Современные музейные технологии 3d макеты. Российская музейная энциклопедия. информационные технологии в музейном деле

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    История становления компьютеризации и автоматизации музейной деятельности. Развитие информационных технологий в Российских и зарубежных музеях. Мультимедийная экспозиция: понятие и особенности. Примеры существующих виртуальных экспозиций и музеев.

    дипломная работа , добавлен 18.09.2015

    Общая характеристика музейной экспозиции, разновидности экспозиционных материалов. Экспозиция в колокольне Ивана Великого. Частные усадебные музеи конца XIX–начала XIX века на примере музея князя П.А. Путятина в Бологом. Музей-институт семьи Рерихов.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2012

    Художественно-архитектурный музей-заповедник "Петергоф", экспозиция и выставки. Государственный музей-памятник "Исаакиевский собор". Художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник "Царское Село". Музей керамики и "Усадьба Кусково XVIII в".

    реферат , добавлен 06.06.2011

    История: ГУМа, ЦУМа, "Крокус –Сити". Современный период развития теории музееведения. Музейная экспозиция, методика создания, основные типы экспозиций. Экспозиционный комплекс, приемы. Выставка ландшафтного дизайна в Крокус – Экспо, ГУМе, ЦУМе, IKEA.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2010

    Технология организации современных массовых праздников. Художественные средства выразительности и организация массового праздника. Синтез мультимедиа в современных массовых зрелищах. Практика использования новых технологий в современном массовом зрелище.

    курсовая работа , добавлен 09.10.2016

    Понятие и основные принципы организации музейной экспозиции, ее эволюция от незатейливых "выкладок" музейных предметов до композиций из многих составляющих в специально организованном архитектурном пространстве. Основные идеи экспозиции и ее структура.

    доклад , добавлен 15.10.2009

    История основания и основные экспозиции Харьковских музеев - исторического, литературного, художественного, сексуальных культур, театральных кукол, органов внутренних дел. Представление зоологических и минералогических экспонатов в музее природы.

    реферат , добавлен 07.12.2010

    История организации, строительства и сбора коллекции произведений искусства в музее Прадо. Убранство здания. Вклад испанских королей в приобретении произведений иностранных живописцев. Имена известных художников и их картины, представленные в музее.

    Денис МАКАРОВ, Ольга ЕГУНОВА

    ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ СОВРЕМЕННОГО МУЗЕЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА КУЛЬТУРУ И ОБРАЗОВАНИЕ

    Статья посвящена проблемам влияния информационно-коммуникативных технологий на культуру. Авторы также рассматривают влияние информационно-коммуникативных технологий на процесс обучения.

    Problems of the influence of information and communicative technologies on culture are considered in the article. The authors show the influence of information and communicative technologies on the learning process.

    Ключевые слова:

    Интернет, интерактивность, образовательная среда, информационно-коммуникативные технологии; Internet, interactivity, educational environment, information and communicative technologies.

    Владимирович - д.культ., профессор кафедры философии и культурологии УлГПУ

    им. И.Н. Ульянова mkrvdv@gmаil. сот

    Владимировна - аспирант кафедры истории УлГПУ им. И.Н. Ульянова [email protected]

    Л / \/Тв. - это время развития современных технологий,

    jL jL I время инноваций. Все новое способно развивать.Z. У / А человека, заставлять его думать и анализировать. Анализ и постоянная творческая работа способствуют совершен -ствованию культуры человека. Человек в процессе познания спосо -бен открывать для себя новое. Этот век становится для человечества информационным. Традиционные черты социальной и биологиче -ской жизни человека заменяются новыми, в то время как на смену различным формам общественной организации постепенно при -ходит информационное сообщество. Homo sapience превращается на наших глазах в homo informaticus: изменяются традиционные спо -собы социализации индивида в обществе, возникает потребность в иных нормах, установках и ценностях. И такими ценностями ста -новятся виртуальность и интерактивность.

    Виртуальность не всегда и не во всем способна оказывать позитивное воздействие, порой она порабощает человека, подчи -няя его своим правилам и установкам. Интерактивность же, наобо -рот, пытается дать свободу человеку, приучить его к самостоятель ности. Это проявляется и в работе современного музея. Например, Ульяновский областной краеведческий музей им. И.А. Гончарова предлагает своим посетителям интерактивное занятие «В поисках затерянного сокровища», в ходе которого можно самостоятельно с картой пройти все препятствия, выполнить задания и найти зате -рянные сокровища. В конце такого путешествия по островам никто не остается равнодушным, а главное - человек получает полезные знания.

    На начальном этапе развития механики и освоения человеком физического мира греческий философ и математик Архимед сказал: «Дайте мне точку опоры, и я переверну мир»1. Сегодня мы с уве -ренностью можем сказать: Интернет - это та точка опоры, которая позволит перевернуть мир культуры и образования. «Одна из важнейших сфер воздействия Интернета на культуру - образование. Нет культуры без образования. Система образования может быть определена как квинтэссенция любой культуры. В ней определен -ным образом упаковано ее важнейшее содержание»2.

    1 Цит. по: Соловьев Д. Эврика слово нарицательное // Новый Акрополь, 2005, № 7, с. 15.

    2 Разинов Ю.А. Интернет как событие культуры // http://www.ict.edu.ru/ vconf/mdex.php?a=vconf&c=getForm&r=thesisDesc&d=Цght&id_sec=134&id_ thesis=5250

    Интернет и культура образования в XXI в.приобретают важный аспект: «культура самого Интернета, самой дея -тельности в глобальных сетях влияет на формирование культуры современного человека. Многократно умножив сте -пени свободы, информационное обще -ство должно решать проблему новой информационной культуры, проблему правовой, моральной ответственности личности»1. Ограниченность представле -ния в сети Интернет научно - популярной, научной, культурной и образовательной информации приводит к тому, что моло -дое поколение привыкает рассматри -вать Интернет как развлекательный и коммерческий инструмент. А между тем, Интернет является очень мощным инфор мационным средством, которое можно использовать для выработки у молодого поколения духовных и культурных цен ностей, получения научной и образова -тельной информации для многогранного развития. Конечно, рано говорить о том, что в Интернете имеется исчерпывающая информация. Однако процесс получе ния информации в Интернете начинает привлекать и тем, что можно написать комментарий, оставить свои пожелания. Большой популярностью пользуются гостевые книги, куда можно вносить свои замечания, предложения, обращения. Но все же это не способно заменить живое общение, реальное прикосновение к пер воисточникам.

    На помощь образованию приходит инте -рактивность. Она пользуется популяр -ностью в образовании детей. Внедрение интерактивных форм обучения - одно из важнейших направлений совершен ствования подготовки человека в совре менном мире. Теперь для преподавателя недостаточно быть компетентным в своей специальности. И хотя новые взгляды на обучение многими не принимаются, нельзя игнорировать данные исследова ний, подтверждающие, что использова ние активных подходов является наиболее эффективным путем, способствующим обучению. Человек легче понимает и запо -минает материал, который он изучал по средством активного вовлечения. Исходя из этого, основными методическими инновациями сегодня являются: проект ные работы, работа в группах, самостоя

    тельный поиск информации учащимися. Эти формы работы связаны сегодня с при -менением именно интерактивных методов обучения. И сегодня на помощь школе и вузу при создании интерактивных прие -мов приходит музей.

    Чтобы приобщить учащегося к цен ностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, нужно погрузить его в культурно - историческое пространство. Музей выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры. Поэтому очень важен процесс интеграции музейного дела, образования и культуры. Концентрируя усилия, музей и образование формируют духовность человека. В познании прошлого ничто не заменит непосредственного прикос новения к музейной реликвии. При всех достоинствах Интернета, с его помощью невозможно воссоздать торжественную атмосферу музейного зала, и невозможно электронными средствами передать осо бую ауру подлинного музейного пред -мета.

    Одно из золотых правил интерактивных технологий - это развитие у учащихся навыков исследовательской деятельности, которая способна помочь им стать творче ской личностью, сформировать систему ценностей, где главными оказываются не показатели достатка, а человеческие отно шения. Цель учителя - увлечь, зажечь, направить в нужное русло. Интерактивные музейные технологии дают неограничен -ные возможности для проведения нестан -дартных уроков. Это урок в музее, урок - описание экспоната музея, урок - защита проекта, презентация поискового мате риала, интегрированные уроки с исполь -зованием музейных материалов. Главной особенностью является появление живого интереса у детей, т.к. многие предметы становятся доступными. Появляется воз можность трогать, исследовать предметы, все это способствует развитию и образова нию детей. Начиная с 1990 -х гг. интерактивные технологии начинают осваиваться и российскими музеями.

    Сегодня хороший музей - это музей, в котором посетитель может самостоятельно совершать открытия независимо от того, кто он - ребенок или взрослый. Открытия могут быть связаны с физическими, хими ческими, историческими, культурными и другими явлениями. Благодаря новым тех -нологиям и возможности самостоятельно

    принимать решения, музей перестает быть скучным, его все больше можно считать интерактивным. Музеи стремятся обрести свое лицо, они начинают развиваться, воз никают яркие нестандартные идеи и про екты, инновации, которые отличают их от других музеев. Появляются такие формы работы с музейной аудиторией, которые постоянно требуют самостоятельности, активности и творческого закрепления знаний. Например, экскурсия заверша ется работой в мастерских, а нередко ее заменяет работа с листками активности, или творческими тетрадками.

    Интерактивность предполагает право посетителя на проявление свободы и творчества в пространстве музея. Она тре -бует создания среды, для характеристики которой ключевыми являются слова «я сам»: действую, думаю, принимаю реше -ния. Таким образом, человек, попав в интерактивную среду, способен самостоя тельно проходить образовательные этапы и получать новые знания, которые гораздо дольше останутся в памяти, нежели зна ния, просто полученные в Интернете и непрочувствованные.

    Как справедливо отметил С.И. Муряков, «движущим источником развития чело века и общества всегда является есте ственная, не свойственная в такой мере животным познавательная активность - творчество. Человечество находится в постоянном поиске новых, менее ограни ченных форм взаимодействия с окружаю щей средой и способов социальной ком муникации и социальной организации в целом»1. Развить творческий потенциал помогает интерактивность, она способна не только познакомить с материалом, но и привить новые навыки. Например, «музейное пространство, основанное на принципах интерактивности, стро ится таким образом, чтобы позволить посетителю проявить большую свободу, поставить его перед выбором, вызвать желание изучать и экспериментировать. Традиционное представление о том, что в музее можно только смотреть и слушать,

    1 Муряков С.И. Информационная среда и усло -вия экспоненциального роста объема знаний в современном обществе // Власть, 2012, № 4, с. 42.

    сменяется стремлением воздействовать и на остальные человеческие анализаторы, особенно тактильные»2.

    У человека есть потребность открывать себя, самосовершенствоваться в различ ных видах деятельности, а также в умении общаться с разными людьми. Но, к сожа -лению, общение в виртуальном простран -стве приводит к совершенно противоположным результатам. Люди с головой погружаются в вымышленный мир, при думывают себе новые имена, скрывают свой возраст, выдают себя за тех, кем они не являются, но хотели бы стать в реаль ной жизни. В результате такие люди огра ничиваются только общением с вирту альными друзьями, рдко встречаются с другими людьми лично, у них появляются проблемы не только в общении, но и в личной жизни, они попросту перестают чувствовать и быть самими собой. Человек больше не пытается проявить себя в реаль -ном мире, т.к. на смену реальности прихо -дит виртуальный мир.

    В интерактивной среде все наоборот, человек не может оставаться пассивным, т.к. интерактивность требует постоянного движения. С помощью интерактивных занятий повышается уровень культурного развития. В музее человек может быть самим собой, общаться с новыми людьми и узнавать много нового. Применение в практике интерактивных технологий спо собствует повышению интеллектуальной активности, а следовательно и эффектив ности полученных знаний. Даже самый пассивный человек включается в актив ную деятельность с огромным желанием, у него наблюдается развитие навыков ори -гинального мышления. Следовательно, современный человек приобретает воз можность нестандартно мыслить, способ ность быстро реагировать и принимать интересные решения, которые ему будут помогать в его учебе, работе, в создании собственных проектов.

    2 Борисова М. Культурно - образовательная де -

    ятельность музеев // Музей, 2009, № 5, с. 33.

    4 Харченко Д. Сверхчеловек: социальное изме -рение и динамика // Власть, 2012, № 1, с. 87.

    ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
    В МУЗЕЙНОМ ДЕЛЕ

    Информационные технологии широко используются в настоящее время во всех сферах деятельности музея (учетно-фондовой, научной, экспозиционно-выставочной, реставрационной, издательской). Современные информационные технологии позволяют избежать многократного дублирования одинаковой информации и усовершенствовать информационную деятельность музея. Благодаря автоматизированной информационной системе (АИС) в музеях создаются базы данных музейных коллекций, которые постоянно пополняются. Существующие базы данных дают возможность музейным работникам выполнять быстрый поиск музейных предметов по заданным критериям и использовать полученные результаты в соответствии со своими целями (научными, хранительскими, экспозиционными, реставрационными и т.д.). Оформление учётной документации и фиксирование внутримузейного передвижения предметов и их выдача из стен музея также осуществляется с помощью АИС.

    В работе отечественных музеев используются типовые проекты АИС, адаптируемые к конкретному музею - система "КАМИС", "НИКА", "АС-Музей". Для совместимости баз данных, создаваемых в различных музеях, необходимо выработать стандартные принципы описания. Общепринятой на государственном уровне классификации музейных предметов, позволяющих осуществить эффективный поиск предметов, пока не существует. Комитет по музейной документации CIDOC, созданный в рамках ИКОМ, занимается c 1970-х годов вопросами совершенствования учета и научной обработки собраний с помощью компьютерных технологий. "Минимальный набор данных, необходимых для создания "информационного ядра"", был выработан Комитетом по документации в 1996 г. и рекомендован музеям.

    Новые информационные технологии используются в музее при проектировании экспозиций и выставок. Посетитель может получить углубленную информацию о событиях, связанных с темой экспозиции, об экспонируемых предметах (или получить сведения об аналогичных из базы данных), совершить виртуальную экскурсию по музею с помощью электронного путеводителя и пр.

    Применение новых информационных технологий значительно активизировало издательскую деятельность музеев и ускорило процесс публикации научных (монографии, каталоги) и популярных (путеводители, энциклопедии) изданий, который осуществляется на электронных носителях.

    Электронные публикации создаются с применением технологии мультимедиа (основные характеристики - гипертекст и интерактивность, компоненты - текст, звук, видео, анимация) в статичном (CD-ROM, DVD) и динамичном (публикации в интернете) виде. Многие музеи имеют свои представительства в Интернет - веб-сайты, где можно получить информацию об экспозициях и составе фондов, о времени работы музея и новых выставках. Музейные профессионалы находят на сайтах сведения об интересующих их научных изданиях музея и конференциях. В интернет функционируют сайты, объединяющие музеи одного региона (Музеи Татарстана, Музеи Омского Прииртышья)..

    Новейшие информационные технологии в музейном деле

    А.И. Смирнов, сотрудник исторического отдела

    В наше время бурного развития информационных технологий музеям очень важно занять активную позицию в области внедрения цифровых систем предоставления информации посетителям. Новейшие технические средства позволяют значительно расширить возможности экспозиционера в показе экспоната, в предоставлении дополнительной текстовой и графической информации по предмету или эпохе, показать отсутствующие экспонаты, организовать виртуальные выставки. Мы планируем опубликовать серию статей по применению современных технологий в музейном деле и решили начать с сенсорных киосков, наиболее распространенных информационных систем в музеях мира.

    Сенсорные информационные киоски в музеях мира

    М.Ю. Малеева

    Чаще всего в музеях России (Эрмитаж, ГТГ, Музей Мирового океана и т.д.) сенсорные киоски выполняют роль электронного консультанта или справочно-информационной системы. Как компания-изготовитель, мы были уверены в том, что возможности киосков этим не ограничиваются. За подтверждением наших предположений мы обратились к мировому опыту внедрения киосков в музеи. И надо сказать, мы не разочаровались.

    Легко объяснимо, что лидером по количеству установок и наиболее оригинальному использованию киосков являются США. Другая страна нас удивила, это, как ни странно, оказался Таиланд. Надо сказать, что практически во всех музеях Таиланда установлены сенсорные киоски для обслуживания постетителей. Это и Музей сельского хозяйства, и Музей кораблестроения, Музей истории развития прессы, Музей подводного мира и многие другие. Киоски предлагают посетителям просмотреть мультимедиа - презентацию, сопровождаемую звуковым оформлением.

    В большинстве музеев США сенсорные киоски, так же как и в России, используются в качестве электронного консультанта. Среди наиболее известных, хотелось бы назвать: Музей истории и науки (Техас), Американский музей Естествознания, Музей науки и высоких технологий и многие другие.

    В краеведческом музее города Наппа долго были озабочены привлечением широких слоев населения. Работники музея опасались, что кроме школьников и студентов в музей не придет никто из жителей города. Проблему удалось решить с помощью сенсорных киосков, установленных в залах экспозиций. Киоски предоставили возможность увидеть экспонаты, по различным причинам не выставленные на основной экспозиции. Посетитель, воспользовавшийся услугами киоска, получал более подробную информацию об истории родного края. Информация организована в виде мультимедиа презентаций и сопровождается голосовыми пояснениями. Узнав о такой услуге, музей стали посещать люди различного возраста, имеющие навыки в общении с компьютером.

    Сенсорный киоск установлен в зале «Доблести и славы» на морской военной базе в Вирджинии. Интегрированный с 42-дюймовой плазменной панелью, он представляет собой мемориал погибшим офицерам. Изображение, появляющееся на киоске, дублируется на плазменной панели. Мемориал содержит основные вехи биографии погибших офицеров.

    Очень оригинальное применение получил киоск, установленный рядом со скульптурой Давида во Флоренции. Всем знаком шедевр Микеланджело. Его размеры поистине впечатляющи: высота скульптуры 5,5 метров плюс высота постамента. Рассмотреть Давида человеку среднего роста не так-то просто. Установка сенсорного киоска позволила каждому посетителю «обойти» скульптуру со всех сторон, а также рассмотреть ее детально. Следует отметить, что установка киоска совпала по времени с реставрацией шедевра и поэтому, была особенно востребована.

    В Историческом музее Сиднея посетитель с помощью киоска может подробно познакомиться с историей материка, начиная от аборигенов и заканчивая Австралией наших дней. Отыскав любой объект на карте современной Австралии (свой дом или офис), можно спроецировать его на карту древнего материка и узнать, что же было на этом месте многие века назад.

    Музей Ченектади (штат Пенсильвания) знаменит тем, что хранит истории всех жителей этого города. Киоски оснащены видеокамерой, и каждый посетитель может снять двухминутный Ролик о себе. Ролик записывается на различные информационные носители и сдается на хранение в архив. Помимо этого посетитель может просмотреть ролики трех своих предшественников или выбрать из списка жителей тех, которые больше всего его заинтересовали. К сожалению, не удалось узнать, сколько лет этому музею и сколько роликов в нем хранится.

    В Музее истории в Атланте киоски установлены в экспозиции «Гиганты мезозойской эры». Помимо помощи в составлении индивидуальной программы посещения, киоски рассказывают о рептилиях, существовавших миллионы лет назад на нашей планете. Посетителю предоставляется информация по каждому из видов: от строения скелета и предполагаемого внешнего вида до рациона питания. Киоски также рекламируют остальные экспозиции музея и предоставляют информацию о расписании и работы и месторасположении.

    В Британском музее в Лондоне установлены сенсорные терминалы в залах экспозиции, посвященной истории Древнего Египта. Киоски позиционируются как обучающие для детей от 10-15 лет. Дети, а, скорее всего, и не только они, получают информацию о каждом из представленных экспонатов.

    В музее Лувра в экспозиции Истории Востока установлены три киоска. С их помощью публика может неторопливо погрузиться в более чем 1000-летнюю историю, начиная от зарождения человеческих общин до появления первых городов к «золотому веку» исламской культуры. Более 6 000 фотографий с пояснениями, более 400 текстов, а также карты и диаграммы - вот что положено в основу мультимедийной презентации.

    Музей радио в штате Мичиган также оснащен сенсорными киосками, которые рассказывают биографии наиболее популярных радио-диджеев.

    Практикуется использование киосков для организации доступа к ресурсам сети Интернет. Очень удобно, придя в один музей, виртуально «посетить» все его филиалы или ознакомиться с экспозицией музеев, находящихся в другой части света. Такие киоски снабжены удобными сидениями, так как рассчитаны на длительное время работы за ними.

    Из приведенных примеров следует, что использование киосков и предоставление с их помощью различных услуг посетителям ограничено только одним - человеческой фантазией.

    Публикуется с разрешения «Сенсорные Системы»

    УДК 004.031.42:069

    О.В.Ванеева

    Комплексное использование интерактивных технологий в рамках музейного пространства

    С развитием информационных компьютерных технологий, наблюдающемся в последние десятилетия, музейному посетителю нового поколения стало недостаточно чисто визуального восприятия экспонатов. У него появилось желание непосредственного взаимодействия с экспозицией, предполагающего не просто получение тактильных ощущений, но и непременное наличие обратной связи. Такую возможность обеспечивают современные интерактивные технологии, поднимающие музейную экспозицию на новый уровень. Они позволяют посетителям активно взаимодействовать с экспонатами, и тем самым получать соответствующую персональным интересам информацию достаточной степени подробности, способствуя лучшему ее восприятию через создание эффекта сопричастности.

    Ключевые слова: интерактивные технологии, интерактивность, интерактивный музей, интерактивная система музея

    Integrated use of interactive technologies within museum space

    Given development of information and computer technology, demonstrated in the recent decades, purely visual perception of exhibits can no longer satisfy museum visitors of the new generation. They manifest their desire for direct interaction with the exhibits, that will give them not merely tactile sensations, but also instill the presence of feedback. This opportunity is provided by advanced interactive technologies, raising the museum exhibition to a new level. They allow visitors to actively interact with the exhibits and in this way receive sufficiently detailed information that meets individual interests, facilitating better perception of its effects through the creation of ownership.

    Keywords: interactive technology, interactivity, interactive museum, interactive museum system

    Мы живем в уникальное время, когда каждый может выбрать для посещения музей по своим интересам и предпочтениям. В XX в. появилось множество типов музеев, таких как литературные, музыкальные, театральные, промышленные, сельскохозяйственные музеи и т. д. Однако в конце XX - начале XXI вв. происходит бурное развитие компьютерных технологий, в связи с чем привлекать посетителей в музеи становится все сложнее. Посетители становятся более требовательны, им уже недостаточно быть просто «наблюдателями», они хотят быть «участниками».

    Одним из способов выхода из сложившейся ситуации могут стать интерактивные технологии. Что же такое интерактивность? Интерактивность - это способность информационно-коммуникационной системы активно и адекватно реагировать на действия пользователя. При этом интерактивное взаимодействие может

    осуществляться как с компьютерными системами (программами, веб-сайтами), так и с другими людьми - при условии, что это взаимодействие обеспечивается современными средствами коммуникации.

    Следует отличать интерактивные технологии от мультимедийных: например, обычный просмотр видеофильма об экспозиции музея или человеке, которому она посвящена, еще не предполагает интерактивности. Если же посетитель получит возможность управления просмотром, причем совершаемые им для этого действия будут определенным образом обрабатываться в текущем времени, и на их основе будут вырабатываться конкретные решения (из достаточно большого множества имеющихся), то эту систему можно будет назвать интерактивной.

    Музеи, в которых не используются интерактивные технологии, постепенно уходят в прошлое. С появлением и развитием Интернета людям стало недостаточно просто ходить по музеям и любоваться экспонатами. У них появилось желание непосредственного взаимодействия с экспозицией, предполагающего не просто получение тактильных ощущений, но и непременное наличие обратной связи.

    Такую возможность обеспечивают современные интерактивные технологии, поднимающие музейную экспозицию на новый уровень. Они позволяют посетителям активно взаимодействовать с экспонатами, и тем самым получать соответствующую персональным интересам информацию достаточной степени подробности, способствуя лучшему ее восприятию через создание эффекта сопричастности. Интерактивные средства также способствуют увеличению разнообразия форм работы с детьми. Понимание подрастающим поколением сложного языка музея может достигаться через игру в интерактивной форме, предусматривающую не пассивное наблюдение, а активное участие.

    Необходимость практического внедрения интерактивных технологий в музеях подтверждается проведенным нами опросом, в котором приняло участие 106 человек. На вопрос, нужны ли в музее интерактивные технологии, утвердительно ответило 79 человек, что составляет 74,5% от общего числа проголосовавших. Против внедрения интерактивных технологий выступило всего 19 человек, т. е. 17,9% от общего количества участников опроса. Оставшиеся 8 человек (7,5%) не смогли определиться с однозначным ответом. В качестве обоснования необходимости внедрения интерактивных технологий участники опроса называли такие достоинства, как легкодоступность и индивидуализированность информации, а также удобство ее восприятия. Проголосовавшие против внедрения интерактивных средств, опираясь на личный опыт, обосновывали свою позицию их низкой востребованностью - по мнению некоторых участников опроса, технические новшества в музеях вызывают интерес, как правило, лишь у детей и подростков.

    Интерактивные средства уже несколько десятилетий находят самое разнообразное применение во многих музеях по всему миру, а в последние годы стали приобретать все большую популярность и в России. Современные технологии

    успешно используются в музеях различной тематической направленности не только в столице, но и в регионах. Одним из наиболее популярных в российских музеях интерактивных средств являются так называемые «информационные киоски». Одним из первых отечественных музеев, где были установлены сенсорные киоски, стал в начале 2001 г. Государственный Эрмитаж. Сейчас такие информационные системы используются во многих музеях, в том числе в Третьяковской галерее, Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном Бородинском военно-историческом музее-заповеднике, Музее-институте семьи Рерихов и др. Различные интерактивные средства использованы при создании электронных экспозиций Музея личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина, Соловецкого музея-заповедника, Музейного центра «Наследие Чукотки», Сахалинского областного краеведческого музея, Мемориального центра «Дом Гоголя». Яркими примерами реализации интерактивных технологий среди прочего являются проект Политехнического музея «Бомба заговорила», представляющий собой интерактивную оболочку для модели атомной бомбы, интерактивная система «Посох Святителя Стефана» в Пермском краеведческом музее, воссоздание трехмерной модели мамонта в Ханты-мансийском Музее Природы и Человека, организация экспозиционного пространства Музея истории шоколада и какао с использованием аудиовизуальных средств.

    Внедрение интерактивных компонентов в рамках музейного пространства также происходит посредством интеграции современных компьютерных технологий, уже успевших найти широкое применение в повседневной жизни. Так, в некоторых музеях целям информирования посетителей служат так называемые QR-коды, по сути представляющие собой двумерный штрих-код, в котором могут быть зашифрованы различные сведения об экспонируемых объектах. Размещаемый рядом с экспонатами музея QR-код можно считать с помощью установленного на смартфон или планшетный ПК специализированного приложения, например Smart Museum, и таким образом получить расширенную информацию о соответствующем экспонате. Использование упомянутого выше ПО позволяет посетителям прослушивать аудиокомментарии к экспонатам как на русском, так и на английском языке, а также просматривать фото- и видеоматериалы и круговые панорамы выставок.

    Причем если многие «традиционные» музеи приобретают интерактивные черты путем внедрения соответствующих технологий, то некоторые изначально создаются как интерактивные. В средствах массовой информации и в музейных кругах интерактивным музеем обычно называют технически и технологически оснащенный музей, работа которого в первую очередь направлена на диалог с публикой. Подразумевается, что в арсенале технологий такого музея наличествуют видеошоу, панорамные проекции, виртуальная реальность, аниматрониксы и многое другое1. Данные средства призваны обеспечить соответствие экспозиции ключевому принципу интерактивных музеев, состоящему в необходимости «активных действий посетителя в различных формах. Такие действия включают непосредственный кон-

    Том 212 Музей в мире культуры. Мир культуры в музее

    Раздел III. Музей и культурный туризм..._____________

    такт с интерактивным экспонатом или участие в каком-либо интерактивном действии»2, например, в проведении химических опытов.

    Одной из ключевых особенностей интерактивных музеев является персонализированный подход к посетителю, которому предоставляется свобода действий. Это достигается посредством двух обязательных инструментов - информационных технологий и игр. В результате экскурсия по интерактивному музею превращается в увлекательное приключение с продуманным сценарием, игровыми заданиями и призами для участников3.

    Интерактивные музеи начали появляться во второй половине XX в. в непосредственной связи с бурным развитием информационных технологий и стали настоящим феноменом последних десятилетий. Большинство крупных музеев такого типа находятся за рубежом в технически высоко развитых странах, среди наиболее популярных - Eksperimentarium (Копенгаген, Дания), Музей науки, Детский музей (Бостон, США), Музей занимательной науки (Онтарио, Канада).

    Первые в России интерактивные музеи, которые, как и их зарубежные «прообразы», носят преимущественно технический характер, появились несколько лет назад. К их числу среди прочего относится музей «Лунариум», который находится в Большом планетарии Москвы, музей занимательных наук «Экспериментаниум», а также «ЛабиринтУм». Экспозиция музея «Лунариум» состоит из разделов «Астрономия и физика» и «Постижение космоса» и включает более восьмидесяти экспонатов, которые в игровой форме демонстрируют различные физические законы и явления природы. В «Экспериментаниуме» каждый может принять участие в опытах и экспериментах. Более 300 интерактивных экспонатов музея увлекательно рассказывают о механике, электричестве, магнетизме, акустике, демонстрируют оптические иллюзии и головоломки. В петербургском музее «ЛабиринтУм» - более 60 экспонатов, которые наглядно демонстрируют принципы действия различных законов физики и объясняют природу происхождения самых удивительных и красивых явлений окружающего мира. Например, в «Черной комнате» можно поймать свою тень или создать молнию4.

    Интерактивные музеи, в отличие от традиционных, зачастую имеют целью демонстрацию не экспонатов как таковых, а, скорее, «принципов действия механизмов физических законов или принципов функционирования различных систем живых объектов»5. В таких условиях очень важно определить четкую грань между музеем как учреждением культуры и музеем как объектом индустрии развлечений, не допуская трансформацию первых в последние.

    Неотъемлемой частью любого современного музея - как традиционного, так и интерактивного - должен являться развитый, регулярно обновляемый веб-сайт. Сайты многих музеев уже сейчас содержат различные интерактивные элементы: они не только предлагают информацию, но и вовлекают зрителя в общение с музеями через анимированные планы и схемы, видеопанорамы, удобные поисковые

    Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры 2015

    Section III. The museum and cultural tourism...

    системы, игры, чаты, онлайновую торговлю билетами, книгами, сувенирами и др6. Основной аудиторией музейных сайтов является молодежь, заинтересованная в получении актуальной информации, например сведений о текущих и предстоящих выставках. Однако некоторые тематические сайты предлагают также контент развлекательного характера: так, «игры на сервере «Музеи России» оказываются для этой аудитории не менее привлекательными, чем возможности поиска материалов для скачивания в его огромной базе данных»7.

    Повсеместное распространение широкополосного Интернета сделало возможным создание наряду с музейным сайтом виртуального музея, доступ к которому позволяет получать информацию вербального и визуального характера, не выходя из дома.

    В дополнение к сказанному выше следует упомянуть о том, что во многих музеях также применяются интерактивные средства нетехнического характера. К их числу относятся «интерактивные экскурсии, включающие диалоги с публикой, мастер-классы, викторины, концерты и другие проявления интерактивности, не требующие новых технологий»8.

    В то время как традиционный музей многими по-прежнему отождествляется, прежде всего, с процессом «архивирования» культуры, понятие «интерактивный музей» почему-то трактуется как некая замена или альтернатива музейной экспозиции. Однако целью интерактивных технологий является предоставление информации, но никак не замена экспоната. В связи с этим крайне желательно избегать принципиальной установки на исключительно интерактивные формы экспонатов, которая может существенно снизить, а иногда совсем уничтожить исторический или культурологический аспект экспозиций9. Это позволит сохранить культурноисторическую составляющую экспозиции без снижения уровня интереса к ней со стороны посетителей, а следовательно, и уникальную музейную атмосферу.

    Другой возможной опасностью, как замечал еще Ф. Оппенгеймер, «может быть механическое смешение старых, традиционных форм подачи музейных экспонатов и интерактивных новоделов. Такого рода эклектика раздражает посетителей со стажем и портит вкус молодежи»10.

    Тем не менее, рациональное сочетание традиционных и интерактивных форм подачи материала позволяет привлечь новых посетителей в музей, пробудить интерес к самому музею и подготовить, по сути дела воспитать, людей с развитым вкусом восприятия музейных экспозиций.

    В подтверждение необходимости активного внедрения интерактивных технологий в музейном пространстве хотелось бы также затронуть возможности потенциального использования различных интерактивных средств, которые могли бы найти практическое применение в современном музее. Реализация данной концепции предполагает построение единой интерактивной системы музея, в основе которой находятся следующие тесно взаимосвязанные компоненты:

    Том 212 Музей в мире культуры. Мир культуры в музее

    Раздел III. Музей и культурный туризм...____________

    Мобильное приложение;

    Подсистема централизованного управления аудиовизуальной аппаратурой и элементами информационных технологий;

    Веб-сайт.

    Ключевым звеном системы является бесплатно распространяемое мобильное приложение для смартфонов и планшетных компьютеров, совместимое с большинством распространенных мобильных операционных систем и призванное обеспечить комплексную взаимосвязь между пользователем / посетителем и различными компонентами интерактивной системы музея - как общего, так и локального характера. При этом приложение может выступать как средство удаленного доступа к информационно-справочным и новостным ресурсам музея, например, посредством новостной ленты, а также предоставлять множественные дополнительные возможности непосредственно посетителям музея, включая управление различными интерактивными компонентами. Другой полезной функцией приложения может стать «умная» схема музея, показывающая текущее местоположение посетителя и позволяющая быстрее сориентироваться в экспозиции.

    Концепция предусматривает централизованное управление множественными компонентами интерактивной системы музея посредством специализированного программного обеспечения на стороне сервера. При этом интерактивные компоненты, как упоминалось выше, могут использоваться как на всей территории экспозиции, так и локально, в отдельных залах. Примером компонентов первого типа может стать «умный» аудиогид, реализованный на основе упомянутого выше мобильного приложения и использующий в качестве информационного канала беспроводную связь (например, Wi-Fi или Bluetooth соединение). При этом приложение может предоставлять возможность сохранения выбранных фрагментов аудиорассказа в текстовой форме.

    Важным элементом концепции интерактивного музея является также использование такого перспективного технического средства, как очки дополненной реальности. Данная технология получила широкое развитие лишь несколько лет назад, и первые устройства на ее основе, такие как Google Glass и META. 01, пока находятся в стадии подготовки к серийному производству. Вместе с тем данная разработка обладает исключительным потенциалом использования, в том числе в музейной сфере. Так, при осмотре экспозиции встроенная в очки камера будет фиксировать направление взгляда человека, при этом на расположенный непосредственно перед глазами дисплей будет выводиться информация о соответствующем экспонате.

    В качестве интерактивного средства локального характера возможна реализация демонстрации произведений изобразительного искусства, находящихся в запасниках музея, на реставрации или в экспозициях других музеев, на экране плазменного / ЖК-телевизора с возможностью индивидуального управления про-

    Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры 2015

    Section III. The museum and cultural tourism...

    смотром посредством мобильного приложения, а также загрузки изображений уменьшенного размера на смартфон. Это может стать уникальной возможностью для посетителей увидеть экспонаты, не представленные в открытых экспозициях музеев.

    Удобным средством демонстрации трехмерных объектов могут также служить виртуальные стереоскопические витрины, использующие технологию «смешанной реальности» и позволяющие выполнять наложение реконструированных на компьютере частей экспоната на реальные. При этом посетитель может взаимодействовать с витриной, манипулируя представленными в ней объектами и запуская анимацию, что определяет ее интерактивный характер. Просмотр восстановленных таким образом экспонатов предполагает использование стереоочков.

    Возможности применения стереоочков в рамках музейного пространства не ограничиваются стереоскопическими витринами. Они могут применяться для демонстрации объемных, полученных посредством 3D-сканирования изображений не представленных в открытой экспозиции музея объектов, а также других визуальных материалов, таких как тематические видеоролики в формате 3D. Последнее может быть реализовано в специально подготовленном помещении с помощью мультимедийного проектора. Помимо этого, современные технологии обеспечивают возможность создания 3D-изображений произведений изобразительного искусства, демонстрация которых может выполняться как с использованием интерактивных средств, так и в традиционной выставочной форме.

    Другой пример локального компонента системы - интерактивная карта, показывающая, например, маршрут экспедиции или направления военных действий, которая может использоваться как дискретно, так и в сочетании с очками дополненной реальности, что позволяет значительно упростить доступ к информации, а также повысить наглядность ее представления и удобство восприятия.

    Отдельно следует уделить внимание интерактивному взаимодействию с посетителем, происходящему за рамками музейной экспозиции. В данном отношении показателен пример Лондонской Национальной галереи, реализующей совместно с компанией Hewlett Packard проект по установке сенсорных киосков, которые обеспечивают не только информационную поддержку посетителей, но и возможность заказа копий известных картин. С помощью киоска посетитель может выбрать любой из экспонатов, указать, на каком материале его печатать и какого размера должна быть репродукция. Пока посетитель дойдет до выхода, заказ распечатают и упакуют.

    В перспективе возможности музеев в отношении дополнительных услуг, таких как распространение сувенирной продукции, могут быть существенно расширены за счет использования 3D-принтеров, позволяющих выполнять печать трехмерных объектов из различных материалов. К сожалению, производительность таких устройств пока не позволяет на выходе из музея получать заказанную перед нача-

    Том 212 Музей в мире культуры. Мир культуры в музее

    Раздел III. Музей и культурный туризм..._______________

    лом осмотра экспозиции копию выбранного экспоната, однако, уже через несколько лет с увеличением скорости печати такая возможность должна появиться.

    Рациональное внедрение услуг такого рода обеспечивает не только реализацию новых интерактивных технологий в рамках музейного пространства, но и дополнительный доход, позволяющий в короткие сроки окупить затраты на приобретение соответствующего оборудования.

    Последним, но не менее значимым компонентом интерактивной системы музея является развитый, по возможности мультиязычный веб-сайт, который, помимо чисто информативной, выполняет и другие важные функции, такие как продажа билетов и сувенирной продукции, участие посетителей сайта в различных проектах как реального, так и виртуального характера, общение на форуме и в гостевой книге и др. К основному сайту музея могут также создаваться сайты-сателлиты, посвященные различным самостоятельным долгосрочным проектам и направлениям, таким как, например, экспедиционная деятельность. Такие дополнительные сайты также могут строиться на интерактивной основе, используя необычные формы представления основного объема контента, включая видеообзоры, а также трансляцию с места событий в реальном времени, например, посредством веб-камеры.

    Внедрение рассмотренных выше интерактивных технологий - как в комплексе, так и по отдельности - способно значительно повысить интерес к музейной экспозиции и поддерживать его в длительной перспективе, обеспечивая тем самым устойчивый дополнительный приток посетителей и способствуя формированию нового, интерактивного восприятия музея в контексте стремительного развития информационных технологий и общества в целом.

    Примечания

    1 Трошина Т. М. Интерактивный музей в современном медиапространстве // Медиакультура новой России: материалы междунар. науч. конф. / под ред. Н. Б. Кирилловой и др. Екатеринбург; М. 2007. Т. 2. С. 306-318.

    2 Аксенов В. П. Интерактивные методы в науч.-технич. музее // ТЗН: библиотека. М. URL: http: // t-z-n. ru (дата обращения: 10. 12. 2015).

    3 Лаврентьев С. Экспонаты трогать руками // Газета. ру: портал. М., 2013. 04 июня. URL: http: // gazeta. ru (дата обращения: 10. 12. 2015).

    5 Аксенов П. В. Указ. соч.

    6 Трошина Т. М. Указ. соч. Т. 2. С. 306-318.

    9 Аксенов П. В. Указ. соч.

    10 Оппенгеймер Ф. Целесообразность научного музея // ТЗН: библиотека. М. URL: http: // t-z-n. ru (дата обращения: 10. 12. 2015).

    Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры 2015