Цай Гоцян. Октябрь

Реклама

ГМИИ им. А.С. Пушкина – музейный комплекс, обладающий одним из крупнейших в России художественных собраний зарубежного искусства. Сегодня в его коллекции находится около 700 тысяч произведений разных эпох, начиная с Древнего Египта и античной Греции и заканчивая началом XXI века, вот почему москвичи и гости города его часто посещают.

В июле 2017 года москвичи и гости столицы смогут посетить следующие выставки:

25.04.2017 – 10.09.2017. Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков . Джорджо Моранди. 1890–1964.

Спустя более чем 40 лет после выставки работ Джорджо Моранди, проводившейся в ГМИИ им. А.С. Пушкина 1973 году, Музей проводит масштабную ретроспективу творчества Моранди (1890–1964), одного из ведущих художников Италии ХХ века и знаковой фигуры современной европейской живописи. Творчество Моранди давно получило мировое признание, а сегодня его произведения в центре внимания международной зрительской аудитории и художников, для которых они не теряют своей актуальности.

На выставке, которая проходит в Пушкинском музее с 25 апреля по 10 сентября 2017 года, представлено более 90 экспонатов, среди которых 82 шедевра мастера из всемирно известных музеев и частных коллекций.

01.06.2017 — 13.08.2017. Техники гравюры XV-XX веков: от гравюры на дереве до шелкографии . Техники гравюры. Литография

Выставка проходит на Белом полу. Техника литографии завоевала большую популярность во многом благодаря возможности печатать большие тиражи, а также простоте техники, предоставлявшей большую свободу художнику в процессе нанесения рисунка на доску. Многие крупные мастера XIX–XX столетий активно работали в литографии, среди них Э. Делакруа, Т. Жерико, О. Домье, А. де Тулуз-Лотрек, М. Дени, П. Боннар, П. Пикассо, О. Кокошка, Э. Мунк, М. Ларионов, Н. Гончарова, Л. Кропивницкий.

09.06.2017 — 20.08.2017

Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе. Из собраний Италии и России.

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина предлагает вниманию зрителей масштабный и исключительный по своей значимости проект «Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе. Из собраний Италии и России», представляющий 23 первоклассных произведения, исполненных тремя величайшими живописцами. В Москве эти работы будут собраны впервые, а некоторые из них никогда не покидали пределов Италии.

С 16 июня по 17 сентября в Отделе личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина пройдет выставка работ Гарифа Басырова, на которой, в том числе, будет представлена главная серия художника «Обитаемые пейзажи».

Гариф Басыров – один из немногих художников, создавших подлинный образ второй половины ХХ века. Через гротеск, фантастичность, непременную иронию, он безошибочно воспроизвел портрет времени, о котором все еще трудно сказать «прошедшее». Правда, сегодня очевидным становится и то, что для зрителей, не заставших или даже никогда не знавших басыровских реалий, его искусство оказывается столь же понятным. Оно пронзительно повествует о том, что выходит за временные или топографические рамки.

21.06.2017 — 20.08.2017

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет выставку-интервенцию «Recycle Group».

Проект «Homo Virtualis» подготовлен специально для Пушкинского музея, в нем отразились размышления художников о трансформации восприятия искусства в эпоху массмедиа. В залах искусства Древнего мира, Средневековья, а также среди скульптур эпохи Возрождения постоянной экспозиции будет размещено 16 объектов, выполненных в различных техниках.

В 2017 году исполняется 90 лет с начала археологической деятельности, которая ведется сотрудниками Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина на территории Восточного Крыма и Таманского полуострова. Выставка «Пантикапей и Фанагория. Две столицы Боспорского царства» приурочена к этой юбилейной дате.

29.06.2017 — 22.10.2017

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет выставку, посвященную одной из интереснейших и старейших частей его нумизматической коллекции – шведскому нумизматическому собранию, а также его знаменитым владельцам.

Элиас Бреннер (1647–1717) – шведский художник-миниатюрист, ученый, основатель скандинавской нумизматики, один из первых нумизматов-медиевистов и автор первого в мире трактата, в котором история страны представлена через её монеты и медали. Его главный труд, составленный на основании собственной коллекции – “Thesaurus nummorum Sveo-Gothicorum” («Сокровищница свее-гётских монет») – описывает и систематизирует шведские нумизматические памятники и через них рассказывает об истории Швеции.

14.07.2017 9 17.09.2017

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет выставку «Александр Тышлер. Игра и лицедейство». На выставке представлено около 150 произведений Александра Тышлера – живопись, графика, эскизы костюмов и декораций – из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. Экспозиция дополнена работами из частных коллекций. Выставка приурочена к изданию каталога произведений художника, находящихся в собрании музея. Данное издание – значительный этап в изучении творчества замечательного мастера, связавшего театральную сцену и поэзию вымысла.

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.

ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет первую в России выставку знаменитого художника Цая Гоцяна (р. 1957) - «Цай Гоцян. Октябрь». Вдохновившись 100-летием революции 1917 года в России, Цай создал серию работ специально для Пушкинского музея. В них художник размышляет о роли личности отдельного человека в мировой истории, а также о взаимосвязях между личными мечтами и коллективными идеалами. Выставка состоится при поддержке Сбербанка и пройдет в Главном здании музея с 13 сентября по 12 ноября 2017 года в рамках направления «Пушкинский XXI».

Уже за две недели до открытия выставки в сквере около главного входа в музей с вековой историей можно было наблюдать создание инсталляции «Осень»: гора высотой 16 метров, составленная из сотен детских колясок, кроваток и люлек, возвышалась, закрывая лестницу, портик и колоннаду. В течение трех дней подъемный кран поднимал специально выращенные березовые деревья высотой от 3 до 4 метров каждое, устанавливая их в кроватки или коляски, а молодые побеги - в детские автомобильные люльки. Большие деревья укрывали маленькие, превращая всю композицию в зеленую березовую рощу. Во время монтажа инсталляции деревья уже начали желтеть в преддверии наступающей осени; а во время выставки желтые листья полностью придут на смену зеленой листве, обнажив белые стволы берез, а также конструкцию самой инсталляции - структуру, напоминающую работы художников-конструктивистов.

Столкнувшись с закрытым главным входом, зрители вынуждены обойти «Осень», чтобы попасть внутрь, где они сразу начинают свое путешествие по выставке с непривычного визуального опыта. Внутри они обнаруживают, что художник трансформировал все пространство: над главной Розовой лестницей смонтирована работа «Звук» - шелковое полотно длиной 20 метров с пороховой каллиграфией делит просторное пространство пополам. Двухмерное полотно при помощи искусства каллиграфии и живописи трансформировалось в объемную поэтическую инсталляцию, наполненную энергией. Зрители поднимаются по Розовой лестнице под полотнищем «Звука», и, запрокинув головы, читают на белом шелке предостерегающие строки из «Интернационала» - «Никто не даст нам избавленья, ни бог, ни царь и не герой!». Когда им кажется, что они максимально приблизились к этим словам под потолком, они оказываются около входа в Белый зал.

Здесь привычный потолок заменен зеркальным, увеличившим и без того просторное пространство вдвое. Художник заставляет зрительские ощущения трансформироваться в каждом новом музейном пространстве. Две пороховые картины по 20 метров в длину каждая, «Река» и «Сад», висят на стенах друг против друг, окаймляя инсталляцию «Земля», расположенную в центре Белого зала. Создавая свою «Землю», символизирующую русскую ниву, Цай надеялся воссоздать ощущение тайны, которое возникало у него в детстве во время просмотра советских фильмов и советской живописи - солнечный свет пробивается через облака и освещает поле, демонстрируя романтические идеи, которые Цай испытывал к свободе и красоте жизни в свои юные годы. Только в отражении в зеркале потолка зрители могут разглядеть символы, «спрятанные» на поле. Также посетители видят в отражении многочисленные изображения людей, чьи портреты являются частью бурной «Реки», маки, гвоздики и советские плакаты, а также самих себя. Художник создает иллюзию, которая заставляет зрителей задуматься о собственных отношениях с его произведениями.

Кульминация выставки - видеопроект «Октябрь. Дневные фейерверки на Красной площади». По замыслу художника с Красной площади и берега Москва-реки один за другим запускаются дневные фейерверки, взрывающиеся в небе под музыку П.И. Чайковского в оркестровой аранжировке. Перформанс завершается 100-секундной канонадой оглушающих взрывов, оставляющих после себя ослепительно белую вспышку…

С 4 сентября Цай, при поддержке местных волонтеров, работал над созданием пороховых картин «Река», «Звук» и «Сад» на площадке павильона № 22 на ВДНХ. Волонтеры выкладывали масштабное полотно из сотни исторических фотографий, запечатлевших жизнь обычных людей. Они помогали Цаю, объясняя правильное написание кириллических букв, вырезали огромные трафареты с изображениями цветов, а после того, как Цай поджигал каждую из работ, они спешили гасить маленькие искорки, которые могли остаться и тлеть на холсте. Вместе с художником волонтеры переживали волнительные моменты перед взрывом и наблюдали за созданием новой работы.

К выставке готовится двуязычный русско-английский каталог, выход которого планируется в начале октября. Помимо многочисленных иллюстраций, рассказывающих о процессе создания выставки и о работах, вошедших в экспозицию, в каталог включены научные статьи и основополагающее эссе Цая «Октябрь одного мальчика». В издании затронуты основные темы и идеи выставки, которые рассматриваются в личном, историческом, художественном и политическом аспектах.

В ноябре в рамках выставки будет выпущен одноименный документальный фильм режиссера Шаньшань Ся. Фильм рассказывает не только о создании выставки - анализируя творчество Цая Гоцяна, а также советского живописца и педагога К.М. Максимова, оказавшего чрезвычайное влияние на становление китайской художественной культуры ХХ века, режиссер фильма покажет историю взаимоотношений китайских и русских художников последних десятилетий. Таким образом это будет откровенный рассказ о творческом наследии и изменении творческого подхода мастеров на стыке эпох.

Проект Цая Гоцяна в России продолжает историю совместных проектов ГМИИ им. А.С. Пушкина и Сбербанка. В ноябре 2016 года была открыта выставка «Видеть невидимое». Уникальный проект Пушкинского музея и Сбербанка — это первая в России экспозиция тактильных картин, воспроизводящих знаменитые полотна из собрания музея и изготовленных по инновационной технологии специально для незрячих и слабовидящих людей. C февраля 2017 года выставка начала тур по России - выставку уже посетили жители Казани, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга и Омска.

Куратор выставки - Александра Данилова, заместитель заведующего Отделом искусства стран Европы и Америки XIX - XX вв. Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Москва).

Образовательная программа к выставке

Сборные экскурсии по выставке

Экскурсии медиаторов «Открытой лаборатории» ГМИИ им. А.С. Пушкина

Место сбора - площадка перед Экскурсионным бюро. Вход на экскурсии бесплатный, необходима предварительная регистрация. Для посещения экскурсии нужно приобрести входной билет в Главное здание.

2 ноября

Зарегистрироваться

3 ноября

Зарегистрироваться

5 ноября


Зарегистрироваться

8 ноября
18:30 - Лариса Саркисян, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 1 час)
Зарегистрироваться

9 ноября
18:00 - Наталия Тихомирова, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 40 мин)
Зарегистрироваться

10 ноября
19:00 - Лариса Крупина, тематическая экскурсия «Мастер Цай Гоцян. Мечта Большого Пути. Традиция и современность» (продолжительность экскурсии - 1 час)
20:10 - Нина Маркова, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 40 мин)
Зарегистрироваться

11 ноября
17:00 - Мария Архипова, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 40 мин)
Зарегистрироваться

12 ноября
11:30 - Анна Чаплыгина, тематическая экскурсия «Язык символов в работах Цая Гоцяна», 40 мин)
12:30 - Анна Чаплыгина, тематическая экскурсия «О времени традиции и времени революции на выставке «Октябрь» (продолжительность экскурсии - 40 мин)
13:30 - Анна Чаплыгина, тематическая экскурсия «Детство как память и мировоззрение в творчестве Цай Гоцяна» (продолжительность экскурсии - 40 мин)
14:00 - Лариса Саркисян, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 1 час)
14:30, 15:30 - Наталья Панкратова, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 40 мин)
17:40 - Марина Шакурова, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 40 мин)
Зарегистрироваться

Экскурсии на жестовом языке

Время проведения: 19:00 - 20:30

Количество мест в экскурсионной группе ограничено. Место сбора - площадка перед Розовой лестницей.
Стоимость экскурсионного обслуживания - 100 рублей.
В день экскурсии в кассе музея дополнительно к экскурсионной путевке необходимо приобрести входной билет в соответствии с категорией посетителя.
Подробная информация о льготных категориях по ссылке .

Кураторские экскурсии

Для посещения экскурсии необходимо приобрести входной билет в музей.

Генеральный спонсор выставки

Радиопартнер

Информационные партнеры

Профессиональный информационный партнер

«Каждый год мы пытаемся поговорить об итальянском искусстве. И делаем это с удовольствием», — такими словами Марина Лошак открыла очередную выставку итальянской живописи в Пушкинском музее. На этот раз на Волхонку привезли полотна трех великих художников — Тициана, Тинторетто и Веронезе. Все они в XVI веке создавали свои произведения в Венеции, которая в эпоху Возрождения переживала расцвет искусства, и в первую очередь живописи. Городская элита тратила огромные средства на картины, скульптуру, предметы роскоши и архитектурное обновление зданий. Наибольший вклад в формирование венецианского стиля внесли Тициан, Веронезе и Тинторетто. Художники родились в разных городах, но именно они выполняли заказы для важнейших церквей Венеции, а также частные заказы влиятельных местных политиков и персон. «Тут мы имеем дело с художниками очень живыми, любящими жизнь и тонко чувствующими все ее прекрасные стороны. Их шаги сказались на всем последующем европейском искусстве. И эта выставка позволяет нам все это увидеть», — отметила Марина Лошак.

Паоло Кальяри, прозванный Веронезе. «Воскресение Христа», около 1575

В Пушкинский музей привезли полотна из 17 музеев и церквей Италии. И, по словам итальянского посла Чезаре Марии Рагальини, собрать все картины в будущем еще раз ему представляется крайне сложной задачей. «Зная Италию и подходы директоров итальянских музеев к своим работам, их крайне бережное отношение к своему искусству, эту выставку можно воспринимать как невероятный жест дружбы», — добавила Лошак. Директор Пушкинского музея также отметила, что экспозиция получилась очень дорогой. Деньги на ее осуществление культурная институция получила не от государства, а исключительно от меценатов и филантропов.



Паоло Кальяри, прозванный Веронезе. «Снятие с креста», 1546-1549

В едином пространстве Пушкинского музея представлены как портретные работы, так и произведения на религиозную и мифологическую тематику. Свобода и оригинальность интерпретации эротических сюжетов на протяжении последующих веков прославляли венецианскую живопись XVI столетия — золотого века Тициана, Тинторетто и Веронезе. «Тициан изобрел новую живопись, основанную на сочетании света и цвета. Два других участника выставки моложе. Якопо Тинторетто можно охарактеризовать как живописца очень драматичного, можно даже сказать мелодраматичного. А Паоло Веронезе больше склонен к повествовательности, более ярким, солнечным цветам. К счастью, нам довелось привезти в Москву все эти картины и построить настоящий диалог между ними», — рассказал научный куратор экспозиции, профессор Веронского университета Бернард Айкема.



Тициан Вечеллио. «Саломея», около 1515

2017 Amministrazione Doria Pamphilj s.r.l.

Всего в залах Пушкинского музея представлено 23 полотна трех итальянских мастеров. И одно из них — «Венеру и Адониса» Тициана — можно считать настоящей сенсацией выставки. Опознанное как работа великого мастера главным научным сотрудником ГМИИ им. А.С. Пушкина Викторией Марковой, оно лишь недавно вошло в историю искусства и до сих пор в России не экспонировалось.

Выставка «Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе» в Пушкинском музее продлится до 20 августа 2017 года.

Климт, Шиле, Гойя, Дали — Пушкинский музей анонсирует выставки художников первой величины в следующем году. Какие еще экспозиции будут ждать нас в стенах музея в 2017 году.

«Капричос». Гойя и Дали

Выставка посвящена одноименным графическим циклам выдающихся испанских художников разных эпох – Франсиско Гойи и Сальвадора Дали.
В основе кураторского замысла лежит стремление показать серии сатирических эстампов «Капричос», созданные обоими мастерами, сопоставив замысел каждого из авторов и содержание выполненной им серии. Цикл «Капричос» Гойи относится к последнему десятилетию XVIII века, сложному для Испании революционному времени, а офорты, выполненные Дали, принадлежат эстетике ХХ века.
В 1977 году Сальвадор Дали (1904­–1989) представил свой вариант серии «Капричос», взяв за основу офорты Гойи, дополнив их в свойственной ему манере сюрреалистическими видениями и сделав их цветными. Дали не только дал композициям новые названия, но и наполнил многие из них иным смыслом.

«Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968».

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, совместно с Центром изящных искусств BOZAR (Брюссель), Центром искусства и медиатехнологий ZKM (Карлсруэ) и Государственным музейно-выставочным центром «РОСИЗО» откроют выставку, посвященную искусству послевоенной Европы.
Выставка включает около 200 работ художников из 18 европейских стран и СССР, в искусстве которых нашли отражение надежды и разочарования послевоенного времени – эпохи восстановления после страшной катастрофы, новых открытий и технологических прорывов, нового шанса для возрождения гуманизма, но также и новых угроз человечеству, социальных и политических потрясений.
Выставка состоит из пяти разделов и хронологии с 1945 по 1968 год, которая включает фотографии, плакаты и другой материал, обеспечивающий погружение зрителя в контекст эпохи.

Датский дизайн

28 марта в ГМИИ им Пушкина открывается выставка, посвященная выдающимся датским дизайнерам. На выставке будут представлены работы датских мастеров Ханса Дж. Вегнера, Арне Якобсена, Нанны Дитцель, Финна Юля, Борге Моргенсена, Вернера Пантона, Поуля Хеннингсена.

«Игра и лицедейство»

Весной в музее стартует выставка, посвященная уникальной фигуре в истории изобразительного искусства России – Александра Тышлеру (1898–1980).
Тышлер – признанный классик сценографии, живописец-станковист, автор графических серий. 1960-е годы были временем, когда многие художники поколения, творчески реализовавшегося в 1920-е годы, вновь обратились к художественным установкам своей молодости. На выставке будут представлены экспонаты из Отдела личных коллекций и Отдела графики ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Джорджо Моранди

Спустя 40 с лишним лет после выставки работ Джорджо Моранди (1890–1964), проходившей в Пушкинском музее в 1973 году, ГМИИ планирует масштабную антологию творчества художника – одного из важнейших мастеров в истории искусства Италии первой половины ХХ века и знаковой фигуры современной европейской живописи.
На выставке будет представлено большое число шедевров мастера из всемирно известных музеев и частных коллекций.
Отобранные для экспонирования в Москве произведения отражают весь творческий путь художника, плодотворно работавшего на протяжении полувека.

Выставка–интервенция группы «Recycle»

Даты проведения: май – август 2017 (даты уточняются)

Летом 2017 года музей планирует выставку–интервенцию группы «Recycle» для залов постоянной экспозиции нашего Музея. В залах ГМИИ им. А.С. Пушкина будет представлено около 12 объектов и инсталляций.
Проекты группы, затрагивающие проблемы взаимодействия высокого искусства и современной массовой культуры, обсуждающие особенности сегодняшнего мировосприятия, оказываются необычайно актуальными в контексте экспозиции классического музея.

Золотой век венецианской живописи из собраний Италии, ГМИИ им. Пушкина и других музеев

Даты проведения: июнь – конец августа (даты уточняются)

Выставка посвящена творчеству величайших мастеров венецианской живописи - Тициана, Веронезе и Тинторетто. В экспозиции будет представлено около 40 полотен.

Пантикапей и Фанагория. Две столицы Боспорского царства

Выставка посвящена исследованию двух важнейших античных центров на территории Российской Федерации - Пантикапея и Фанагории, - которые несколько десятилетий изучаются археологическими экспедициями
ГМИИ им. А.С. Пушкина и Института археологии РАН.
На выставке будут представлены более 400 экспонатов из российских собраний.

«Памятные древности свеев». Нумизматическая коллекция Элиаса Бреннера и Павла Григорьевича Демидова

Выставка посвящена одной из лучших и старейших частей нумизматической коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина и ее знаменитым собирателям и жертвователям.
На выставке планируется показать около 500 предметов нумизматики, сфрагистики, миниатюры, кораллы, книги, гравюры, архивные документы.

Графика Климта и Шиле из собрания музея Альбертина

Даты проведения: середина октября – середина января 2018 (даты уточняются)

Осенью в ГМИИ им Пушкина откроется первая в России большая выставка произведений Климта и Шиле. Около 120 рисунков в Москву привезут из Музея Альбертина (Вена), которая обладает исключительным по качеству собранием их графических работ.
Густав Климт (1862–1918) и Эгон Шиле (1890–1918) - крупнейшие представители европейского авангарда начала XX века. В творчестве обоих мастеров рисунок занимает чрезвычайно важное место.

Мэт Коллишоу «Seria Ludo. Превращая в игру»

Даты проведения: Середина ноября (даты уточняются)

В 2017 году предполагается проект-инсталляция английского художника Мэта Коллишоу (род. 1966), известного своими произведениями, отсылающими к наследию классического искусства.
В апреле 2016 года Коллишоу закончил новое произведение «Seria Ludo», посвященное теме вакханалии: при быстром вращении колоссальной люстры с богатым барочным декором создается эффект мультипликации действия.

Хаим Сутин. Ретроспектива

Первая в России выставка произведений ярчайшего представителя Парижской школы Хаима Сутина (1893–1943) – совместный кураторский проект ГМИИ им. А.С. Пушкина и парижского Музея Оранжери. В экспозиции будет представлено более 60 работ художника из Музея современного искусства города Парижа, Центра Помпиду, частных европейских и российских коллекций.