Кто оформляет выставку в музее. Экспозиционная работа в музее

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Исследование состава современных подходов к искусству дизайна музейной экспозиции как самостоятельному жанру творчества. Определение направлений основных тенденций в области информатизации зон для посетителей при организации художественной экспозиции.

    реферат , добавлен 30.07.2013

    Понятие и основные принципы организации музейной экспозиции, ее эволюция от незатейливых "выкладок" музейных предметов до композиций из многих составляющих в специально организованном архитектурном пространстве. Основные идеи экспозиции и ее структура.

    доклад , добавлен 15.10.2009

    Музейная экспозиция как целенаправленная и научно обоснованная демонстрация музейных предметов. Специфические особенности фотографического изображения, изобразительные средства и выразительные возможности. Изучение роли фотографии музейной экспозиции.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2012

    История становления компьютеризации и автоматизации музейной деятельности. Развитие информационных технологий в Российских и зарубежных музеях. Мультимедийная экспозиция: понятие и особенности. Примеры существующих виртуальных экспозиций и музеев.

    дипломная работа , добавлен 18.09.2015

    Общая характеристика музейной экспозиции, разновидности экспозиционных материалов. Экспозиция в колокольне Ивана Великого. Частные усадебные музеи конца XIX–начала XIX века на примере музея князя П.А. Путятина в Бологом. Музей-институт семьи Рерихов.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2012

    Комплексное изучение главных этапов развития экспозиционного дела в мире. Возникновение и основные этапы развития музейной экспозиции. Современный этап развития музейного дела в Украине. Место культурного отдыха, досуга и создание современной экспозиции.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2009

    Теория сценографии, ее сущность и история, особенности визуального восприятия. Искусство музейной экспозиции и художественная литература. Понятие поэтики вещи, вспомогательные экспозиционные средства в действующих музеях, специфика спектакля предметов.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2010

    История: ГУМа, ЦУМа, "Крокус –Сити". Современный период развития теории музееведения. Музейная экспозиция, методика создания, основные типы экспозиций. Экспозиционный комплекс, приемы. Выставка ландшафтного дизайна в Крокус – Экспо, ГУМе, ЦУМе, IKEA.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2010

Экспозиция выставки – это расположение продукции компании согласно определенной системе. Грамотное оформление выставочного стенда является одной из главных задач экспонента. Стенд является местом расположения экспонатов, здесь же будет работать персонал выставки и встречи с посетителями.

ЦВК «Экспоцентр» проводит масштабные выставки, участие в которых престижно для всех компаний-участников. Оформление экспозиции выставки имеет очень важное значение. Первоначально стоит определить, в каком месте будет расположен стенд, кто будет заниматься его изготовлением и сборкой. Компания может обратиться к организаторам выставок непосредственно в «Экспоцентре», а может решить этот вопрос через стороннюю фирму, занимающуюся изготовлением стендов. Так или иначе, но фирма-участник должна заблаговременно предоставить в выставочную компанию подробный план размещения стендов и коммуникаций.

Часто выставочная компания размещает общий стенд, на котором имеется информация о каждом участнике мероприятия. Помимо общих данных, сферы деятельности и выпускаемой продукции такой стенд содержит информацию об основных достижениях фирм, их главных преимуществах. На таком стенде каждой компании уделено особенное место. К его оформлению стоит подойти особенно тщательно. Информация должна заинтересовать посетителей, привлечь их внимание.

Для того чтобы выставка прошла наиболее успешно, необходимо грамотно оформить экспозицию. Компаниям-новичкам часто это дается с большим трудом, так как подготовка подобного мероприятия требует определенных знаний и навыков. Главное условие успеха – это разноплановость экспозиции. Выставочный стенд должен привлекать внимание как издалека, так и при ближайшем рассмотрении. С дальнего расстояние экспозиция должна привлечь внимание посетителя ярким оригинальным элементом. Вблизи клиенты должны увидеть единую, логически выстроенную композицию, состоящую из экспонатов и информации о компании.

Расположение выставочных стендов

Расположение стенда – это одна из главных составляющих успешной для компании выставки. Этот вопрос должен быть решен в период подготовки к выставке. Местоположение стенда влияет на то, какой тип посетителей желает привлечь компания. Если основная часть клиентов была приглашена заранее, то нет смысла размещать стенд в проходе с большим потоком посетителей. Если же компания ставит целью привлечь как можно больше клиентов именно на выставке, то стенд нужно разместить в наиболее оживленном месте: возле главного входа или в местах главных проходов.

Если выбрана линейная конфигурация стенда, то стоит спроектировать его с максимальной длиной по фронту. Если же планируется вход посетителей внутрь стенда, например, для переговоров, то стоит позаботиться о достаточной его глубине.

По своей конфигурации стенды бывают четырех видов:

  • линейные (располагаются в один ряд с соседними конструкциями);
  • угловые (обзор экспонатов представлен с двух сторон);
  • полуостров (экспонаты просматриваются с трех сторон);
  • остров (стенд окружен проходами).

Чаще всего наиболее выгодные места у главных проходов получают крупные компании либо те фирмы, которые подали заявку на участие в выставке раньше остальных. Часто за лучшее местоположение стенда взимается дополнительная плата. Выбирая место для стенда, целесообразно заранее ознакомиться с тем, где будут располагаться экспозиции конкурентов и лидирующих в данной отрасли компаний. Размер стенда зависит от того, на какой сегмент посетителей рассчитывает компания: на элитных клиентов, средний или эконом-класс.

Составляя макет стенда, стоит помнить и о том, что на одну компанию-участника приходится определенная выставочная площадь. В среднем она составляет 5 кв. метров. Поэтому экспозиция выставки должна быть организована таким образом, чтобы места хватало и экспонатам, и персоналу, и посетителям.

Оформление стендов на экспозиции

Перед тем, как начать составлять макет стенда, необходимо подобрать экспонаты. Для того чтобы сделать это наиболее грамотно, нужно определить, на какие категории посетителей нацелена выставка и что лучше им продемонстрировать, чтобы достичь поставленных целей. Среди возможных клиентов могут быть частные лица, корпоративные потребители и дилеры.

При выборе экспонатов необходимо следовать основным правилам:

  1. Большая часть продукции должна быть представлена в действии.
  2. Экспонаты должны в полной мере отражать ту сферу деятельности компании, которая укладывается в рамки мероприятия. Продукция, не относящаяся к тематике выставки, присутствовать в экспозиции не должна.

Следующим этапом является оформление самих стендов. В первую очередь необходимо определиться, какой тип стендов подойдет компании: стандартный или эксклюзивный. Стандартные стенды однотипны, может варьироваться лишь их размер. Среди расцветок и конфигураций предлагается лишь типовой вариант, не имеющий альтернатив. Для компаний-новичков стандартный стенд станет оптимальным вариантом, не требующим больших финансовых вложений.

Эксклюзивные стенды больше подойдут крупным компаниям, регулярно участвующим в выставочных мероприятиях. Такие стенды изготавливают по специальным макетам с использованием широкого спектра материалов и графики. Эксклюзивный стенд отражает специфику деятельности компании, очень хорошо привлекает внимание.

Экспозиция выставки должна занимать не больше 50% от общей площади стенда. Остальное место отводится под работу персонала и переговоры с посетителями. Работники выставки не должны загораживать экспонаты, их должно быть хорошо видно со всех возможных ракурсов. Лучшее место на стенде стоит оставить под наиболее важные экспонаты – новинки, лидеры продаж и т. д. Текстовая и графическая информация должна быть размещена над или сбоку от экспонатов таким образом, чтобы она хорошо воспринималась визуально.

Составитель: н. с. научно-методического отдела Центрального музея Великой Отечественной войны

Зав. отделом:

Введение

При всем многообразии подходов к созданию музейных экспозиций этот процесс подчиняется определенным правилам, от выполнения которых во многом зависит успех работы. Прежде всего, они состоят в установлении последовательности проведения комплексов работ и хода проектирования экспозиции, что воплощается в разработке типовых документов.

При определении последовательности проведения работы (от планирования, научного проектирования, разработки художественного проекта до технического проекта, исполнения и популяризации экспозиции) создатели экспозиции, руководство музея осваивают и утверждают порядок «технологии производства». Это позволяет представить процесс в целом, сосредоточить внимание на тех участках, от которых зависит его своевременное завершение, и координировать усилия соответствующих отделов музея.

В ходе проектирования экспозиции создаётся комплекс документов, последовательно развивающих и уточняющих её содержание. Введение в практику работы музея унифицированных форм этих документов позволит повысить их научный и содержательный уровень, облегчит процесс их составления, что, несомненно, приведет к экономии времени и средств.

Всё вышеизложенное в основных моментах определено в утверждённом Министерством культуры РСФСР 12 мая 1985 г. "Порядке организации работы музеев, творческих коллективов художников и художественно-производственных организаций по научному и архитектурно-художественному проектированию , оформлению и монтажу, оценке и открытию экспозиций и выставок музеев местного подчинения (кроме художественных)».

В планировании выставочной деятельности важно учитывать социально-демографические характер потенциальной музейной аудитории, со пожелания и предложения.

Выставки - своего рода полигоны, где испытываются те новшества, которые затем могут быть использованы для совершенствования стационарной экспозиции.

Создание экспозиции - коллективная творческая работа (как создание спектакля или кинофильма), в которой экспозиционер участвует, конечно, в качестве главного режиссера, но для успеха дела важно и мастерство художника-экспозиционера, который органически сочетает предметность и достоверность с образностью и эмоциональностью создаваемой экспозиции, и активное участие сотрудников фондовых отделов, которые помогают выявить нужный материал, консультируют научных сотрудников и художников, участвуют в дополнительном сборе материалов.

Список использованной литературы

1. Годунова -методическая работа в музее: Метод. пособие /Центр. музей современной истории России . М., 1990

2. Дружинин дело // Избранные труды. М., l988.

3. , Шулепова выставка: история, проблемы, перспективы. М., 1997.

Получить полный текст

5. Музееведение. Музеи исторического профиля: Учеб. пособие / Под ред. , В. Хербста. М., 1988.

6. Музей в современном мире: традиционализм и новаторство / Труды ГИМ. Вып. 104. М.., 1999.

7. Музейное дело. История XX века в музейных экспозициях. Сб. науч. тр. Вып. 22. М., 1995.

8. Музейное дело в СССР: Актуальные проблемы совершенствования музейной экспозиции: Сб. науч. тр. / Центр. музей Революции СССР. М., 1982.

9. Музейные термины. Терминологические проблемы музееведения: Сб. науч. тр. / Центр. музей Революции СССР. М., 1986.

10. Организация работы над музейной экспозицией: Метод. рекомендации / Гос. Исторический музей. М., 1986.

11. Особенности построения экспозиции: Метод. разработка / Гос. Политехнический музей. М., 1993.

12. Проблемы и практический опыт музеев в современных экономических условиях. / Материалы заседания Южного филиала Научного совета исторических и краеведческих музеев РФ. Краснодар - Тамань, 2000.

Приложение 1

«УТВЕРЖДАЮ» «СОГЛАСОВАНО»

Директор музея Зам. директора по научной работе

___________________ ____________________

«____»_________20 г. «___» ____________20 г.

НАУЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ

экспозиции музея

на тему _______________________________

_________________________________

Зав. отделом ______________________

Научный консультант:

__________________________________

Приложение 2

Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

РАСШИРЕННАЯ ТЕМАТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЭКСПОЗИЦИИ

НА ТЕМУ _________________________________________________

Кв. м ____________________________

Наименование разделов и тем

Наименование экспонатов

Наличие фонда, источники дополнительного комплектования

Примечание

Предвоенный период

Причины возникновения Второй мировой войны

ЗАПОЛНЕНИЯ:

Карта изменения границ государств в Европе в итоге 1-й Мировой войны. 1923 г. (Копия)

После подписания Версальского мирного договора 28.06.1919 г. Фото (копия).

Сектор письменных источников и редкой книги.

Сектор кино-фотоматериалов.

Приложение 3

Примерная форма ТЕМАТИКО-ЭКСПОЗИЦИОННОГО ПЛАНА:

1. Титульный лист (название музея, экспозиционного отдела, номер зала, площадь зала в квадратных метрах , название темы, автор или авторский коллектив, дата составления плана).

3. Введение.

Тематическая структура

Ведущие тексты

Названия комплексов, входящих в тему или подтему

Перечень экспозиционных материалов, входящих в комплекс

Сведения о характере экспозиционных материалов

Примечания (связаны с художественным проектированием)

Указываются точно сформулированные названия разделов и тем; возможно краткое раскрытие идейного содержания каждой темы

Выписываются полностью с указанием на источник

Дается сквозная нумерация комплексов в зале

Перечисляются в соответствии с развертыванием темы. Даются основные сведения об экспонатах

Указывается:

подлинник, воспроизведение, научная реконструкция, вспомогательный материал; инвентарный номер музея или место хранения подлинника, взятого или воспроизведенного из другого хранилища

Указываются композиционные и оформительские решения

Сведения по каждому экспозиционному комплексу отделяются друг от друга чертой.

Для выставок, реэкспозиции отдельных тематических комплексов основой экспозиции может быть использована упрощенная схема:

Проектирование музейной экспозиции

Создание музейной экспозиции – сложный исследовательский, творческий и производственно-технический процесс, который требует совместных усилий научных сотрудников, художников, ди- зайнеров, музейных педагогов, инженеров. В связи с этим составны- ми частями проектирования экспозиции являются: 1) научное проектирование, в ходе которого разрабатываются основные идеи экспозиции и ее конкретное содержание; 2) художественное проекти- рование, призванное обеспечить образное, пластическое воплощение темы; 3) техническое и рабочее проектирование, фиксирующее место каждого экспоната, текста и технических средств. Научное проектирование включает 3 этапа: разработка научной концепции, тематической структуры и тематико-экспозиционного плана.

1) Научная концепция – первый и важнейший этап проектирова- ния, раскрывающий экспозиционный замысел и дающий общее пред- ставление о будущей экспозиции. В научной концепции выбирается и обосновывается тема и главная идея экспозиции, общая тематиче- ская структура и принципы построения крупных разделов и комплексов. Научная концепция включает: 1. Определение ведущих идей современных направлений науки, отбор которых должен явиться стержнем предстоящей экспози- ции и составить основные разделы тематической структуры.
2. Обоснование данной работы, постановка ее целей и задач, опре- деление условий и реальных возможностей ее осуществления (площадь экспозиции, финансовые затраты). 3. Краткий обзор существующих в стране и за рубежом экспозиций по данной или сходной тематике, их структуры и принципы построения. 4. Анализ и характеристика предметной базы экспозиции: наличие фондовых материалов, коллекций по теме, привлечение материа- ла из других музеев, реальные возможности комплектования ос- новного и научно-вспомогательного фондов для проектируемой экспозиции. 5. Обоснование принципов построения экспозиции с точки зрения удовлетворения запросов и интересов различных групп посети- телей, предполагаемая эффективность создаваемой экспозиции, возможность проведения экскурсионной и лекционной работы в экспозиции. 6. Выбор метода проектирования, предложения и рекомендации к художественному проектированию. Оформляется научная концепция в виде единого документа, в состав которого входят чертежи-планы экспозиционных залов с указанием предполагаемых мест размещения экспозиционных раз- делов и крупно габаритных экспонатов – диорам, образцов техники, макетов и т.д.

2) Тематическая структура (тематико-структурный план – ТСП). Следующий этап научного проектирования состоит в разра- ботке тематической структуры. Тематическая структура – документ, который служит основанием для определения последовательности экспозиционных разделов, тем и комплексов и установления маршру- та по экспозиции. В ней перечисляются группы предполагаемых к экспонированию музейных предметов и других материалов. Тема- тическая структура оформляется в тематико-структурный план (ТСП) – документ, который составляется одновременно с подбором экспози- ционного материала и определяет содержание и тематическую струк- туру проектируемой экспозиции. ТСП включает 3 пункта: ведущие тексты, обобщенный перечень экспонатов или их групп с краткой характеристикой, указания на дополнительное комплектование (например, в процессе полевой практики, изыскания в других хранилищах и др.). В зарубежной практике тематико-структурному плану соответ- ствует краткий план-проспект экспозиции – экспозиционный (выставочный) бриф, который разрабатывает сформированная проектная группа. Такая группа включает представителей разных му- зейных подразделений: фондов (хранителя, консерватора); подразде- ления программ, адресованных публике (сотрудников, курирующих подготовку экспозиции, дизайн, образование, издания, маркетинг); администрации (сотрудников, занимающихся финансами, безопасно- стью, обслуживаем посетителей). Смысл проектных команд состоит в их направленности на разработку и воплощение конкретного проекта (бюджет и график работы, бриф).

Бриф – это важный документ, который направляет весь процесс организации экспозиции до ее открытия. План-проспект (экспозиционный бриф) определяет цели создания экспозиции; ожи- даемые впечатления посетителя; поэлементное описание экспозиции, включающее 1) коммуникативные задачи каждого элемента экспози- ции, 2) возможные коммуникативные средства решения этих задач, 3) матрицы движения потока посетителей, 4) эскизы будущей экспо- зиции, рисующие «атмосферу» экспозиции. После одобрения плана-проспекта руководством каждый член проектной группы начи- нает заниматься своей специальной областью: подготовкой сопрово- дительного текста, отбором экспонатов и подготовкой их для показа, планами маркетинга, мерами безопасности, переговорами о предоставлении экспонатов на временное хранение.

3) Тематико-экспозиционный план (ТЭП). На третьем этапе научного проектирования разрабатывается на основе тематико- структурного плана и отобранного экспозиционного материала про- изводится составление основного документа, завершающего процесс научного проектирования – тематико-экспозиционного плана. Этот план представляет собой творческий исследовательский труд, в котором в соответствии с тематикой особо выделяются экспозици- онные комплексы, состоящие из конкретных музейных экспонатов со всеми присущими им научными характеристиками. ТЭП включает следующие пункты: наименования разделов, тем, подием, комплек- сов; ведущие тексты и аннотации; перечни экспозиционных материа- лов, входящих в комплекс; сведения о характере экспозиционных материалов (подлинник, воспроизведение) и их размеры; указание мест хранения материалов и их шифра; примечания по художествен- ному проектированию экспозиции. В итоге создается электронный вариант экспозиции, учитывающий все требования тематической структуры и музейного дизайна (См. приложение). Перед окончательным оформлением тематико-экспозиционного плана нередко осуществляется так называемая «пробная» экспози- ция, или раскладка. Она состоит в том, что предназначенные для экспонирования материалы раскладываются, развешиваются, расставляются в заданном пространстве в соответствии с тематиче- ской структурой. Это позволяет выяснить зрительную совместимость экспонатов, уточнить композицию комплекса, оптимальную нагрузку стен, витрин. В настоящее время широко внедрено в музейную прак- тику компьютерное моделирование экспозиционных комплексов, тем, разделов, залов. Современный тематико-экспозиционный план экспозиции зачас- тую сопровождает сценарий – литературное изложение содержания экспозиции с усиленным эмоциональным воздействием на посетите- лей. Целесообразным считается применение сценария при проекти- ровании экспозиций с нетрадиционной тематикой, а также особенно в детских музеях.

В этой главе особое внимание необходимо уделить изучению концепции и тематико-экспозиционного плана музея истории Томского государственного педагогического университета, данных в приложении.

Контрольные вопросы:

1. Определение научной концепции. 2. Определение тематико-структурного и тематико- экспозиционного планов. 3. Какова структура тематико-экспозиционного плана? 4. Что такое бриф? 5. Чем обусловлена необходимость введения сценария?

1. Музееведение. На пути к музею XXI века: музейная экспозиция. М. 1996. 2. Скрипкина Л.И. Информативность экспозиций историко-краеведческих музеев в свете современных теорий научного познания // Музей в совре- менном мире: традиционализм и новаторство. Труды ГИМ. М., 1999. Вые. 104. 3. Юхневич М.Ю. Текст в экспозиции. Опыт экспериментального исследова- ния // Музейное дело в СССР. Научные основы работы музеев историче- ского профиля. М., 1980.

Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле» - один из крупнейших музеев России, постоянный участник международных туристских выставок «Интурмаркет» (ITM) и MITT, Международного фестиваля музеев «Интермузей», который проводится ежегодно под патронажем Министерства культуры России.

Музею-заповеднику «Куликово поле» всегда есть чем удивить коллег и заинтересовать крупнейших туроператоров. «Куликово поле» - это уникальное сочетание исторических, археологических, этнографических, экологических и культурных проектов. Это заповедная зона - место легендарной Куликовской битвы и сохраненных красот русской природы. Это музей, экспозиционная площадь которого не ограничивается пространством выставочных залов и витрин с ценными экспонатами. Музейная территория простирается на 7,5 тысяч га: это поле Куликовской битвы, шесть особо охраняемых природных территорий и геоботанических памятников, музейно-мемориальные комплексы в селе Монастырщино и на Красном холме, а также 28 археологических и исторических памятников.


В музее-заповеднике «Куликово поле» четыре основные экспозиционные площадки: две в Туле, в музейно-выставочном комплексе «Тульские древности» - музей археологии и интерактивная экспозиция «Секреты тульских мастеров», в историко-этнографическом музее в Епифани «В гости к купцу Байбакову» и музейно-мемориальный комплекс в селе Монастырщино.






Уникальна трехуровневая выставочная комплекса в селе Монастырщино – здесь все посвящено истории Куликовской битвы и Куликова поля, – рассказывает Мария Александровна Воронцова, заведующая экспозиционно-выставочным отделом музея-заповедника «Куликово поле». - Кто жил на Куликовом поле до битвы и почему покинул эти места? Можно увидеть материальную культуру противника Руси: золотоордынская посуда, предметы вооружения и воинского снаряжения. На сегодня ни в России, ни в одной стране мира нет столь подробной, научно обоснованной и полной реконструкции вооружения, доспехов и облика средневекового воина. В сердце экспозиции – витрина с реликвиями Куликовского сражения, найденных на Куликовом поле. Наконечники копий, стрел, фрагменты кольчуги, наносник шлема, сабля – всего более 40 предметов.






В историко-этнографическом музее в Епифани воссоздан комплекс типичной для русского провинциального города усадьбы купца средней руки. Туристы приходят в гости к епифанскому купцу 2-й гильдии Байбакову. Это реальный исторический персонаж. Все что находится в доме – в гостиной, кабинете главы семьи, в спальне, в лавке и в погребе – это подлинные вещи, которые сохранились в Епифани и переданы музею потомками купцов и мещан, основных жителей уездного города конца XIX – начала XX столетий. Особенная достопримечательность епифанского музея – постоялый двор. Это стилизованная под старину гостиница, в которой могут остановиться туристы. Интерьеры и резная мебель выполнены по эскизам художников, которые внимательно изучали старинные фотографии, не упуская из виду ни одной детали.






Выставочная экспозиция музея археологии в Туле небольшая по размеру, но коллекция очень насыщена и уникальна. Она отражает историю тульского края с каменного века до нового времени, находки и результаты научных изысканий Тульской археологической экспедиции с конца 80-х годов XX века - Самый яркий пример экспозиции, особо ценный экспонат – горн диаметром в 3 метра. Были трудности с выемкой его из грунта, транспортировкой, но сейчас он занимает центральное место в выставочной экспозиции. В музее ареологии проходят и временные выставки по результатам полевого сезона, из фондов музея. Например, мы показывали туристам коллекцию глинных трубок. В зале имеется экран для трансляции видеосюжетов, которые специально снимаются к открытию выставки и позволяют не только дополнить рассказ экскурсовода, но и расширить экспозиционное пространство.




Особой популярностью среди маленьких туристов пользуется интерактивная экспозиция в музейно-выставочном комплексе «Тульские древности» - «Секреты тульских мастеров». Ее ядро – реконструкция интерьеров русской избы и предметы, раскрывающие особенности двух исконных тульских промыслов – кузнечного и гончарного ремесел. Это интерактивное пространство, где в игровой форме дети узнают, о русских традиционных играх, как их сверстники учились писать, своими руками могут сделать простенькую игрушку из лоскутков или расписать глиняные игрушки. В музее разработаны десятки познавательных программ, раскрывающих различные стороны жизни тульского мастера XVII-XVIII столетий, в том числе дни рождения, свадебные обряды и т.д. Помимо постоянной экспозиции есть временные выставки: одна из витрин всегда посвящена бытовым традициям, например, истории фотографии с демонстрацией старинных фотокамер и первых снимков. Другая витрина – продолжает рассказ о тульских промыслах. Здесь выставляют свои работы современные тульские умельцы - мастера кружевоплетения, филимоновской игрушки, тряпичных кукол, гончары и кузнецы.