На албанском поезде из дурреса в эльбасан. Информация и интересные факты

Динамику албанской железнодорожной отрасли можно описать одним словом: примитивизация. Это относится к сети железных дорог, пассажирским и грузовым перевозкам, состоянию путевой инфраструктуры, локомотивному и вагонному паркам. В частности, пассажиропоток, достигавший в лучшие годы 4 млн. чел. в год, с начала столетия стал неуклонно и быстро снижаться, и сейчас едва превышает цифру 300 тысяч (википедия). Отмены и сокращения поездов сопровождались и физической деградацией сети дорог. Так, в конце 2013 года, железная дорога ушла даже из столицы страны: на участке Вора-Тирана рельсы были разобраны, а станция и вовсе уничтожена.

От некогда развитой сети железных дорог, по сути, осталось три участка с пассажирским движением: Дуррес-Влёра, Шкодер-Шкозет и Рогожино-Либражд. Узловых же станций осталось только две: Шкозет и Рогожино.

Я намеренно оставил на этой схеме транграничный участок Подгорица-Шкодер, в тщетной надежде на возвращение пассажирского сообщения между Албанией и Черногорией, пока там не разобрали рельсы. По моей оценке, такой поезд пользовался бы невероятным спросом среди туристов, поскольку альтернативы в виде надёжного автобусного сообщения между странами нет.

Неизвестно, долго ли протянет железная дорога хотя бы в нынешнем состоянии, поэтому не став дожидаться её ужасного конца, я решил посвятить день 3 апреля этому на глазах исчезающему виду транспорта. Выбирать было не из чего: даже базируясь в главном железнодорожном центре страны - Дурресе, можно составить лишь один маршрут для дневной покатушки туда-обратно, а именно Дуррес-Либражд. Расписание всех албанских поездов помещается на одной странице формата А4:

Итак, во всей Албании осталось 4 (четыре) пары поездов: две сообщением Дуррес-Эльбасан, и по одной Дуррес-Шкодер и Дуррес-Влёра. Интересно, что оборот этих поездов составлен таким образом, что "ночуют" они все на разных конечных станциях, в результате чего утром из Дурреса отправляется только один - на Либражд; им же можно вернуться обратно в тот же день. Относись это расписание к развитой ж.д. стране, внимательный читатель смог бы предположить, что кроме упомянутых, в Албании имеется ещё один ВБС (Влёра-Либражд), а на станции Эльбасан производится отцепка лишних вагонов. В реальности же, никакой перецепки вагонов нет: пассажиры из Влёры просто перепрыгивают на согласованный поезд на станции стыковки, а в Либражд привозят все вагоны, что вышли из Дурреса (и неважно, что пустые).

Либражд настолько мал, что делать в нём нечего даже в течение того часа, пока машинист обедает. Поэтому было решено проехать не весь путь, а только до Эльбасана, использовав те три часа, что поезд оборачивается по конечной станции, для прогулки по городу (будет отдельный пост). Единственной сложностью всего этого плана было встать в 5 утра, но мы справились, и за полчаса до отправления прибыли к месту старта - на вокзал города Дуррес. Здание вокзала проектировалось с расчётом на кипучую жизнь, а сегодня форма выглядит несоразмерной своему содержанию:

Единственная функция этого двухэтажного дворца - продажа билетов. Тарифы в Албании предельно низкие: поездка на 100 км обойдётся вам по цене капучино - примерно в $1. За свой билет туда-обратно я отдал всего лишь 230 лек - перегоревшая накануне лампочка и то стоила дороже:)

Купив билеты, выходим на платформу. Вокзал, хоть и велик, не особо выделяется на общем фоне:

Обратите внимание на крытый виадук в левой части кадра - это переход в морской порт, и по сравнению с соседним входом в ж.д. вокзал, он гораздо более оживлён в утренний час - из Италии только что прибыл первый паром. Но вернёмся на нашу платформу. Здесь абсолютно ничего не изменилось за год, с тех пор, как я тут побывал в первый раз:

Даже в списке направлений не стали зачеркивать неактуальные нынче города Тирану и Поградец:)
А наш поезд уже стоит на первом (или втором?) пути, гостеприимно распахнув по половинке каждой двери (вторая, как выяснилось позже, уже не везде открывается). Албанский поезд состоит из двух довольно длинных двухсекционных вагонов,

ведомых маневровым тепловозом чешского производства:

Весь локомотивный парк страны состоит из точно таких же тепловозов, коих в 70-80х импортировали 61 штуку. Вероятно, осталось половина из них: с десяток заняты на линиях, остальные ржавеют стоят на приколе на станциях Шкозет и Фьер.

Что же касается вагонов, то определить их происхождение не так просто: я долго искал, но так и не нашёл ни одной таблички с завода-изготовителя. Однако, по надписям к различному вспомогательному оборудованию, можно заключить, что вагоны начинали свой жизненный путь в одной из немецкоязычных стран. В целом, вагон довольно удобный, хотя и немного раздолбанный:

В отличие от кресел, на окнах не осталось ни одного живого места. Все стёкла в трещинах, а форточки (где они есть) зафиксированы в последнем положении перед поломкой: в закрытом, полуоткрытом или совсем распахнутом виде:

Это обстоятельство чрезвычайно усложнило задачу блогера: ехать у открытого окна означало замёрзнуть через 5 минут (не май месяц), а на других местах было невозможно фотографировать через окно - либо трещины, либо слой пыли. В общем, со стёклами оказалась такая же ситуация, как год назад на канатной дороге - албанцы не дружат с прозрачными окнами на транспорте.

Несмотря на то, что все вагонные помещения были маркированы 2-м классом, в VIP-секцию первого вагона нас не пустили - там ехали официальные лица: проводница, буфетчица и полицейский с приятелем. Так испарилась моя последняя надежда на снимки видов из окна. Как позже выяснилось, на остановках тоже особо не поснимаешь: больше одной минуты поезд стоял только тогда, когда вип-персонам захотелось выпить чашечку кофе на какой-то станции - машинист к ним хотя и не присоединился, но десять минут терпеливо подождал.

Вот, собственно, и наш машинист перед началом своего рабочего дня:

Всё просто и по-свойски: на работу приехал на велике, в обычной гражданской одежде. Вскоре подъехал такого же плана напарник, и началась загрузка велосипедов - вдвоём это делать намного легче:

Из всего персонала, в железнодорожной форме щеголяет лишь один человек - перронный контролёр:

Кстати, кто интересуется вопросом, куда исчез Коломойский - так вот же он, скрывается в неприметном албанском поезде. Но продолжим про контролёра. Билетов он не проверяет, а только следит за порядком на вверенной ему территории - например, отгоняет старушек от края платформы перед прибывающим поездом. Как видно даже по фотке, в Дуррессе это был добродушный дядька, а вот в Эльбасане попался весьма строгий мужик - сразу запретил фотографировать и конвоировал меня до самого выхода, чтоб я ни дай бог не ослушался:)

Однако, пора в путь. До Эльбасана 76 километров, которые поезд преодолевает ровно за 3 часа. Учитывая состояние рельсов, это весьма неплохая скорость, и на некоторых участках состав разгонялся до 40 и даже 50 км/час. Заполненность вагона нигде не превышала трети, а из конца в конец доехало от силы человек 10. Основной поток пришёлся на трафик между соседними станциями, а вблизи крупных городов обнаружились даже коммьютеры, до конца верные привычному виду транспорта.

За полчаса поезд резво доехал до станции Голем, что в районе дальних пляжей. Помня, с каким трудом в летний сезон туда добираются отдыхающие - либо с пересадкой на автобусах, либо постояв в пробках на машине, - смею предположить, что поезд по данной позиции ничем не уступает своим конкурентам за пассажира. Что мешает пустить пригородный состав с ежечасным курсированием по летнему расписанию?

Более того, во все остальные города по пути следования нашего поезда удобнее и быстрее попадать именно этим способом. К примеру, между Дурресом и Эльбасаном вообще нет прямого автобуса, а делать пересадку в Тиране трудно - автобус прибывает в одно место, а отправляется из совершенно другого. Так что за сохранение ж.д. транспорта у нас есть аргументы.

Едем дальше. Везде однопутная колея, и разъехаться поезда могут только на станциях. Спустя час после отправления, на станции Кавай отмечаем первый встречный поезд - эльбасанский. Он ничем от нашего не отличается:

У проводницы и буфетчицы работа непыльная: первая только проверяет билеты (двери на остановках открывают сами пассажиры), а вторая один раз за всю дорогу разносит напитки. Полицейский ходит чаще, но только потому, что он человек более общительный - пассажиры в поезде прилюдно не буянят.

По контрасту с Дурресом, вокзалы остальных станций выглядят неказисто и уныло, так что снимал я их только для порядка:

Проехав примерно полпути, достигаем узловой станции Рогожино (Rrogozhinё). Здесь нас уже поджидает второй встречный состав - влёрский, и часть его пассажиров делает спортивную пересадку, за минуту стоянки буквально впрыгивая в наш поезд. Влёрский же покинул станцию настолько быстро, что я даже не успел его заснять:

Работающий семафор я обнаружил за весь путь всего один (по крайней мере, там горели лампочки). И правда, кому они нужны при таком малом трафике? Тем более, что при проезде населённых пунктов паровоз непрерывно гудит как слон. Впрочем, шлагбаумы на некоторых переездах всё-таки работают.

Та же станция на обратном пути. Здесь наш поезд приходит чуть раньше влёрского, чтоб народ успел на пересадку:

Здесь мы уже повернули на восток и движемся вверх по долине реки Шкумбини. Долина широкая, живописная, интенсивно распаханная:

Но вот сама река - лучше б глаза не видели: все прибрежные кусты настолько густо покрыты мусором, что напоминают новогоднюю ёлку. А ведь то, что не осаждается на ветках, доплывает до моря.

Город Рогожин (ударение на последнем слоге) славится своим многокилометровым акведуком (часть его можно увидеть на дальнем плане предыдущего снимка). Очевидно, древние албанцы построили его для полива огородов. Ради такой достопримечательности пришлось исхитриться и снять её через стекло на полном ходу:

Следующая станция - Печин - порадовала креативной вывеской:

Больше в этом областном центре ничего примечательного из окна не обнаружилось, ну разве что тюрьма строгого режима:)

Дальше дорога пошла ощутимо в гору, появились даже туннели длиной 100-300 метров. Почти час до самого Эльбасана не было крупных станций - единственный город Церрик (Cёrrik) располагался за рекой. Церрик в годы социализма был крупным промышленным центром, здесь даже действовал небольшой НПЗ. К бывшему заводу ведёт ветка железной дороги, на всех картах отмеченная как "действующая, для грузового движения". На самом деле, проехать по ней проблематично, да и незачем больше:

Здесь же отчётливо видны "мусорные берега" Шкумбини.

На подъезде к Эльбасану, поезд проходит мимо (а точнее, проезжает насквозь) ещё одного гиганта социалистической эпохи - металлургического комбината. Завод размером не меньше самого города выглядит заброшенным, но в отдельных цехах ещё теплится жизнь. К сожалению, ни одного ракурса мне взять не удалось.

Три часа позади, наконец прибываем в Эльбасан. Вокзал выглядит куда скромнее дурресского, но всё-таки видно, что станция крупная:

Здесь даже имеется выделенный первый путь, но машинисты его игнорируют. Зато поболтать с приятелями - всегда готовы:

Тут меня засёк перронный охранник, и последний кадр пришлось делать на обратном пути, да и то исподтишка:

Это вид на западную горловину станции. Во-первых, на станции имеется какое-никакое путевое развитие. Во-вторых, впервые замечены грузовые вагоны (это потом, на обратном пути нам попался целый товарный поезд). В-третьих, на запасном пути стоит запасная же вагонная пара. Не знаю, из каких соображений (может, из суеверия), но на конечных станциях локомотив оставляет привезённые вагоны и забирает новые. Так, на обратном пути мы уже ехали в других вагонах, хотя и с тем же самым персоналом.

Наверное, снизу он выглядит намного эффектнее, чем из окна поезда, идущего поверху, но всё равно прокатиться было бы интересно. Ну что ж, оставим это на следующий раз, если движение не закроют раньше, чем я соберусь это сделать.

Простреленные вагоны, разбитые камнями стекла, причем не одно-два, а ВСЕ во ВСЕХ вагонах во ВСЕМ составе...
У окошка в этом поезде лучше не сидеть: ведь в окно запросто может прилететь очередной камень, брошенный с насыпи развлекающимся мальчишкой...
В общем, добро пожаловать на поезд АЖД - Албанских Железных Дорог.

Поезда в Албанию не ходят, а в самой стране осталась только одна линия Шкодер —Дуррес —Влёра, пересекающая ее с севера на юг. Подвижной состав, который еще способен передвигаться, скорее напоминает изрядно потрепанных «железнодорожных динозавров». И это учесть, что до 1990 года ж/д транспорт был основным в Албании — в лучшие годы им пользовались 4 млн. человек в год. Хотя, по нынешнему состоянию этой инфрастурктуры подобное трудно представить…

2. В общем-то, до 1940-х годов Албания еще находилась на уровне ХІХ века, но ряд узкоколеек, построенных еще в годы Первой мировой войны, существовал. Первую железнодорожную ветку со стандартной колеёй (Дуррес — Пекини) построили в 1947 году и смогли постепенно налаживать сообщение с соседями. В 1973-м проложили горный участок албанских ж/д от Эльбасана до Пренжаса.

3. Железные дороги Албании во время тоталитарного режима Энвера Ходжи, когда использование частного транспорта было фактически запрещено, широко поддерживались властью. Они стали основной транспортной системой, дающей возможность передвигаться по стране.

4. После падения коммунистического режима и перехода к рыночной экономике, народ ринулся удовлетворять автомобильные мечты, количество машин и соответственно автомобильных перевозок стремительно росло. А тут еще скоростную автомагистраль между Тираной и Дурресом построили — железнодорожной сетью стали пользоваться все меньше, бюджет на ее развитие сокращался, станции закрывались, пути разбирались…Албания постепенно покатилась в XIX век.

5. В конце 2013 года железная дорога ушла даже из столицы страны: на участке Вора-Тирана рельсы были разобраны, а станцию снесли, вроде там собираются парк строить. От некогда развитой сети осталось три участка с пассажирским движением: Дуррес—Влёра, Дуррес—Шкодер и Рогожино—Либражд.

6. С каждым годом путевая инфраструктура, локомотивный и вагонный парки ветшают. Никто не занимается их обновлением, как могут поддерживают в рабочем состоянии и считают это достаточным.

7. Хотя совершенно непонятно, почему власти не ходят привести в порядок и развить оставшиеся ветки — ведь природа тут потрясающая, и поезда можно было бы использовать, чтобы привлечь туристов.

8. Тоже можно сказать и про транграничный участок Подгорица—Шкодер, между Албанией и Черногорией. Сейчас по нему ходят только грузовые поезда, а будь там пассажирские - наверняка бы пользовались спросом, т.к. автобусное сообщение между странами оставляет желать лучшего.

9. Хотя, насчет не обновлённого состава я не совсем прав, Германия, Италия, Франция и еще некоторые европейские соседи с удовольствием спихивают в Албанию списанные вагоны. В последний путь, что ли?

10. А вот тепловозы — пережиток тоталитарного коммунистического режима. В 1970-80-х страна импортировала что-то около 60 штук (в разных источниках цифры разняться), из них которых дожила до сегодняшнего для лишь половина: порядка десяти еще бегают, остальные ржавеют на приколе.

11. Между прочим, поездки на албанских поездах — самые дешевые в Европе. В сумму примерно 2.5 евро (335 лев) обойдется самый дальний переезд Шкодер-Влёр

12. Кстати, а туалет лучше посетить перед поездкой, так как практически во всех местных поездах они или сломаны, или закрыты, или находятся в весьма неприглядном состоянии.

13. Да и быстрой поездки тоже ожидать не стоит — средняя скорость движения состава около 40 км/ч, хотя могут и до 50 км/ч разогнаться. А вот ветерок из разбитых окон вам обеспечен точно…

14. Колея в Албании однопутная, а значит разъехаться поезда могут только на станциях. Поэтому график движения по-албански — весьма расплывчатое понятие, приходится ждать пока придет встречный, чтобы продолжать путь дальше.

15. Вот так и движется поезд «Албания» в свое будущее без железных дорог...

Влёра располагается в прибрежной части Албании в месте, где соединяются Адриатическое и Ионическое моря. Ее строили еще античные греки – первые постройки в городе датируются VI веком до н. э.. Как и вся территория Албании эти земли пережили множество нашествий – римское, византийское, турецкое. В XV веке Влёрское побережье несколько лет находилось под управлением короля Неаполя, пока его снова не захватили турки. Окончательно Влёра освободилась в 1912 году и тогда же на 8 лет была объявлена албанской столицей.

Как добраться

Можно доехать из Тираны автомобилем. Расстояние от столицы равно 135км по довольно неплохой для Албании дороге. Несколько дорого ведут в город также из соседних Македонии и Греции.

Из Тираны на Влёрское побережье ходит автобус. Автобусом можно добраться и из Афин – ежедневный дневной или ночной автобус стоит около 30 евро.

Из Бриндизи (Италия, южнее Бари) каждый вечер отходит паром, прибывающий в порт Влёры ранним утром.

Транспорт

Как и везде в Албании: автобусы и фургоны (маршрутки). Такси тоже есть.

Связь и интернет

В Албании работают несколько мобильных операторов, самый популярный из них это Vodafone, а также Telekom Albania. Предъявив паспорт и указав место жительства в Албании, можно купит местную сим-карту. Можно также купить симку оператора Eagle Mobile. Он принадлежит государственной компании AlbTelecom и имеет хорошее покрытие, что позволяет неплохо сэкономить на звонках. Роуминг для абонентов крупнейших российских операторов доступен, но дорог.

Интернет в Албании в целом до сих пор не очень развит в силу того, что долгое время она была одной из самых изолированных в мире стран. Wi-Fi соединение можно найти только в некоторых крупных отелях и библиотеках. В Тиране и некоторых крупных городах имеются интернет-кафе.

Места отдыха

Влёра – это пляжи. Их количество составляет почти 30% от общего количества пляжей в стране. Здесь начинается лучшая в Албании зона отдыха – Ривьера Цветов, тянущаяся до Саранды на самом юге страны. Купаться можно с мая по октябрь, средняя температура воды 22-25°C. Пляжи, в основном, мелкогалечные и песчаные с развитой инфраструктурой.

Лечение в городе

Совсем недалеко от города Влёра расположен климатический курорт Уйет-э-Фтохта (что означает «холодная вода»). Здесь построено немало домов отдыха и отелей, в летнее время здесь организуют детские лагеря. Горы, расположенные на северо-востоке преграждают доступ холодным ветрам, создавая комфортный микроклимат. В местных здравницах лечат болезни дыхательной и нервной системы.

Кроме того, по соседству найдены месторождения хлоридно-натриевых минеральных вод, содержащих также йод и бром.

Что привезти

Традиционные албанские сувениры: различные поделки из резного камня и дерева, текстильные изделия. Местные оливки и масло из них, местное вино из винограда сортов Мерло и Каберне.

Что и где поесть

Здесь лучшие в Албании морепродукты. Лучше всего осьминогов, креветок, рыбу и прочую морскую живность готовят в ресторанах Paradise Beach и Makareshi.

Обязательно стоит попробовать местную кухню: кукурек (блюдо из запечённых на гриле субпродуктов), кумештор (десерт из молока, яиц, ванили, сахара и муки) и харапаш (мясной пирог с сыром и бараниной, для теста используется кукурузная мука). Очень популярен в этих местах ягненок, приготовленный на вертеле – “Mish ne hell».

Местная кухня типична для прибрежных и горных районов – высочайшего качества продукты, приготовленные на гриле. Лучшие блюда региона можно попробовать в ресторане «Кузум Баба». Он расположен на одноименной террасе, возвышающейся над городом и возникшей под влиянием морских волн.

Цены в большинстве ресторанов, как и по всей Албании, совсем невысокие – от 7 до 11 евро на человека за обед из трех блюд с местным вином.

В месте слияния Адриатического и Ионического морей в морскую воду вливаются воды минеральных источников. Местные берут на пляж пустые бутылки, чтобы наполнить их целебной водой.

Развлечения и достопримечательности

Среди наиболее посещаемых достопримечательностей Влёры – Этнографический и Исторический музеи, мечеть Мурадие, Музей Независимости.

В самом городе и вокруг него расположено множество древних замков, самый известный из которых – Канина. Он расположен в 6км от Влёры в одноименной деревне на гое Шушика на высоте 380 км над уровнем моря. Считается, что он был построен в III веке до н. э.

Вокруг города есть несколько пещер, в которых можно увидеть наскальные рисунки времен неолита и палеолита.

Погода по месяцам в Влёре

Климат на побережье Албании типичен для Средиземного моря – мягкая влажная зима и сухое жаркое лето. Влёра получает 2000 солнечных часов ежегодно – больше, чем любой регион страны. Летняя жара смягчается морским бризом, осадки выпадают главным образом осенью и зимой.

месяц

температура воздуха днем °C

температура воздуха ночью °C

температура воды °C

+13 +9 +15
февраль +15 +10 +15
март +16 +11 +15
апрель +20 +13 +16
май +23 +16 +19
июнь +27 +20 +22
июль +31 +23 +25
август +31 +24 +26
сентябрь +27 +21 +25
октябрь +23 +17 +22
ноябрь +19 +14 +20
декабрь +15 +9 +18

Подробная карта города

Прямых рейсов Москва - Тирана нет, есть только непрямые авиарейсы, осуществляемые транзитом через Стамбул, Милан (Мальпенса), Рим, Афины, Белград, Вену, Софию, Цюрих, Франкфурт-на-Майне и другие крупные европейские города.

Зато в отличие от железнодорожного транспорта в Албании хорошо развито автобусное сообщение как междугороднее так внутригородское. Кроме автобусов, в Албании больше нет другого городского транспорта. Стоимость проезда в городском автобусе 30 лек. Что интересно, так это то, что билеты во всех городах одинаковые.

На междугородних рейсах задействовано большое количество маршрутных такси, которые едут по разным направлениям, а в каких именно, нужно уточнять непосредственно у водителей маршруток. Или же вы просто услышите названия городов и поселков, выкрикиваемые теми же водителями. Места скоплений этого транспорта есть во всех городах и на них вам укажет любой прохожий.

Так как касс нет, то билет покупаете в автобусе, но не забудьте заранее узнать цену за проезд, так как к концу поездки она может измениться в большую сторону. Большинство маршруток отправляется рано, с 06:00 до 08:00 утра, и если вы проспите или отложите поездку до обеда, то вы, скорее всего, в этот день уже не сможете выехать. Особенно, если вы собираетесь посетить юг страны. В большие города страны маршрутки отправляются несколько раз за день.

Есть также международные рейсы. Например, в Афины, столицу Греции, можно уехать всего за 25 евро, рейсы ходят по нескольку раз в день. Также, в Италию, в Черногорию, Турцию и практически во ве страны южной и центральной Европы.

«Знаменитые» Албанские дороги. Автомобильный транспортАлбании.

Если Вы что-то где-то читали про ПЛОХИЕ Албанские дороги , - забудьте. В Албании каждый год строятся сотни километров дорог в год. Построен новый автобан в Косово, давно закончена магистраль Тирана-Дуресс, построен новый автобан от Дуресса до Влёры , вдоль Адриатики. Строится автобан в Гирокастру , до Греции. Полностью новая дорога вдоль Ионического моря (правда по горам). Обновлены большинство второстепенных дорог. И процесс продолжается.

Движение в Албании правостороннее , так что привыкать не придется. Нужно только привыкнуть к местному менталитету. Водителям ничего не стоит остановиться там, где необходимо, при этом часто создав пробку, или развернуться в любом месте. Нужно быть внимательным при проезде кругового движения, первым едет тот, кто ближе к манёвру. Для уточнения это факта, активно применяется жестикуляция. Агрессии на дороге мало, друг друга все пропускают. Автомобили напрокат

В Албании легко взять автомобиль напрокат, в том числе заказав его через сайт прямо в аэропорт к определенному времени. Для аренды авто вам необходимо иметь международные водительские права, денежный залог в виде наличных или кредитной карты и, самое главное, вам должно быть полных 19 лет, а в некоторых прокатных фирмах требуют возраст не меньше 21 года. В стране работают местные и международные прокатные фирмы.

Международное паромное сообщение Албании.

В Албании развито паромное сообщение с другими странами. ИзВлеры и Дурреса можно добраться до итальянских портов Анкона, Бари, Бриндизи и Триест, а из Саранды (порт на юге Албании) - на греческий островом Корфу, откуда летают прямые чартеры сразу в несколько городов России. Самые регулярные рейсы выполняются с Дуресса до Бари, каждый день в 23:00, 07:00 и 11:00. Например, если Вы покидаете Дуррес в 23:00, то прибытие в Бари (Италия) - в 8 утра. Билеты можно купить в многочисленных круизных турагентствах вокруг порта. Ходят 5 больших паромов. Места есть всегда. В стране также есть регулярное паромное сообщение по озеру Охрид , которое соединяет город Поградец (Албания) с городом Охрид (Македония).

Берат - это красивый старинный город в Албании. Няшные домики, крепость на горе, хорошие отели и рестораны.

Из-за большого количества традиционных балканских домиков 18-19 века, в каждом из которых много окон, Берат еще называют городом тысячи окон .

Информация и интересные факты

Берат на албанском Berati , на английском Berat . Название происходит от "Белиград" - такое имя было у Берата в 9 веке.

В Берте 210 исторических памятников 15-19 века и 7 арочных мостов 18 века. А вообще, поселение на территории современного Берата существует аж с 4 века до нашей эры. У него богатая история, детально описанная в википедии . Если коротко, то Берат сменил несколько названий и принадлежал македонцам, римлянам, Византии, болгарам, османам и албанцам.

Берат - это город-музей с 1961 года. Вошел в список всемирного наследия ЮНЕСКО в 2008 году.

Население - 60 тысяч человек. Это вообще не ощущается, потому что большинство живут за пределами старого города.

Достопримечательности в городе Берат

Что посмотреть в Берате?

Старый город Берат состоит из 3 районов:

  • Kalaja (крепость на холме),
  • Mangalem (у подножия холма с крепостью),
  • Gorica (на левом берегу реки Осуми).

Когда мы ехали в крепость в Берате, то если честно, ожидали увидеть просто крепостные стены, замок и какое-то пространство внутри. Оказалось, что там целое поселение, в котором до сих пор живут люди:) Это место было построено еще в 13 веке. Удобная локация для обороны: холм с видом на все окрестности.

Сюда ведет узкая разбитая дорога, разъезжаться сложно. Лучше приезжать пораньше или попозже.

Входим в старый город, который был внутри цитадели.

Со стен видно горы и часть нового города.

Это внутри крепостных стен. В некоторых домах живут люди, в других отели и магазины сувениров.

Остались и древние постройки, в том числе цистерна для сбора воды. Подобные цистерны мы видели в Турции в Стамбуле и на .

В самом дальнем от ворот конце крепости есть обзорная площадка с видом на весь нижний город. Это район Горица на противоположном берегу реки.

А это новый город, пешеходный бульвар Республики (Bulevardi Republika) и православный собор Святого Дмитрия (Katedralia Orthodokse Shen Dhmitri).

Вот этот собор вблизи.

Как водится в Албании - рядом с ним мечеть.

Район Мангалем сверху, снизу и с другого берега.

Возле него еще есть церковь Святого Михаила в скале (Shën Mëhilli).

Пешеходная улица.

Район Горица с другого берега.

Берат на карте Албании

Город Берат находится в южной половине Албании, в долине реки Осуми у подножия горного хребта Томори. Область и округ тоже называются Берат.

На карте я отметила все достопримечательности, рестораны и прочие интересные и полезные места в Берате.

Аренда жилья в Берате

В крепости есть отели, но это далеко от ресторанов и нельзя заезжать на машине, так что мы бы рекомендовали осмотреть ее отдельно, а заночевать внизу. В Берате многие отели и гостиницы находятся в традиционных старинных албанских домах (18-19 века).

В городе на улицах, удаленных от центральной Rruga Antipatrea, проблемы с парковкой, и сложно проехать по узким улочкам, поэтому или бронируйте отель сразу с парковкой, или готовьтесь оставлять машину на центральной дороге и вокруг нее.

Также обращайте внимание на отзывы - в некоторые отели нужно карабкаться по крутым лестницам. Кому-то это ок, а кому-то с большим багажом, детской коляской или с больными ногами будет сложно.

Мы сами в Берате не ночевали, но по отзывам туристов, многие хвалят отель Guesthouse Arben Elezi в районе Мангалем, а также отель Boutique Hotel Muzaka 4* и хостелы Maya Hostel Berat и Berat Backpackers Hostel в районе Горица.

Также албанцы сдают в Берате множество комнат и апартаментов через Airbnb, и здесь даже популярно включать завтрак, что для Airbnb обычно не свойственно:)

Если вы еще не регистрировались на Airbnb, :

Как добраться в Берат

Самый комфортный и быстрый транспорт в Берат - это на машине (свое или арендованное авто или индивидуальный трансфер). Дешевле и медленнее добираться в Берат на автобусе.

Расстояния :

  • Берат - Тирана: 97-125 км (зависит от того, по какой трассе поехать: через Дуррес дальше, но дорога лучше и больше автобанов).
  • Берат - Саранда: 170-210 км (смотря какая дорога).
  • Берат - Влёра: 84 км.

Ближайшие аэропорты

Аренда авто

На своей машине будет удобнее, чем автобус, и дешевле, чем индивидуальный трансфер. К тому же, вы сможете останавливаться по дороге и посетить разные достопримечательности Албании вокруг Берата: , .

Мы обычно сравниваем цены и условия на сайтах-агрегаторах, которые собирают предложения разных прокатов, и выбираем самый выгодный вариант:

Автобусы в Берат из Тираны, Саранды, Ксамила, Влёры

Индивидуальный трансфер

Если не хотите трястись по жаре на автобусах, можно заказать трансфер на из Тираны прямо в отель в Берате. Это будет стоить дороже, но комфорт несоизмерим, и по албанским дорогам на машине будет быстрее, чем на автобусе.

Водитель будет встречать в аэропорту с табличкой в любое время и отвезет четко по адресу: не нужно будет ждать общественный транспорт или объясняться на незнакомом языке с местным таксистом. Цена окончательная, не нужно ни с кем торговаться, никаких скрытых комиссий за ночной тариф, пробки или багаж. По запросу в машине будет детское автокресло нужного размера. А еще там есть автомобили класса люкс и микроавтобусы для большой компании.

От 725 евро за 5 дней (переезды, отель, питание, билеты в музеи, услуги экскурсовода)

Где поесть: рестораны в Берате

По отзывам туристов, хорошие рестораны в Берате: WilDor, Antigoni и Homemade Food Lili. Мы обедали в WilDor - все было очень вкусно, принесли быстро + там хороший вайфай.

Наш отзыв о Берате

Берат стоит посетить, там классный старый город внутри крепости, да и нижняя историческая часть интересна. Нам там понравилось, к тому же он не похож ни на какие другие места, в которых мы были, кроме в той же Албании.

Гирокастра или Берат? Эти города отличаются, каждый хорош по своему. Нам больше понравилось в Берате, потому что там больше историческая часть и можно посмотреть а старый город как снизу, так и сверху с крепости.