Музей образования. Экспозиция школьного музея (методические рекомендации)

Тема 3. Музейные экспозиции и выставки. Их проектирование. Постоянная и временная экспозиция музея. Две стратегии музея.

Понятие «экспозиция» и «выставка». Общее и различное. Принципы их проектирования: научность, предметность, коммуникативность.

Методы проектирования: системный, ансамблевый, тематический, музейно-образный, образно-сюжетный.

Проектирование экспозиции: разработка документации, авторский надзор за реализацией замысла.

Этапы проектирования. Различие в стратегиях проектированная и реализации временной и постоянной экспозиций

Под выставкой понимают собрание тех или иных предметов, произведений искусства, расположенных где-либо для обозрения, а также место такого обозрения. Для сферы туризма актуальны два рода выставок: выставка как художественное явление, где для публичного показа выставляются художественные произведения, и выставка как коммерческое мероприятие, связанное с демонстрацией туроператорами нового туристского продукта. В данном учебном пособии нас будет интересовать первый род выставок – выставка как художественное явление.

Выставки, как и музеи, имеют свою классификацию. Они классифицируются по нескольким признакам:

По месту проведения: стационарные, передвижные, выездные;
по частоте проведения: периодические, ежегодные;
по составу участников: городские, региональные, межрегиональные, национальные, международные;
по характеру представленных экспонатов: тематические (современного искусства, декоративно-прикладного искусства, произведений живописи, скульптуры, исторические, литературные, смешанные), коллекционно-представительные (по признаку редкостей и шедевров), тематико-дидактические (с демонстрацией результатов работы с каким-либо материалом, например «Живая глина», «Послушное стекло»), концептуальные (отличаются от тематических тем, что содержат в себе концептуальную идею – новый взгляд на известное, ввод в научно-художественный оборот новых явлений искусства, авторскую разработку выставки и способы ее воплощения).

Музейная и выставочная экспозиция (далее просто экспозиция) – это особая информационная система, отражающая явление культурно-исторического, художественного, творческого процесса. Своеобразие экспозиции заключается в том, что этот процесс или явление показывается и исследуется через предмет и с его помощью.

Работа над экспозицией включает определение ее темы и идеи, целевой установки будущей экспозиции, отбор предметов для экспозиции, их интерпретация и группировка, кроме этого, автор экспозиции должен знать примерный размер и характер экспозиционной площади.

Первое и обязательное условие начала работы над экспозицией – это определение темы и идеи экспозиции. Тема – это то, чему посвящена экспозиция, о чем она несет информацию; идея – то, что хотели «сказать» авторы данной экспозицией, это их концептуальный замысел. Приступая к работе над экспозиционной темой, следует учесть, что ее нельзя разрабатывать изолированно от других экспозиционных тем, так или иначе связанных с ней, если таковые имеются. Поэтому автор любой экспозиционной темы, входящей в более крупный тематический раздел, должен знать его основное содержание и место в нем данной экспозиционной темы. Последнее является особенно актуальным при разработке музейной экспозиции. Тема должна быть сформулирована так, чтобы ее можно было раскрыть через музейные или выставочные предметы, таким образом, именно материальная сторона процесса, события или явления должна быть представлена наиболее полно.

Определив тему, идею, целевую установку будущей экспозиции, ее взаимосвязь с другими экспозиционными темами (если такие имеются), площадь, которую она будет занимать, можно приступать к разработке тематической структуры экспозиции. Под последней понимается ее членение на разделы путем выделения отдельных подтем, отражающих взаимосвязь событий и явлений. Четкая структура дает посетителю возможность увидеть этапы какого-либо процесса, выделить значимые моменты на каждом этапе. Поэтому при всем многообразии материала в музеях разных видов или на выставках общие принципы структуры экспозиции могут быть сходны.

Тема или подтема состоит, как правило, из нескольких экспозиционных комплексов, формирование которых происходит чуть позже, на стадии отбора материала. Основными принципами формирования тематической структуры экспозиции является хронологический и проблемный (идейный) принципы.

Следующий этап в подготовке экспозиции – отбор необходимых экспозиционных материалов. При отборе экспонатов руководствуются темой и целью экспозиции. Отбираются только те экспонаты, которые отличаются предельной выразительностью и значимостью: уникальные памятники и предметы, не обладающие внешней выразительностью, но необходимые для характеристики важнейших сторон процесса, события или явления; памятники, отражающие реставрационную, собирательскую и научно-исследовательскую деятельность музея. Для того чтобы наиболее точно выявить и отобрать предметы для экспозиции, ее автор должен уметь критически к ним подходить, раскрывать их содержание, делать на основе их изучения обобщения и выводы.

В эти дни Государственный Исторический музей отмечает свое 130-летие. За это время в Музее собрана уникальная коллекция из 5 миллионов предметов и 14 миллионов листов документов. Выделим 7 самых уникальных экспонатов.

Изборник Святослава

Один из самых, пожалуй, уникальных экспонатов – «Изборник Святослава», время создания которого датируется 1073 годом. В рейтинге самых древних книг «Изборник» занимает почетное третье место, уступая только «Остромирову евангелию» и «Новгородскому кодексу». «Изборник» явил собой выписки из болгарских текстов, которые были сделаны двумя переписчиками - дьяком Иоанном, имя же второго, к сожалению, осталось для потомков загадкой. Из названия древнейшей русской рукописной книги понятно, что создана она была по заказу князя Святослава Ярославовича. Чистота помыслов, совестливость, сочувствие, умеренность, кротость и милосердие – вот только некоторые качества, к которым призывают 25 авторов, чьи тексты вошли в «Изборник Святослава».

«Апостол»

Первая датированная печатная книга Московского государства – «Апостол» Ивана Федорова - была напечатана на французской бумаге в 1564 году. При взгляде на нее поражают удивительной красоты кириллический шрифт и богатые иллюстрации. Возможно, «Апостол» в кожаном переплете, украшенном золоченым тиснением и двуглавым орлом, с посвящением: «Иоанн божией милостью господарь царь и великий князь всея Руси», пролистывал сам Иоанн Грозный.

Царская государственная печать

Как еще можно было доказать подлинность документа, если не печатью?! Первое упоминание о печатях на Руси найдено в договоре X века между Русью и Византией. В Историческом музее кроме многих других экземпляров представлена Государственная печать царей Ивана и Петра. На печати изображен двуглавый орел – герб великого государя, царя и великого князя. Венчают головы орлов три короны, которые «знаменуют» славные царства Казанское, Астраханское и Сибирское. В лапах орел держит скипетр и державу – символы государя, самодержца и «обладателя».

Спорок Алексея Михайловича


Верх шубы царя Алексея Михайловича, спорок – бесценная вещь, которая дошла до наших дней с первой половины XVII века. Шуба на Руси была не просто одеждой, в которой можно было комфортно переносить лютый холод. На пиршество – в шубе, на заседание Боярской Думы – опять-таки в шубе. Эта одежда считалась ценнейшим подарком, который получали отличившиеся на госслужбе. Почти всегда шубы включали в дары для иноземных правителей. Кто попроще шил себе шубу из овчины, состоятельные же выбирали мех соболя, куницы, горностая, лисицы или песца. Мехом непременно внутрь, а сверху – дорогие ткани, кружево, вышивка. Интересно, что цари передавали шубу по наследству, и в том, что сын донашивал шубу отца, не было ничего постыдного. Спорок Алексея Михайловича, скорее всего, был на беличьем меху, которым, впрочем, шуба могла быть утеплена уже после того, как ее носили. Верх спорока покрыт «золотным» атласом, украшенным растительным принтом.

Глобус Блау

Уникальный экспонат картографической науки – напольный глобус Блау – был изготовлен в начале 90-х годов XVII века потомками известного картографа Блау для Карла XI. Диаметр сферы, изготовленной из меди, составляет 173 сантиметра. На грунтованной поверхности земной шар изображен таким, каким его видели картографы XVII века. В высоту глобус превышает 2 метра. В Россию предмет попал только благодаря Петру I – во время своего европейского путешествия царь не смог устоять против очередной западной диковинки и повелел ее купить. Правда, приобретение было сделано не сразу – доверенные лица царя долго торговались, в результате чего стоимость предмета была снижена в 10 раз. В 1710 году глобус доставили в Россию и установили в Лефортовском дворце. В 1733 году модель Земли использовали по ее прямому назначению – изучали географию в Навигацкой школе. Затем предмет занял свое место в музейных экспозициях – сначала в Кунсткамере Петербурга, затем в Румянцевском музее, а с 1912 года – в Историческом.

Письмо на клыке моржа

В 1785 году по указу Екатерины Великой была организована Секретная Северо-Восточная экспедиция, целью которой было открыть новые земли и «стараться оные присвоить скипетру Российскому». Возглавили экспедицию англичанин Джозеф Биллингс и русский офицер Гавриил Сарычев. Последний привлек для участия многих знающих и полезных людей, в том числе переводчика Николая Дауркина, который по своему происхождению был чукчей и обладал обширными сведениями об Аляске. Один из отчетов Дауркина, который он написал на моржовом клыке, хранится в стенах Исторического музея. Интересно, что в документе Дауркин тщательно затер фамилию своего товарища Ивана Кобелева, скорее всего, по причине крупной размолвки.

Сабля Наполеона


Роскошное оружие было презентовано французскому императору за «Египетский поход». Каким образом эта уникальная вещь попала в Россию? Возможно, она была вручена графу Шувалову самим Наполеоном. Как известно, после своего отречения французский император был сослан на Эльбу. Среди тех, кто сопровождал Бонапарта в порт, был и первый адъютант Александра I граф Шувалов. Путь еще недавно обожаемого императора по стране был не простым – кортеж практически не мог останавливаться: его сразу же окружали разъяренные люди, которые пытались вытащить Наполеона из кареты и растерзать. В одну из таких попыток граф Шувалов буквально закрыл своей грудью испуганного императора, возможно, тем самым сохранив ему жизнь. Уже на фрегате «Неукротимый» Наполеон поблагодарил графа за помощь. Тогда-то, вероятно, и был сделан дорогой презент. До Гражданской войны сабля хранилась у потомков графа Шувалова. В 1918 году она была конфискована, участвовала в Гражданской войне в качестве боевого оружия и только спустя годы попала в Музей Красной Армии и Флота, а оттуда – в Исторический музей.

Порядок группировки и организации экспозиционного материала определяет метод построения музейной экспозиции . Методы построения экспозиции развиваются с музейным делом. Первым по времени появления методом построения экспозиций можно считать систематический метод . В результате его применения появляются систематические экспозиции , т.е. экспозиции, построенные в соответствии с классификацией, принятой в определенной профильной дисциплине, отрасли культуры или отрасли общественного производства. Основная структура систематической экспозиции – типологический (систематический) ряд музейных предметов, отражающий эволюцию тех или иных процессов природы, человеческого общества. Часто такой метод экспозиции применяется в естественнонаучных музеях, например в зоологических, биологических, минералогических. Такой принцип организации экспозиции предпочитают академические музеи. Уместен он и в учебных музеях, если педагогические методики нацелены на освоение систематизации и классификации какой-то дисциплины. Систематическая экспозиция позволяет представить эту классификацию наглядно.

Возможны систематические экспозиции и в других профильных группах музеев. Из исторических музеев чаще всего систематический метод используется при создании экспозиций по археологии: такая экспозиция позволяет проследить преемственность традиций и появление новаций при изготовлении предметов и орудий, увидеть эволюцию технических приемов и т.д. (рис. 93).

Рис. 93. Экспозиция Государственного музея азербайджанского ковра и народно-прикладного искусства (Баку, Азербайджан). Тип экспозиции – систематический

Первым в мире систематическим археологическим музеем был Национальный музей древностей Дании. Музей уже к моменту открытия в 1819 г. обладал огромной археологической коллекцией. Попытки представить эту коллекцию в экспозиции музея натолкнули Ведель-Симонсена в 1813 г. на идею представить первобытное прошлое человечества как состоящее из трех эпох: каменного, бронзового и железного веков. Так родилась периодизация первобытного общества, используемая и поныне, ее критерий – смена материала, используемого при изготовлении орудий производства. Появление этой периодизации легло в основу систематизации археологического материала всех археологических музеев в мире.

Систематические экспозиции формируются и в художественных музеях: произведения искусства классифицируются по периодам, по странам, по направлениям, по школам. Внутри школы работы каждого автора, как правило, выставляются рядом, что позволяет проследить формирование авторской манеры, совершенствование профессиональной техники, изменения авторского стиля и т.д.

В России первым художественным собранием, использовавшим систематический метод построения экспозиции, был Эрмитаж: после проведенной в 1793 г. Мартинелли и Георги ревизии собрания развеска приобрела систематический характер – по странам и школам.

Ландшафтный метод , в результате которого появляется ландшафтная экспозиция , чаще применяется в естественнонаучных музеях. Задача такой экспозиции воспроизвести сочетаемость, взаимосвязь и взаимозависимость каких-то компонентов явления или процесса (рис. 94).

Рис. 94. Экспозиционное оборудование фирмы « Reier » (ФРГ).
Витрины для ландшафтной экспозиции

Ландшафтные экспозиции более ориентированы на неподготовленную публику, чем систематические. Этим методом спроектированы, например, экспозиции по местной природе в большинстве краеведческих музеев (в том числе в Приморском объединенном государственном музее им. В.К. Арсеньева и его филиалах в Лесозаводске, Дальнереченске и др.)

Данный метод часто применяется в музеях естественнонаучного профиля. Впервые этот метод был применен при показе естественнонаучных коллекций на Всемирной выставке в Лондоне в 1851 г. В европейских музеях применение метода получает распространение в конце XIX в. Одной их первых музейных экспозиций, целиком построенной на применении ландшафтного метода, была экспозиция Стокгольмского естественнонаучного музея, представленная публике в 1893 г. В России применение метода в дореволюционное время было редким, предпочтение отдавалось систематическим экспозициям. Внедрение ландшафтного метода в отечественное музееведение приходится на советский период и связано с требованиями создать «доступную массам» экспозицию. Один из первых отечественных музеев, перестроивших свою экспозицию на основе ландшафтного метода, – Московский областной краеведческий музей в г. Истра (экспозиция, созданная под руководством Н.А. Евтюхова, представлена публике в 1930 г.).

Характерная черта ландшафтной экспозиции – использование диорам или панорам , содержание которых раскрывается и дополняется музейными предметами, ландшафтными картами, профилями и т.п. Основой диорамы служит одноплоскостная картина-задник , как правило выхватывающая некий «характерный» участок среды, не охватывающий полный круг горизонта, зритель смотрит экспозицию как бы через окно. Картина-задник дополняется макетом местности (трехмерными, объемными предметами, например, макетами характерных деревьев, имитацией травяного покрова и т.п. – для леса; макетами гористых склонов и каменных пляжей – для участков побережья и т.д.), и все это потом наполняется музейными предметами (рис. 95).



Рис. 95. Диорама «Штурм Владимира войском хана Батыя 7 февраля 1238 г.».
Экспозиция расположена в Золотых воротах во Владимире (РФ)

Панорама отличается, прежде всего, организацией картины-задника, которая охватывает полный круг горизонта (т.е. зритель помещается в центр такой экспозиции). В остальном панорама организуется как диорама: картина дополняется макетом местности и музейными предметами.

Если таким образом представляется естественнонаучная экспозиция, то фоном для нее служит макет ландшафта. Представление об этом ландшафте, его составляющих разрабатывается ландшафтоведением (раздел физической географии). Оно должно наглядно представить организацию природы как систему ранжированнных комплексов (географических систем), состоящих из взаимосвязанных компонентов: литосферы, почв, природных вод, атмосферного воздуха, растительного и животного мира (биогрупп) (рис. 96).

Рис. 96. Биогруппа «Леопарды». Фрагмент экспозиции «Отдела природы»
ПГОМ им. В.К. Арсеньева, 2000 г. (Владивосток, РФ)

Диорамы и панорамы применяются в музеях исторического профиля обычно при желании наглядно показать какой-то значительный по задействованной территории процесс или явление: известное сражение (панорама «Волочаевская битва» в музее им. Гродекова в Хабаровске, авторы А.Н. Горпенко и С.Д. Агапов) , освоение территории (диорама «Основание поста Владивосток» в Музее им. В.К. Арсеньева, авторы Рачев и Телешев) и т.п. (рис. 97).

Рис. 97. Площадка для обзора панорамы «Волочаевская битва». Авторы панорамы – А.Н. Горпенко и С.Д. Агапов. Хабаровский краевой краеведческий музей им. Н.И. Гродекова

Гораздо чаще в музеях исторического или комплексного профиля (с наличием исторических отделов) используются ансамблевый и тематический методы построения экспозиций.

Ансамблевый метод сохраняет или реконструирует на документальной основе реальную обстановку жизни конкретного человека, типичную для определенного социального слоя конкретной исторической эпохи среду. Этот метод экспозиции применяется в отечественном музееведении (прежде всего, при создании этнографических, историко-бытовых, мемориальных экспозиций) со 2-й половины XIX в. (рис. 98).



Рис. 98. Экспозиция Российского этнографического музея «Казахи.
Кон. XIX – нач. ХХ в.»: внутреннее убранство казахской юрты (Санкт-Петербург, РФ).
Тип экспозиции – ансамблевый

Основная структурная единица ансамблевой экспозиции – «жизненный» экспозиционный комплекс: интерьер, где музейные предметы представлены в среде своего бытования благодаря воспроизведению реально существовавших между ними связей. Примером такой экспозиции может служить рабочий кабинет В.К. Арсеньева в филиале ПГОМ Мемориальном музее В.К. Арсеньева, а также этнографические экспозиции ПГОМ и его филиалов в крае (рис. 99).

Рис. 99. Фрагмент этнографической (ансамблевой по типу) экспозиции в Музее истории
г. Дальнереченска, 2000 г. (филиал ПГОМ им. В.К. Арсеньева, РФ)

Тематический метод сформирован на основе ансамблевого метода в практике советского музееведения 2-й половины 1920-х гг. для историко-революционных музеев. Позже он получил распространение и в других профильных группах и подгруппах. Задача метода – раскрыть посредством музейных предметов определенный сюжет, создать в сознании посетителя музейный образ отображаемых явлений или процессов. Тематическая экспозиция строится как система взаимосвязанных разделов, тем, подтем, содержание которых связано и обосновано общей концепцией. В центре такой экспозиции должен быть предмет, обладающий наивысшей коммуникативностью, репрезентативностью, экспрессивностью и т.д. – «ударный экспонат», «маяк», как его называли в практике советского музееведения. Остальные предметы формируются вокруг него с целью сопоставления, взаимного документирования. Наряду с центром всей тематической экспозиции, каждый из ее разделов может иметь свои «маяки», «центры притяжения» (рис. 100).

Удачный пример тематической экспозиции – зал «Индустриализация» в Муниципальном музее Рюссельсхайме, открыт для публики в 1976 г. Центр экспозиции – экран, разделенный на 15 секций, поворачивающихся на 180º (похоже на вертикальные жалюзи, но угол поворота в 2 раза больше). На экран с каждой стороны наклеено по групповой фотографии рабочих завода Опеля (для экспозиции были сделаны сильно увеличенные в размерах копии): одна сделана в 1876 г. (вскоре после открытия предприятия), а вторая – в 1902 г. Зритель приводит в действие поворотный механизм, и фотографии меняют друг друга. Описывая концепцию экспозиции, директор музея П. Ширмбек отмечал те отличия изображаемого на фотографиях, которые должны броситься в глаза посетителю, создать у него образ процесса индустриализации, влияния этого процесса на человека и общество. «На фотографии 1876 г. различимы многие черты ремесленнической традиции. Лица и фигуры уверенных в себе, непринужденно расположившихся рабочих выказывают гордость мастеровых. Каждый одет по-своему. Вся группа имеет форму пирамиды; на переднем плане полулежат на ковре ученики, позади них люди сидят на стульях в стиле «бидермейер». Рабочие группируются вокруг одного изделия – верхней части машины для шитья обуви. Люди тепло общаются друг с другом, кое-кто положил руку приятелю на плечо» (в центре фотографии бочка с пивом, некоторые изображенные держат кружки с пивом) (рис. 101).



Рис. 101. Муниципальный музей г. Руссельхайм (ФРГ). Фрагмент тематической
экспозиции. На фото – рабочие завода Опеля в 1876 г.

Снимок 1902 г. «производит совсем иное впечатление… Уже не видно ни гордости, ни уверенности в себе. Наоборот, рабочие выглядят подавленными. Фотография отражает рутину заводского производства с его разделением труда. Люди расположились не пирамидой, а одинаковыми, ровными рядами. Почти все одеты в рабочую униформу. Позы стандартны. Ученики сидят на деревянных ящиках. Жестов, связанных с общением, почти нет» (рис. 102).



Рис. 102. Муниципальный музей г. Руссельхайм (ФРГ). Фрагмент тематической
экспозиции. На фото – рабочие завода Опеля в 1902 г.

Вокруг экрана с фотографиями, как тематического центра, разворачивается вся экспозиция.

Современный музей многолик и постоянно обновляем, что предопределяет многообразие способов работы с посетителем, в том числе и методов построения музейных экспозиций. Указанные четыре метода характеризуют скорее «классические» музеи. Эти методы создают стационарную экспозицию, похожую на стоп-кадр. Даже передвижная выставка, выстроенная таким образом, все равно существует стационарно, воспроизводя один и тот же образ, где бы она ни пребывала. В свое время Е.А. Розенблюм, определяя приемы создания экспозиций, назвал экспозицию «специфическим музейным натюрмортом » (выделено автором). Напомним, что «натюрморт» в буквальном смысле – «мертвая натура». А кто, собственно, захочет смотреть «мертвую натуру»? Тем не менее, есть способы «оживить» созданную таким образом экспозицию. В то же время современный музей разрабатывает иные методы демонстрации музейных предметов, способные оживить экспозицию, сделать ее динамичной, вызвать ассоциации, вовлечь посетителя в экспозицию. Современные художественные музеи часто прибегают к «эстетическому» методу (эстетический метод построения экспозиций) демонстрации произведений, особенно на выставках малоизвестных или молодых художников. Картины развешиваются и не систематически (по школам – их в данном случае может и не быть), и не тематически (с единством сюжетной линии), а исходя из принципа привлечения наибольшего внимания. Это может быть цветовой контраст висящих рядом работ, контраст техники и манеры исполнения, или, наоборот, единство эстетических принципов в разных жанрах (живописи и скульптуре, графике и керамике и т.п.). Примером подобной организации экспозиции могут служить выставки молодых художников Приморья, проводимые галереей «Арт-этаж» (рис. 103).



Рис. 103. Фрагмент выставки работ молодых художников Приморья в галерее
современного искусства «Артэтаж», 2002 г. (Владивосток, РФ)

К современным методам можно отнести и инсталляцию. Инсталляция (от англ. installation – установка) – пространственная композиция, созданная художником из различных элементов: бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, текстов, визуальной информации. Основоположниками инсталляции были дадаист М. Дюшан и сюрреалисты. Инсталляции создавались многими художниками авангарда: Р. Раушенбергом, Д. Дайном, Г. Юккером, И. Кабаковым и др. Создавая необычные сочетания обычных вещей, художник как бы придает им новый символический смысл. Эстетическое содержание инсталляции заключается в игре смысловых значений, которые изменяются в зависимости от того, где находится предмет: в привычном бытовом окружении или в выставочном зале. Инсталляция как метод оформления экспозиции широко применяется в музеях, стремящихся уйти от образа просветителя и в большей степени направленных на развлечение посетителя (говоря иначе, музеев с преобладанием в их деятельности рекреационной функции над остальными). Инсталляция не реконструирует реальные образы и объекты, а направлена на создание яркой ассоциации. Чаще применяется в музеях художественного профиля, особенно ориентированных на современное («актуальное») искусство (рис. 104).

Возможна организация подобным образом экспозиций музеев других профильных групп. Метод широко практикует Музей мадам Тюссо, смешивая в экспозициях героев разных эпох. Вслед за этим музеем его аналоги, например Музей восковых фигур Кунсткамеры (Санкт-Петербург, Россия), регулярно привозящий свои передвижные выставки во Владивосток, используют инсталляцию как метод организации экспозиции. Например, усаживают Ивана Грозного и Сталина за один стол играть в шахматы, Малюту Скуратова снаряжают топором, которым он рубит голову Пушкину, что создает образ тирании и ее приспешников, одинаково ужасных во все времена и т.д. Этот метод, конечно, не позволяет соблюсти научность в экспозиции, но неизменный успех таких выставок заставляет признать, что они имеют право на существование и востребованы публикой. Приход новых методов требует внесения корректировок в понимание концепции музея, которая может лежать и вне сферы какой-либо профильной дисциплины и науки вообще.

Рис. 104. Выставка «Ищите женщину» в галереесовременного искусства «Арка», 2003 г.
(Владивосток, РФ). В центре зала – инсталляция керамических работ О. Калюжной,
выполненная К. Кандыбой

В современном музее присутствуют виртуальные экспозиции – показ компьютерных изображений музейных предметов. В 2000 г. в Государственном историческом музее в Парадных Сенях демонстрировался проект «Календарь истории». Демонстрация проекта заняла год. Экспозиция менялась ежедневно: ее центром была витрина с подлинными предметами, дополнением к ней служили два компьютера, на экране которых демонстрировались изображения музейных предметов (из фондов музеев, но не выставлявшихся в витрине) в сопровождении текстовых описаний. Всего проект «Календарь истории» включал 365 таких экспозиций. Проект позволил менять экспозицию ежедневно, совместить реальную и виртуальную экспозицию, расширить экспозиционные возможности музея применением компьютерных технологий, продемонстрировать посетителям предметы, которые в силу разных причин не демонстрируются на открытом доступе.

Методика создания экспозиции – динамично развивающаяся область современного музееведения, а потому ограничивать ее перечислением традиционных четырех методов (систематического, ландшафтного, ансамблевого, тематического) неправильно, т.к. это мешает воспринимать и сам музей как социальный институт, чувствительный к общественным запросам и настроениям.

Проклятый аметист, Гарем и Золотая шляпа - в обзоре сайт.

У каждого из которых есть своя история, помогающая нам больше узнать о прошлом и людях, живших в нем. Однако за обычными с виду экспонатами порой скрываются секреты, полные скандалов и интриг. Хотите познакомиться с подборкой самых по всему миру?

Храмовый комплекс из Дендура, Музей «Метрополитен», Нью-Йорк.

Нью-йоркский музей «Метрополитен» является одним из самых популярных в мире. Впереди него по посещаемости только парижский “Лувр”. Среди его экспозиции огромное количество великих произведений искусства, но, пожалуй, самым впечатляющим является Храмовый комплекс из Дендура. Он был построен в Египте в XV веке до н.э., а в 1965 Египет преподнес его в качестве подарка США.

При его строительстве пытались максимально приблизиться к природе: колонны, установленные на входе в храм, выполнялись в виде высоких стеблей папируса, связанного с цветами лотоса. Над въездными воротами изображались образы солнца с крыльями Гора, олицетворяющего небо в Древнем Египте. Даже после его “переезда” музей “Метрополитен” постарался создать атмосферу природы Египта: было создано искусственное озеро, украшенное зарослями папируса и подлинными статуями богини Сехмет. Этот комплекс, как и многие другие египетские сооружения, был местом совершения многочисленных религиозных обрядов, и именно с этим связана история потайной комнаты, обнаруженной в храме. До сих пор неясно для чего она была сделана, но, согласно легенде, это было помещение для пророчеств. Египетские жрецы спрашивали вопросы и через какое-то время слышали чей-то голос с ответом.


Кинжал Топкапы, Дворец «Топкапы» в Стамбуле.

Дворец «Топкапы» по праву считался главным дворцом Османской империи до середины XIX века: из него правили страной 25 султанов. Он был построен после завоевания Константинополя в 1475-1478 годах по приказу султана Мехмеда Второго. Сперва во дворце жил сам султан, а в середине XVI века Сулейман I построил во дворце Гарем, где поселились женщины и дети. Сейчас в павильонах дворца Топкапы работает музей.

Там находится богатая сокровищница султанов, среди которых можно выделить Кинжал Топкапы, отделанный тремя изумрудами, 12 большими и 124 маленькими алмазами. Однако прославило его не богатое обрамление - он был орудием убийства многих вероятных наследников на турецкий престол, а момент убийства фиксировали специальные небольшие часы, спрятанные в изумруде на рукоятке кинжала.

Камень Солнца, Национальный музей антропологии, Мехико.

Одной из жемчужин коллекции музея является Камень Солнца, представляющий собой монолитный базальтовый диск с символическим изображением ацтекской космогонии и солнечного культа. Он является одним из старейших памятников ацтекской культуры, датируемый примерно 1479 годом. На диске представлена ацтекская космология – они верили, что до нашей вселенной существовали и погибли ещё четыре вселенные. Сейчас его изображение стало одним из символов ацтекской культуры и известно во всем мире.


Берлинская Золотая шляпа, “Новый музей”, Берлин.

Берлин заслуженно считается одной из мировых столиц современного искусства, однако и там можно отыскать великие и необычные исторические предметы. Для знакомства с одним из них следует отправиться в «Новый музей», который входит в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Среди экспонатов музея представлено множество интересных объектов, среди которых и один из самых загадочных – “Золотая шляпа”.

Данная шляпа представляет собой одну из четырёх известных к настоящему моменту конусообразных бронзовых золотых шляп, обнаруженных в XIX и XX веках на территории южной Германии и Франции. Существует много теорий о ее предназначении. Согласно одной из них, жрецы культа Солнца использовали ее для религиозных и культовых целей, что было широко распространено в Европе позднего Бронзового века. Согласно другой – это был своего рода календарь, и он использовался для астрономических работ.


Проклятый аметист, Музей естествознания, Лондон.

Музей естествознания является одним из крупнейших музеев Великобритании с более чем 70 миллионами экспонатов. Основной фонд музея составляют экспонаты по ботанике, зоологии, палеонтологии и минералогии. Несмотря на то, что наибольшую известность музею принесла его коллекция скелетов динозавров, в его запасниках есть куда меньший по размерам экспонат, вызывающий такой же, если не больший, интерес.

«Проклятый аметист», как и множество других драгоценных камней, был привезен в Англию из Индии. Это произошло в 1857 году, и с тех пор началась его загадочная история. Первой его жертвой стал Уильям Феррис, привезший его в страну. После его смерти камень перешел в наследство его сыну, который не захотел испытывать судьбу и отдал его сотруднику Музея естествознания Эдварду Герону Аллену. Поначалу Аллен не воспринимал всерьез рассказы о несчастьях, которые приносит камень, но вскоре изменил свой взгляд, почувствовав, что в его жизни начинает происходить что-то странное. Однако первая попытка избавиться от камня оказалась неудачной: он выбросил его в канал, но через какое-то время его нашли рабочие и отнесли в Музей естествознания, отдав сотруднику музея Эдварду Герону Аллену.

Отчаявшись, Аллен предпринял последнюю попытку – запаковал его в 7 коробок и отдал в банк с условием, что камень достанут только через 3 года после его смерти. Аллен умер в 1943 году, а через несколько лет его дочь передала камень Музею естествознания, где он сейчас и представлен.


Благодарим за предоставленную информацию телеканал Travel Channel.

Фото: все изображения, использованные при подготовке статьи, являются собственностью их владельцев. знак охраны авторского права распространяется только на текст статьи.

Высший уровень музейной экспозиции характеризируется органическим единством пространственных, экспозиционных, художественных и технических средств, то есть органическим единством всего информационного и эстетического музейного потенциала.

Необходимо музейными средствами и методами добиться того, что бы музейный предмет мог наиболее полно охарактеризовать конкретную историческую эпоху и его образ.

В зависимости от поставленных целей и конкретных обстоятельств может быть реализованы разные подходы решения проблемы взаимодействия экспозиционной тематики и исторической среды памятников Музейное дело России. Под. Ред. Каулен М.Е., Косовой И.М., Сундиевой А.А. - М., 2003.- С.65

По сути создание музейной экспозиции охватывает несколько этапов:

· подготовительный, начальный этап, когда определяется объект музеефикации, формируются основные принципы, ведущие идеи музея.

· второй теоретический этап формирования и определения целей и задач музея, подготовка научной документации, создание концепции, разработка тематического плана, расширенной экспозиционной тематической структуры экспозиции, подбор, комплектование экспонатов, выявление материалов, исследование, датировка и другая обработка экспонатов, работа над проектом музея

· практическая реализация идейного замысла проекта музея.

Следует особо подчеркнуть что именно музейные специалисты должны определить основные идеи музеефикации архитектурных памятников, направлять решения по художественному решению экспозиции.

Учитывать историческую функциональную и структурную среду архитектурного памятника необходимо наиболее полно реализовать основные концептуальные задачи создания музея.

> Методика создания экспозиций

Методика создания экспозиций предполагает коллекционный тип, тематический принципы строительства музейной экспозиции. Экспозиции музеев Казанского кремля в большинстве своем предполагается создать по тематическому принципу, который характеризируется исторической и хронологической последовательность в построении структуры, наличием предметно-тематических комплексов Музейное дело России. Под. Ред. Каулен М.Е., Косовой И.М., Сундиевой А.А. - М., 2003.-С.67

Определение тематики и типов строительства экспозиции становится основой научного комплектования музейных экспонатов. Эта работа осложняется проблемой наличия музейных коллекций. Сейчас вопрос комплектования фондов постепенно решается и экспозиции формируются на основе научной концепции и плана комплектования музеев.

Слово экспозиция происходит от латинского "expositio" -- выставлять и означает в широком смысле любую совокупность предметов, специально выставленных для обозрения. Наиболее раннее определение музейной экспозиции -- часть музейного собрания, выставленная для обозрения. Современное музееведение под музейной экспозицией понимает целостную предметно-пространственную систему, в которой музейные предметы и другие экспозиционные материалы объединены концептуальным (научным и художественным) замыслом. Музейная экспозиция -- основная форма музейной коммуникации. Музейные экспозиции принято подразделять на постоянные (стационарные) и временные; временные экспозиции называются выставки.

Экспозиционная работа - одно из направлений музейной деятельности, основное содержание которого заключается в проектировании экспозиции, монтаже и демонтаже экспозиций, проведении реэкспозиции, наблюдении за состоянием экспозиции, ведении текущей экспозиционной документации.

Само становление музея было связано с открытием собранных коллекций для общества, с их экспонированием. Элементы древнейших "протоэкспозиций" музееведы находят в интерьерах храмов, в выставках товаров на продажу, церемониях военных триумфов Древнего Рима, когда вслед за колесницей триумфатора несли, а затем оставляли на некоторое время для всеобщего обозрения военные трофеи, произведения искусства, захваченные у противника и т.п. Репрезентативные "выставки" драгоценной утвари в поставцах устраивали правители в дни приема важных гостей для демонстрации своего богатства и значительности Музейное дело России. Под. Ред. Каулен М.Е., Косовой И.М., Сундиевой А.А. - М., 2003.-С.70.

В эпоху Возрождения и позднее в XVII-XVIII вв. происходит постепенное становление экспозиции как формы существования музея. В "универсальных" музеях этого времени собирались воедино всевозможные диковины и реликвии, "произведения природы и человека". В музеях долгое время не существовало разделения на "фонды" и "экспозицию". Только к концу XIX века в процессе роста и расширения музейных собраний происходит выделение из них "демонстрационных коллекций" Музееведение. Музеи исторического профиля.//Под редакцией К.Г. Левыкина, В. Хербста.- 76 с.

Конец XVIII - начало XIX вв. выдвигает на первый план научный аспект экспозиции. Предмет интересует создателей музеев в контексте научного знания. Складываются систематические экспозиции. Развитие во 2-й половине ХIХ века этнографических музеев и появление мемориальных музеев вызвало к жизни ансамблевые экспозиции. К концу 1920-х гг. в СССР все более прочное положение завоевывают тематические экспозиции. С 1960-х гг. все большее распространение получают музейно-образные экспозиции, а в 1990-е гг. появляются сюжетно-образные экспозиции.

К 1970-м годам в музейной практике СССР сформировалась последовательность производства работ по проектированию экспозиций и форма проектных документов, которая получила юридическое подтверждение в соответствующих инструкциях Министерства культуры.

Активное участие художника в построении экспозиции сформировалось постепенно. Значительную роль в этом процессе сыграла Сенежская студия под руководством Е.А. Розенблюма, действовавшая в 1950-60-е годы. В журнале "Декоративное искусство" и других периодических изданиях прошли острые дискуссии по вопросу о том, что главное в экспозиции - наука или искусство? Сложность взаимодействия "научной" и "художественной" составляющих экспозиции, все большее усложнение художественных решений, желание добиться адекватного восприятия посетителем экспозиционных образов вызвали к жизни новый проектный документ - сценарий. Ильина Т.В. История искусств // Русское искусство: Учебное пособие. - М., 1994.- С.87

Синтетичность современных экспозиций, театрализация, наличие сюжета и драматургии в построении образа, включение экспоната в сложные смысловые взаимосвязи, обращение к современным техническим средствам - черты музейной экспозиции наших дней. Но это вовсе не значит, что ушла в прошлое традиционная, академическая экспозиция. Более того, как многие посетители, так и музейные работники испытывают своеобразную "ностальгию" по образу традиционного музея с торжественными высокими залами и привычными витринами красного дерева. Уже в 1980-е гг. ряд музеев начинают продумывать и создавать ретро-экспозиции, намеренно воспроизводящие экспозиционные формы прошедших времен.

Проектирование экспозиции - один из важнейших этапов музейного проектирования, включающий процесс разработки документации для создания будущей экспозиции и последующий авторский надзор за реализацией замысла.

В процессе проектирования экспозиции принято выделять в качестве составляющих:

· научное проектирование экспозиции

· художественное проектирование экспозиции

· техническое и рабочее (технорабочее) проектирование экспозиции

Согласно сложившемуся в российском музейном деле 3-х ступенчатому порядку проектирования экспозиции, которому и сегодня следует большинство музеев, на первом этапе создается научная концепция экспозиции.

Научная концепция экспозиции - первый этап проектирования, формулирующий тему и ведущую идею экспозиции, определяющая ее цели и методы достижения этих целей. Концепция включает в себя анализ научной разработанности заявленной темы и состава коллекций музея, из чего следует задание на создание плана комплектования и научную разработку темы. Экспозиционер определяет будущего посетителя - адресата экспозиции, формулирует основные принципы и методы построения экспозиции. Обязательным является анализ помещения будущей экспозиции, особенно если это - памятник архитектуры Никишин Н.А. Язык музея как универсальная моделирующая система музейной деятельности. - Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. - м., 1989. - С.7 - 15.. В общем виде намечается тематическая структура, определяющая последовательность экспозиционных тем и маршрут, ведущие экспонаты и комплексы, диорамы, аудиовизуальные системы. В результате формулируются требования к архитектурно-художественному решению и экспозиционному оборудованию. Наконец, определяется место задуманной экспозиции в системе экспозиций музея и среди экспозиций музеев аналогичного профиля.

Архитектурно-художественная концепция экспозиции (генеральное решение) - основная художественная идея, художественный образ, в который должна воплотиться научная концепция; определяет пространственное построение экспозиции, основное цветовое решение, ведущие экспонаты в залах. В результате работы художника создается ряд эскизов или макет. Разрабатывается после научной концепции или одновременно с ней. Подключение художника к работе уже на этапе становления экспозиционного замысла может значительно обогатить цельный образ будущей экспозиции, подсказать научному сотруднику неожиданные ходы, повороты не только в разработке тематической структуры, но и в самой концепции экспозиции.

На втором этапе научными сотрудниками-экспозиционерами создается расширенная тематическая структура, а художниками - "экспозиционный проект". В этих документах научное и художественное решение детализируется на уровне тем, подтем, экспозиционных комплексов Никишин Н.А. Язык музея как универсальная моделирующая система музейной деятельности. - Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. - м., 1989. - С.15..

Третий этап предполагает создание тематико-экспозиционного плана (ТЭП), на основе которого выполняются монтажные листы - чертежи всех участков экспозиционного пространства и поверхностей, на которых размещаются экспонаты. В практике российских музеев была выработана следующая основная структура ТЭПа:

· наименование раздела;

· наименование темы, подтемы;

· ведущий текст, оглавительный текст;

· тематический комплекс;

· аннотация (объяснительный текст) к комплексу;

· экспонатура (с указанием подлинности, инвентарных номеров, размеров и основных данных атрибуции);

· место хранения экспонатов;

· этикетаж;

В приложениях даются значительные по объему тексты, материалы для создания реконструкций, схем, диаграмм и других вспомогательных материалов. Структура может варьироваться в зависимости от характера экспозиции и особенностей экспозиционных материалов. В случае написания сценария в него переходит определенная часть информации из ТЭПа.

На основе монтажных листов проводится изготовление всего необходимого оборудования, креплений, планшетов для аннотаций и т.п. и осуществляется монтаж экспозиции. Для уточнения и коррекции возможных ошибок перед окончательным монтажом многие музеи проводят раскладку - прикидочное размещение экспонатов в соответствии с монтажными листами, в процессе которой проверяется визуальная совместимость экспонатов и общее впечатление от экспозиции, уточняется ТЭП Музееведение. Музеи исторического профиля. Под. Ред. Левыкина и Харбста. - М., 1988.-С.112.

Сценарий является одним из этапов проектирования экспозиции. Сегодня нет однозначного определения термина "сценарий"; в нем видят "пьесу для режиссера-художника", "сюжет восприятия экспозиции". Пишут сценарий сами музейные работники или приглашают для этого профессионала-литератора. Сценарист разрабатывает "драматургию" раскрытия экспозиционной темы, экспозиционных образов, моделирует и описывает процесс восприятия экспозиции посетителем. Иногда сценарием заменяют тематическую структуру или тематико-экспозиционный план. Сценарий превращается в обязательную форму документации там, где в экспозицию включаются сложные технические средства - слайдфильмы, видеопрограммы и т.п. - разворачивающиеся во времени.

Техническое и рабочее проектирование (технорабочее проектирование) экспозиции заключается в разработке художником совместно с конструкторами, инженерами и экспозиционерами музея комплекса документации, необходимой для изготовления и сборки экспозиционного оборудования, научно-вспомогательных материалов, осветительной аппаратуры и технических средств. Технорабочий проект включает целый ряд документов: светотехнических проект; деталировочные чертежи, по которым изготовляются отдельные детали оборудования; сборочные чертежи, по которым проводится монтаж оборудования; монтажные листы - чертежи участков экспозиционной поверхности с точным указанием расположения экспозиционных материалов; шаблоны - монтажные листы, выполненные в масштабе 1:1; документы по разработке систем отопления, вентиляции, охранной и пожарной сигнализации; эскизы макетов, диорам, монументально-декоративных элементов оформления и других вспомогательных материалов; колористические модули и т.п. Специальная техническая документация разрабатывается на все системы технических средств, применяющихся в экспозиции: звуковоспроизводящие средства, голография, полиэкран, диапроекторы и т.п. В некоторых музеях эти средства объединяются единой автоматической системой управления (аудиовизуальный показ).

К экспозиционным материалам относятся:

· музейные предметы

· фото-, фоно- и киноматериалы

· воспроизведения музейных предметов

· научно-вспомогательные материалы

· тексты и другие формы комментариев

· Экспозиционный комплекс

· Экспозиционные приемы

· Основные типы экспозиций