Август из прима порто римская статуя. В германии обнаружена бронзовая статуя римского императора октавиана августа

  • АВГУСТ AUGUSTUS Гай Юлий Цезарь Октавиан Август Рим, 63 до н. э. - Нола, ныне Италия, 14 н. э., Первыпримский император 27 до н. э. - 14 н. э.. Родившись в одной из самых богатых семей Рима, Октавиан получивший в 27 до н. э. титул Август был в 18 лег 45 до н. э. усыновлен Юлием Цезарем, своим двоюродным дедом. После убийства Цезаря республиканцами 15 марта 44 до н. э. Рим оказался погруженным в политическую смуту. Неспособность сената взять ситуацию под свой контроль и угрожающая реакция народа и цезарианцев в армии, оставшихся верными памяти диктатора, благоприятствовали устремлениям Марка Антония, одного из ближайших соратников Цезаря, а также Октавиана, внешне скромного и не отличавшегося красотой юноши, который, однако, без тени сомнения и твердо объявил о своих претензиях на наследование имени Цезаря до того, как сенат признал его законным наследником Цезаря, носил имя Октавий. Расчетливый и хитрый, Октавиан дал присягу в служении Республике и пошел на открытое противостояние с Марком Антонием, сторонником авторитарного правления. Октавиан при поддержке Цицерона получил от сената, с одной стороны, разрешение на вербовку собственного войска, а с другой был объявлен претором. В результате битвы при Мутине, в которой Марку Антонию было нанесено поражение, стал главнокомандующим. Тем не менее оба противника смогли преодолеть свою вражду и в октябре 43 до н. э. вместе с бывшим командующим кавалерией Цезаря Лепидом создали второй триумвират - диктатуру трех, которая обеспечила их полной властью на 5 лет для реставрации Республики. Первыми шагами триумвирата стали репрессии, направленные против противников Цезаря, и битва на Востоке при Филиппах Македо¬ния, 42 до н. э., в которой были разбиты Брут и Кассий - двое из убийц Цезаря. Обеспечив мир в 40 до н. э., триумвиры поделили империю между собой Октавиан получил западную ее часть, Марк Антоний - восточную, а Лепид - африканские владения. Италию оставили как «общую» территорию. Б следующем году самоотставка Лепида вызвала новое противостояние Октавиана и Марка Антония, которого обвинили в попытке создания независимого государства на Востоке вместе с египетской царицей Клеопатрой. Получив полномочия трибуна 39 до н. э., Октавиан начал войну против Египта и в 31 до н. э. был назначен консулом для борьбы с объединенными силами Марка Антония и Клеопатры, в результате территория Египта была присоединена к Риму, и Октавиан стал единым правителем огромной Римской державы. Несмотря на прежние планы реставрации Республики, в 27 до н. э., т. е. два года спустя после получения звания императора, Октавиан сменил свое имя на Август, что означает Возвеличенный богами, сконцентрировал в своих руках всю власть в Римской империи и установил имперский режим. В
    12 до н. э. присвоил еще и верховную религиозную власть, назвав себя Великим Понтификом Pontifex Maximus. Осознавая риск, связанный с постоянным расширением территорий империи, Август проводил внешнюю политику в чисто пацифистском стиле взяв под контроль Пиренейский п-ов 19 до н. э. и присоединив к империи Армению, объявил «римский мир», который был нарушен лишь кампанией против Германии, установившей северные границы Римской империи по берегам Рейна 4-9 н. э.. Август провел глубокую реструктуризацию административного аппарата в империи реорганизовал сенат, создал новые институты правления, видоизменил территориальную структуру империи новым делением на провинции, нормализовал положение дел в казне введением новых налогов, стимулировал строительство сеги новых дорог. После смерти Августа 19 августа 14 н. э. империя перешла в руки его приемного сына Тиберия.

    Мировая энциклопедия биографий. Т 1.М. Мир книги. 2003

    Тема Принципиат Августа

  • Добавлено: 17.11.2010
  • Автор:
  • Несмотря на то, что времена Римской империи давно канули в Лету, личность ее первого императора Октавиана Августа все больше привлекает к себе внимание современных ученых и любителей истории. Созданная им Империя, включавшая в себя весь бассейн Средиземного моря, а также современные Италию, Испанию, Францию, часть Югославии и Германии, представляет собой некое универсальное наследие европейских народов.

    Октавиан Август скончался в городе Нола, недалеко от Неаполя, 19 августа 14 года н.э. В Риме это событие отмечается с некоторым опережением большой выставкой «Август», развернутой в залах престижного выставочного комплекса «Конюшни Квиринала», находящегося рядом с Дворцом президента Итальянской республики.

    Кстати, предыдущая выставка в честь 2000-летия со дня рождения императора прошла в Риме в далеком 1937 году, и стала поводом провести параллели между Августом и Бенито Муссолини, который незадолго до этого завоевал Эфиопию и провозгласил Италию империей. Устроители же нынешней выставки не ставили таких далеко идущих планов (к тому же, параллели между прошлым и настоящим вряд ли пошли бы на пользу современной Италии). Их задачей было представить эпоху великого Августа через уникальные свидетельства - скульптурные изображения императора и членов его семьи, фрагменты памятников того времени, роскошное домашнее убранство из стекла и серебра, монеты и драгоценности, из Национального археологического музея Афин прибыл даже фрагмент конной статуи Августа, который был найден в Эгейском море. Изображения императора, где он ассоциируется с богами, можно видеть на многих камеях, предоставленных музеями Вены, Лондона и Нью-Йорка (около 200 работ).

    Император Август (Гай Октавий Фурин) родился в Риме в 63 году до н.э. Его отец был богатым коммерсантом, который первым из своей семьи стал сенатором.

    Мать Атия принадлежала к роду Юлиев и была племянницей Юлия Цезаря. Это родство сыграло решающую роль в жизни будущего императора, поскольку после убийства Цезаря в 44 году до н.э. Октавиан, по завещанию, был признан его приемным сыном и наследником.

    «Юноша обязан всем своему имени», - пренебрежительно отзывался о нем Марк Антоний, его соперник в борьбе за власть. Однако дальнейшие события показали, как он был неправ. Октавиан был одарен необыкновенной харизмой и сильным политическим чутьем. Уже став консулом, он сумел во всеобщем сознании ассоциировать свою фигуру с благом Рима.

    Провозгласив себя наследником Цезаря, он сурово наказал его убийц. Кроме того, из своих средств он выплатил по 300 сестерциев, которые были обещаны Цезарем в завещании римлянам и ветеранам войска, и впоследствии, уже будучи императором, Октавиан неоднократно оказывал помощь деньгами или зерном как римским гражданам, так и солдатам.

    В первые годы правления он входил в триумвират вместе с Марком Антонием и Лепидом, которые отвечали за разные провинции подвластных Риму народов. Основная борьба за власть развернулась между амбициозным Октавианом и Марком Антонием, более удачливым на поле битвы, но в конечном счете проигравшим Октавиану благодаря хитрости последнего. Поводом для открытых военных действий послужило завещание Марка Антония, которым завладел Октавиан: в нем тот оставлял курируемые им земли своей возлюбленной Клеопатре и их детям, а также Цезариону, сыну Цезаря и Клеопатры.

    Разгром флота Марка Антония войсками под командованием Марка Випсания Агриппы, друга и зятя Октавиана, в битве при мысе Акций в 31 году до н.э. и последующее самоубийство Марка Антония и Клеопатры открыли дорогу Октавиану к полной и абсолютной власти. На выставке представлены фрагменты памятника, воздвигнутого в честь этой великой победы, которые теперь хранятся в музеях Испании и Венгрии.

    Однако Октавиан не воспользовался доставшейся ему властью как узурпатор, несмотря на то, что Сенат начал предоставлять ему все больше прав и привилегий, а в 27 году до н.э. присвоил ему титул «Август» - «священный». Октавиан решительно отверг звание «диктатора», которое носил Юлий Цезарь и которое был готов предоставить ему Сенат. Он предпочел быть «первым среди равных», хотя с годами начал контролировать основные органы власти, доверяя их управление преданным ему людям.

    Обладая многими человеческими недостатками, Август тем не менее посвятил свою жизнь процветанию Римской империи, сумев стать мудрым и справедливым правителем. Он утверждал, что организовать империю гораздо сложнее, чем завоевать ее, но он блестяще справился с обеими задачами.

    За сорок с лишним лет правления император провел реформы огромной важности, которые оставались в силе три последующих столетия. Не захотев разрушать старые республиканские органы правления, он создал новый класс политиков и аристократии из верных ему людей. При нем появилась новая система провинций и многочисленные муниципалитеты, которые способствовали романизации стран бассейна Средиземного моря.

    Была проведена реформа сухопутных и морских войск, построены новые порты в разных концах огромной империи, призванные защищать ее границы. Наступивший после десятилетия междоусобной войны мир способствовал оживлению торговли, процветанию науки и искусств, а завоевание новых территорий, особенно богатого Египта, значительно пополнило кассы империи. Хотя самой привилегированной провинцией оставалась Италия, где были построены новые дороги, а города украшены новыми зданиями, Август посещал многие другие провинции и помогал им в трудные времена.

    Отвечая лично за распределение ресурсов из касс государства, он делил их справедливо между всеми частями страны, чтобы завоеванные народы видели в правительстве Рима не наказание, а благо.

    Благодаря принятым императором законам в пользу брака и рождения детей за время его правления население Римской империи увеличилось. Он дружил с Меценатом, покровителем художников и поэтов, и именно в это время, не без помощи Вергилия и Горация, начал создаваться миф о Великом Риме.

    Август превратил Рим - столицу огромной империи - в монументальный город. Это позволило ему говорить в конце жизни, что он принял Рим из кирпичей, а оставил его в мраморе.

    Некоторые из построенных при нем величественных памятников до сих пор украшают итальянскую столицу, как, например, Мавзолей Августа, Театр Марцелла или «Ara Pacis» («Алтарь Мира»), воздвигнутый после триумфального возвращения Августа в 13 году до н.э. из умиротворенных Испании и Галлии. Один из его подлинных великолепных барельефов прибыл на выставку из парижского Лувра.

    Император Август, умерший незадолго до своего 77-летия (возраст весьма почтенный по тем временам!), оставил после себя процветающую Империю, насчитывавшую около 55 миллионов человек.

    Он завещал римскому народу 40 миллионов сестерциев, не забыв и покоренные народы, а также щедро наградив служивших ему солдат.

    Император был любим своим народом. Когда его дом на Палатинском холме был разрушен пожаром, люди всех социальных слоев предложили ему свою денежную помощь, из которой, заметим, Август взял лишь самую малую, почти символическую часть. Не каждый правитель может удостоиться этого, как не о каждом историки могут сказать словами Светония: «Это был правитель, наиболее заботившийся о благосостоянии народа».


    Октавиан Август в образе Юпитера


    Октавиан Август, первый римский император

    Император Октавиан Август.Август из Прима-Порта. I век Мрамор. Высота 2,04 м
    Музей Кьярамонти, Ватикан

    Среди самых известных древнеримских скульптур, можно выделить статую императора Августа из Прима-Порты, выставленную в Ватиканском музее.

    Август из Прима-Порта - более чем двухметровая статуя Августа, найденная в 1863 году на вилле Ливии, жены императора Августа. Вилла была обнаружена недалеко от Рима на Фламиниевой дороге в районе Прима-Порта. Виллу в античные времена называли Ad Gallinas Albas. Статуя является копией с бронзового оригинала, изготовленного по заказу Римского сената в 20 году до н. э. Полагают, что статуя, в отличие от большинства сохранившихся изображений Августа, имеет портретное сходство.

    Октавиан Август изображен в момент произнесения речи перед десятью тысячами своих сторонников на Форуме, призывая их начать войну со своим политическим противником Антонием - нарушителем законов и обидчиком законного наследника Цезаря. Это выступление впоследствии оказалось неудачным, его слушатели отказались воевать с верным цезарианцем Антонием, тем более что на тот момент Октавиан был слишком юным и не имел достаточных полномочий для объявления войны.

    Его левая рука аккуратно поддерживала императорскую тогу, а правая была поднята в повелевающем жесте. Хотя исторические данные свидетельствуют, что император Август был небольшого роста и не отличался крепким телосложением, скульптор представил его в лучших традициях древнегреческой пластики, создав образ совершенного атлета. Лишь лицо скульптуры обладает портретным сходством.

    Римские императоры, правившие недостойным образом, изображались мастерами скульптуры в виде жестоких воинов с грубыми чертами лица, лишенными благородства. Со времен существования Римской империи до сегодняшних дней сохранилась самая древняя в европейской скульптуре конная статуя. Она представляет собой могучего гордого коня, всадником которого был император Марк Аврелий, поднявший руку в приветствии.

    ОКТАВИАН АВГУСТ.СЕМЬЯ И ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА,

    В юности Гай Октавий был помолвлен с Сервилией, дочерью Публия Сервилия Ватии Исаврика. Однако в 43 году до н. э. Октавиан порвал помолвку и скрепил заключение второго триумвирата браком с Клодией (Клавдией) Пульхрой, падчерицой Марка Антония, едва достигшей брачного возраста. В 41 году до н. э., после неполных двух лет брака, Октавиан развёлся с ней.

    По словам Светония, «поссорившись со своей тёщей Фульвией, он, не тронув жены, отпустил её девственницей». Второй его женой стала Скрибония, родственница Секста Помпея (см. раздел «Война с Секстом Помпеем. Продление триумвирата»). Их союз не был счастливым и вскоре распался. Расторжение брака было ускорено знакомством Октавиана с Ливией, женой Тиберия Клавдия Нерона.

    Плиний Старший упоминает, что у Октавиана были светлые глаза. Светоний описывает его глаза как светлые и блестящие, а также упоминает, что он начал хуже видеть левым глазом к старости. Не совсем ясен и его цвет волос: тот же автор говорит о слегка вьющихся светлых волосах с золотистым оттенком[комм. , но Эдриан Голдсуорси полагает, что античные авторы могли иметь в виду цвет, близкий к коричневому.

    « С виду он был красив и в любом возрасте сохранял привлекательность, хотя и не старался прихорашиваться. О своих волосах он так мало заботился, что давал причёсывать себя для скорости сразу нескольким цирюльникам. Зубы у него были редкие, мелкие, неровные, брови - сросшиеся, уши - небольшие, нос - с горбинкой и заострённый, цвет кожи - между смуглым и белым.

    Август из Прима-Порта - более чем двухметровая статуя Августа , найденная в 1863 году на вилле Ливии , жены императора Августа. Вилла была обнаружена недалеко от Рима на Фламиниевой дороге в районе Прима-Порта. Виллу в античные времена называли Ad Gallinas Albas . Статуя является копией с бронзового оригинала, изготовленного по заказу римского сената в 20 году до н. э. Полагают, что статуя, в отличие от большинства сохранившихся изображений Августа, имеет портретное сходство. Весьма вероятно, что по античной традиции она была полихромной . В настоящее время изваяние хранится в ватиканском музее Кьярамонти . Октавиан Август изображен в момент произнесения речи перед десятью тысячами своих сторонников на Форуме, призывая их начать войну со своим политическим противником Антонием - нарушителем законов и обидчиком законного наследника Цезаря. Это выступление впоследствии оказалось неудачным, его слушатели отказались воевать с верным цезарианцем Антонием, тем более что на тот момент Октавиан был слишком юным и не имел достаточных полномочий для объявления войны.

    См. также

    Напишите отзыв о статье "Август из Прима-Порта"

    Литература

    На русском

    • Бритова Н. Н., Лосева Н. М, Сидорова Н. А. . - М .: Искусство, 1975. - С. 30-31.

    На немецком

    • Heinz Kähler: Die Augustusstatue von Primaporta . Köln 1959.
    • Erika Simon: Der Augustus von Prima Porta . Bremen, Dorn 1959. (Opus nobile 13)
    • Paul Zanker: Augustus und die Macht der Bilder . München, C. H. Beck 1987, ISBN 3-406-32067-8
    • Kaiser Augustus und die verlorene Republik , Ausstellung Berlin 1988. Mainz, Zabern 1988. S. 386 f. Nr. 215.
    • Erika Simon: Altes und Neues zur Statue des Augustus von Primaporta , in: G. Binder (Hrsg.), Saeculum Augustum , Bd. 3, Darmstadt, WBG 1991, S. 204-233.
    • Dietrich Boschung: Die Bildnisse des Augustus , Gebr. Mann Verlag, Berlin 1993 (Das römische Herrscherbild, Abt. 1, Bd. 2) ISBN 3-7861-1695-4
    • Vinzenz Brinkmann und Raimund Wünsche (Hgg.): Bunte Götter . Die Farbigkeit antiker Skulptur. Eine Ausstellung der Staatlichen Antikensammlungen und Glyptothek München in Zusammenarbeit mit der Ny Carlsberg Glyptotek Kopenhagen und den Vatikanischen Museen, Rom , Staatliche Antikensammlungen und Glyptothek, München 2004 ISBN 3-933200-08-3

    На французском

    • A. Grenier, Le génie romain dans la religion, la pensée et l’art: L’évolution de l’humanité , Albin Michel, 1969.
    • C. Picard, La sculpture antique de Phidias à l’ère byzantine , Manuel de l’histoire de l’art, H. Laurens Editeur, Paris, 1926.
    • Robert Turcan, Rome et ses dieux , Hachette éditions, Collection Vie quotidienne, 1998.

    Ссылки

    • (нем.)

    Отрывок, характеризующий Август из Прима-Порта

    – А кто ё знает, ваше благородие, – неохотно отвечал гусар.
    – По месту должно быть неприятель? – опять повторил Ростов.
    – Може он, а може, и так, – проговорил гусар, – дело ночное. Ну! шали! – крикнул он на свою лошадь, шевелившуюся под ним.
    Лошадь Ростова тоже торопилась, била ногой по мерзлой земле, прислушиваясь к звукам и приглядываясь к огням. Крики голосов всё усиливались и усиливались и слились в общий гул, который могла произвести только несколько тысячная армия. Огни больше и больше распространялись, вероятно, по линии французского лагеря. Ростову уже не хотелось спать. Веселые, торжествующие крики в неприятельской армии возбудительно действовали на него: Vive l"empereur, l"empereur! [Да здравствует император, император!] уже ясно слышалось теперь Ростову.
    – А недалеко, – должно быть, за ручьем? – сказал он стоявшему подле него гусару.
    Гусар только вздохнул, ничего не отвечая, и прокашлялся сердито. По линии гусар послышался топот ехавшего рысью конного, и из ночного тумана вдруг выросла, представляясь громадным слоном, фигура гусарского унтер офицера.
    – Ваше благородие, генералы! – сказал унтер офицер, подъезжая к Ростову.
    Ростов, продолжая оглядываться на огни и крики, поехал с унтер офицером навстречу нескольким верховым, ехавшим по линии. Один был на белой лошади. Князь Багратион с князем Долгоруковым и адъютантами выехали посмотреть на странное явление огней и криков в неприятельской армии. Ростов, подъехав к Багратиону, рапортовал ему и присоединился к адъютантам, прислушиваясь к тому, что говорили генералы.
    – Поверьте, – говорил князь Долгоруков, обращаясь к Багратиону, – что это больше ничего как хитрость: он отступил и в арьергарде велел зажечь огни и шуметь, чтобы обмануть нас.
    – Едва ли, – сказал Багратион, – с вечера я их видел на том бугре; коли ушли, так и оттуда снялись. Г. офицер, – обратился князь Багратион к Ростову, – стоят там еще его фланкёры?
    – С вечера стояли, а теперь не могу знать, ваше сиятельство. Прикажите, я съезжу с гусарами, – сказал Ростов.
    Багратион остановился и, не отвечая, в тумане старался разглядеть лицо Ростова.
    – А что ж, посмотрите, – сказал он, помолчав немного.
    – Слушаю с.
    Ростов дал шпоры лошади, окликнул унтер офицера Федченку и еще двух гусар, приказал им ехать за собою и рысью поехал под гору по направлению к продолжавшимся крикам. Ростову и жутко и весело было ехать одному с тремя гусарами туда, в эту таинственную и опасную туманную даль, где никто не был прежде его. Багратион закричал ему с горы, чтобы он не ездил дальше ручья, но Ростов сделал вид, как будто не слыхал его слов, и, не останавливаясь, ехал дальше и дальше, беспрестанно обманываясь, принимая кусты за деревья и рытвины за людей и беспрестанно объясняя свои обманы. Спустившись рысью под гору, он уже не видал ни наших, ни неприятельских огней, но громче, яснее слышал крики французов. В лощине он увидал перед собой что то вроде реки, но когда он доехал до нее, он узнал проезженную дорогу. Выехав на дорогу, он придержал лошадь в нерешительности: ехать по ней, или пересечь ее и ехать по черному полю в гору. Ехать по светлевшей в тумане дороге было безопаснее, потому что скорее можно было рассмотреть людей. «Пошел за мной», проговорил он, пересек дорогу и стал подниматься галопом на гору, к тому месту, где с вечера стоял французский пикет.

    Статуя Августа из Примы Порты.(Древнеримский скульптурный портрет)

    Неизвестный римский скульптор

    Высота 202 см.

    Последняя четв. I в. до н. э.

    Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, Новое крыло.

    · Более чем двухметровая статуя Августа, найденная в 1863 году на вилле Ливии, жены императора Августа. Вилла была обнаружена недалеко от Рима на Фламиниевой дороге в районе Прима-Порта.

    · Статуя является копией с бронзового оригинала, изготовленного по заказу римского сената в 20 году до н. э. Полагают, что статуя, в отличие от большинства сохранившихся изображений Августа, имеет портретное сходство. Весьма вероятно, что по античной традиции она была полихромной.

    · Облик Августа идеализирован в соответствии с канонами классической красоты.

    · Голова идентифицирует фигуру в качестве Августа, который изображен в позе adlocutio: его правая рука поднята и надетый на нем панцирь предполагает, что он обращается к солдатам. Особенный интерес представляют рельефные украшения на панцире:

    Центральная сцена относится к событию, имевшему место в 20 г. до н. э.: парфянский царь (Фраат IV) возвращает римские военные значки, утраченные Крассом в 53 г. до н. э., легату Августа (Тиберию). Весь космос является свидетелем успеха Августовой политики умиротворения: наверху Целус поднимает свою распростертую мантию, Сол на квадриге и, перед ним, персонификации утренней зари и росы, ниже Теллус, римская богиня Земли; по сторонам Аполлон, держащий лиру, на крылатом грифоне, и Диана, держащая факел, на олене. По сторонам от центральной сцены две сидящие женские фигуры, персонификации провинций (Германия и Далмация). Единственное украшение на задней части панциря - схематическое изображение трофея. Опорная нога поддерживается фигурой амура верхом на дельфине (намек на Венеру, прародительницу рода Юлиев, к которому принадлежал Август). Босые ноги императора соответствуют героизированной трактовке субъекта (положение ног было заимствовано у Дорифора).

    · Подпорку, необходимую для многих мраморных статуй, скульптор сделал в виде Амура, сидящего на дельфине. Амур и дельфин являются символами богини Венеры, от нее вел свое происхождение род Юлиев, к которому принадлежал Август. (Октавиа́н А́вгуст – внучатый племянник Цезаря, усыновлённый им по завещанию).Введение в композицию этих изображений подчеркивало его божественное происхождение.

    · В настоящее время изваяние хранится в ватиканском музее Кьярамонти.

    23. Алтарь Агенобарба. Характеристика произведения.



    Рельефы алтаря Гнея Домиция Агенобарба.

    Жеpтвопpиношение пеpед цензом.

    Моpские божества из свадебного поезда Нептуна и Амфитpиты.

    Свадебный поезд Нептуна и Амфитpиты

    115-100 гг. до н.э.

    Лувр. Париж

    Государственное античное собрание, Мюнхен

    · Долгое вpемя пpедполагалось, что алтаpь, сооpуженный в Риме пеpед хpамом Нептуна, постpоенным цензоpом Гнеем Домицием Агенобаpбом (победителем Домиция Кальвина в сpажении пpи Бpундизии в 42 г. до н.э.), датиpуется 35-32 гг. до н.э. В хpаме, как сообщает Плиний Стаpший, находилась скульптуpная гpуппа, изобpажающая моpских существ, тpитонов и неpеид, pаботы знаменитого гpеческого скульптоpа Скопаса. Пеpед хpамом согласно pимской тpадиции был сооpужен алтаpь, котоpому и пpинадлежали пpедставленные pельефы, обнаpуженные в pуинах постpоенного здесь позднее Палаццо ди Санта Кpоче (Двоpец Святого Кpеста). Тpи pельефа алтаpя попали в Мюнхенскую Глиптотеку, четвеpтый - в Лувp. Немецкий ученый Адольф Фуpтвенглеp отнес мюнхенские и паpижский pельефы к декоpу алтаpя Домиция Агенобаpба.

    · На тpех стоpонах алтаpя пpедставлены сцены с изобpажениями моpских божеств, четвеpтая же укpашена pельефом со сценой жеpтвопpиношения пеpед цензом, тематически и стилистически абсолютно выпадающей из контекста пpедыдущих. В последнее вpемя на основании анализа стиля изобpажений пpедполагается, что памятник относится к более pаннему вpемени, сочетая в себе две pазличные стилистические тенденции.

    · Жертвоприношение перед цензом

    На pельефе, в несколько суховатой и пpоизачески точной манеpе, пpедставлена сцена жеpтвопpиношения пеpед цензом. Цензом называлась запись имущества pимских гpаждан, pезультаты котоpой опpеделяли их участие в войске и пpаво голосования в наpодном собpании. Цензоp ведет запись на покpытых воском табличках, к нему напpавляются гpаждане, дающие показания, пеpед началом ценза совеpшают жеpтвопpиношение богам.

    В центpальной части pельефа изобpажен алтаpь, слева от котоpого в величественной позе, напоминающей статуи бога войны Маpса, стоит полководец, в котоpом pанее видели Домиция Агенобаpба; рядом с ним жpецы и их помощники, игpающие на музыкальных инстpументах. Взоp военачальника обpащен в стоpону пpоцессии жеpтвенных животных - suovetaurilia, пpиносимых обычно в искупительную жеpтву пеpед началом или после окончания военной кампании. Пpедписанный pитуалом поpядок пpинесения животных в жеpтву: вначале свинья, затем овца, наконец - бык, здесь полностью изменен: пеpвым изобpажен бык; веpоятно это сделано ради сохpанения композиционной целостности pельефа. (сp. изобpажение жеpтвенных животных на пpедставленном в зале pельефе с Фоpума Тpаяна). Жеpтвенную цеpемонию в обоих концах pельефа замыкают гpуппы воины.

    · Свадебный поезд Нептуна и Амфитpиты

    Центpальная гpуппа pельефа изобpажает бога моpя Посейдона и его супругу Амфитpиту, сидящих в колеснице, запpяженной тpитоном, мифическим существом, пpотома (пеpедняя часть) котоpого изобpажена в виде головы и туловища юноши, весело тpубящего в pог, посаженного на тело моpского змея. Пpедполагается, что мастеp pельефов с изобpажением моpских божеств и свадебного поезда Посейдона и Амфитpиты если и не был гpеком, то, по кpайне меpе, был достаточно хоpошо знаком с эллинистическими pельефами Гpеции и Малой Азии и, возможно, обучался в одной из гpеческих мастеpских.

    24. Колизней. Общая характеристика.

    · Колизей (от лат. colosseus - громадный, колоссальный) или амфитеатр Флавиев (лат. Amphitheatrum Flavium) - амфитеатр, памятник архитектуры Древнего Рима, наиболее известное и одно из самых грандиозных сооружений древнего мира, сохранившихся до нашего времени (одновременно являлся и цирком, и театром, и стадионом).

    · Строительство самого большого амфитеатра всего античного мира велось на протяжении восьми лет, как коллективное сооружение императоров династии Флавиев

    · Находится в Риме, в ложбине между Эсквилинским, Палатинским и Целиевским холмами.

    · Эллиптический в плане (размеры в главных осях около 1 56Х 188 м) и грандиозный по высоте (48,5 м), он вмещал до 50 тыс. зрителей. В плане сооружение расчленено поперечными и кольцевыми проходами. Между тремя внешними рядами столбов была устроена система главных распределительных галерей. Система лестниц связывала галереи с равномерно расположенными в воронке амфитеатра выходами и наружными входами в здание, устроенными по всему периметру.

    · Конструктивную основу составляют 80 радиально направленных стен и столбов, несущих своды перекрытий. Наружная стена сложена из травертиновых квадров); в верхней части она состоит из двух слоев: внутреннего из бетона и внешнего из травертина. Для облицовочных и прочих декоративных работ широко использовался мрамор и стук.

    · С большим пониманием свойств и работы материала зодчие сочетали различные породы камня и составы бетона. В элементах, испытывающих наибольшие напряжения (в столбах, продольных арках и пр.), применен самый прочный материал.- травертин; радиальные стены из туфа облицованы кирпичом и частично разгружены кирпичными арками; наклонный бетонный свод в целях облегчения веса имеет в качестве заполнителя легкую пемзу. Кирпичные арки различной конструкции пронизывают толщу бетона как в сводах, так и в радиальных стенах. "Каркасная" структура Колизея была функционально целесообразной, обеспечила освещение внутренних галерей, проходов и лестниц, экономна по затрате материалов.

    · Колизей дает также первый известный в истории пример смелого решени я тентовых конструкций в виде периодически устраиваемого покрытия. На стене четвертого яруса сохранились кронштейны, служившие опорами для стержней, к которым с помощью канатов крепился гигантский шелковый тент, защищавший зрителей от палящих лучей солнца.

    · Внешний облик Колизея монументален благодаря огромным размерам и единству пластической разработки стены в виде многоярусной ордернойаркады . Если посмотреть на Колизей снаружи, то можно увидеть, что он состоит как бы из четырех этажей. Три первых этажа на фасаде представляют собой сплошные ряды окон-арок с закругленным верхом. На втором и третьем этажах между арками-окнами располагались скульптуры римских воинов. Таким образом, этот амфитеатр имел 240 арок. Следует заметить, что в 80 арках первого этажа скульптур не было вообще, так как через эти арки зрители проходили внутрь Колизея.

    · Кроме того, между окнами по фасаду на всех трех этажах были установлены колонны с капителями). На первом этаже колонны исполнены в дорическом стиле, на втором - в ионическом, а на третьем - в коринфском стиле.

    25. Колонна Трояна. Общая характеристика.

    · Колонна Траяна - колонна на форуме Траяна в Риме, созданная архитектором Аполлодором Дамасским в 113 году н. э. в честь побед Траяна над даками.

    · Выполнена из 20 блоков карарского мрамора, имеет высоту 38 м (вместе с пьедесталом) и диаметр 4 м. Внутри колонна полая: в ней находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к площадке на капители. Весит монумент около 40 тонн. Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии. Изначально была увенчана орлом, позже статуей Траяна. В 1588 вместо неё Сикст V установил статую апостола Петра, которая и находится на колонне по сей день.

    · В основании колонны расположена дверь, ведущая в залу, где помещались золотые урны с прахом Траяна и его супруги Помпеи Плотины.

    · Рельеф повествует о двух войнах Траяна с даками (101-102 и 105-106 годов). Секции, посвящённые войнам, разделены изображением фигуры крылатой Победы, пишущей на щите, окружённом трофеями, имя победителя. Изображаются в основном действия римской армии: передвижение, постройка укреплений, переправы через реки, сражения. Всего на колонне около 2 500 человеческих фигур. Траян появляется на ней 59 раз. Помимо Победы в рельефе присутствуют и иные аллегорические фигуры: Дунай в образе величественного старца, Ночь - женщина с закрытым покрывалом лицом, и др.

    · Отдельные фигуры переданы весьма реалистично, так что рельеф колонны служит ценным источником для изучения оружия, доспехов, костюмов - как римлян, так и даков того времени. Перспективой же скульпторы сознательно пожертвовали для достижения большей информативности. Детали пейзажа, крепостные стены даны вне масштаба. Близкие и дальние человеческие фигуры имеют одинаковую четкость и размеры и расположены одна над другой.

    26.Панеон. Общая характеристика

    · Пантео́н (др.-греч. πάνθειον - храм или место, посвящённое всем богам, от др.-греч. πάντες - все и θεός - бог) - «храм всех богов» в Риме,

    памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима, построенный в 126 году н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, выстроенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой.

    · Латинская надпись на фронтоне гласит: «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT», что в переводе звучит как: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это». Представляет собой большое инженерное достижение античности. Располагается на площади Пьяцца-делла-Ротонда (Piazza della Rotonda).

    · Кирпично-бетонная ротонда Пантеона перекрыта полусферическим куполом (диаметр свыше 43 м). Купол состоит из окружностей, которые легко прочитываются благодаря кессонированному потолку. Купол со стенами образует единую оболочку, содержащую внутри всё пространство, соответствующее внутреннему объёму цилиндра и половине сферы. Предполагают, что в древности поверхность купола украшали розетки или звезды, однако документальных подтверждений этому нет. К основному объему храма примыкают ниши, отделенные от центрального зала коринфскими колоннами. Кольцевой аттик отделяет колоннаду от внутренней поверхности купола, на которой расположены пять рядов квадратных кессонов. Через круглое отверстие в своде диаметром 9 метров в храм проникает дневной свет.

    · Изнутри Пантеон отделан охристо-коричневыми полихромными мраморами с редким введением белого мрамора. Внутренняя отделка Пантеона хорошо сохранилась - во многом благодаря тому, что на протяжении своего существования здание не закрывалось и продолжало выполнять функции храма.

    · В Пантеоне погребены некоторые известные люди Италии, в частности, Рафаэль и короли Виктор Эммануил II и Умберто I.

    · Одна из особенностей Пантеона - отверстие в крыше. В полдень через него проникает наиболее сильный световой столб (ориентация на юг). Свет очень ощутим, он «не растекается», а остаётся в форме гигантского светового луча и становится почти осязаемым.

    27.Характеристика конного памятника Марка Аврелия

    Конная статуя Марка Аврелия.

    Бронза. 160-170-е гг.

    Рим, Капитолийские музеи.

    · Бронзовая древнеримская статуя, которая находится в Риме в Палаццо Нуово Капитолийских музеев.

    · Первоначально она была установлена на склоне Капитолия напротив Римского форума. В XII веке ее перенесли на площадь Латерана. В 1538 году Микеланджело поместил ее на Капитолии.

    · Статуя очень проста по замыслу и композиции. Монументальный характер произведения и жест оратора, которым император обращается к войску, говорит о том, что это триумфальный памятник, воздвигнутый по случаю победы*. Вместе с тем Марк Аврелий изображен как философ-мыслитель. На нем туника, короткий плащ, на обнаженных ногах - сандалии.

    · Лицо Марка Аврелия, несомненно, индивидуальное, с немного выступающими скулами и выпуклыми глазами, несколько идеализировано. Густые вьющиеся волосы и довольно длинная борода даны глубоко врезанными, крупными завитками. Голова слегка наклонена вперед, губы плотно сжаты. Глаза, как и на других портретах, полуприкрыты верхними веками.

    · Под поднятым копытом коня прежде находилась скульптура связанного варвара.

    · В два раза превышает натуральную величину.

    28. Арка Тита. Характеристика памятника.

    Страна - Италия

    Город - Рим

    Дата постройки - 81 год

    · Триумфальная арка Тита (итал. Arco di Tito) - однопролётная арка, расположенная на древней Священной дороге (Via Sacra) к юго-востоку от Римского форума. Построена Домицианом вскоре после смерти Тита в 81 году н. э. в память о взятии Иерусалима в 70 году н. э.

    · Послужила моделью для многих триумфальных арок Нового времени.

    · Существовала также другая, трёхпролётная арка Тита, воздвигнутая Сенатом в 81 году н. э. в восточной оконечности ипподрома Циркус Максимус.

    · Высота монумента составляет 15,4 м, ширина 13,5 м, глубина пролёта 4,75 м, ширина пролёта - 5,33 м. Выстроен из пентельского мрамора, добываемого в Аттике.

    · Полуколонны, которыми декорирована арка, являются первым известным примером композитного ордера. В углах возле пролёта арки высечены четыре крылатых Виктории. Внутри пролёта находятся два барельефа: шествие с трофеями, захваченными в Иерусалиме (особенно выделяется менора), и император Тит, управляющий квадригой. Статуя Тита на квадриге также находилась на вершине арки, однако до наших дней не сохранилась. На софите находится барельеф с изображением апофеоза (обретения божественной сущности) императора.

    · Героем для постройки арки стал император Тит. В ходе Иудейской войны 66-70 годов ему удалось захватить Иерусалим. Правда, строительство было завершено после смерти императора в 81 году при Домициане. Находясь на возвышенности, ее белый облик отлично сочетается с цветом неба. Интересно подобраны и просмотры через арку - с одной стороны виден Колизей, с другой стороны открывается вид на Римский форум.

    · В средние века часть триумфальной арки императора Тита в Риме подвергается разрушению. Реставрацию монумента по инициативе папы Пия VII провели в 1821 году. Новая часть арки была достроена уже не из мрамора, а из травертина. Также реставрация дополнила арку еще одной надписью, подтверждающей проведение работ Пием VII.

    29.Колонна Адриана. Характеристика произведения.

    30.Арка Константина. Характеристика произведения.

    Страна: Италия

    Город: Рим

    Строительство: 312-315 годы

    · Триумфальная арка Константина (лат. Arcus Constantini, итал. Arco di Costantino) - трёхпролётная арка, расположенная в Риме между Колизеем и Палатином на древней Via Triumphalis.

    · Построена в 315 году и посвящена победе Константина над Максенцием в битве у Мильвийского моста 28 октября 312 года.

    · Является позднейшей из сохранившихся римских триумфальных арок, использует элементы декора, снятые с более древних монументов (сполии).

    · Это единственная в Риме арка, построенная в честь победы не над внешним врагом, а в гражданской войне.

    · Арка имеет высоту 21 м, ширину 25,7 м и глубину 7,4 м. Центральный пролёт 11,5 м высотой и 6,5 шириной, боковые: по 7,4 м и 3,4 м.

    · Основная часть монумента выполнена из мраморных блоков, аттик кирпичный, облицованный мрамором.

    Декор

    Предложено три объяснения, почему для декорирования арки использовались снятые с других сооружений элементы:

    1. Искусство Римской империи IV века н. э. находилось в состоянии упадка, навыки, необходимые для создания триумфальной арки, достойно смотревшейся бы в одном ряду со старыми, были утрачены. Эта версия была наиболее популярной некоторое время назад, однако сейчас происходит признание своеобразия искусства поздней Античности и его высокой ценности, в связи с чем данная точка зрения теряет позиции.

    2. Создатели монумента были поставлены в узкие временные рамки: начало работ относится не ранее чем к концу 312 года, а завершение - к лету 315.

    3. Использование элементов декора времён Траяна, Адриана и Марка Аврелия имело символическое значение: таким образом Константин вводился в круг «хороших императоров».

    Аттик (декоративная стенка, возведённая над венчающим сооружение карнизом)

    · На аттике попарно расположены 8 барельефов, снятые с неизвестного памятника эпохи Марка Аврелия (161-180), вероятно триумфального монумента в честь войны с сарматами (169-175).

    · По северной стороне слева направо изображаются: возвращение императора в Рим из военного похода, император покидает город и приветствуется персонифицированной Via Flaminia, император раздаёт деньги народу, император допрашивает пленного германца.

    · По южной стороне (также слева направо): перед императором предстаёт германский вождь, другие пленники, император обращается к войскам, император приносит в жертву богам свинью, овцу и быка. На барельефе с раздачей денег народу остались следы удалённой фигуры сына Марка Аврелия Коммода.

    · На вершине каждой колонны находятся фигуры даков(группа фракийских племён. Центральная область расселения даков располагалась севернее нижнего течения Дуная (на территории современной Румынии и Молдавии), взятые, вероятно с форума Траяна. Оттуда же, либо из казарм императорской конной гвардии, происходят барельефы с боковых стен аттика арки и из центрального пролёта, изображающие празднование победы над даками.

    Основная часть

    · 8 коринфских колонн (по 4 с каждой стороны) выполнены из нумидийского жёлтого мрамора.

    · Основания колонн украшают рельефы с изображением Виктории (лицевая сторона), римских солдат и пленных варваров (боковые стороны), Виктория изображена также в пазухах свода главного пролёта. Все эти рельефы относятся ко времени Константина.

    · Над боковыми арками расположены пары медальонов 2-метрового диаметра эпохи Адриана.

    По северной стороне слева направо на них изображаются: охота на вепря, принесение жертвы Аполлону, охота на льва, принесение жертвы Геркулесу,

    по южной (также слева направо): выезд на охоту, принесение жертвы Сильване, охота на медведя, принесение жертвы Диане. Головы Адриана заменены в сценах охоты на северной стороне на Константина, в сценах жертвоприношений: на Лициния и Констанция Хлора; на южной стороне наоборот.

    С боковых сторон арки на аналогичных медальонах уже времени Константина изображены божества Солнца (с восточной стороны) и Луны (с западной) на колесницах.

    · При Константине также был создан рельефный фриз(декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения ), иллюстрирующий поход Константина против Максенция. Повествование начинается с восточной стороны отбытием из Милана, продолжается на южной сценами из военной кампании. На западной стороне помещён въезд Константина в Рим, на северной - выступления перед народом и раздачи денег.

    «История искусства стран Западной Европы средних веков»

    1.Особенности развития раннехристианского искусства.

    Основные типы храмов раннехристианского искусства.

    Система декорирования храмов.

    Раннехристианское искусство - период искусства в истории, от возникновения христианства и признания христианства государственной религией Константином I Великим в Римской империи (в 313 году) до формирования византийского искусства в VI-VII веках.

    В 323 г. н. э. Константин Великий принял судьбоносное решение, последствия которого ощущаются по сей день - он повелел перенести столицу империи в греческий город Византии, известный после этого как Константинополь (ныне Стамбул).

    Император предпринял такой шаг осознавая рост стратегического и экономического значения восточных провинций. Перенос столицы был также связан с тем, что отныне основанием и краеугольным камнем империи должно было стать христианство.

    Константин едва ли смог бы предвидеть, что такое изменение местопребывания императора приведет к расколу всего государства . Однако не прошло и ста лет, как раздел империи стал свершившимся фактом, хотя императоры, правившие в Константинополе, не спешили расстаться с притязаниями на западные провинции. Последние, управляемые императорами Западной Римской империи, вскоре были захвачены вторгшимися германскими племенами. К концу VI в. на ее территории исчезли последние остатки власти римлян. Восточная империя, впоследствии получившая название Византийской, выдержала удары варваров, а при императоре Юстиниане (527-565) стала опять могущественной и стабильной.

    Раздел империи вскоре повлек за собой и религиозный раскол. Во времена Константина римский епископ, или, как его называли римский папа, был общепризнанным главой всех христиан; влияние его кафедры было следствием авторитета ее основателя, Св. апостола Петра. Однако различия между восточным и западным христианством постепенно накапливались, углублялись, а когда возникли расхождения в доктрине, то разрыв между католицизмом и православием, возглавляемый римским папой и константинопольским патриархом, стал неизбежен. Разногласия являлись действительно глубокими.

    Католическая церковь к тому времени была независима от какой бы то ни было государственной власти; в соответствии со своей идеологией всемирной церкви она превратилась в наднациональный институт.Православная же церковь основывалась на союзе светской и духовной властей, представляемых императором и патриархом, причем первый назначал второго. Здесь видно продолжение имевшей место еще в Древнем Египте и на Ближнем Востоке традиции сакральной царской власти, но в христианской адаптации. Византийские императоры в отличие от своих предшественников-язычников не могли притязать на статус богов, но они приняли на себя роль главы как церкви, так и государства.

    Термин «раннехристианское искусство» строго говоря относится не к определенному стилю, а к любому произведению искусства в области христианской культуры, созданному до разделения церквей, или, примерно, к первым пяти векам нашей эры.

    Термин «византийское искусство», с другой стороны, обозначает не только искусство восточной части Римской империи, но и специфический стиль. Поскольку этот стиль вырос из определенных тенденций, возникновение которых можно отнести к правлению Константина и даже более раннему времени, то очевидно, что четких различий между раннехристианским и византийскимискусством не существует . Так, правление Юстиниана называют первым «золотым веком» византийского искусства. Однако, созданные на средства казны памятники, особенно находящиеся в Италии, можно рассматривать в зависимости от точки зрения как раннехристианские, либо как византийские.

    Пройдет немного времени, и политико-религиозные расхождения между Востоком и Западом породят также художественные различия. В Западной Европе кельтские и германские народы выступят в роли наследников позднеантичной цивилизации, частью которой является раннехристианское искусство, и трансформируют его в искусство средневековое. Напротив, Восток не испытает подобного перелома. В Византии поздняя античность проживет еще долгую жизнь, только греческие и восточные элементы выступят на передний план за счет уменьшения значения собственно римского наследия. Поэтому византийская цивилизация так никогда и не станет в полном смысле средневековой.

    Вплоть до правления Константина Великого мало что можно с уверенностью сказать о христианском искусстве. Единственным достаточно полным источником соответствующих сведений служат росписи римских катакомб, где находятся захоронения ранних христиан. Но это, по-видимому, лишь одна из существовавших в то время разновидностей христианского искусства. Тогда Рим еще не был главным центром христианства. В больших городах Северной Африки и Ближнего Востока, таких как Александрия и Антиохия, существовали более старые и многочисленные христианские общины. Возможно, там христианское искусство развивалось в русле иных художественных традиций, но от него мало что сохранилось. Если нехватка материалов по восточным провинциям Римской империи мешает проследить тенденции развития христианского искусства в раннюю пору его существования, то сохранившаяся катакомбная живопись достаточно полно рассказывает нам о духовной жизни создавших ее общин.