Мавзолей в Галикарнасе – уникальное творение лучших древнегреческих архитекторов. Путешествия от а до я Гробница царя мавсола из семи чудес света

Недалеко от турецкого городка Бодрум расположено одно из семи чудес света - Галикарнасский мавзолей. Оно возникло в этом месте неслучайно, ведь в древности здесь находилась столица персидской сатрапии Кария, известная как Галикарнас.

История

Город Галикарнас был основан греками во 2-м тыс. до н. э. В середине 1-го тысячелетия он оказался под властью Галикарнасский мавзолей был построен в 4 в. до н.э. как усыпальница для карийского сатрапа Мавсола (377г.—353 г. до н. э.) и его жены Артемисии II. Благодаря Мавсолу это сооружение начали называть мавзолеем (греч. Mausoleion). Возведение усыпальницы началось ещё при жизни Мавсола, правда, до финала строительства он не дожил. Согласно преданию, сооружением мавзолея руководила Артемисия, которая очень любила своего мужа и мечтала увековечить его память. Поэтому Галикарнасский мавзолей часто называют памятником любви. Он привлекает тысячи туристов.

Галикарнасский мавзолей поражал воображение путешественников на протяжении 1800 лет, но в 13 веке он был разрушен сильным землетрясением. В 15 веке на развалинах мавзолея крестоносцы соорудили замок Святого Петра. Для возведения этого здания были использованы мраморные блоки бывшей гробницы. Когда крестоносцы были изгнаны, этот замок превратился в турецкую крепость Бодрум. К 19-му веку от мавзолея остался фундамент и несколько скульптур. стоит в Бодруме до сих пор, и камни мавзолея видны в его структуре. На территории самой усыпальницы можно увидеть развалины и небольшой музей истории Галикарнаса.

Архитектура

Мавзолей в Галикарнасе одновременно играл роль храма и усыпальницы. Его строительством занимались архитекторы из Греции Сатир и Пифей. Не меньшую роль в создании мавзолея играли такие как Скопас, Брикасид, Леохар и Тимофей.

Что касается архитектуры, то в этом здании наблюдалось смешение стилей. Кроме того, усыпальница Мавсола отличалась необычной формой и гигантскими размерами. Площадь Галикарнасского мавзолея составляла 5000 м², а высота - 20 м. Основание являло собой 5-ярусный прямоугольник, который был облицован плитами из белого мрамора. Здание было украшено скульптурным фризом - мраморными рельефами с изображением сражения греков с амазонками. Длина описанного фриза была равна 117 м. Сейчас некоторые из рельефов усыпальницы находятся в

Гробница располагалась в периптере, который был помещен на основании. Он, в свою очередь, был окружен 39-ю 11-метровыми колоннами. Они служили опорой для крыши. Последнюю оформили в виде состоявшей из 24 ступеней. На вершине крыши архитекторы расположили мраморную квадригу. Она являла собой античную колесницу, запряженную четверкой лошадей. В ней находились скульптуры Мавсола и Артемисии. Внутри гробницы были помещены мраморные саркофаги царской четы. Прекрасным дополнением здания служили статуи всадников и мраморные львы, расположенные у подножия мавзолея. Галикарнасский мавзолей не был похож на все усыпальницы, которые существовали до него, поэтому вполне справедливо считался чудом света.

Знаменитый портовый город Бодрум имеет богатую и длинную историю, которая корнями уходит вглубь веков. Тысячи лет назад он назывался Галикарнас и являлся столицей Карии. А сегодня мы можем забронировать отель в Бодруме и насладиться замечательным отдыхом. В этом прекрасном городе родился знаменитый Геродот, однако Галикарнас прославился благодаря своему правителю-тирану Мавсолу. Жестокий и алчный, он обложил все население непомерными налогами и при жизни приказал построить себе роскошную гробницу. Сегодня она является одним из семи чудес света.

Достать до небес

Величественная гробница огромного размера, должна была затмить все строения города, и по проекту ее возведение началось в самом его центре. В строительстве принимали участие самые лучшие архитекторы и мастера того времени Сатир и Пифий, скульпторы Скопас и Леохар, создавшие большое число статуй для декора фасадов. Много лет царь следил за ходом работ, созерцая, как поднимается гробница ввысь. Однако финал стройки он так и не увидел, скончавшись за 2 года до ее завершения.

Основные работы заканчивала супруга Мавсола. Внушительный постамент в основе здания, имел 20 метров в ширину и 43 метра в длину. Верхний ярус включал 36 колонн, которые несли на себе третий ярус в виде ступенчатой пирамиды. Венчала мавзолей мраморная композиция, изображающая колесницу с четверкой коней, в которой восседала трехметровая царственная чета. Вместе со статуями царя и царицы высота мавзолея составляла почти 50 метров.

Из праха пришло, в прах и превратится

Впрочем, Артемисия тоже не дожила до полного завершения строительства. Уже после ее кончины был закончен потрясающий барельеф, который передавал сцены из мифологии древней Греции. Слава о красоте и величии мавзолея разлетелась далеко за пределы не только города, но и всей страны. Сооружение простояло почти 2000 лет, пережив не одно поколение. Люди были уверены, что он будет существовать вечно, ведь мавзолей пережил даже страшное землетрясение в 13 веке. К сожалению, никто не стал реставрировать гробницу, а пришедшие в 15 веке рыцари-иоанниты окончательно разобрали строение для постройки своих храмов.

После долгих прогулок по руинам античного города вам просто необходим глоток свежего, морского воздуха. Не упустите, выпавшей возможности и отправляйтесь в знаменитую бухта Гюмбет , где кипит вся жизнь Бодрума. Ее природное очарование и потрясающие панорамные виды покорят ваше сердце навсегда.

Говорят, Мавсол, правитель Карии, был настолько властным, и самолюбивым правителем, что ещё при жизни решил построить себе шикарную гробницу. Может, не такую огромную, как у египетских правителей, но не менее роскошную и великолепную. Словом, настоящее чудо света.

За задумкой правителя Карии, гробница должна будет не только служить усыпальницей для него и его супруги, но и являться храмом, в котором местные жители будут воздавать почести усопшей правящей чете. Ни гнева греческих богов, чьи храмы находились тут поблизости, ни общественного мнения он не испугался – и выделил для постройки лучшее место в городе, пригласив самых известных архитекторов и скульпторов древней Эллады.

Правил Мавсол с 377 по 353 гг. до н. э в Карии (современный Бодрун, Турция). Многие историки сходятся на том, что он был чрезвычайно мудрым и прозорливым правителем – несмотря на сложную политическую ситуацию, на протяжении долгих лет сумел остаться при власти и сохранить относительную независимость своей страны.

Он же перенёс столицу Карии из древнего города Миляс в молодой, но перспективный Галикарнас, расположенный на побережье Средиземного моря, в котором жил и правил вместе со своей супругой Артемисией, являющейся также и его родной сестрой (надо заметить, что подобные браки среди аристократов как Карии, так и Рима, были не редкостью).


Вместе они прожили почти четверть века, причём современники утверждают, что Артемисия очень любила своего супруга – даже несмотря на то, что он был жесток настолько, что прослыл тираном, а правил властно и упрямо, пытаясь не прогибаться под давлением Персии (в то время - это государство было её колонией).

С другой стороны, возможно, именно эта черта характера дала ему возможность сохранить относительную независимость своего государства и даже захватить часть Малой Азии (при этом интересно, что регулярной армии он не имел и всегда использовал наёмные войска).

Мавсол являлся ярым поклонником греческой культуры, а потому собрал возле себя немало талантливых греков как литераторов, так и архитекторов, благодаря которым столица Карии прослыла одним из самых красивых городов света.

Как выглядел Галикарнас

Столица Карии была расположена у подножья гор на побережье Средиземного моря, а на берегу была возведена небольшая, но хорошо укреплённая гавань. Недалеко от причала был расположен базар, где также торговали заморскими диковинками. За рыночной площадью, в сторону гор, были построены широкие улицы с жилыми домами.

Дворец Мавсола был расположен так, чтобы из него хорошо просматривались все подходы к Галикарнасу – как с суши, так и с моря (поэтому в случае нападения Мавсол узнал бы о нём практически сразу).

Дом правителя и постройки вокруг него (а это в основном театр и храмы богов) были обнесены каменными стенами, протяжённость которых составляла около шести километров. Возведены они были с одной-единственной целью – обеспечить лучшую безопасность правителя.

Центральная улица шла под небольшим уклоном в сторону гор. В конце её, уже на склоне, был расположен храм Ареса, справа – Афродиты и Гермеса. Главное здание Галикарнаса – мавзолей, был расположен посередине центральной улицы.

Первый в мире мавзолей

Чтобы построить мавзолей в Галикарнасе (началось строительство приблизительно в 359 г. до н.э.), правитель и его жена пригласили самых именитых архитекторов и скульпторов Греции, которые, работая над проектом здания (в основном это были архитекторы Сатир и Пифей), приняли решение сочетать между собой три традиционных стиля греческой архитектуры – коринфский, дорический и ионический.

Уникальная гробница оказалась первым в мире зданием, где при декорировании были использованы все основные архитектурные направления древней Эллады (мало того, после окончания работ в мавзолее просматривались ещё и черты азиатских храмов). А удивительная усыпальница вошла в историю как одно из Семи чудес света – даже не столько из-за своего размера и красоты, сколько из-за уникального дизайна и внутреннего оформления.

Интересный факт состоит в том, что за каждым скульптором был закреплен свой участок работ:

  • Мавзолей в Галикарнасе с восточной стороны декорировал Скопас;
  • с западной – Леохар;
  • с северной – Бриаксид;
  • с южной – Тимофей;
  • мраморную колесницу на крыше создавал Пифей.


Высота одного из семи чудес света составляла 46 м, а площадь основания имела параметры 66 на 77 м. Мавзолей с внешней стороны охраняли всадники и львы. Первый этаж со стороны фасада был богато украшен скульптурами богов, а в середине – мифическими статуями и барельефами (охота, война с амазонками, битва лапифов с кентаврами). Мавзолей в Галикарнасе имел три яруса.

Первый этаж возведён был из кирпичей и изнутри декорирован мраморными плитами белого цвета. Здесь в одной из комнат была расположена усыпальница, где сначала похоронили прах Мавсола, затем – Артемисии, после чего вход в помещение замуровали.

На втором этаже было расположено святилище с 36 колоннами, каждая из которых имела около семи метров высоты – место для поклонения усопшей правящей чете. Специально для этого здесь были установлены изготовленные Скопасом скульптуры Мавсола и Артемисии (примечательно, что обе статуи сохранились до наших дней и на данный момент считаются лучшими изваяниями греческой культуры IV в. до н.э.).

На колоннах была установлена крыша, построенная в форме ступенчатой пирамиды (всего 24 ступеньки). На её вершине находилась огромная мраморная колесница с четырьмя запряжёнными конями, возницами которой были Мавсол и Артемисия (по приблизительным данным, высота монумента составляла около шести метров).

Смерть Мавсола

Своей гробницы правитель Карии так и не увидел: он умер на несколько лет раньше, не дождавшись окончания строительных работ, приблизительно в 353 г. до н.э. Тело его, прежде чем похоронить, кремировали. По слухам, Артемисия настолько любила мужа, что приказала часть его праха смешать с ароматическими веществами и водой – и выпила смесь в надежде, что уйдёт вслед за ним.

Этого не случилось, и она пережила мужа ещё на два года. Этого времени ей хватило, чтобы почти завершить возводить чудо света – работы в середине были уже закончены, и скульпторы как раз работали над барельефами с внешней стороны здания. Как и тело Мавсола, остатки правительницы были сожжены и захоронены возле мужа, а строительство мавзолея было окончено приблизительно в 531 г. до н.э.

Крушение мавзолея

Просуществовал мавзолей в Галикарнасе на свете довольно долго – около девятнадцати веков. Он не только пережил захват страны Александром Македонским, но и увидел упадок столицы и её превращение в маленькое поселение. Но в XIII веке сильнейшее землетрясение сделало своё дело, и практически полностью разрушило его.


А ещё через какое-то время, в XVI в., пришедшие сюда крестоносцы окончательно разобрали усыпальницу и использовали мраморные плиты и камни для возведения церкви св. Петра, которая стоит и поныне.

Содержимое мавзолея, в том числе и золотые урны с остатками давно усопшей четы, исчезли навсегда. Факты говорят, что полностью обвинять рыцарей не стоит: археологические раскопки показали, что тайные ходы под мавзолеем появились намного раньше, чем сюда пришли крестоносцы – и вряд ли они появились просто так, здесь однозначно было чем поживиться.

Галикарнасский мавзолей

Галикарнас – столица Карийского царства – был одним из знаменитейших городов Греции. Здесь родился и провел молодость Геродот, автор знаменитой «Истории». Путешественников привлекала древняя слава и архитектура одного из красивейших городов Малой Азии. Местом паломничества был огромный храм бога войны Ареса с величественной статуей из мрамора и золоченого дерева. Женщины стремились к храму Афродиты – богини любви и красоты, – возле которого бил чудесный фонтан, возвращающий любовь покинутым, дарящий счастье любящим и пробуждающий чувства у тех, чье сердце еще не ведало власти Афродиты. Но более всего манила в Галикарнас усыпальница царя Мавсола (умершего в 353 году до н. э.), считавшаяся одним из чудес света. Эта гробница сочетала в себе черты греческого храма и восточной пирамиды.

Царь Мавсол присоединил к Карии ряд близлежащих областей и островов. Все подвластное население было обложено многочисленными налогами, а полученные таким образом средства тратились на возведение великолепной усыпальницы, она одновременно должна была служить храмом, в котором и после смерти чтили бы царя. Для ее строительства Мавсол пригласил в Карию лучших архитекторов и скульпторов того времени: Сатира, Пифея, Скопаса, Лeoxapa, Тимофея и Бриаксида.

Согласно проекту, мавзолей должен был представлять собой прямоугольник 66 метров шириной, 77 метров длиной и 46 метров высотой. По композиции он делился на три части. Прямоугольный постамент в виде ступенчатой пирамиды – собственно усыпальница царя и царицы – должен быть увенчан опоясывавшей его лентой мраморных рельефов. Второй этаж предполагалось выполнить в виде колоннады, окружавшей помещение храма. Крышей ему должна была служить пирамида из 24 ступеней. А на вершине пирамиды собирались разместить мраморную скульптурную квадригу – запряженную четырьмя конями колесницу. В верхнем и нижнем помещении намеревались установить по 15 колонн. В нижнем они должны быть дорийские – более массивные, в верхнем – более легкие, коринфские. Наружную колоннаду должны составлять 36 ионийских колонн. Таким образом, при строительстве мавзолея собирались использовать все три архитектурных ордера.

Возвести мавзолей предполагалось в центре города, на одной из самых широких его улиц, и по замыслу он должен был стать главной достопримечательностью Галикарнаса.

Галикарнасский мавзолей (реконструкция)

Мрамор для строительства мавзолея добывали в каменоломнях. Глыбы вырубали и выпиливали особой пилой и на специальных деревянных тележках спускали вниз. Здесь производилась первичная обработка мрамора, для того чтобы уменьшить его вес при перевозке. Затем на телегах, запряженных волами, глыбы перевозили в каменотесные мастерские. Когда отдельные детали были готовы, а мраморные глыбы отполированы, началось возведение стен постамента и установка колонн на втором этаже. Для того чтобы поднять колонны наверх, были построены деревянные платформы на подпорках и особые наклонные плоскости, тоже из дерева. На колонны был установлен массивный, богато украшенный карниз.

В разгар работ внезапно умер царь Мавсол. Его вдова, царица Артемисия, продолжила начатое мужем дело. Архитектору и скульптору Пифею надлежало изваять из мрамора огромную статую царя. Статуя царицы, по всей видимости, была создана знаменитым скульптором Скопасом, хотя ряд ученых подвергает сомнению его авторство. Им же, вероятно, была выполнена и часть рельефного фриза, украсившая западную стену гробницы. На этом фризе запечатлен очень популярный мифологический сюжет амазономахии: битвы греческих героев с женщинами-воительницами.

Царь Мавсол. Мраморная статуя из Галикарнасского мавзолея (высота 3 м)

Внизу : Битва греков с амазонками. Фриз Галикарнасского мавзолея

Фризы южной и восточной сторон были созданы скульпторами Бриаксидом, Тимофеем и Лeoxaром и изображали битву лапифов с кентаврами. И хотя строительство еще не было завершено, в Галикарнас стали стекаться толпы любопытных путешественников.

Царица Артемисия не дожила до окончания строительства. Работы продолжились при их с Мавсолом сыне (ставшем правителем Галикарнаса), а закончились при внуке. Усыпальница вызывала восхищение и почиталась как чудо света.

После разгрома персов войском Александра Македонского Галикарнас был разграблен и разрушен македонскими воинами. Но мавзолей, как ни странно, не тронули. Он простоял в опустевшем городе 1800 лет, до XV века, и, несмотря на частые землетрясения, остался невредимым. В XV веке побережье Малой Азии было захвачено крестоносцами, которые разобрали мавзолей и построили на развалинах Галикарнаса опорную крепость – замок Святого Петра. Творения великих мастеров древности использовали для сооружения стен крепости. После того как крестоносцы были изгнаны из Малой Азии турками, на месте древнего Галикарнаса появилась турецкая крепость Будрун.

В середине XIX века путешественники обратили внимание на то, что в стенах турецкой крепости встречаются плиты с античными барельефами, изображающими битву героев с амазонками. Всего насчитали 12 таких плит. Английский посол в Османской империи добился разрешения выломать их из стены и отправить на экспертизу в Британский музей. Ученые узнали знаменитый фриз Скопаса, некогда украшавший стены одного из прославленных чудес света – усыпальницы царя Мавсола.

В Будрун отправился известный ученый-археолог, хранитель Британского музея Чарльз Ньютон. После того как он обнаружил в стенах крепости две мраморные статуи львов, когда-то стоявших у подножия мавзолея, у него исчезли последние сомнения.

В течение девяти месяцев, пока решался вопрос с разрешением на выемку фрагментов усыпальницы из стен крепости, Ньютон искал место, на котором когда-то стояла гробница. За это время из толщи ила и строительного мусора были извлечены фрагменты мраморной колесницы, обломки статуй людей, лошадей и львов. В результате настойчивой и кропотливой работы была почти целиком восстановлена статуя царя Мавсола, достигавшая 3 метров в высоту, а также статуя Артемисии – высотой более 2,5 метра.

После того как мавзолей был найден, началось тщательное изучение его остатков. Были собраны все упоминания древних авторов о мавзолее. На основе этого материала ученые совместно с архитекторами попытались восстановить внешний облик усыпальницы царя Карии. И тут не обошлось без разногласий.

По одному варианту мавзолей представлял собой храм с крышей в виде ступенчатой пирамиды, на вершине которой возвышалась квадрига в виде колесницы и четверки лошадей, в которой находились огромные статуи Мавсола и Артемисии. Сам храм, по мнению этих исследователей, стоял на высоком постаменте, в зале которого и помещались саркофаги царя и царицы. А вокруг постамента, являвшегося первым этажом, находились статуи львов и всадников. Но такой вариант встретил серьезные возражения авторитетных ученых, тщательно изучивших все письменные источники и археологические материалы по данной проблеме и осуществивших математические расчеты.

Они предложили свой вариант, согласно которому мавзолей состоял из двух пирамид (верхней и нижней) и храма с колоннадой. Нижняя пирамида служила основанием храма, а верхняя являлась крышей всего сооружения. Сверху она была увенчана квадригой, но статуй царя и царицы в ней не было. Это, по мнению ученых, вполне соответствует греческой традиции, согласно которой было принято ставить на погребальных сооружениях пустую колесницу, которая символизировала смерть хозяина.

Но главным аргументом в пользу того, что статуи были помещены не на колесницу, а стояли на невысоком постаменте, является манера их исполнения. Особенно это бросается в глаза при сравнении их с фигурой лошади из квадриги. Лошадь выполнена с учетом того, что на нее будут смотреть снизу с большого расстояния. А статуи царской четы созданы в обычном ракурсе, без учета особенностей местоположения. После того как по фрагментам колесницы были вычислены ее размеры, стало ясно, что для нее статуи слишком тяжелы и массивны. Кроме того, у статуй тщательно разработаны черты лица, детали одежды и даже обувь, что было бы совершенно ненужным, если бы они размещались в квадриге на большой высоте. А отделывать нижнюю часть статуй тогда вообще не имело бы смысла, так как борта колесницы скрывали бы ее до линии бедер.

Все это свидетельствует о том, что статуи царя и царицы помещались не в колеснице, а стояли на пьедестале где-то на нижней площадке, среди множества других статуй, обломки которых были обнаружены в толще ила и строительного мусора, скрывшей то место, на котором когда-то возвышалось одно из величайших чудес Древнего мира. Данная точка зрения признается на сегодняшний день наиболее верной.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги 100 великих сокровищ России автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги 100 знаменитых символов советской эпохи автора Хорошевский Андрей Юрьевич

Из книги Тайны античного мира автора Можейко Игорь

ГДЕ БЫЛ МАВЗОЛЕЙ? ЧУДО В ГАЛИКАРНАСЕ Четвертый век до нашей эры – сложное и бурное время в истории Греции и соседних с ней государств. И главным конфликтом того времени было соперничество между Грецией, состоявшей из множества городов-государств и областей, и Персией,

Из книги 7 и 37 чудес автора Можейко Игорь

Чудо четвертое. Галикарнасский мавзолей Мавзолей в Галикарнасе был современником второго храма Артемиды. Более того, одни и те же мастера принимали участие в строительстве и украшении их. Лучшие мастера того времени.Формально говоря, этот мавзолей также памятник любви,

автора

Из книги Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу автора Сонькин Виктор Валентинович

Из книги Ленин. Книга 2 автора Волкогонов Дмитрий Антонович

Глава 4 Мавзолей ленинизма Ленинизм - есть вождизм нового типа, он выдвигает вождя масс, наделенного диктаторской властью. Николай

Из книги Удивительная археология автора Антонова Людмила

Галикарнасский мавзолей Галикарнас – столица Карийского царства – был одним из знаменитейших городов Греции. Здесь родился и провел молодость Геродот, автор знаменитой «Истории». Путешественников привлекала древняя слава и архитектура одного из красивейших городов

Из книги История Персидской империи автора Олмстед Альберт

Галикарнасский мавзолей В то время как ряд храмов, расположенных вдоль нижнего течения Нила, отражает последний блистательный расцвет чисто национального искусства, массивная постройка, возведенная Артемисией в Галикарнасе в честь своего брата-мужа, является

Из книги Ленин жив! Культ Ленина в Советской России автора Тумаркин Нина

Деревянный мавзолей Через неделю с небольшим после похорон Ленина Леонид Красин выступил в «Известиях» со статьей, озаглавленной «Архитектурное увековечение Ленина». Эта статья положила начало оживленной дискуссии по поводу будущего Мавзолея. Красин подчеркивал, что

Из книги Преемники: от царей до президентов автора Романов Петр Валентинович

Мавзолей ельцинской "загогулины" Провести четкую границу между Россией старой и Россией новой, рождение которой принято связывать с ельцинской эпохой, на самом деле совсем не просто, хотя на первый взгляд это кажется совершенно очевидным: там остались КПСС и социализм,

Из книги Техника: от древности до наших дней автора Ханников Александр Александрович

Галикарнаский мавзолей Следующим чудом света была великолепная гробница царя Мавсола (377–376 - 353 года до н. э.) в Галикарнасе (Турция), сооружение которой относится к IV веку до н. э. В это время и родилось слово мавзолей. Строили его лучшие архитекторы, а украшали лучшие

автора Брунов Николай Иванович

Мавзолей Августа Уже при Августе архитектура привлекается на службу самодержавию, и перед ней ставится задача прославления монарха. Август строит в 28 году до н. э., по примеру знаменитого Галикарнасского мавзолея (рис. 88), себе и своей жене роскошный мавзолей в Риме

Из книги Очерки по истории архитектуры Т.2 автора Брунов Николай Иванович

Мавзолей Адриана Адриан построил себе гигантский мавзолей, который значительно превосходит по своей величине мавзолей Августа и который даже теперь, полуразрушенный и совершенно искаженный (он был перестроен в Средние века в крепость, а в эпоху Ренессанса обращен в

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

Из книги Чудеса света автора Пакалина Елена Николаевна

Галикарнасский мавзолей Еще одно чудо Древнего мира располагалось на территории нынешней Турции, в городе Бодрули. Когда-то здесь был город Галикарнас – столица Карийского государства, удобный торговый порт. Именно в этом, сейчас уже несуществующем государстве, в IV в.

Гробница правителя Мавсола или Галикарнасский Мавзолей – одно из семи чудес древнего света, была построена в 4 веке до н.э. Карийский царь Мавсол решил увековечить свое имя. Монументальное сооружение величественным видом напоминало потомкам об имени и славе древнего правителя.

  • Адрес: Tepecik Bodrum/Muğla Province, Turkey
  • Время работы: 10:00-16:00
  • Сезонность: круглый год
  • Телефон: +90 252 316 12 19
  • Местоположение: Показать на карте

Галикарнасский Мавзолей - Гробница правителя Мавсола, одно из семи чудес древнего света, был построен в 4 веке до н.э. Строительство монументального сооружения было начато карийским царём Мавсолом (правил в 377-353 г.г. до н.э.) и завершено его женой Артемисией уже после смерти царя. Мавзолей, который был одновременно гробницей и храмом, прославил город Галикарнас на юго-западе Малой Азии.

В Мавзолее выделялось три уровня. Основой всего здания был пьедестал из камня и мрамора. Первый ярус представлял собой массивные стены из камня, облицованные мрамором. На втором уровне возвышался храм с 36-ю колоннами. Колонны подпирали третий уровень - крышу в виде пирамиды с двадцатью четырьмя ступенями. На самой вершине пирамиды располагались скульптуры царя и царицы в колеснице, запряжённой четырьмя конями. Вокруг постройки находились статуи всадников и львов. Общая высота Мавзолея от основания до вершины скульптурной группы составляла 46 метров. Грандиозный Мавзолей простоял 19 веков и рухнул в 13-м столетии н.э. от сильного землетрясения.

Красота строения завораживала современников непревзойдённым совершенством его художественного оформления. Внешние стены Мавзолея были украшены мраморными плитами со сценами греческого эпоса. Украшением стен занимались четыре разных автора. Над восточной частью трудился Скопас. Он выбрал тему Битвы с амазонками. Северная часть была украшена Бриоксидом – он взял тему Битвы кентавров с лапифами и подвиги Тесея. Западную украшал Леохар, придворный скульптор Филиппа и Александра Македонских. Самая знаменитая его статуя Аполлон Бельведерский считается совершенством античного искусства. Южную часть украшал Тимофей. Фриз был выполнен из малоазийского крупнозернистого белоснежного мрамора с голубыми прожилками. Фриз раскрашивался. Его фон был тёмно-синим. Амазонки и греки были подкрашены красноватым охристом, а детали вооружения исполнены в бронзовом цвете. Мечи, наконечники копий, уздечки были из позолоченной бронзы и выглядели очень эффектно.

В 334 году в Галикарнас приходит Александр Македонский, который созерцал этот прекрасный памятник. Когда Галикарнас оказался во владениях Рима и римляне вошли в город, они были настолько потрясены Мавзолеем, что с тех пор все монументальные усыпальницы стали называть мавзолеями.

Позже развалины Мавзолея использовались рыцарями Иоаннитами (Госпитальерами) для постройки Замка-Крепости Святого Петра. В 1404 году рыцари ордена Святого Иоанна, которые утвердились на Родосе, начали возводить Крепость Святого Петра в Бодруме. От латинского слова «Петрониум» и происходит турецкое название города Бодрум. Иоанниты или госпитальеры – члены духовного рыцарского ордена, основанного в Палестине крестоносцами в начале 12-го века, активно участвовали в крестовых походах против мусульманских государств.

Германский рыцарь и архитектор Шлегельгольд оставил свидетельство того, как рыцари окончательно разрушили Мавзолей:

«Мы искали камень для изготовления строительных блоков. На одном из ближайших полей мы обнаружили уходящие в землю каменные ступени. Начали копать. Вынув камни из земли, спустились глубже и оказались в помещении, окружённом мраморными колоннами. В нём всё было украшено разнообразными рельефными и орнаментальными изображениями. Поскольку наступил вечер, было решено прервать работу и возобновить её на следующий день. Вернувшись утром, мы увидели, что саркофаг вскрыт и вокруг него разбросаны куски позолоченной ткани…» При возведении стен Крепости изящные ионические колонны, мраморные плиты из Мавзолея с изображениями батальных сцен были использованы в качестве строительного материала. Изображения на некоторых плитах стёрли и поверх них были выгравированы рыцарские гербы… Даже сегодня на стенах Крепости видны фрагменты Мавзолея.

В 1875 году сэр Чарльз Ньютон провёл в Бодруме раскопки Галикарнасского Мавзолея, в ходе которых были обнаружили многочисленные фризовые плиты, статуи Мавсола и Артемисии, скульптурные изображения больших львов… Были обнаружены и отправлены в Англию. Журналист и писатель, печатавшийся под псевдонимом «Рыбак из Галикарнаса», написал гневное письмо английской королеве и потребовал возвращения сокровищ из Мавзолея в Бодрум. Он привёл много аргументов, в том числе и такой: «Высокую художественную ценность нельзя оценить в лондонском смоге под постоянно серым небом». В ответном послании было написано следующее: «Спасибо за пожелания и предложения, потолок в зале, где находятся находки из Мавзолея, покрасили в ярко-голубой цвет».

Часы работы: ежедневно, с 08-30 до 16-30.