Курс: Музееведение - Система хранения музейных фондов

Страница 25 из 39


Система хранения музейных фондов

Для хранения предметов в музее оборудуется специальное помещение – фондохранилище , которое часто называют запасником. Система хранения фондов может быть раздельной или комплексной. При раздельной системе хранения в одном изолированном помещении находятся предметы из одного материала или же нескольких материалов, очень близких по нормативам хранения. В музеях, испытывающих нехватку площадей или имеющих очень небольшое собрание, вынужденно используют комплексную систему хранения, при которой в одном помещении сосредоточиваются предметы из разных материалов, а режим хранения основывается на усредненных показателях. Внутри обеих систем предметы обычно размещаются в соответствии со структурным делением фондов, то есть по типам источников. Затем они могут распределяться по назначению, по содержанию, по размерам, по инвентарным номерам.

Предметы хранятся как обособленные единицы или же объединяются в комплексы, то есть нашиваются на планшеты, группируются в папки, а к шкафам, стеллажам, щитам и прочему оборудованию прикрепляются топографические описи. Оборудование фондохранилища должно соответствовать определенным требованиям. Его можно изготовлять только из тех материалов, которые не оказывают вредного воздействия на музейные предметы. Оно должно быть удобным для их размещения, предохранять от механических повреждений, пыли и не конденсировать влагу. Шкафы для предметов с повышенной светочувствительностью делают светонепроницаемыми, а предметы, нуждающиеся в доступе света, размещают в шкафах со стеклянными дверцами. Оборудование должно позволять легко доставать предметы для осмотра и изучения.

Существуют различные способы хранения предметов в фондохранилищах. Например, ткани, вышивки, кружево хранятся в горизонтальном положении в шкафах с выдвижными ящиками-лотками и перекладываются микалентной бумагой или хлопчатобумажной тканью. Одежду группируют по материалу, из которого она сшита, надевают на плечики с мягкими прокладками и хранят в шкафах в вертикальном положении. Головные уборы надевают на болванки, а обувь – на колодки или же заполняют микалентной бумагой и хранят в шкафах. Ковры, шпалеры накатывают лицевой стороной на вал, помещают в чехлы и хранят в горизонтальном положении.

Крупные декоративные вазы, скульптуру расставляют на стеллажах или на подставках. Произведения живописи размещают на стенах с помощью металлических штанг и шнуров, а также на стеллажах и щитах. Стеллажи должны иметь решетчатые полки, обеспечивающие циркуляцию воздуха, а также ячейки для каждой картины. Наиболее благоприятным для картин считается хранение на неподвижных щитах, однако более экономичны выдвижные щиты, но они должны быть сконструированы таким образом, чтобы их передвижение создавало для картины минимум вибраций. Выдвижные щиты бывают двух типов – подвесные и со скольжением по полу на специальных полозках.

Незакрепленные рисунки мягким карандашом, углем и пастелью хранят только застек-ленными. Их, а также окантованные акварели, гравюры, литографии размещают вертикально в шкафах, оборудованных ячейками. Листы с акварельными и карандашными рисунками хранят раздельно в папках, в сделанных по размерам папки двойных паспарту. Папки хранятся горизонтально в шкафах с выдвижными ящиками.

Из группы металлов выделяют предметы из драгоценных металлов, которые хранятся вместе с драгоценными камнями, а также нумизматику и оружие, требующие особых условий хранения в сейфах или изолированных, специально оборудованных помещениях. Прочие предметы из металла группируются по материалу и по назначению. Очень чувствительны к условиям хранения предметы из свинца. Их нельзя хранить в шкафах из древесной плиты и некоторых пород дерева, в частности хвойных пород и дуба.

Письменные источники размещают в папках, коробках, ящиках, образующих единицы хранения. Документы в свитках обычно накатывают на валики и помещают в круглые футляры. Папки, коробки, ящики, футляры размещают в шкафах в соответствии с принадлежностью хранящихся в них материалов к определенному фонду.

В последние десятилетия явственно обозначилась, особенно в зарубежных странах, тенденция к строительству специальных зданий для запасников. Причем иногда они располагаются в нескольких километрах от самих музеев и служат для хранения коллекций, насчитывающих миллионы предметов. Одним из самых передовых в мире учреждений в области хранения и исследований считается Центр поддержки музеев Смитсоновского института, открывшийся в 1983 г. Он находится в Сьютленде, примерно в 10 км от своего расположенного в центре Вашингтона головного учреждения. Площадь этого необычного зигзагообразного сооружения составляет 50 тыс. м 2 , а его главное предназначение состоит в том, чтобы обеспечить оптимальные условия как для хранения, так и изучения коллекций Смитсоновского института.

Эти противоречивые требования архитекторы учли в полной мере, отделив службы, занятые консервацией и хранением, от помещений, предназначенных для научных исследований. Четыре громадных хранилища центра, каждое из которых занимает площадь примерно 3250 м 2 , вмещают более 20 млн предметов и образцов. Здесь создана стабильная и безопасная среда, необходимая для длительного хранения коллекций. В одном из хранилищ, например, созданы особые условия для хранения биологических коллекций, образцы которых содержатся в жидкостях (спирте). Банки с образцами устанавливают на полки, а большие емкости – на выдвижных стеллажах, размещенных на специальной трехуровневой конструкции антресольного типа.

Хранилища предназначены исключительно для коллекций, поэтому в них практически отсутствуют удобства для сотрудников за исключением систем обеспечения безопасности персонала и доступа к коллекциям. Служебные помещения и лаборатории находятся в отдельном двухэтажном корпусе, предназначенном для научной, хранительской и реставрационной работы.
В этих помещениях соблюдается определенный режим, и специалисты работают с коллекциями, не нарушая условий среды, которые поддерживаются в хранилищах. С помощью специальных транспортных средств предметы любых габаритов можно доставлять в любое помещение здания.

В то время как стены хранилища спроектированы совершенно глухими, помещения административно-лабораторного комплекса залиты дневным светом, проникающим в них через венецианские окна, стекла которых, как и верхние флуоресцентные светильники, оснащены фильтрами, не пропускающими ультрафиолетовых лучей. Система вытяжных шкафов и вентиляционных труб удаляет вредные запахи и газы, а стены помещений, где установлено рентгеновское оборудование, защищены свинцовым листом.

Специально отфильтрованный, кондиционированный воздух поступает во все части здания. Высокоэффективные воздушные фильтры задерживают более 99,8% находящихся в воздухе дисперсных веществ, включая цветочную пыльцу. Установленные в большинстве помещений термостаты и гигростаты дают возможность поддерживать постоянные уровни температуры и влажности во всем здании Центра.

В Центре осуществляется единая программа борьбы с насекомыми, способными причинить ущерб коллекциям. Она включает тщательную проверку всех поступающих материалов, строгий контроль за зонами питания и удалением пищевых отходов, а также размещение по всей территории Центра более 2 тыс. ловушек для насекомых. Обнаруженные в ловушках насекомые идентифицируются и регистрируются, что позволяет контролировать встречаемость вредных насекомых и оценивать риск, который несет для коллекций их появление. Кроме того, снаружи, по всему периметру здания проходит специальная полоса гравия шириной 50 см – так называемая «мертвая зона», которая отпугивает насекомых и препятствует их проникновению в здание.

Центр оснащен сложной системой обеспечения безопасности. Все помещения оборудованы детекторами дыма и тепловыми пожарными датчиками, контролируемыми компьютером, а также специальной системой, оснащенной разбрызгивателями, которые приводятся в действие при повышенных значениях температуры. Компьютер регистрирует ввоз и вывоз из здания всех музейных коллекций. Войдя в Центр, каждый человек проходит через контрольный пункт безопасности, предъявляет для досмотра личные вещи, после чего получает удостоверение, дающее право на пребывание в здании. Удостоверение служит и пропуском в различные помещения административно-лабораторного комплекса и зоны хранилищ: карточка вставляется в установленные при входе считывающие устройства. На карточку нанесен индивидуальный код, который составлен с учетом специфики и характера работы конкретного сотрудника; она автоматически открывает перед ним двери, фиксируя все его передвижения по зданию.

Свои особенности имеет хранение предметов в экспозиционных залах музеев. В запасниках, даже при комплексной системе хранения, разнородные материалы никогда не размещаются в одном шкафу или на одной полке: фотографии всегда будут храниться отдельно от металла. Между тем в экспозиции предметы из различных материалов нередко оказываются в одной витрине, что влечет за собой немалые сложности в создании для них микроклимата и светового режима.

В экспозиции для предмета многократно возрастает риск получить повреждения, что может произойти и во время монтажа, и вследствие усредненного режима хранения. Ведь в экспозиции необходимо освещать все материалы, в том числе и те, которые обладают низкой светостойкостью. Присутствие людей повышает температуру и влажность в залах, что приводит к суточным колебаниям температурно-влажностного режима. Поэтому при создании экспозиции принимаются меры, направленные на ослабление действия всех этих неблагоприятных факторов.

В экспозиции нельзя допускать выделения того или иного экспоната светом мощных ламп, поскольку это ведет к его нагреванию. По этой же причине лампы нельзя помещать внутри витрин; их безопаснее располагать над витриной, устанавливая светорассеивающий фильтр между экспонатами и источником света. При проведении кино- и фотосъемок музейных предметов необходимо соблюдать правила поведения, определенные нормативными документами. При естественном освещении окна в залах должны иметь особые стекла, не пропускающие ультрафиолетовых лучей; источники искусственного света удаляются от экспонатов на 1,5–2 м, а витрины со светочувствительными экспонатами снабжаются светозащитными занавесями.

Колебания температурно-влажностного режима устраняют или смягчают с помощью кондиционеров, а в случае их отсутствия – путем проветривания, регулированием потока посетителей и т.п. Воздействие на экспонаты температуры и влажности ослабляют и витрины с ограниченным воздухообменом.

Материалы, из которых изготавливается экспозиционное оборудование, должны быть химически стабильными, то есть они или не должны разлагаться или, в случае разложения, не должны образовывать веществ, причиняющих вред предметам. Это требование относится прежде всего к обрамляющим и несущим частям витрины, поскольку ее основной компонент – стекло – является относительно нейтральным материалом.

Недостаточно выдержанное дерево (а некоторые породы и после длительной выдержки) способно выделять органические кислоты. Дуб, а также любое дерево, содержащее танин (вещество для дубления кож), может вызвать сильную коррозию и привести к порче экспонатов из свинца. Вред способен причинить и обычный столярный клей, изготавливаемый из таких содержащих кератин материалов, как рога, кожа, рыбья чешуя. Только что разведенный или, наоборот, старый клей может выделять содержащие серу соединения, в присутствии которых быстро тускнеют серебряные предметы. Источником опасности могут быть и герметизирующие резиновые прокладки, предназначенные защищать от пыли находящиеся в витрине экспонаты. Резина, получаемая путем вулканизации из натурального и синтетического каучука с применением большого количества серы, часто выделяет содержащие серу вредные пары.

Осторожно следует подходить и к выбору тканей, которыми обивается или выстилается внутренняя поверхность витрины. В ходе производства текстиль обрабатывают различными способами, после которых на ткани могут остаться потенциально вредные вещества. Вполне безопасны неокрашенные хлопчатобумажные и синтетические ткани после тщательной стирки. Более сложные по составу ткани – бархат, парча, шелк – требуют предварительного тестирования на совместимость с экспонатами.

Одной из причин разрушения экспонатов может стать сила тяжести, воздействующая на них, как и на все предметы. Многие из хранящихся в музее вещей не рассчитаны на то, чтобы долгое время находиться в экспозиции или запасниках без должной опоры. Например, конструкция крыльев самолетов такова, что позволяет выдерживать большие нагрузки. В полете на плоскости действуют силы, которые прогибают их вверх. Но если машина не летает, под влиянием собственного веса крылья прогибаются вниз, в них постепенно и скрытно могут развиваться дефекты. Тонкие и длинные предметы, например, шесты и копья, часто экспонируются без опоры из-за своих размеров и через несколько лет оказываются искривленными. Даже такие бытовые предметы, как сундуки, могут получить серьезные повреждения, если их экспонировать с открытой крышкой без поддержки. Вес крышки целиком приходится на петли, и от этой нагрузки она или корпус могут дать трещины. Без должной опоры деформируются головные уборы и обувь, а штандарты, гобелены и прочие тканые изделия вытягиваются, когда долгое время находятся в подвешенном состоянии и крепятся всего в нескольких местах.

Таким образом, учитывая структуру предмета (твердость, жесткость, целостность, надежность соединений, наличие деформаций) и материал, из которого он изготовлен (удельный вес, проч-ность при нагрузках, действующих в разных направлениях, степень сжатия, гигроскопичность), следует представить, какие силы будут воздействовать на него при экспонировании в том или ином положении. Опора должна нейтрализовать их действие.

В отборе предметов для экспонирования принимают участие реставраторы, которые проводят консервативные и реставрационные работы со всеми нуждающимися в этом экспонатами. Определяется и максимальная продолжительность экспонирования тех или иных предметов, например, для экспонатов на бумажной основе она составляет не более 6 месяцев в году.

В экспозициях большинства крупных музеев представлена лишь небольшая часть их коллекций, по разным оценкам, примерно 1–5%. Поэтому проблема расширения доступа к сохраняемым культурным ценностям весьма актуальна. В отдельных музеях применительно к некоторым коллекциям используется форма открытого хранения фондов, позволяющая посетителям осматривать каждый из предметов, находящихся в специально оборудованном для этого фондохранилище. Такая система хранения неизбежно ухудшает режим хранения предметов, особенно световой, поэтому для некоторых материалов она неприемлема. Открытое хранение фондов более безопасно для тех материалов, которые в наименьшей степени страдают от воздействия окружающей среды – керамика, бесцветное стекло, некоторые виды металлов, поделочные камни и пр. Уже не одно десятилетие открытое хранение коллекций декоративно-прикладного искусства существует в Центральном музее современной истории России (прежде Музей революции). Система открытого хранения предусмотрена и в новом фондохранилище Эрмитажа, которое отвечает самым последним требованиям – как с функциональной, так и эстетической точки зрения.



Индекс материала

Хранение музейных фондов

Задачи хранения фондов заключаются в обеспече­нии сохранности музейных ценностей, в защите их от разрушения, порчи и хищения, а также в создании благоприятных условий для изучения и показа коллек­ций. Хранение фондов осуществляется в фондохрани­лище, в экспозиции, во время различного рода переме­щений предмета внутри музея и за его пределами. Принципиальные положения об организации хране­ния фондов определяются общегосударственными нормативами, соблюдение которых обязательно для всех музеев страны. Однако фонды каждого музея имеют свою специфику, поэтому дополнитель­но к основным нормативным документам в музеях разрабатываются инструкции по хранению фондов для внутреннего пользования.

Режим хранения фондов

Все предметы подвержены естественному старе­нию, однако, если ослабить воздействие на них небла­гоприятных факторов, процесс можно замедлить. Именно с этой целью в музее устанавливается опреде­ленный режим хранения.

Одной из основных причин старения предметов является нестабильность температурно-влажностного режима , его резкие сезонные и суточные колебания. Характер и сила воздействия на предмет уровня тем­пературы и влаги зависит от многих факторов - от ма­териала, из которого изготовлен предмет, от его уст­ройства, от среды, где он находился до поступления в музей. Например, изделия из олова при температуре ниже +13° С разрушаются так называемой «оловян­ной чумой»: предмет меняет свою структуру, на нем появляются сначала серые пятна, затем пустоты, и по­раженные места рассыпаются в порошок. При темпе­ратуре выше + 25° С могут погибнуть изделия из плас­тилина и воска.

Оптимальные параметры температурно-влажностного режима исследуются специ­алистами. При незначитель­ных расхождениях предлага­емые ими рекомендации вы­глядят следующим образом:

для металла - температура + 18 -20° С при относительной влажности до 50%;

для стекла, эмали, керамики - соответст­венно + 12-20° С и 55-65%;

для поделочных камней, а также драгоценных и полу­драгоценных + 15-18° С и 50 - 55%;

для дерева + 15-18° С и 50-60%;

для тканей+15-18° С и 55-65%;

для кожи, пергамента, меха +16-18° С и 50 - 60%;

для кости +14-15° С и 55 - 60%;

для бумаги + 17-19° С и 50-55%;

для живописи +12-18° С и 60 - 70%;

для черно-белой фотографии до +12° С и 40 - 50%;

для цветной фотографии до +5° С И40-50%.

При комплексном хранении различных материа­лов температура воздуха в музейных помещениях должна быть в пределах 18 ± 1 0 С, а относительная влаж­ность 55% ±5%. Наиболее надежный способ обеспече­ния заданного температурно-влажностного режима - кондиционирование воздуха, а в зданиях, не имеющих кондиционеров, он устанавливается и поддерживается с помощью отопительной системы, проветривания, ув­лажнителей, осушителей.

Для регистрации температуры и влажности в каж­дом хранилище и экспозиционном зале устанавливают специальные приборы - психрометры, гигрометры, термометры или самопишущие термографы и гигро­графы. Показатели температуры и влажности регист­рируются дважды в сутки, в одно и то же время, в спе­циальном журнале.

Для замедления процесса естественного старе­ния предметов необходимо соблюдать световой ре­жим. Дело в том, что под воздействием света, в част­ности ультрафиолетовых лучей, с предметом могут происходить фотохимические изменения. Степень повреждений, причиняемых светом, за­висит от интенсивности излучения и его продолжи­тельности.

Единица измерения степени освещеннос­ти - люкс (лк). Поскольку глаз легко приспосаблива­ется к изменению интенсивности света, уровень освещенности практически невозможно определить без специального прибора, в частности люксметра.

Световой режим устанавливается в зависимости от материала, цвета и степени сохранности предмета. Он может заключаться в полной или частичной изоля­ции светочувствительных вещей от постоянных источ­ников света, а также в обеспечении некоторым груп­пам предметов необходимого для их сохранности ко­личества света.

Уровень освещенности в пределах 50 - 75 люкс - ре­комендован для помещений, в которых хранятся все ви­ды графики, книги, рукописные материалы, фотогра­фии, ткани, окрашенная кожа, образцы флоры и фауны. Живопись (масло и темпера), лак, дерево, неокрашен­ная кожа и кость обладают средней светостойкостью, и рекомендованный уровень освещенности для них не должен превышать 150 люкс. Предметы, обладающие высокой светостойкостью, - металлы, бесцветное стек­ло и камень, керамика, гипс, нуждаются только в защите от прямого попадания на них солнечных лучей.

Световой режим для различных предметов сред­ней светостойкости неодинаков: без доступа света желтеют кость и белый мех, темнеют покровные слои и тонировки живописи, а изделия из многих пород де­рева - ореха, красного дерева, дуба - могут выгорать на свету, поэтому их прикрывают чехлами.

Все светочувствительные материалы хранятся в затемненном помещении в защищенном от света оборудовании. В экспозиционных залах с естествен­ным освещением отдельные предметы, например, до­кументы, акварели, ткани, дополнительно закрывают­ся занавесями на светонепроницаемой подкладке. Когда же для предмета, например, рукописи, требует­ся полная изоляция от света, в экспозицию помещает­ся не подлинник, а его воспроизведение.

Для обеспечения оптимального режима хранения музейных коллекций им необходима защита от загряз­нителей воздуха, под воздействием которых происхо­дит процесс старения и разрушения предметов. Это се­роводород, сернистый газ, аммиак, хлор, пыль, сажа.

Сероводород, который пагубно действует на мно­гие материалы, особенно металлы (серебро, медь, сви­нец), краски, ткани, образуется главным образом в ре­зультате процессов гниения и промышленного произ­водства. Но его источником может стать и музейное оборудование, созданное с использованием резины или казеиновых красок. Эти материалы при старении выделяют сероводород.

Аммиак тоже образуется в результате гниения и особенно вреден для серебра, красок, лака. Хлор, опасный для большинства материалов, попадает в воз­дух главным образом с предприятий, которые исполь­зуют его в технологическом процессе, например, в текстильном, бумажном производстве. В соединении с влагой он способен образовывать соляную, кислоту. Сернистый газ - результат процессов горения. Со­единяясь с влагой, он образует сернистую, а затем сер­ную кислоту и потому представляет опасность для большинства материалов. Он сильно разрушает ткани, живопись, кожу, бумагу, гипс, жемчуг, песчаник, изве­стняк, мрамор, бронзу, свинец.

Пыль и копоть задерживают на предмете влагу, проникая в поры гигроскопичных материалов, способ­ствуют активизации химических процессов, дают плотное загрязнение красочного слоя живописных произведений. Пыль - хорошая питательная среда для биологических вредителей.

Основные способы защиты музейных коллекций от воздействия загрязнителей воздуха - герметизация помещений при наличии кондиционеров, использова­ние фильтровальных устройств и индивидуальных упа­ковок для предметов - чехлов, футляров, папок. Необ­ходима регулярная уборка музейного оборудования, помещений, прилегающей территории.

Предметы могут разрушать микроорганизмы, на­секомые и грызуны, поэтому важно соблюдать биоло­гический режим хранения. Благоприятную среду для развития биологических вредителей создают нарушение температурно-влажностного режима, пыль, про­дуктовые склады, расположенные в непосредственной близости от музея, а также принятые без специальной обработки зараженные предметы.

Микроорганизмы - бактерии и плесень - пора­жают самые разнообразные предметы, но в первую очередь те, что созданы из органических материалов, то есть живопись, бумагу, ткань, кость, дерево. Все виды плесеней оставляют трудно выводимые пятна, а некото­рые виды разрушают волокна. Особенно интенсивно плесень развивается при влажности более 70% и темпе­ратуре выше +20° С. Заражение плесневелыми грибами происходит от частей грибницы и от спор, переноси­мых воздухом или при контакте с пораженным предме­том. При обнаружении плесени предмет необходимо перенести в специальное изолированное помещение, а в целях предотвращения появления плесени музейное оборудование периодически протирают двухпроцент­ным спиртовым раствором формальдегида.

Музейные предметы, кроме изделий из металла, стекла и керамики, часто поражаются насекомыми, из которых наиболее распространены жуки (точильщи­ки, усачи, древогрызы, притворяшки, кожееды), моли, сахарные чешуйницы, а также комнатные мухи. Они проникают в музейные помещения через окна и двери, а также вместе с поступающими в музей предметами. Для борьбы с ними используются жидкие инсектициды, применяется способ газации помещений. В каждом му­зее должен быть изолятор для проверки предметов на зараженность и их дезинфекции, а при нем - специ­альная камера для проведения дезинсекционной и про­тивогрибковой обработки пораженных предметов. В работах по уничтожению биологических вредителей можно использовать лишь разрешенные для музеев средства, а сами работы обязательно должны прово­диться в присутствии или с участием реставраторов.

В круг задач хранения фондов входит и защита от механических повреждений. Многие музейные пред­меты созданы из непрочных материалов, легко под­вергающихся разрушению. При работе с ними нужно соблюдать особую осторожность. Например, предме­ты на бумажной основе следует брать за противопо­ложные углы, для того чтобы избежать натяжения волокон; произведения станковой живописи держат только за подрамник, а другие предметы - за наибо­лее прочные части. Для решения вопросов хранения очень важно знать материал и способ изготовления предмета. Стекло, керамика, бумага, пастель, многие породы дерева легко подвергаются механическому разрушению. Очень уязвимы предметы, созданные из разных материалов. Например, сохранность произве­дений станковой живописи зависит от холста, грун­товки, красочного слоя, защитного покрытия. Важна и технология изготовления предмета. Например, бума­га, изготовленная ручным способом, прочнее той, что создана машинным способом, потому что в первом случае число волокон в продольном и поперечном на­правлениях одинаково, а во втором - различно.

Одна из важнейших задач хранения музейных фондов состоит в предупреждении возникновения экс­тремальных ситуаций - пожаров, аварий электросе­ти, водопроводной сети, отопительной системы, а так­же хищений. Музейные помещения должны быть ос­нащены противопожарным инвентарем, системами автоматического пожаротушения, противопожарной и охранной сигнализацией. В музеях ведутся круглосу­точный противопожарный надзор и охрана милицей­ской, гражданской или комбинированной службой. Нормативные документы определяют правила приема и сдачи помещений охраной музея и материально от­ветственными хранителями, правила хранения клю­чей, пломбиров и печатей8.

Стихийные бедствия предотвратить нельзя, но их последствия могут быть в значительной степени смяг­чены при условии организованных действий людей. Музейные сотрудники должны заранее знать, какие музейные предметы и коллекции следует спасать в первую очередь.

Задачи консервации и реставрации

Иногда устанавливаемые режимы хранения - температурно-влажностный, световой, биологический - оказываются недостаточной мерой для обеспе­чения физической сохранности музейных предметов, и для того, чтобы приостановить начавшийся в них разрушительный процесс, требуется использование специальных средств. Сохранение музейных предме­тов в условиях режима, тормозящего процессы их ес­тественного старения, а также приостановление уже начавшегося разрушения с последующим укреплени­ем предметов осуществляется в ходе консервации может проводить только работник, имеющий специ­альную подготовку - реставратор. Он принимает ме­ры по устранению причин разрушения предмета, ук­репляет его материал и структуру, снимает деформи­рующие и вредные налеты.

Предметы нередко имеют утраты, позднейшие до­полнения, а также повреждения, в результате которых они полностью или частично теряют свой первона­чальный облик или состояние, тем самым снижается их музейная ценность. В этих случаях осуществляется реставрация предметов, то есть устраняются искаже­ния, которые вызваны естественным старением, нане­сенными повреждениями или преднамеренными изменениями.

Хранители и реставраторы постоянно осуществ­ляют контроль за состоянием музейного собрания, отбирая предметы, нуждающиеся в консервации и реставрации. Результаты этого осмотра заносятся в специальную опись, в которой помимо основных признаков предмета, фиксируется и состояние его сохранности. Это позволяет выявлять изменения, произошедшие с предметом за определенный отре­зок времени.

Консервация и реставрация - работа сложная и необычайно ответственная. Ведь неправильно вы­бранный или недостаточно апробированный метод ус­транения повреждений может привести к гибели предмета. Поэтому вопрос о целесообразности, воз­можности, средствах и методах консервации и рестав­рации решают специальные комиссии или реставра­ционные советы. Их заключение фиксируется в про­токоле, а этапы и результаты практической работы с предметом реставраторы отражают в специальном документе. Эта информация в сочетании с другими сведениями, накопленными за годы и десятилетия рес­таврационных работ, помогает совершенствовать их методику.

Упаковка и транспортировка музейных предметов

Особая опасность повреждения или похищения предметов возникает при их транспортировке на вре­менную выставку, реставрацию, экспертизу и т. п. Удары, воздействие света, воды или влаги, высоких температур, насекомых или микроорганизмов, пы­ли - вот неполный перечень тех факторов разруше­ния, влияние которых может ощутить на себе предмет при перемещении из привычной среды. В отношении каждого предмета необходимо принимать целый ряд защитных мер, но гарантии абсолютного успеха они не дают. Пожар, кража, потеря при перевозке крайне редки, но вероятны. Поэтому не рекомендуется транс­портировать вместе все предметы из одной коллекции.

Возможность транспортировки конкретных пред­метов определяет реставрационный совет или рестав­рационная комиссия. Реставраторы дают и рекоменда­ции относительно особенностей упаковки и транспор­тировки предметов.

Очень важную роль в сохранности предметов иг­рает упаковочная тара. Обычно для упа­ковки используются деревянные ящики соответству­ющего размера и формы. Снаружи они покрываются влагонепроницаемой краской и маркируются, чтобы показать, как их следует ставить и что с ними нужно осторожно обращаться. Ящик с особо уникальными предметами нередко помещают в другой, металличе­ский ящик.

Существуют правила упаковки, которые необхо­димо соблюдать при транспортировке любых музей­ных предметов. В один ящик укладывают только одно­родные или близкие по материалу, размеру и весу предметы. Их располагают таким образом, чтобы они не давили друг на друга и не перемещались. Предметы небольшого размера обертывают бумагой, ватой, лигнином, придавая им округлую форму, а особо хрупкие предметы предварительно упаковывают в коробки. На дно ящика кладут стружку, завернутую в бумагу; все образующиеся пустоты заполняют упаковоч­ным материалом. Крупные предметы транспортиру­ют в отдельных ящиках, при этом закрепляют их та­ким образом, чтобы исключить возможность смеще­ния. Для этого предмет фиксируется с помощью планок и мягких прокладок, соответствующих его форме и размеру.

Картины перевозят в ящике в специальных рам­ках-кассетах, но иногда используют и менее надеж­ный, но более простой путь. Их подбирают по разме­рам, складывают попарно лицевой стороной, прокла­дывая микалентной бумагой, байкой, фланелью, помещают в ящик и закрепляют рейками и брусками. Картины большого размера накатывают на вал обо­ротной стороной вовнутрь. Ткани и одежду упаковы­вают во влагонепроницаемые чехлы, а затем укладыва­ют в ящики с полками.

Транспортировка осуществляется в соответствии с правилами, определенными нормативными докумен­тами. В каждый ящик вкладывается упаковочный акт, подписанный лицом, ответственным за упаковку, рес­тавратором, упаковщиком. При приеме транспортируе­мых предметов в холодное, влажное или жаркое время года ящики вскрывают только через сутки после при­бытия груза, чтобы предметы акклиматизировались.

Система хранения музейных фондов

Для хранения предметов в музее оборудуется спе­циальное помещение - фондохранилище, которое ча­сто называют запасником. Система хранения фондов может быть:

¾ раздельной или

¾ комплексной.

При раз­дельной системе хранения в одном, изолированном помещении находятся предметы из одного материала или же нескольких материалов, очень близких по нор­мативам хранения. В музеях, испытывающих нехватку площадей или имеющих очень небольшое собрание, вынужденно используют комплексную систему хранения, при которой в одном помещении сосредотачиваются предметы из разных материалов, а режим хране­ния основывается на усредненных показателях. Внут­ри обеих систем предметы обычно размещаются в со­ответствии со структурным делением фондов, то есть по типам источников. Затем они могут распределяться по назначению, по содержанию, по размерам, по ин­вентарным номерам.

Предметы хранятся как обособленные единицы или же объединяются в комплексы, то есть нашивают­ся на планшеты, группируются в папки, а к шкафам, стеллажам, щитам и прочему оборудованию прикреп­ляются топографические описи. Оборудование фон­дохранилища должно соответствовать определенным требованиям. Его можно изготовлять только из тех ма­териалов, которые не оказывают вредного воздейст­вия на музейные предметы. Оно должно быть удобным для их размещения, предохранять от механических по­вреждений, пыли и не конденсировать влагу. Шкафы для предметов с повышенной светочувствительностью делают светонепроницаемыми, а предметы, нуждаю­щиеся в доступе света, размещают в шкафах со стек­лянными дверцами. Оборудование должно позволять легко доставать предметы для осмотра и изучения.

Существуют различные способы хранения предме­тов в фондохранилищах. Например, ткани, вышивки, кружево хранятся в горизонтальном положении в шка­фах с выдвижными ящиками-лотками и перекладыва­ются микалентной бумагой или хлопчатобумажной тка­нью. Ковры, шпалеры накатывают лицевой сторо­ной на вал, помещают в чехлы и хранят в горизонталь­ном положении.

Крупные декоративные вазы, скульптуру расстав­ляют на стеллажах или на подставках. Произведения живописи размещают на стенах с помощью металличе­ских штанг и шнуров, а также на стеллажах и щитах. Наиболее благоприятным для картин счи­тается хранение на неподвижных щитах, однако более экономичны выдвижные щиты, но они должны быть сконструированы таким образом, чтобы их передвиже­ние создавало для картины минимум вибраций. Вы­движные щиты бывают двух типов - подвесные и со скольжением по полу на специальных полозках.

Незакрепленные рисунки мягким карандашом, уг­лем и пастелью хранят только застекленными. Их, а также окантованные акварели, гравюры, литогра­фии размещают вертикально в шкафах, оборудован­ных ячейками. Листы с акварельными и карандашны­ми рисунками хранят раздельно в папках, в сделанных по размерам папки двойных паспарту. Папки хранятся горизонтально в шкафах с выдвижными ящиками.

Из группы металлов выделяют предметы из драго­ценных металлов, которые хранятся вместе с драго­ценными камнями, а также нумизматику и оружие, требующие особых условий хранения в сейфах или изолированных, специально оборудованных помеще­ниях. Прочие предметы из металла группируются по материалу и по назначению. Очень чувствительны к условиям хранения предметы из свинца. Их нельзя хранить в шкафах из древесной плиты и некоторых пород дерева, в частности хвойных пород и дуба.

Письменные источники размещают в папках, коробках, ящиках, образующих единицы хранения. До­кументы в свитках обычно накатывают на валики и помещают в круглые футляры. Папки, коробки, ящики, футляры размещают в шкафах в соответствии с принадлежностью хранящихся в них материалов к оп­ределенному фонду.

В последние десятилетия явственно обо­значилась, особенно в зарубежных странах, тенденция к строительству специальных зданий для запасников. Причем иногда, они располагаются в нескольких километрах от самих музеев. Одним из самых передовых в мире учреждений в области хранения и исследоваваний считается Центр поддержки музеев Смитсоновского института, открывшийся в 1983 г. Он находится в Сьютленде, примерно в 10 км от своего располо­женного в центре Вашингтона головного учрежде­ния.

Особенности хранения предметов в экспозиционных залах музеев . В экспозиции для предмета многократно возраста­ет риск получить повреждения, что может произойти и во время монтажа, и вследствие усредненного режи­ма хранения. Ведь в экспозиции необходимо освещать все материалы, в том числе и те, которые обладают низкой светостойкостью. Присутствие людей повы­шает температуру и влажность в залах, что приводит к суточным колебаниям температурно-влажностного режима. Поэтому при создании экспозиции принима­ются меры, направленные на ослабление действия всех этих неблагоприятных факторов.

В экспозиции нельзя допускать выделения того или иного экспоната светом мощных ламп, поскольку это ведет к его нагреванию. Лампы нельзя помещать внутри витрин, их безопаснее распо­лагать над витриной, устанавливая светорассеивающий фильтр между экспонатами и источником света. При проведении кино- и фотосъемок музейных пред­метов необходимо соблюдать правила поведения, опре­деленные нормативными документами. При естест­венном освещении окна в залах должны иметь особые стекла, не пропускающие ультрафиолетовых лучей, ис­точники искусственного света удаляются от экспонатов на 1,5 -2 м, а витрины со светочувствительными экспо­натами снабжаются светозащитными занавесями.

Колебания температурно-влажностного режима устраняют или смягчают с помощью кондиционеров, а в случае их отсутствия - путем проветривания, регу­лированием потока посетителей и т. п. Воздействие на экспонаты температуры и влажности ослабляют и вит­рины с ограниченным воздухообменом.

Материалы, из которых изготавливается экспози­ционное оборудование, должны быть химически ста­бильными, то есть они или не должны разлагаться или, в случае разложения, не должны образовывать веществ, причиняющих вред предметам.

Недостаточно выдержанное дерево (а некоторые породы и после длительной выдержки) способно выде­лять органические кислоты. Дуб, а также любое дере­во, содержащее танин (вещество для дубления кож), может вызвать сильную коррозию и привести к порче экспонатов из свинца. Вред способен причинить и обычный столярный клей, изготавливаемый из таких содержащих кератин материалов, как рога, кожа, ры­бья чешуя. Только что разведенный или, наоборот, ста­рый клей может выделять содержащие серу соедине­ния, в присутствии которых быстро тускнеют серебря­ные предметы. Источником опасности могут быть и герметизирующие резиновые прокладки, предназ­наченные защищать от пыли находящиеся в витрине экспонаты. Резина, получаемая путем вулканизации из натурального и синтетического каучука с примене­нием большого количества серы, часто выделяет со­держащие серу вредные пары.

Осторожно следует подходить и к выбору тканей, которыми обивается или выстилается внутренняя по­верхность витрины. Вполне безопасны неокрашенные хлопчатобумажные и синтетические ткани после тщательной стирки. Более сложные по составу ткани - бархат, парча, щелк - требуют предварительного тестирования на совместимость с экспонатами.

Одной из причин разрушения экспонатов может стать сила тяжести, поскольку многие из хранящихся в музее вещей не рассчитаны на то, чтобы долгое время находиться в экспозиции или запасниках без должной опоры. На­пример, тонкие и длинные предметы, например, шесты и копья, часто экспонируются без опоры из-за своих размеров и че­рез несколько лет оказываются искривленными. Даже такие бытовые предметы, как сундуки, могут получить серьезные повреждения, если их экспонировать с от­крытой крышкой без поддержки. Вес крышки цели­ком приходится на петли, и от этой нагрузки она или корпус могут дать трещины. Без должной опоры де­формируются головные уборы и обувь, а штандарты, гобелены и прочие тканые изделия вытягиваются, ког­да долгое время находятся в подвешенном состоянии и крепятся всего в нескольких местах.

В отборе предметов для экспонирования прини­мают участие реставраторы, которые проводят кон­сервативные и реставрационные работы со всеми нуждающимися в этом экспонатами. Определяется и максимальная продолжительность экспонирования тех или иных предметов; например, для экспонатов на бумажной основе она составляет не более 6 меся­цев в году.

Открытое хранение фондов.

В экспозициях большинства крупных музее представлена лишь небольшая часть их коллекции по разным оценкам, примерно 1 - 5%. Поэтому проблема расширения доступа к сохраняемым культурным ценностям весьма актуальна. В отдельных музеях применительно к некоторым коллекциям использует­ся форма открытого хранения фондов, позволяющая посетителям осматривать каждый из предметов, находящихся в специально оборудованном для этого фондохранилище. Такая система хранения неизбежно ухудшает режим хранения предметов, особенно свето­вой, поэтому для некоторых материалов она неприемлема. Открытое хранение фондов более безопасно для тех материалов, которые в наименьшей степени стра­дают от воздействия окружающей среды - керамика, бесцветное стекло, некоторые виды металлов, поде­лочные камни и пр. Уже не одно десятилетие открытое хранение коллекций декоративно-прикладного искус­ства существует в Центральном музее современной истории России (прежде Музей революции). Система открытого хранения предусмотрена и в новом фондо­хранилище Эрмитажа, которое отвечает самым по­следним требованиям как с функциональной, так эстетической точки зрения.

Зона хранилищ состоит из собственно хранилищ, кабинетов хранителей при них, помещений для приема и обслуживании посетителей фондов и помещения для научно справочной документации. В небольших музеях последние могут быть совмещены. Объем, структура и содержание хранилищ зависят от тех задач, которые выполняет музеи в области коллекционирования и хранения.

Как правило, хранилища являются основой музея, что определяет их расположение в здании и занимаемые площади. Номенклатура помещений для хранения зависит прежде всего от типов хранящихся объектов. Учитывая различия в условиях и способах хранения, рекомендуются обособленные помещения для размещения коллекций музейных предметов из бумаги, дерева, тканей, металла, стекла, камня, а также живописи, мебели, оружия, нумизматики и т. д. Отдельные специальные помещения могут выделяться для хранения крупногабаритных объектов.
В небольших музеях возможно объединение в одном хранилище родственных материалов. Для фондов должны быть предоставлены, как минимум, два помещения: идя органических и неорганических материалов.
Помещения хранилищ могут располагаться как в цокольном, так и на первом, втором и других этажах. В цокольном этаже предпочтительно размещение хранилищ для крупноразмерных и тяжелых музейных предметов. В целом расположение хранилищ определяется в каждом конкретном музее составом фондов и их количеством.
Зона централизованного учета фондов состоит из помещений отдела учета, включающих: помещения для хранения основной учетно-хранительской документации музея, для текущей работы сотрудников и обслуживания посетителей. Кроме того, в самых крупных музеях могут быть созданы службы хранения информации и ЭВМ. В таких музеях целесообразно предусмотреть помещения для ЭВМ, для обслуживающего ее персонала и центра документации. В небольших музеях эта зона может состоять из помещения для группы учета фондов.
Расположение зоны централизованного учета фондов определяется самим музеем, однако ее помещения должны быть достаточно удобно связаны с зоной хранилищ и административной зоной.
Для помещений реставрационных мастерских необходимо хорошее естественное освещение. Соответственно и размещение их предпочтительно не ниже первого этажа. Лаборатории могут находиться и в цокольном этаже. Допустимо размещение реставрационных мастерских и лабораторий в отдельном крыле здания или флигеле, связанном с ним переходом. В небольших музеях зона консервации может состоять лишь из одной реставрационной мастерской.
Зона профилактики и упаковки предполагает наличие помещений для упаковки и распаковки музейных предметов, изолятора, дезокамеры, а также хранилища тары и упаковочных материалов. Желательно располагать эту зону вблизи подъездных путей, связывая ее системой лестниц и грузовых лифтов с выставочной зоной и фондохранилищами. Как правило, помещения этой зоны находятся в цокольном и подвальном этажах здания. Эта зона может также включать и обособленные участки прилегающей к зданию территории для проведения летних работ по профилактике фондов музея.
В крупных музеях с активной выставочной деятельностью целесообразно расположить вблизи этой зоны лабораторию биозащиты и помещение для выполнения профилактических и реставрационных работ, связанных с обслуживанием выставок.