Российская музейная энциклопедия. экспозиционная деятельность. Организация экспозиционно - выставочной деятельности

Как и всякое явление, концепция музейной коммуникации постоян-но меняется в зависимости от перемен, происходящих в обществе и в научном познании. В конце XX в., в период глобализации, мировое со-общество вышло на такой сложный период своей организации, который для успешного функционирования требовал координации, опирающей-ся на информационные процессы. По мнению одного из разработчиков теории коммуникации, Э. Тоффлера, работа с информацией и знаниями стала одной из производительных сил общества.

Музей является одной из таких координирующих систем. В данной статье сделана попытка представить историко-краеведческий музей, имеющий для российской действительности особое значение, в качестве комплексной коммуникативной системы. Поскольку проблема много-гранна, то основное внимание обращено на экспозиционную деятель-ность как квинтэссенцию музейной коммуникации.

XXI в., являясь веком глобальной информации, поставил перед му-зеями ряд проблем, которые связаны с его позицией в качестве социаль-ного института, выполняющего определенные функции в обществе, и, соответственно, его местом в общем информационном пространстве, как отечественном, так и мировом. Решение этих проблем связано с вы-бором модели музейной коммуникации, ее содержания и конкретной техники воздействия. Чтобы понять, какой выбор нам предстоит, обра-тимся к предшествующему опыту. В XX в. музей осуществлял отбор и сохранение образцов культуры, воплощающих общественные ценности. Он рассматривался в качестве дополнительного средства пополнения знаний, полученных в результате образования или чтения книг. Модель музейной коммуникации основывалась на непосредственном соприкос-новении с памятниками истории и культуры. Поэтому когда возник во-прос о представлении вещей в виртуальном информационном простран-стве, это вызвало сомнение у ряда музейных деятелей.

В российском музееведении одной из основных функций музея при-знавалась функция документирования общее шейных процессов и явле-ний посредством памятников. Это подчас приводило к тому, что вещи выставлялись в качестве знаков или воплощения этих процессов. Такой иллюстративный подход позволял манипулировать музейными предме-тами на основании какой-либо идеи авторов экспозиций, либо выстав-лять их в качестве воплощенных ценностей, благодаря чему музей пре-вращался в лавку антиквариата.

В XXI в. на эти проблемы стали смотреть в ином ракурсе. Возник вопрос о качестве знаний, представляющих информацию об истории и культурном наследии страны. Музей стал выступать как институт по-знания исторических и культурных ценностей и расшифровки их значе-ний, а не только сопричастности к ним, рассчитанной на восприятие.

Соответственно, изменилось представление о концепции и миссии музея в обществе. Он стал представляться в виде информационного центра, который разрабатывает и на основе различного вида источников ведет базы данных по истории, культурному наследию и окружающей среде региона. Такую концепцию взял на вооружение Государственный исторический музей - быть источниковым центром по российской ис-тории и культуре. Отличительной чертой этой информационной системы является под-линность, оригинальность и показ в едином пространстве временной перспективы, т.е. историзм.

Изменились и требования к музею российского общества. В услови-ях кризиса, нарастающей неразберихи, неумения предвидеть в музей стали приходить в поисках жизненных ценностей, обретения душевного спокойствия, ощущения преемственности во времени и материала для формирования самобытности. В период перестройки россияне остро восприняли существенную смену общей картины мира. С позиций тео-рии коммуникации это рассматривается как вариант информационной агрессии на базовую культуру. Следует признать, что страна еще не имела опыта воздействия в таких масштабах, поэтому мы не можем ре-ально представить последствия такой агрессии.

В исторической науке с конца 80-х гг. XX в. идет поиск теории, ко-торая представила бы адекватно основу для объяснения прошлого. Плюрализм подходов мало способствует пониманию масс населения, тех или иных исторических явлений, да и сама информация о научных исследованиях почти не доступна. Возникновение империи фольклор-ной истории А.П. Фоменко и его последователей, чьи работы, в отличие от других научных трудов, издаются массовыми тиражами, ведет к дез-ориентации в научном познании и представлениях об истории страны.

В образовании разнообразие учебников, каждый из которых отлича-ет свой подход (за 1997-1998 гг. было напечатано 28 учебников), еже-годная смена методик, введение тестовой системы не могут способство-вать получению адекватных знаний по истории страны. Согласно со-циологическим опросам, школьники лучше знают А. Шварценеггера, чем А.В.Суворова.

Масс-медиа, воспроизводя ситуацию информационной агрессии, подчас еще больше усугубляют дезориентацию в историческом про-странстве.

Наличие этих явлений вряд ли может способствовать социальной адаптации. В обществе, особенно у молодежи, развивается кризис само-идентификации, что представляет определенную угрозу его развитию. Показательны в этом отношении результаты опроса, который НИИ Мо-сковской гуманитарно-социальной академии/провел в 2001 г. среди сто-личных студентов и старшеклассников. На вопрос, готовы ли вы, если будет необходимо, отдать жизнь за Отечество? "Да" ответили 32%, "нет" - 38%, иное - 12%, затруднились ответить 18%.

Все эти факторы поставили музей в ряд немногих общественных ин-ститутов, способных на основе коммуникационной модели, о которой говорилось ранее, представить возможность такой самоидентификации. Переход общества на визуальную культуру еще более укрепил его по-зиции. Визуальное сообщение несет большее число информационных прочтений, чем вербальное, и является универсальным для процесса восприятия. Музейная экспозиция представляет собой именно такой канал. В едином пространстве и времени она может дать представление о тех или иных метрических событиях и явлениях. Однако осуществ-ление такой модели зависит от содержания коммуникации, которое тес-но связано с адекватном интерпретацией культурною наследия страны. Это предполагает умение на основании фрагментов прошлой реально-сти воспроизвести взаимосвязанную картину той культуры и общества, остатком котором они являются.

Та же задача поставлена перед музеями в государственной программе «Культура России 2001-2005» и является одним из основных требований при составлении концепций их развития и социальной оценки эффективности деятельности.

Решение этой задачи связано с семиотической моделью коммуника-ции и представления музейной экспозиции в качестве комплексной се-миотической системы. В конце 80-х - начале 90-х гг. знаковый семио-тический подход начал применяться ко всем культурным явлениям, в том числе и к 4музеям.

В российском музееведении в целях исследования семиотической функции экспозиции были сделаны попытки использо-вания вербальных моделей. Признание лингвистической мутации гума-нитарного знания и моделей коммуникации, основанных на этом подхо-де, способствовало появлению представлений о существовании «языка вещей». Такие музеологи, как М.В. Гнедовский, связывали его с новыми способами осмысления предметного мира в области искусства, дизайна, архитектуры. Н.А. Никишиным была предпринята попытка разработки языка музейной экспозиции.

В результате произошедших перемен в научном познании выясни-лось, что для осуществления коммуникативной функции экспозиции возникла необходимость привлечения новых источников, иного прочте-ния тех, которые считались основополагающими, изменения способов работы с ними с целью извлечения и передачи социальной информации.

Соответственно для того, чтобы процесс коммуникации происходил с наибольшей эффективностью коммуникатору (экспозиционеру) необхо-димо знать музейное собрание во всех ракурсах его коммуникативных свойств и соотносить характеристики источников с сообщениями, кото-рые они производят.

Сложные операции по извлечению и передаче ин-формации могут иметь успешное воздействие в случае, когда они опи-раются на интересы, ценности и идеалы аудитории. Однако очень часто эти условия не берутся во внимание.

Современная маркетинговая стратегия, направленная на предос-тавление услуг и ориентацию на одиночного посетителя, предполагает концепцию гибкой экспозиции, которая рассчитана на разный уровень потенциальных посетителей

Ее создание возможно в случае сочета-ния объема информации и структуры экспозиции, предполагает ис-пользование скрытых планов, читабельности текстов, применения ау-дио-, видео-, компьютерной техники

Подводя итог можно сказать, что координирующая роль музея в случае осуществления функций коммуникационной системы, о которой го-ворилось выше должна возрастать Его информационные ресурсы ог-ромны Их умелое использование может служить российскому обществу в качестве адаптационных, ценностно-нормативных, социализирующих моментов в образовании и воспитании.

1.Научное исследование и представление (показ) музейных предметов. Музейная экспозиция. Выставки, их классификация. Экспонат. Создание экспозиций и выставок.

2. Специальности: экспозиционер, дизайнер. Содержание профессий. Требования к специалистам.

ВИТРИНА МУЗЕЙНАЯ, элемент экспозиционного оборудования , предназначенный для размещения экспозиционных материалов, обеспечивающий их сохранность, защиту и удобство обзора. Выделяют следующие основные конструктивные типы музейных витрин: горизонтальные, вертикальные, настольные, пристенные, подвесные, кругового обзора и др. Каждый тип витрины особым образом направляет внимание посетителя и организует восприятие экспозиционных материалов. Экспозиционные материалы размещаются в витрине в соответствии с монтажными листами экспозиции. Конструкция музейной витрины должна давать возможность соблюдать температурно-влажностный и световой режим в зависимости от типа и характера экспонируемых в ней материалов.

ВЫСТАВКА, временно действующая музейная экспозиция, создаваемая с целью актуализации наследия, удовлетворения запросов различных целевых аудиторий музея, расширения коммуникативных возможностей музея. Выставки повышают эффективность использования коллекций музея, делают доступными для публики коллекции других музейных и частных собраний, позволяют выносить на обсуждение актуальные, в т.ч. социальные, проблемы, представлять новые исследования в профильных науках. Выставки различаются: по месту проведения на внутри-музейные, вне-музейные, передвижные; по содержательным признакам на тематические, проблемные, фондовые, отчётные, персональные, юбилейные и другие. Разновидностью являются постоянно, действующие выставки, дополняющие либо замещающие основную экспозицию музея.

ВЫСТАВКА ФОНДОВ, сложившийся тип музейных выставок . Задачи фондовой выставки – введение в научный оборот и популяризация собраний музея, максимально полный показ музейных коллекций, систематическая демонстрация тех музейных предметов, которые по различным причинам не включены в основную экспозицию музея. Выставка фондов может строиться как по систематическому, так и по тематическому экспозиционному методу .



ВЫСТАВКА НОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ, сложившийся тип музейных выставок ; отражает пополнение музейного собрания за определённый период и общий характер, и направление работы музея по комплектованию фондов.

ВЫСТАВКА МЕМОРИАЛЬНАЯ, музейная выставка , посвящённая памяти какого-то человека или события. При её создании предпочтительным является использование подлинных предметов, в том числе – реликвий .

ВЫСТАВКА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ, выставка произведений искусства. В художественных музеях – основной тип выставок. В исторических, литературных и других музеях выставки художественные могут быть тематическими, т.е., раскрывающими тему через произведения искусства.

ВЫСТАВКА ИЗ ЧАСТНЫХ СОБРАНИЙ, музейная выставка , организуемая музеем на базе материалов, представленных частными лицами, как правило – коллекционерами, собрания которых находятся на учёте в данном музее. На выставке могут быть представлены как частные коллекции в целом, так и отдельные вещи из них. На время проведения выставки музей принимает материалы частных лиц на временное хранение и несёт за них материальную ответственность.

ВЫСТАВКА ВНЕМУЗЕЙНАЯ, выставка , созданная музейными методами и на базе музейных материалов, но размещённая вне стен музея. Монтаж, демонтаж выставки и экскурсионную работу на ней проводят, как правило, сотрудники музея. Учреждение, принимающее выставку, предоставляет для этого специально оборудованные помещения и несёт ответственность за её сохранность.

ВЫСТАВКА ПЕРЕДВИЖНАЯ, музейная выставка , создаваемая для демонстрации в других музеях, на предприятиях, в учреждениях, в школах и т.д., тем самым, значительно расширяющая территорию, на которую распространяется деятельность музея. Часто создаются совместные передвижные выставки нескольких музеев.

ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ музея, область экспозиционной и культурно-образовательной работы музея, связанная с планированием, созданием и эксплуатацией системы выставок. Выставочная деятельность дополняет работу основной экспозиции и позволяет более полно раскрыть профиль и направления работы музея, шире использовать возможности музейного собрания, привлекать материалы из других музеев и из частных коллекций, осуществлять оперативную разработку актуальной тематики музейными средствами и охватывать большее число посетителей. Выставочная деятельность способствует пополнению коллекций музея, отработке и совершенствованию методов экспозиционной и культурно-образовательной работы. В целом выставочная деятельность характеризуется общим числом, тематикой, типами выставок, посещаемостью и соотношением включённых в них подлинников и воспроизведений. Развёртывание системы выставок по актуальной тематике является важным моментом развития всякого музея, способствует более полной реализации его социальных функций.

ГОЛОГРАММА, объёмное изображение предмета, записанное на светочувствительной пластине или плёнке, и воспроизводимое в натуральную величину под воздействием пучка света. В музее голограммы используются как воспроизведения , обладающие высокой экспрессивностью , так как они создают иллюзию реального присутствия предмета.

ДЕМОНТАЖ экспозиции (выставки), разборка стационарной или временной экспозиции. В ней принимают участие научные сотрудники, художники, рабочие-монтажники. Вначале снимаются экспонаты , затем производится разборка оборудования . Если экспозиция была расположена в стенах музея, все музейные предметы сразу же возвращаются в фонды по акту. При демонтаже экспозиции вне музея, например – передвижная выставка, должна быть организована квалифицированная упаковка музейных предметов, подготовка их к транспортировке , а также – их охрана.

ДИОРАМА, экспозиционный комплекс , в основу которого положено специфическое произведение экспозиционного искусства , построенное на совмещении живописного фона (задника) с объёмным передним планом. Диорамы создаются и используются в музеях для усиления эмоционального воздействия при воссоздании значимых исторических событий (в музеях исторического профиля), природного ландшафта (в музеях естественнонаучного профиля) и т.д. Демонстрация диорамы предполагает использование динамических элементов и аудиовизуальных эффектов.

ИМИТАЦИЯ (от латинского «imitatio» – подражание), подражание кому-либо, чему-либо, воспроизведение. В музейном деле имитация означает воспроизведение с возможной точностью в музейном пространстве природных и культурных явлений. Комплекс приёмов позволяет воспроизвести в музейной экспозиции голоса животных и птиц, явления природы (шум морского прибоя, звуки грозы), а также показать культурные традиции, обряды, ремёсла. В современном музейном деле имитация служит одной из форм демонстрации нематериального культурного наследия, традиции, утратившей способность к самовоспроизведению.

КОД (французское «code»), совокупность знаков (символов) и система определённых правил, при помощи которых информация может быть представлена (закодирована) в виде набора таких знаков для их передачи, хранения (запоминания), а также для составления сообщения. В музееведении термин «код» употребляется, как правило, для обозначения совокупности правил построения музейной экспозиции, обеспечивающих её адекватное восприятие музейной аудиторией в процессе музейной коммуникации. Код является одной из составляющих языка музея.

КОНТЕКСТ (от латинского «contextus» – текст, связь, соединение), в лингвистике относительно законченный в смысловом отношении фрагмент письменной или устной речи (текста). В музейном деле понятие контекста необходимо для понимания механизмов формирования общекультурной, научной, коллекционной, экспозиционной или иной ценности музейного предмета. Значимость музейного предмета или экспоната, а также их совокупности (коллекций, экспозиционных комплексов) определяются многими факторами, в т.ч. их местом в более крупных структурах, т.е. контекстах. Экспозиционный комплекс приобретает заданный смысл в контексте экспозиции, отдельный экспонат в контексте экспозиционного комплекса, этикетка или аннотация в контексте социально-обусловленного знания в данной области. Взаимоотношение текста и контекста является основой музейной интерпретации.

НАУЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЭКСПОЗИЦИИ, (от латинского «conceptio» – понимание, система), теоретическое обоснование музейной экспозиции, документ, содержащий изложение основ экспозиционного замысла и научную трактовку темы экспозиции. Создается на основе исследований в области музееведения и профильных научных дисциплин. Научная концепция экспозиции содержит аналитическую и проектную части. В аналитической части дается научная проработка проблемы, анализ коллекционного и научно-исторического потенциала музея, определяется обеспеченность будущей экспозиции предметным материалом и ее место среди экспозиций той же профильной группы и в музейной сети региона. Развернутая научная концепция экспозиции включает анализ социокультурной ситуации в населенном пункте и социологический прогноз. На основе аналитической части создается проектная часть, в которой обосновывается тема экспозиции, формулируются цели, задачи, основные принципы и методы ее построения, структура, адресат (предполагаемая музейная аудитория) и др. Научная концепция экспозиции служит основой для художественного проектирования экспозиции и содержит основные требования к художественной концепции экспозиции. Положения научной концепции экспозиции находят дальнейшую конкретизацию в развернутой тематической структуре и тематико-экспозиционном плане экспозиции. Теоретическая проработанность и структура научной концепции экспозиции определяются сложностью и масштабностью экспозиционного замысла.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭКСПОЗИЦИИ, вид проектной междисциплинарной научно-художественной деятельности по формированию предметной, содержательной и пластической среды музейной экспозиции, включающий научное, художественное, технологическое проектирование, а также информационное обеспечение. Осуществляется коллективом научных сотрудников музея и художников-дизайнеров при участии специалистов по профильным наукам, технологов, инженеров, социологов, психологов и др. Также проектированием экспозиции может заниматься ряд специализированных организаций. Осуществляется поэтапно и включает разработку и принятие основных документов: научной концепции экспозиции, художественной концепции экспозиции, расширенной тематической структуры, эскизного проекта, тематико-экспозиционного плана, монтажных листов, светотехнического проекта, деталировочных и сборочных чертежей, сценария экспозиции.

СЦЕНАРИЙ ЭКСПОЗИЦИИ, вид проектного документа, представляющий экспозиционный замысел в виде сюжетной схемы, связующей научную концепцию с пластическим образом музейной экспозиции. Авторы сценария экспозиции интерпретируют научную идею, создавая произведение экспозиционной драматургии, которую реализует художник в формах пластического искусства и дизайна. Сценарное проектирование – творческий процесс, представляющий собой сложную синтетическую деятельность, не является обязательным элементом проектирования экспозиции; применяется, как правило, для решения сложных и оригинальных задач в презентации и актуализации наследия.

ТЕКСТ (от латинского «textus» – связь, соединение), объединённая смысловым единством последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность, а также наличие текстового объекта и текстового предиката. В семиотике под текстом понимается осмысленная последовательность любых знаков, построенная по правилам данной знаковой системы и образующая сообщение. Музейная экспозиция в широком понимании может рассматриваться как текст, поскольку представляет последовательность знаков-экспонатов, имеет объект – предмет показа и предикат – описание, характеристику предмета. Методология анализа лингвистического текста может в определенной степени быть применена и для анализа текста-экспозиции.

ТЕМАТИКО-ЭКСПОЗИЦИОННЫЙ ПЛАН, один из основных документов научного проектирования экспозиции, определяющий состав и основные характеристики (атрибуцию, размеры, инвентарные номера, шифры хранения и т.д.) экспозиционных материалов, их распределение и группировку по темам, подтемам, экспозиционным комплексам, а также основные тексты к музейной экспозиции. В тематико-экспозиционный план также могут включаться в виде приложений тексты большого объема, указания для создания воспроизведений музейных предметов (объектов) и научно-вспомогательных материалов, документация по использованию технических средств в экспозиции и т.п. ТЭП создается, как правило, на завершающем этапе научного проектирования в соответствии с научной концепцией экспозиции и может корректироваться после осуществления пробной экспозиции (раскладки).

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЭКСПОЗИЦИИ, проектный директивный документ в форме текста и художественного проекта, содержащий основные представления о художественно-образном решении будущей музейной экспозиции, стилевых и пространственно-композиционных принципах ее построения. Художественная концепция экспозиции определяет комплекс взаимосвязанных заданий и мероприятий, которые обеспечивают эффективное использование методов и средств экспозиционного дизайна и средового искусства для осуществления музейной коммуникации, содержит характеристики художественно-конструктивных решений экспозиционного оборудования и применения технических средств в экспозиции, а также предложения по организации комфортной среды для музейной аудитории. На основе художественной концепции создаются эскизные проекты, в которых в виде чертежей, макетов, аппликаций моделируется в определенном масштабе будущая экспозиция.

ЭКСПОЗИЦИОННАЯ РАБОТА, одно из основных направлений музейной деятельности, нацеленное на создание музейной экспозиции и обеспечение ее функционирования как центрального звена музейной коммуникации. Содержанием экспозиционной работы является проектирование и монтаж экспозиций и выставок, наблюдение за состоянием постоянной экспозиции музея и её частичная реэкспозиция в случае необходимости.

ЭКСПОЗИЦИОННЫЙ ДИЗАЙН (от английского «dеsign» – замысел, проект, рисунок), совокупность эстетических и функциональных качеств целостной предметно-пространственной среды музейной экспозиции. Экспозиционный дизайн включает архитектурно-пространственную организацию экспозиционных материалов, конструктивное построение и оборудование, цветовое и световое решение, создание образа и т.п. на основе художественно-композиционных принципов и приемов. Выступает как образно-выразительная составляющая экспозиции, обеспечивает её коммуникативность и высокий уровень утилитарно-функциональных качеств в плане сохранности и презентации экспонатов.

ЭКСПОЗИЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС, структурный элемент музейной экспозиции, представляющий собой группу экспонатов, объединенных тематически, стилистически, визуально. Может включать подлинники, научно-вспомогательные материалы, произведения экспозиционного искусства, объяснительные тексты, сгруппированные в целостную композицию. Создание экспозиционных комплексов предполагает соответствующую группировку материала, определение текста и контекста экспозиции, смысловых центров, ведущих объектов показа с использованием приемов акцентировки и соподчинения предметов для выявления содержания темы, организацию экспозиционных планов. Кроме того, применяются средства экспозиционного дизайна: положение в пространстве, выделение цветом и светом, взаимодействие фактур, размеров; применение соответствующих видов музейного оборудования.

ЭКСПОЗИЦИЯ МУЗЕЙНАЯ (от латинского «expositio» – выставление на показ, изложение), основная форма презентации музеем историко-культурного наследия в виде искусственно созданной предметно-пространственной структуры. Включает архитектуру, музейные предметы и их коллекции, воспроизведения музейных предметов (объектов), научно-вспомогательные материалы, специально созданные произведения экспозиционного искусства, тексты, информационные технологии и т.д. Современная музейная экспозиция является особым синтетическим научно-художественным произведением, которое создается в соответствии с единым идейным замыслом, определяющим принцип отбора, группировку и интерпретацию экспонатов на основе научного, сценарного и художественно-дизайнерского проектирования экспозиции. Являясь центральным звеном музейной коммуникации, музейная экспозиция в соответствии с семиотическим подходом рассматривается как текст, а в соответствии с экономическим – как основной музейный продукт.

ЭКСПОНАТ (от латинского «exponatus» – выставленный для обозрения), первичный структурный элемент музейной экспозиции. В качестве экспонатов отбираются музейные предметы, обладающие наиболее выраженными свойствами и соответствующей сохранностью; могут быть использованы воспроизведения музейного предмета, научно-вспомогательные материалы. Отбор экспонатов является частью музейной интерпретации.

ЭКСПОНЕНТ (от латинского «exponens» («exponentis») – выставляющийся напоказ, показывающий), частное лицо или учреждение, предоставляющие принадлежащие им материалы для экспонирования на выставке или музейном мероприятии. Передача материалов музею юридически оформляется актом приема на постоянное или временное хранение.

История возникновения первых музеев как научных и культурных центров уходит в глубокую древность. Еще в III веке до н.э. был основан богатейший Александрийский мусейон, где знаменитые ученые, собирая и обрабатывая самые различные коллекции, закладывали основы научного подхода к предмету. Коллекции состояли из предметов самых различных областей науки и культуры. Но в то же время античные храмы, а затем и частные лица собирали только произведения искусства. Это были знаменитые коллекции галереи Суммы, коллекции Красса, Лукулла, Помпея, Цезаря. Музеи создавались на основе частных коллекций, существовавших еще в глубокой древности. Считается, что понятие коллекционирование ввел в обиход более двух тысяч лет назад древнеримский оратор Марк Тулий Цицерон. Он назвал им собирание разрозненных предметов в единое целое. Сам он собрал большую коллекцию рукописей и произведений искусства.

Первыми коллекционерами считаются также правители Пергамского царства, жившие за тысячу лет до нашей эры. Есть сведения о большом гербарии древнегреческого философа Аристотеля. Экспонаты для своей коллекции он получал из Ботанического сада в Афинах или от ученых, сопровождавших Александра в его восточных походах.

В Древней Греции распространение получило естественно-научное коллекционирование. Собирали растения, насекомых, раковины, минералы.

Коллекционированием занимался и Юлий Цезарь. Его увлечением были резные камни, чеканные сосуды, статуи, картины древней работы.

Коллекционирование произведений искусства связано с императорским Римом, когда патриции стали украшать свои виллы мозаичными и художественными панно, уникальными гончарными и камнерезными изделиями, тканями лучших мастеров.

В Древнем мире не было музеев в привычном для нас понимании, но дом древнегреческого философа Платона называли “храм муз”, или Мусейон. Дорога из Афин в платоновскую Академию была обрамлена каменными стелами, воздвигнутыми в честь героев-храбрецов. Здесь же находились статуи муз и жертвенники этим богиням искусства. В самом “доме муз” были установлены изображения харит – благодетельных богинь, воплощающих доброе, радостное и юное начало жизни.

Разнообразные собрания накапливались в христианских соборах и монастырях Византии, средневековых Франции, Италии, Германии, Древней Руси. Это были храмы-хранилища культурных ценностей, стихийно накопленные коллекции. Ни Древняя Греция, ни Древний Рим, ни Византия, ни средневековая Европа не знали музеев в современном смысле этого слова. По-существу, это были хранилища ценностей, не ставящие задач систематического коллекционирования, не подвергавшиеся научной обработке, и не рассчитанные на постоянное, доступное публике обозрение.

Реликвиям поклонялись, их не воспринимали как произведение искусства, но происходило то же сопереживание и демонстрация его сакрального или исторического содержания его духовной и художественной ценности. Близость храма и музея чрезвычайно близки по многим своим функциям. И музей, и храм наполнены произведениями искусства и реликвиями. Смысл их нахождения заключается в особой духовной ценности этих предметов. Любой предмет, входящий в интерьер храма, характеризуется теми же свойствами, что и музейный предмет: информативностью, возможностью общения с ним, то есть коммуникативностью; само расположение их подчинено определенному смыслу, одной идее, средствами выражения которой служат как сами предметы, так и их взаимное расположение, а также дополняющее их оформление. Однако, эта «экспозиционность» храмового интерьера строилась не по систематическому или тематическому методу, и даже не по методу ансамблевой экспозиции. Скорее, такой принцип построения можно назвать образным. Предмет участвовал в определенном храмовом действе, имел свое опосредованное место и роль, а, главное, был соединен с другими предметами определенными смысловыми и сюжетными взаимосвязями. Тем самым, первоначально предмет или реликвия были включены в определенный визуально-концептуальный ряд и действие. В дальнейшем развитие экспозиции интерпретировало смысл и степень взаимосвязи предметно-смыслового ряда, каждый раз подчиняя его художественным и научным критериям своего времени.

Музей, музейная экспозиция прямо зависят от стиля, от ведущего художественного направления. В Ренессансе – коллекция искусства экспонировалась в критериях и формах ренессансной архитектурной и художественной регламентации. В барокко – барочной, в неоклассицизме – неоклассической и т.д..

Возникновение многих крупнейших музеев, как в России, так и в Европе относится к XIX веку. Именно тогда сложились знаменитые экспозиции: Салон Каре в Лувре; зал античных мраморов в Британском музее и другие.

      Классификация музейных выставок

Традиционная классификация музейных выставок основана на общепринятом положении о том, что выставка, строящаяся на музейных материалах, представляет собой временную музейную экспозицию. Если основная (стационарная, генеральная и т. п.) экспозиция музея существует в неизменном виде в течение довольно длительного времени, то жизненный цикл музейной выставки обычно намного короче - несколько месяцев или, реже, несколько лет. Иначе говоря, существование стационарной экспозиции традиционно соизмеримо с жизнью поколений, музейная выставка - это, как считают многие музееведы, «событие в масштабе года» .

В этой связи деление музейных выставок на группы осуществляется на основании ряда параметров, важных с точки зрения выставочной деятельности. Прежде всего выделяются содержательно-тематические особенности, посредством которых выставки делятся на ряд устоявшихся типов. Самый распространенный тип - юбилейные выставки, весьма характерные как для советских, так и для постсоветских музеев.

Принято считать, что музейные работники постоянно следят за календарем знаменательных дат, поскольку годовщина события, имеющего отношение к профилю и направлению работы музея, дает повод и возможность для организации выставки, роль которой двояка. Во-первых, юбилейная выставка становится частью широкого общественного празднования памятной даты. Во-вторых, она является своеобразным отчетом музея о научно-исследовательской, фондовой и экспозиционной работе.

Далее следуют монографические выставки, рамки которых не заданы ни юбилейными датами, ни мемориальным характером демонстрируемых предметов. Это, как правило, тематические выставки, посвященные одной теме, одной проблеме или одному конкретному историческому деятелю. Традиционно считается, что в основе таких экспозиций лежит уже известный нам тематико-экспозиционный комплекс, т. е. группа предметов, объединенных не в результате выявленной между ними общности и не в соответствии с мемориально-типологическим принципом, а благодаря использованию присущей разнородному набору экспонатов способности отражать ту или иную локальную тему.

Из подобных комплексов и складывается обычно выставка-монография. Однако возникает вопрос о языковых особенностях монографической выставки, о характере ее потенциальных текстов. Если это всего лишь предметные иллюстрации к популярной монографии, то система тематико- экспозиционных комплексов носит наукообразный характер. А если создается монографическая экспозиция, организуемая в соответствии с принципами построения художественного текста, то традиционные «комплексы» превращаются в экспозиционно-художественные образы, а вся экспозиция - в своеобразное произведение экспозиционного искусства.

Вторым по значению принципом, определенным в процессе традиционной классификации, является характер экспозиционных материалов. Причем вторичность данного критерия основана на устоявшемся в советском музееведении представлении о преимуществе тематического метода построения экспозиции над систематическим (а иначе говоря, иллюстративно-тематического над коллекционным). И действительно, по характеру материалов систематические выставки чаще всего «выпадали» за пределы юбилейных и монографических экспозиций. Данный критерий отражает прежде всего особенности и потенциальные возможности фондовых собраний, становящихся объектом экспозиционных публикаций. Причем экспозиционные материалы могут быть как однородными, так и комплексными. В первую категорию попадают, например, фото-, изо- и тому подобные фондовые выставки. Во вторую - выставки новых поступлений, а также использующие экспонаты из частных собраний и других экспозиций; они характеризуют последние результаты комплектования, связи и контакты с коллекционерами, общественностью и т.п. Однако названный принцип классификации может показаться весьма сомнительным, если учитывать тот факт, что из одних и тех же материалов (фотографий, произведений живописи, вещей, документов) можно создавать самые разные экспозиционные тексты - от фондовых «словарей» до научно-популярных монографий и экспозиционно-художественных повествований.

Третий принцип классификации, парадоксальность которого мы уже отмечали, касается продолжительности работы выставки.

Наконец, четвертый традиционный принцип, скромно обозначенный «местом размещения» и подразделяющий выставки на внутримузейные (стационарные), внемузейные, въездные и передвижные, является, на наш взгляд, одним из важнейших и нуждается в особом рассмотрении.

Кинетические принципы классификации музейных выставок характеризуют их способность к физическому перемещению, что позволяет музею расширять границы своей деятельности. При этом важнейшим критерием данной классификации является тот или иной уровень сохранения музейной специфики. В наибольшей степени этому критерию отвечают стационарные выставки: обладая наименьшим кинетическим потенциалом, подобные экспозиции характеризуются, как правило, максимальным использованием музейных предметов, совершенным техническим оборудованием и художественным решением.

К художественным текстам относятся музейно-образные выставки - экспозиции, строящиеся на основе музейно-образного метода и акцентирующие внимание не на бытовой среде, а на проблемах бытия. С помощью музейных предметов, которые начинают играть роль материальных символов, обозначающих духовные ценности и идеалы, а также архитектурно-художественных, дизайнерских средств создается своеобразный памятник соответствующей теме. По своим языковым особенностям подобные произведения, обладая определенной музейной спецификой (здесь допускается создание «новых экспонатов», имеющих художественную ценность), не выходят за рамки оригинального жанра изобразительного искусства.

В целом интенсификация выставочной деятельности современных музеев в силу уникальности и универсальности выставки как феномена музейной коммуникации позволяет надеяться на сохранение и дальнейшее повышение общественного интереса к музейной культуре.

      Значение музейной выставки как фактора формирования социально-культурной среды региона

Для того чтобы внести некоторую ясность, характеризуя выставку и её отличие от постоянной экспозиции, мы будем использовать понятие экспонат, т.е. «предмет, выставленный для обозрения, начальный, структурный элемент экспозиции». Использование экспонатов в музее зависит от субъективной оценки его музейными сотрудниками, профиля музея, характеризует профессиональный уровень специалистов и формирует имидж музея.

Таким образом, обозначим выявленные отличительные черты музейной выставки от постоянной экспозиции: временность, широта используемых средств (в т. ч. большая активность художественного языка), актуальность тематики, мобильность (кинетические возможности). Приведённых выше доводов, на наш взгляд уже достаточно для того, чтобы убрать знак равенства между временной и постоянной экспозицией музея и соответственно выставочной и экспозиционной работой.

Разнообразие форм построения экспозиции предполагает и разнообразие методов их интерпретаций: традиционных и нетрадиционных. Образовательные программы стали неотъемлемой частью выставок. Стал употребляться термин «edutaiment», означающий тесную связь образования и развлечения или точнее образование через развлечение.

Чётко сформулировано значение этого понятия в сборнике «Терминологические проблемы музееведения». Под выставочной деятельностью музея понимается «область экспозиционной и научно-просветительной работы музея, связанная с планированием, созданием и эксплуатацией системы выставок» .

Понятие музейная выставка в современном её значении начинает складываться в нашей стране с середины 20-х годов. До этого времени понятие «выставка» обозначало основную экспозицию музея. Появилось оно в связи с тем, что в здпасниках музея из-за нехватки экспозиционных площадей или в силу иных причин стали постепенно накапливаться музейные предметы и для того, чтобы их представить публики начали организовывать выставки на короткие сроки. За относительно временными экспозициями музеев закрепилось название «выставка», а за относительно постоянными - «основная экспозиция» .

Первая функция относительно временной экспозиции соответствовала изменившейся ситуации: на выставках показывали то, что хранилось в запасниках. Сначала это были вспомогательные экспозиции, позволяющие демонстрировать новые поступления, затем научно обработанные коллекции, не вошедшие в основную экспозицию и т.д.

Так, постепенно совершенствовалась ведущая выставочная функция, выставка рассматривалась как специфическая и оперативная форма публикации музейных коллекций. Позже в экспозиционную практику музеев прочно вошли и оправдали себя выставки, воспринимавшиеся как своеобразный метод выявления и исследования произведений изобразительного искусства. Просветительская функция музейных выставок, стала доминирующей в середине 20-х годов и полностью была подчинена господствующей идеологии коммунистической партии. Как отмечает Н.В. Серёгин, просвещение полностью сводится к политико-просветительной работе. «Искореняются плодотворные попытки объяснять и изучать педагогические явления, человека. По существу, педагогика потеряла то главное, ради чего она возникла и развивалась».

На стадии преобразования наиболее перспективными в развитии оказываются те элементы, функции которых соответствуют потребностям внешней среды. Анализ развития общества, науки и техники, искусства привел современных философов и культурологов к выводу о том, что «...на смену традиционализму - религиозному, политическому, юридическому, этическому, художественному - в историю культуры пришел креативизм, признавший абсолютную ценность новаторства...».

ЭКСПОЗИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Экспозиционная деятельность - одно из основных направлений деятельности музея; является основой музейной коммуникации и базой для реализации культурно-образовательной деятельности музея.

Музейная экспозиция объединяет музейные предметы на основе единого концептуального замысла, критерием отбора музейных предметов для экспозиции из музейного собрания являются коммуникативные свойства музейного предмета - информативность, экспрессивность, аттрактивность. В экспозиции репрезентативно представлено музейное собрание.


Музей истории МГУ

Многообразие музейных экспозиций можно разделить на ансамблевые, систематические и тематические. В ансамблевых экспозициях сохраняется или воссоздается реальная обстановка жизни или деятельности конкретного человека (или типичная для определенного социального слоя). Систематическая экспозиция организована в соответствии с классификационной системой определённой научной дисциплины. В тематической экспозиции раскрывается определённый сюжет или тема и создаётся музейный образ представляемого события. Сюжетно-образные экспозиции отличаются от тематических большей эмоциональной насыщенностью, созданием запоминающегося образа и рассматриваются в последние годы в музееведческой литературе как отдельная группа экспозиций.



Экспозиция Государственного исторического музея

Представленное деление экспозиций достаточно условно, в основном, в современных экспозициях сочетаются элементы тематических, ансамблевых и систематических экспозиций.

Проектирование экспозиции - сложный многоэтапный процесс, включает в себя научное, художественное, техническое и рабочее проектирование. В научной концепции обосновывается тема экспозиции и её содержание, определяются цели и методы их достижения. Под архитектурно-художественным решением понимают поиск художественного образа будущей экспозиции, способного воплотить научное содержание. Техническое и рабочее проектирование состоит из разработки проектов экспозиционного оборудования, технических средств. Современный уровень развития технических средств является важным фактором восприятия экспозиции, позволяет влиять на эмоциональную сферу посетителя.



Экспозиция Музея почты в Казани

В связи с переменами, наступившими в общественной жизни страны в 1990- е годы, многие исторические и краеведческие музеи демонтировали постоянные экспозиции и работали в режиме временных выставок. В некоторых случаях музеи и сейчас отказались от постоянной экспозиции, активно работая в режиме временных выставок, ориентируясь прежде всего на интересы местного сообщества.

Мобильность выставок позволяет оперативно отвечать на запросы, возникающие в обществе, вводить в научный оборот материалы исследований и знакомить с ними посетителей. В настоящее время демонтированные в 1990-е годы постоянные экспозиции вновь открываются в музеях на основе новой научной парадигмы, при этом в музеях сохраняется активная выставочная деятельность.