Необычные пассажирские самолеты. Самолеты с самой необычной формой (10 фото)

История помнит извечное стремления человека летать, много на это пути было открытий и дерзких попыток переиграть гравитацию, лишь в 20м веке человек полноценно захватил господство в воздухе как по высотам, так и по скоростям. Однако классические компоновки самолетов 20 века удовлетворяли не всех инженеров конструкторов, весь прошлый век пытливые умы пытались построить что-то кардинально новое, чтобы перевернуть представление о воздухоплавании.

В этой публикации мы постараемся рассказать о самых интересных авиасудах прошлого столетия, от почти привычных схем, до фактически «летающих тарелок». Читателям будет интересно узнать, на что замахивались авиаконструкторы мира и что же у них получилось в итоге.

Экспериментально-гоночный самолёт Bugatti 100P

Глядя на этого стремительного красавца и не скажешь, что история его создания началась в далёком 1938 году. Да именно тогда отдел авиационного проектирования итальянской компании Bugatti начал разработку, а затем и строительство самолёта в надежде не только удивить стремительными и смелыми формами, но и победить на Кубке Германии. К сожалению начало войны и тяжёлое экономическое положение после неё не позволило самолёту покинуть пределы ангара.

Истребитель вертикального взлёта и посадки Vought XF5U Skimmer «Шумовка»

Самолёт вертикального взлёта и посадки Vought XF5U разрабатывался для сопровождения караванов снабжения как беспроигрышный метод борьбы с немецкими подлодками. Даже Америка тогда не могла укомплектовывать каждый конвой эскортным авианосцем, а использование «Шумовки» могло решить проблему, так как взлететь она могла практически с любого транспортного судна. К сожалению конструкторов опытные образцы были построены уже после войны и необходимость в Vought XF5U отпала.

Уникальный самолет Proteus

Высотный самолёт Proteus первоначально разрабатывался как мобильный центр обеспечения связи, но в дальнейшем развился в многоцелевую платформу с помощью которой даже будет возможна доставка пассажиров на суборбитальные корабли. Proteus уже поставил несколько рекордов, в частности рекорд высоты полёта — 19 277 метров.

Экспериментальный самолет Lockheed SR-71 Blackbird

Стратегический сверхзвуковой разведчик SR-71 Чёрный Дрозд эксплуатировался американскими ВВС в период с 1964 по 1998 годы. Помимо применённой в его строительстве технологии стелс SR-71 интересен следующими фактами: так как на скоростях более 3300км/ч корпус самолёта нагревается до 400С, специально для Чёрного Дрозда разработали топливо с высокой температурой воспламенения, которое также выступает в роли… хладагента системы кондиционирования кабины пилота.

Оригинальный самолет Northrop YB-35 Flying Wing

Дальний стратегический бомбардировщик XB-35 Flying Wing выполнен по схеме летающее крыло и обладал действительно впечатляющими для своего времени показателями, хотя в серию так и не пошёл. Четыре пары его трёхлопастных соосных винтов приводялись в движение четырьмя 28-ми цилиндровыми двигателями по 3000 л.с. каждый, во избежание перегрева каждый из двигателей оснащался охлаждающей установкой мощностью по 350 л.с.

В 30-ые года в СССР авиационное конструкторское бюро под управлением К.А. Калинина приступило к грандиозному и смелому для своего времени проекту — многомоторному трансконтинентальному самолёту, который был бы способен выполнять широкий спектр задач и в зависимости от нужд мог служить и пассажирским лайнером и тяжёлым бомбардировщиком и самолётом десанта.

Экспериментальный самолет-стенд с вертикальным взлетом VAK 191

При создании самолёта вертикального взлёта и посадки VAK 191 Fokker был построен уникальный летающий стенд SC-1262 оснащённый пятью турбо-реактивными двигателями Роллс-Ройс RB-108. На этом опытном стенде более года проводились различные тесты оценивающие возможности и характеристики силовой установки и бортовых систем летательного аппарата.

Уникальный самолет VZ-9V Avrocar «Летающее блюдце»

В шестидесятых годах прошлого столетия американские ВВС заинтересовались изысканиями канадской фирмы «Авро Эйркрафт», которая всерьёз занималась реализацией проекта дискообразного летательного аппарата способного выполнять вертикальные взлёт и посадку. Хоть самолёт и воплотили в металле, опытный образец не оправдал ожиданий — ЛА постоянно испытывал проблемы с силовой установкой и устойчивостью в воздухе.

Экспериментальный истребитель-перехватчик Leduc 0.22

Истребитель-перехватчик Leduc 0.22 работу над которым вел французский конструктор Рене Ледюк имеет очень своеобразный внешний вид, кроме того пилот в кабине должен был находиться в лежачем положении и в случае внештатной ситуации вместе с кабиной отстреливался от фюзеляжа, а уже после достижения безопасной скорости и высоты лётчик мог покинуть модуль самостоятельно и приземлиться используя собственный парашют.

Экспериментальный Истребитель F-85 Goblin

Легкий истребитель Истребитель F-85 «Гоблин» разрабатывался как самолёт эскорта сверхдальних тяжёлых бомбардировщиков, причём по идее большую часть пути Гоблин должен был проводить в бомболюке сопровождаемого самолёта, а для защиты «хозяина» от атак противника выводился наружу при помощи специальной оснастки. Проект был закрыт из-за трудностей и неудач сопровождавших стыковку F-85 с носителем для обратной погрузки на борт, хотя сам летательный аппарат показал отличные лётные качества.

Гиперзвуковой экспериментальный аппарат Falcon 2. Это, ни много ни мало – самое быстрое воздушное судно, когда-либо созданное американскими военными. Falcon 2 – это экспериментальный ракетный дистанционно управляемый глайдер, спроектированный для передвижения со скоростью 22 Маха. Его идея заключается в создании судна, способного достичь любой точки планеты и доставить туда бомбовый груз в течение одного часа, и для достижения этой цели DARPA разработало этот прочный и лёгкий глайдер. На сегодняшний день испытания проходят не так, как хотелось бы, но программа всё ещё находится в стадии развития.

X-51 Waverider. X-51 Waverider, созданный Boeing в сотрудничестве с Pratt&Whitney Rocketdyne, был сконструирован для преодоления скорости в 6 Маха – что намного превышает возможности любых существующих на сегодняшний день боевых самолётов. Он запускается в атмосферу с бомбардировщика В-52 и затем использует свой двигатель на углеводородном топливе для ускорения до гиперзвуковых скоростей. Финальное испытание Waverider состоится позднее в этом году.

RQ-3 Darkstar. В наши дни военные дроны на слуху абсолютно у всех, но концепция беспилотных боевых самолётов не является чем-то новым. Lockheed-Martin стал пионером этой отрасли в 1990-х годах со своим проектом под кодовым названием «DarkStar». Это была сверхсекретная миссия по созданию беспилотного разведывательного дрона со стелс-возможностями, и хотя проект был закрыт в 1998 году, ходят слухи, что его вернули для проведения «чёрных операций» и использовали в 2003 году в ходе вторжения в Ирак.


Сухой СУ-47. Одним из лучших боевых самолётов России является Сухой СУ-47 – экспериментальный сверхзвуковой истребитель с крылом обратной стреловидности. Уникальная аэродинамика фюзеляжа даёт СУ-47 беспрецедентную манёвренность на скоростях, превышающих 1 Мах. И хотя истребитель никогда не поступал в массовое производство, Сухой предпринимал попытки продать его на открытом рынке вооружений.

Northrop XB-35. Искусство аэродинамики непрерывно развивается, и по мере того, как учёные узнают больше нового о взаимодействии самолёта с воздушными потоками и другими факторами, они улучшают форму своих воздушных судов. Одно из самых важных нововведений в дизайне самолётов появилось в поздних сороковых с разработкой концепции «летающего крыла». Обладая меньшим сопротивлением, эти суда являются более топливо-эффективными. Военно-воздушные силы США подрядили концерн Northrop на разработку бомбардировщика на основе этой концепции, и результатом стал потрясающий воображение XB-35, который совершил множество испытательных полётов, прежде чем его винты начали отказывать, что подорвало разработку проекта.

Boeing X-37B. Когда мы исчерпаем все возможности для войны на Земле, конфликт неминуемо переместится в космос. Это очевидное умозаключение стоит за разработкой Boeing X-37B – совместного проекта NASA и Министерства обороны. После запуска в космос с помощью одноразового ракетного ускорителя, X-37B отделяется и может провести месяц на земной орбите до своего приземления. Все миссии с участием X-37B строго засекречены, поэтому никто точно не знает, что именно он там делает столько времени.


Vought V-173. Названный «Летающим блином», Vought V-173 был одним из самых необычных экспериментальных воздушных судов Второй мировой войны. Со своим круглым дизайном и двумя гигантскими пропеллерами, он был спроектирован для того, чтобы летать на скоростях, намного ниже существовавших на тот день. V-173 имел потрясающую манёвренность и был невероятно прочным – после одно испытательного полёта он перевернулся, и фактически приземлился вверх ногами, но не понёс при этом каких-либо серьёзных повреждений. Это был чрезвычайно примечательный концепт-дизайн, но, к сожалению, ему не нашлось достаточно практических применений, и проект был забыт.


Туполев ТУ-95ЛАЛ. Расщепление атома открыло новые горизонты в искусстве ведения войны, но сами возможности ядерной технологии превосходили простую разрушительную мощь атомных бомб. Мы все знаем, что ядерная энергия произвела революцию в подводных лодках, но Советский Союз предпринимал попытки применить её и в самолётах. В 1961 году был запущен Туполев ТУ-95ЛАЛ – бомбардировщик, модифицированный для использования маленького ядерного реактора в качестве источника топлива. После сорока испытательных полётов программа была законсервирована в силу множественных соображений безопасности.

Ryan X-13 Vertijet. Вертикальные взлёт и посадка будоражили умы авиастроителей в течение всего 20-го века. Тот факт, что традиционным самолётам требуются долгий разбег и взлётные полосы, серьёзно снижает их эффективность на поле боя. Одна из самых умных и уникальных попыток решить эту проблему была предпринята в 1953 году, когда Военно-морской флот США подрядил «Ryan Aeronautical» на создание самолёта, который мог бы взлетать вертикально, переходить на горизонтальный полёт, и затем вертикально же приземляться. Всего два X-13 были построены, прежде чем проект был заморожен.


Аэроцикл De Lackner HZ-1. Разведка является одной из главных задач воздушной поддержки, но применение целого самолёта для разведки местности выглядит нерациональным использованием ресурсов. Или, по крайней мере, так думали создатели De Lackner HZ-1 – одноместной летающей платформы, управляемой с помощью наклонов в разные стороны. Армия приобрела несколько единиц для испытаний, но как оказалось, управлять ими сложнее, чем считалось изначально. Плюс ко всему, расположенные под днищем роторы имели тенденцию поднимать камни и грязь с поверхности прямо в лицо пилоту, если полёт проводился на слишком малой высоте.

Все мы давно уже привыкли к самолетам. К их внешнему виду. Независимо от того, гражданский это самолет, или военный. И мы знаем, что у любого самолета есть два крыла, фюзеляж, киль (хвост) и один или несколько двигателей.

Но, поверьте, так было не всегда. И на заре становления авиации, и во время мировых войн, да и в наши дни появляются аппараты поражающие своим необычным видом.

Опуская время развития самолетостроения в Первую мировую войну, обратимся к 30-м годам прошлого века.

Две страны, Германия и СССР усиленно готовились к войне. На военные нужды не жалели ни денег ни ресурсов. И не удивительно что именно в этих странах появлялись самые необычные проекты в авиации. Талантливым конструкторам удавалось воплотить в реальность самые необычные проекты.

Конструкторами не только СССР и Германии, но и других авиационных держав, опробовались самые необычные схемы самолетов. В основном это были так называемые «бесхвостки», летающие крылья, лишенные вертикального киля. И если такие проекты в СССР не получали дальнейшего развития, то в Германии «бесхвостки» разрабатывались весьма активно. Они получали новые, уже реактивные двигатели и были очень перспективны. Но, история, как всегда, расставила все на свои места. Слабеющая под ударами союзников машина немецкой промышленности, уже не могла обеспечивать фронт даже отлаженными серийными машинами, не говоря уже про экспериментальные «сырые» самолеты.

Вообще, в СССР, как и в Германии, во время усиленной милитаризации режимов, появились целые плеяды талантливых конструкторов, инженеров, проектировщиков. Две страны, как магнитом притягивали перспективных «технарей» своими безграничными возможностями. Бывало, что даже самый безумный и фантастический проект получал свою реализацию в реальной машине за очень короткое время.

В СССР в 20-30-х годах конструктора предлагали и воплощали в жизнь самые необычные проекты. Причем это могли быть как маститые, известные люди, так и молодые, только что из института, но перспективные конструкторы.

К сожалению, локальные военные конфликты, а позднее и начавшаяся Вторая мировая война не дали возможности для развития экспериментальной авиации. Промышленность была переведена на массовое производство серийных самолетов. Стране было не до изысков и опытов.

В Германии ситуация обстояла несколько другим образом. Безумные идеи вождя о мировом лидерстве, а позднее осознание неминуемого краха 3 Рейха, позволяли продвигать самые смелые и неординарные военные проекты.

Надо отдать должное немецким конструкторам, не все эти проекты были мертворожденными. Многие новшества впервые примененные на самолетах люфтваффе, позднее стали нормой в авиации

Многие проекты впервые разработанные в Германии, позднее использовались в самолетостроении СССР и США, которым досталась вся документация и опытные образцы побежденной Германии. На их основе велись дальнейшие исследования и разработки в области авиастроения.

В 35-37 году, в СССР, в ОКБ-16 была разработана уникальная и очень необычная машина – ДБ-ЛК. Инженер Виктор Беляев, профессор, ведущий группы прочности в ЦАГИ, с группой талантливых инженеров создал самолет необычной конструкции. Про эту машину, советский конструктор и истории авиастроения в СССР В.Б. Шавров писал, что она совершенно оригинальна, и не может считаться ни летающим крылом, ни бесхвосткой.

В Германии, самым необычным проектом, пожалуй можно назвать разведчик фирмы Blohm und Voss

Продолжая тему необычных самолетов мира, остановимся еще на одной основной примете обычного самолета – это фюзеляж. Все мы привыкли что у самолета есть один фюзеляж, он же корпус, он та основная деталь в которой располагается кабина и к которой крепятся крылья и хвост. Те кто хорошо знаком с авиацией знают, что есть самолеты типа «рама» то есть имеющие две хвостовые балки.

А вот самолеты имеющие два фюзеляжа, известны немногим.

И опять, пожалуй самыми первыми, здесь снова оказались немецкие конструктора.

В 1939 году, когда разрабатывались планы вторжения в Великобританию, в Германии началось проектирование тяжелых планеров Ju.322 и Me.321. На них планировалась высадка десанта и техники на Британских островах.

Планеры были чудовищно огромными. Достаточно отметить что планер Ju.322 Мамонт имел весил в пустом виде 26 тонн! И имел полезную нагрузку 12 тонн.

Более удачный планер Вилли Мессершмитта Me.321 Гигант был еще тяжелее и имел большую полезную нагрузку. Это был дешевый практически полностью деревянный планер. И кстати, на нем впервые был применен открывающийся нос для доступа в грузовой отсек. Позднее, такой вариант загрузки тяжелых грузовых самолетов был применен в российских и американских конструкциях.

Но такие планера нужно еще поднять в воздух. Подходящих самолетов у Люфтваффе не было. И вот тогда, известный летчик, и удачливый промышленник, генерал-полковник Эрнст Удет предложил сделать из двух бомбардировщиков один, сцепив их крыльями. Что давало двукратное увеличение мощности, а самое главное возможность поднимать в воздух планера-тяжеловесы.

Для проекта были выбраны тяжелые бомбардировщики He 111. Два самолета получили центральную секцию с еще одним двигателем. Такая сцепка получила наименование He 111Z (Zwilling-близнецы). Обе пилотские кабины были сохранены. Только в левой кабине пилот мог управлять всеми двигателями и имел полное оборудование и приборы. Отвечал он и за выпуск и уборку левой стойки шасси, и управлял створками радиаторов левой группы двигателей. В правом фюзеляже, второй пилот отвечал соответственно за правую стойку и правую группу двигателей. Хотя сектора газа у него отсутствовали. В экипаже «сиамских близнецов» были еще два бортмеханика, два стрелка и один радист. Второй, правый пилот выполнял обязанности также штурмана. Такое вот распределение обязанностей было в необычном самолете.

He 111Z (Zwilling-близнецы)

Необычный самолет имел неплохие характеристики, был неприхотлив и принимал участие в боевых действиях на Восточном фронте.

Для сопровождения тяжелых бомбардировщиков ВВС США B-29 требовались дальние истребители. Для участия в налетах на Японию, не было подходящих самолетов сопровождения. Вот тут то американцы прибегли к опыту Люфтваффе. Они взяли самый массовый и самый, пожалуй, удачный самолет P-51 «Мустанг» и соединили его общим средним крыло, и общим стабилизатором. Так появился необычный North American F-82 Twin Mustang.

На 6 июля 1945 года, когда первый прототип XF-82 поднялся в воздух, война уже закончилась, но тем не менее Твин использовался в качестве ночного истребителя. Также он использовался и в своем основном качестве-дальнего истребителя сопровождения.

Но два самолета умудрялись соединять не только крыльями, конструктора догадались из двух самолетов сделать эдакую сцепку, когда один самолет сидит «верхом» на другом. А еще и не один, и не только верхом, а еще и под крыльями.

Таким была разработка инженера В.С. Вахмистрова. Самолет-авианосец, авиаматка, авиа звено, таким были названия необычного проекта, который официально назывался «Звено-СПБ» или составной пикирующий бомбардировщик.

На хорошо апробированный в локальных конфликтах бомбардировщик, конструктора Туполева, ТБ-3 крепились от одного до 4-5 истребителей. Это давало увеличение радиуса действия истребителей. А еще истребители могли нести тяжелые бомбы, с которыми не могли взлететь сами. На подходе к цели истребители отцеплялись от авиаматки, штурмовали с пикирования цель, и возвращались своим ходом на свой аэродром. Самолеты были подвешены под крылом и фюзеляжем, еще пара была на крыле.

При испытаниях такого необычного авианосца, собирался весь персонал испытательного института, зрелище прозвали «Цирк Вахмистрова».

Но «цирк» имел возможность продемонстрировать свою дееспособность и в боевых условиях Второй мировой. 26 июля 1941 года составное звено разбомбило нефтехранилище в Плоешти. Потерь не было. А 10 августа, «Звено-СПБ» утерло нос и остальным скептикам, особенно из штурмовых и бомбардировочных полков.

Мост Карла 1 через Дунай усиленно охранялся и истребителями противника и зенитками. Помимо регулярного снабжения техникой и войсками, через мост также проходил трубопровод из Плоешти в Констанцу.

ВВС РККА многократно предпринимали попытки бомбардировки моста. Но все были неудачными. И вот 10 августа, тройка звеньев- «циркачей» поднялась в воздух. Одно Звено из-за поломки вернулось на базу, пара оставшихся, благополучно выпустила истребители-бомбардировщики. Они с пикирования, с высоты 1800 метров удачно атаковали мост, и вернулись домой без потерь. 13 августа они повторили цирковой номер сильно разрушив мост.

В июле 43 года, с немецкого аэродрома взлетел непонятный самолет. По контурам это был бомбардировщик Ju 88 A4, на котором сидел «вцепившись» в него истребитель Bf 109F-4. Это был взлет прототипа авиационного комплекса Mistel («Омела»). В войсках прозванный «Папа и сын».

Бомбардировщик переделывался под сверхтяжелую бомбу. Для чего вместо остекления пилотской кабины ставился длинный конус детонатора, за которым располагалась взрывчатое вещество (1725 кг.). Самолет взлетал на всех двигателях, после набора высоты, истребитель выключал свой двигатель. При подлете к цели, двигатель «мессера» вновь запускался и он отцеплялся от бомбы, которая с пологого планирования летела на цель.

На фотографии представлен учебный вариант «Мистеля». На Ju 88 оставлена кабина пилотов для отработки взаимодействия пилотов, и отцепления истребителя. В данном случае FW 190 A -8 (F -8). Учебный «Мистель» был захвачен союзниками.

На «роль» бомбы и носителя пробовались и другие самолеты.

Планы Люфтваффе по бомбардировке советских электростанций и других стратегических объектов были сорваны стремительно наступавшими советскими войсками.

В Великобритании еще 1938 году уже была апробирована подобная сцепка двух самолетов. Это были две летающие лодки. Тяжелая лодка Maia с 4 двигателями, несла на себе более легкий поплавковый самолет Mercury, тоже с четырьмя двигателями. В испытаниях участвовал пилот фирмы «Юнкерс» Зигфрид Гольцбауэр, который впоследствии и предложил вариант сцепки самолетов Министерству авиации Германии.

А это уже ВМ-Т Атлант, разработанный мясищевским КБ в середине 80-х годов. Этот самолет был предвестником «Мрии» для транспортировки «Бурана».

Это еще не все необычные самолеты мира. В мире авиации достаточно необычных проектов, которые будут интересны все любителям техники и авиации.

В СССР, никогда не было недостатка в талантливых конструкторах и изобретателях. Проектировались, и воплощались в конструкциях, самые неожиданные технические решения, самые смелые и перспективные идеи.

Практически в каждом КБ, проектирующем самолеты, была своя инициативная группа молодых энтузиастов, которые предлагали неожиданные конструкции и нестандартные конструкторские решения.

22 июня 1966 года, со стапелей судоверфи «Волга», был спущен невиданный по тем временам аппарат. Было непонятно что это. То ли судно с крыльями, или самолет с корпусом лодки. Огромная, длиною около 90 метров, машина, имела небывалый вес в 544 тонны. Машина имела обозначение «КМ», корабль-макет. Но за рубежом, да и в наших авиационных кругах была тут же окрещена «Каспийским монстром», за устрашающий необычный вид.

Машина была уникальна своей универсальностью. Она могла взлетать как самолет, могла плыть как морское судно, или, благодаря своим особенным крыльям, лететь над водой со скоростью 500 км\час.

Испытания шли долго и трудно. Межведомственная неразбериха вносила хаос в работу КБ. Дело в том, что долго не могли решить к какому типу его отнести. По документации, он проходил как военное судно, и принадлежал ВМФ СССР. Хотя испытывали его летчики ВВС.

Испытания продолжались 15 лет, на специальной базе под городом Каспийск. Сырые, недоведенные двигатели, постоянно срывали графики испытаний. На КМ установили 10 ТРД ВД-7, тягой по 13000 кгс. Они и обеспечивали скорость до 500 км\час с грузом свыше 300 тонн!

Первый испытательный полет проводили летчики В.Ф. Логинов, и главный конструктор Р.Е. Алексеев.

К сожалению, в 1980 году, единственный экземпляр КМ, потерпел аварию, из-за ошибок пилотирования. Долгое время он оставался на плаву. Но попыток спасти машину не было. То ли не было средств для этого, то ли на проект махнули рукой. На радость военным блока НАТО, второй экземпляр не был построен. А в 90-е годы из-за хаоса в стране, про грозу морей и авианосцев и вовсе забыли.

Но, как говорится: новое-это хорошо забытое старое

И в последнее время, в СМИ прошли сообщения о возобновлении работ по проекту КМ. Уже создан уменьшенный макет, и готовится полноразмерный 500-тонный. В планах МО и ВМФ, оснастить боевыми экранопланами типа КМ и «Лунь» внутренние флота России к 2020 году.

ВВА-14. Амфибия вертикального взлета.

Еще один уникальный аппарат, уникального человека и конструктора Роберта Бартини.

Итальянец, дворянского происхождения, Роберт Бартини, еще в юности увлекся марксистским движением. Переехав в Советскую Россию в 30-х годах, он с увлечением занялся конструированием самолетов необычных схем.

Вертикально взлетающий экранолет ВВА-14 стал кульминацией конструкторской мысли этого конструктора.

Планировалось что самолет станет универсальным. Способным взлетать и с воды и с твердой поверхности. Причем взлетать как в обычном режиме, так и вертикально.

В 1976 году под Таганрогом испытывался окончательный вариант ВВА. Из-за недоведенности двигателей вертикального взлета, амфибию переоборудовали под экранолет, способный летать в режимах самолета и экраноплана.

Уже после смерти конструктора, машину пытались довести, но интерес у военных к ней пропал, двигатели для вертикального взлета так и не появились, и проект был закрыт.

На фото из музея в Монино, вынесенного в заголовок, видны остатки уникальной конструкции, уже без крыльев и двигателей.

Казалось бы, современная авиация зашла в тупик инженерной мысли и не может предложить ничего более интересного, чем обычные самолёты и обычные вертолёты. Но это не так. Давайте посмотрим на самые удивительные летательные аппараты.

Convair V2 Sea Dart

Единственный в мире сверхзвуковой самолёт-амфибия был построен в 1951 году. По сути, Convair C2 Sea Dart был обычным реактивным истребителем, но его фюзеляж легко переносил длительный контакт с водой, а конструкция корпуса включала подводные крылья – для перемещения по водной поверхности. Несмотря на всю перспективность, проект был заморожен после фатальной аварии на испытаниях, и с тех пор попытки построить сверхзвуковой водоплавающий самолёт больше не предпринимались.

Goodyear Inflatoplane

Действительно уникальную идею предложили американским военным производители шин Goodyear в 1959 году. Надувной самолёт Goodyear Inflatoplane. Весь самолёт (за исключением двигателя и некоторых элементов управления) был изготовлен полностью из резины. В сложенном состоянии Inflatoplane помещался в коробку объёмом в один кубометр, чтобы надуть его требовалось всего пятнадцать минут и простой велосипедный насос. Самолёт обладал прекрасными лётными характеристиками, но военные отказались принимать проект по вполне понятной причине – чтобы сбить Inflatoplane было достаточно всего одного попадания из любого стрелкового оружия.


NASA Ames AD-1

В 1979 году исследовательский центр Эймса при НАСА совместно с авиаконструктором Бёртом Рутом построили первый в мире самолёт с косым вращающимся крылом. Крыло такого самолёта могло приводиться в положение, параллельное кокпиту. Это позволяло летательному аппарату изящно управляться с воздушными потоками. По сравнению с самолётом традиционной конструкции, лобовое сопротивление Ames AD-1 было до 20% меньше, волновое сопротивление – до 26% меньше, и весил он на 14% меньше «прямокрылых» самолётов. На испытаниях AD-1 показал отличные результаты, за всё время его освоило 17 лётчиков, и всё же проект приостановили, а один единственный экземпляр самолёта поместили в музей Сан-Карлоса. Но технология не умерла, и сегодня ведутся работы по созданию беспилотников с косым вращающимся крылом.


Vought V-173

Разработки по созданию самолёта с вертикальным взлётом американцы начали задолго до Второй мировой войны. Однако первый такой действительно эффективный самолёт появился только в 1942 году. За свою причудливую форму (фюзеляж представлял собой почти идеальный круг) Vought V-173 получил прозвище «летающий блин». В движение самолёт приводился двумя огромными пропеллерами, для каждого было предусмотрено по одному 80-сильному двигателю. Предполагалось, что Vought V-173 будут использовать для перехвата вражеских самолётов с авианосцев. Экипаж состоял из двух пилотов, снизу от корпуса конструкторы планировали разместить вооружение, на носу – высокоточный радар. Но ничего из этого не произошло, из-за низкой мощности двигателей и серии неудачных испытаний V-173 уступил место более продвинутым истребителям с вертикальным взлётом, но навсегда остался в памяти авиаконструкторов всего мира как «летающий блин».

Bell P-39 Airacobra

С виду обыкновенный американский истребитель периода Второй мировой войны отличался очень необычным элементом конструкции: его двигатель был расположен сзади кабины пилота. Эдакий Porsche среди самолётов. Такое инженерное решение давало «Аэрокобре» целый ряд преимуществ: лучшая манёвренность, аэродинамика, лучший обзор, возможность размещения более тяжёлого вооружения и т.д. Bell P-39 был настолько хорош, что большая часть всех выпущенных самолётов (более 4500 экземпляров) была поставлена в СССР по лендлизу.


​Уважаемый читатель, совсем недавно мы с тобой имели возможность поговорить об очень интересном направлении технического прогресса, и судя по откликам, интересном не только мужчинам но и нашему прекрасному полу, дорогим женщинам. Говорили мы об , о захватывающей истории, прекрасных, хоть и не всегда, концепциях и дизайнах. Согласен, тема довольно интересная, тем более, что она волнует, почти всех, потому что ежедневно мы сталкиваемся с этим видом транспорта и многие имеют возможность управлять своим прекрасным автомобилем.

В сегодняшней статье я хотел бы предоставить материал о не столь далеком, несмотря на его частое место пребывания, виде транспорта — самолёте. А именно о редких, порой странных и сумасшедших идеях и конструкциях, как наших, так и зарубежных конструкторов-авиастроителей.

Что говорить, полет на самолете приносит массу удовольствий. И я не ошибусь, если скажу, что человек, который хоть раз пользовался услугами аэрофлота, остался под прекрасными впечатлениями. Хотя… Если посмотреть на чудеса авиастроения, о которых мы будем говорить сегодня, наверное я буду в своих суждениях немного осторожней.

Поехали? Или правильнее будет сказать: «Полетели!»

Очень часто конструкторы самолётов проектируют свое «детище» вокруг центральной концепции функциональности. Однако иногда они просто хотят доказать, что их машина летает. Дизайнеры, от UFO-подобных блюдец до надувных самолётов попробовали и испытали почти все. Некоторые из этих причудливых, странных созданий стали источником для будущего поколения летательных аппаратов, в то время как другие пылятся в музеях или еще хуже, ждут своей участи на «кладбищах».

Топ-10 самых странных самолётов, существовавших в истории авиастроения.

The Goodyear Inflatoplane (Надувной аэроплан Goodyear)

Чтобы начать список самых странных самолётов, которые существовали в истории человечества, позвольте мне просто сказать вам, что создание надувного самолёта для спасения солдат в окружении, на поле боя, было, мягко сказать, не яркой идеей. Однако именно и пыталась это сделать компания Goodyear, когда продавала свою идею нового надувного аэроплана американской армии в 1956 году.

Естественно, армия заинтересовалась и была впечатлена этой странной идеей и попросила Goodyear разработать некоторые прототипы для тестирования.

Первоначальный прототип, GA-33 был построен и полетал менее чем 12 дней. Это был в основном огромный воздушный шар с воздушным двигателем сверху. Крылья, сиденье и хвост были сделаны из прочной авиационной ткани, разработанной Goodyear исключительно для Inflatoplane. Названный Airmat, он был изготовлен путем сплетения слоев прорезиненного нейлона с тысячами нейлоновых нитей. Остальная часть фюзеляжа была обычным дирижаблем. Давление, необходимое для поддержания жесткости планера, обеспечивалось воздушным компрессором, который приводился в движение тем же двигателем мощностью 40 лошадиных сил, который приводил в движение самолет.

Когда он не использовался, весь самолет и его двигатель можно было упаковать в коробку, достаточно маленькую, чтобы ее можно было перевозить в тачке. Коробку можно было также возить в задней части джипа, грузовика или даже сбрасывать с парашютом с самолета. Большая идея заключалась в том, чтобы сбрасывать упакованный самолет за вражеские линии, затем солдат мог использовать ручной насос, чтобы накачать его и подготовить к полету менее чем за 6 минут. Более поздние прототипы, такие как GA 468 и GA 467, включали более мощный 60-сильный двигатель наряду с двухместными вариантами.

После долгих испытаний армия сделала вывод, что самолет просто не практичен, чтобы использоваться в качестве спасательного и разведывательного самолета. И нетрудно понять, почему надувной резиновый самолет, который летит со скоростью 55 миль в час, не совсем то, что хотел бы получить солдат. К 1959 году Goodyear прекратила производство Inflatoplanes, и программа подошла к концу. Тем не менее, это один из тех странных самолетов, которые действительно имели место в авиастроении.

The Stipa-Caproni (Стип-Капрони)

Этот уникальный самолет, также известный как «Летающий бочонок», был детищем итальянского авиационного инженера Луиджи Стипы и до сих пор считается одним из необычных самолетов.

После глубокого изучения принципов динамики, инженер-конструктор считал, что если двигатель с пропеллером будут помещены в коническую трубу, общий выход тяги будет увеличен. Он назвал свой проект «intubed propeller».

Чтобы проверить свою теорию, он стал сотрудничать с известным итальянским авиаконструктором Капрони и в 1932 году начал работать над прототипом. Стипа использовал двигатель De-Havilland Gipsy 3 мощностью 120 лошадиных сил, прикрепленный к деревянному пропеллеру с двумя лопастями. Вся сборка была заключена внутри крупногабаритного трубчатого фюзеляжа самолета.

Результаты тестового полета доказали, что новый дизайн был аэродинамическим чудом. Несмотря на слабый двигатель и короткий размах крыла, самолет показал большую стабильность. Однако он не смог достичь высокой скорости из-за большого количества сопротивления, создаваемого фюзеляжем. Это ограничило максимальную скорость самолета до 81 мили в час. Однако Луиджи не волновала максимальная скорость.

Показания подтвердили, что его конструкция была пригодна для применения в двигателях более крупных самолетов, таких как бомбардировщики и коммерческие авиалайнеры. Затем Луиджи обратился к итальянскому правительству и попросил предоставить ему финансирование, для того, чтобы перевести его проработанный дизайн пропеллера на следующий уровень. Несмотря на то, что пилоты-испытатели подтвердили преимущества его конструкции, правительство больше интересовалось скоростью летательных аппаратов. Следовательно, проект Stipa Caproni был пересмотрен и забыт.

The Blohm & Voss BV 141

Уже в 1937 году нацистские военно-воздушные силы нуждались в самолёте-разведчике. Для выполнения этой задачи были выбраны два аппарата: Focke-Wulf 189 «Uhu» и совсем новая разработка — асимметричный тактический разведывательный самолет Blohm & Voss BV-141 (LINK 5). Позже он вошел в список самых необычных летательных машин.

Focke-Wulf был обычным двухдвигательным самолётом и был официально объявлен победителем. Однако дизайн BV 141 был настолько многообещающим, что министерство тайно приняло решение продолжить исследования самолета.

В отличие от других самолетов своего времени, BV 141 использовал асимметричный подход. Самолет был разделен на две отдельные секции, соединенных вместе крылом. В главном корпусе размещался двигатель BMW, а кабина экипажа находилась вдали от тела, на крыле. Дизайн был вдохновлен идеалами бывшего летчика Ричарда Фогта, который был конструктором в Blohm & Voss.

Самолет был, безусловно, лучшим самолетом наблюдения, чем Focke-Wulf 189 и, несомненно, одним из странных самолетов. Несмотря на заказ в 500 таких машин, проект был остановлен из-за различных факторов. Позже бомбардировка союзников уничтожила главный завод «Фокке-Вульф», в результате чего около 80% рабочей силы Blohm & Voss перешли на производство самолетов «Фокке-Вульф».

Hughes H4 Hercules

Еще в 1942 году американское правительство нуждалось в крупногабаритном грузовом аэросудне, которое могло бы перебрасывать войска и грузы через Атлантику в Европу.

Шла Вторая мировая война. Нацистские корабли и подводные лодки постоянно атаковали американские суда снабжения, которые пытались добраться до Европы. Авиационный магнат и миллиардер Говард Хьюз ответил предложением, которое никто в то время не считал разумным — H4 H4.

Если этот проект будет завершен, это будет самый большой из когда-либо построенных самолетов, а также самый большой летающий корабль.

— сказал Говард Хьюз.

Еще более интересно то, что когда Хьюз подписал контракт с армией, ему запретили использовать металлы при строительстве его гигантского самолета, так как это было военное время, а металл был в дефиците. Поэтому Хьюз решил сделать гигантский самолет из дерева.

Война затянулась, и люди стали сомневаться в Хьюзе, который не мог закончить разработку своего гигантского «летающего голландца». Пресса начала издеваться над ним, называя его творение «елочкой». На самом деле самолет был сделан из ламинированной березовой древесины.

Хьюз продолжал работать над самолетом до тех пор, пока он не был готов в 1947 году. Во время короткого рейса в районе Лонг-Бич-Харбор Хьюз решил выяснить, может ли его самолет летать. Он сделал это. Его творение пролетело всего милю, на высоте 70 футов над поверхностью океана. С тех пор он никогда не летал и является единственным в своем роде.

До настоящего времени он занимает рекордное первое место по размаху крыльев любого из когда-либо построенных самолетов, включая гигантов, таких как Ан-225 и Airbus A380, не говоря уже об одном из странных аэротворений, которые поднимались в небо.

Vought V-173 / XF5U-1 «Flying Pancake» (Летающий блин)

Это, безусловно, одна из необычных конструкций летательных аппаратов, которую с легкостью можно внести в сегодняшний список.

После нападения японских ВВС на американский флот в Перл-Харборе, военному ведомству США нужен был самолёт, который мог взлететь и приземлиться в ограниченном пространстве, таком например, как палуба авианосца. Ожидалось также, что новый аппарат будет эффективным в боевых столкновениях с подводными лодками и истребителями. Разработку поручили компании «Vought», которая была известной по выпуску знаменитых истребителей F4U Corsair.

В 1942 году компания начала работать над дизайном «Flying Flapjack», формой, которая не имела носа, хвоста или секции крыла. Вместо этого все тело напоминало похожую на блин форму, с двумя пропеллерами, торчащими на кончике каждой стороны.

Первый прототип был назван V-173. Он действительно впечатлил во время тестовых прогонов, демонстрируя способность взлетать и приземляться на чрезвычайно низких скоростях. Это было связано с тем, что в отличие от большинства обычных самолетов, все тело V-173 участвовало в подъеме аппарата при подъеме в небо. Корпус также был очень стабильным и практически не препятствовал движению во время полета. Все это сделало его идеальным кандидатом для авианосцев.

Вскоре ВМС начали финансировать производство и тестирование усовершенствованной версии XF5U-1. Это был в основном модернизированный V-173 с большими двигателями и более крупным кузовом. Конструкторы также собирались использовать легкий материал для корпуса самолета. Это была сердцевина пробкового дерева ламинированная алюминием. На то время это казалось фантастикой.

Предполагалось, что XF5U будет иметь максимальную скорость 425 миль в час при скорости посадки всего 20 миль в час. Однако дизайн страдал от чрезмерных колебаний в отсеках двигателя. Эти вибрации могли потенциально дестабилизировать самолет в полете, поэтому испытания были отложены. К тому времени, когда проблемы были решены, война закончилась, и военные стали переключать свое внимание на реактивные самолеты, которые выглядели гораздо более перспективными.

The Bаrtini Beriev VVA 14 (Бартини Бериев VVA 14)

Bartini VVA 14 был экспериментальным прототипом гидросамолета, разработанного в Советском Союзе во время холодной войны. Конструктором этого странного самолета был итальянский авиационный инженер Роберт Бартини.

Когда Советский Союз начал опасаться, что США начнут ядерное нападение на них со своих подводных лодок, руководство страны обратилось в авиационную компанию «Бериев», которая хорошо была известна разработками своих гидросамолётов.

Было решено построить самолет-амфибию, который мог взлетать с суши и воды, мог скользить на высоких скоростях на поверхности океана, а также обладать способностями VTOL (Вертикальный взлет и посадка). Самой главной его задачей была охота на субмарины армии США.

В случае успешного развития VVA 14 оказался бы серьезной угрозой для любых западных военно-морских сил, пытающихся вторгнуться в советские воды. Разработка первых прототипов началась в начале 1970-х годов.

Корпус аппарата напоминал фюзеляж самолетов-бомбардировщиков, с вытянутыми с обеих сторон рукавами-понтонами. Одно прямое крыло обеспечивало подъем, а два турбовентиляторных двигателя обеспечивали движение в воздухе. Сначала самолет использовал надувные понтоны, но позже переключился на металлические, чтобы обеспечить высокоскоростное передвижение по воде. Еще два турбовентилятора были добавлены к переднему концу фюзеляжа, чтобы обеспечить ему высокую скорость на водной поверхности.

К сожалению, окончательный проект так и не был завершен, так как компания, которой было поручено поставлять реактивные двигатели, необходимые для вертикального взлета, никогда не доставляла их вовремя. Бартини умер в 1974 году, и с его смертью самолет начал сталкиваться с многочисленными проблемами во время тестовых испытаний и, наконец, проект был оставлен. А жаль.

Последний оставшийся VVA 14 находится в демонтированном состоянии в музее военно-воздушных сил в Монино, Москва.

The Konstantin Kalinin K-7 (Константин Калинин К-7)

Один взгляд на этот самолет, и вы определенно можете сказать, откуда он прилетел. Из России. Извините, в этом случае из СССР, поскольку этот самолет был построен в 1930-х годах.

Целью его было служить бомбардировщиком / грузовым самолетом. K-7 был самым большим самолетом своего времени, с размахом крыла выше, чем у B-52, поэтому он с важностью приземлился прямо на этот список необычных летательных конструкций.

Он был создан бывшим летчиком 1-й мировой войны Константином Калининым. Конструкция самолета была довольно неортодоксальной, с небольшим центральным фюзеляжем и гигантскими, толстыми крыльями. Шасси было встроено в две понтонные конструкции под крыльями. Движение было обеспечено в общей сложности семью двигателями V12, шестью в тяге и одним в конфигурации толчка. Самолет был способен перевозить 19 человек вместе с 16 тоннами бомб и 120 парашютистами в гигантских крыльях. Странные конструкции, ниже крыльев, держали шасси, наряду с восемью 7.62-миллиметровыми пулеметами и восемью 20-миллиметровыми пушками.

Первый и единственный разработанный К-7 был задействован в общей сложности в семи испытательных полетах. Он мог летать, что было довольно удивительно.

Тем не менее были некоторые проблемы. Во время полета хвостовые секции сильно вибрировали. «Умные» конструкторы решили сварить гигантские куски стали для хвостовых бонов, чтобы удерживать их на месте, а не искать реальные проблемы с самолетом. И таким образом испытательные полеты продолжались.

Однако в одном испытательном полете хвостовой отсек сломался и заклинило элероны, в результате чего самолет разбился. Этот несчастный случай привел к смерти 15 человек и был большим ударом по советской пропагандистской машине, которая только что показала всему миру свой огромный самолет. Константин Калинин был арестован по обвинению в саботировании его собственного самолета, заклейменный как предатель, и в конечном итоге был расстрелян в 1938 году.

The Avro VZ9 Avrocar

VZ9 был результатом эксперимента, проведенного Avro Canada и военными США для создания «летающей тарелки». Собственно поэтому этот проект и оказался в нашем списке странных самолетов.

Ясно, что кто-то в Пентагоне сильно увлекался просмотром огромного количества фильмов об инопланетянах и их средствах передвижения.

Военные надеялись, что «тарелка» будет иметь стелс-характеристики, сможет летать на высоте до 100 000 футов и иметь максимальную скорость, превышающую звуковую.

Это «детище» созданное компанией Avro, нигде не было и близко к достижению этих впечатляющих задач, поставленных американскими военными. Вместо этого он едва мог подняться выше 3 или 4 футов, прежде чем потерять контроль управления, а максимальная скорость была всего 35 миль в час. Кроме того, пилотирование самолета было огромным неудобством и приносило физические повреждения пилоту. Централизованный ротор поднимал все, что находилось под аппаратом, воду, песок, камни и бросал в лицо пилоту. Так что было очень трудно летать без защитного лобового стекла.

Многочисленные испытания в аэронавигационных туннелях NASA показали, что конструкция самолета была фундаментально несовершенной, и любая попытка увеличить производительность потребовала бы полного пересмотра базовой конструкции. Потратив на проект более 10 миллионов долларов, правительство, наконец, решило, что в его интересах отказаться от проекта.

The XF-85 Goblin (Гоблин XF-85)

Самолеты дальнего бомбардирования были чрезвычайно важны для авиации любой страны, и Вторая мировая война доказала этот факт. Хотя бомбардировщики были хороши в доставке больших грузов на дальние расстояния, они не могли иметь дело с истребителями противника. И сопровождающие истребители не могли идти в ногу, вернее будет сказано в крыло, с постоянно расширяющимся диапазоном бомбардировщиков.

Гоблин — самый маленький реактивный истребитель, когда-либо созданный, с корпусом яйцевидной формы, длина которого составляла всего 15 футов. Он был оборудован четырьмя пулеметами калибра 0.50, чтобы компенсировать его невпечатляющий размер.

Первоначально он был установлен внутри корпуса B-29, чтобы проверить его работоспособность, прежде чем использовать его в B-36. «Малыш» Гоблин должен был отделиться от корпуса бомбардировщика, выполнить свою задачу и вернуться обратно.

Отделение не было проблемой, и крошечный самолет отлично справился. Однако самой большой проблемой было возвращение. Пропеллерный поток воздуха B-29 бросил бы Гоблина в сторону, поэтому зацепление крюка к трапеции было почти невозможным.

Только 3 из 7 попыток повторного зацепления удались, и в одном случае самолет врезался в трапецию, разбив передний фюзеляж и навес кабины. Поскольку конструкторы не предусмотрели никаких шасси, пилот каким-то чудом приземлился на водную поверхность озера.

Другие проблемы с возвращением, крошечный двигатель Гоблина и ограниченная огневая мощь поставили бы его в невыгодное положение по сравнению с советскими истребителями.

Из-за проблем стыковки и слабой производительности ВВС США в конечном итоге отменили программу Goblin. Позже они начали фокусироваться на дальних дозаправках самолетов, гораздо более практическом решении проблемы эскорта бомбардировщиков. Но все-таки малютка Гоблин нашел место в нашем списке.

The Lun class Ekranoplane (Экраноплан «Лунь»)

Экраноплан «Лунь» возглавляет список необычных самолетов, созданных авиаконструкторами. Если есть одно слово для описания советской техники, это слово-«огромный».

Этот конкретный самолет-мамонт, известный как Лунь-класс MD-160, представляет собой нечто среднее между самолетом и кораблем. Он мог пролететь всего на высоте 5 метров над водой и достичь скорости свыше 500 км/ч. Верхняя часть фюзеляжа оснащена шестью противокорабельными ракетными пусковыми установками SS-N-22. Если появлялись небольшие угрозы, такие как лодки или низколетящие самолеты, Лунь был оснащен 23-мм пушками и пулеметами калибра 50.

Во время холодной войны советские конструкторы экспериментировали с особым видом самолетов, известных как экраноплан. Эти самолеты могли летать очень близко к поверхности воды, и могли скользить с высокой скоростью по поверхности океана. Это привело к повышению эффективности использования топлива, а также к скрытности, поскольку радар, который в то время не был способен обнаруживать летательные аппараты, летающие на таких малых высотах, не мог этого сделать.

Первый и единственный в истории самолет этого класса был разработан, как высокоскоростное транспортное средство для перевозки людей и кораблей. Он был развернут на Черноморском флоте в 1987 году и оставался в эксплуатации до конца 90-х годов. Самолет весил 350 тонн и был длиннее другого подобного ему аппарата. Он мог совершать движение по поверхности океана со скоростью почти 500 км/час, быстрее, чем любой корабль, делая его превосходным транспортным средством-перехватчиком.

Экраноплан также мог прокрасться мимо радара противника и запустить залп противокорабельных ракет, прежде чем враг понял, что самолёт даже был там. Однако большой размер «великана» делал его легкой мишенью для истребителей врага, поэтому понадобился бы целый эскорт самолетов-истребителей и подводных лодок сопровождающих его. Планы по созданию второго экраноплана «Лунь», как самолёта быстрого реагирования и как поисково-спасательного судна начались в конце 1980-х годов, но развал Советского Союза ознаменовал окончание программы.

Красавец «Лунь» MD-160 был снят с эксплуатации в 1997 году и теперь находится на военно-морской базе в Каспийске, ожидая своей участи. Ходят слухи, что активисты обращаются к властям, дабы сохранить экраноплан и передать его в музей. На данный момент судьба ракетного корабля-экраноплана проекта 903 «Лунь» не известна.

Какими бы способами и видами средств передвижения, дорогой наш читатель,ты бы не пользовался, помни, что в мире существует еще много необычного, странного и увлекательного, о чем мы с тобой поговорим при следующей встрече. Пока!