Государственный музей-заповедник «Царицыно»: описание, цены, фото, адрес. Как добраться в музей-заповедник «Царицыно»?

Царицынский пейзажный парк основан ещё в 1775 году. Почти сразу же после покупки Екатериной II кантемировской усадьбы в парке были высажены лиственницы и сибирские кедры, присланные в подарок императрице горнозаводчиком Прокопием Демидовым (лиственницы растут в парке до сих пор, но это возобновлённые посадки середины XIX века). Обустройством парка занимался Василий Баженов на всём протяжении своего руководства царицынским строительством. Сохранившиеся до наших дней павильоны и беседки появились позднее стараниями архитектора Ивана Еготова.






Каскад Царицынских прудов формировался на протяжении XVI-XVIII веков. Самый старый - Борисовский пруд - возник ещё в царствование Бориса Годунова (ранее именовался Цареборисовским). Верхний и Нижний Царицынские пруды появились, когда имением Чёрная Грязь владели бояре Стрешневы.


Средний Царицынский пруд появился в 1980-е годы после сооружения дамбы, когда трасса Новоцарицынского шоссе разделила Нижний пруд на две части. Непосредственно к дворцово-парковому ансамблю примыкают Верхний и Средний пруды.

Верхний Царицынский пруд образован запруживанием речек Городни (Городенки), Язвенки и Черепишки (Черепишенки). К нему выходят Малый дворец и Оперный дом (от Малого дворца к пруду вела не сохранившаяся пандусная лестница), на него ориентированы все павильоны пейзажного парка. Глубина пруда достигает двух метров.


Рыбак на речке Язвенке

Во время реконструкции 2006-2007 годов на Верхнем пруду воссоздали лодочные пристани в их исторических местах - в XIX веке катание на лодках было очень популярно у отдыхающих.



Лодочная пристань на Верхнем пруду. 1900-1910 гг.: https://pastvu.com/p/109071



Плотина. 1900-1912 гг.: https://pastvu.com/p/8354

Средний пруд отделён от Верхнего пруда плотиной, построенной по проекту архитектора К.И.Бланка в 1777-1779 годах. Она пострадала во время паводков, воду спустили и на месте прудов появились луга. В 1803 году плотину восстановили архитекторы И.Еготов и Е.Тюрин.






При гидротехническом сооружении был домик смотрителя, сейчас на этом месте станция спасателей.


С плотины виден Птичий остров. Искусственные острова в Царицыно появились, вероятно, в середине XVIII века для разведения водоплавающих птиц.




1965-1975 гг.: https://pastvu.com/p/93024

На Среднем Царицынском пруду расположен подковообразный искусственный остров диаметром около ста метров. На плане 1775 года острова еще не было. Вероятно, остров-подкова появился при Екатерине и стал то ли водным лабиринтом для катающихся, то ли предназначался для разведения рыбы или птицы.





Иллюминация во время фестиваля "Круг света-2014"



1900-1915 гг.: https://pastvu.com/p/93486


Светомузыкальный фонтан диаметром 55 метров и глубиной до полутора метров открылся в 2007 году ко Дню города. Площадь его фонтана составляет 2400 квадратных метров. Он способен изменять направление, подсветку и силу струй под музыку. В репертуаре фонтана четыре мелодии - «Вальс цветов», «Марш» Петра Чайковского и две композиции Поля Мориа. В конструкции применены 82 насоса различной мощности. Каждая из 915 струй может подняться на высоту до 15 метров и точно соответствует светомузыкальному решению. Световые эффекты обеспечивают 2583 подводных светильника.



В 1784 году в Царицыно прибыли выписанные из Англии садовые мастера Фрэнсис Рид и Ион Мурно. Видимо, между ними и Баженовым возникали трения: англичане предложили частичную вырубку парка и его перепланировку. Это предложение было продиктовано традиционным подходом к устройству классического английского пейзажного парка: в нём не было места прямым аллеям и густым посадкам. Императрица приняла решение в пользу английских мастеров, а Баженову было велено «до садов отнюдь не касаться». В парке появилась созданная Фрэнсисом Ридом Утренняя дорожка - одна из самых красивых аллей парка, начинающаяся за Виноградными воротами и вьющаяся по склону холма вдоль берега пруда; с неё открываются наиболее эффектные пейзажные виды. Но и Баженов не бросил заниматься парком, участвовал в сооружении новых плотин, строительстве деревянных беседок и павильонов.

В начале XIX века парк стал популярным местом гуляний у московской привилегированной публики и для его благоустройства был привлечён архитектор Кремлёвской экспедиции Иван Еготов. Предположительно, именно его стараниями в Царицыно возведено около десяти парковых павильонов, беседок, арок и мостов.


Павильон "Миловида" (1756-1814 гг., архитектор Иван Еготов) представляет собой открытую сводчатую галерею с поперечными проходами. Свод галереи поддерживают колонны тосканского ордера, декор выполнен в технике гризайль. Снаружи павильон украшают фигуры сфинксов, медальоны, статуи вакханки и сидящих богинь Авроры и Венеры. Изначально скульптурное убранство было богаче, но со временем дельфины, вазы и бюсты были утрачены. Во времена дачного бума в Царицыне декоративная постройка использовалась как чайный домик, но позднее павильон пришёл в запустение. Сейчас реставраторы вернули павильону облик XIX века.



1900-1917 гг.: https://pastvu.com/p/154400



1912 год: https://pastvu.com/p/181811











Павильон "Нерастанкино" (1803-1804 гг., архитектор Иван Еготов)



1900-1905 гг.: https://pastvu.com/p/106378

С начала XIX века за павильоном "Нерастанкино" закрепилось второе название Храм Меланхолии, - видимо, из-за особой лиричности раскрывающихся здесь пейзажных видов. На одной из карт Царицына 1816 года этот павильон обозначен как "Миростанкино". Возможно, таково было первоначальное название, напоминающее о расположенных неподалёку курганах-могильниках и о бренности человеческого существования.

"Нерастанкино" представляет собой постройку в канонах строгого классицизма в виде открытого зала с боковыми нишами, увенчанного небольшим куполом, и с колоннами тосканского ордера. Павильон отделан таким образом, что штукатурка не скрывает текстуру кирпичной кладки. Декор минимален: только четыре вазы-урны в боковых экседрах. В советское время павильон не раз реставрировали, в нём размещалась библиотека-читальня.

Загадочные курганы действительно находятся между башней-руиной и павильоном "Нерастанкино". По мнению археологов, это могильники древнеславянского племени вятичей, относящиеся к X–XII векам. Как ориентиры для поиска этого места можно использовать статуи античных богинь работы Александра Бурганова, установленные на аллеях парка.



Башня-руина (1804 год, архитектор Иван Еготов)

В конце XVIII - начале XIX веков существовала мода на сооружение в парках и садах искусственных руин. Постройка, имитирующая развалины крепостной стены с угловой башней, возведена на крутом холме в месте излучины Верхнего Царицынского пруда. Строительным материалом послужил грубо обработанный камень, сложенный нарочито небрежно; имеются фрагментарные вставки из красного кирпича. Необычный силуэт Башни-руины удачно вписан в окружающий ландшафт, а с её смотровой площадки открываются живописные панорамы парка. До середины XIX века башню венчал бельведер, сложенный также из грубого камня, но впоследствии был утрачен и не восстанавливался. За особенности лестницы, ведущей к площадке, сооружение прозвали "чёртовой лестницей" или "чёртовой горой" - по ней легко было взобраться, но нелегко спуститься.



Русалочий остров. Арка "Русалкины ворота" (1804 год, архитектор Иван Еготов)

Изначально этот остров был разделён протокой и опоры арки стояли на разных его половинках. Катаясь на лодке, можно было проплыть под аркой и полюбоваться видом на павильон "Нерастанкино". Согласно городской легенде, на острове можно было давать концерты, за которыми публика наблюдала с берега. А чтобы артисты появлялись внезапно "на сцене", на остров был прорыт подземный ход.



1953 год: https://pastvu.com/p/106494


Беседка "Золотой сноп" ("Храм Цереры") (1805-1806 гг., архитектор Иван Еготов)

До начала XX века было принято считать, что нынешний «Храм Цереры» построен Баженовым в 1780-е годы. Однако современные исследования подтверждают, что эта беседка возведена в 1805 году Иваном Еготовым и заменила обветшавшую деревянную постройку Баженова. Как выглядел баженовский «Храм Цереры» - неизвестно, но, вероятно, Еготов в общих чертах повторил предшественника. Круглая купольная беседка-ротонда с восемью колоннами ионического ордера отличается стройностью, изяществом и совершенством пропорций.

На этом холме в июне 1775 года располагался шалаш, в котором отдыхала Екатерина II и её двор, с этого холма императрица наблюдала за праздником сенокоса, устроенным Григорием Потёмкиным. Праздник проходил на соседнем поле, которое и сейчас можно увидеть от беседки. С тем праздником связано и посвящение беседки Церере - богине плодородия.



1900-1914 гг.: https://pastvu.com/p/17692


Изначально в беседке стояла статуя богини, но она была утрачена в середине XIX века. С тех пор у постройки появилось второе название «Золотой сноп» - по золочёным колосьям, украшающим купол беседки. В 1927 году появилась новая Церера, привезённая из подмосковной усадьбы Лукино, но и она исчезла в 1940-е годы. Ныне в беседке установлена современная скульптура работы Александра Бурганова.



Грот (1804 год, архитектор Иван Еготов)

В ходе реконструкции парка в 2005-2007 годах были обнаружены остатки большого грота у подножия холма под павильоном «Миловида». Это основательное сооружение состояло из трех земляных ниш, убранных внутри разноцветными камнями и ракушками. В будущем это примечательное произведение русского садово–паркового искусства XIX века предполагается восстановить по архивным источникам.

К настоящему времени воссоздан небольшой грот по «Утренней дорожке». Он сложен из красного кирпича и белого камня на склоне холма под павильоном «Нерастанкино». В гроте укрылась современная статуя нимфы.

Почитать:
Згура В. Проблемы и памятники, связанные с Баженовым. - М., 1929
Снегирёв В.Л. Знаменитый зодчий В. И. Баженов. - М., 1950
Минеева К.И. Царицыно. Дворцово-парковый ансамбль. - М.: Искусство, 1988
Сергеев И.Н. Царицыно. Страницы истории. - М.: Мир книги, 1993
Сергеев И.Н. Царицыно. Суханово: Люди, события, факты. - М.: Голос, 1998
Хачатуров С.В. Готический вкус в русской художественной культуре XVIII века. - М.: Прогресс-Традиция, 1999
Наумкин Г.И. Архитектурная иконография Царицынского ансамбля В. И. Баженова. - М.: Компания Спутник+, 2004
Нащокина М.В. Русские сады. XVIII - первая половина XIX века. - М.: Арт-Родник, 2007. - (Сады мира)
Греч А.Н. Царицыно // Венок усадьбам. - М.: АСТ-Пресс, 2007
Золотое Царицыно. Архитектурные памятники и ландшафты музея-заповедника «Царицыно». - М.: Трэвел-Дизайн/ГМЗ «Царицыно», 2008

Ежегодно в Москву приезжают тысячи туристов из всех уголков нашей Родины и из-за границы. А что же можно посмотреть в Москве туристу и куда сходить местному жителю? Вопреки расхожему мнению туристическая Москва не заканчивается Кремлем, а наоборот с него начинается. В Москве много прекрасных и удивительных мест для прогулок. Царицыно это одно из таких мест. Сюда можно приехать в рамках дневной экскурсии, просто прогуляться теплым летним вечером или посетить музейную часть Царицыно, если вы хотите полюбоваться усадьбой не только снаружи, но и внутри.

Парк Царицыно считается заповедной зоной, поэтому на ее территории действует ряд правил, которые должен соблюдать посетитель. Вход в парк Царицыно запрещен с животными и на велосипедах. Подробно правила поведения в парке можно изучить на официальном сайте музея-заповедника Царицыно .

Как добраться до Царицыно

Рядом с парком Царицыно находятся сразу две станции метро «Царицыно» и «Орехово». И если в случае с не так важно откуда начинать осмотр территории, то с Царицыно такой подход не пройдет. Как и в театр, который начинается с вешалки, в парк Царицыно лучше входить через главный вход, не полезете же вы в театр через черный ход, он тоже приведет куда надо, но как же красная ковровая дорожка?!

Центральный вход в парк Царицыно расположен рядом со станцией метро «Царицыно». От станции нужно пройти под железнодорожным мостом и вот мы на месте. А вот после осмотра всей территории уехать из Царицыно можно со станции «Орехово», она расположилась совсем рядом с выходом из парка. Территория парка настолько огромна, что после прогулки по парку и осмотра музейных экспозиций сил на возвращение к метро «Царицыно» может и не остаться.

Пройдя в ворота, будто оказываешься в сказке. Вход в парк отделяет нас от реальности и из суетливого мегаполиса переносит нас в XVIII век. Конечно это фигура речи и как клумбы не подстриги все равно не поймешь в какой век перенесла нас машина времени, это узнается потом, когда мы доберемся до дворцово-паркового ансамбля Царицыно. А пока приятный аперитив.


Перед нашим взором предстает красивая композиция в виде Среднего Царицынского пруда с маленьким насыпным островком в виде подковы, на котором расположился светомузыкальный фонтан. К фонтану ведут два моста, а вокруг самого фонтана установлены скамейки, чтобы вечером можно было с удобством наслаждаться красотой подсвеченных струй воды. В полуденный же зной находится на солнце очень трудно, а возле фонтана совсем нет зелени, зато тени деревьев хватает вокруг самого пруда.











Мы огибаем пруд справа, таким образом, что Средний Царицынский пруд остается слева, а справа становится видна гладь Верхнего Царицынского пруда.








В этой части пруда расположился маленький островок называемый Птичьим островом. Таких островков на Верхнем Царицынском пруду еще два, а сам пруд весьма большой, пройти вокруг него будет проблематично.


Верхний и Средний пруды разделены плотиной.





Дальше по улице Воздушной мы направляемся прямиком к самому интересному, к дворцово-парковому ансамблю Царицыно. Чтобы попасть к дворцу Царицыно нужно пройти под Фигурным мостом, или взойти на него, для этого рядом есть лестница. Фигурный мост является одной из ранних построек в Царицыно, а его архитектором был Василий Иванович Баженов, который строил для императрицы Екатерины II и этот мост и весь дворцовый ансамбль.


Мост был поставлен на пересечении главных въездов в усадьбу Царицыно, таким образом его можно расценивать как ворота в усадьбу, а затейливая архитектура придает ему вид настоящего оборонительного сооружения с башнями и бойницами. До наших дней мост дошел практически в целости и сохранности, так что смотря на мост мы видим его именно таким, каким его замыслил и построил Баженов.











Слева от моста находится здание Третьего Кавалерского корпуса и храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно.





Первая церковь на этом месте появилась в 1683 году, в последствии деревянное здание было заменено каменным. Последний раз храм перестраивали в 1765 году.


Чуть дальше расположен Большой мост через овраг. Строительство Большого моста осталось незавершенным Баженовым, императрица отстранила его от постройки своей резиденции раньше, чем мост был достроен. Достроили его только в XIX веке.


Если вернуться к Фигурному мосту и идти по нему направо, то огибая главный дворец, мимо Полуциркульного дворца и Оперного дома, мы выйдем к Виноградным воротам. Изначально ворота назывались Фигурными. Название Виноградные появилось в XX веке благодаря затейливому декору, напоминающему гроздь винограда, нависшему над пролетом ворот. Ворота служат условной границей между парковой зоной и архитектурным ансамблем. Еще они завершают сложившуюся перспективу между Большим и Средним мостами.


Ну а пройдя под Фигурным мостом мы оказываемся в амфитеатре архитектурного ансамбля Царицыно. Перед Большим дворцом расположено несколько фундаментов. Справа от дворца фундаменты Камер-Юнфарского корпуса.








А перед Большим дворцом Царицыно фундамент Большого Кавалерского корпуса, построенного Баженовым в 1784 году и разобранного вторым архитектором Екатерининского дворца Казаковым в 1795 году.





Слева от Большого дворца Первый Кавалерский корпус, построенный все тем же Баженовым.


Но главной жемчужиной всего ансамбля несомненно является сам Большой дворец. Дворец с историей разрушения. Проект Царицынского ансамбля был одобрен, и в 1776 году началось грандиозное строительство растянувшееся на десятилетие. Проект шел тяжело, Баженову даже приходилось брать кредиты на свое имя, чтобы закончить строительство. Екатерина II осматривала постройки в 1785 году и ее вердикт оказался сокрушительным для Баженова. Дворец императрице не понравился категорически. Екатерина приказала разобрать дворец. Новым архитектором был назначен Матвей Казаков, ученик Баженова, который принялся за строительство нового дворца. Строительство проходило тяжело и долго. Екатерина II скончалась в 1796 году, когда строительство Царицынского дворца было завершено на черновом уровне.

С этого момента и начинается история увядания Царицынского дворца. Ни одному из наследников престола дворец не приглянулся и царской резиденцией Царицыно так и не стало.





Большой дворец соединен с Хлебным домом галереей с аркой.








Перед Хлебным домом установлен памятник двум архитекторам, работавшими над строительством Царицынского архитектурного ансамбля Баженову и Казакову.


Музей Царицыно

Здесь же расположен вход в музей Царицыно. Вход во внутренние помещения дворца осуществляется через подземные ходы, таким образом с улицы дворец полностью запечатан. На официальном сайте музея Царицыно можно почерпнуть всю нужную информацию связанную с графиком работы музея и цен на билеты.





В первом же зале музея установлен макет дворца, демонстрирующий то состояние здания, в котором оно досталось реставраторам. Заброшенный, нежилой, дворец напоминал острог. В 1816 году о нем так и отозвался писатель Николай Карамзин: «Дворец похож на темницу».


В Большом дворце располагается как постоянные экспозиции, так и временные. И если временные экспозиции фотографировать запрещено, то постоянные выставки фотографировать можно, само собой без вспышки и без использования штатива. В начале осмотра нас встречает зал с археологическими находками, обнаруженными на территории Царицыно.





Еще одна интересная выставка это «Серебряная кладовая» дворца. Здесь представлены ювелирные изделия начиная с XVI до XIX века знаменитых ювелирных мастеров и ювелирных мастерских.


Кроме экспозиций можно насладится просто прогулкой по отреставрированным помещениям дворца. Правда будет трудно представить как здесь жили и веселились, потому что здесь никогда не играла музыка и не прошел ни один бал.














А из окон дворца открываются чудесные виды на территорию перед дворцом.





Екатерининский зал самый роскошный зал Большого дворца. После реконструкции он стал главным залом дворца и был назван в честь идейной вдохновительницы строительства императрицы Екатерины II. Паркетный пол, хрустальные люстры, лепной декор делают Екатерининский зал восхитительным.





Главным украшением зала служит статуя императрицы из мрамора, весом 3 тонны. Эта статуя украшала зал Московской городской Думы и чудом уцелела после революции 1917 года.








Вдоволь нагулявшись по Большому дворцу, на детальный осмотр всех экспозиций дворца ушел не один час, мы перебрались в Хлебный дом. Хлебный дом получил свое название в XIX веке по горельефам на фасаде дома — каравай хлеба с солонкой. За спинами архитекторов Большого дворца видны горельеф и вензель из букв «Х» и «С» (хлеб-соль).


Здание имеет форму куба с внутренним двором, куда должны были въезжать повозки с припасами еды. Завершить свой замысел Баженов не успел, по изложенным выше причинам, а стеклянный купол над Хлебным домом появился только в 2005 году, превратив внутренний двор в атриум.





Парк Царицыно

Выходим из музейного комплекса тем же путем, которым в него и заходили.


Мы оказываемся в парковой зоне ландшафтного музея-заповедника Царицыно. Территория его просто огромна, по ней можно гулять не меньше, чем по самому музею. Но скучать в парке не придется, ведь кроме восхитительной природы здесь расположено много рукотворных достопримечательностей.





И хоть встречаются порой в парке информационные стенды с картой местности, потерять ориентир очень просто. Хорошо, что хоть людей здесь и меньше, чем в парадной части заповедника, они все же встречаются и выход можно спросить у них. Мы же пошли гулять куда глаза глядят.


И первая достопримечательность до которой «догуляли наши глаза» был павильон «Нерастанкино». Павильон построенный в 1804 году служил для отдыха прогуливающихся по парку. Это же назначение «Нерастанкино» выполняет и сейчас, в нем спасаются гуляющие от полуденного зноя и отдыхают от изнурительных пеших переходов.





Недалеко от павильона можно увидеть скульптуру Дриады. В парковой зоне можно найти несколько похожих скульптур.


Дальше наши ноги донесли нас до Башни-руины, сооружение возведено в декоративных целях в том же году, что и павильон «Нерастанкино».





Кроме описанных выше, нами в Царицынском парке остались незамеченными следующие достопримечательности: павильон «Миловида», ротонда «Храм Цереры», несколько декоративных мостиков и статуй. Тем интереснее вам будет гулять по красивейшему парку.

Гулять по историческим местам не только приятно с эстетической точки зрения, при условии что эти исторические места отреставрированы и приведены в порядок, но и полезно для общего развития. Например кроме истории самого архитектурного ансамбля Царицыно, любопытно будет узнать следующее. Первые упоминания о месте, которое мы знаем как Царицыно, уходит корнями к XVI веку. В те далекие времена эти места носили название Черная Грязь. Впоследствии это название получила усадьба, которую возвели бояре Стрешневы. Сменялись ее владельцы и в марте 1683 года ее владельцем стал внук Ивана Стрешнева — Алексей Голицын, чей потомком Лев Сергеевич Голицын стал главный виноделом Удельного имения . Последним владельцем, у которого Екатерина II выкупила имение для строительства на нем дворца был Сергей Дмитриевич Кантемир.

Очень приятно, что такие места как музей-заповедник Царицыно вызывают живой интерес к родной истории, желание видеть и познавать места, где мы живем.

На юго-востоке Москвы расположился Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно», окружённый пересечённым рельефом с речками, ручьями и прудами. В Писцовых книгах 1589 г. впервые упоминается пустошь Чёрная Грязь. Заселение этой местности началось с XVII в., когда её владельцами являлись бояре Стрешневы. Название «Царицыно» возникло при Екатерине II в 1775 г., когда императрица приобрела живописный уголок. В 1776-1785 гг. была отстроена усадьба и началась разбивка парка по проекту архитектора В. И. Баженова, но в 1786 г. постройки по приказу Екатерины II были частично разобраны. Позже усадьба достраивалась М.Ф.Казаковым до 1797г. и осталась незавершённой в связи со смертью императрицы. Контрастное сочетание зелёного массива деревьев и построек из красного кирпича с белокаменными деталями сделало Царицыно уникальной неповторимой ландшафтно-архитек-

турнои композицией, центром которой являлись два дворца, соединённые галереей, и Большой кавалерский корпус. Постройки - Большой, Фигурный мосты, Малый дворец Екатерины II, Оперный дом, Фигурные ворота и другие - дополнили и украсили торжественный дворцовый ансамбль. Проводившаяся в Царицыне реставрация (1970-1980-х гг.) не была окончена. К 1996 г. был отреставрирован Оперный дом, который много лет использовался как главный павильон музея-заповедника, в котором регулярно устраивались концерты классической музыки, проводились выставочные мероприятия. Лишь в 2007 г. был окончательно завершен архитектурный ансамбль Царицына, открыт Большой дворец, в зданиях которого сейчас проводятся выставки, экскурсии, культурно-образовательные программы. Исторический вид территории дополнили фонтаны у Большого и Среднего Царицынских прудов.

Как добраться

Общественным транспортом

10 мин. пешком от ст. м. «Царицыно», Орехово» или ж/д платформы «Царицыно».

На автомобиле

С МКАД выехать на Каширское ш., на пересечении с Шипиловской ул. повернуть налево, далее прямо до Новоцарицынского ш. (после пересечения с Шипиловским пр.). Заезд с Новоцарицынского шоссе (по пропускам).

С Садового кольца свернуть на Бол. Тульскую ул., далее по Варшавскому и Каширскому ш. до Пролетарского просп., на который свернуть и двигаться прямо и далее по Луговой ул. и после тоннеля под железной дорогой - налево на Новоцарицынское ш. откуда заезд.

На месте деревянной церкви, построенной боярами Стрешневыми, по заказу политического деятеля и учёного Молдавии князя Д. К. Кантемира в 1722 г. архитектором П.Н.Лавриным был выстроен храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне.

В 1940 г. храм был закрыт, и все последующие годы использовался как производственный цех. В 1990 г. - вновь освящён и открыт для прихожан. При храме действует воскресная школа, приходская библиотека. Православный центр «Живоносный Источник» организовывает паломнические туры, проводит благотворительную помощь нуждающимся в консультациях психологов и юристов.

Началось строительство загородной царской резиденции. Указ о начале строительства издала императрица Екатерина II.

Вначале строительство усадьбы было поручено известному русскому зодчему В. И. Баженову. Он решил немного отступить от традиционного классического стиля и создать новый архитектурный ансамбль на основе асимметрии зданий. По задумке автора, он должен был состоять из нескольких небольших дворцов, оформленных в собственном стиле.

Первым был построен Фигурный мост. Он был похож на крепостные ворота с массивными башнями и окнами-бойницами. Это поистине уникальное сооружение российского зодчего XVIII века. В 1778 году были возведены Средний Екатерининский и Малый дворцы, которые предназначались для проживания императрицы.

В это же время было начато сооружение Большого дворца, в 1784 году - строительство Хлебного дома. предназначалось для хранения продуктов и приготовления пищи для императорского стола. Здесь же планировалось обустроить помещения для челяди.

После предварительного осмотра Екатерина II оказалась недовольна работой зодчего, и Баженов от работы был отстранен. Его место занял не менее М. Казаков. По распоряжению императрицы Большой дворец был полностью разобран.

Михаил Казаков старался многое сохранить из проекта Баженова, найти компромиссный вариант. С этой целью он оставил планировочную структуру дворцов, но дополнительно наложил на нее некое «готическое» убранство. В результате такого оригинального решения появился новый стиль - псевдоготика, специалисты чаще называют его «русская готика». Необходимо отметить, что это единственный дворец в Европе, выполненный в этом стиле.

Но мечте Екатерины II о новой резиденции не суждено было сбыться. При жизни императрицы дворец не был достроен. А в 1797 году, после ее кончины, строительство и вовсе прекратилось.

Уникальный дворцовый комплекс начал постепенно возрождаться лишь в конце прошлого столетия. В 1993 году это историческое место стало именоваться музеем-заповедником. Он был включен в список ценных памятников истории и культуры России.

Царицыно в наши дни

Музей-заповедник «Царицыно» за последние годы изменился. Здесь с удовольствием отдыхают москвичи и многочисленные гости столицы. На посетителей производит сильное впечатление современный и ухоженный музейный комплекс, живописные пруды.

Музей-заповедник «Царицыно» прославился еще и тем, что в годы ВОВ в одном из домов, неподалеку от церкви Пресвятой Богородицы, жила старица Матрона Московская.

Парк

Его основой был регулярный сад, отличающийся четкой геометрией насаждений и аллей.

В екатерининскую пору мода на них прошла, на смену пришли английские нерегулярные сады. Для организации такого насаждения в Царицыно в 1784 году был приглашён садовник из Лондона Френсис Рид.

Однако истинный расцвет Царицынского парка пришелся на начало XIX века. Для оформления были использованы различные «художественные затеи»: павильоны, беседки, мостики, гроты.

Огромную роль в создании парка сыграл И. В. Еготов - выдающийся архитектор.

К сожалению, в конце прошлого века парк находился в запущенном состоянии - он превратился в запущенный, не ухоженный лесопарк.

В 2007 году он был реставрирован. Его освободили от самосевных насаждений и сухостоя. На основе архивных документов и археологических раскопок была восстановлена историческая сеть дорожек и тропинок парка.

Пруды заповедника

«Царицыно» - музей-заповедник, фото которого мы разместили в нашей статье, имеет два пруда - Верхний и Нижний Шипиловский. Они появились на территории усадьбы к середине XVII века, после строительства плотин на речках Язвенка, Городня и Черепишка.

На плотинах были сооружены мельницы. Пруды составили один гармоничный каскад с который был создан еще во времена царя Бориса Годунова.

Сегодня Борисовский и Царицынские пруды считаются самыми старыми и крупными по протяженности и площади в современной столице.

Общая площадь водоемов превышает 180 га.

Большой дворец

Многие гости приезжают в Музей-заповедник «Царицыно» чтобы увидеть именно это монументальное сооружение. Большой дворец возведен в 1793 г. Ф. М. Казаковым. Он был построен на месте старого дворца, который был построен по проекту В. И. Баженова.

Создавая новый дворец, Матвей Казаков столкнулся со сложной задачей. Необходимо было вписать новое строение в уже сложившийся ансамбль.

В конце XIX века со старого баженовского дворца сняли уцелевшие остатки крыши и полностью демонтировали покрытия башен. От дворца остались лишь стены.

Реконструкция дворца началась в 2005 году. За два года живописные руины, которые разрушались почти два века, превратились в музейный комплекс.

В 2007 году, состоялось открытие дворцового ансамбля.

В наши дни, восстановленный дворец, словно рождается заново. На основе замыслов М. Казакова был выполнен ажурный декор фасада здания.

Главный (Екатерининский) зал дворца, площадь которого превышает 300 кв. метров, имеет парадную лестницу и примыкающие к нему парадные гостиные, оформленные в стиле XVIII века.

Зал украшает великолепная статуя Екатерины II, выполненная из мрамора, работы А. Опекушина.

В остальных залах теперь располагаются выставки с участием различных московских музеев.

Малый Царицынский дворец

Это строение - одно из немногих зданий ансамбля в Царицыно, которое сохранило название со времен Баженова.

Малый Царицинский дворец - один из трёх, предназначенных для Екатерины II. Он был самым маленьким и уютным.

В 1804 году, когда Царицыно стало доступно для посещения публики, это здание было сдано в аренду французу Леканю, высланному из России в 1812 году, который организовал здесь «Кофейный дом».

К середине XX века от дворца остались лишь полуразрушенные стены.

Полностью реставрирован дворец был в 1996 году. Он стал частью музея-заповедника «Царицыно».

Кухонный корпус

В начале 2006 года Хлебный дом был реставрирован. Сегодня это основное здание для проведения тематических выставок.

Поющий фонтан

На территории заповедника есть уникальное сооружение, которое неизменно привлекает внимание гостей комплекса. Речь идет о «Поющем фонтане». Его диаметр - 55 метров. Фонтан состоит из 807 струй, которые под звучащую мелодию синхронно поднимаются на высоту до 15 метров. Подсветка насчитывает 3312 светильников. Фонтан работает только весной и летом.

Где находится музей

Музей-заповедник «Царицыно», адрес которого ул. Дольская, д. 1, всегда рад гостям. Проще всего доехать в музей, воспользовавшись метро. Необходимо доехать до станции «Царицыно». Выйдя на улицу, следует идти прямо, и через минуту перед вами предстанет Музей-заповедник «Царицыно». Как добраться сюда, вы теперь знаете, так что не откладывайте поездку.

Режим работы

Музей-заповедник "Царицыно" работает каждый день с 11.00 до 18.00. Парк можно посмотреть с 6.00 до 24.00 часов. В субботу режим работы продлевается на один час. Кассы закрываются за час до окончания работы комплекса.

Стоимость билетов

Бесплатно вы можете войти на территорию парка. «Царицыно» (музей-заповедник) цены на билеты устанавливает вполне приемлемые - единый билет для осмотра Хлебного дома и Большого дворца - 350 руб. Учащиеся, дети до 12 лет, инвалиды, многодетные родители, пенсионеры оплачивают 50 руб.

И еще один совет. Всем, кто желает посетить Музей-заповедник «Царицыно», карта с указанием достопримечательностей комплекса обязательно понадобится. Купить ее можно в павильоне у Главного входа.

Музей в Царицыно — один из наиболее значимых культурных комплексов Москвы, крупнейший музей-заповедник в черте города.

Самостоятельный Историко-архитектурный художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно» создан в 1992 году, восстановительные работы в усадебном парке велись с 1984 года — под руководством Музея декоративно-прикладного искусства .

Центральную часть музея-заповедника, около 100 гектаров, занимает Царицынский дворцово-парковый ансамбль. Этот исторический комплекс — памятник архитектуры псевдоготики («русской готики») XVIII века, создававшийся по проекту архитектора Василия Ивановича Баженова для Екатерины II. Доминанта архитектурного ансамбля — Большой дворец, возведенный по проекту архитектора М. Ф. Казакова. Общая площадь музея-заповедника — 405 гектаров.

Особое место среди архитектурных достопримечательностей Царицынского парка занимают краснокирпичные мосты: Большой мост через овраг и Фигурный мост, созданные по проекту архитектора Баженова, Оранжерейный мост и оранжереи.

В архитектурный ансамбль также входят: , Кавалерские корпуса, Хлебный дом, Малый и Средний дворцы, арка-галерея. Утраченные строения — Большой Кавалерский дворец и Камер-юнфарский павильон (разобраны в 1794 году); Крестообразный и Шестигранный павильоны, Управительский дом (за ненадобностью разобраны в начале XIX века) — об этих постройках напоминают фундаменты, оставленные на территории комплекса.

Парк музея Царицыно

Царицынский дворцово-парковый ансамбль в составе музея-заповедника занимает около 100 гектаров. Этот исторический комплекс — памятник архитектуры псевдоготики («русской готики») XVIII века.

Пейзажный парк в Царицыно создавался с 1775 года — с сохранением посадок Кантемировской усадьбы. Были оформлены липовые аллеи, посажены дубы, сосны, лиственницы и сибирские кедры, границы парка обозначены березовыми рощами. Знаменитый каскад прудов в парке оформлялся на протяжении XVI-XVIII веков.

В дальнейшем парк неоднократно перестраивался, в конце XIX века долгое время был в запущенном состоянии.

Сейчас парк музея-заповедника Царицыно — живописное место для прогулок, дополняющее архитектурный образ дворцовой усадьбы. На входе в парк установлен поющий световой фонтан, летом в здесь всегда много цветов и тенистых мест для отдыха.

Парк открыт ежедневно, с 6:00 до 0:00, вход на его территорию — бесплатный. Цены на билеты в здания музея Царицыно — на официальном сайте .

Как добраться до музея-заповедника Царицыно

Дворцово-парковый ансамбль Царицыно находится в одноименном районе столицы в Южном административном округе. Несмотря на отдаленность от центра города, добираться удобно на разных видах транспорта.

Метро — один из самых быстрых способов доехать до знаменитого музея-усадьбы Царицыно. Выходить лучше на станции «Орехово», так как станция «Царицыно» находится чуть дальше от входа.

В пешей доступности от комплекса находится железнодорожная станция «Царицыно», до которой можно добраться на пригородных поездах серпуховского направления.

На автобусах, маршрутках можно добираться до остановок у станции метро «Орехово» или «Царицыно».

На автомобиле можно проехать по Шипиловскому проезду. Схема парковок — на сайте .