Глаза Будды опущены, сам он стоит, свесив руки вдоль тела. Скульптура и религия

Может сидеть или стоять. Правой рукой Будда делает жест варада мудра, если стоит, то держит край монашеского одеяния. Данное изображение демонстрирует альтруистические качества Будды, с ним не связано никаких определённых историй.

Будда в королевском наряде

В этом изображении Будда украшен атрибутами королевской власти (включая корону) и драгоценностями.

У изображения есть несколько вариантов. Во-первых, Будда может стоять, изображая обеими руками делая жест абхайя мудра, или же только правая рука может быть поднят в абхайя мудра, а левая - свободно висеть внизу. Во-вторых, Будда может сидеть в любом из вышеназванных положений. Так или иначе, главной особенностью данного изображения является королевский наряд Будды.

Связанная с изображением история повествует о том, как Будду призвал покровительствовавший ему Король Бимбисара, когда ему угрожал Король Джамбурати из соседнего королевства. Просвещенный находился в бамбуковом лесу и смотрел на вторжение в королевство Бимбисара, а затем явил себя в полных королевских регалиях Королю Джамбурати и продемонстрировал благодетельные силы так, что тот стал его верным учеником и больше никогда не претендовал на территории Короля Бимбисара.

Данный образ в изображении Будды распространился в конце XVI века, когда декоративное и орнаментальное искусство Аюттхайи достигло расцвета. Казалось бы, и религиозная, и художественная ценность образа должны пострадать от чрезмерной красочности наряда. Скорее всего, это было сделано для того, чтобы украсить и смягчить строгое шаблонное телосложение фигуры Будды. Нельзя отрицать изысканность, сложность, красоту замысла и искусность исполнения, однако многочисленные драгоценные камни, украшающие изображение с ног до головы, пожалуй, излишни.

При этом использование королевских регалий, чтобы подчеркнуть божественное происхождение персонажей и усилить впечатление встречаются и в других культурных религиозные традиции, в том числе к католицизме, греческом и русском православии.

В изначальной версии королевские атрибуты исчерпывались короной на голове, однако в итоге покрыли всё тело Будды. Причём наряд бывают изображён в двух вариантах: либо монашеское одеяние, покрытое драгоценностями, либо же полноценный наряд принца. В последней версии выполнены некоторых из самых знаменитых изображений Будды в Таиланде. Среди них, например, так называемый Изумрудный Будда в Ват Пхра Кео в Бангкоке.

Будда ест из котелка для милостыни

Будда только что посвятил в духовный сан сына богача и теперь спокойно ест рис из котелка для милостыни (бат).

Будда ест рисовый пудинг из котелка для милостыни

В левой руке Будды шарик рисового пудинга, а правая рука лежит на котелке. Рис был разделён на сорок девять частей, чтобы его хватило на семь недель.

Будда на Банаспати

Будда стоит на голове Брахмы, а тот, в свою очередь, приклонил колени на спине Банаспати.

В печальных мыслях

Будда стоит, скрестил руки на животе (левая снизу, правая сверху). Под деревом Бодхи Будда занят обдумыванием своих достижений в совершенном знании. Мара искушал его сразу же войти Нирвану, но Будда отказался, желая донести подлинное знание до всего мира.

Взятие савана мертвеца

Будда снял саван с гниющего трупа, отряхнул с него червей, промыл в реке и получил таким образом себе одежду.

Входящий в Нирвану

Будда умер, когда ему было восемьдесят лет, и вошёл в Нирвану.

Дарующий прощение

Будда прощает пришедшего к нему человека, осознавшего неправоту своих поступков. Есть немало вариантов этой позы, среди них, например, Будда стоит, развернув обе ладони наружу, или подняв одну руку (иногда левую, иногда правую) с ладонью, развёрнутой наружу.

Дающий первый закон

Делающий отпечаток ноги

Будду делает отпечаток своей правой ступни. Его символическое значение - движение и распространение Дхармы по всему миру.

Демонстрация чудес семье Сакри

Старейшины семьи Сакри не выразили уважение Будде, когда входили во дворец его отца, и Будда продемонстрировал им свою силу: помимо прочего, он вызвал сильный дождь, который намочил только тех, кто не выказывал ему почтения, а тех, кто относился к нему с уважением, оставил сухими.

Держащий чашу для подаяний

Будда стоит прямо и держит котелок для подаяний двумя руками на уровне живота.

Это поза относится к первому утру в Капилавасту после визита во дворец отца Будды. Родственники Будды были готовы принять в Нигродхараме, но покидая его вечером, ни один из них так и не позвал его на завтрак. А на утро Будда отправился в город, чтобы просить подаяние.

Защищенный Мукалиндой

Огромная змея защищает Будду, капюшон семиголовой кобры поднимается из-за его спины и нависает над головой. Сам Будда, находясь в глубокой медитации, сидит на кольцах змеи, которые служат основанием для изображения. В некоторые случаях Будда может изображаться полностью опутанный кольцами змеи, так, что видна остаётся только голова - к такому изображению привело буквальное понимание художниками истории.

На протяжении 42 дней великий король змей Мукалинда охранял и защищал Будду, погружённого в блаженство и не ведающего, что надвигается ужасная буря. Огромный змей обвил тело Просвещённого семью кольцами, а над головой раскрыл капюшон кобры, чтобы ничто его не помешало. Буря якобы бушевала на протяжении семи дней. Данное изображение было широко распространено в центральном Таиланде, а также пользовалось популярностью среди мастеров Кхмерского и Бирманского иконографического искусства. В Индии напротив - использовалось редко. Таиландские мастера Сукхотайи также предпочитали не обращаться к нему примерно с XIV века. В Таиланде это положение имеет название «Пхра Нак Прок».

Идущий в медитации

Будда шагает, левая лодыжка приподнята, ладони скрещены (левая снизу, правая сверху) на верхней части бёдер. Будда получил исчерпывающее знание и после этого посвятил себя обучению Дхамре страдающих и несчастных людей на всей земле.

Идущий или гуляющий Будда

Будда идёт, слегка приподняв правую ступню над землёй, а левой твёрдо стоя на земле, держа левую руку на уровне груди (даруя просвещение, благословляя всех существ, рассеивая страх), а правая в этом время грациозно и естественно свисает. Тело образует уравновешенную позу, изогнутую в трёх местах - трибханга или S-образную, весьма популярную в индийской скульптуре. Будда собирается произнести проповедь о своём озарении. Фигура находится в динамичном положении, она будто бы замерла в движении, как на видеозаписи, поставленной на паузу. Это символизирует заботу и внимание Будды к каждому действию. Он знает, что больше не переродится.

Изложение великой истины

Обе руки расположены в позиции витарка мудра.

Касание волос

В этой позе Будда поднимает свою правую руку, собираясь вырвать из головы восемь волосинок, чтобы подарить торговцам Тапуссе и Бхалике в качестве реликвий. После просвещения Будда не ел сорок девять дней, а они предложили ему рис, а позже стали его первыми учениками.

Купающийся под дождём

Правой рукой Будда поливает себя дождевой водой.

Во время засухи в Косала, Сравасти народ обратился к Будде за помощью. Увидев страдающий от недостатка воды рис, Будда попросился постирать свои одеяния. По дороге к пруду разверзлись небеса и на землю обрушился ливень, под которым и искупался Будда.

Медитация

Бодхисаттва находится в позе йоги: руки лежат на ступнях, левая ладонь лежит на правой и принимает чашеобразную форму. Глаза смотрят на кончик носа или вовсе прикрыты. Как правило, статую в этой позе выражают блаженное состояние. Это одна из самых популярных поз в Таиланде, там она известна как «острая боль самадхи».

Это позиция изображает важный и героический эпизод, когда Бодхисаттва поклялся не вставать с места до тех пор, пока не достигнет просвещения и не получит высшее знание. Он стремится найти причину страданий и возможность отказа от них и в процессе поиска становится Буддой. Вступив в самый глубокий этап погружения в мысли - дхьяну, состояние полного спокойствия, в котором отсутствуют как боль, так и радость, он достиг полного и окончательного просвещения.

По тайской традиции, Будда в состоянии медитации больше всего подходит людям, родившимся в четверг. Они чаще всего становится судьями, юристами и учителями.

Медитация в алмазной позиции

Будда находится в позиции закрытого лотоса, подошвы его ступней вывернуты наверх, при этом ноги плотно перекрещены, а руки лежат на коленях.

Особой популярностью эта поза пользовалась на севере Таиланда, в ней были выполнены статуи, найденные вокруг Чиангсьен.

Наставление пяти учеников

Будда сидит в позе йоги, расположив руки в положении обучения мудра. Всего есть четыре варианты позиции, которые отличаются использованием рук. Во-первых, Будда может изображаться с левой рукой, лежащей на колене, и с правой, расположенной на уровне груди в положении витарка (большой палиц соединён с указательным, другие пальцы слегка согнуты и направлены вовне). Во-вторых, Будда может быть изображён в дхармачакра мудра («вращающий колесо закона»), в процессе произнесения первой проповеди перед пятью учениками. В-третьих, он может просто сидеть в состоянии медитации. В-четвёртых, может изображаться с поднятой правой рукой, чем привлекает внимание учеников и призывая их приблизиться.

Достигнув просвещения, Будда оставил Бодх Гайя и отправился на поиски пяти аскетов, с которыми он провёл шесть лет. Он поделился с ними новообретённым знанием в Дхаммачакра Паваттана Сутта. Здесь он объяснил им «Средний Путь», Четыре Благородных Истины и доктрину Восмеричного Пути, основу всех форм буддизма. Друг Будды Конданна с радостью принял это знание, а затем убедил четырех других - Ваппу, Бхуддйю, Маханану и Ассаджу.

Обдумывающий старость

Будда находится в отдыхающей позиции (позе открытого лотоса): его руки расположены на коленях ладонями вниз.

В последний год жизни Будда проводил сезон дождей в Велуване, роще на пике Раджагриха Вултурес, принсённой в дар Королём Бимбисара. К тому моменту ему было восемьдесят лет, он был тяжело болен, но героически переносил свою болезнь. Более того, она служила ему темой для проповеди о скоротечности жизни. Он рассказывали про старика Ананда, который сравнивал своё тело с повозкой, которую нужно чинить с помощью ремней и бамбука, и настаивал на неизбежности старости и смерти для всего сущего.

Обучение матери в небесах Таватимса

Объединение четырёх котелков для милостыни

Стражи четырёх направлений явились к Будде и предложили милостыню, каждый в своём котелке. Будда не хотел выказывать никому из них предпочтения, поэтому объединил все четыре котелка в один.

Останавливающий Мару

Бодхисаттва находится в позе йоги, левая рука лежит на колене, правая поднята, будто бы для отражения атак трёх дочерей Мары. У этой позиции есть два разных варианта. Один - сидя, с левой рукой на подоле, а с правой - на уровне груди (как в абхайя мудра), как бы запрещая дочерям Мары соблазнять. Второй - позиция медитации, когда обе руки лежат на коленях.

Также у этого изображениея есть и две разных интерпретации. Первая соответствует отражению Бодхисаттвой атаки дочерей Мары. Вторая отсылает к моменту, когда Бодхисаттва пребывал в блаженстве под деревом Баньян, а сам Мара искушал его сразу войти в Нирвану. Однако Бодхисаттва отказался, сказав, что время для этого ещё не время, потому что люди ещё не получили учение, а праведный образ жизни пока не распространился.

Удерживающий родственников от вражды

Будды стоит, его правая рука находится в положении абхайя мудра, а левая свешивается вниз, при этом слегка касаясь одежды.

Изображение отсылает к эпизоду, когда Будду после трёхмесячного отсутствия вернулся из небес Таватисма и остановил вражду родственников его отца и матери из-за права собственности на участки реки, которая протекала между их владениями. Родственники договорились и мирно поделили участки и, при посредничестве Будды, прекратили противостояние.

Остановка статуи из сандалового дерева

Будда стоит, правая рука висит вдоль тела, а левая поднята, чтобы остановить своё изображение из сандалового дерева от приближения. Внушительное изображение этой позы находится в парке Пхуттхамонтон в провинции Накхон Патхом. Там этот жест соединён с движением идущего. Ещё одна скульптура из Аюттхайи, древней столицы Сиама, сейчас находится в Бангкоке, в восточном вихарне Ват По.

Эту позицию можно случайно спутать с «Удерживанием родственников от вражды», но это разные позы.

По легенде, пока Будда в течение трёх месяцев пребывал в небесах Таватимса и проповедовал там для своей матери, на вершине горы Меру, что находится в центре вселенной и где обитают тридцать три бога, отвечающие за благосостояние людей, Король Удаяна создал изображение Будды из сандалового дерева и поместил в большом холле в саде Джетавана в Шравасти, на месте, где обычно сидел Будда. Когда же настоящий Будда наконец-то возвратился, статуя чудесным образом ожила и приветствовала его. Однако Будда левой рукой остановил деревянное изображение и приказал ему вернуться на место, дабы служить образцом для будущих статуй, которые будут делать после его смерти.

Отдыхающий или Спящий Будда

Будда лежит на правом боку, его ступни и правая рука лежат параллельно друг другу. Его монашеские одежды традиционно открывают правое плечо, которое в этом изображение, как правило, лежит на подушке. При этом левая рука находится параллельно телу, а левое плечо закрыто.

В индийское традиции эта положение Махапариниббана - окончание жизненного пути Будды и вхождение в нирвану. Однако в Таиланде после Сукхотайского периода его воспринимают иначе. Там такое положение означает, что Будда просто отдыхает. Кроме того, опять же, согласно индийской традиции, изображение фигуры в лежачем положении должно быть таким же, как и в стоячем, только горизонтальное. Этим объясняется наличие «летающей полы» у монашеской робы, что создаёт «неземное» впечатление.

Открывающий мир. Соединяющий три мира: Небеса, Землю и Ад

Спустившись с небес Таватимса, Будда сотворил чудо: он объединил три мира - Небеса, Ад и Земли, и обитатели каждого из них смогли видеть друг друга.

Отстранение Ваккали

Левая рука Будда лежит на коленях, а правой он совершает жест отстранения.

Брамин Ваккали впечатлился внешним видом Будды, однако Будда сказал ему, что не внешности и физическому состоянию не следует уделять внимания, ибо рано или поздно они померкнут и придут в упадок, вместо этого должно следовать дхарме.

Первая проповедь

Будда явился в Парк Оленей в Исипатана около Бенареса, где прочитал свою первую проповедь Пяти ученикам.

Повелевающий водами или Останавливающий Океан

Будда стоит, обе ладони подняты, будто он пытается что-то оттолкнуть. Поза похожа на «Возвращение из небес Таватимса» с двойным витарка мудра, но путать их не следует.

В Таиланде эта поза называется «Останавливающий Океан или Предотвращение Поднятия Вод», но при этом происходит она от наводнения в Сахарам, который находится на берегу реки в Индии.

Будда явился в лагерь Казуара, где находилось около тысячи огнепоклонников и попросился на ночлег. Его поселили в ветхом домике на берегу реки, который часто затапливало. Чтобы предотвратить это, Будда заставил воды утихнуть и так показал Казуару и его сторонникам истинный путь.

Подчиняющий Мару или Призвание Земли как свидетеля

Будда сидит в позе йоги, держит левую руку на своей ступне, ладонь повёрнута кверху. Правая рука расположена на колене и показывает на землю, иногда слегка её касаясь.

Это поза, также известная под названием «Призвание Земли как свидетеля», наиболее популярна в Таиланде. Мара со своей ордой искушал Бодхисаттву: демоны сулили ему власть, богатство и плотские утехи. Однако Будда презрением отверг их все и продолжил размышления. Это отторжение Мары символизирует победу над собой.

Показывающий на труп

Будда на три дня задержал кремацию трупа, он хотел, чтобы люди смотрели на него и раздумывали о скоротечности жизни и временности их пребывания в этом мире.

Получающий воду

По дорогу в Капилавасту Будду одолела болезнь. Он обратился к Ананде с просьбой принести немного воды из ближайшей реки. Однако в тот день через реку уже переехало множество телег, так что вода была невероятно грязной и едва ли пригодной для питья. Но когда Ананда зачерпнул воду, она оказалась чистой.

Получение связок травы

Как-то вечером после ужина Бодхисаттва получил от брахмана Соттхия восемь связок срезанной травы. На этой траве Будда смог удобно устроиться под деревом Бодхи в Бодх Гая.

Посвящение в духовный сан первого ученика

Упатисса и Колита прошли посвящение в духовный сан, получив при этом высший ранг.

Предсказывающий

Призвание Земли в свидетели или Подавление Мары в хрустальном дворце

Призывающий Дождь

Будда стоит, его правая рука расположена на уровне груди, в положении витарка мудра, и будто бы призывает дождь, а левая ладонь собрана в горсть, будто прося подношение, в неё должна собраться дождевая вода. В некоторых вариантах позиции Будда может сидеть с перекрещенными ногами (положение рук сохраняется). Стиль одежды может быть либо кандагарский, либо северо-западной Индии: монашеское одеяние спадает симметричными волнами. Ступни поставлены естественно, не так формально, как обычно бывает у других тайских статуй того же времени.

Эта поза набрала популярность в Дваравати монского периода. Сидячий варианта был создан по приказу короля Рамы I, с тех пор это изображение использует в процессии пахотного фестиваля в середине мая. Стоячий вариант ввёл Рама V.

Принимающий манго

Будда сидит в положении йоги и держит манго в правой руке, рука лежит на колене.

Когда Будда был в Велуване, некие люди потребовали, дабы он явил им чудо, тем самым доказав своё могущество. Тогда Будда взял плод манго и выжал его в котелок, сок выпил, а косточку посадил в землю, из которое немедленно выросло огромное дерево и тут же начало обильно плодоносить.

Принятие рисового угощения от Суджата

Будда сидит в положении медитации, его ладони открыты и вывернуты наружу. После того, как Бодхисаттва понял, что умерщвление плоти не являются путём к просвящению, он принял еду от Суджата, закончив тем самым свой экстремальный аскетизм. После этого он оставил в Урвеле отшельников, с которым прошёл этот путь, а сам отправился в Бодх Гая.

Принятие чернильного орешка

Маленький чернильный орешек Будда держит в правой руке.

На седьмую неделю после просвещения Будда сидел под деревом Кет. В этот момент Индра предложила ему чернильный орешек.

Приручение дикого слона Налагири

Будда стоит, его права рука находится на уровне талии, ладонь повёрнута вниз. Некий недоброжелатель направил к Будде своего слона Налагири, дабы тот нанёс ему вред. Однако Будда его приручил.

Продевание нитки в иголку

Обе руки Будды находятся перед его грудью, он сосредоточен на продевании нитки в иголочное ушко.

Будда изготавливает одежду из лохмотьев, снятых с мертвеца. Занимаясь этим делом и концентрируясь на пронизывании, он получает озарение, которое приводит его к пониманию последней из Четырех Благородных Истин - Восьмеричного Пути.

Проповедующий Ангулимале

Ангулимала был бандитом и серийным убийцей, который должен был заплатить своему наставнику долг - тысячу пальцев правой руки. Чтобы выплатить этот долг, он убивал невинных отсекал их пальцы и делал из них гирлянду. Но однажды в лесу ему повстречался одинокий Будда. Убийца достал меч и побежал за ним, но несмотря на то, что Будда шёл медленно, Ангулимала никак не мог его догнать. Когда разбойник начал выбиваться из сил, он крикнул Будде, чтобы он остановился, но что тот ответил: «Я уже стою, Ануглимала, и всегда стоял. Поскольку я милосерден ко всему живому, а ты - беспощаден. Поэтому я стою, а ты всё ещё нет». После этого Анлугимала бросил свой меч и получил благословение Будды.

Проповедующий отцу

Будда, проповедующий в последний раз

В последний день жизни Будды Ананда по его приказу пошёл в город, дабы нести его слово народу. Путешественник иной веры по имени Субхадда пришёл к Будде, чтобы задать несколько вопросов. Будда разъяснил ему, что достигнуть просветления вне буддизма невозможно. Субхадда проникся его идеями и даже решил стать монахом. Хотя для последователей других религий, как правило, существует «испытательный срок» перед вступлением в сан, но для Субхадда сделали исключение, и он немедленно стал последним прямым учеником Будды.

Прощание с Весали

Будда стоит, смотрит через правое плечо (иногда - через левое), держит правую руку на животе.

Оправившись после болезни, вызванной заражённой свининой, Будда решает навсегда покинуть Весали. Зная, что больше не вернётся, он смотрит на город в последний раз.

Пускание пустого котелка для милостыни по воде

Съев все сорок девять порций, на которые Бодхисаттва разделил рис, он отпускает опустевший котелок для милостыни плыть по реке Неранджара. В случае если котелок не утонет, а поплывёт против течения, то это знак, что Будда достигнет просвещения. Если котелок поплывёт против течения и не утонет, это будет означать, что просвещение достижимо для Бодхисаттвы.

Путешествие на корабле

Будда располагается сидя, причём в так называемом западном положении, также известном как европейское. У изображения может быть два варианта. В одной руки опираются на колени, в другом правая рука находится на уровне груди, а её ладонь развёрнута наружу.

Достигнув просвещения, Будда собирался посетить отца, однако для этого ему понадобилось пересечь реку.

Разъяснения предзнаменований

Правая рука Будды расположена на колене, ладонь повёрнута. При этом левая рука находится на уровне груди, а ладонь её повёрнута наружу.

Будда сообщал Ананде, что в его силах продлить ему жизнь, если тот попросит. Однако Ананда дважды отверг предложение Будды, так как попал под влияние Мары. Тогда Будда отправил Ананду прочь и сделал ему предсказание, что он неминуемо умрёт и войдёт в Нирвану.

Рассматривание пищи в котелке для милостыни

Спустя восемь дней после становления Бодхисаттвы монахом, местный правитель впервые дал ему пищу.

Решение войти в Нирвану

Будда держит правая руку на груди.

Будда погружён в размышления о собственной старости и близости и неизбежности смерти. Он принимает решение войти в Нирвану в ночь полнолуния, за три месяца до своей смерти.

Решение стать монахом

Несмотря на усиленную охрану, Сиддхарта покидает дворец в Капилавасту верхом, в сопровождении его возничего Чандаки.

Спускающийся с небес

Индра создал три лестницы, соединившие небо и землю. Одну для себя, вторую для Будды, третью для брахманов.

Стоящий Будда

Глаза Будды опущены, сам он стоит, свесив руки вдоль тела.

Эта поза Будды свидетельствует о его полной уверенности в своих действиях.

Уединение в лесу

Будду утомили монахи Косамби, разделившиеся на две группы и утратившие гармонию, и он предпочёл уединение в собственном лесу.

Здесь на него обратил внимание слон Палилайка и предложил Будде напиться воды, в то время как обезьяна принесла ему улей с медовыми сотами.

Указывающий на Мару

Правую руку Будда держит согнутой в локте, её ладонь направлена наружу, а указательный палец показывает вверх. Левая рука свободно висит вдоль тела.

Будда посетил недавно умершего и указал на Мару, осматривающегося в облаках в тщетной надежде поймать дух покойного.

Умерщвление плоти

Худой и истощённый Будда сидит в позе для медитации. Целых шесть лет он практиковал крайний аскетизм и был на грани гибели от истощения. Однако в итоге он осознал, что между крайним аскетизмом и мирским существование есть и «средний путь».

Чудо в Сравасти

Будда сидит в «европейской» манере, будто бы на стуле. Ноги слегка расставлены, правая рука расположена на уровне груди и сложена в положение витарка мудра (большой палец соединён с указательным, остальные слегка согнуты), левая - лежит на колене. При этом ступни Будды опираются на лотос. Кроме того, в некоторых случаях Будда может изображаться в стоячем положении.

Чудо в Сравасти - это проявление могущества перед неверующими, дабы убедить скептиков и представителей всяческих религиозных сект. Будда показал им свой небесный ореол и явил себя самого в возвеличенной форме, что сопровождалось бурями с громом и молниями и землетрясениями. Также Будда сотворил самого себя, сделав Двойное явление.

July 6th, 2012

Есть такие объекты в мире, о которых вроде бы все знаешь, которые неоднократно видишь на фотографиях, но все равно, встречая очередной раз интресное изображение - восхищаешься тем людям, которые это делали.

Давайте еще раз посмотрим и почитаем об этой всемирноизвестной статуи Будды.

В китайской провинции Сычуань близ города Лэшань в толще скалы высечена гигантская скульптура Будды Майтрейи. На протяжении 1000 лет лэшаньская статуя высотой 71 метр удерживала первую позицию в рейтинге самых высоких монументов мира. По мнению древних зодчих, великое должно найти воплощение в гигантских размерах, ведь Майтрею почитают все школы буддизма. Майтрея — это грядущий Учитель человечества. Рано или поздно он появится на Земле, достигнет просветления и будет проповедовать дхарму — путь благочестия. Статуя Будды в Лэшане — одна из самых древних в мире. Она установлена в том месте, где сливаются три реки, встречные воды которых создают опасные водовороты.



Как гласит легенда, монах Хай Тун решил умилостивить стихию, вырубив в скале скульптурный образ верховного божества. Много лет монах странствовал по городам и сёлам, собирая деньги на сооружение статуи, и в 713 году начал строительство. Хай Тун умер, когда изваяние Будды было изготовлено лишь до колен, но он успел достичь своей благородной цели.


Вырубая статую в скале, рабочие выбрасывали каменные осколки в реку, вследствие чего частично засыпали водные потоки. Таким образом, получилось, что Будда укротил бурный нрав реки. По преданию, когда местный властелин потребовал от Хай Туна передать ему пожертвования, собранные на строительство статуи, тот ответил: «Лучше я выколю себе глаза, чем отдам сокровища Будды». Вскоре правитель явился к монаху за деньгами, но он выхватил нож и исполнил клятву, лишив себя глаза. Растерянный вымогатель отступился. После смерти монаха его дело продолжили правители Сычуани, и через 90 лет, в 803 году изваяние Просвётленного было закончено.

Статуя Будды в Лэшане — воплощение мироздания. Гигантский, 70-метровый Будда сидит лицом к водным просторам, положив руки на колени. Его огромная, 15-метровая голова высится вровень со скалой, а стопы упираются в реку. Уши Будды (каждое — по 7 метров) вырезаны из дерева и искусно присоединены к каменному лицу. Просветлённый «одет» в каменную тунику, складки которой отводят дождевые воды, препятствуя растрескиванию горной породы.

В стенах, окружающих статую, высечены каменные изображения 90 бодхисаттв — духовных наставников людей. В изголовье великана установлена пагода и разбит храмовый комплекс с парком. На фоне монумента зрители кажутся крошечными насекомыми.


Поток туристов, словно пчелиный рой, окружает со всех сторон голову Будды и каскадом спускается вниз по скале к его стопам. На любом из пальцев ног гиганта (длина пальца — 1,6 м) может усесться небольшая группа туристов. Каждый зритель пытается найти самую удобную точку для обзора, но вынужден осматривать изваяние лишь в боковом ракурсе. С вершины скалы виден беспристрастный лик Просветлённого, тогда как его ноги и тело скрываются под уступом. Внизу всю панораму занимают колени Будды, над которыми где-то в вышине проглядывает гигантское лицо.


Изваяние не создано для созерцания: в буддизме всё мироздание есть не что иное, как тело Будды (Буддха-кайя) или тело Истины (дхарма-кайя), и оно непостижимо с помощью чувств или ума. Но именно дхарма-кайя связывает человека с истинно сущим, позволяя ему достичь чистейшего и высочайшего состояния «надмирного» бытия. Как говорили в Китае: «Мы обретаем Совершенное Просветление, когда сердце сливается с основанием каменного монумента». Интересно, что в эпоху средневековья тело Будды было скрыто под 13-ярусным храмом-теремом, но эта постройка сгорела во время пожара.

Большой Будда впечатляет не только своими размерами, но и своей выразительностью: облик гиганта буквально дышит благородством, величием и добротой.


Будда Майтрея в Лэшане — усмиритель водной стихии.

Внутри скульптурного произведения искусно проведена водоотводная конструкция, которую со стороны практически невозможно заметить. Гроты и канавки, спрятанные в складках одежды, на руках, голове, груди Будды, выполняют функции водоотводов и защищают скульптуру от выветривания и разрушения.


Наверху, на самой горе, в изголовье Будды находится пагода душ высотой в 38 метров, а также храмовый комплекс и парк. На стенах вокруг гиганта выдолблены изображения Бодхисаттв (их более 90) и многочисленные изображения Будды.


Майтрея считается грядущим воплощением Великого Учителя человечества, и его почитают все буддийские школы, веря, что однажды он появится на Земле, обязательно достигнет просветления и станет проповедовать людям путь благочестия - дхарму.


Статуя Будды в Лэшане установлена в месте слияния трех рек. Когда-то их стремительные потоки, встречаясь, вили бурные и опасные водовороты. По легенде, буддийский монах Хай Тун, видя это, решил усмирить стихию, изваяв гигантскую скульптуру Учителя в прилегающем горном ущелье.

Сейчас, приехав в Лэшань, любой турист может полюбоваться впечатляющим изваянием. Лицо Будды Майтрейи обращено к реке, гигантские руки сложены на коленях; его 15-метровая голова достигает вершины скалы, а огромные ноги (длина пальцев около 1,6 м) почти упираются в реку. Вырезанные из прочного дерева 7-метровые уши Учителя искусно подогнаны к каменному лицу. Будда одет в тунику, по тщательно вырезанным каменным складкам которой во время дождя стекает вода, препятствуя разрушению скальной породы.

В изголовье колоссального монумента выстроен храмовый комплекс с небольшим парком, а в окружающих статую скалах высечены изваяния 90 бодхисатв - духовных наставников человечества.

В эпоху Средневековья скульптура Будды была скрыта под выстроенным над нею 13-ярусным храмом, но эта постройка была уничтожена пожаром, и теперь, как и прежде, скалы являются единственными стенами для гигантского изваяния.

Что интересно, полностью охватить взглядом статую Будды в Лэшане почти невозможно: сверху открыт беспристрастный лик, но ноги скрываются под горным выступом, а снизу ноги можно рассмотреть превосходно, зато лицо статуи почти полностью закрывают огромные колени. Самый лучший ракурс - сбоку, но и он не позволяет в подробностях разглядеть весь монумент.

Такая особенность придана скульптуре совсем не случайно. Она прекрасно согласуется с буддийской доктриной мироздания, согласно которой весь мир - это тело Будды (Буддха-кайя) или же тело Закона (Дхарма-кайя), которое с точки зрения чувств и ума является непостижимым. Поэтому статуя Будды в Китае не предназначена для разглядывания. Будучи материальным воплощением Дхарма-кайи, она связывает людей с истинно сущим, позволяя им достичь особого состояния чистейшего надмирного бытия, что, как считают буддисты, является подлинной целью жизни каждого человека. По этому поводу китайцы говорят следующее: «Мы обретаем Совершенное Просветление в тот момент, когда наше сердце сливается с основанием каменного изваяния».


И уж можно точно быть уверенным, что в этой статуе отсутствуют

Религия, зафиксировавшая свои положения в текстах, буддизм (за исключением дзэн-буддизма, благосклонного к живописи, то есть к непосредственному индивидуальному выражению мировосприятия, которое он допускает) обладает строгой иконографической традицией; различные техники скульптуры следовали этой иконографии на протяжении столетий.

В соответствии с буддийским богословием сам Будда (Буцу ), или Будда будущего (Нёрай ), определяется чертами, обозначенными на японском языке понятиями из санскрита: Сяка (Шакьямуни), Русяна (Вайрочана), Амида (Амитабха), Якуси (Бхасайя-гуру). Будда изображается в облике молодого священника, его кудрявые волосы уложены и завязаны в узел; фигура без украшений, драпированная лишь простым ниспадающим монашеским одеянием. Уши, чересчур удлиненные, отягощены драгоценностями, которые он носил тогда, когда был принцем и жил в роскоши при дворе своего отца. Несколько произведений эзотерического буддизма (миккё) изображают его увенчанным диадемой, в одежде, усыпанной драгоценностями, но таких изображений Будды немного.

Иконографические типы скульптурных изображений бодхисаттв Мироку (Майтрейя), Мондзю (Манджушри), Фугэн (Самантабхадра) и Кокудзо (Акашагарбха) (перечислим тех, кто встречается чаще) более разнообразны. Они могут быть изображены в диадеме, украшающей поднятые вверх волосы, со свободно повязанным поверх одеяния поясом, кулон или пектораль (ёраку ) завершают их облик.

Небесные стражи - Бонтэн (Брахма), Тайсякутэн (Индра), Бисямонтэн (Вайшравана), Китидзетэн (Махашри), Конгорикиси (Ваджрапани) - принимают разный облик: они цари или придворные, солдаты или великаны, мощная мускулатура символизирует их силу, их многочисленными образами вдохновлялись выразительные произведения японского искусства.

Изображения некоторых будд и бодхисаттв, принадлежащие сектам эзотерического буддизма, выражают неистовую ярость. Наиболее часто встречаются Фудо Мёо (Алкала), Госандзэ Мёо (Трайлокьявиджайя), Айдзэн Мёо (Рага).

Все эти божества изображены в энергичных позах, но делают одинаковый ритуальный жест рукой (мудра). Этому движению соответствует и выражение их лиц. То и другое раскрывает идею, которую они должны выразить. Наиболее почитаемые изображения окружены ореолом, и мастерство, с которым он выполнялся, со временем превратило элементы этого ореола - ангелов, цветы и языки пламени - просто в декоративное украшение. Характер изображения становится все более и более утонченным и декоративным. Статуя обычно размещалась на пьедестале в виде гигантского цветка лотоса, символичного водяного растения - сияющая чистота лепестков и погруженные в донный ил корни.

Небесные создания - божества на облаке, одно из которых играет на флейте, другое протягивает лотос, - включены в группу из пятидесяти двух горельефов из дерева, которые украшают интерьер Хоодо в Бёдоине в Удзи. Они образуют небесный эскорт Амиды Нёрай работы скульптора Дзете. Первоначально нарисованные и украшенные золотыми нитями (кириканэ), эти изящные изваяния представляют искреннее и жизнерадостное искусство эпохи Фудзивара.

В наши дни появились новые материалы, что побудило художников вновь обратиться к религиозной скульптуре. Но на протяжении семи веков буддийская пластика, можно утверждать, мало изменилась: канон Будды из Камакура (1252) является каноном и для Будды из Мёгуро, который датируется 1802 годом (эта статуя хранится в музее Сернуши).

Японская скульптура эпохи Камакура отразила это время ожесточенности и нестабильности, в ней заметны проявления реализма, граничащего с барокко, в определенном смысле это время подъема и упадка пластического искусства. Скульптура этой эпохи оказывается отражением своего времени. Способность глубоко чувствовать, характерная для художников XIII века, их склонность к драматизму и состраданию была отмечена искренней амидистской верой. Этому времени не подходили для изображений безмятежные, уверенные в себе боги, скорее требовалось выражение сдерживаемой боли чувствительных и очень ранимых людей. Назидательность этих изваяний предназначалась для множества смиренных, малообразованных верующих, чуждых эстетических радостей, которые были доступны только придворным, поэтому изображения богов и святых должны были нравиться народу. С этой целью скульпторы не гнушались никакими эффектами, вплоть до напыщенности. Так, чтобы изображения выглядели «более живыми», глаза статуй инкрустировали горным хрусталем (гёкукан). В те эпические времена формируется еще и культ героев - знатных вельмож, которые благодаря своей прославленной энергии творили историю, и, следовательно, появляются их изображения. Одна из самых прекрасных, без сомнения, статуя Уэсуги Сигэфуса, потомки которого всегда находились среди самых влиятельных советников сёгуна.

Основные принципы скульптуры этой эпохи были выражены в творчестве Кокэя (XII в.). Скульптор был связан с храмом Касуга в Нара, основал в центре старого Ямато школу, близкую по духу школе великих реформаторов в далеком Канто.

Храм Касуга-дзиндзя, или Касуга-тайся, в Нара был основан в 768 году. Но возможно, он возник раньше, вскоре после учреждения столицы в Нара. Фудзивара-но Фухито (659–720) приказал его построить в честь бога - покровителя своей семьи. Главное здание (хондэн ) восстановлено в 1863 году, четыре одинаковых маленьких храма - маленькие четырехугольные павильоны, снабженные прямой лестницей, которую защищает выступ широкой крыши. Ансамбль - один из характерных типов синтоистских храмов, ставших обычными с эпохи Хэйан. К святилищу Фудзивара ведет живописная аллея, уставленная вдоль бесчисленными фонарями, подаренными на протяжении веков благочестивыми верующими.

Ункэй, сын Кокэя, - работал с 1175 по 1218 год - по праву считается самым знаменитым японским скульптором. Сила, размах, человечность искусства эпохи Нара стали отличительными чертами этого художника, усиленные нервной энергией, которая подпитывалась впечатлениями от пластического искусства эпохи Сонг. В творческой манере сыновей Ункэя - Танкэя, Кобэна и Косё - появились черты маньеризма,в их творчестве заметен натурализм: пластика тела, выражение лица, летящая драпировка одеяний святых, отступавшие от канона, - все это было выполнено виртуозно, и статуи поражали паломников.

Восстановление Тодайдзи, пострадавшего в войнах XII века, значительно повлияло на развитие японской скульптуры и изменило ее главное направление. Под руководством верховного жреца Сюндзёбё Хогэна храм реконструировали в стиле южнокитайской архитектуры, известном как тэндзики-э (индийский стиль). Для восстановления искусства скульптуры Хогэн, до того трижды посетивший, как рассказывается, Китай, выбирает Кайкэя, ученика Кокэя. Он также привез из Китая художника Чэнь Хочина, который знакомит японцев со стилем Сонг. Постепенно новая мастерская в Тодайдзи превратилась в тот фермент, который породил жемчужину японской скульптуры - искусство Камакура. Восстановленный в Тодайдзи храм был грандиозным сооружением, и люди, которые его создали, не уступали своим предшественникам в мастерстве и артистизме - несколько уцелевших образцов предшествующего времени служили молодым скульпторам эталоном, так что творческий процесс был непростым, а поиски нового - постоянными.

Скульптура бурно развивалась в эпоху Хэйан, в период расцвета культуры Фудзивара. При дворе и в домах знати успешно трудились ремесленники. Они вырезали из мягкого дерева изысканные, приятные изображения, которые нравились сильным мира сего. Буддийская секта Тэндай поддерживала эстетику очарования. Эта тенденция усилилась с распространением амидизма, один из постулатов которого утверждал, что символом рая, где встречаются праведные души, на земле может быть лицезрение прекрасного.

Исключительная изобретательность мастеров развивала скульптурные техники. Статуи состояли из фрагментов: из отдельных вырезанных кусков нужного размера собиралась вся статуя (ёсэги ). Этот способ, упрощающий задачу создания статуи и реставрации, усовершенствовал мастер Дзете, незадолго до своей смерти (1057) создавший замечательную статую Амиды Нёрай в Бёдоине в Удзи (1052), матовая позолота которого освещает павильон Феникса (Хоодо).

Сын скульптора (он был и буддийским священником) Косё, Дзётё пользовался особым покровительством Фудзивара-но Митинага (966-1027), того самого, которому было суждено привести свой род к вершинам власти. Столь значительная поддержка позволила Дзётё основать в Киото замечательную мастерскую «Седьмой улицы» (Ситидзё буссо). Вскоре его ученик Хосэй (умер в 1091 году) и сын последнего Энсэй (умер в 1134 году) основали мастерскую на Третьей улице (Сандзё буссо); обе мастерские были широко известны и процветали. Успех Дзете свидетельствовал о важном изменении в социальном положении скульпторов: они получили право работать в собственной мастерской и воспитывать учеников. Дзётё стал первым из своей корпорации, кто был допущен к духовному сану, что обеспечило ему одновременно авторитет и материальный достаток. Новый статус быстро снискал ему большую популярность, поскольку в эпоху Хэйан монастыри развивались благодаря субсидиям и покровительству меценатов. Таким образом, после того как Дзёте вполне естественно был приближен кХодзёдзи, возведенному Фудзивара-но Митинага, этому примеру, поданному верхушкой общества, последовали многие. Благодаря религии скульптура приобрела благосклонность мирян, что и позволило ей отойти от слишком большой зависимости от китайских прототипов.

Скульпторы использовали китайские образцы с некоторым запозданием в период, когда японский двор соперничал с китайским двором. Зрелости эпохи Тан соответствовала зрелость эпох Тэмпё и Хэйан. С того времени, как двор обосновался в Хэйане, скульптура расцветала благодаря множеству заказов, которые поступали от действующих монастырей и при строительстве новых. Новые монастыри основывались в защищенных удаленностью и лесами долинах. Потребность была велика, статуи должны были отражать новые религиозные чувства.

При этом материал должен быть не только прочен, но и дешев. Поэтому скульптура эпохи Хэйан по преимуществу была деревянной. Этот благородный материал в стране, густо покрытой лесами, оригинальным способом выразил талант лесного народа, который заменил примитивный топор предков на эффективное долото великих цивилизаций эпохи металла. Статуи из сандалового дерева (дандзо ), которые монахи-паломники привозили из Китая, ввели в моду приятный и естественный материал - дерево, которое на архипелаге имелось в изобилии. Наконец, качество японских режущих инструментов позволяло достичь точности в резьбе по дереву. Действительно, уже в эпоху Нара в мастерских Дайяндзи и Тосодайдзи воспроизводили в дереве изысканные формы аналогичных изделий из лака или глины. Статуи до эпохи Камакура резались из одного куска дерева (итибоку ). Для их создания требовалось приложение силы, особое внимание уделялось декору, детали статуи тщательно прорабатывались, затем искусно покрывались другими материалами (хомпа-сики ). В эпоху Хэйан художники отходили от реалистического стиля в противоположность величественным произведениям мастеров эпохи Нара, которые точно следовали традиции.

Нара

Эпоха Нара стала золотым веком японской скульптуры. Без сомнения, она никогда не знала большого разнообразия материалов. Техники, которые более всего использовались в период расцвета Нара, - лак и глина - происходили из Китая эпохи Тан.

Техника глины была давно известна в Индии и Центральной Азии, оттуда она пришла в Китай. Сначала изготовлялась модель из дерева, этот грубый остов покрывался рисовой соломой (она была необходима, чтобы лучше удерживать новые слои глины), на которую укладывали глиняную массу. Масса, которую использовали для первых слоев, была грубой: солома предварительно смешивалась с землей и золой, затем она снова покрывалась более качественной глиной, смешанной с бумажным волокном. Последний тонкий слой - из тонкоразмолотой глины с порошком слюды. Затем статуя раскрашивалась или покрывалась золотой фольгой. Вместо этой широко распространенной в VIII веке техники стали применять технику лака.

Лаковая техника характерна именно для Дальнего Востока. Она состояла в наложении слоев лака: либо лак накладывался последовательно, либо на слои ткани (даккацу кансицу), либо сразу на деревянную основу (мокусин-кансицу).

В первом случае на полую грубую глиняную модель последовательно многократно накладывается ткань, каждый слой которой обрабатывается лаком до приобретения желаемой формы. Пластические детали прорабатывались смесью из порошка лака и опилок, использовали металлические каркасы. После высыхания глиняную форму разбивали и иногда внутрь вставляли деревянный каркас для придания устойчивости всему сооружению. Техника, которая используется для создания статуи из лака на деревянной основе, слегка отличается от техники с использованием глины: первоначальная деревянная модель покрывается несколькими слоями лака.

В обеих техниках часто использовались разноцветные лаки, иногда лак смешивался с порошком или с пигментом золота или серебра. К полым статуям в технике сухого лака относились с особым вниманием, так как они были тонкими и их легко было носить во время церемониальных процессий. Изящество, которого техника лака позволяла добиться, превратило лак в материал, по преимуществу использовавшийся для скульптурных портретов. Знаменитым (и к тому же самым древним из известных) является изображение священника Гандзина, который основал в 759 году храм Тосёдайдзи.Другим столь же знаменитым произведением является Асура в Кофукидзи, один из «Восьми охранников Шакьямуни» (Хатибусю ) - скульптор изобразил его с тремя лицами и шестью руками. Благодаря лаковой технике статуя передает мягкое выражение лица, которое скорее принадлежит ангелу-хранителю, чем воину. Маски театра гигаку передают в своей улыбке, напоминающей карикатуру, творческое вдохновение художников, которые над ними работали.

Наряду с этими очеловеченными и усовершенствованными статуями известны монументальные бронзовые изображения, слава о которых шла уже целое столетие. Мастерство техники сплава меди и олова, применявшейся японцами, развивалось быстро, если судить по огромному бронзовому Будде, воздвигнутому в Тодайдзи в 752 году. Статуя, достигавшая семнадцати метров в высоту, выплавлялась в несколько приемов по горизонтальным разрезам (игаракури ), затем эти фрагменты вставлялись один в другой, затем накладывалась позолота. Эта техника была использована исключительно для создания гигантских Будд, которых называли дзёроку («шестнадцать»), потому что они были высотой в шестнадцать футов, когда изображались во весь рост, и высотой в восемь футов, когда сидели, - идеальный рост, который соответствовал росту Шакьямуни. Статуи среднего размера отливались в технике a la tire perdue (рогата) по методу, обычно применявшемуся начиная с эпохи Асука.

Камень относительно мало использовался в Японии, поскольку природные ресурсы были скудными. Влияние монументальной китайской и корейской каменной скульптуры там очень ощущалось, но отразилось в использовании других материалов. Камень оставался на протяжении веков связан с садами, архитектурой пейзажей; он чаще воспринимался как самостоятельный предмет, чем как материал для скульптуры.

Мастера годов Тэмпё (729–749) создали грандиозное искусство, используя различные материалы. Искусство отражало идеи буддизма, который процветал в столице Японии. Монументальные пропорции, глубокие складки тяжелой ниспадающей драпировки, прилегающей к телу в манере, принятой на континенте, свидетельствуют о мастерстве японского пластического искусства.

Хакухо

Скульптура эпохи Нара была отмечена расцветом реализма, выразительной трактовкой образа, даже экспрессивностью: она демонстрировала зрелость искусства, сменяющего искусство Хакухо, которое отличалось стыдливостью и непременным идеализмом молодости. В искусстве периода Хакухо отразилось начало расцвета страны, начинающей понимать свою сущность. Япония тогда была открыта для континентальных веяний и благодаря посредничеству Китая приобщилась к эстетическим критериям индийского искусства эпохи Гуптов. Эта эстетика и после ослабления династии под давлением эфталитов(455) продолжала влиять на азиатское искусство: спокойные, с правильными чертами лица, пышная грудь, округлые бедра, высокий рост, длинные изящные ноги, тело, скрытое ниспадающими складками прилегающей одежды. Триада маленького переносного храма госпожи Татибана, матери императрицы Комё (701–760), сохранившаяся в Хорюдзи, сияет благородной строгой красотой. Ансамблю присуща гармония и полетность всех его линий. Этот маленький храм представляет собой, как и замечательный Тамамуси, в котором сохранились первые шедевры японской живописи, нечто вроде реликвария,помещенного на пьедестал и увенчанного крышей (суми-дза ). Вода источника (геометрические мотивы представляют колеблющуюся воду и водяные растения) орошает скрученные стебли трех лотосов, поддерживающих Будду Амиду и двух его бодхисаттв. Ореол окружает голову Амиды, а задний план украшен ангелами. Пластичные линии ансамбля придают ему живость, а сдержанная лучезарная улыбка характеризует архаические периоды всех цивилизаций.

Асука

Японская скульптура, которая на всем протяжении своего развития оставалась тесно связанной с религией, родилась вместе с буддизмом под покровительством замечательного регента Сёто-ку, в эпоху А сука. Как и религия, которая пришла в Японию из Китая и Кореи, японское искусство находилось под воздействием китайского и корейского искусства и его теории. Самой древней статуей, о которой история (или легенда) сохранила воспоминание, является гигантский Будда, творение Курацукурибэ-но Тасуна, предназначенный для Сакатадэры, храма, воздвигнутого в память об императоре Ёмэй (586–587), именно этот император оказался первым, кто официально обратился к буддизму. Автором древних японских скульптур, известных в настоящее время, считается талантливый скульптор Тори, сын Тасуна, который сам являлся потомком китайского иммигранта. Тори, действительно, был внуком Сиба Татито, который эмигрировал из китайского царства Южного Лян и прибыл в Японию в 522 году, чтобы проповедовать добродетели буддизма. Семейство Сиба Татито было известно также под именем Курацукурибэ, отец Тори сделал его знаменитым.

По распоряжению императрицы Суйко в 605 году Тори создал два гигантских изображения Будды - позолоченную бронзовую статую и вышивку, которые предоставили ему возможность подняться в иерархии до третьего придворного ранга. Единственное произведение Тори, которое дошло до нас, - назидательная «Триада Шакьямуни», хранящаяся в монастыре Хорюдзи в Нара. Широкий ланцетовидный нимб окружает Будду и его бодхисаттв, которые окружены нимбом из пламени. Надпись сзади уточняет, что произведение относится к 623 году и создано, чтобы способствовать возрождению в раю незадолго до того умершего принца Сётоку. Вознесенный на высоком деревянном троне, напоминающем пьедестал маленьких храмов или современных реликвариев, Шакьямуни восседает на своем пьедестале, драпированном объемными ниспадающими складками. Фронтальное положение персонажей, удлиненный овал лица, большие, широко открытые глаза миндалевидной формы, спокойная загадочная улыбка, длинные руки - все подчинено тому же канону, который отличает скульптуры знаменитых монастырей Юнгань или Лунмэнь в Китае периода Шести династий. Будда выполнен в технике a tire perdue, детали поверхности отполированы. Бодхисаттвы отливались отдельно. Произведения самого Тори были утрачены, но стиль, который он создал, сохранился в позднейших изваяниях, таких как Каннон Босацу храма Юмэдоно в Хорюдзи. Замечательная Кудара Каннон представляет несомненный контраст с искусством Тори. Если главные характеристики остаются теми же, которым подчинялась и «Триада», все равно чувствуется новый дух эпохи династии Суй. Вырезанная из камфарного дерева и покрытая золотой фольгой, Кудара Каннон, размещенная в Юмэдоно в 739 году, содержала, без сомнения, некоторые архаичныее черты. Однако удлиненные пропорции тела, легкий наклон фигуры вперед, женственная прелесть и изящество прически и одеяния придают этому произведению человеческое обаяние. Боги уже жили среди людей.

Эта статуя вырезана из цельного куска камфарного дерева, за исключением вазы, которую Будда держит в левой руке, и драгоценного браслета, который надет на правую руку. На ней сохранились следы позолоты, лака и разноцветной росписи. Диадема, как и пектораль и браслет, выполнена из позолоченной бронзы и похожа на корейские украшения из погребений эпохи Великих курганов (III–IV вв.), в которых сохранились прекрасные образцы. В статуе, удлиненных пропорций, замечательно передана пластика тела; верхняя часть туловища слегка наклонена вперед, накрыта нежной волной драпирующегося одеяния. Кудара Каннон называется так потому, что, по легенде, она создана в Корее художником из Пэкче (Кудара по-японски), и свидетельствует об эволюции скульптуры по сравнению с сакральным стилем Тори. От нее веет духом китайской культуры эпохи Суй.

Эта нежность, озаренная светом, еще более открыто проявилась в статуях Майтрейи, сохранившихся в Тюгудзи в Хорюдзи или в Корюдзи в Киото. Статуи, вырезанные из одного деревянного блока, включая ореол, воспроизводят позу (Ханка сиюи или ханка си-и), которая под влиянием Кореи была тогда в большой моде: Майтрейя медитирует, восседая на троне, ноги скрещены, правая рука подпирает щеку. Под одеждой в стиле «мокрой драпировки» в индийской манере угадываются стилизованные формы тела. Майтрейя, чей образ увенчивается прической с двойным шиньоном или корейской шапочкой, излучает нежность, которая в последующие века станет отличительной чертой скорее живописи, чем скульптуры. В течение одного столетия Япония овладела всей наукой!

Скульптура

Изобразительное искусство в виде скульптурных произведений получило широкое распространение в тибетском буддизме. Еще в Индии первыми изображениями Будды были именно творения ваятелей, поскольку именно они, еще до росписей и фресок Аджанты, начали украшать ступы от Санчи и до Боробудура лепными рельефами, отражающими сцены из жизни Будды.

Традиция создавать статуи идет от самого Будды. Он рекомендовал изготавливать их в целях почитания живого Будды в образе человека, а также для ритуала жертвоприношения Будде, ушедшему в Нирвану. Первые статуи, согласно древним сутрам были деревянными, но позже скульптуры стали применять и другие материалы, в том числе камень.

Во времена кушанской Бактрии расцвело искусство традиции Гандхары, оставившее после себя образцы высоких достижений в синтезе греческих и индийских канонов. В это время стало развиваться более доступное и быстрое производство культовых изделий из глины и алебастра. Они представлены удивительными по глубине и выразительности скульптурными работами образов Будды и бодхисаттв в среднеазиатских храмах Мерва и Каратепе. Из цельных скальных пород, и, особенно, мягкого песчаника вырубались целые ансамбли скульптур и монументов. К таковым относятся гигантские 60-метровые статуи Будды в Бамиане в Бактрии (совр. Афганистан), которые стояли в скальных вырубленных нишах, до их разрушения талибами в 2001 г.

Тибетские мастера усвоили и восприняли традиции, опыт и пропорции своих индийских предшественников. Если в Индии и в Средней Азии буддийские статуи делались преимущественно из камня или алебастра, то тибетцы работали преимущественно с камнем. Сохранилось много вырезанных из камня композиций различного размера, от 20 см до нескольких метров.

Работы, выполненные из металлов, получили наибольшее распространение в тибетском эзотерическом искусстве. Этому способствовали достижения тибетцев в горном деле и их высокое мастерство в металлургии. Работа с медью, золотом, серебром и железом уходит корнями вглубь тибетской истории, а культурные связи с окружающими странами позволяли усвоить и новый опыт. Первоначально, делались попытки широко использовать железо и медь, но начиная с VII в. наибольшее распространение получило бронзовое литье. Изготовление бронзовых статуй, а также атрибутов культа (ваджры, колокольчики, ритуальные кинжалы, чаши, музыкальные инструменты и пр.) получили в Тибете большое распространение. При этом наряду с бронзой применялись различные сплавы, такие, как "сплав пяти драгоценных металлов", куда входили железо, медь, серебро, золото и свинец. В других сплавах присутствовали горный хрусталь, графит (алмазы) и ртуть. Процесс состоял из смешения в определенных пропорциях, плавки, придания формы (резьба, литье и пр.) и завершающих ритуалов.

С момента постройки первого монастыря в Самье литье небольших и огромных статуй, изображавших Будду и идамов, стало повсеместным. Для изготовления такой статуи выбирался особый, рассчитываемый астрологами день. Мастер проводил определенное время в медитации и молитвах, прежде чем взяться за работу. Бронзовые изваяния внутри были полыми, их отливали по частям и уже на месте, в храме, составляли в единую конструкцию. Каждую статую освящали особым ритуалом, помещая при этом в ее полости священные тексты, посвященные изображаемому объекту Прибежища. После этого статуя, как правило, снизу, запечатывалась особой печатью (священным слогом) и считалась "живой". Этой процедуре подвергались даже самые маленькие скульптуры, из любого материала, бронзы, дерева или глины. Статуи в храме Рамоче и Большого Будды в Чжокханге недалеко от Лхасы явились первыми такими образцами.

Вместе с художественным литьем получило распространение и изготовление статуй из глины и дерева. По преданию, знаменитая деревянная статуя Будды "Цандан Чжу" была сделана из сандалового дерева. Конечно, трудно представить себе столь длительную сохранность, однако, допустимо предположить, что это копия с древнего деревянного оригинала. Храмы, не имевшие средств на дорогие бронзовые изделия, изготовляли статуи из папье-маше. Из этого же материала делались и высокохудожественные маски для цама.

Первоначально, с X в., когда буддизм окончательно закрепился в Тибете, бронзовые изваяния Будды и идамов стояли на каменных или кирпичных пьедесталах, держа в руках такие же бронзовые атрибуты. Статуи выполнялись по всем канонам, однако были неодетыми, не покрывались инкрустацией и не имели ничего, кроме бронзовых деталей.

Лама Цзонхава изменил это положение. При нем статуи стали изготавливать из драгоценных металлов, таких, как золото и серебро, а медные и бронзовые стали украшаться сложной инкрустацией из драгоценных и полудрагоценных камней. Головы идамов стали украшаться золотыми коронами, со вставленными в них яхонтами, изумрудами, рубинами и особенно бирюзой различных оттенков. Серьги, ручные и ножные браслеты также изготавливались из серебра и золота и надевались на бронзовые тела. Соответствующие места статуй, лица, волосы раскрашивались минеральными красками.

Затем тела бронзовых будд стали покрываться тончайшим слоем кованого золота, а позже стала применяться техника золотого напыления. Для золочения скульптурных работ применяли натуральное золото. Однако иногда золото наносили на поверхность таким толстым слоем, что оно слабо держалось и падало мелкими крупинками. Эти крупинки назывались "шал-сэр" (zhal-gser, "личное золото"), которые очень дорого ценились и шли исключительно на золочение икон в живописи. При этом фигуры будд и идамов стали облекаться в парчовые и шелковые одежды.

Со временем в Тибете уже ни один храм не обходился без бронзовых изваяний, распространив этот вид искусства на весь ареал тибетского буддизма, в том числе и за пределами страны. Центральная фигура Будды и главные персонажи пантеона в любом тибетском храме всегда представлены в виде статуй или скульптуры, будь это бронзовое литье, окрашенная и глазурная глина или папье-маше. Этот и другие факты позволили итальянцу Ипполито Дезидери, проникшему в Тибет в XVII в., написать о схожести католических и тибетских храмов.

Помимо храмовых интерьеров скульптура получила распространение в виде фигур охраняющих врата львов, либо других животных - тигров, гаруд, драконов, украшающих порталы практически всех больших монастырей, а также в виде барельефов на ступах и стенах.

Нельзя не отметить и особый вид миниатюрных глиняных изделий, с лицевой поверхностью в виде барельефа, называемых по-тибетски "ца-ца" (phyag-tsha) и получивших в Тибете повсеместное распространение. Материалом для них служила глина, куда добавлялись минеральные красители и растительные компоненты. Смешанная с водой, она в дальнейшем подвергалась штамповке деревянными или каменными клише и оставлялась сохнуть в проветриваемом помещении. После этого "ца-ца" раскрашивались. Как и статуи, они также подвергались ритуалу освящения. Как правило, на "ца-ца" изображались известные и особо почитаемые бодхисаттвы, идамы, такие как Амитаюс, Ямантака, Яма, Ваджрапани, Манджушри, Махакала, Тара, и они занимали свое место в домашних алтарях, их брали с собой в дорогу и считали охранными амулетами от злых духов и болезней.


Последние годы Монголия занята сбором средств на возведение гигантской статуи Будды Майтреи в окрестностях Улан-Батора. Широко растиражированный эскиз монумента поражает воображение. Грациозная копия скульптуры Дзанабадзара из бронзы высотой в 54 метра стоит на фоне 108-метровой белоснежной ступы с позолотой. Содержимое статуи, обычно состоящее из отпечатанных на бумаге молитв и мантр, земли со священных мест, частицы мощей буддийских святых, лекарственных растений и прочего, готовится в индийской Дхарамсале. Проект уже получил благословение Его Святейшества Далай-ламы, а правительство Монголии считает его одним из приоритетных . При этом в Улан-Баторе уже имеются две гигантских буддийских статуи: 27-метровый Авалокитешвара в главном храме монастыря Гандан и Золотой Будда у подножия горы Зайсан-толгой высотой в 23 метра.

Зачем Монголии очередной ужасно дорогой проект в рамках буддийской монументальной гигантомании? Это сложный вопрос, на который нет единого ответа. Тут играют роль не только религиозные (считается, что возведение таких статуй порождает большие заслуги и улучшает коллективную карму) и экономические (туристы ценят зрелищные достопримечательности, особенно с приставкой «самый») соображения. У феномена буддийской монументальной скульптуры имеются культурное и политическое измерения. Начнем с культуры.

Разрушение статуй Будды в Бамиане

Огромные стаути Будды и буддийских божеств возводились еще древними мастерами. Вспомним многострадальных стоящих будд Бамиана (58 и 38 метров), которых с недавних пор, увы, уже не существует. Кушанские буддисты вытесали их в скале еще в VI веке. Гигантский Будда Лешаня (803 год, 71 метр), Будда из Лашаоцзи (559 год, 60 метров), Будда Амитабха из Сишаня (576 год, 41 метр), сидящий Будда из Шаньданя (35 метров, VII век), Авалокитешвара из Тадзавако (35 метров, VIII век), Будда Майтрея из Дуньхуана (694 г., 26 метров) и другие были сооружены в период расцвета буддизма в Центральной Азии и Китая времен Кушанской империи и Танской династии. Эти монументы до сих пор находятся в первой сотне самых высоких памятников мира, несмотря на то, что уровень современных технологий поднялся высоко. Бамианские Будды до своей трагической гибели в 2001 году оставались самыми высокими статуями, вырезанными из камня (сегодня пальма первенства в этой категории перешла к лешаньскому сидячему Будде). Подобных монументов было воздвигнуто намного больше, но не все дошли до наших дней, погибнув от землетрясений (как киотоский Вайрочана в 1596 году) или от рук фанатиков (снести бамианских Будд до талибов пытался еще великий могольский император Аурангзеб).

Разумеется, важнейшим стимулом для строительства таких колоссов было и остается желание прикоснуться к вечности. Чем грандиознее скульптура, тем больше шансов, что ее узрят будущие поколения. Разрушить такие монументы способны только землетрясения амплитудой не меньше 7 баллов или противотанковые мины в сочетании с массированным обстрелом из ПВО по талибской методике . Еще одной важной идеей, которой руководствовались инициаторы строительства, было и остается стремление накопления добродетелей. Буддисты верят, что систематическое совершение благих дел, особенно во славу учения, содействуют накоплению благой кармы. Соответственно, чем выше и грандиознее статуя, тем больший эффект окажет она на судьбы причастных к ее возведению. Часто статуи таких размеров строились для того, чтобы успокоить гнев стихий (например, разливы рек), поскольку, как считалось, изображения Будды могли благотворно влиять не только на людей, но и на местность.


Статуя лешаньского Будды в Китае

Но основной смысл, который создатели вкладывают в размеры статуи, является способность воздействовать на сознание верующих. Как устремившиеся в небо башни готических соборов и свет, проникающий сквозь стекла витражей, были призваны вызывать в душе христианина мысли о Творце и его небесном царстве, так и колоссальные статуи будд и бодхисаттв служили лучшим объектом для медитации. Грандиозные размеры были призваны порождать в практикующем атмосферу величия космического сознания Будды. Так же, как лицезрение снежных гор или бескрайнего океана способно ввести нас в особое состояние, так и гигантские Будды создавали вокруг себя атмосферу величественного спокойствия и чистоты. Недаром вокруг этих монументов мы видим многочисленные монашеские кельи. Как выразился Ошо, буддийские статуи являются не идолами, но сакральной геометрией, которая получает продолжение в сознании буддиста.

Не обошлось в буддийской монументальной скульптуре и без политики. Стоит один раз взглянуть на список самых высоких статуй Будды, то можно сразу заметить, что большинство из них были возведены в этом тысячелетии: Будда из лушаньского храма весны (2002 г., 128 метров), Будда из Монивы , что в Мьянме (2008 г., 116 метров), бодхисаттва Гуанинь из Хайнаня (2005 г., 108 метров), Великий Будда из Таиланда (2008 год, 92 метра), Гуанинь из вьетнамского Дананга (2010 г., 70 метров). стоящий Майтрея из Тайваня (2011 г., 58 метров), Будда из шриланкийской Алутгамы (2007 г., 49 метров). Список можно продолжать еще долго. В этом контексте строительство статуи Майтреи в Монголии кажется вполне логичным.

Что это? Ярмарка тщеславия буддийских государств? Вот и тибетские беженцы давно подключились к этому странному чемпионату, инициировав грандиозный проект «Майтрея» по возведению статуи Будды высотой в 152 метра! Предварительная оценка затрат проекта составляет 20 миллионов долларов. Известно, что проект подвергается жесткой критике со стороны индийской общественности, которая считает, что на фоне множества социальных проблем и ужасающей бедности строительство такой дорогой статуи в одном из беднейших штатов Индии выглядит как пир во время чумы. Эта критика уже заставила организаторов проекта существенно умерить амбиции.

Лавинообразный процесс строительства гигантских статуй Будды был начат после варварского уничтожения талибами не раз упомянутых нами статуй Будды в афганском Бамиане. Тогда, несмотря на многочисленные обращения ООН, международной общественности и таких буддийских стран, как Япония, Китай, Шри-Ланка, а также Индии, талибы приняли решение уничтожить древние памятники. На правительство талибов оказывали давление даже исламские страны , такие как Пакистан, Саудовская Аравия и Египет. Да и в самом Афганистане многие выступали против этой акции. Япония предложила немалые деньги в обмен на отказ от планов по уничтожению монументов. Нью-Дели озвучил идею о переносе памятников на территорию Индии. Однако 6 марта 2001 года статуи были уничтожены. Мулла Мухаммед Омар по итогам операции : «Мусульмане должны быть горды тем, что сравняли идолов с землей. Хвала Аллаху, что мы разрушили их».

Буддийский ответ был неожиданным. Как цепная реакция, в странах буддийской Азии один за другим были инициированы проекты по возведению гигантских Будд. Я отнюдь не утверждаю, что все эти проекты являются прямым ответом на варварство талибов. Я хочу сказать, что за всеми этими инициативами стоит потрясение, которое испытали буддисты, а вместе с ними и все остальное человечество, когда древние будды после полутора тысяч лет величественного существования рухнули на землю под ликование исламских фундаменталистов. Рухнув на землю, бамианские будды заставили возникнуть из небытия множество других образов Будды - от Шри-Ланки до Монголии. Буддийская монументальная гигантомания получила новый импульс, и никто не знает, когда этот импульс сойдет на нет.