Достопримечательности Анурадхапуры — старый город. Открыть левое меню анурадхапура Как доехать из Полоннарувы в Анурадхапуру

Анурадхапура. Photo credit: Joseph Clerici, Flick

Современная Анурадхапура состоит из двух частей — Старый город и Новый город. Старый город по сути является огромным историческим парком с древними руинами городских палацей, садами, буддистскими храмами, монастырями и дагобами и ступами. Гостиницы, гест-хаузы, магазины и рестораны расположены по большей части в новом городе.

Выделяйте минимум один полный день на Старый город Анурадхапуры

ради чего ехать

Не пропустите в Анурадхапуре

  • Возьмите напрокат велосипед для исследования великолепного Старого города Анурадхапуры.
  • Понаблюдайте за красивыми церемониями возле древнего священного дерева Бодхи, вокруг которого возведен второй по сакральной значимости храм Шри Ланки — Bodhi Tree Temple.
  • Не пропустите великолепные дагобы (буддистские ступы): Ruwanwelisaya, Thuparamaya и Jetawanarama.
  • Погуляйте по территории древнего монастыря Abhayagiri, расположенного в северной части города и полюбуйтесь королевскими садами и оригинальной архитектурой встроенного в скалу храма Isurumuniya на юге города.
  • Выделите день на поездку к Михинтале — одному из самых священных мест Шри Ланки.

Дерево Бодхи

Дерево Бодхи — пожалуй, одна из самых священных реликвий буддизма. По преданию под деревом Бодхи в индийском городке Бодг-Хая медитировал и достиг просветления Будда, поэтому деревья Бодхи культивируются во многих буддистских монастырях. Оригинальное дерево было уничтожено. Но, опять таки, по преданию Дерево Бодхи в Анурадхапуре было выращено из ростка оригинального дерева, привезенного из Индии. Годами позже на месте оригинального срубленного дерева в Бодг-Хая из ростка анурадхапурского дерева было выращено новое.

С учетом преданий и историй, неудивительно что храм, построенный вокруг Дерева Бодхи в Анурадхапуре является одним из самых святых мест для буддистов Шри Ланки. Здесь всегда людно, много пилигримов, которые регулярно проводят красивые церемонии.

Дерево Бодхи в Анурадхапуре. Photo credit: Mario Feierstein, Flickr


Паломники к дереву Бодхи. Photo credit: David & Bonnie, Flickr

Дагобы Анурадхапуры

Дагобы — древние буддисткие ступы оригинальной формы, присущие древней шри-ланкийской архитектуре. В основании дагобы имеют форму огромного купола, воздвигнутого на массивной платформе, который увенчивается небольшой остроконечной башней.

Четыре самые важные дагобы Анурадхапуры: Jetawanarama — самая большая дагоба на Шри Ланке, Thuparamaya — самая священная дагоба острова, Ruwanwelisaya — великолепная белая дагоба, которая считается самой красивой дагобой острова и самая атмосферная дагоба острова — Abhayagiri, расположенная на территории одноименного монастыря.

Дагоба Abhayagiri. Photo credit: Chandana Witharanage, Flickr


Лучи солнца после сильного ливня — Дагоба Thuparamaya. Photo credit: lesterlester1, Flickr

Посещение старого города Анурадхапуры

Стоимость посещения Старого города и всех достопримечательностей — порядка 25$, в пересчете с местной валюты. Билеты продаются в Археологическом музее. В Анурадхапуре нет одного главного въезда на котором покупаются и/или предъявляются билеты, нет также и стены между старым и новым городом. По факту, можно гулять целый по старому городу и не встретить проверяющих билеты, но все же мы бы рекомендовали не поддаваться соблазну «бесплатного сыра» и все-таки приобрести билеты).

Осматривать старый город лучше всего на велосипеде. Альтернатива — гулять пешком или арендовать тук-тук. Арендовать велосипед или тук-тук и взять карту можно в любом гест-хаусе города. Выделяйте целый день на знакомство с местными достопримечательностями. Одевайте одежду, которая прикрывает плечи и колени, снимайте обувь там, где снимают свою обувь местные жители. На территории парка есть лотки, на которых можно купить еду и напитки.

Следите за своими вещами — местные обезьяны еще те воришки, могут запросто стащить сумку, очки, фотоаппарат и вообще все что плохо лежит или висит на человеке)

Маленькие жители Анурадхапуры. Photo credit: Nadun Wanniarachchi, Flickr


Анурадхапура. Photo credit: lesterlester1, Flickr

Михинтале

Крошечный городок Михинтале, расположенный в 12 км от Анурадхапуры считается местом зарождения буддизма на Шри Ланке. По легенде здесь, на вершине горы, состоялась роковая встреча индийского монаха Махинды, сына индийского императора Ашоки и короля Деванампиятисса, с правления которого началось распространение буддизма на острове.

Чтобы подняться на вершину Михинтале к зрелищной белой дагобе и белой статуе Будды нужно преодолеть 1840 ступенек. Подъем состоит из нескольких уровней, по пути можно осматривать реликвии и ступы первого буддистского монастыря острова.

Добраться до Михинтале из Анурадхапуры можно на тук-туке, велосипеде, поезде или регулярно курсирующих маршрутках. Выделяйте день на поездку.

Статуя Будды в Анурадхапуре. Photo credit: Daniel Kosla, Flickr


Подъём к вершине Михинтале. Photo credit: k.dexter fernando kariyakarawanage, Flickr

Анурадхапура, Шри Ланка: достопримечательности, фото, погода

Город Анурадхапура расположен в Северо-Центральной провинции Шри Ланки, в 194 км от фактической столицы страны Коломбо (Colombo) и в 168 км от международного аэропорта Коломбо. Анурадхапура является административным центром одноименного района. Объекты древнего священного города Анурадхапура включены в список Всемирного наследия Шри Ланки.

Анурадхапура является одним из "углов" Культурного треугольника Шри Ланки, включающего также города Канди и Полоннарува . Город был основан в 6 веке до н.э. на реке Малвату Ойя. В средние века, с 4 по 11 век, город был столицей одноименного независимого сингальского королевства. Город на протяжении столетий является крупным религиозным буддийским центром.

Карта Анурадхапуры

Также Анурадхапура считается одним из старейших постоянно населенных городов мира наряду с Луксором, Александрией (Египет), Мехико, Вера Круз (Мексика), Дакка (Бангладеш), Пешавар (Пакистан) и пр. Сегодня эта древняя столица Шри-Ланки считается священной для всего буддийского мира, площадь окружающих Анурадхапуру монастырей составляет более 40 кв км, город является одним из основных археологических объектов мира.

Согласно Махавамсе, великой летописи Шри-Ланки, город Анурадхапура был назван в честь министра по имени Анурадха, который изначально основал в этом районе деревенское поселение. Анурадха был одним из министров, сопровождавшим индийского принца Виджаи, который, согласно легендам, основал сингальскую расу в Шри-Ланке.

Фото города Анурадхапура

Открыть фото Анурадхапуры в новой вкладке.

Как доехать в Анурадхапуру

Анурадхапура - крупный город, включающий железнодорожную станцию и автовокзал. Из крупных городов Шри Ланки в Анурадхапуру можно доехать на поезде или автобусе.

Как доехать в Анурадхапуру из Коломбо

Из Коломбо в Анурадхапуру ходят порядка 8 поездов в день. Также между городами Коломбо и Анурадхапура развито прямое автобусное сообщение:

  • №15-1-1 Коломбо (Colombo) - Анурадхапура (Anuradhapura),
  • №15-1 Коломбо (Colombo) - Анурадхапура (Anuradhapura),
  • №4-3 Коломбо (Colombo) - Анурадхапура (Anuradhapura),
  • №57 Коломбо (Colombo) - Анурадхапура (Anuradhapura).

Как доехать в Анурадхапуру из Негомбо

Негомбо расположен на параллельной Анурадхапуре железнодорожной ветке и потому, чтобы добраться на поезде необходимо сделать пересадку в Рагаме (Ragama). Из Рагамы в Анурадхапуру ходят 4 поезда в день. Также можно доехать в Анурадхапуру из Негомбо на автобусе. Для этого нужно сесть в Негомбо на проходящий автобус из Коломбо, либо доехать до Коломбо и там сесть на конечной станции.

Как доехать в Анурадхапуру из Канди

Доехать в Анурадхапуру из Канди на поезде можно с пересадкой на станции Полгахавела (Polgahawela). Из Канди в Анурадхапуру ходят прямые автобусы:

  • №42-2 Канди (Kandy) - Анурадхапура (Anuradhapura)
  • №43 Канди (Kandy) - Анурадхапура (Anuradhapura).

Как доехать в Анурадхапуру из Галле/Матары

По железной дороге доехать в Анурадхапуру с юго-западного побережья можно на поезде с пересадкой в Коломбо. Доехать в Анурадхапуру можно на автобусе №2/4-3 Матара (Matara) - Анурадхапура (Anuradhapura). А также с пересадкой в Калутаре на автобусе №57/221/420 Калутара (Kalutara) - Анурадхапура (Anuradhapura).

Как доехать в Анурадхапуру из Тринкомали

Теоретически можно доехать до Анурахдхапуры из Тринкомали на поезде с пересадкой в Махо (Maho), однако, из-за прохождения железнодорожных путей по карте большим крюком на юг, гораздо экономичнее по времени воспользоваться автобусом. Из Тринкомали в Анурадхапуру можно доехать на автобусе №835 Анурадхапура (Anuradhapura) - Тринкомали (Trincomalee).

Как доехать в Анурадхапуру из Дамбуллы

Автобусы, следующие из Дамбуллы в Анурадхапуру:

  • №15-17 Курунегала (Kurunegala) - Анурадхапура (Anuradhapura),
  • №314/580/42 Анурадхапура (Anuradhapura) - Бадулла (Badulla)

Как доехать из Полоннарувы в Анурадхапуру

Через Полоннаруву проходят автобусы:

  • №22/75/218 Анурадхапура (Anuradhapura) - Ампара (Ampara),
  • №27/218/58 Анурадхапура (Anuradhapura) - Веллавайя (Wellawaya).

Достопримечательности Анурадхапуры

Священные места Анурадхапуры

Дерево Джая Шри Маха Бодхи
(Jaya Sri Maha Bodhi)

Джая Шри Маха Бодхи - это священное фиговое дерево, расположенное в садах Махамевна (Mahamewna Gardens). Считается, что правая южная ветвь является саженцем дерева Шри Маха Бодхи (Sri Maha Bodhi) в Бодхгайе (Buddha Gaya) в Индии, - дерева, под которым Будда достиг просветления.

Шри Маха Бодхи является одной из самых почитаемых буддийских святынь не только в Шри Ланке, но и в мире. Верующие считают, что паломничество к священному дереву помогает исцелить болезни, помогает беременным избежать пороков развития плода, защищает крестьянские поля от природных катаклизмов и пр.

Существующее ограждение вокруг Шри Маха Бодхи было выстроено в 18 в. королем Кирти Шри Раджасинха (Kirti Sri Rajasinha) для защиты дерева от диких слонов, в изобилии водившихся в округе. Высота стены составляет 3 м., толщина 1,5 м. Протяженность заграждения с севера на юг составляет 118 м, с востока на запад 83 м. Первый золотой забор вокруг священного дерева был построен в 1969 году в городе Канди под руководством Ятиравана Нарада Теро (Yatirawana Narada Thero).

В традиционном Доме образа Будды находятся две древние статуи. Каменное изваяние кобры является очень редким изображением. На юго-западе храмового комплекса Шри Джая Маха Бодхи находятся остатки дагобы Даккина Тупа.

Дагоба Руванвелисайя
(Ruwanwelisaya)

Ступа Руванвелисайя, или как ее еще называют Ратнамали, была построена королем Датугемуну в 161 г. до н.э. после победы над захватчиками Чола из Индии. Король нанял архитектора, который спроектировал дагобу, купол которой по словам монарха, по форме напоминал "пузырь молока". Сам король Датугемуну не дожил до завершения строительства, занявшего в общей сложности более 33 лет, и строительство было завершено его братом королем Саддхатисса.

Высота ступы Руванвелисайя составляет 103 м, а диаметр 292 м., эта супа являлась поистине чудом архитектурного мастерства того времени. Древние хроники подробно описывают материалы, использованные при строительстве дагобы и ее основания. Кроме обычных камней использовались золото, серебро, жемчуг, кораллы и драгоценные камни.

Изначальная постройка была разрушена в 19 в, а затем восстановлена в 1940 году. Около дагобы находится святилище, в котором расположены 5 известняковых статуй стоящего Будды. Четыре статуи относятся к 8 веку и символизируют собой прошлые воплощения Будды, а пятая статуя символизирует собой будущее (Будда Майтрея) с тиарой на голове и цветком лотоса в руках.

Дагоба Руванвелисайя является одним из 16 мест поклонения буддистов в Шри Ланке, обозначаемых термином Солосмастана (Solosmasthana). Считается, что ступа содержит в себе часть праха Будды. Дагоба была построена таким образом, чтобы соответствовать Учению Будды: купол символизирует безграничность Учения, четыре стороны выше него представляют собой Четыре Благородные Истины, концентрические кольца указывают на Благородный Восьмеричный Срединный Путь, а большой кристалл на вершине ступы представляет собой конечную цель просветления.

Дагоба Тупарама / Тупарамайя
(Thuparamaya)

Белоснежная дагоба Тупарама возведена в форме колокола, с диаметром основания 18 м, высотой 50 м. Ранее дагоба Тупарама имела намного большие размеры, однако на протяжении своей истории неоднократно полностью разрушалась. В последний раз ступа была отстроена в 1862 г.

Основание ступы вымощено гранитными плитами, дагобу окружают 4 ряда каменных столбов. Высота каменных столбов, на которые ранее опиралась массивная крыша, уменьшается по мере движения от внешней окружности к внутренней. Куполообразная крыша над ступой, существовавшая ранее, но не сохранившаяся до настоящего момента, поддерживалась 176 колоннами.

Дагоба Тупарама была построена в 3 в. до н.э. во времена правления короля Деванампьятисса (Devamnampiyatissa). Ступа была возведена королем по просьбе Махинды Теро (Mahinda Thero), который принес буддизм в Шри Ланку, чтобы заключить в нее реликвию - правую ключицу Будды. Здание имеет оригинальную конструкцию: сводчатый храм ватадаге как бы задвинут под купол дагобы.

В 7 веке ступа Тупарамайя была полностью покрыта золотом. Включая встроенный в нее храм ватадаге, выполненный из золотых кирпичей, с золотыми дверьми. После нападения южно-индийских тамилов из королевства Пандья (Pandyan) ступа была разграблена, а все золото, драгоценности и сокровища вывезены.

В середине 10 в. сингальский король Махинда IV восстановил дагобу, облицевал золотом и установил в ней золотые двери, но опять же в конце 10-го века тамильские племена из Южной Индии Чола (Chola) полностью разграбили храмовый комплекс. Последнее восстановление ступы было завершено в середине 19 в., однако, в процессе восстановления древняя ступа полностью утратила свои прежние архитектурные черты.

Бронзовый дворец Ловамахапайя
(Lovamahapaya / Lohaprasadaya)

Дворец Ловамахапайя был основан в 3 в. до н.э. первым буддийским королем Шри Ланки Деванампьятиссой, который, по просьбе Махинды Теро, принесшего буддизм на остров, построил на этом месте первое здание. Спустя столетие, во 2 в. до н.э., король Датугемуну существенно расширил архитектурный комплекс до того масштаба, следы которого можно наблюдать сегодня.

Согласно сингальской хронике Махавамса, здание дворца Ловамахапайя представляло собой девятиэтажное строение высотой 47 м., его своды поддерживали 1600 каменных колонн. Дворец был украшен кораллами и драгоценными камнями, а крыша покрыта медно-бронзовыми пластинами. Очевидно по этой причине дворец Ловамахапайя также называют Лохапрасадайя (Lohaprasadaya), что в переводе с сингальского и означает "Бронзовый дворец". Верхние этажи здания были выполнены из дерева и были уничтожены во 2 в до н.э. при пожаре.

В течение истории здание дворца отстраивалось заново 7 раз. В начале 3 в., во время правления короля Сиринага II (Sirinaga), дворец был заново отстроен, но его высота составляла уже 5 этажей. К середине 3 в. король Джеттатисса (Jettatissa) надстроил еще два этажа, сделав его семиэтажным. Затем, в конце 3 в., король Махасена (Mahasena) разрушил дворец, использовав материалы на строительство комплекса Абхаягири, что вызвало острый конфликт с монашеской общиной Махавихары.

В 4 в. его сын Сиримегаванна (Sirimeghavanna) вновь восстановил дворец. В таком виде здание просуществовало до 9 в., пока не было разрушено нашествием южно-индийского королевства Пандья. В конце того же 9 в. король Сена II (Sena II) заново отстроил дворец, но в 10 в. на территорию королевства вторглись индийские захватчики Кола и полностью его разграбили и разрушили. Затем случилось падение Анурадхапуры и город перестал быть столицей королевства и только в 11 в., во времена правления короля Паракрамабаху I (Parakramabhu I), каменные столбы были подняты, а здание дворца Ловамахапайя частично восстановлено. В таком виде здание дворца и пребывает до настоящего времени.

Дагоба Джетаванарамайя
(Jetavanaramaya)

Дагоба, возведенная из красного кирпича, Джетаванарамайя, является крупнейшей в Шри Ланке, изначально ее высота составляла 122 метра, но с течением времени уменьшилась до 71 метра.

Дагоба Джетаванарамайя была построена в конце 3 века королем Махасена (273 - 303) и в дальнейшем завершена его сыном, королем Сиримегаванной I. Для строительства гигантской ступы было использовано 93 миллиона кирпичей, она выстроена на скале, на фундаменте глубиной 8,5 метров. Каждая из сторон основания, на котором построена ступа имеет длину 176 метров, длина лестниц, ведущих к ней составляет 9 метров.

Считается, что дагоба Джетаванарама была возведена на месте кремации Махинды Теро - человека, который принес буддизм в Шри Ланку.

Как и все другие здания в Анурадхапуре это тоже было подвергнуто разрушению индийских захватчиками в 9-10 веках. После падения королевства Анурадхапура ступа была заброшена и быстро покрылась джунглями.

В 12 веке, во время правления короля Паракрамабаху Великого, ступа была восстановлена из руин, но ее высота сократилась до текущего значения.

Дома образа Джетаванарамайя / Патимагара
(Jethawanaramaya Image House / Patimaghara)

На территории монастыря Джетавана площадью 48 га, к западу от дагобы Джетаванарамайя, находится сводчатое здание Дома образа Джетаванарамайя (Jethawanaramaya Image House), также называемый Патимагара (Patimaghara).

Считается, что здание было построено королем Сеной I в 9 веке, а затем уничтожено при захвате севера острова индийским королевством Чола в 10 веке. Впоследствии Дом образа был восстановлен сингальскими королями уже в период заката королевства Анурадхапура.

Дом образа Джетаванарамайя является самым большим из найденных в древних городах Анурадхапура или Полоннарува.

Ранее вход в здание закрывала монолитная дверь, поддерживаемая каменными столбами высотой 8 метров, а в самом Доме образа Будды располагалась массивная известняковая статуя высотой 11 метров и 25 буддийских реликвий. Согласно расчетам, высота здания составляла 15 метров. Впоследствии в Полоннаруве по подобию Дома образа Джетаванарамайя были возведены сводчатые здания (гедиге) Тупарама, Ланкатилака и Тиванка.

Дагоба Мирисаветийя
(Mirisavetiya Stupa)

Дагоба Мирисаветийя была построена в период правления короля Датугемуну во 2 в до н.э., здание относится к комплексу Маха Вихары. Диаметр основания ступы составляет 43 метра, а высота 59 метров.

Название ступы объясняет популярная сингальская легенда: когда король Датугемуну после своей коронации собирался на фестиваль воды в Тиссавеву, он оставил на этом месте свой скипетр (Кунт), внутри которого была заложена священная реликвия. Затем король вернулся за скипетром, тот как будто застрял и никто не мог сдвинуть его с места.

Тогда король вспомнил, что он перед этим нарушил традицию, забыв предложить монахам похлебку из перца чили (Miris), прежде чем отведать ее самому. В те времена это была распространенная практика отдавать часть всей пищи, которая готовится во дворце священникам, прежде чем король сможет ее отведать. Увидев чудо и вспомнив свой проступок, король приказал построить на этом месте ступу и назвать ее Мирисаветийя (ступа перцовой похлебки).

Дагоба была восстановлена ​​в 1980-х, но вся конструкция обрушилась в 1987 году, уничтожив один из лучших образцов архитектурных фронтонов "Vahalkada" эпохи Анурадхапуры. Дагоба Мирисаветийя, наблюдаемая сейчас, была завершена в 1993 году, но в процессе восстановления потеряла все исторические черты оригинала.

Дагоба Ланкарама
(Lankarama Stupa)

Ступа Ланкарама (Ланкарамайя) расположена на территории древнего города, к югу от слоновьего пруда. Дагоба Ланкарамайя была построена в 1 веке до н.э. королем Валагамбой (Walagamba). Диаметр ступы Ланкарама составляет 14 метров, а диаметр основания 406 м, высота основания - 3 м.

Ступу окружают остатки 88 каменных столбов, поддерживавших ранее не сохранившуюся до настоящего момента крышу здания. В течение своей истории ступа пережила реконструкцию, какова была ее форма ранее неизвестно. Дагоба, построенная в Медиригирийе рядом с Полоннарувой, возведена в том же архитектурном стиле, что и ступа Ланкарама.

Дагоба Ланкарама расположена в 400 метрах от монастыря Абхаягири, ее древним названием является Силасоббха Кандака Сетийя (Silasobbha Khandaka Cetiya).

Названо место так потому, что после поражения от тамильских захватчиков в 103 году до н.э. сингальский король Валагамба прятался от врагов в месте под названием "Silasobbha Khandaka". После победы над тамильскими захватчиками и освобождения страны в том же году, вернув трон, он построил на этом месте ступу Ланкарама.

Дагоба Абхаягири
(Abhayagiri Stupa)

Ступа была построена в 1 веке до н.э. сингальским королем Валагамбой. Ступа Абхаягири является второй по высоте ступой в Шри Ланке.

Согласно описаниям китайского монаха Фа-Сяня в пятом веке, высота ступы составляла 122 метра, ее внешняя поверхность была украшена золотом, серебром и драгоценностями. Также на этом месте находилась статуя Будды высотой 6м, сделанная из зеленого нефрита. Верхняя надстройка над куполом, называемая хатарас котува (hatharas kotuwa), сохранилась с древних времен.

Согласно летописям, после того, как король Валагамбаху взошел на престол в 104 году до н.э., всего через семь месяцев произошло тамильское вторжение в древнюю Шри Ланку через порт Мантота. Порт за портом, город за городом, тамилы захватывали территорию. Сингальская армия терпела поражение и была вынуждена быстро отступать, тамильский король тем временем захватил жену Валагамбаху и несколько реликвий и увез их в Индию. Король Валагамбаху был вынужден скрыться в джунглях, где его не смогли бы найти тамилы.

В это время джайнский монах проживал в месте, где сегодня стоит дагоба Абхаягири. Когда король покидал территорию Анурадхапуры, проходя через ворота, монах-джайн по имени Гери оскорбительно крикнул: «Посмотрите как великий сингальский король улепетывает!». Король проигнорировал этот комментарий, но когда он вернулся в Анурадхапуру, через 14 лет после победы над захватчиками, он не забыл об этом инциденте.

Король полностью уничтожил этот скит и на ее месте возвел массивную ступу и 12 зданий и предложил ее Махатисе Теро. Ступа была названа Абхаягири, по имени двух сторон конфликта - именам "Абхая" (имя короля) и "Гери" (монах-джайн). Позднее Абхаягири Вихара стала соперником Махавихара. Монахи монастыря Махавихара были последователями буддизма Тхеравады, а монахи в то же время Абхаягири следовали принципам учений Тхеравады и Махаяны.

Дворец Ратна Прасадайя
(Rathna Prasadaya)

Дворец Ратна Прасада / Прасадайя был возведен во 2 веке сингальским королем Канитта Тиссой (167 - 186). Название Ратна Прасадайя переводится с сингальского как "Дворец драгоценностей".

Некогда дворец Ратна Прасадайя представлял собой многоэтажное здание, о его размерах можно судить по остаткам колонн, поддерживавших своды здания.

В 8 веке царь Махинда II восстановил здание в несколько этажей и украсил его множеством статуй Будды, сделанных из золота. Однако все эти сокровища были разграблены во время нашествия южно-индийской империи Пандьев в период правления короля Сены I (833-853).

Впоследствии дворец драгоценностей был вновь восстановлен королем Сеной II (853-887), возвратившим в него сокровища. Затем здание Ратна Прасадайя было отреставрировано сингальским королем Махиндой IV в 10 веке.

Охранный камень, призванный сберечь сокровища дворца, сохранился до наших дней. Он расположен на внутреннем входе в здание, является одним из лучших примеров резьбы по камню в эпоху королевства Анурадхапура.

Пруд Куттам Покуна
(Kuttam Pokuna)

Пруды Куттам Покуна представляют собой древнее инженерное чудо. Реальные строители сооружения неизвестны, предполагается, что пруды были построены во времена правления короля Аггабодхи (Aggabodhi I) на рубеже 6 и 7 веков.

Пруды Куттам Покуна использовались монахами монастыря Абхаягири для омовений. Стены прудов сделаны из резных гранитных плит.

В переводе с сингальского языка "Куттам Покуна" означает "Пруды-Близнецы". Первым был построен северный пруд (небольшой), с течением времени к нему был достроен второй пруд большего размера.

Размеры небольшого северного пруда Куттам Покуна составляют 28*15,5 метров, глубина 4 метра. Размеры южного (большого) пруда 40*16 метров, глубина 5,5 метров.

Вода в пруды поставлялась через подземный водопровод и проходила фильтрацию, состоящую из четырех уровней, прежде чем попасть в пруд через стилизованную под голову дракона трубу. Далее вода из обоих прудов сливалась в один канал и затем использовалась для орошения полей.

Статуя Будды Самадхи
(Samadhi Statue)

Статуя Будды в состоянии Самадхи находится в древнем парке Махамевнава (Mahamevnāwa Park). Статуя Самадхи считается одной из лучших скульптур эпохи королевства Анурадхапура. Считается, что статуя Самадхи была создана в течение 3-го или 4-го века.

Статуя Будды в позе медитации Dhyana mudra со скрещенными ногами и раскрытыми ладонями, положенными одна на другую, выполнена из доломитового мрамора. Древняя статуя имеет высоту 2,2 метра.

В 1886 году эта статуя была найдена в том месте же месте, где она находится на настоящий момент, упавшей, у нее был поврежден нос. После этого статую заново установили, а нос реконструировали.

В 1914 году статуя была вновь повреждена охотниками за сокровищами и вновь восстановлена. Глаза статуи являются в настоящий момент полыми, что свидетельствует о том, что ранее они были украшены кристаллами или драгоценными камнями. Неизвестно была ли эта статуя привезена из другого монастыря или же она находилась здесь изначально.

Считается, что если смотреть на статую с трех разных сторон, то глядя с правой и левой стороны ее лицо будет выражать грусть, а если смотреть на статую справа, то ее лицо слегка улыбается.

Объекты древнего города Анурадхапура

Озеро Тисса Вева
(Tissa Wewa)

Древнее рукотворное водохранилище Тисса Вева было построено сингальским королем Деванампьятисса, правившим страной в 3 веке до н.э. Размеры насыпи, возведенной для формирования древнего водохранилища, впечатляют: длина насыпи составляет 3,4 км и высота 7,5 метров.

Размер поверхности водохранилища Тисса Вева составляет 2,2 кв.км. Целью создания столь объемного водохранилища, согласно древней сингальской хронике Махавамса, являлось питание садов и парков, расположенных в древнем городе Анурадхапура, а также орошение окрестных рисовых полей в засушливый период.

Рукотворное озеро Тисса Вева получает воду через древнее сооружение Джая Ганга (Jaya Ganga) - канал, соединяющий водохранилище и реку Кала Вева. Избыток воды из водохранилища сбрасывается в реку Малватху Ойя.

Согласно данным археологов, древнее водохранилище Тисса Вева было построено столь надежно, что даже спустя 1,200 лет может поставлять воду в уже современный город Анурадхапура.

Озеро Нувара Вева
(Nuwara Wewa)

Древнее водохранилище Нувара Вева является крупнейшим из трех рукотворных водоемов Анурадхапуры. Нувара Вева переводится как "Городское озеро".

Точное время постройки водохранилища неизвестно. Предположительно оно было возведено в 1 веке до н. э. королем Ваттагамини Абайя (Vattagamini Abaya).

Согласно данным историков, первоначальное строение набережной было выполнено из кирпича, использовавшегося при строительстве дагобы Абхаягири. Набережная была отремонтирована в 3 и 5 веках.

Площадь поверхности водохранилища Нувара Вева составляет 31,8 кв.км., для его наполнения использовалась плотина и канал на реке Малватху Ойя. Плотина просуществовала до 1873 года, когда было начато возведение автомобильного моста через реку.

Глубина воды в канале, соединяющим озеро и реку, составляет 1,2 метра, глубина водохранилища составляет 45 метров у дамбы. В настоящее время канал используют для отведения избытков воды из Нувара Вевы обратно в реку во время наводнений.

Храм Исурумуния
(Isurumuniya)

Древний буддийский храм Исурумуния расположен на берегу водохранилища Тисса Вева (Tissa Wewa). Храм был основан королем Деванампья Тисса (Devanampiya Tissa) в конце 4 в. до н.э. Ранее храм был известен как Мегагири Вихара (Meghagiri Vihara). Храм известен своей необычной резьбой по камню, выполненной в разных архитектурных стилях, изображающие разные сюжеты:

  • резьба Любовники из Исурумунии (Isurumuni Lovers)

    Резьба создана предположительно в 6 в. в стиле Гупта показывает мужчину и женщину, сидящую у него на коленях, по-одной из версий олицетворяющих короля Куверу Вайсравану (King Kuvera Vaisrawana) и его королеву Куни (Queen Kuni), по другой бога Шиву и его супругу Парвати, по третьей сцена запечатлела принца, сына короля Датугемуну, отказавшегося от престола ради женитьбы на девушке низшего сословия.

  • резьба Королевская семья (Royal Family)

    Резьба была создана предположительно в 8 в., работа выполнена в архитектурной традиции Гупта Кала; изображение вырезанное на гранитной плите включает 5 человеческих фигур, в центре композиции предположительно изображен король Датугамуну (Dutugamunu).

  • резьба Слоновий пруд (Elephant Pond)

    Резьба была создана предположительно в 7 веке, выполнена в паллавской традиции. В изображении запечатлено купание слонов, но что примечательно: образы слонов соответствуют изображениям в каменной резьбе в Мамаллапураме (Mamallapuram) на юге Индии.

Храм Исурумуния является первым местом в Шри Ланке, где был размещен зуб Будды по прибытию на остров. Ступа возле храма и статуя Будды, находящаяся внутри него, являются современными. часть пещер возле храма раньше служила прибежищем для монахов, теперь же там обитает множество летучих мышей.

Храм Рансималакая
(Ransimalakaya)

Через дорогу от бронзового дворца Ловамахапайя расположены руины Рансималакая. Между священным деревом Шри Маха Бодхи и огромной дагобой Руванвелисейя находится участок руин с возвышающимися каменными столбами.

Данный участок был обследован археологами Королевского Азиатского общества, которые обнаружили там фундамент здания, впервые проведя раскопки в 1895 годах.

Текущее руины здания указывают на то, что оно представляло собой открытое здание без стен, а его не сохранившаяся до настоящего времени крыша ранее поддерживалась 8 рядами по 10 гранитных столбов.

Лишь немногие из этих столпов можно наблюдать сегодня. В здание можно войти через четыре входа, расположенных на каждой стороне здания.

Согласно данным Департамента археологии Шри Ланки, это здание в средние века использовалось в качестве зала заседаний монахами Маха Вихары. В этом же здании хранилось тело Маха Махинды Теро до кремации.

Руины комплекса Толувила
(Toluwila Ruins)

Руины буддийского комплекса Толувила расположены рядом с железнодорожной станцией Анурадхапура, вне границ древнего города. Комплекс Толувила предположительно являлся частью Паббата Вихара (Pabbatha Vihara).

Предположительное время постройки монастыря комплекса Толувила - период между 7 и 9 веками.

Согласно данным летописей, в Толувиле в 3 веке до н.э. останавливался Махинда Теро (человек, принесший буддизм в Шри Ланку) во время своего паломничества из Четия Паббата (Chathiya Pabbatha) в Маха Вихара (Maha Vihara).

В доме образа Толувилы была обнаружена и вывезена в Национальный музей Шри Ланки, расположенный в Коломбо, статуя Будды, сидящего в позе Самадхи, считающаяся самой искусной подобной статуей в Шри Ланке.

Дом образа Будды, находившийся на возвышении, окружает большое количество остатков хозяйственных построек, выполненных в уникальном архитектурном стиле, а сам комплекс Толувила окружен рвом.

Руины храма зуба Будды Даладаге
(Dalada Maligawa / Daladage)

К северо-востоку от королевского дворца Виджаябаху расположены руины древнего комплекса Маха Пали, храма зуба Будды Далада Ге и два Дома образа Будды с купольной крышей Гедиге. Все четыре здания расположены на расстоянии 50 метров друг от друга.

Руины здания, известного как Даладаге, считаются остатками строения храма зуба Будды, построенного сингальским королем Махиндой IV в 10 веке после поражения сингальской армии от южно-индийской империи Чола и перехода под их контроль северной части острова.

Остатки храма зуба Будды Даладаге стоят на четырехгранном корпусе размерами 60х65 метров. Храм состоит из большого здания с широкими отсеками по трем сторонам (из четырех) и двух практически исчезнувших небольших вспомогательных зданий на северо-западе и северо-востоке от храма.

Главный вход в здание Даладаге находится в центре на северной стороне храма. Надпись над его входом, сделанная во времена правления Махинды IV, позволила археологам идентифицировать назначение помещения.

Слоновий пруд Эт Покуна
(Eth Pokuna)

Неподалеку от ступы Ланкарамайя располагается древнее ирригационное чудо - огромный искусственный пруд Эт Покуна. Название пруда с сингальского языка переводится как "Слоновий пруд".

Пруд Эт Покуна является самым большим прудом не только на территории Абхаягири, но и на территории древнего города Анурадхапура.

Габариты древнего пруда Эт Покуна весьма внушительны: его длина составляет 159 метров, а ширина - 52,7 метра. Пруд Эт Покуна имеет глубину 9,5 метров и вмещает в себя 75,000 кубометров воды.

Вода в пруд Эт покуна поставляется ​​из водохранилища Периямкулама через сеть подземных каналов. Посетители до настоящего времени еще могут увидеть части элементов водопроводной системы, снабжающей пруд.

Каналы, подводящие воду, были выполнены древними мастерами из каменных блоков. Ранее пруд использовался монахами монастыря Абхаягири для омовений и других повседневных нужд, их численность на тот момент превышала 5,000 человек.

Руины комплекса Махапали
(Mahapali Alms Hall)

Зал милосердия Махапали предположительно был построен королем Деванампьятисса в 3 веке до н.э. и впоследствии был расширен другими королями, правившими в период королевства Анурадхапура.

Руины комплекса Махапали расположены к северу от дворца Виджаябаху I, их площадь составляет 0,5 га. До наших дней сохранились массивные гранитные колонны, ранее поддерживавшие крышу здания зала Маха Пали.

После прихода буддизма в Шри Ланку в 3 веке до нашей эры, остров стал одним из крупнейших центров буддизма в мире.

В городах древней Шри Ланки проживали тысячи монахов, обеспечение их едой было ответственностью короля, так появились залы милосердия (Alms hall) - место для монахов, снабжаемое пищей.

Одной из главных достопримечательностей места является глубокий колодец, который снабжал водой здания комплекса Махапали. Стены колодца построены из гранита и кирпича, ступени, расположенные по периметру квадратного колодца, позволяют спуститься к воде.

Храм Гедиге
(Gedige)

Храм с некогда сводчатым куполом Гедиге находится на территории комплекса Маха Пали. Здание Гедиге (также может называться Геди Ге) представляет собой кирпичное строение, внешне более или менее сходное с домом образа Будды.

Гедиге считается святилищем традиции Махаяна, которые проповедовали тантру из-за чего у них состоялся конфликт с последователями Тхеравады, закончившийся полной победой последней. История постройки и время создания этого здания неизвестны.

Гедиге и дом образа Будды комплекса Маха Пали являются единственными известными Домами образа в Анурадхапуре, полностью выполненными из кирпичной кладки: лишь дверь и оконная рама были сделаны из гранита.

Ранее здание Дома образа Будды было украшено сводчатым куполом, на второй этаж вели каменные лестницы, а внутри было расположено святилище. Гедиге занимает площадь 10 кв. метров, Дом образа Будды 11 кв. метров.

Учебный центр Маюра Пиривена
(Mayura Pirivena)

Этот учебный центр является одним из основных учебных центров, принадлежащих комплексу Маха Вихарая в эпоху королевства Анурадхапуры. Учебный центр Маюра Пиривена был построен царем Буддадасой в 4 веке.

На сегодняшний день здание Маюра Пиривены полностью разрушено, от здания остался лишь фундамент с несколькими столбами, ранее поддерживавшими крышу.

Учебный центр Маюра Пиривена считается местом, где ранее также располагалась Грантхакара Пиривена, где индийский буддийский монах Буддхагоша Тера занимался составлением комментариев к священным текстам Тхеравады в 5 веке. Находясь в Индии и найдя текст, комментарий для которого к Трипитаке был потерян, Буддагоша отправился в Шри-Ланку, чтобы изучить сингальский комментарий, который на тот момент сохранился в монастыре Маха Вихара в Анурадхапуре. Там Буддхагоша начал изучение большого объема комментариев, которые были собраны и сохранены монахами Маха Вихары.

Интерпретации, представленные Буддагошой, обычно составляли собой ортодоксальное понимание священных текстов Тхеравады, по крайней мере с 12-го века. Работы Буддагоши были признаны западными учеными и монахами направления Тхеравады как наиболее важные комментарии Тхеравады. Буддхагоша описывал центр Маюра Пиривена как "расположенный в красивом месте, благоустроенный, прохладный и с достаточным водоснабжением".

Монастырь Вессагирия
(Vessagiriya)

Древний лесной монастырь расположен на территории древнего города Ангурадхапура, в паре сотен метров к югу от храма Исурумуния, на дороге Анурадхапура-Курунегала. Место также может называться Иссарасаманарама (Issarasamanarama). Монастырь находится среди громадных каменных валунов.

Буддийский монастырь Вессагирия был основан в 3 веке до н.э. и расширен в 5 веке во время правления короля Кашьяпы (Kasyapa), на его территории проживали до 500 человек.

На текущий момент на данной площади наблюдаются лишь остатки 23 каменных пещер. Сейчас посетитель может видеть лишь камни, т.к. все остальные элементы конструкций были сделаны из непрочных материалов и не сохранились.

В естественных каменных укрытиях, служивших приютом для монахов, найдены надписи на языке брами (Brahmi), одной из старейших систем письменности. Также археологами были найдены руины здания с круглым фундаментом назначение которого неизвестно, при раскопках там было обнаружено 70 редких монет. На территории можно лицезреть остатки зданий трапезной для монахов и нескольких дагоб.

Королевский дворец Виджаябаху I
(Vijayabahu I Royal Palace)

Королевский дворец расположен на юго-запад, через дорогу, от комплекса Маха Пали. Дворец был построен сингальским королем Виджаябаху I (1055 - 1110) в 11 веке в эпоху королевства Анурадхапура.

В 1070 сингальский король сверг южно-индийских захватчиков из империи Чола, правивших королевством, и после военной кампании, длившейся 18 лет, объединил страну. После победы над Чола сингальский король воссоздал буддизм, практически уничтоженный за время правления тамилов и восстановил древние инфраструктурные и ирригационные проекты.

Во время правления короля столицей был город Анурадхапура, но, отметив свое посвящение в монархи, король перенес столицу страны в город Полоннарува.

Считается, что здание королевского дворца использовалось для проведения официальных торжеств и церемоний. Ширина строения составляет 39 метров, длина 66 метров.

Два массивных охранных камня у входа в здание изображают "Sankhanihi" и "Padmanidhi" - слуг бога Куберы. На стенах дворца можно все еще наблюдать остатки древней штукатурки.

Ступа Сангамитта
(Sangamittha Stupa)

Ступа из красного кирпича Сангамитта находится в 150 метрах к востоку от знаменитой дагобы Тупарамайя. Древняя ступа была названа предположительно в честь дочери индийского императора Ашоки по имени Сангамитта Тери (Sangamiththa Theri).

Дочь императора прибыла в Шри Ланку в 249 г. до н.э., привезя с собой на остров ветвь оригинального священного дерева Шри Маха Бодхи.

Принцесса проделала путь в соседнюю страну вместе со своим братом Махиндой Теро (Mahinda Thero), являющимся человеком, принесшим буддизм в Шри Ланку. Прибыв на остров, сын и дочь императора Ашоки посвятили свои жизни распространению буддийского Учения в стране и до настоящего времени почитаются как основоположники буддизма.

В древних летописях упоминается, что сингальский король Уттия (Uttiya) заложил в небольшую дагобу к востоку от ступы Тупарама пепел архата Сангамитты Тери. Археологи предполагают, что речь шла именно о ступе Сангамитта.

Ступа Даккина
(Dakkhina Tupa Stupa)

Руины древнего храма, по всей видимости не достроенного, расположены к югу от храмового комплекса Джая Шри Маха Бодхи и учебного центра Маюра Пиривена.

Название места в переводе с сингальского означает "Южный монастырь", оно считается местом кремации нескольких сингальских королей.

Это место было определено как ступа Dhakkhina профессором Паранавитана (Paranavitana) в 1946 году. Согласно древним хроникам Шри Ланки, на месте где была проведена кремация сингальского короля Датугемуну, правившего во 2 веке до н.э. была возведена ступа Даккина.

Первоначально, после кремации короля, объем дагобы был намного меньше, но в течение истории она несколько раз перестраивалась и с течением времени достигла современных размеров.

Рядом со ступой расположены каменные столбы с изящной резьбой с изображением Вайсравана (Vaisravana) и Кальпаврукша (Kalpawruksha).

Храм Накха Вихара
(Nakha Vihara)

Храм Накха принадлежит к уникальному виду квадратных кирпичных строений, являясь одним из четырех подобных необычных зданий, найденных в Шри Ланке.

Здание храма построено предположительно в период королевства Анурадхапура в диапазоне 7-10 вв. и принадлежит к традиции Махаяны.

Размер основания храма составляет 9х9 м, рядом с храмом Нака были найдены руины Дома образа Будды, однако объект не сохранился до нашего времени.

Раскопки, проведенные археологами в районе храма Нака выявили наличие нескольких слоев глиняной штукатурки, что предположительно свидетельствует о том, что здание, до того как его забросили, являлось действующим и обитаемым на протяжении длительно времени.

Храм Накха редко посещается туристами, самым популярным из четырех является кирпичное здание Сатмахал Прасада в Полоннаруве, два других находятся в Анурадхапуре на территории монастыря Абхаягири.

Руины дагобы Падаланчана / Сила Четийя
(Padalanchana Chethiya / Sila Chethiya)

В пятидесяти метрах от известной ступы Тупарама находятся руины небольшой древней дагобы Падаланчана Четийя. Также место называется Сила Четия (Sila Chethiya), Куджаджатисса (Kujjatissa) или ступа Дигна (Digha Stupa).

Ступа представляет собой археологический объект с чертами позднего период королевства Анурадхапура, что вероятно свидетельствует о том, что она была перестроена или восстановлена.

Сила Четийя является одним из 16 главных мест поклонения в Шри Ланке, называемых Солосмастана (Solosmasthana). Дагоба была возведена в начале 2 в. до н.э. королем Лагнатисса (Lagnatissa).

Согласно сингальским хроникам Махавамса (Mahavamsa), Дипавамса (Dipavamsa) и Махабодхивамса (Mahabothivamsa), Будда оставил свой след на месте нахождения ступы Падаланчана во время третьего визита на Шри Ланку.

Согласно Махавамсе также считается, что это место является одним из четырех, где все Будды (Kakusanndha, Konagamana, Kassapa и Gauthama Buddha) в свое время приходили на остров и оставили свои отпечатки стоп, прежде чем покинуть его.

Руины павильонов Паданагара
(Padanagara)

Два объекта, называемых павильонами Паданагара, расположены к западу от монастыря Абхаягири, вдали от других древних строений.

Гранитное основание здания возведено на возвышении скалы.

Павильоны находятся за пределами древнего города Анурадхапура и использовались монахами, предположительно для проведения медитаций и ретритов.

Строение павильонов окружает ров. Здание, над руинами которого возвышаются ряды каменных столбов, лишено каких-либо украшений и орнаментов за исключением их небольшого количества у строения каменного туалета, расположенного справа от павильона.

Первый павильон Паданагара имеет меньший размер, чем второй. Оба павильона оснащены древним водопроводом, с водоносными каналами, проходящими под фундаментом древнего строения, и каменными туалетами.

Парк Ранмасу Уйяна / Магул Уйяна
(Ranmasu / Magul Uyana)

Еще до прихода буддизма в Шри Ланку в 3 в. до н.э. парки являлись распространенной частью городской планировки. Основатель парка Ранмасу Уйяна неизвестен.

Считается, что парк был построен в качестве альтернативы паркам, существовавшим ранее и отданным королем Деванампьятиссой с приходом буддизма на остров, монашеской общине (Сангхе).

Согласно надписи, найденной в древнем монастыре Вессагирия, вода для нужд парка поступала из реки Тисса и затем распределялась по полям в районе храма Исурумуния.

На территории парка расположено несколько небольших прудов, где ранее плавали золотые рыбки и цвели лотосы. Каменное обрамление прудов украшено традиционной резьбой с изображением купающихся слонов.

Древний парк Ранмасу Уйяна расположен на площади 16 га. Парк является прекрасным образцом древней ланкийской парковой архитектуры дохристианской эпохи. На территории парка расположены "звездные ворота" Саквала Чакрайя (Sakwala Chakraya).

Петроглифы Саквала Чакрайя
(Sakwala Chakraya)

В парке Ранмасу Уйяна, на большом валуне изображен древний рисунок, называемый Саквала Чакрайя или Бава Чакрайя (Bawa Chakraya).

Создатель, назначение и время создания петроглифа неизвестны.

Одним из предположений является то, что изображение представляет собой самую древнюю из существующих карту мира: космографические графики Вселенной или "карту миров", описанную в древних буддийских текстах.

Согласно другой теории, Саквала Чакрайя - некие звездные врата, аналогичные найденным в Перу недалеко от озера Титикака и в комплексе пирамид Абу-Сир.

Королевство Анурадхапура существовало в период примерно с 400 до н.э. до начала второго тысячелетия, однако существует версия, что возраст этого артефакта составляет по крайней мере 5000 лет, и относится к периоду правления короля Раваны.

Погода в Анурадхапуре

Наилучшим временем посещения Анурадхапуры является период с января по сентябрь включительно - в это время в городе выпадает наименьшее количество осадков, устанавливается погода, благоприятная для пешеходных экскурсий по древнему городу.

Высоким сезоном для посещения Анурадхапуры является период с июня по сентябрь - самое сухое время в году. Наиболее дождливыми месяцами, сезоном дождей в Анурадхапуре, являются октябрь, ноябрь и декабрь под влиянием северо-восточного муссона.

В течение года температура воздуха в городе стабильна и меняется по временам года незначительно: ночные температуры воздуха колеблются в пределах +21 С +24 С; дневные температуры воздуха находятся в диапазоне от +29 С до +34 С.

Общая информация

Город Анурадхапура был основан принцем Анурадхой в 500 году до н. э. В III веке Шангхамитта посадил здесь фиговое дерево Будды - «дерево просветления». Город процветал до 993 года, когда столицу перенесли в Полоннаруву.

Достопримечательностями скрытого в течение многих столетий в джунглях города являются Аукана Будда и Камень-страж в Тхупараме. 13-метровый гранитный Будда, вырезанный в V веке, говорят, изготовлен с такой точностью, что капли дождевой воды, падающие на кончик его носа, стекают на землю точно между большими пальцами ног. Камень-страж в Тхупараме, как утверждается, хранит одну из ключиц Будды.

Большой интерес представляет место, где Тхеро Махинда, сын индийского императора Ашоки, провозгласил буддизм основной религией Шри-Ланки, - оно помечено почитаемым деревом Бо, а также Руванвели Сейя, считающейся самой большой в мире ступой, воздвигнутой во II веке до н.э. Говорят, это сооружение имеет форму идеального пузыря, образующегося на воде во время дождя.

Сегодня Анурадхапура - это, в сущности, два города: современный, хорошо спланированный, тенистый, уютный, и древний, знаменитый своими памятниками. Расстояние между памятниками Анурадхапуры гораздо больше, чем в Полоннаруве, поэтому для их осмотра вам потребуется такси или по крайней мере велосипед.

Современную Анурадхапуру окружают три древнейших водохранилища: Тиса Вева и Басаваккулама Вева расположены на западе, а Нувара Вева - на востоке. Из всех памятников прошлого они наименее подверглись воздействию времени. В центре старого города растет Шри Маха Бодхи - священное дерево Бо. Подобно зубу Будды, хранящемуся в Канди, это дерево - одна из наиболее почитаемых буддийских святынь. После принятия буддизма Деванампия Тисса попросил у индийского правителя Ашоки ветку священного дерева, под которым Сиддхартха Гаутама достиг просветления. Ашока прислал ветку, и из ее черенка было заботливо выращено новое дерево. В настоящее время дерево Бо в Анурадхапуре считается самым древним на земле: ему более 22 веков. Тем не менее оно до сих пор выглядит вполне крепким и здоровым. Вокруг дерева сооружена платформа с ведущей к ней каменной лестницей, у основания которой установлена золотая скульптура, изображающая посадку черенка. Верующие сначала кланяются ей, а затем поднимаются на платформу, чтобы помолиться на само дерево.

Неподалеку вы увидите одно из самых загадочных мест в Анурадхапуре. Когда-то здесь находился величественный дворец Лоха Прасада, от которого до наших дней сохранилось 1600 серых монолитных колонн, поставленных 40 параллельными рядами, по 40 колонн в каждом. Некоторые колонны были варварски разрушены или удалены со своих мест во время реставрации, проведенной в начале XX в. Дворец был построен в правление Деванампия Тиссы (250-210 гг. до н. э.) для приема индийских посланцев, привезших священную ветку от дерева Бо.

Дагобы в Анурадхапуре довольно многочисленны, они - наиболее сохранившиеся свидетельства былого величия города. Эти сооружения отличаются красотой и великолепной архитектурой, поэтому неудивительно, что их относят к самым значительным буддийским памятникам не только в Шри-Ланке, но и во всем мире. Высота дагобы Абхаягири, или «дагобы горы Бесстрашия», - 100 м.

Она была построена правителем Валагамабаху в 89 г. до н. э., сразу после отражения индийского вторжения. Еще древнее массивная белая да-гоба Руванвелисея, не уступающая Абхаягири по высоте. Ее строительство началось при монархе Дуттхагамани (161-137 гг. до н. э.) , а завершилось уже после его смерти, в период правления его брата Саддхатиссы (137-119 гг. до н. э.) .

Древнейшая дагоба Анурадхапуры, да и всего острова, - Тхупарама, расположенная чуть севернее дагобы Руванвелисея. Ее высота всего 19 м, это, пожалуй, самое маленькое культовое строение в Анурадхапуре, но по значимости оно превосходит остальные. Дагоба Тхупарама была возведена в 249 г. до н.э. Деванампия Тиссой в ознаменование его обращения в буддизм. Считается, что в дагобе хранились правая ключица Будды и блюдо, с которого он ел. Эти предметы - дары новообращенному от индийского правителя Ашоки. Неудивительно, что дагоба Тхупарама пользуется особым почитанием и является объектом паломничества. Дагоба имеет форму колокола и окружена четырьмя рядами каменных колонн. К ней ведут лестницы, украшенные искусно выполненными барельефами и статуями.

Дагоба Джетавана на северной границе старого города по святости не может сравниться с дагобой Тхупарама, она заслуживает внимания тем, что является самой большой в Шри-Ланке: ее высота 120 м, а диаметр 112 м. Строительство этой дагобы относится к периоду правления Махасены (274-301) .

Южнее священного дерева Бо и чуть восточнее водохранилища Тисса Вева находится грандиозный скальный монастырь Иссарамуния Вихара. Несколько монастырских помещений расположены вне пещер. В небольшом музее, открытом у входа в пещеру, выставлены барельефы, считающиеся лучшими в Анурадхапуре. На некоторых из них изображены члены монарших семейств, живших в разные эпохи. Самый знаменитый барельеф - «Влюбленные» (IV-V вв.) . Предположительно на нем изображены либо воин с возлюбленной, либо божественная пара. Барельеф выполнен в индийском стиле гупта.

Хотя дагобы, воздвигнутые правителями, в той или иной степени сохранились до наших дней, мы, к сожалению, не можем сказать того же об их резиденциях. Сохранились лишь остатки дворцов Махасепы (301-328) и Виджаябаху I (1055-1110) . Великолепный лунный камень, некогда находившийся перед дворцом Махасены, сегодня привлекает внимание туристов, но от былых роскоши и величия дворца практически ничего не осталось. Вход платный или по единому билету в «Культурный треугольник».

Окрестности Анурадхапуры

Михинтале

Примерно в 12 км к востоку от Анурадхапуры, близ трассы 12, ведущей в Тринкомали, находится древний храм Михинтале, весьма почитаемый буддистами Шри-Ланки. Храм был основан в 247 г. до н. э., когда Махинда обратил в буддизм правителя Анурадхапуры.

Михинтале расположен на вершине гигантской гранитной скалы. К храму ведут многочисленные лестницы. Чтобы добраться до него, верующим приходится преодолевать 1840 ступеней, так что паломничество сюда можно сравнить с горным восхождением. По пути наверх вы увидите разрушенную лечебницу и храм Кантака Четия, датируемый примерно 240 г. до н. э. Но главные памятники Михинтале - на вершине скалы: это две ослепи-тельно-белые дагобы - Амбастале и Махасея, - окруженные кокосовыми пальмами и скальными выступами. С вершины скалы открывается сказочной красоты вид. Есть здесь и небольшой музей - с фресками, фрагментами древней керамики и бронзовыми фигурками. Вход платный.

Аукана Будды (Aukana Buddha)

Сюда трудно добраться на машине, зато можно дойти пешком от вокзала Ауканы, сойдя с поезда, идущего из Коломбо в Тринкомали. Главная местная достопримечательность - 12-метровая статуя Аукана Будды, датируемая V в. Статуя вытесана из цельного камня (видно, что спина буквально срослась со скалой) . Это, пожалуй, самое изящное изображение Будды из всех существующих в Шри-Ланке. Будда изображен в позе ашива мудра, то есть благословляющим. Слово «аукана» означает «питающийся солнцем», и действительно рассвет - лучшее время для осмотра и фотосъемки статуи. Если вы располагаете личным транспортом, то в Кекираве (Kekirawa) съезжайте с трассы 9 и следуйте до Ауканы по узкой проселочной дороге через Калавеву (Kalawewa) . Вам придется проехать около 11 км. Вход платный.

Япахува (Yapahuwa)

Древняя скальная крепость Япахува напоминает Сигирию, но уступает ей по размерам. Крепость была построена в XIII в. и служила резиденцией и главным оплотом правителя Бхуванекабаху I, который не раз отражал вторжения из Южной Индии. В настоящее время вы можете подняться по крутой, богато украшенной лестнице на платформу, где некогда возвышался храм. Именно в нем был первоначально помещен священный зуб Будды, но затем его перенесли в храм Зуба в Канди. На платформе вы можете осмотреть несколько великолепных барельефов, да и вид отсюда открывается поистине чудесный. Как и в Аукану, в Япахуву трудно добраться личным транспортом. Крепость расположена в 4 км от станции Махо (Maho) на железнодорожной линии Коломбо - Анурадхапура. Если все же вы решите ехать на машине, то выбирайте трассу 28, между Курунегаллой и Анурадхапурой. Вход платный.

Крошечный Михинтале считается колыбелью буддизма на Шри-Ланке. Именно здесь в 3 веке до н.э. появился первый буддийский монастырь и началась миссионерская деятельность Махинды - в честь него гору Михинтале также называют горой Махинды.

С течением времени монастырь разросся, приобрел влияние, и до 13 века был третьим величайшим монастырским комплексом в Шри-Ланке. Веками здесь возводились ступы(их было больше 60), и некоторые - довольно большие.

В наши дни Михинтале справедливо считается священным и посещается паломниками. Это - действующий храм: спокойное и величественное место, многочисленные ступы и другие древние сооружения неброско, но идеально вписаны в пейзаж. В одной из древнейших ступ находятся останки Махинды, на горе также есть большая статуя Будды.

Координаты : 8.35027500,80.51811200

Дерево Бо

Дерево Бо (или фикус священный) - одно из самых старых деревьев на свете. Трудно представить себе его возраст - 23 века. Многовековая громада выросла из саженца, взятого от дерева в непальском Будха Гойя, под которым Будда обрел просветление. По этой причине, конечно, дерево является своеобразной святыней для всех последователей буддизма.

Отросток был привезен из Непала на остров в III веке до нашей эры монахиней Сангамиттой, дочерью индийского императора Ашоки, и нашел свое место в королевском парке Анурадхапуры.

Казалось бы, такое старое дерево должно быть очень большим. Но само священное Бо невелико, его почтенную старость поддерживают специальные подпорки. Зато соседнее защитное дерево впечатляюще огромно.

Как и положено святыне, окруженное золотым забором дерево Бо тщательно охраняется. Просто так подойти к нему нельзя. Но пройдя защитные кордоны, возле дерева можно застыть в благоговении и, если повезет, подобрать на память о паломничестве опавший листочек.

Координаты : 8.34433100,80.39734800

А какие достопримечательности Анурадхапуры вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Джетаванарама ступа

«Джетаванарама» - это уникальный монастырский комплекс, созданный королем Махасеной в 276-303 годах. Во время рассвета обители, на ее территории, занимавшей площадь 48 гектаров, размещалось около 3000 монахов. На центральной платформе комплекса расположена «Джетавана ступа», возвышающаяся на 120 м и являющаяся самым высоким кирпичным сооружением, когда-либо построенным человеком. В IV веке нашей эры, во время распада Римской империи, ступа «Джетаванарама» являлась третьим по величине сооружением в мире, уступавшим только пирамидам Хефрена и Хеопса в Гизе. Структура имеет массивную кирпичную кладку, которая уходит на 14 метровую глубину, так, что вес монумента приходится полностью на коренные породы.

Еще одна уникальность ступы заключается в том, что она представляет собой идеальную окружность и содержит частицы физических останков Будды. Место, где стоит сооружение, было известно еще в древности как Сады Нанданы. Именно здесь в течении 7 дней читал проповедь для 7000 человек Арахат Махинда. «Джетаванарама ступа» была возведена над отпечатком ступни Будды, на ее строительство пошло 93 300 000 кирпичей.

Координаты : 8.35176200,80.40372100

Музей денег при Центральном банке своими коллекциями может потягаться с историческим музеем, ведь именно в монетах своих королевств история Шри-Ланки нашла свое отражение. Здесь можно проследить все этапы развития страны от колониальных времен, когда территория находилась под владычеством сначала Португалии, а затем Голландии и Британии, до наших дней. Экспонаты коллекций музея денег признаны старейшими в регионе.

Музей был создан в апреле 1982 года для хранения полной коллекции нумизматики страны. Но со временем экспонатов становилось все больше и больше, они охватывали более обширные временные периоды и коллекцию разделили на четыре тематические экспозиции: «Древний период», «Средневековый период», «Колониальный период» и «Период независимости с момента создания Центрального банка Шри-Ланки».

В первых двух можно найти самые старые монеты, которые были в обращении на территории Шри-Ланки. Они назывались Kahapana и датируются III веком до нашей эры. Они были самой разнообразной формы и изготавливались в основном из серебра. Золотые монеты kahavanu появились на острове лишь спустя четыре века. Первые иностранные монеты появились с развитием мореплавания и торговли. На территории Шри-Ланки найдены множество монет греческого, индо-греческого, римского, китайского и арабского происхождения.

Координаты : 6.93427600,79.84226900

Бассейны-близнецы Кутам Покуна

Бассейны Кутам Покуна (бассейны-близнецы) – старинные бассейны Древнего мира, представляющие собой огромную гидрологическую, инженерную, архитектурную и художественную ценность. Бассейны предназначались для купания буддистских монахов.

Бассейны построили в VIII веке в царстве Андрадхапура. На самом деле бассейны не являются близнецами, ведь первый достигает в длину 28 метров, а второй - 40 метров.

Бассейны вырезаны из гранитных плит, которые покрывают дно и стены. К ним также ведут ступенчатые стены в виде полок, на которые при купании монахи ставили горшки для омовения и другие предметы.

Бассейны отличаются уникальной системой очистки воды: перед тем, как попасть в бассейн, вода проходит через ряд углублений рядом с сооружением, а вся грязь оседает на дне. Между собой бассейны связаны с помощью трубопровода.

Координаты : 8.37110200,80.40159700

Ступа Абхайягири

Ступа в Анурадхапуре – второе по высоте здание Древнего мира, построенное в I веке до нашей эры королем Ватта Гамини Абхая. Высота ступы превышает 112 метров.

Перед входом в ступу установлены два каменных изваяния, которые считаются стражами бога Куверы. Название ступы состоит из двух имен – имени короля Абхая и имени Джейна, известного как Гири. В ступе находится интересная библиотека Древнего мира, которую стремятся посетить даже иностранные ученые, интересующиеся изучением буддизма.

Считается, что ступа украшена золотом, серебром и драгоценными камнями.

Рядом со ступой построен одноименный монастырь, в котором когда-то проживало 5 000 монахов. Они поклонялись изваянию Будды, сделанному из зеленого нефрита.

Координаты : 8.37101700,80.39550300

Самые популярные достопримечательности в Анурадхапуре с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Анурадхапуры на нашем сайте.

И набравшись сил, нам предстоял переезд в Анурадхапуру — древнюю столицу Шри-Ланки. По количеству достопримечательностей Анурадхапура занимает первое место в Шри-Ланке и мы планировали потратить на нее пару дней, но все случилось совсем иначе…

Как доехать из Негомбо в Анурадхапуру.
Прямых автобусов из Негомбо в Анурадхапуру вроде как нет, поэтому нужно сначала доехать до Курунегалы, а там пересесть на автобус до Анурадхапуры. В 6м часу утра мы встали, собрали вещи, перекусили, расплатились с хозяевами гестхауза и поймали проезжающего тукера, с которым договорились доехать до автовокзала за 250 рупий. На автовокзале нам любезно подсказали номер необходимого автобуса, мы бросили сумки рядом с водительским сиденьем и стали ждать отправления.


Транспорт Шри-Ланки.
В Шри-Ланке отлично развито транспортное сообщение между городами, причем есть различные по бюджету и скорости варианты. Самый дешевый вариант ехать на старых красных автобусах, но они останавливаются на каждой остановке и едут очень медленно, буквально выжимают последние оставшиеся силы из миллионных моторов. Второй вариант, которым мы пользовались чаще всего, это такие же большие автобусы, но обычно белого цвета. Они мчатся от вокзала до вокзала на всех парах. Это вождение на грани и как они до сих пор живы мне непонятно. В начале каждой поездки, автобусы останавливаются около маленьких домиков, с фигурками Будды. Там контролер оставляет небольшую сумму в качестве пожертвования и берет какую-то белую пудру, мажет ей себе лоб, водителю лоб и руль автобуса. Наверное секрет выживания именно в этом. А может быть в другом — всю дорогу водитель с контролером жуют бетель. Это листья местного растения, которые продаются на каждом углу, и по словам ланкийцев являются отличным тонизирующим средством. Зубы от него гниют, а глаза становятся стеклянными, но все равно все жуют. Третий вариант — воспользоваться услугами скоростной маршрутки под названием «экспресс». Это микроавтобусы с исключительно сидячими местами, едут быстро, но цена выше. Во всех автобусах оплату принимает контролер и даже выдает билетики. Водитель только баранку крутит. Также некоторые пользуются услугами тук-туков для переезда между городами, но это, по-моему, издевательство. Едут они медленно, а от звука рева мотора можно с ума сойти на дальних переездах.

Дешевые авиабилеты на Шри-Ланку надо?

Курунегала.
Для того, чтобы добраться до Курунегалы, мы воспользовались услугами большого белого автобуса, сели позади водителя. Обычно эти места зарезервированы для монахов, но туристов тоже частенько туда сажают. За 2.5 часа и 190 рупий на двоих мы доехали до автовокзала Курунегалы. Там распросили водителей автобусов, быстренько нашли бас до Анурадхапуры и в 9 часов мы уже ехали в нужном нам направлении. Стоимость проезда Курунегала-Анурадхапура составляет 140 рупий с человека (большой белый автобус). В 11.30 мы были на автовокзале Анурадхапуры. Стоит отметить, что в Анурадхапуре два вокзала, новый и старый. Сначала автобус заезжает на новый, который выглядит как обычная автобусная остановка с кучей автобусов, а потом едет на старый, там все более организованно, платформы и все такое. Автобусы на дальние расстояния в основном отправляются со старого вокзала.

Анурадхапура.
Около старого автовокзала мы обратились к тукерам с вопросом о жилье. Хотелось найти что-то в районе 1500 рупий за ночь. Пока тукеры спорили между собой, подкатил мужичок на скутере и предложил заселиться в его домашний гестхауз за 1200 рупий. Мы согласились поехать посмотреть на его жилье. Хозяин геста предложил воспользоваться услугами одного из тукеров. Тут мы допустили ошибку и не договорились о цене за тук-тук заранее, понадеялись на мужичка. В итоге, доехав до геста, который нам понравился, тукер сказал, что денег за доставку не нужно и стал предлагать свои услуги по организации экскурсии по Анурадхапуре и козырять билетами, которые вообще не нужны нигде, кроме храма Инсурмуния. Мы отказались от его услуг и он попросил 400 рупий за доставку к гесту, а это вдвое больше ожидаемой цены за тук. На возражения начал плакаться, что Шри-Ланка из э смол кантри, ви ар пур пипл энд ви хэв но мани. Обычная история короче. Заплатили ему 300, чтоб отстал, получив урок на будущее — всегда договариваться о цене заранее. Кстати, договариваясь о цене в гестах, также всегда спрашивайте — нет ли каких-нибудь дополнительных налогов или такс, а то может потом оказаться сюрпризом.

Тукер уехал, хозяин сказал, что Будда его покарает за такие цены. А мы заселились, распросили его, где можно перекусить, какая держится погода и сколько времени нужно на посещение всех основных достопримечательностей. В процессе общения приветливый ланкиец предложил нам экскурсию по всем храмам и дагобам за 4000 рупий на двоих. За эти деньги он обещал тук-тук, свои услуги гида и пресловутые «билеты». Недолго думая согласились, цена не такая большая, зато есть возможность быстро все посмотреть не заморачиваясь вопросом как добраться в то или иное место. Договорились на 4 вечера и пошли искать едальню.

Погода портилась. Вообще в центре страны с постоянной периодичностью идут дожди. По дороге из гестхауза встретили много разной живности — лангура, пальмовую белку и какую-то цаплю.

Мы направлялись в супермаркет Food City, который приметили, когда ехали на туке в гест. Он был недалеко и мы дошли до него пешком. Чуть дальше по дороге находился новый автовокзал. В общем наше местоположение было очень удобным. В маркете мы накупили продуктов на вечер, а на втором этаже плотно покушали жареной рыбы в китайском ресторанчике. Порции огромные, цены бросовые. За 1100 рупий наелись от пуза. Пока ели, снаружи зарядил неслабый тропический ливень, который кончился также внезапно, как и начался.

Вернулись точно к 4м часам, во дворе геста нас уже ждал нанятый хозяином тук-тук. Погода вроде бы разошлась и мы поехали смотреть город.

Достопримечательности Анурадхапуры.
Первым пунктом нашей экскурсии был индуистский храм. В наш маршрут он не входил, но проезжая мимо, мы попросили остановиться и посмотреть. В храме, по счастливой случайности, проводился какой-то обряд очищения. Семья прихожан сидела на полу, вокруг них ходили служители с благовоньями и пели песни. Наш гид помолился, поставил нам белые точки на лбу и рассказал про разных индуистских богов. Было довольно интересно.

Вессагирия.
Далее мы отправились к пещерам монастыря Вессагирия. Это комплекс из нескольких огромных валунов и пещер под ними. Монахи прятались здесь от дождя и медитировали. Повсюду на стенах древние надписи. А на вершине открывается восхитительный вид на окрестности, все в зелени и шпили различных дагоб повсюду. Тут же мы заметили несколько макак и впервые видели летающего павлина.

Инсурмуния.
К буддийстскому храму Инсурмуния мы приехали под дождем, который зарядил с новой силой. Купили билеты по 200 рупий, оставили обувь перед входом (так принято во всех буддистских храмах) и пошли «гулять по лужам». Промокли до нитки почти сразу, несмотря на наличие 2х зонтов. Весь комплекс очень красивый. На небольшом возвышении находится алтарь с лунными охранными камнями перед входом. Справа небольшой бассеин с выгравированными изображениями слонов на скале. Слева небольшая пристройка к скале, внутри которой находится лежащий Будда. Тут же рядом небольшой исторический музей, посвященный храму Инсурмуния. А с тыльной стороны храма находится лестница, ведущая на самую вершину. Здесь находится главная достопримечательность храма — отпечаток стопы Будды. По традиции туда кидают монетку и загадывают желание, чем мы и воспользовались. К этому времени дождь прекратился и на территории храмового комплекса появилось множество лангуров и пальмовых белок.

Старгейт. Ранмасу-уяна.
Недалеко от храма Инсурмуния находится разрушенный археологический комплекс Ранмасу-уяна. Шри-Ланкийцы называют его Королевский сад удовольствий. Недалеко друг от друга находятся 2 бассейна, один женский, другой мужской. Подходя к комплексу, наш гид поинтересовался, верим ли мы в инопланетян и отвел в место, где по преданиям, инопланетяне оставили свои знаки на камне. На рисунке изображено что-то вроде карты вселенной.

Позади Ранмасу-уяна и Инсурмунии находится красивейшее озеро Тисса Уэва, которое заиграло всеми красками на солнце, вышедшем после проливного дождя.

Ступа Мирисаветия.
Следующей точкой нашей экскурсии была ступа Мирисаветия. Огромная белоснежная догоба. Размеры ее просто невообразимы. Если честно, до планирования поездки в Шри-Ланку, я даже не подозревал о существовании таких архитекртурных сооружений. Внутри дагобы или ступы (как ее еще называют) обычно находится какая-то реликвия, но входа внутрь не предусмотрено. Мы обошли ее вокруг, пофотографировались и отправились в следующий пункт назначения.

Шри Маха Бодхи
Священное фиговое дерево в Анурадхапуре, выращенное из отростка дерева Бодхи, под которым принц Гаутама достиг просветления и стал Буддой. Ланкийцы говорят, что это старейшее дерево на Земле. Некоторые ветки опираются на золотые подпорки, а снизу находится храм, куда сходятся тысячи паломников. Мы попали как раз на вечернюю службу. Музыканты били в барабаны, играла музыка, верующие подносили цветы к дереву и молились. Дерево Шри Маха Бодхи считается одной из главных святынь Шри-Ланки.

Дагоба Руанвели.
Позади дерева Шри Маха Бодхи находится широкая аллея. Мы пошли по ней пешком к дагобе Руанвели. Огромная белая ступа, как и Мирисаветия. Считается самой большой и старой дагобой Анурадхапуры. Вокруг нее единым ансамблем расположены 4 маленьких ступы и небольшой храм с лежащим Буддой, внутри которого монах рассказывал какую-то историю прихожанам.

Тхупарамайя Дагоба.
К этой красивейшей дагобе, окруженной столбами и маленькими алтарями, мы подошли уже в темноте. Внутри дагобы Тхупарамайя хранится кусочек тела самого Будды. Несмотря на скромный размер — это одна из самых красивых ступ, которые я видел.

Джетавана Дагоба.
К этой огромной кирпичной ступе мы не попали. Наступила ночь и видели ее только издалека. Тукер подвез нас максимально близко, чтобы сделать фото, но без штатива это было нереально. За вечер насмотрелись на столько дагоб, что думаю ничего не потеряли.

Довольные и полные эмоций от увиденного поехали домой, по дороге накупили фруктов на ночном базаре. Кстати бананы здесь мелкие, вдвое меньше тех, которые мы привыкли видеть, но зато сладкие. А ананасы местные жители предпочитают есть с солью и перцем. По возвращению в гест, я попросил хозяйку почистить и порезать ананас. По моей просьбе она также посыпала половину долек солью с перцем. Вкусно конечно, но если честно дольки без специй мне понравились больше. Будет возможность попробуйте.

Это был очень интересный день и мы ни сколько не пожалели, что взяли нашего хозяина геста в гиды. Сами мы бы ходили тут 2 дня и порядочно устали. Так что по возможности поступайте также. Город большой и достопримечательности удалены друг от друга.

Перед сном мы уточнили у хозяина геста как нам добраться до , городка недалеко от Анурадхапуры. Все узнали и отправились спать. Планировалось, что рано утром мы отправимся в Михинтале, осмотрим там все до обеда, вернемся и уедем из Анурадхапуры…

Понравился отчет? Поделитесь с друзьями.