партии и правительства, определяющие развитие советской науки и культуры; постановления и приказы, инструкции и другие руководящие материалы вышестоящих органов по вопросам музейного дела; новейшие исследования и методологическую литературу по проблемам научно-просветительной работы музея; психолого-педагогические основы устной пропаганды; методику экскурсионной работы; тематику экскурсий и лекций; передовой опыт экскурсионной и лекционной работы отечественных и зарубежных музеев.

III. Экскурсовод (научный сотрудник отдела научной пропаганды музея) должен иметь высшее, незаконченное высшее или среднее специальное образование. Квалификационная категория (I, II, III) экскурсовода (научного сотрудника отдела научной пропаганды) определяется на основании "Временной инструкции об условиях оплаты труда экскурсоводов, организаторов путешествий (экскурсий) и руководителей туристских групп" от 17 февраля 1977 г. N 31-5/05.

Утверждено

Приказом

Министерства культуры РСФСР

СМОТРИТЕЛЬ МУЗЕЯ

I.1. Смотритель музея является техническим сотрудником музея. В установленном порядке назначается на должность и освобождается от должности директором музея.

2. По вопросам исполнения своих служебных обязанностей находится в непосредственном подчинении зам. директора по административно-хозяйственной работе (в музее, где отсутствует эта должность, директору музея). Смотритель филиала подчиняется заведующему филиалом.

Выполняет распоряжения главного хранителя по вопросам, связанным с сохранностью экспонатов.

3. Смотритель несет материальную ответственность за сохранность экспонатов во вверенной ему экспозиции от порчи и хищения в часы дежурства. Договор о материальной ответственности оформляется в соответствии с действующим законодательством.

4. Перед открытием музея для посетителей и по окончании его работы сдает по описи вверенную ему экспозицию дежурному сотруднику.

Уход с поста во время дежурства разрешается только с ведома ответственных лиц при условии замены.

5. В случаях возникновения пожара лично принимает срочные меры для его тушения. Должен знать местонахождение огнетушителя и других противопожарных приспособлений, уметь с ними обращаться.

6. Следит за чистотой закрепленных за ним залов (сметает пыль с витрин, окон, драпировок, проветривает помещение и т.д.).

7. Наблюдает за тем, чтобы посетители не нарушали правила поведения в музее и режим его работы.

II. Смотритель должен знать правила по технике безопасности и противопожарной защите.

Кого мы не видим, когда приходим в музей

До «Ночи музеев», самой нервной и суматошной ночи для всех работников музеев в году, осталось 10 дней. «Труд» посмотрел, легко ли работать в музее.

«Это суматошная работа каждый день в году, — говорит бывший работник Третьяковской галереи и Исторического музея Владимир Гуляев. — Музейный работник всегда занят тем, что или сверяет движение экспонатов, или заполняет книгу поступления новых экспонатов».

Описание музейного экспоната — длительная и трудоемкая процедура, она нужна для того, чтобы в случае пропажи, а затем находки можно было опознать предмет. Представьте, как описать скифскую статуэтку так, чтобы не перепутать ее с другой? Или фарфоровую тарелку династии Цинь? Или меч крестоносцев?

Только высшее образование

Чаще всего работники музеев -это выпускники искусствоведческих факультетов гуманитарных вузов или истфаков крупных университетов и педагогических институтов. Они должны знать особенности культуры разных стран и эпох, уметь отличить оригинал от копии. Среди музейных работников есть те, кто в вузах изучал техническую экспертизу и знает особенности холстов и красок, может сказать о том, как они изменяются со временем.

Каждый научный сотрудник музея специализируется на определенном периоде или даже личности. «Я всю жизнь занималась историей декабристского восстания и судьбы декабристов», — рассказывает Анна Леонидовна из Москвы. Но узкая специализация не мешает сотруднику, и водить экскурсии — это дополнительный заработок, пусть и совсем небольшой. В разных регионах экскурсовод может получать от 100 до 1000 рублей за экскурсию. Больше всего получают те, кто знает иностранный язык и может работать с иностранцами. «По-этому среди экскурсоводов много выпускников инязов. Особенно в городах Золотого кольца — Суздале, Ростове, Переславле-Залесском» , — резюмирует экскурсовод Ксения из Ростова.

Работа за идею

В большинстве музеев на должность смотрителей набирают людей в возрасте, чаще всего на пенсии. Нередко это бывшие преподаватели в школах. Зарплата у таких работников самая маленькая — она редко превышает 8 тысяч рублей в месяц.

График работы: 2/2 или пять дней в неделю, но обязательно в выходные, потому что музеи работают шесть дней. Выходной — в будни, так как в субботу и воскресенье больше всего посетителей.

Сотрудники фондового отдела, где хранятся экспонаты, начинают работать чуть позже. Их зарплата составляет 10-15 тысяч рублей в месяц в зависимости от научных званий сотрудника и стажа работы. Например, старший научный сотрудник в музее с опытом работы от 10 лет и публикациями может получать 25 тысяч рублей в месяц. В крупных музеях Москвы и Санкт-Петербурга зарплата чуть выше, чем в региональных, но и работы там куда больше: музейный фонд огромный, он может занимать несколько помещений. Попробуй уследить за наличием и сохранностью экспонатов!

«Подавляющее число сотрудников музея — очень чест-ные люди, они отличаются самоотверженностью», — говорит Владимир Гуляев.

Сотрудники в тени

У сотрудников музейных фондов есть план работы на день и на год. Они должны сверять наличие произведений с тем, что есть в книгах учета.

Сотрудники, которые работают непосредственно с музейными ценностями и фондами, как правило, совмещают несколько должностей. Они трудятся экскурсоводами, причем не только по своей тематике. «Мы проводим костюмированные праздники для малышей, на которых рассказываем об истории края, пьем чаи из самовара», — рассказывает Марина из подмосковного музея. Она играла Бабу-ягу.

Второй вариант заработка научных сотрудников, абсолютное большинство которых — кандидаты наук, — это преподавание в колледжах или вузах. Они учат студентов истории, философии, религиоведению, истории цивилизаций, социологии. За преподавание можно получить еще 20-30 тысяч в месяц.

И, наконец, самый рискованный способ заработать деньги — это участие в археологических раскопках, которые проводятся музеями или научно-исследовательскими институтами летом. Попасть туда достаточно сложно — нужно иметь подходящий профиль. Так, если научный сотрудник музея специализируется на эпохе Ярослава Мудрого и на раскопках планируется изучать памятники как раз этой эпохи, то добро пожаловать.

Рукописные фонды

До последнего времени музейные работники вели учет экспонатов по «амбарным книгам» — каждое произведение искусства заносилось в книгу учета вручную. Рукописный учет был требованием старых, написанных еще в 1980-е инструкций. Сейчас в музеях переходят на электронные системы учета, но не везде.

Экспонаты часто перемещаются: из фондов на экспозицию, из зала в зал, они «гаст-ролируют» по музеям других городов и возвращаются назад.

Если кто и скучает в музеях, говорит Гуляев, то только смотрители. И то в основном в небольших экспозициях. Это, как правило, пожилые люди с высшим образованием. «Но если много работать, скучать не приходится. Вот в Третьяковке они все как на иголках сидят: поток посетителей большой, не дай бог что случится», — комментирует он.

Кражи

Неспокойная работа

1. 11 декабря 1994 года из помещения Российской национальной библиотеки были вынесены 92 древние уникальные рукописи общей стоимостью около 140 млн. долларов.

2. В этом же году электрик Эрмитажа украл из музея древнеегипетскую чашу стоимостью около 500 тысяч долларов.

3. 6 апреля 1999 года в результате вооруженного налета на Русский музей в Санкт-Петербурге были похищены две картины Василия Перова. Произведения обнаружили в камере хранения на Варшавском вокзале.

4. 5 декабря 1999 года из музея Российской академии художеств было похищено 16 картин русских художников, в том числе Репина и Шишкина.

5. 22 марта 2001 года из подрамника в Эрмитаже была вырезана картина французского художника Жан-Леона Жерома, в свое время купленная лично Александром III.

6. 28 мая 2002 года из Музея Морского корпуса Петра Великого были украдены две картины художников-маринистов. Произведения стоимостью около 190 тысяч долларов вынес из музея курсант Военно-морского института.

7. В августе 2003 года стало известно о пропаже из Астраханской государственной картинной галереи двух картин Айвазовского и Саврасова стоимостью около 2 млн. долларов. Четыре года назад реставратор вывезла из музея подлинники, а вернула копии.

8. В августе 2004 года в городе Плес Ивановской области из Музея пейзажа была похищена картина Шишкина.

9. 31 июля 2008 года стало известно о пропаже из Эрмитажа 221 экспоната, оцениваемого в 130 млн. рублей.

10. 1 апреля 2008 года из квартиры-музея Рериха в Москве были украдены четыре его картины. Стоимость пропавших картин исчисляется миллионами евро.

11. 15 февраля 2010 года коллекция икон Михаила де Буара исчезла из Государственного музея-заповедника «Царицыно», где находилась на хранении. Стоимость икон составляет порядка 30 млн. долларов.

Правила

Международный совет музеев при ЮНЕСКО (ИКОМ) организован в 1946 году. На данный момент в него входит около 17 тысяч членов из 150 стран мира со своим Кодексом музейной этики. При переводе на русский текст проходил музейную и лингвистическую проверку.

По кодексу музейный работник в первую очередь должен вести себя подобающим образом всегда и везде. Ему разрешено противостоять действиям, которые наносят вред музею. Отдельным пунктом для музейных работников прописано, что они не могут поддерживать незаконный рынок ценностей. Также музейному работнику в общении с людьми полагается выполнять свои профессиональные обязанности компетентно и на высоком уровне.


Сохранение культурного и исторического наследия – одна из основных обязанностей государства. И лучшей формой их сохранения, особенно в период глобальных политических кризисов, экономической нестабильности и прочих масштабных перемен в государстве, бесспорно, являются музеи.

Данную функцию им приходилось выполнять на протяжении всего периода становления России, как современного государства – в период революций, войн и смен политических режимов, музейные работники единственные, кто понимал действительную ценность исторического наследия. В разное время им приходилось сталкиваться с множеством проблем не только финансового, но и идеологического характера. И что самое прискорбное, многие из них сохранились и до сегодня.

Несмотря на то, что время наибольших государственных потрясений уже прошло, музейному сообществу постоянно приходится бороться со все новыми вызовами, такими как отсутствие государственного финансирования, пропажи экспонатов, необходимость ремонта хранилищ, низкие зарплаты – обо всем этом нам постоянно приходится слышать из СМИ.

Каково же действительно состояние музейного фонда сегодня? С какими проблемами приходится сталкиваться музейным работникам, и какие профессии сегодня актуальны в данной сфере? В Преддверии Международного дня музеев, отмечаемого 18 мая, Карьерист.ру даст ответы на эти вопросы.

Музейное дело в России

Музеи существуют в России более 300 лет – их появлению предшествовал многовековой период, в рамках которого происходило накопление исторических реликвий, военных предметов, сакральных трофеев, старинных книг и рукописей, сохранение церквей и резиденций знатных особ. Постепенно в процессе их сбора появлялись элементы целенаправленного коллекционирования.

Первым в России музеем по праву считается Петровская Кунсткамера, созданная в 1714 года , после которой произошел существенный музейный скачек, и предметы древности уже стали планомерно разыскиваться. Долгое время Кунсткамера оставалась единственным музеем в России, и так продолжалось до середины и даже второй половины 18-го века, когда свою бурную деятельность развили научные сообщества. В дальнейшем музеи начинали развиваться более бурно – появилась масса культурных, научных и художественных заведений, в том числе и известный всем Эрмитаж.

Дальнейшее осознание и развитие просветительских возможностей музеев привели к тому, что в 19 веке они стали уже не отдельными коллекциями, а группами естественно-научных и исторических музеев при университетах и ученых сообществах – произошел качественно новый виток. В этот же период произошло формирование публичных музеев, а большинство собранных частных коллекций признавались национальным наследием . Это определило основные тенденции, в рамках которых музеи и развивались до конца 19-го века.

Дальнейший период характеризуется тотальным, но тем не менее стихийным открытием музеев. Набирали обороты также и местные, провинциальные музеи – вместе с ними в дореволюционный период подобного рода заведений насчитывалось по России более 200.

С приходом советской власти, музейная отрасль преобразилась. Произошел очередной и качественно новый виток сбора и сохранения культурного наследия, однако, в период революции много экспонатов было утеряно и разворовано. В то же время советская власть смогла систематизировать музеи как явление, популяризируя их роль для становления общества и используя в качестве инструмента просветительства.

Именно при советской власти впервые ввели платный вход, была развита широкая сеть местных краеведческих музеев, проводилось множество восстановительных и реставрационных работ, и произошло становление музейного дела, как важнейшего культурно-просветительского института общества.

На сегодня в России насчитывается более 2,7 тыс. музеев всех ведомств – это и местные, и архитектурные, и заводские музеи, музеи ВУЗов и многие другие. Общий фонд музеев насчитывает более 83 млн экспонатов. Ежегодно российские музеи посещает свыше 102 млн человек , и больше 2/3 из них – наши сограждане. Это наглядно показывает, что интерес к отечественному культурному наследию все же высок. В то же время 80% зданий, в которых размещены отечественные музеи, не приспособлены для хранения экспонатов, и это далеко не все их проблемы.

Проблемы музейного сообщества

Сегодня, более 40% российских музеев размещены в старинных зданиях, которые даже теоретически невозможно оборудовать для правильного хранения экспонатов . При этом они все чаще стали попадать в фокус отечественных СМИ вовсе не как герои рубрик культуры, а как пострадавшие от происшествий – постоянно приходится слышать про пожары, аварийное состояние хранилищ, кражи ценностей и т.д.

Касательно последних, проведенная недавно всероссийская ревизия показала, что за постсоветский период музейный фонд лишился около 50 тыс. экспонатов. И по словам многих музейных работников, всему виной отсутствие должного внимания со стороны государства.

Несмотря на существование Союза музеев России, реальное решение насущных проблем получают только именитые галереи и музеи-заповедники, которые способны привлекать посетителей своей исторической ценностью.

Про проблемы самых масштабных российских музеев, таких как Эрмитаж, Третьяковская галерея, Оружейная Палата или Гранд Макет, говорить вообще не приходится – за счет находящихся в них экспонатов, они давно перешли в ранг прибыльных коммерческих предприятий и вовсе не нуждаются в дополнительной заботе. Для местных же и краеведческих музеев, основополагающей проблемой является привлечение посетителей – чем меньше популярности у учреждения среди населения, тем меньше внимания к нему со стороны государства .

Не менее важной стала концептуальная проблема – сегодня, все больше пытаются актуализировать вторичные функции музеев, позиционируя их как среду для культурного досуга и прибыльного туризма, выводя эти функции на первый план.

Однако музейные работники акцентируют внимание государства на том, что первостепенной задачей музеев является, прежде всего, функция сохранения культурного ДНК нации и возможность его передачи будущим поколениям . По мнению представителей музейного сообщества, музеи нельзя относить к разряду культурно-просветительских и тем более развлекательных заведений. Они изначально рассчитаны не на рентабельность, а на выполнение хранительских задач, переквалификация которых грозит музеям тотальным исчезновением.

Одной из самых масштабных проблем принято также считать вопрос материального обеспечения. В этой части особенно актуальными остаются вопросы строительства современных фондохранилищ и экспозиционных помещений, вложений в науку, отсутствия государственной поддержки проведения исследовательской и собирательской деятельности, и, конечно же, финансирования оплаты труда. Последний вопрос особенно заботит работников провинциальных музеев – их средняя зарплата не превышает 12-13 тыс. рублей, что слишком мало даже по среднероссийским меркам.


Музейный персонал

И несмотря на такую массу проблем, за последнее десятилетие, численность музейных работников выросла почти в два раза – до 65 тыс. человек . Более 70% из них — это женщины предпенсионных лет, средний возраст которых составляет 59 лет. В связи с этим, вопрос смены поколений и подготовки молодых сотрудников для музейной отрасли становится как никогда актуальным.

Так, за последние пару десятков лет в России было открыто более 30 музееведческих кафедр в институтах Москвы, Санкт-Петербурга, Сибири, Поволжья и даже Дальнего Востока. При этом принципиально меняется понимание профессии музейного работника. С егодня музейный специалист — это профессионал, обладающий новым мировоззрением, основанным на достоверной информации о культурном и историческом прошлом своей родины и понимающий глобальную необходимость всестороннего изменения и интеграции разнообразных культур.

В связи с этим увеличилось количество вакансий и стало впечатлять разнообразие востребованных музейных профессий, среди которых:

  • Хранители – специалисты, работающие в фондовых отделах, осуществляющие учет и описание экспонатов, обеспечивающие их научный оборот и составляющие музейные коллекции.
  • Научные сотрудники – специалисты, проводящие исторические исследования, организующие конференции и иные научные мероприятия, занимающиеся организацией тематических выставок, готовят публикации для СМИ и издательств.
  • Экскурсоводы – творческие и в то же время ответственные специалисты, проводящие экскурсии для посетителей музеев, отвечающие на интересующие вопросы и знающие историю представленных выставок «от и до».
  • Смотрители – работники, обеспечивающие сохранность экспонатов, следящие за чистотой залов и соблюдением правил посещения музеев.
  • Методисты музейной работы – более опытные сотрудники, в функции которых входит универсальное совмещение элементов труда научных сотрудников, экскурсоводов, организаторов экскурсий и других. Их деятельность имеет идеологический и одновременно педагогический характер, поэтому принимаются на такую работу только специалисты со стажем.
  • Экспозиционеры – специалисты, отвечающие за организацию тех или иных выставок, отвечающие за их прохождение и обеспечивающие их максимально продуктивное проведение.

Конечно, вполне очевидно, что востребованность специалистов на рынке музейного труда обусловлена довольно скромным уровнем заработной платы, который в условиях современных российских реалий довольно сложно восполнить романтизмом, принципиально новым подходом к профессии музейного работника и открытием множества новых кафедр.

Интерес молодого поколения можно вызвать только популяризацией важности исторического наследия, как культурной составляющей общества и одновременным предоставлением достаточных социальных гарантий. Однако наблюдаемое нами сегодня игнорирование проблем музейного сообщества не позволяет говорить о светлом будущем данной отрасли. Вероятно, даже несмотря на огромную важность труда музейных работников, им и дальше придется выполнять свою работу в оставшихся с советского времени условиях, осуществляя функции хранителя культурного и исторического наследия на голом энтузиазме.

Любая перепечатка в электронных или бумажных СМИ материалов портала возможна только с обозначением первоисточника — сайт .

В школьном музее школы № 80 г. Иркутска не просто "играют" в музей - это настоящая серьезная музейная экспозиция. И сотрудники музея здесь тоже - самые настоящие, только - школьники. Но они обучаются своему делу на занятиях в музее.

Музейный работник всегда занят тем, что или сверяет движение экспонатов, или заполняет книгу поступления новых экспонатов.

Описание музейного экспоната - длительная и трудоемкая процедура, она нужна для того, чтобы в случае пропажи, а затем находки можно было опознать предмет. Представьте, как описать скифскую статуэтку так, чтобы не перепутать ее с другой? Или фарфоровую тарелку династии Цинь? Или меч крестоносцев?

Только высшее образование

Чаще всего работники музеев -это выпускники искусствоведческих факультетов гуманитарных вузов или истфаков крупных университетов и педагогических институтов. Они должны знать особенности культуры разных стран и эпох, уметь отличить оригинал от копии. Среди музейных работников есть те, кто в вузах изучал техническую экспертизу и знает особенности холстов и красок, может сказать о том, как они изменяются со временем.

Каждый научный сотрудник музея специализируется на определенном периоде или даже личности. Но узкая специализация не мешает сотруднику, и водить экскурсии - это дополнительный заработок, пусть и совсем небольшой. В разных регионах экскурсовод может получать от 100 до 1000 рублей за экскурсию. Больше всего получают те, кто знает иностранный язык и может работать с иностранцами. Поэтому среди экскурсоводов много выпускников лингвистических университетов.

Работа за идею

В большинстве музеев на должность смотрителей набирают людей в возрасте, чаще всего на пенсии. Нередко это бывшие преподаватели в школах. Зарплата у таких работников самая маленькая - она редко превышает 8 тысяч рублей в месяц.

График работы: 2/2 или пять дней в неделю, но обязательно в выходные, потому что музеи работают шесть дней. Выходной - в будни, так как в субботу и воскресенье больше всего посетителей.

Сотрудники фондового отдела, где хранятся экспонаты, начинают работать чуть позже. Их зарплата составляет 10–15 тысяч рублей в месяц в зависимости от научных званий сотрудника и стажа работы. Например, старший научный сотрудник в музее с опытом работы от 10 лет и публикациями может получать 25 тысяч рублей в месяц. В крупных музеях Москвы и Санкт-Петербурга зарплата чуть выше, чем в региональных, но и работы там куда больше: музейный фонд огромный, он может занимать несколько помещений. Попробуй уследить за наличием и сохранностью экспонатов!

Подавляющее число сотрудников музея - очень честные люди, они отличаются самоотверженностью.

Сотрудники в тени

У сотрудников музейных фондов есть план работы на день и на год. Они должны сверять наличие произведений с тем, что есть в книгах учета.

Сотрудники, которые работают непосредственно с музейными ценностями и фондами, как правило, совмещают несколько должностей. Они трудятся экскурсоводами, причем не только по своей тематике. Например, некоторые проводят костюмированные праздники для малышей, на которых рассказывают об истории края.

Второй вариант заработка научных сотрудников, абсолютное большинство которых - кандидаты наук, - это преподавание в колледжах или вузах. Они учат студентов истории, философии, религиоведению, истории цивилизаций, социологии. За преподавание можно получить еще 20–30 тысяч в месяц.

И, наконец, самый рискованный способ заработать деньги - это участие в археологических раскопках, которые проводятся музеями или научно-исследовательскими институтами летом. Попасть туда достаточно сложно - нужно иметь подходящий профиль. Так, если научный сотрудник музея специализируется на эпохе Ярослава Мудрого и на раскопках планируется изучать памятники как раз этой эпохи, то добро пожаловать.

Рукописные фонды

До последнего времени музейные работники вели учет экспонатов по «амбарным книгам» - каждое произведение искусства заносилось в книгу учета вручную. Рукописный учет был требованием старых, написанных еще в 1980-е инструкций. Сейчас в музеях переходят на электронные системы учета, но не везде.

Экспонаты часто перемещаются: из фондов на экспозицию, из зала в зал, они «гастролируют» по музеям других городов и возвращаются назад.

Если кто и скучает в музеях, то только смотрители. И то в основном в небольших экспозициях. Это, как правило, пожилые люди с высшим образованием. Но если много работать, скучать не приходится. Вот в Третьяковской галерее, например, они все как на иголках сидят: поток посетителей большой, не дай бог что случится.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Музейный работник. Секреты профессии

Музейный работник всегда занят тем, что или сверяет движение экспонатов, или заполняет книгу поступления новых экспонатов.

Описание музейного экспоната - длительная и трудоемкая процедура, она нужна для того, чтобы в случае пропажи, а затем находки можно было опознать предмет. Представьте, как описать скифскую статуэтку так, чтобы не перепутать ее с другой? Или фарфоровую тарелку династии Цинь? Или меч крестоносцев?

Только высшее образование

Чаще всего работники музеев - это выпускники искусствоведческих факультетов гуманитарных вузов или истфаков крупных университетов и педагогических институтов. Они должны знать особенности культуры разных стран и эпох, уметь отличить оригинал от копии. Среди музейных работников есть те, кто в вузах изучал техническую экспертизу и знает особенности холстов и красок, может сказать о том, как они изменяются со временем.

Каждый научный сотрудник музея специализируется на определенном периоде или даже личности. Но узкая специализация не мешает сотруднику, и водить экскурсии - это дополнительный заработок, пусть и совсем небольшой. В разных регионах экскурсовод может получать от 100 до 1000 рублей за экскурсию. Больше всего получают те, кто знает иностранный язык и может работать с иностранцами. Поэтому среди экскурсоводов много выпускников лингвистических университетов.

Работа за идею

В большинстве музеев на должность смотрителей набирают людей в возрасте, чаще всего на пенсии. Нередко это бывшие преподаватели в школах. Зарплата у таких работников самая маленькая - она редко превышает 8 тысяч рублей в месяц.

График работы: 2/2 или пять дней в неделю, но обязательно в выходные, потому что музеи работают шесть дней. Выходной - в будни, так как в субботу и воскресенье больше всего посетителей.

Сотрудники фондового отдела, где хранятся экспонаты, начинают работать чуть позже. Их зарплата составляет 10–15 тысяч рублей в месяц в зависимости от научных званий сотрудника и стажа работы. Например, старший научный сотрудник в музее с опытом работы от 10 лет и публикациями может получать 25 тысяч рублей в месяц. В крупных музеях Москвы и Санкт-Петербурга зарплата чуть выше, чем в региональных, но и работы там куда больше: музейный фонд огромный, он может занимать несколько помещений. Попробуй уследить за наличием и сохранностью экспонатов!

Подавляющее число сотрудников музея - очень честные люди, они отличаются самоотверженностью.

Сотрудники в тени

У сотрудников музейных фондов есть план работы на день и на год. Они должны сверять наличие произведений с тем, что есть в книгах учета.

Сотрудники, которые работают непосредственно с музейными ценностями и фондами, как правило, совмещают несколько должностей. Они трудятся экскурсоводами, причем не только по своей тематике. Например, некоторые проводят костюмированные праздники для малышей, на которых рассказывают об истории края.

Второй вариант заработка научных сотрудников, абсолютное большинство которых - кандидаты наук, - это преподавание в колледжах или вузах. Они учат студентов истории, философии, религиоведению, истории цивилизаций, социологии. За преподавание можно получить еще 20–30 тысяч в месяц.

И, наконец, самый рискованный способ заработать деньги - это участие в археологических раскопках, которые проводятся музеями или научно-исследовательскими институтами летом. Попасть туда достаточно сложно - нужно иметь подходящий профиль. Так, если научный сотрудник музея специализируется на эпохе Ярослава Мудрого и на раскопках планируется изучать памятники как раз этой эпохи, то добро пожаловать.

Рукописные фонды

До последнего времени музейные работники вели учет экспонатов по «амбарным книгам» - каждое произведение искусства заносилось в книгу учета вручную. Рукописный учет был требованием старых, написанных еще в 1980-е инструкций. Сейчас в музеях переходят на электронные системы учета, но не везде.

Экспонаты часто перемещаются: из фондов на экспозицию, из зала в зал, они «гастролируют» по музеям других городов и возвращаются назад.

Если кто и скучает в музеях, то только смотрители. И то в основном в небольших экспозициях. Это, как правило, пожилые люди с высшим образованием. Но если много работать, скучать не приходится. Вот в Третьяковской галерее, например, они все как на иголках сидят: поток посетителей большой, не дай бог что случится.