Серпуховской историко-художественный музей. Серпуховский историко-художественный музей: фото, отзывы, адрес, график работы

Серпухо́вский историко-художественный музей в Серпухове - крупнейшая и богатейшая картинная галерея Подмосковья. Открыт в 1920 г. Основа собрания - коллекция серпуховской фабрикантши Анны Васильевны Мараевой. В 1920 - начале 1930-х годов фонды музея пополнились произведениями искусства и бытовыми предметами из окрестных усадеб - Рай-Семеновское (Нащокиных), Семеновская Отрада (Орловых-Давыдовых), Телятьево (Сологубов), а также Остафьево (Вяземских) и центральных музейных хранилищ.

История

Особняк серпуховской купчихи А. В. Мараевой, построен в 1896 году по проекту известного московского архитектора Р. И. Клейна.

Начало богатейших коллекций этого дома вполне прозаическое. Брат покойного мужа Анны Мараевой (1845-1928) - хозяйки особняка - претендует на наследство. Но однажды Анна помогает Ю. В. Мерлину одному очень влиятельному чиновнику, дворянину, остро нуждающемуся в большой сумме денег, выкупая у него коллекцию картин. По преданию, именно он поспособствовал прекращению тяжбы.

Источником приобретений Ю. В. Мерлина служил преимущественно столичный антикварный рынок, где в пореформенные годы распродавались богатейшие дворцовые и усадебные коллекции. Интересы собирателя были обширны: предметом их в течение почти 25 лет являлись старинная и современная живопись, оружие, гравюры, памятники прикладного искусства. Но вскоре Ю. В. Мерлин разорился и продал остатки коллекции (377 картин и графических произведений западно-европейских мастеров XVI-XIX века и русских авторов XVIII - начала XIX века) Анне Васильевне Мараевой.

Это обстоятельство предрешило возникновение в Серпухове художественного музея. Мотивы приобретения А. В. Мараевой коллекции Ю. В. Мерлина не совсем ясны. Чуждая по своему воспитанию западно-европейской культуре XVI-XVIII века, памятники которой составляли основу собрания Мерлина, она могла оценить коллекцию как выгодное средство помещения капитала. Стены особняка в Заборье украшали пейзажи и натюрморты - всё остальное хранилось в кладовых загородного дома в отдалённой от Серпухова деревне Данки.

Не случись эта история, возможно, не появился бы в Серпухове такой богатый музей. Ведь Анна Мараева была старообрядкой и вряд ли проявила бы большой интерес к западноевропейской живописи.

В сентябре 1918 года серпуховские власти получили директиву Наркомата просвещения с требованием принять меры по сохранению коллекции. Во второй половине 1918 года в Серпухове, в составе местного отдела народного образования, была создана музейно-экскурсионная секция. С начала лета 1919 года секция обследует усадьбы уезда с целью создания местного краеведческого музея. В июле ею принято на хранение собрание Мерлина-Мараевых в Данках и перевезено в Серпухов, в особняк Мараевых в Заборье. В конце 1920 года серпуховский «Музей старины и искусства» впервые открылся публике. В дальнейшем коллекции музея пополнялись за счёт художественных фондов Москвы и бывших усадеб.

Рядом с особняком Мараевой в начале XX века по проекту Р. И. Клейна была построена старообрядческая церковь Покрова Пресвятой. Это единственный на юге Подмосковья безалтарный храм.

В 1923-1925 годах Серпуховский музей получает из фондов управления народным образованием Московской губернии 127 экспонатов. Таким образом, был сформирован раздел русского искусства 2-й половины XIX-начала XX века.

С 1957 года музей имеет историко-художественный профиль. В экспозиции музея представлены редкие музейные работы известных русских художников, открывающие перед нами, наряду с хрестоматийными образцами из столичных музеев, всю глубину их творчества.

Ряд западноевропейских художников, работы которых хранятся в музее, представлены в России только в Серпуховском историко-художественном музее.

С 1995 года в музее проходят научно-практические конференции, в которых принимают участие столичные и провинциальные историки, искусствоведы и музееведы.

С 1998 года в музее работает детская эстетическая студия для детей от 4 до 13 лет.

Мараевы

День музеев 2009 год. Сотрудница СИХМ в образе купчихи Мараевой.

Мараева родилась 21 января 1845 года в деревне Топорино Медынского уезда Калужской губернии в крестьянской семье Василия и Макрины Волковых, занимавшихся кустарным производством холста. Как устанавливается по документам, хранящимся в архиве Серпуховского историко-художественного музея, эта семья числилась принадлежащей к официальной церкви, но после 1855 года Анна Васильевна перестала бывать у причастия и перешла в старообрядчество. Получила она традиционное домашнее образование, в 1869 году вышла замуж за серпуховского купеческого сына Мефодия Васильевича Мараева (1830-1882).

В 1859 году отец Мефодия Василий Мараев приобрел в собственность у старообрядцев Ереминых бумаготкацкую фабрику при деревне Заборье вблизи Серпухова, а позже присоединил к ней ситценабивное производство в пустоши Данки. В 1867 году он перешёл в 1-ю гильдию купеческого состояния, в 1869 году купил дом в Москве. В деле отца работал и его единственный наследник - Мефодий Васильевич. Он также стал серпуховским 1-й гильдии купцом, получил звание потомственного почётного гражданина (1882), а в 1869-1879 гг. стал владельцем двух домов в Москве на Старой Басманной улице, сохранившихся до настоящего времени.

21 июля 1882 года скоропостижно скончался Мефодий Васильевич. И «мануфактурное дело», и многочисленное семейство остались на попечении 37-летней Анны Васильевны, в этих тяжёлых условиях проявившей незаурядную силу характера и деловитость.

При вступлении в права наследницы ей пришлось отстаивать имущественные интересы, свои и детей, в многолетнем судебном разбирательстве по иску двоюродного брата Мефодия Васильевича, который пытался оспорить законность брака не венчанных в официальной церкви старообрядцев (буквально: «совратившихся в раскол») и на этом основании получить наследство своего умершего родственника. Судебная тяжба продолжалась около десяти лет и закончилась в 1893 году отклонением иска.

Так Анна Васильевна оказалась единственной хозяйкой большой текстильной фирмы. В 1884 году она стала серпуховской 1-й гильдии купчихой, дело её процветало, а «мараевские» ситцы пользовались большим спросом на российском рынке, особенно в среднеазиатском регионе. В 1897 году на её ткацкой фабрике трудилось более 800 рабочих, развивалась оптовая торговля на Нижегородской и Урюпинской ярмарках, строились новые производственные помещения, казармы для рабочих, больница.

Значительную часть доходов от фабричного дела и торговли тканями Мараева тратила на поддержку серпуховской общины старообрядцев-федосеевцев. После смерти в 1906 году дочери Анфисы приготовленное для неё приданое было пожертвовано матерью на строительство Покровского храма-моленной при ткацкой фабрике в Серпухове (построен вместе с богадельней в 1908-1910 гг. по проекту архитектора М. Пиотровича). Мараевой содержалась старообрядческая моленная и в Москве, при ее собственном доме в Настасьинском переулке. Как и муж, она оставалась также прихожанкой Преображенской общины.

В 1915 году Мараева на свои средства открыла в Серпухове госпиталь на 100 раненых, в котором работали сёстрами милосердия её дочери Анна и Ольга, а также внучки Вера и Екатерина Уфимцевы. Им приходилось выезжать на фронт с царскосельским военно-санитарным поездом № 143, находившимся под патронажем императрицы Александры Фёдоровны.

Основным предметом собирательского интереса Мараевых были православные церковные памятники. В 1908-1910 годах в пригородном селе Заборье (ныне в черте Серпухова) рядом с мараевской фабрикой был построен храм Покрова Богородицы, куда перешло убранство моленной, собранное несколькими поколениями купеческой семьи. В 1989 году этот уникальный богослужебный комплекс (в том числе 610 икон, 73 из которых относятся к допетровской эпохе, 142 старопечатные и рукописные книги) был передан музею.

В 1918 году фабрики Мараевой вместе с её серпуховским домом были национализированы. Заведующая Отделом по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса Наталья Троцкая телеграммами, направленными жилищному и учебному советам Серпухова, потребовала задержать реквизицию дома Мараевых «ввиду огромной художественной ценности хранящихся в нем коллекций».

В октябре 1918 года Серпухов становится местом, откуда осуществлялось руководство фронтами и армиями Республики. В доме Мараевых на Фабричной улице разместились Полевой штаб Реввоенсовета и Ставка Главного командования Красной Армии. Здесь же были отведены помещения под квартиру Главкома Иоакима Вацетиса, с которым у членов семьи Мараевых установились доброжелательные и даже дружеские отношения. В июле 1919 г. Ставку перевели в Москву, и в Серпухов переехал штаб Южного фронта. В доме Мараевых, в бывшем кабинете хозяйки на втором этаже, до декабря 1919 года жил член Реввоенсовета Иосиф Сталин. По семейному преданию, осенью 1919 года дочь Мараевой Анна Мефодьевна просила Сталина защитить их от произвола местных властей. Но уже в 1920 году Мараева с домочадцами была выселена из своего особняка, в котором продолжало оставаться художественное собрание.

Сама Анна Васильевна Мараева скончалась 23 августа 1928 года в Серпухове и была похоронена в Москве на Преображенском кладбище, в сохранившемся до наших дней семейном некрополе. Провожать ее в последний путь по Серпухову от Покровского храма до вокзала пришли много рабочих ее бывшей фабрики, которые пронесли гроб через весь город на руках.

Собрание

Иконы московской школы XVI-XVII веков, деревянные раскрашенные скульптуры. Работы Ф. Рокотова и Д. Левицкого, И. Айвазовского, В. Поленова, И. Шишкина, И. Левитана, А. Саврасова и К. Юона, В. Верещагина и В. Маковского, Г. Семирадского и В. Васнецова, Н. Гончаровой… Редкие ранние деревянные скульптуры из знаменитого старорусского цикла С. Конёнкова.

Отдел западноевропейского искусства XVI-XIX вв.: живопись и прикладное искусство Италии, Франции, Нидерландов, Фландрии, Голландии, Германии. Большое собрание фарфора.

Русское искусство XVIII века, эпохи активного приобщения России к европейской культуре, представлено в музее в основном портретами второй половины столетия. Жемчужина серпуховской коллекции - «Портрет чиновника военной коллегии» кисти Ф. С. Рокотова. Портрет написан в период расцвета рокотовского мастерства и обладает всеми живописными достоинствами, отличающими работы этого мастера. Имя изображённого неизвестно; но художник сумел запечатлеть такие «души таинственной приметы», как благородство, глубину и богатство внутренней жизни, создав один из образов «лучших представителей» русского дворянства эпохи Просвещения.

«Портрет неизвестного офицера Гатчинской гвардии» принадлежит кисти неизвестного художника, предположительно друга Д. Г. Левицкого. Портрет выполнен на высоком профессиональном уровне, эффектен по своим живописным приемам, отличается остротой характеристики персонажа.

Имя А. О. Орловского, мастера полубытовых - полуфантастических зарисовок неразрывно связано с русским искусством периода романтизма (I треть XIX века). Увлечение художника искусством старых мастеров, в частности образами великого голландца Рембрандта, отразилось в «Портрете старика» и парном к нему «Портрете старухи», виртуозно исполненных Орловским в технике «трех карандашей» - углем, мелом и сангиной.

Пленяет своей непосредственностью «Мальчик с флейтой» - портрет, выполненный неизвестным мастером венециановской школы.

Несомненный интерес представляет коллекция провинциального купеческого портрета, собранная именно в Серпухове, у потомков купеческих родов Плотниковых, Мазуриных, Бердоносовых, Сериковых. Портреты различны по своему художественному качеству, авторы их неизвестны, но изображенные на них лица живо характеризуют жизненный уклад и типы серпуховского купечества I половины XIX века. «Портрет купца Плотникова» и «Портрет неизвестной из семьи Плотниковых» отличаются архаичностью композиции, суховатой живописной манерой, обилием «говорящих» деталей и почти гротескной заострённостью характеристик. «Портрет серпуховского ратмана Бердоносова» и парные портреты супругов Мазуриных выполнены чуть позже, более профессиональной кистью и привлекают своим убедительным реализмом в сочетании с определенной сдержанностью, даже скупостью выразительных средств.

На протяжении всего XIX века центром художественной жизни России оставалась Петербургская Академия Художеств. Академическую школу высокого профессионального мастерства прошли многие лучшие русские художники прошлого столетия. Яркими представителями позднего академизма является Г. И. Семирадский и К. Е. Маковский, мастера исторической композиции. Их монументальные многофигурные полотна одинаково эффектны, декоративны, отличается насыщенным колоритом, мастерской светотеневой обработкой. Но если Семирадский отдавал предпочтение античным сюжетам, как в композициях Серпуховского музея «Праздник Вакха» и «Песня рабыни», то Маковский развивал в своем творчестве национальную тему, создавая богатые историческими и бытовыми подробностями сцены из боярской жизни. Полотно «Под венец» отображает обряды и обычаи допетровской Руси.

Живопись салонно-академического направления, яркая, праздничная, экспонируется в великолепных парадных интерьерах особняка. Служивший столовой Каминный зал, стены и потолок которого декорированы резным дубом, сумрачен и вместе с тем уютен. Неожиданным контрастом к нему является Белый зал, парадная гостиная, где декор в стиле «ампир», сочетающий белизну стен с позолотой и росписью лепного потолка, создает торжественное настроение.

Реалистическая тенденция всегда была сильна в русском искусстве, но наиболее полное развитие она получила во И половине XIX века в творчестве художников - передвижников. Демократически настроенная общественная мысль того времени требовала от искусства правдивого отражения жизни, беспристрастною анализа существующего общественного порядка, суровой его критики. Передвижники выступили в 60 - х годах XIX века как борцы против «искусства для богатых» приукрашивающем> реальность, поражающего внешним блеском, но непонятного и недоступного простому человеку. Искусство передвижников насыщено острыми проблемами современной жизни; оно повествует об обыденном, прозаическом, волнующем каждого.

Последовательным приверженцем критического реализма в живописи был В. Е. Маковский, целой небольшой коллекцией работ которого обладает Серпуховский музей. Большое многофигурное полотно «Молебен на Пасхе», необычное для этого мастера маленьких жанровых сцен, можно отнести к числу лучших его произведений. С любовью и вниманием отображает художник быт крестьян, подвергая при этом критике недостойных представителей духовенства. Кроме полотен В. Е. Маковского, в зале передвижников можно видеть этюд Н. А. Ярошенко «Цыганка» и жанровую композицию И. М. Прянишникова «В ожидании шафера».

Серпуховский музей обладает богатой коллекцией произведений русской пейзажной живописи 2 половины XIX века. Здесь представлены полотна замечательных маринистов И. К. Айвазовского «Прилив», А. П. Боголюбова «Порт Гавр» и «Прибои у мыса Сен - Мартин», Л. Ф. Лагорио «Лунная ночь на море». Один из шедевров Серпуховского музея - полотно А. Л. Саврасова «Лунная ночь. Болото». Несмотря на простоту и невзрачность пейзажного мотива, сдержанность цветовой гаммы, картина полна тонкой поэзии и красоты. И. И. Шишкин, корифей русского пейзажа, создавший свой неповторимый образ родной природы, представлен в экспозиции такими первоклассными полотнами, как «Сестрорецкий бор», «Лес весной» и редким для него мотивом «Еловый лес зимой».

Особенно дорого для серпуховичей имя В. Д. Поленова. Почти половину своей жизни он прожил недалеко от Серпухова - в имении Борок (теперь здесь располагается музей - усадьба В. Д. Поленова. Здесь были написаны "Ледоход на Оке", «Ока у Тарусы - излюбленные художником мотивы. Элегичен по своему настроению, полон грустного очарования поленовский пейзаж» «Старая мельница».

В экспозиции русского передвижнического пейзажа представлены также полотна Е. Е. Волкова, Ю. Ю. Клевера, В. В. Верещагина, А. А. Киселева, Н. Н. Дубовского, И. И. Левитана.

Особое место в русском искусстве II половины XIX века занимает творчество В. М. Васнецова, чьи композиции на фольклорно-сказочные темы широко известны. Первым полотном из этой серии был «Витязь на распутье». Один из первых вариантов этой картины, который экспонировался на VI выставке передвижников, украшает Абрамцевский зал Серпуховского музея. В интерьер бывшего кабинета А. В. Мараевой со сводчатыми потолками, украшенными богатой росписью в псевдо-русском стиле, органично вошла экспозиция картин художников, близких к мамонтовскому кружку и коллекция мебели и предметов декоративно-прикладного искусства, выполненных в абрамцевских столярных мастерских.

К предмету особой гордости музея можно отнести собрание живописи, графики а скульптуры ax художников начала XX века. Экспозиция этого раздела расположена на втором этаже особняка. Здесь представлены произведения всех основных художественных группировок и направлений этого времени.

Живописцы «Союза русских художников» продолжали традиции передвижнического лирического пейзажа, развивая темы, намеченные Саврасовым, Левитаном, Поленовым, обогащая их новейшими достижениями живописной техники, в частности, французского импрессионизма. Неуловимые нюансы состояния природы в различные времена года - тема полотен С. Ю. Жуковского «Золотая осень» и В. К. Бялыницкого-Бируля «Весна». К. Ф. Юон в пейзаже «Ростов Великий. Вечер» создает яркий и вместе с тем поэтичный образ древнего русского города. Необычайной свободой живописной манеры, богатством колорита поражает этюд К. А. Коровина «Ночью», в котором художник блестяще решает сложную задачу изображения нескольких источников света.

Одна из наиболее интересных страниц художественной жизни России начала XX века - это деятельность петербургского объединения «Мир искусства». Художники - мирискусники внесли большой вклад в изучение и пропаганду русского искусства, в обновление оперного и балетного театра, возрождение книжной издательской культуры. Именно театральными эскизами Л. С. Бакста, Н. К. Рериха, графикой И. Я. Билибина представлено творчество этой группировки в Серпуховском музее.

Различные грани такого сложного, яркого явления как неоромантизм, отражены в утонченных рабатах В. Э. Борисова - Мусатова, полностью погруженного в созерцание мира собственных грез, и в монументально-зпическом полотне К. Ф. Богаевского «Киммерийская область», где на основе реального крымского пейзажа художник создает портрет воображаемой страны, живущей своей таинственной жизнью.

Название московской группировки «Бубновый валет» стало символом бунтарства в русском искусстве XX века. Молодых художников П. Кончаловского, A. Лентулова, И. Машкова, М. Ларионова, Н. Гончарову, Р. Фалька объединило увлечение новейшими течениями французского искусства, интерес к русской фольклорной культуре, но более всего желание создать искусство новое, небывалое, ни на что не похожее. В ярких, праздничных полотнах живописцев «Бубнового валета» чувствуется молодая кипучая энергия, азарт экспериментаторства. Таков и натюрморт И. И. Машкова «Бегонии» из серпуховского собрания, где, кроме того, художник демонстрирует великолепное живописное мастерство и тонкое чувство цветовых гармоний. Сияющие красками полотна Н. С. Гончаровой «Хоровод», «Бабы с граблями», «Стрижка овец» полны грубоватой выразительности, сходной с выразительностью народного лубка. Эти сцены сельской жизни, увиденные художницей сквозь призму традиционной крестьянской культуры, становятся обобщенным образом, символом России.

Коллекция скульптур С. Т. Коненкова, которая экспонируется в этих залах, дополняет картину яркой, сложной художественной жизни в России в начале XX века.

Галерея

В музее представлены работы XVI-XX веков. Экспозиция делится на 2 раздела: Русское искусство XVIII - начала XX вв. и Западноевропейское искусство XVI-XIX вв

Фламандская и Нидерландская школы:

  • работы учеников Рембрандта:
    • Эберхард Кейль, «Старуха за рукоделием» (1650 год)
    • Изак де Яуддервилль, «Ученый в кабинете» (1630 год)
  • «Голова Мадонны», неизв. автор (XVI век)
  • Мартен Пепейн (1575-1643), «Обращение Савла»
  • Ян Янсенс, «Святой Иероним» (XVII век)
  • Ян Викторс, «Уличный лекарь» (XVII век)

Итальянская школа:

  • Джованни Антонио Пеллегрини, «Моисей источает воду из скалы»

Германская школа:

  • Антон Графер (1736-1813), портрет А. И. Дивова
  • Среди серпуховских легенд одна из самых известных о том, что в Доме Мараевой по ночам появляется привидение хозяйки дома.
  • В музее находится около 38000 единиц хранения.
  • Ежегодно 18 мая в Международный день музеев в СИХМ проходит акция «Ночь в музее», где каждый желающий может погрузиться в незабываемую атмосферу, увидеть "ожившие картины" и послушать их рассказ.
  • Установленное перед входом в музей немецкое орудие времен Великой Отечественной войны изначально было целым, однако в середине 70-х годов XX века оно было вывезено и несколько лет отсутствовало. К концу 70-х годов его опять установили перед входом в музей, но теперь оно было с разорванной казенной частью. По слухам, орудие простояло около 30 лет заряженным, после чего его вывезли на полигон, взорвали снаряд, находившийся в стволе и через несколько лет, когда место взрыва достаточно хорошо проржавело, вернули обратно. Характер повреждения подтверждает эту версию.
  • Серпуховский историко-художественный музей - один из крупнейших музеев Подмосковья. Его по праву называют малой Третьяковкой.
  • Особая гордость Серпуховского музея - коллекция произведений Н.С.Гончаровой - художницы, оставившей яркий след в русской авангардной живописи и сценографии.

Филиалы музея

  • Старообрядческий храм Покрова Пресвятой Богородицы (старообрядческая церковь)
  • Мемориальный дом фотохудожника Николая Петровича Андреева. Адрес: Московская область, г.Серпухов, ул. 1-я Московская, д. 39
  • Историко-археологический отдел. Адрес: Московская область, г.Серпухов, ул. Калужская, д. 48. Отдел возник в 2012 г., его деятельность связана с научным изучением истории археологии Серпуховского края, с созданием исторической экспозиции музея,научно-просветительской работой, направленной на популяризацию исторического наследия Серпуховского края.

Пресса о музее

Использованы материалы

С. Мухин, Л. Мухина, Т. Быкова, И. Уральская, Т. Губанова, Б. Голубцов, Г. Быстрова

«Независимая газета»

Виртуальный тур по серпуховскому историко-художественному музею

Виртуальный тур во дворе серпуховского историко-художественного музея

Серпуховский
историко-художественный музей

В городе располагается один из крупнейших в России музеев — Серпуховский областной историко-художественный музей. Его собрание насчитывает около 37000 экземпляров. Среди них:

  • древнерусские иконы;
  • старопечатные книги;
  • рукописи;
  • произведения живописи и графики;
  • скульптура;
  • образцы декоративно-прикладного искусства.

Русская живопись XVI-XX веков

Знакомство посетителей с произведениями русских художников начинается с работ, созданных в первой четверти XVIII столетия. Стилистическое оформление и образное содержание портрета царя Федора Алексеевича в значительной степени связано с традициями парсуны (от латинского слова «персона»: так в России второй половины XVII века называли светские, отличные от иконописи, портретные изображения конкретных лиц). Интерес архаично-условного, вневременного в своей торжественности представления царственной особы сочетается с интересом к показу остроиндивиду-ального облика болезненного монарха, что было характерно для искусства Петровской эпохи. К тому же времени, судя по специфическим деталям живописной манеры и данным технологического анализа, принадлежит портрет Ермака Тимофеевича. Заметим, что изображения покорителя Сибири пользовались всегда большим успехом и неоднократно дублировались в живописи и печатной графике. Поскольку не сохранились прижизненные портреты, то уже к началу XVIII века сложилась устойчивая иконография вымышленных образов Ермака. В настоящее время известно несколько их вариантов (поясной — в Государственном Русском музее в Петербурге, погрудный — в краеведческом музее Нижнего Тагила). Портрет Ермака, представленный в Серпуховском музее, отличается высоким качеством исполнения, артистизмом в моделировании форм и самобытным подходом к прочтению образа народного героя. Согласно преданию, данный композиционный тип портрета легендарного первопроходца был создан братьями Иваном и Романом Никитиными, прославленными петровскими живописцами, в период их сибирской ссылки. Не исключено, что и серпуховский портрет Ермака Тимофеевича принадлежит наследию этих художников.

Другой примечательный образец портретного жанра относится к середине 1750-х годов. Это поясное изображение неизвестного офицера Измайловского полка с орденом Святой Анны. Его композиционное решение и трактовка отдельных деталей обладают очевидным сходством с «Портретом князя М. Т. Мещерского», который имеет подпись известного мастера М. Л. Колокольникова и датирован 1756 годом (Тверь, Областная картинная галерея). Однако, судя по технологическим особенностям исполнения, структуре и цвету грунта, перед нами — картина другого автора. С этим искусством контрастирует отточенное живописное мастерство и холодная безучастность образной характеристики портрета неизвестного офицера Гатчинской гвардии цесаревича Павла Петровича. Этот портрет создан иностранным художником (по всей видимости, выходцем из Германии или Прибалтики) в начале 1770-х годов.

Высокий профессиональный уровень отличает произведения мастеров, работавших во второй половине века, в эпоху стремительного взлета и расцвета отечественной портретной живописи. Бесспорно, наиболее значительным среди них является «Портрет неизвестного», принадлежащий кисти выдающегося московского портретиста Ф. С. Рокотова (около 1735-1808). В отличие от большинства современников, утверждавших в своем искусстве значимость активной человеческой личности, ее деловые и интеллектуальные возможности, Рокотов прежде всего лирик, мастер камерного портрета. На первый план он выдвигает отражение внутреннего мира человека, его тонких, едва уловимых настроений и эмоций.

Мы не знаем имени молодого человека, изображенного на данном портрете. Из старинной надписи на оборотной стороне холста известно только, что он «писанъ отъ рождешя 30 лет въ 1787 мъ году». Отсутствие подписи не вызывает сомнений в авторстве Рокотова. Все здесь, начиная с излюбленной мастером овальной формы портрета, с которой гармонично сочетаются плавные, текучие линии силуэта и характер трактовки широко расставленных глаз, а также мягкое рассеянное освещение, словно окутывающее портретируемого, свидетельствует в пользу авторства Рокотова.

Усилившийся за последние десятилетия интерес исследователей и широких зрительских кругов к творчеству крепостных и провинциальных живописцев позволил по-новому оценить это своеобразное явление в истории нашей культуры. Музею принадлежит немало таких памятников, которые условно можно разделить на три категории. К первой из них, наиболее тесно связанной с традициями допетровской парсуны, принадлежат изображения церковных иерархов, выполненные неизвестными мастерами, возможно, специализиров-авшимися в области иконописи и храмовых росписей в конце XVIII — первой трети XIX веков («Портрет епископа Тихона Задонского»). Ко второй — произведения крепостных живописцев, не получивших соответствующего профессионального образования. Безыскусная наивность художественных средств свойствена конному портрету В. П. Давыдова, ведущему свое происхождение из родового имения графов Орловых-Давыдовых — Отрада — в селе Семеновском. Крепостной художник удивительно непосредствен в восприятии образа модели: он привносит новое содержание в традиционную форму парадного конного портрета (несомненно, в качестве композиционно-типологического образца безымянный портретист имел гравюру с произведения западного мастера). Кроме того, образцами городского провинциального портрета являются изображения серпуховичей, в частности, купца Н. Н. Плотникова и его супруги, датированные 1839 годом, а также мужской и женский портреты, которые, возможно, относятся к числу поздних произведений талантливого провинциального живописца Ф. А. Тулова (1792-1855).

В музее Серпухова также представлены работы столичных художников, среди которых следует выделить тесно связанные с романтической традицией парные изображения старика и старухи, работы А. О. Орловского (1777-1832), поляка, много лет прожившего в России; и «Женский портрет», кисти натурализовавшегося в Москве француза Ж. Жерена (17(?) — не ранее 1827).

Представление в парадных залах первого этажа бывшего мараевского дома работ русских художников середины и второй половины XIX века позволило расставить акценты в характеристике основных тенденций и направлений отечественного искусства. Ко второй половине столетия Императорская Академия художеств, игравшая прежде важную роль в культурной жизни России, постепенно утратила свои прогрессивные позиции. Г. И. Семирадский, признанный глава академического направления, к 1884 году, времени создания картины «Песня рабыни», имел за плечами шумный успех, который принесла ему огромная многофигурная композиция «Светочи христианства». В основу работы, представленной в Серпухове, он положил малопримечательный, но трогательный, сентиментальный по своей фабуле, эпизод из частной жизни древних римлян: рабыня, привезенная из далекой восточной страны, музицированием услаждает слух двух молодых знатных дам. Другая работа Г. И. Семирадского — «Праздник Вакха» — написана на сюжет, чрезвычайно популярный в западноевропейском искусстве. В его интерпретацию привнесено общее настроение радостно-беспечного, гедонистического отношения к жизни. В парадной гостиной также экспонируются выдающиеся произведения других художников, примыкавших к салонному направлению. Центральное место здесь принадлежит картинам К. Е. Маковского (1839-1915). Его большое полотно «Под венец» (1890) посвящено распространенной в искусстве той поры теме жизни и бытового уклада допетровской Руси, но ее интерпретация носит ярко выраженный салонно-академический характер. Следует выделить область, где дарование живописца проявилось наиболее отчетливо, — это любовно навысанные предметы быта далекой эпохи (всевозможные ларцы, посуда, ковры, мебель, свидетельствующие о познаниях художника в области истории материальной культуры). Серпуховскому музею принадлежит авторское повторение этой картины. Ее первоначальный вариант, вывезенный из России еше в конце прошлого века, сейчас находится в частном собрании в США. Другая работа К. Е. Маковского — «В каирской кофейне», — датированная 1872 годом, написана на современный и, вместе с тем, экзотический сюжет. В ее основу были положены впечатления мастера, полученные во время поездки на Ближний Восток.

Диаметрально противоположный характер имело творчество В. Е. Маковского (1846-1920) — одного из ведущих деятелей русского демократического искусства, члена Товарищества передвижников. Воспитанник Московского училища живописи, ваяния и зодчества, он посвятил свое творчество показу современной жизни во всех ее явных и скрытых противоречиях. Мастер малого жанра — композиций, состоящих из одной-трех фигур, — В. Е. Маковский обладал замечательным даром рассказчика. Он остроумно, с большим внутренним тактом рассказывал о слабостях своих современников и критиковал пороки социального устройства общества. Иронией и, в то же время, сочувствием к «маленькому человеку» проникнуты его картина «Поздравление» (1878), развивающая бессмертную федотовскую тему, и этюд «Оптимист» (1894). Другая работа — «В избушке лесника» (1886-1887, авторское название «Охотники») — экспонировалась на XV передвижной выставке и получила высокую оценку В.В. Стасова. Посредством умело подмеченных деталей, обстановки, поз, типов и жестов героев художник проникновенно повествует о буднях охотников, их интересах и страстях.

В конце 1880-х годов в творчестве В. Е. Маковского большое место начала занимать крестьянская тема. В эти годы художник много путешествовал, делал зарисовки деревенских пейзажей и наброски для портретов крестьян. Результатом одной из таких поездок явилась большая картина «Молебен на Пасхе», написанная по этюдам, сделанным в Карачевском уезде Орловской губернии (1887-1888). За внешним красочным обрядом православного праздника, разнообразием народных костюмов и колоритными образами крестьян живописец увидел сложные человеческие характеры, сумел показать расслоение деревни в пореформенной России.

Музей Серпухова хранит картину «В ожидании шафера» (1891), принадлежащая кисти другого известного передвижника — И. М. Прянишникова (1840— 1894). Созданная в поздний период творчества мастера, она воспроизводит сцену, отражающую нравы современного общества, уличает царившие в нем пошлость и продажность. Композиция построена на антитезе между властной, чувствующей себя везде хозяйкой, купчихой и заискивающе улыбающимся, осторожно присевшим на уголок стула пожилым отцом невесты.

Глубокий интерес к прошлому русского народа, его письменной и устной истории демонстрируют картины «Боярин на крыльце» Н. В. Неврева (1830-1904) и «Московский приказ в XVII столетии» А. С. Янова (1857-1918) — мастера театрально-декорационной живописи, станковые произведения которого встречаются чрезвычайно редко. Но наиболее значительный и привлекательный экспонат в этом разделе — первый вариант хорошо известной композиции В. М. Васнецова (1848-1926) «Витязь на распутье», созданный в 1878 году и впервые показанный на VI выставке Товарищества передвижников (несколько лет спустя, в 1882 году, художник создат увеличенный вариант серпуховского полотна, который ныне принадлежит Государственному Русскому музею в Санкт-Петербурге).

Как превосходный образец русской реалистической школы живописи интересна картина «Цыганка», работы Н. А. Ярошенко (1846-1898), датированная 1886 годом. Хотя она традиционно не включается в основные произведения этого художника, все же это произведение, несомненно, свидетельствует о таланте автора.

Творчество выдающегося мастера морского пейзажа И. К. Айвазовского (1817-1900) представлено в музее несколькими работами. Среди них типичная для творчества живописца картина «Прилив», прославляющая суровую мощь и красоту морской стихии. Она написана в начале 1870-х годов — в зрелый период творчества мастера, когда на смену ранним, внешне декоративным полотнам приходит более глубокое и реалистически правдивое изображение жизни природы. Своеобразна небольшая по размерам композиция Айвазовского «В тумане» (1879 год). По берегу моря прямо на зрителя движется повозка. Но не она, а влажный морской воздух, туман, сквозь который с трудом пробиваются лучи солнца, привлекает интерес художника, определяет смысловой и эмоциональный строй картины.

В отличие от И. К. Айвазовского, Л. Ф. Лагорио (1827-1905) в «Лунной ночи на море» (1886) более условен и декоративен. «Порт Гавр» (1852), кисти А. П. Боголюбова (1824-1896), сочетает в себе почти документальную точность в изображении портовой набережной и оснастки судов с тонкой гармонией колористического решения. Данную картину Боголюбов написал, будучи еще учеником Академии художеств. В ее основу легли зарисовки и этюды, сделанные во время пребывания художника в Морском кадетском корпусе, когда он побывал в нескольких дальних плаваниях. Отметим, что, наряду с формирующейся собственной манерой письма мастера, в этой картине еще явно прослеживаются влияния старших современников и наставников Боголюбова на молодого художника — М. Н. Воробьева и И. К. Айвазовского.

Важный вклад в развитие русского реалистического пейзажа внесли художники-передвижники. Тема родной природы, идея ценности самого обыденного, непритязательность мотива являются отличительными чертами их полотен. Среди работ А. К. Саврасова (1830-1897) центральное место принадлежит картине «Лунная ночь. Болото» (1870), по праву считающейся жемчужиной серпуховского собрания. Мотив непроходимого болота, освещенного призрачным светом луны, оказался созвучным невеселым думам художника о горечи и безысходности современной жизни. Этому настроению отвечает и цветовой строй пейзажа. Из сочетаний серых, коричневых, серебристо-охристых тонов Саврасов извлекает множество оттенков, сливающихся в чарующе прекрасную цветовую симфонию. Емкостью, необычайным единством эмоционального содержания, мастерством изображения природы «Болото» вместе с пейзажем «Лосиный остров в Сокольниках» (1869, Государственная Третьяковская галерея) непосредственно подготавливает почву для появления шедевра Саврасова — картины «Грачи прилетели».

Также неоценимый вклад в искусство внес В. Д. Поленов. По складу своего дарования В. Д. Поленов (1844-1927) был лирик, тонко чувствовавший обаяние и своеобразие среднерусской природы и гармоничное слияние с ней человека. Он видел в природе умиротворяющее начало. Такой подход к пейзажному мотиву проявился в находящейся в Серпухове картине «Старая мельница», написанной в 1880 году, в период блестящего расцвета таланта Поленова-пейзажиста. Соотношение заброшенной водяной мельницы и обступившей ее кругом буйной молодой зелени, маленькая фигурка деревенского мальчишки-рыбака, словно растворяющаяся среди природы, разлитое кругом настроение тишины и покоя — все наводит на размышления о разрушающем и одновременно созидающем ходе времени. Работая над картиной, Поленов исполнил этюд с натуры (Государственная Третьяковская галерея), звонкие, чистые краски которого передают восхищение данным художнику откровением. В сравнении с этим этюдом цветовое решение картины кажется более традиционным: серебристый свет пасмурного дня нивелирует, приглушает звучание отдельных тонов. Но наряду с этим композиция становится более выверенной, монументально-ритмичной, великолепно передает элегически-созерцательное настроение. Картинной галерее в Екатеринбурге принадлежит вариант серпуховской картины, повторяющий ее с небольшими изменениями в деталях (в частности, отсутствует фигурка мальчика-рыбака).

Многие годы своей творческой деятельности В. Д. Поленов провел в имении Борок, расположенном на берегу реки Оки недалеко от Серпухова (в настоящее время это музей-усадьба Поленова). Там был создан целый ряд замечательных работ, в том числе, ландшафт «Ледоход на реке Оке» (1918), принадлежащий к числу зрелых произведений мастера.

Необычайная эмоциональность отличает небольшие по размерам, тонко выписанные пейзажи И. П. Похитонова (1850-1923). Работая во Франции, этот художник внимательно изучал произведения своих коллег — мастеров барбизонской школы, — однако никогда не порывал связей с традициями русского реалистического искусства. Убедительное свидетельство тому — картина «Птицеловы», хранящаяся в музее Серпухова.

Огромное значение в формировании творческого мировоззрения выдающегося русского пейзажиста И. И. Левитана (1860-1900) сыграли поездки на Волгу. 1890 годом датирован его великолепный этюд «Юрьевец. Пасмурный день на Волге», в котором непосредственное изображение бесконечных волжских далей, огромного, серого с розоватыми отблесками неба сочетается с проникновенным настроением тоски и печали.

Произведения А. А. Киселева (1838— 1911), С. А. Виноградова (1869-1938) и А. С. Степанова (1858-1923) являются переходными к разделу русского изобразительного искусства начала XX века. В экспозиции музея показано разнообразие проведенных живописцами художественных поисков и экспериментов, характерных для отечественной культуры предреволюционной поры (в частности, деятельность ведущих представителей таких художественных объединений и группировок, как «Союз русских художников», «Мир искусства», «Бубновый валет и голубая роза»). Особенно следует выделить пейзажи П. И. Петровичева (1874-1947), С. Ю. Жуковского (1873-1944), В. К. Бялыницкого-Бируля (1872-1957) и И. И. Бродского (1883-1939). Оптимистическое настроение превалирует в картине К. Ф. Юона (1875-1958) «Весенний вечер. Ростов Великий» (1906), посвященной прославлению красоты природы и активной, жизнеутверждающей деятельности человека. Напротив, мрачно-торжественная романтика задает эмоциональный тон произведениям К. Ф. Богаевского (1872-1943). Его большая композиция «Киммерийская область» является попыткой создать образ воображаемого исторического ландшафта Крыма в далекой древности.

Особое место в истории русского искусства рубежа XIX и XX веков занимает деятельность В. Э. Борисова-Мусатова (1870-1905), творчество которого непросто уложить в рамки современных течений и направлений. На его работах лежит печать своеобразного, глубоко пережитого настроения печали и одиночества. В Серпухове находятся две работы художника — «Плакучая ива» и «Грусть» (авторское название «Одиночество», 1903). В последней композиции — в высшей степени показательной для понимания творческого мировоззрения Борисова-Мусатова — из нежных серовато-пепельных красок летней ночи вырисовывается хрупкий, призрачный силуэт молодой девушки. Образное и композиционно-пластическое своеобразие искусства Борисова-Мусатова особенно отчетливо проявляется при сопоставлении его произведений с работами его современника Ф. В. Боткина (1861-1905). Как и Борисов-Мусатов, этот мастер часто показывал работы на выставках «Мира искусства». Однако, получив профессиональную подготовку в художественных академиях Милана и Парижа, Боткин много лет проработал за границей. Его творческое направление тесно связано с эстетическими установками венского Сецессиона («Обнаженная натурщица»).

Широкое распространение в русской живописи начала XX века, особенно среди молодых мастеров, приверженцев авангардистских направлений, получил жанр натюрморта. Как известно, наиболее популярен он был среди художественного объединения «Бубновый валет», одним из активных участников которого был И. И. Машков (1881-1944). Созданный им в 1911 году натюрморт «Бегонии» отражает типичную для этого направления тенденцию противопоставить всему мимолетному и случайному постоянные признаки вещи, вникнуть в ее живописную суть. Крупный масштаб, мощное звучание открытых цветов позволяют зрителю не только почти физически ощутить мясистые листья декоративного цветка, но и вместе с художником порадоваться красоте окружающего мира. Другую грань искусства «Бубнового валета» демонстрирует датированный 1910 годом «Натюрморт» Р. Р. Фалька (1886-1958). В отличие от Машкова, Фальк стремится выявить внутреннюю структуру рукотворных предметов, постичь логику взаимодействия цвета и композиционно-пластических масс.

Для находящейся в Серпухове картины характерен интерес к условно-геометрическому разложению пластических форм, их взаимным «наплывам» и совмещению точек зрения, подчеркнутой деформации движения и акцентировке живописной фактуры. В этом смысле А. В. Грищенко выступает одним из наиболее последовательных представителей европейского кубофутуризма — направления, которое, как известно, не имело особого распространения в русском изобразительном искусстве. Многочисленные произведения художников советского периода в коллекции Серпуховского историко-художественного музея можно условно разделить на несколько больших групп. К первой из них принадлежат картины известных отечественных мастеров, работавших в довоенные десятилетия и во многом связанных с традициями русского искусства рубежа XIX и XX веков. Они способствовали своей деятельностью утверждению реалистического метода изображения окружающего мира. При всем несходстве живописных манер и художественных темпераментов можно обнаружить немало общего в восприятии мира у С. В. Герасимова (1885-1964, «Портрет крестьянина») и П. А. Радимова (1887-1967; «Крестьянская девушка», 1923), П. И. Котова (1899-1953; «Бухарские медники», 1925) и П. И. Петровичева (1874-1947; «Музей-усадьба Чайковского в Клину», 1937), А. В. Куприна (1880-1960; «Зима. Москва», 1931) и Б. Н. Яковлева (?) («Баку. На промыслах», 1929). Интерес к эксперименту в области построения композиции и колорита отличает работы А. С. Левина (1893-1967; «Платок на столе», 1920), В. И. Люшина (1898-(?); «Белорусский вокзал. 1941 г.», 1961) и Т. Б. Александровой (1907-1987; «В мастерской», 1928).

Одной из самых главных достопримечательностей Серпухова является бывшая усадьба купцов Мараевых, в которой в настоящее время размещается Историко-художественный музей.

Художественный музей

По всему городу развешены указатели, объясняющие как проехать к музею, так что найти его не составит труда. Расположен он на улице Чехова, которая в имперские времена называлась Фабричной. В 1896 г. по проекту столичного архитектора Р.И. Клейна был построен красивый особняк, который и сейчас восхищает прохожих и посетителей музея. Мы увидели его, когда проезжали по улице и не смогли проехать мимо. У входа есть парковка на несколько машин, где мы оставили автомобиль.

За оградой виднеется кирпичный старообрядческий Покровский храм, построенный в начале XX века на средства купчихи А.В. Мараевой на месте более древней церкви. В царской России практически все купцы были староверами, а внутри их среды очень сильна была взаимопомощь и благотворительность.



старообрядческий Покровский храм

А.В. Мараева была известна своим меценатством и помощью общине староверов. Одним из ее деяний было возведение этой церкви. Интересно, что богослужения в ней не прекращались и в советский период, вплоть до конца 80-х гг. XX века. Сейчас же ее передали в ведение историко-художественного музея, расположенного по соседству.

Сразу за воротами особняка дома Мараевых у кирпичной стены мы осмотрели несколько надгробий XVI-XIX века, которые были найдены в одном из лесов Серпуховского района.



Надгробия

Немного поодаль установлено немецкое орудие периода Великой Отечественной войны с разорванным стволом. Естественно, мы подумали, что эти повреждения гаубица получила во время боя, однако позже выяснилось, что до 70-х гг. она стояла со снарядом внутри, поэтому пушку отвезли на полигон и взорвали заряд. Затем орудие с покорёженным стволом вернули к музею.



Немецкая гаубица

Наконец мы начали нашу экскурсию. Вход в историко-художественный музей стоит 150 рублей для взрослых и 80 рублей для школьников.

По дороге в гардероб мы ознакомились с фотографиями представителей семьи Мараевых и с портретом Анны Васильевны Мараевой, благодаря которой появился в Серпухове музей с такой богатой художественной коллекцией. Анна Васильевна была из семьи старообрядцев и вышла замуж за купца Мефодия Васильевича Мараева, который проживал в Серпухове. Его отец владел ткацкими фабриками, а единственный сын был его основным помощником. В 1882 г. Мефодий Васильевич внезапно скончался, и Анна Васильевна в 37 лет, оставшись одна с детьми, взяла на себя все заботы о многочисленном семействе и бразды правления мануфактурами. Свекор ее умер за год до кончины мужа, и помощи ждать было неоткуда.



Портрет Мараевой

К тому же один из родственников Ф.Ф. Мараев пытался отсудить у нее значительную долю наследства, ссылаясь на то, что Анна Васильевна и Мефодий Васильевич не были обвенчаны в традиционной церкви, так как являлись старообрядцами. Практически десятилетие длились судебные тяжбы, но в итоге Мараевой все-таки удалось одержать победу.

Говорят, что поспособствовало этому отчасти приобретение ей коллекции картин и антиквариата у чиновника Ю.В.Мерлина, который остро нуждался в большой сумме денег. Так или иначе, А.В. Мараева оказалась владелицей огромного собрания картин и гравюр западных и русских мастеров XVI-XIX вв. Основная часть ценных полотен хранилась в доме в поселке Данки.

Анна Васильевна принимала активное участие в благотворительной жизни Серпухова, организовала госпиталь в своем городском доме во время Первой мировой войны. Кроме того она собрала огромное количество икон и древних христианских книг, многие из которых поместила в построенной на ее средства Покровской церкви.

После революции в доме Мараевых разместился штаб Красной армии, в кабинете Анны Васильевны в 1919 г. даже жил И.В. Сталин. Однако уже через год Мараевой с семейством приказали покинуть их дом. Большая коллекция произведений искусства была привезена из их загородного имения в Данках и составила основу будущего Историко-художественного музея. Позже из Москвы и соседних национализированных усадеб сюда привезли предметы, представляющие художественную ценность.

Так фонды музея пополнились антикварной мебелью, посудой, картинами и скульптурой из поместья Вяземских Остафьево, имения Орловых-Давыдовых Семеновское-Отрада и усадьбы Нащокиных Рай-Семеновское. В настоящее время историко-художественный музей в Серпухове считается одним из крупнейших в Подмосковье.



Лестница в музее

В начале осмотра мы увидели залы с картинами русских живописцев XVII-XIX века. Здесь представлены портреты Екатерины I и Екатерины II, неизвестных помещиков и купцов. Особенно интересен портрет графа Орлова-Давыдова, выполненный непрофессиональным художником. По слухам, это произведение возможно нарисовала его дочь.



Портрет Орлова

Далее мы прошли в очень красивое, но немного мрачное помещение, которое называется Каминный зал. Это бывшая столовая, выполненная в темных тонах и украшенная лепниной под цвет дерева. На стенах зала можно увидеть картину «Под венец» К.Е. Маковского и работы Г.И. Семирадского.



Каминный зал

Очень интересным экспонатом является дубовый стол на атлантах, привезенный из усадьбы Семеновское-Отрада.





Белый зал



Картина Айвазовского

Затем мы перешли в зал с картинами художников-передвижников: И.М. Прянишникова, В.Е Маковского, В.В. Верещагина и других представителей этого творческого кружка.

Кроме того в музее можно увидеть работы И.Левитана, А. Саврасова, К.Коровина, И.Шишкина. В бывшем кабинете А.В. Мараевой разместилась экспозиция, посвященная представителем Абрамцевского кружка.

Здесь можно увидеть изначальный вариант картины «Витязь на распутье» В.М. Васнецова, работы В.Д. Поленова, в том числе картину «Старая мельница», бюст Мефистофеля работы М.Антокольского и мебель, выполненную в мастерской Абрамцева.





Живопись начала 20 века

Особенную ценность представляет коллекция картин Н.С. Гончаровой, которая считается одной из самых дорогих женщин-художниц в мире.



Произведения Гончаровой

Затем мы посетили зал с древнерусскими иконами, которые долгая время собирала А.В. Мараева.

Кроме того, в музее проходит выставка «История в кошельке», которая рассказывает о становлении денежной системы России и о создании первых банков. Здесь можно увидеть монеты и купюры, которые были в обиходе в Русском государстве с X по XX век.



История в кошельке



История в кошельке

Так же выставлен красный кафтан, подаренный Петром I местному купцу за качественное производство парусины для флота. В одной из комнат находится потрясающий интерактивный экспонат: картина В.Е. Маковского «Первый фрак», которая оживает, стоит только посетителю выставки встать на отмеченное крестиком место в зале. Тотчас же главный персонаж начинает двигать плечами, как бы подгоняя под себя обновку, а его домочадцы хлопать в ладоши и качать головой.





Итальянская живопись

Кроме того в музее проходит выставка подземных минералов, которую можно посетить за дополнительную плату. Мне очень понравилось наше посещение серпуховского музея, его богатая и интересная коллекция.

Даже странно, что тут так немного посетителей. Насколько мне известно, руководители музея организуют для групп костюмированные экскурсии, когда о каждой конкретной картине рассказывает экскурсовод, одетый в персонажа с этого полотна. Кроме того для детей организуют многочисленные интерактивные программы, поэтому посещение это-го музея будет познавательно для всей семьи.

На первом этаже музея можно купить стандартные сувениры на память о посещении Серпухова. Историко-художественный музей Серпухова, безусловно, заслуживает внимания туристов и приятно удивляет своей богатой коллекцией произведений искусства.

Контакты

Московская обл., Серпуховский р-н, Серпухов г., ул. Чехова, 87. Часы работы: с 10 до 17 (с вт-вс, понедельник выходной).

Официальный сайт

Отели в Серпухове: цены, отзывы

История музея и его собрания неразрывно связана с семейством серпуховских текстильных фабрикантов Мараевых. Естественным для богатой старообрядческой семьи был интерес не только к церковным, но и к прочим предметам старины. Интерес этот носил преимущественно бытовой характер: меблировка комнат, столовая посуда были представлены изделиями XVII-XVIII вв. Преемница наследия Мараевых Анна Васильевна Мараева (урожденная Волкова) стала обладательницей значительной подборки работ старых русских и западноевропейских мастеров. Для только что отстроенного городского особняка, возведенного по проекту крупного московского архитектора академика Романа Ивановича Клейна (ныне – основное здание СИХМ), она купила в Москве художественную коллекцию Юрия Всеволодовича Мерлина: ныне она составляет основу замечательного собрания западно-европейского искусства XVI–XVIII вв., а также русской живописи XVIII в. в Серпуховском музее.

В 1918 году предприятия и имущество Мараевых были национализированы, а в конце 1920 года открыл свои двери для посетителей Серпуховский музей старины и искусства. С 1956 года музею придан историко-художественный профиль. Его собрание значительно пополнилось предметами искусства из усадеб Серпуховского уезда, храмов и монастырей города.

Современная экспозиция музея состоит из двух разделов: русского искусства XV – нач. ХХ вв. и западноевропейского искусства XVI–XIX вв. В экспозиции западноевропейского искусства представлена живопись фламандской, голландской, итальянской, французской и других школ и направлений европейской живописи XVI–XIX вв., а также уникальные памятники скульптуры, мебели, керамики и стекла.

Залы, посвященные русскому искусству, знакомят зрителей с памятниками древнерусской живописи XV–XIX вв., портретами XVIII в., особенно полно – с искусством 2-й половины XIX в.: картинами Г.И. Семирадского, А.А. Харламова, К.Е. и В.Е. Маковских, Н.А. Ярошенко, И.М. Прянишникова; пейзажами И.К. Айвазовского, А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, И.И. Левитана, В.Д. Поленова, былинными образами В.М. Васнецова, а также с многообразным миром русского искусства начала ХХ в.: работами К.А. Коровина, К.Ф. Юона, К.Ф. Богаевского, В.Э. Борисова-Мусатова, И.И. Машкова, Р.Р. Фалька, оригинальной коллекцией ранних скульптур С.Т. Коненкова.

Музей особенно богат произведениями Н.С. Гончаровой, всемирно известной художницы-авангардистки. Девять живописных полотен и более сорока произведений графики, выполненных в различных техниках (рисунки карандашом, пастели, литографии) являются украшением серпуховской коллекции русского искусства.

Как добраться

1. На электропоезде с Курского вокзала до ст. «Серпухов», далее автобусами № 3, 8, 20
2. Автобусом от ст. метро Южная до автовокзала г. Серпухова, далее пешком