Замковый пояс белоруссии на автомобиле. Путешествия на машине по белоруссии

С наступлением тепла душа просит новых путешествий - садись на машину, поезд или велосипед и отправляйся на исследование Беларуси. Вместе с гидом по Беларуси VETLIVA мы составили список главных поводов с ветерком прокатиться по стране - от криниц с лечебной водой и экотроп до мощных объектов военного туризма, камерных музеев и усадеб, которые не потеряли своего великолепия.

БРЕСТСКАЯ ОБЛАСТЬ

1. Дворец Пусловских

Косово, Ивацевичский район

2. Дворцовый комплекс Сапег в Ружанах

Ружаны, Пружанский район

В путеводителях руины дворца гордо называют «беларусским Версалем», но приезжать сюда стоит не за шикарными видами и интерьерами (сохранилось здесь не так уж и много), а скорее за мощной энергетикой, которая присуща таким местам силы. Только представь: в начале XVII века здесь заложили замок - в этом деле принимал участие канцлер ВКЛ Лев Сапега . Чтобы жить в нем было не только комфортно, но и безопасно, комплексу добавили три мощные оборонительные башни. В Ружанах обсуждались важные государственные вопросы, приходили приемы топ-менеджеров ВКЛ, здесь же размещался архив Сапегов и государственная казна. После разгрома восстания Сапеги покинули резиденцию, и во дворце организовали ткацкую фабрику. В годы Первой мировой ансамбль горел, потом его пытались восстановить, но после Второй мировой войны это дело забросили.

Сейчас ты можешь заглянуть в музей (ул. Урбановича, 15а) и узнать всю историю места - для этого есть 4 зала и захватывающая экскурсия.

Как добраться? Твой шанс - автобус из Минска или 244 км на авто. В Ружанах ищи адрес музея - ул. Урбановича, 15а.

3. Брестская крепость

Брест

Мощное оборонительное сооружение и масштабный музей советской героической монументалистики под открытым небом. Сама крепость была построена в XIX веке, и история у нее впечатляющая. В 1596 году здесь объявили церковную унию , а во время Первой мировой подписали декрет о мире . Но известной крепость стала после героических событий Второй мировой.

Соблюдай хронологию: на Волынском укреплении загляни в музей «Берестье » - археологические раскопки, где можно рассмотреть остатки городища и деревянных построек XI-XIII веков, уличные мостовые, даже несколько предметов обихода. Дальше двигай в музей защитников Брестской крепости . Территория музея просто огромная - чтобы обойти все и не сбить дыхание, понадобится часа три. Больше всего пробирает в V форте - полузаброшенном укреплении с бронированными дверьми, узкими бойницами, подземными коридорами и полной тишиной. Скорее всего, ты будешь здесь единственным туристом.

Как добраться? Проще всего ехать на поезде - € 4-10, три-четыре часа - и ты на месте. Эти же 350 км можно преодолеть на автобусе (€ 7-9) или на своем авто (трасса М1).

4. Ольманские болота

Столинский район

Эти болота занимают 75% площади Столинского района - единственный сохранившийся у нас в естественном состоянии комплекс верховых, переходных и низинных болот. Экологи не могут нарадоваться: здесь обитает 687 видов растений, 151 вид птиц (25 из Красной книги) и 26 видов млекопитающих. Интересно, что в 60-ых годах прошлого века в Ольманах находился авиационный полигон, поэтому в болотах до сих пор есть неразорвавшиеся снаряды и бомбы.

Особый интерес представляет экотропа длиной почти в полтора километра. Она идет вдоль озера Большое Засоминое, на другом берегу которого уже Украина. Второй маршрут приведет тебя к 40-метровой вышке, с которой очень удобно осматривать окрестности и биоразнообразие. Спроси у местных, где здесь «море Геродота» - Большое и Малое Засоминое и еще 23 озера.

Обрати внимание, если ты иностранец, за посещение болот придется заранее заплатить 10 базовых (€ 114). Больше информации про экскурсии - .

Как добраться? Классика жанра - автобус или маршрутка из Минска до Столина.

5. Беловежская пуща

Беларусский повод для гордости - самый большой и старый лесной массив Европы, охраняется ЮНЕСКО. Да, здесь в дикой природе водятся зубры. Да, на них можно даже охотится (если хватит совести). Да, это здесь подписали соглашение о развале СССР . Да, именно здесь живет беларусский Дед Мороз (его резиденция работает даже летом - но костюмчик у деда облегченный). Дыши реликтовым воздухом, рассекай на велосипеде, корми зубра в вольере хлебушком с руки, сгоняй посмотреть на Каменецкую вежу , которой уже более 700 лет.

Как добраться? Расстояние Минск - Брест советуем преодолеть на поезде, а дальше до Каменца ехать на автобусе. Для более нетерпеливых ходят прямые маршрутки.

6. Иезуитский коллегиум

Пинск, ул. Ленина, 1

Пинск - второй в Беларуси по числу сохранившихся достопримечательностей (на первом месте - Гродно). Внимания особенно заслуживает здание коллегиума, построенного в XVII веке как суперпрестижное учебное заведение. Брали туда талантливых студентов независимо от их достатка. Если обходить здание, вид будет разный: с реки это непреступная крепость, со двора - открытая книга. Сейчас в коллегиуме симпатичный музей беларусского Полесья, где можно посмотреть на невонючих чучел или присесть на деревянный велосипед. Дальше по Ленина - монастырь францисканцев с «Пинской мадонной» и крутыми магнитиками, дворец Бутримовичей (в нем сейчас ЗАГС), дом Орды и кампус Полесского университета. Набережная в Пинске длиной в 2,5 км - гулять с красивым видом можно долго.

Как добраться? За три часа можно доехать на маршрутке - приготовь € 3 за проезд. Раз в два дня можно поехать на вечернем поезде - садишь в Минске в 17.37, в 22.55 ты в Пинске. Очень удобно!

7. Полесье

Брестская область

Самая большая из европейских болотных территорий, которая занимает примерно 30% карты Беларуси. Терра инкогнита размером с компактную страну, с изолированными деревнями и коренными жителями, полешуками, у которых свой особенный язык. Чтобы прочувствовать всю прелесть жизни на Полесье, нужно дождаться весеннего разлива Припяти. Идеальный вариант - взять лодку и поплавать по беларусским деревням, которые затапливает каждую весну. Выбирай на свой вкус - от Турова до Пинска.

Как добраться? Как доехать до Пинска - смотри выше.

ГРОДНЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

8. Мирский замок

Мир, ул. Красноармейская, 2

9. Коложская церковь

Гродно, ул. Коложа, 6

Борисоглебская или Коложская церковь появилась на языческом копище у Замковой горы в Гродно еще в XI веке - это одно из немногий зданий периода Древней Руси в Беларуси, правда, знатно перестроенное. Церковь не оштукатурена снаружи, а потому можешь посмотреть на все инженерные решения тогдашних строителей. Церковь стоит на крутом берегу Немана

Как добраться? Из любого пункта страны до Гродно можно добраться на ж/д - город связан с 142 станциями Беларуси. Из Минска поезда идут несколько раз в день, электроны - еще чаще. В твоем распоряжении также автобусы и маршрутки (€ 7).

10. Костел святой троицы в Гервятах

Деревня Гервяты, Островецкий район

Самый высокий в Беларуси костел - 61 метр (24-этажный дом!), и единственный, построенный по всем канонам неоготики. Он был возведен на месте деревянного костела XVI века архитектором Альшаловским. Для строительство специально организовали кирпичный заводи или параллельно со всех окрестностей собирали яйца - их добавляли для укрепления в раствор извести. Шифер специально привозили из Германии. Здесь ты можешь узнать, как выглядит аркбутан - наружная полуарка, которая распределяет нагрузку с основной стены и стоит отдельно (вспоминай Нотр-Дам де Пари) - для Беларуси это совершенно нетипично. Обязательно послушай мессу - она идет на беларусском, польском и литовском, и прогуляйся по парку - он, возможно, даже круче, чем костел. К слову, в окрестностях тоже .

Как добраться? Самый оптимальный вариант, конечно, ехать на машине. Если такой возможности нет, езжай до Островца, а потом автостопом до Гервят (через Ворняны).

Немново, Гродненский район

Судоходный канал, построенный в XIX веке, чтобы создать путь от Черного моря до Балтийского. Крутых инженерных сооружений, продуманных так хитро, давно, и сохранившихся практически в первозданном виде, всего два - в Великобритании и Швеции. Длина канала - 101 км, 22 из них на территории Беларуси в приграничной зоне. Привет, упрощенный визовый режим ! Шлюзы, разводные мосты, колонны - удивительно, как слаженно все работает. По каналу можно прокатиться на теплоходике «Неман», прогуляться вдоль пешком, сходить в музей канала, сплавиться на байдарке, посмотреть на уцелевшую усадьбу в Святске, созданную в XVIII веке по проекту итальянского архитектора Джузеппе де Сакко.

Как добраться? Из Минска стартуй на машине (направление Воложин - Лида - Скидель, 327 км). Из Гродно можно ехать на авто или автобусе (Гродно - Горячки, Гродно - Немново, Гродно - Калеты, остановка «Августовский канал» или «Соничи»).

12. Слонимская синагога

Слоним, ул. Советская, 1

Барочная синагога 1642 года, одна из самых старых в стране. В полуразрушенном здании сохранилось пафосное и богатое внутреннее убранство. Синагога сильно пострадала во время войны 1812 года, но быстро была восстановлена - еврейское сообщество в Слониме считалось тогда одним из самых мощных в стране. В конце XIX века в городе работала 21 синагога, а более 70% жителей были евреями. В 2000-м здание вернули верующим, но реставрационных работ не проводилось. Обязательно рассмотри лепнину, арон а-кадеш и росписи - все это отлично сохранилось.

Как добраться? Прыгай в маршрутку - домчишь за два с половиной часа.

13. Мурованковская церковь-крепость

Деревня Мурованка, Щучинский район

600-летний храм задумывался не только как место для богослужения, но и как оборонное сооружение - в XVI-м веке иначе было никак. Церковь выглядит как настоящий замок - стены двухметровой толщины, окна-бойницы, башни. Храм в Мурованке пережил много войн и был сильно поврежден во время русско-польской войны. В 1882 году была проведена мощная реставрация, на одной из башен сделали колокольню. Удачный микс готики и ренессанса, камень, кирпич и окно-роза. Кирпич, к слову, особенный - «царская лилия» - символ чистоты Богоматери. Исторические факты и легенды говорят о том, что из церкви было прорыто множество подземных ходов - правда, сейчас не понятно, откуда они начинались и куда вели.

Как добраться? Из Минска до Щучина можно доехать на автобусе , сама церковь находится в 3 км от деревни Можейково.

14. Новогрудский замок

Новогрудок

Новогрудок - древний беларусский город, который был первой столицей ВКЛ. Главная точка притяжения в городе - руины замка, стоявшего здесь еще в XII веке. Через 6 столетий после первого упоминания его разрушили шведы - почти до теперешнего состояния. Из всех конструкций остались две стены - Костельная и Щитовая - друг напротив друга. С Замкового холма открывается прекрасный вид - лучшего места для пикника не найти. Обязательно наведайся в дом-музей Адама Мицкевича, который родился и жил в Новогрудке, зайди в костел Преображения Господнего , отлично сохранившийся в 1714 года, обрати внимание на Борисоглебскую церковь , которой уже больше 500 лет.

Как добраться? Доехать из Минска ловчее всего получится на маршрутке (€ 2) или автобусе, а вот на ж/д рассчитывать не стоит.

15. Церковь св. Михаила Архангела

Сынковичи, Зельвенский район

Самый крупный в Беларуси храм оборонного типа. Мощная неприступная церковь построена в XV веке - башни, бойницы на серьезной высоте, толстые стены - это настоящий маленький замок. Въездная брама, кстати, тоже заслуживает внимания - она сохранилась с 1880 года. В пешей доступности - здание усадьбы XIX века, которую потом превратили в спиртзавод. Кстати, интересна легенда о том, почему место называется Сынковичи. Храм строили отец с сыном. В какой-то момент сын сорвался с лесов и разбился насмерть. Отец в отчаянии кричал ему: «Сынку, сынку!» Так появилось название деревни, окружающей церковь. Над входом в церковь можно увидеть выступ, который напоминает крышку гроба.

Как добраться? Из Минска относительно легко можно добраться до Зельвы - на рейсовом автобусе. Дальше - только на машине или попутке.

16. Дворец Четвертинских

Деревня Желудок, Щучинский район

Одно из самых кинематографичных мест страны - недаром здесь снимали первый (и последний) беларусский хорор под названием «Масакра ». Киношные декорации есть и сейчас: фанерная плитка, нарисованные следы пожара на фасаде. От советских времен во дворце остался киноклуб с будкой и звездная символика.

17. Кревcкий замок

Крево

Пожалуй, самые живописные руины из нашего гайда. Замок в Крево датируется XIV веком. Эти стены видели многое: в 1382 году здесь убили князя Кейстута, отца Витовта, в 1385 подписали унию, в XVI веке замок отражал атаки татар и москвичей, а уже в XIX веке его перестали рассматривать как толковое укрепление и забросили. Руины законсервировали в 1929 году - так они стоят до сих пор.

Послушай, как между стенами гуляет ветер, зайди в красивенную церковь Александра Невского или строгий костел , найди бывшее капище язычников - хоть сейчас Крево и считается деревней, свидетелей былого величия здесь предостаточно.

Как добраться? Минск - Сморгонь - автобус или поезд, а дальше - на салатовом региональном автобусе «МАЗ» со шторками.

МИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

18. Несвижский замок

Несвиж

В XVI веке Несвиж стал родовом гнездом Радзивиллов, главной династии в истории Великого Княжества Литовского. Например, сюда частенько наведывался король Польши, а представители магнатского рода занимали важнейшие должности в государстве. Понимаешь размах строений - дворцово-парковый комплекс занимает 90 га. В Несвижском замке можно посмотреть на ранний ренессанс, барокко, неоклассицизм и модернизм. Попроси рассказать тебе о мести Бонны Сфорцы и показать позолоченных апостолов высотой с человека.

Как добраться? Доехать до Несвижа можно, двигаясь от Минска по брестской трассе. Если решишь отправиться на автобусе, расписание можно найти .

19. Город Солнца в Минске

Минск

Минск - свидетель и жертва имперских амбиций советских властей. Прочувствовать это можно во время прогулки по проспекту Независимости - прямой асфальтированной стреле, которая тянется 15 км и разрезает город пополам. Писатель Артур Клинов для обозначения сталинского ампира в Минске придумал термин «Город Солнца». Минск как главная артерия Большой Коммунистической Мечты, построенный по подобию Рима. Привокзальная площадь с «воротами», площадь Ленина, улицы Маркса, Кирова, Свердлова - цельная застройка идеального города для жизни по мнению советских властей.

Как добраться? Рассказываем в .

20. Хатынь

Деревня Хатынь / деревня Мокрадь, Логойский район

Качественная советская документалистика. был создан на месте деревни, которую сожгли фашисты во время Второй мировой. Всех жителей согнали в амбар и подожгли его - и так же поступили с жителями 628 деревень. Для подготовки к поездке обязательно зацени фильм «Иди и смотри » 1985-го года режиссера Элема Климова. Информация по билетам и времени работы комплекса .

Как добраться? Если едешь на машине, тебе на трассу М3 (59 км). Общественный транспорт не ходит - если поедешь на попутке, от трассы придется идти 5 км пешком.

21. Налибокская пуща

Воложинский район

Самый большой в Беларуси лесной массив - в три раза больше Мальты! Здесь самая богатая флора, четверть растений являются лечебными, многие занесены в Красную книгу. С животными тоже все в порядке - например, здесь обитает 29 видов редких птиц. Пуща окружена тремя крупными реками - Неманом, Березиной и Усой, а потому места здесь невероятно живописные. И не особенно доступны - как Сванетия в Грузии. Например, во время Второй мировой в Налибокской пуще прятались 20 тысяч человек. Будь смелым или смелой и соверши марш-бросок в гущу векового леса. Обязательно посмотри на озеро Кромань, Лавришевский монастырь, основанный в XIII веке, усадьбу Тышкевичей в деревне Вялое и поплавай в реке голышом - здесь ты можешь себе это позволить.

Как добраться? Твой единственный шанс - автомобиль, из Минска доберешься за час.

22. Музей народной архитектуры и быта Строчицы

Поселок Озерцо, Минский район

Крестьянская Беларусь в миниатюре. Музей под открытым небом, где представлена стародавняя застройка трех регионов Беларуси: Центральной части, Поозерья и Поднепровья. Этнологическое исследование придется проводить на материале церкви, приходской школы, мельницы, бани и крестьянских хат. Все это разбросано в живописных полях - не забудь зарядить телефон для фото. Для настроения советуем махнуть хреновухи в корчме на входе!

Как добраться? Все подробности - на сайте .

ГОМЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ

23. Гомельский парк

Гомель

В дворцово-парковый ансамбль в Гомеле нужно ехать весной, когда огромный парк резко зеленеет и цветет, Сож становится полноводным, а вечера уже достаточно теплые, чтобы задумчиво бродить возле Дворца Румянцевых-Паскевичей и смотреть на темную воду. Дворцовый ансамбль - самый большой по размерам кусок исторической застройки, сохранившийся без нарушения монолитности. Российская императрица Екатерина II презентовала Гомель своему фавориту графу Румянцеву for fun, и тот построился на берегу Сожа. Потом дворец перешел к полководцу Паскевичу, который волевым решением построил целый комплекс хозпостроек: домик охотника, зимний сад, несколько церквей. Круче всего сохранился пейзажный парк на 24 га - здесь можно гулять полдня, если предварительно подкрепиться гомельским шоколадом «Спартак» с 90% какао.

24. Усадьба Герардов

Демьянки, Добрушский район

Симпатичная усадьба в псевдорусском стиле - в зоне отселения. Здание из красного кирпича построили на средства русского чиновника, генерал-губернатора Финляндии Николая Герарда во второй половине XIX века. Усадьба стоит на пригорке, пересеченном рвом - декоративную роль играет мост, прекрасно сохранился парк с редкими видами деревьев и удивительная тишина. Если ты ищешь место, где точно не будет туристов - тебе сюда. Кстати, попасть сюда можно совершенно легально.

Как добраться? Попасть можно на Радуницу - тогда пускают без пропуска. В остальное время пропуск нужно оформлять в Добруше. Чтобы попасть в Добруш, купи билеты на поезд Минск - Гомель, а дальше езжай на электричке или пригородном автобусе.

25. Музей старообрядчества

Ветка, Красная пл., 5

В XVII веке город Ветка облюбовали гонимые староверы. Патологически толерантные беларусы их не трогали, а потому здесь до сих пор в отличном состоянии сохранились старообрядческие иконы, рукописи и печатные книги XVI-XIX веков, коллекции тканей и предметов быта. Музей интерактивный - здесь, например, можно обучиться традиционному ткачеству.

Как добраться? Как доехать до Гомеля, а дальше бери пригородный автобус - нужно преодолеть всего 22 км.

МОГИЛЕВСКАЯ ОБЛАСТЬ

26. Бобруйская крепость

Бобруйск

Эта мощная фортификация - плановое строительство в рамках подготовки к войне с Наполеоном. Для ее строительства фактически разрушили город, который существовал здесь до этого. Крепость таки выдержала продолжительную осаду французов, а после войны выполняла функцию тюрьмы. Поговаривают, что в одном из фортов Бобруйской крепости есть камера в форме яйца, в которой заключенные сходили с ума после пары недель заточения. Не зря Герцен, вспоминая Бобруйск, писал: «Пусть Сибирь, пусть, что угодно, но не эта страшная тюрьма на реке Березина». Теперь по вросшей в землю крепости просто прикольно полазить, например, побывать в заброшенной гауптвахте , перестроенной из иезуитского костела. Сейчас крепость - это 7 бастионов, растянутых на площадь в несколько км. Некоторые забетонированы, другие можно облазить вдоль и поперек. Прихвати фонарик! Крепость несколько раз горела, а потому не надевай парадные штанцы - можно выпачкаться в сажу. В паре шагов от крепости, кажется, приземлились инопланетяне. На самом деле, это Бобруйская ледовая арена на 7 тысяч зрителей.

Как добраться? Полтора часа на поезде из Минска на модной электричке Stadler (или 2 на обычной) - и ты уже гуляешь по колоритному Бобруйску и пытаешься сосчитать все упоминания бобров. Второй вариант - едешь на автобусе или частной маршрутке .

27. Усадьба графского рода Толстых

Деревня Грудиновка, Быховский район

Одно из самых красивых и таинственных мест в стране - графский дом Толстых. И хотя Лев Николаевич так и не доехал до дома, заглянуть на усадьбу стоит. Тебя ждет двухэтажная усадьба с куполами, колоннами, парадной лестницей и открытой террасой с видом на парк. Поблуждай как следует по 10-гекторовому парку, найди здесь сибирский кедр, который растет здесь уже больше 100 лет, пройдись по дворцу - совсем недавно здесь размещалась школа и санаторий для больных детей, а потому здесь сохранились крашенные зеленым стены и совковый гардероб с номерками - странный контраст с

Статья об автомобильном путешествии в Беларусь: что нужно знать, документы, тонкости и нюансы местных ПДД. В конце статьи - видео о поездке на машине в Беларусь.


Содержание статьи:

Наличие машины очень часто предполагает стремление людей к перемене мест и путешествиям. Поездка в Беларусь на личном автомобиле представляется прекрасным вариантом недорого отдыха для жителей Москвы и ближайших к ней округов. Беларусь оказывается самой «близкой» изо всех республик, некогда входивших в Советский Союз.

От Москвы до Минска путь довольно легкий - протяженность дороги составляет 720 километров, что при доскональном соблюдении скоростного режима по пути следования составляет восемь часов непрерывного движения.

Камер, фиксирующих нарушения скоростного режима, по пути встречается крайне много как на территории Российской Федерации, так и в Республике Беларусь.

Белорусские инспекторы не склонны прощать нарушителей - с соблюдением законов у них куда жестче, чем у нас. Скорость, превышенная более чем на 30 км в час, облегчает кошелек на 7 тысяч рублей. Повторное нарушение приводит к лишению прав на год. Так что рисковать точно не стоит…

Пересечение границы


Государственная граница, разделяющая наши страны, чисто фиктивна. Проверке подлежат лишь большегрузы. Личные автомобили свободно переезжают государственную границу, без остановки на пропускном пункте. На обратной дороге российские пограничники все же проверяют наличие паспортов, но это очень просто и быстро - времени на этой процедуре никто не теряет.

Сотрудники таможни иногда выборочно проверяют легковые автомобили на наличие документов, но чаще всего граница минуется с небольшим снижением скоростного режима без остановки. Каких-то значительных очередей и пробок при пересечении границы давно не наблюдается даже в праздничные дни.


Важно лишь приобрести полис обязательного автострахования для зарубежных поездок - так называемую «Зеленую карту». «Забыть» ее приобрести почти нереально, ведь начиная от Смоленска и до границы повсеместно вдоль трассы стоят магазинчики с бросающимися в глаза вывескам.

Остановиться на короткий передых, размять ноги и купить карту здесь куда проще, чтобы дальше не терять на ее оформление времени. Международная страховка чем-то напоминает ОСАГО, приобретается на любой промежуток времени от 15 дней до года.

Чем дольше срок действия «Зеленой карты», тем она обходится дешевле. Для путешествия по Беларуси ее покупка обойдется в 900 рублей краткосрочная и чуть меньше 5 тысяч - годовая.

Точную информацию об актуальных ценах лучше узнавать накануне выезда на профильных сайтах, чтобы точно знать, какова будет стоимость страховки на конкретное время поездки. Приобрести «Зеленую карту» можно как в страховых компаниях по месту жительства, так и при приближении к границе с Беларусью.

Для оформления карты необходимо предоставить паспорт на транспортное средство, и через десять минут все необходимое для путешествия по бывшей союзной республике будет на руках. Купить карту можно также на заправках, совмещая несколько дел одновременно и не тратя времени впустую.

Для поездки в целом нужны:

  • «зеленая карта»;
  • общегражданский или заграничный паспорта;
  • водительское удостоверение;
  • свидетельство о рождении (при путешествии с ребенком);
  • доверенность от второго родителя на выезд за границу (если с ребенком путешествует только один из родителей).

От Москвы до границы


Если поездка предполагается накануне длинных выходных, из Москвы лучше выбираться либо в ночь, либо часов в пять утра, чтобы миновать образующую заторы на трассе вереницу дачников.

Заранее промониторьте дорогу, чтобы знать, где могут проходить ремонтные работы, чтобы запланировать пути объезда или рассчитать оптимальное время их проезда.

Движение можно планировать тремя маршрутами, в зависимости от цели путешествия:

  • быстро - по М1 (с использованием платных автодорог) до Минска 720 км. Времени на дорогу отводится примерно 8-10 часов;
  • средне - по А-130 через Могилёв;
  • долго - по М9 через Великие Луки и Витебщину, путь составляет 841 км.
На российской территории вдоль трассы очень много камер и ГИБДДшников, прячущихся с треногами по кустам. При этом обилие населенных пунктов со скоростным режимом в 40 км/ч слегка действует на нервы.

От Москвы можно сразу выскакивать от транспортной развязки на Молодогвардейской на платную, дублирующую М-1 трассу. На 33-м километре Минского шоссе она заканчивается, оставляя в стороне Одинцово. Длина платного участка дороги - 18,5 км, и стоит удовольствие проезда по нему 150 рублей днем и 50 – ночью.

Трасса М-1 довольно хорошо сделана, имеет четыре полосы, позволяя спокойное маневрирование. Правда, полосы кажутся узковатыми. Средняя скорость движения по трассе - 90 км/ч, местами стоит ограничение в 70 км/ч, населенные пункты встречаются довольно часто, и скорость вновь падает.

Стоимость бензина остается в Беларуси самой низкой в Европе, поэтому можно не спешить на границе России дозаправлять бак. В Республике цена литра АИ-92 – 35,3 рубля, АИ-95 – 37,7, дизеля – 38,3.

На территории Беларуси


На фото: улица Минска


Заранее стоит озаботиться местной валютой. При пересечении границы еще можно поменять деньги в обменнике в нескольких километрах от границы, но если этого сразу не сделать, то обмен денег окажется возможен лишь только в Минске. Правда, паниковать не стоит – даже в самых простецких придорожных забегаловках принимаются банковские карты.

Качество дорог после прохождения границы заметно улучшается. Трасса, идущая по территории Беларуси, превосходит российский участок по качеству покрытия и увеличению разрешенного скоростного режима.

Если для российской трассы ограничение составляет 90 км/ч, то в Беларуси планка повышается до 120. Магистраль проложена так, чтобы двигаться вне населенных пунктов, и скорость от въезда в страну до самой столицы Беларуси остается неизменной.


В целом, езда по белорусским дорогам у законопослушных российских водителей оставляет исключительно положительные эмоции. Качество покрытия превосходное, разметка дороги четкая и недвусмысленная, все неровности отремонтированы. Никакой разницы в этом на дорогах сельской местности и городов не наблюдается.

Немного смущает зауженная ширина полос, но к этому быстро привыкаешь. Проводимые дорожные работы всегда заранее обозначаются знаками, а выстроенные пути объезда на сложных ремонтируемых участках ничем не отличаются по качеству разметки и дорожного полотна от основной магистрали.

Правила дорожного движения крайне похожи на российские. Надо запомнить ряд различий, чтобы не возникало недоразумений:

  • действие знаков в Беларуси считается не до первого пересекаемого перекрестка, а до обозначенного специальным соответствующим знаком;
  • на круговых перекрестках приоритет всегда на стороне водителей, которые уже едут по кругу (если только нет специальных дорожных знаков, свидетельствующих о ином правиле проезда);
  • контроль скорости куда жестче, чем в России. Для российских водителей, привыкших проскакивать на авось, это может стать крупной проблемой. Штрафы за превышение скорости достаточно крупные, а повторное нарушение карается строго. Вне зависимости от того, местный водитель или иностранец, превышение порога в 25 км/ч оборачивается лишением прав;
  • крайне суровы санкции к тем водителям, которые позволяют сесть за руль нетрезвым. На первый раз автомобилист ограничивается отобранными правами и крупным штрафом. Пойманный вторично, автомобилист лишается своего «железного друга», который конфискуется с последующей продажей в счет дохода государства. Никакие возражения о том, что за рулем – иностранец, не работают. Россия и Беларусь давно уже заключили между собой договоренности, что данный закон равнозначен для жителей обеих стран.
Автоматическая система видеофиксации работает в Беларуси на полную катушку. Камеры стоят почти во всех населенных пунктах, зато перед въездом в любую деревеньку всегда висит предупреждающая о видеофиксации табличка.

Все патрульные машины белорусских инспекторов позволяют вести запись с капота машины. Такие комплексы не ловятся автомобильными радарами, засекая их работы лишь в непосредственной близи, когда поздно что-либо предпринимать и тормозить, сбрасывая скорость.

За последний год во всех пропускных пунктах устанавливаются видеокамеры с целью фиксации всех номеров машин, попадающих на территорию Республики. Если автомобиль нарушил правила дорожного движения, зафиксированные автоматически, сотрудники дорожной инспекции вправе остановить машину и потребовать оплатить все штрафы прежде, чем уехать из страны.

Сотрудники белорусской автоинспекции отличаются от российских коллег - это тоже надо помнить. Зарплаты у белорусов, занятых на работе в ГАИ, довольно высокие, и они дорожат своими рабочими местами.

Сунутая инспектору взятка может стать для него «волчьим билетом», не только лишая места работы, но и награждая реальным тюремных сроком с последующей невозможностью заниматься любой работой в госорганах. Поэтому они предпочитают работать в рамках закона, если и нарушая его, то лишь пользуясь некоторыми нюансами в разнице законодательств наших стран.

Так, например, инспектор может придраться к тонировке заднего стекла, запрещенной в Беларуси. Но это правило распространяется только на местные машины и не касается иностранных. Если возникла подобная ситуация, можно смело предлагать инспектору вместо штрафа отправиться в местный отдел ГАИ к начальству. Этого достаточно, чтобы вам пожелали хорошей дороги и отпустили.

В крупных городах типа Минска перемещение на машине приятно и легко. Широкие улицы, простые развязки и немногочисленные автомобили делают езду комфортной.

  1. Превышение скоростного режима. 10 долл. США стоит превышение от 10 до 20 км/ч. Свыше 20-30 км/ч – 30 долл. За 30 км/ч штраф составляет 100 долл., повторно – лишение прав.
  2. Езда на неисправной машине (в т.ч. не горящие фары) - штраф от 10 до 30 долл. США.
  3. Езда без «зеленой карты» - штраф 200 долл. США.
  4. Неправильная парковка, телефонный разговор за рулем без handsfree, не пристегнутый ремень безопасности - штраф от 10 долл. США.
  5. Перевозка детей без автокресел - штраф 20 долл. США.
В целом, если соблюдать правила, инспекторы не интересуются автомобилями, даже с иностранными номерами.

Поездка в Беларусь на машине – это приятное и легкое путешествие. Русский язык в Беларуси понимают все, жители доброжелательны и гостеприимны, а красота белорусской природы и многочисленные достопримечательности сделают поездку интересной и познавательной.

Видео о поездке на машине в Беларусь:

Я ничего не имею против "фирменных" белорусских замков, прекрасных местечек Мира и Несвижа. Сам бываю в этих местах несколько раз в год. Однако в какой-то момент хочется чего-то ну совсем другого от путешествия по Беларуси. У нас ведь большую часть года не так и жарко, не так солнечно как хотелось бы многим. Поэтому создавать атмосферу нужно только самим. Так появился наш совместный с компанией Samsung в Беларуси проект "Зімовыя нататкі" и маршруты, которые мы придумали и испытали на себе. Сегодня я хочу вспомнить каждый, помочь читателю организовать его самостоятельно и, безусловно, ещё раз пересмотреть лучшие картинки от иллюстратора проекта Ани Редько.

Браславский "дзен" - лекарство для горожан

Скоро лето, а мы побывали на Браславских озерах зимой. Хотелось увидеть линзы озер в снегу - не вышло. Но даже в классическое белорусское межсезонье со слякотью и сыростью эта местность выглядит завораживающе. Этот маршрут я бы рекомендовал горожанам, чтобы на день, а лучше на два отключиться от цивилизации. Для этого есть все шансы, если заехать в деревню Устье, недалеко от Слободки и поговорить с владельцем усадьбы "У Борисовича" Юрой Жерко. Вы сможете договориться на прогулку-экскурсию по непривычно тихим уголкам нашего озерного края. При желании и наличии свободных мест можно будет поселиться в одной из агроусадеб Юрия.


Продолжительность : 1-2 дня (лучше ехать с ночёвкой, так как дорога из Минска может занять полдня и расслабиться будет трудно, а там воздух, птицы, банька...)

Километры : из Минска до Устья 260 км в одну сторону (4 часа езды)

Бюджет : экскурсия по краю с Юрой Жерко 200 000 BYR (примерно 10 USD) с человека, проживание в агроусадьбе при наличии мест от 200 000 до 300 000 BYR (10-15 USD) в сутки с человека.

Welcome to кочевые народы по-белорусски

Рядом с Минском есть Борисов. Сам по себе городок интересный - связан с Наполеоновскими местами, собор в центре города необычный, на въезде со стороны Минска супер-современной архитектуры футбольная арена раскинулась. В общем, город соединяет в себе, как любят говорить, прошлое и будущее. Одна минская турфирма не так давно стала возить группы под Борисов - здесь энтузиасты разбили целый кочевой лагерь. Индейцы, шаманы, монголы, вольер с модными сегодня собаками-хаски, юрты - всё это очень любопытно и необычно. Экскурсия не будет длительной, поэтому у вас будет возможность погулять по старому Борисову.


Продолжительность : 1 день

Километры : из Минска до кочевого лагеря под Борисовом в Дудинке 80 км (1,5 часа езды на машине)

Бюджет : турфирма "Скарбонка Тур" предлагает экскурсию к "кочевникам" за 250 000 BYR (12,5 USD) с человека в сборной группе на 40 человек

Эксклюзив сайт. Дорогами раковских контрабандистов

Самый секретный маршрут сайт начала 2016 года:) Мы знаем, что сегодня тема Ракова и границы между СССР и Польшей стала определенно модной. Сначала хотели обратиться в турфирму, которая делает анимированные экскурсии на тему "мяжы", но быстро отказались от этой идеи в пользу... погружения в реальность. Мы взяли крутого блогера, увлекающегося этой темой, себя любимых, удобную обувь и хороший внедорожник, не забыли книгу Сергея Песецкого, огурцы, колбасу и шоколад и на своей собственной шкуре испытали один день из жизни контрабандистов. Полное погружение в эпоху!


Продолжительность : 1 день (зато какой это был день, ммм!)

Километры : не считали и даже не подсчитали бы, потому что плутали по полям, шли от хутора к хутору... до Ракова от Минска 45 км или примерно 50 минут езды на машине.

Бюджет : не ограничен, но обязательными будут покупки ссобойки на рынке и в магазине, чтобы на когдатошней границе перекусить - рядом кафе вы точно не найдете.

Необычный Слоним. Частный музей-коллекция и прогулки с местным жителем

Много ли вы знаете необычных музеев в Беларуси? Не думаю, что здесь я услышу целый список. Один адресок я буду рекомендовать всяко. В городе Слониме есть прекрасная женщина Нина Михайловна Анищик, которая со своим мужем личную коллекцию превратила в домашний музей. С ней я познакомился пару лет назад и только сейчас выдался случай наведаться к коллекционерам. Впечатлений вагон! Для экономных путешественников большим плюсом будет цена - ноль рублей и ноль копеек. Главное, заранее договориться о визите. Да и Слоним хорош, особенно если заранее "выдернуть" на прогулку местного жителя.


Продолжительность : 1 день

Километры : из Минска до Слонима 200 км в одну сторону (около 2,5 часов пути на машине)

Необычные музеи Минска - один увлекательный день

Если на улице непогода, например, вы в Минске и не знаете, чем себя развлечь, мы будем рекомендовать повторить наш маршрут по необычным музеям Минска. Вы потратите совсем немного денег, но в конце дня у вас будет много впечатлений и тем для разговора. Недалеко от ТЦ "Корона" в бывшем бомбоубежище находится музей науки "Элементо". В одном из минских дворов недалеко от ДК "Железнодорожников" есть центр океанографии. Кроме самих экспонатов, возможности самостоятельно выполнить опыт или прикоснуться к артефактам, в этих местах впечатляют люди, которые очень трогательно относятся к своим музеям и их темам. Одним словом, мы прониклись и рекомендуем.


Продолжительность : 1 день

Километры : в центре Минска

Бюджет : на оба музея взрослому надо приготовить 170 000 BYR (или 8,5 USD), детские билеты в оба музея обойдутся в 120 000 BYR (около 6 USD) на человека.

Белорусское болото - это просто космос!

Беларусь по-разному себя пытается позиционировать. Кроме картошки, автозаков, языковой трасянки, рек и озер - мы ещё и страна крутых болот. Не зря журналисты сайт уже три раза гоняли в заказник "Ельня", что на севере Беларуси. Выбрались мы туда и в межсезонье, чтобы проехаться на крутом болотоходе и испытать необычные чувства. Они настигают тебя, когда ты жаришь сало на полуострове, на озере, которое находится внутри огромного болота. А ещё тремя часами ранее, ты ехал на автомобиле по шумному загазованному городу... В общем, некогда объяснять, читайте сами и повторяйте наши приключения.


Продолжительность : 1 день

Километры : от Минска до Миор около 220 км в одну сторону (3,5 часа езды, поэтому выезжать из столицы надо раненько)

Бюджет : посещение визит-центра заказника "Ельня" 20 000 BYR (или 1 USD) на человека; прокатиться на болотоходе по периметру болота будет стоить 550 000 (около 27,5 USD) на троих на три часа.

Эти самосвалы не влазят в голову, ей бог! Экскурсия на БЕЛАЗ.

Вот пишу этот обзор и думаю, помогать или нет уважаемому читателю. Организовать себе экскурсию на БЕЛАЗ не так-то и просто. На сайте вы не найдете контактов "отдела экскурсий", дозвониться в Жодино не очень просто - надо помнить, что это государственный завод. Однако пройти этот квест буду рекомендовать всем. Ведь своими глазами можно будет посмотреть на самосвал-рекордсмен, который попал в книгу Гиннеса, а также на 130-тоннике десять минут "рассекать" по заводскому карьеру (только с водителем, конечно же!). После таких экскурсий, гордость берет за отдельно взятые предприятия страны.


Продолжительность : 1 день

Километры : от Минска до Жодино 60 км (примерно 1 час езды на машине)

Бюджет : экскурсия обойдется в 70 000 BYR (около 3,5 USD) на взрослого и 30 000 (примерно 1,5 USD) на ребенка. Прокатиться на самосвале с водителем будет стоить 750 000 BYR (около 37,5 USD) на человека за 10 минут (сказали, что ребенка можно посадить на колени и плата взиматься не будет)

Сула - четыре буквы недалеко от Минска, а такой крутой маршрут

Немногие минчане слышали про Налибокскую пущу, которая расположена прямо под Минском. Вы слышали? Мы решили посмотреть на местные красоты с воды, устроив себе однодневный речной поход по реке Сула. Перед этим планировали "на пять минут" заехать в парк истории Сула, но зависли там на добрых полдня. В итоге первую половину дня познавали историю края на классной интерактивной экскурсии. Остаток светового дня провели размахивая веслами, пройдя около десятка километров по реке под присмотром опытных инструкторов. Супер-насыщенный день и готовый маршрут для вас.


Продолжительность : 1 день

Километры : от Минска до парка истории "Королевская Ассамблея Сула" около 65 км (около 1 часа езды на машине), а дальше выбирайте сами место старта по реке.

Бюджет : арт-экскурсия по парку истории "Сула" обойдется в 170 000 BYR (около 8,5 у.е.) на человека и займет примерно 2,5 часа вашего времени. Профессионалы походного дела организуют вам экспресс-сплав на 10-15 км за примерно 600 000 BYR (30 USD) с человека.

Мы опробовали на себе эти маршруты в самый разгар белорусского межсезонья и получили большое удовольствие. Уверен, что с наступлением тёплых деньков, эмоций, полученных от таких поездок, будет на порядок больше.


Хочу сказать большое спасибо

Наконец началось наше путешествие в Беларусь. Мы немного задержались с поездкой и собрались в путь только в конце июня 2018 года. Давно хотел посетить эту стран, о которой столько наслышан. Самое забавное, что путь в Беларусь, а точнее в Минск из Москвы оказался одним из самых простых автопутешествий из всех, в которых мы бывали. И стоило столько тянуть? Впрочем о дороге и пойдет речь в этой статье. Причем о дороге с малышом в возрасте до полугода, который еще даже не сидит — это наш первый опыт. Забегая вперед, скажу, что маршрут Москва-Минск на машине — идеально подойдет для новичков.

Расстояние от Москвы до Минска всего 717 километров если верить картам Гугл, по которым ради эксперимента мы решили поехать в этом году. До этого пользовались навигацией от Новитела. Хотя свой первый маршрут я и вовсе совершал по бумажным картам — тоже своеобразный опыт. Однако вернусь к дороге в Беларусь.

Гугл на выбор предлагает три маршрута из Москвы в Беларусь, см карту ниже:

  • Быстрый маршрут по М1 (с пометкой платные дороги) с расстоянием от Москвы до Минска 717 км. Время в пути чуть более 8 часов.
  • Средний по километражу по трассе А-130 через Могилев
  • Долгий маршрут по трассе М9 через Великие Луки и Витебскую область продолжительностью 841 км

На самом деле мы выезжали из Калужской области, через Протвино и Оболенск, поэтому навигатор не стал нам предлагать самый длинный маршрут — слишком он в стороне от нас. Доверившись описанию и здравому смыслу мы выбрали трассу М1, почти прямую, почти свободную. Пометка «платная дорога» нас не смутила. На Российской стороне платных участков нам не встретилось (оно на выезде из Москвы), в Беларуси для граждан России, пользование дорогами тоже бесплатно.

В выборе маршрута большую роль сыграло время в пути и качество дороги, так как, повторюсь, в Минск мы поехали всем нашим небольшим семейством, включая Тимофея. А для него это был первый столь длительный переезд. Думаю, я в отдельной статье расскажу о том, какого это ездить с грудничком на машине. Опыт минской поездки оказался очень интересным

Хочется особо отметить, что данный маршрут — идеально подойдет для новичков в атвтопутешствиях. Тому есть сразу несколько причин:

  • Небольшое расстояние от Москвы до Минска — всего 717 километров
  • Малое время в пути. Особо не напрягаясь весь путь можно проделать за 9-10 часов
  • Простая дорога. Везде четыре полосы нет проблем с обгонами

Для сравнения не менее интересные, но чуть более сложные наши автопутешествия вы можете посмотреть в следующих циклах статей:

Дорога до границы с Беларусью

Как я сказал, на трассу М1 нам еще предстояло выехать. Фактически мы добирались почти от самой М2 (кто ж виноват, что именно в том районе мы провели несколько дней перед дорогой) по А108. Подозреваю, что при выезде из Подольска мы даже немного сэкономили бы времени в пути. А уж из Москвы в Минск доехали бы на пару часов быстрее. Виной тому трасса А108 с периодическим проездом жилых зон, где сплошняком установлены камеры и радары, а допустимая скорость 40 км/час

Трасс М1 Москва — Минск, полиция, камеры в России

Выйдя на трассу М1 мы поспешили на заправку. А бензинчик то в России подорожал! Заправились до полного бака на 1800 рублей, по моим подсчетам этого должно было хватить до самого Минска. Кстати в Беларуси бензин немножко дешевле, учитывая последний майский рост цен в России и изменение курса рубля.

Что бросалось в глаза по дороге в Минск из Москвы на машине — это обилие патрулей и камер на дороге. Помимо стационарных камер, коими оснащены, практически все деревни, расположенные вдоль трассы М1 по пути в Беларусь, нам ещё встретилось наверное штук 7 патрулей, и где-то с пару десятков триног. Причем по старой доброй традиции полиция в кустах, тринога прикрыта гражданской машиной — в общем классика жанра.

Я, конечно же старался максимально соблюдать скоростной режим. Одно время я даже пристроился за беларусской фурой — очень полезный лайфхак, для тех, кто не хочет привозить домой штрафов. Однако, я почти уверен, что без писем счастья не обойдется, уж больно хорошо умеют прятаться наши блюстители порядка, да и знаки неожиданные выставлять. В общем продвигались осторожно, как саперы.

Дорога из Москвы в Беларусь, описание и отзывы

Платный дублер трассы М1 начинается в районе Молодогвардейской транспортной развязки МКАД и заканчивается на 33-м км Минского шоссе. Дорога проходит в обход города Одинцово. Протяженность платной дороги составляет 18,535 км стоимость проезда 150 и 50 рублей днем и ночью, соответственно.

Вся трасса М1 на всем протяжении от нашего выхода на нее, до самого Минска оказалась четырехполосной — несомненный плюс для любой трассы. С учетом не большой загрузки, так ехать и вовсе было одно удовольствие — это не на двухполосной трассе километрами тянуться за фурами в ожидании вожделенного разрешения на обгон. Возможно мне показалось, но полосы дороги были слегка заужены, по крайней мере по сравнению с привычными автомагистралями. Две фуры без особого комфорта помещаются на дороге. Да и мне не совсем удобно было обгонять их на поворотах.

Обратите внимание, что на трассе М1 Москва — Минск, со стороны России практически везде ограничение 90 км/ч , разумеется не считая населенных пунктов. Кроме того, часто встречались знаки с ограничением до 70км/ч, и за ними переносные камеры. Кстати именно эти знаки заставили меня усомниться в том, что М1 — автомагистраль

Хочется отметить относительно высокое качество дорожного покрытия. При езде с разрешенной скоростью, никакого риска потерять подвеску не возникает — а это уже хороший показатель для наших дорог. Впрочем последние годы я катаюсь по платным участкам М4 и по бесплатной части Ленинградки в обоих случаях дорогами я тоже доволен. Это я к тому, что в центральном регионе вопрос дорог хоть медленно, но решается.

Где покушать по пути в Беларусь, остановки в дороге

Так как мы ехали с маленьким ребенком в машине, то нам приходилось делать дополнительные остановки. Ведь Тимофей не привык к долгим поездкам на авто, да и в автолюльке положение не самое удобное, хоть и безопасное. К нему я вернусь в отдельной статье, а вот наши остановки пожалуй опишу.

Первая остановка была на заправке Газпром нефть . Там же в местной столовой по соседству мы и пообедали. Цены оказались вполне дружелюбными — наш обед стоил нам 380 рублей (два первых, да гарнира и одна на двоих котлета по-киевски). Еда оказалась вкусной и питательной. Порции не большие — дорожные

Вторая остановка у истока реки Москвы . Больше с целью дать немного отдохнуть сыну. Впрочем, в этом месте мы обнаружили с десяток удобных беседок, где можно остановиться и перекусить. Не смотря на надпись «разведение огня запрещено» на территории оказалось несколько мангалов и большое кострище, кочевых автолюбителей. В общем, было б с собой ведерко шашлыка, вполне можно посидеть перекусить.

Ещё одну остановку мы сделали в деревне Истомино . Просто так, без особых на то причин. Деревня оказалась образцово-показательной. Всего в 300-х метрах от трассы Москва-Беларусь, заканчивается асфальт и начинается российская глубинка. К тому же не самая колоритная. Надо отметить, что примерно после этой деревни резко на спад пошло количество камер на дороге.