Зимний дворец история кратко. История Зимнего дворца

Откуда появилась традиция делить дома монарших особ на зимние и летние? Корни этого явления можно найти еще во временах Московского царства. Именно тогда цари впервые стали покидать на лето стены Кремля и отправляться дышать воздухом в Измайловское или Коломенское. Эту традицию Петр I перенес и в новую столицу. Зимний дворец императора стоял на том месте, где находится современное здание, а Летний дворец можно найти в Летнем саду. Он был построен под руководством Трезини и представляет собой, по сути, небольшой двухэтажный дом в 14 комнат.

Источник: wikipedia.org

От домика до дворца

История создания Зимнего дворца ни для кого не секрет: императрица Елизавета Петровна, большая любительница роскоши, в 1752 году приказала архитектору Растрелли возвести для себя самый красивый дворец в России. Но построен он был не на пустом месте: до этого на территории, где сейчас находится Эрмитажный театр, стоял маленький зимний дворец Петра I. На смену домику Великого пришел деревянный дворец Анны Иоанновны, который строился под руководством Трезини. Но здание выходило недостаточно роскошное, так что императрица, вернувшая Петербургу статус столицы, выбрала нового архитектора — Растрелли. Это был Растрелли-старший, отец знаменитого Франческо Бартоломео. Почти на 20 лет новый дворец стал резиденцией императорской семьи. А затем появился тот самый Зимний, который мы знаем сегодня — четвертый по счету.


Источник: wikipedia.org

Самое высокое здание Петербурга

Когда Елизавета Петровна пожелала построить новый дворец, архитектор в целях экономии планировал использовать для основы предыдущее здание. Но императрица требовала увеличить высоту дворца с 14 до 22 двух метров. Растрелли несколько раз переделывал проект здания, а переносить место стройки Елизавета не хотела, так что архитектору пришлось просто снести старый дворец и на его месте возвести новый. Лишь в 1754 году императрица утвердила проект.

Интересно, что долгое время Зимний дворец оставался самым высоким зданием в Петербурге. В 1762 году даже вышел указ, запрещавший строить в столице здания выше императорской резиденции. Именно из-за этого указа компании «Зингер» в начале XX века пришлось отказаться от своей задумки построить для себя на Невском проспекте небоскреб, как в Нью-Йорке. В итоге над шестью этажами с мансардой построили башню и украсили ее глобусом, создающим впечатление высотности.

Елизаветинское барокко

Дворец построен в стиле так называемого елизаветинского барокко. Он представляет собой четырехугольник с большим внутренним двором. Здание украшено колоннами, наличниками, а балюстрада кровли уставлена десятками роскошных ваз и статуй. Но здание несколько раз перестраивалось, над внутренним убранством в конце XVIII века работали Кваренги, Монферран, Росси, а после печально известного пожара 1837 — Стасов и Брюллов, так что элементы барокко сохранились далеко не везде. Детали пышного стиля остались в интерьере знаменитой парадной Иорданской лестницы. Свое название она получила от Иорданского проезда, находившегося рядом. Через него в праздник Крещения Господня императорская семья и высшее духовенство выходило к проруби в Неве. Такую церемонию традиционно называли «ходом на Иордан». Барочные детали сохранились также в украшении Большой церкви. Но церковь была разорена, и сейчас о ее назначении напоминает только большой плафон работы Фонтебассо с изображением Воскресения Христова.


Источник: wikipedia.org

В 1762-м на престол взошла Екатерина II, которой пришелся не по душе помпезный стиль Растрелли. Архитектора отправили в отставку, и отделкой интерьеров занялись новые мастера. Они уничтожили Тронный зал и возвели новую Невскую анфиладу. Под руководством Кваренги был создан Георгиевский, или Большой тронный зал. Для него пришлось сделать небольшую пристройку к восточному фасаду дворца. В конце XIX века появились Красный будуар, Золотая гостиная и библиотека Николая II.

Тяжелые дни Революции

В первые дни Революции 1917 года огромное количество сокровищ Зимнего дворца похитили матросы и рабочие. Лишь через несколько дней Советское правительство догадалось взять здание под охрану. Через год дворец отдали под музей Революции, так что часть интерьеров перестроили. Например, была уничтожена Романовская галерея, где находились портреты всех императоров и членов их семей, а в Николаевском зале и вовсе стали показывать кино. В 1922 часть здания отошла Эрмитажу, и лишь к 1946-му весь Зимней дворец вошел в состав музея.

Во время Великой Отечественной войны здание дворца пострадало от авианалетов и артобстрелов. С началом войны большую часть экспонатов, выставленных в Зимнем, отправили на хранение в Ипатьевский особняк, тот самый, где была расстреляна семья императора Николая II. В Эрмитажных бомбоубежищах жили около 2000 человек. Они изо всех сил старались сохранить оставшиеся в стенах дворца экспонаты. Иногда им приходилось вылавливать фарфор и люстры, плавающие в затопленных подвалах.

Пушистые охранники

Не только вода угрожала испортить предметы искусства, но и прожорливые крысы. Впервые усатую армию для Зимнего дворца прислали из Казани в 1745-м. Екатерина II кошек не любила, но полосатых защитников оставила при дворе в статусе «охранников картинных галерей». Во времена блокады все кошки в городе погибли, из-за чего крысы расплодились и принялись портить интерьеры дворца. После войны в Эрмитаж привезли 5 тысяч котов, которые быстро расправились с хвостатыми вредителями.


Санкт-Петербург – северный город, он привык удивлять своей роскошью, амбициозностью и своеобразием. Зимний дворец в Петербурге – это лишь одна из достопримечательностей, которая является бесценным шедевром архитектуры прошлых столетий.

Зимний дворец – обитель правящей верхушки государства. Более ста лет императорские семьи проживали зимой в этом здании, которое отличается уникальной архитектурой. Данная постройка является частью музейного комплекса Государственного Эрмитажа.

История Зимнего дворца в Санкт-Петербурге

Возведение происходило под руководством Петра I. Первым сооружением, возведенным для императора, был дом из двух этажей, покрытый черепицей, вход в него венчали высокие ступеньки.

Город становился больше, разрастался новыми постройками, и первый Зимний дворец смотрелся более чем скромно. По приказу Петра l рядом с предыдущим дворцом был построен еще один. Он был немного больше первого, но его отличительной чертой стал материал – камень. Примечательно, что именно эта обитель стала последней для императора, здесь в 1725 году он скончался. Сразу же после кончины царя талантливый архитектор Д. Трезини провел восстановительные работы.

Увидел свет еще один дворец, который принадлежал императрице Анне Иоанновне. Она была недовольна тем, что поместье генерала Апраксина выглядит эффектнее царского. Тогда талантливый и смекалистый автор проекта Ф. Растрелли добавил длинный корпус, который был назван “Четвертым Зимним дворцом в Санкт-Петербурге”.

На этот раз архитектор был озадачен проектом новой резиденции в максимально сжатые сроки – два года. Желание Елизаветы не могло быть выполнено настолько быстро, поэтому Растрелли, который готов был взяться за работу, несколько раз просил о продлении срока.

Над строительством сооружения трудились тысячи крепостных, ремесленников, художников, литейщиков. Проект такого размаха не выдвигался на рассмотрение ранее. Крепостные, которые трудились с раннего утра до позднего вечера, жили вокруг постройки в переносных шалашах, только некоторым из них разрешалось переночевать под крышей помещения.

Продавцы близлежащих лавок поймали волну ажиотажа вокруг строительства, поэтому значительно подняли цены на продукты. Случалось так, что стоимость еды вычитали из жалования рабочего, поэтому крепостной не только не зарабатывал, но еще и оставался в долгу у работодателя. Жестоко и цинично, на сломанных судьбах простых рабочих, строился новый «дом» для царей.

Когда строительство было окончено, то Санкт-Петербург получил архитектурный шедевр, который поражал своим размером и роскошью. Зимний дворец имел два выхода, один из которых был обращен к Неве, а с другого была видна площадь. Первый этаж занимали хозяйственные помещения, выше были парадные залы, ворота зимнего сада, третий и последний этаж был для слуг.

Приглянулась постройка Петру III, который в благодарность за неимоверный архитектурный талант решил присвоить Растрелли звание генерал-майора. Карьера великого архитектора закончилась трагично с приходом на престол Екатерины II.

Пожар во дворце

Страшное несчастье случилось в 1837 году, когда из-за неисправности печной трубы во дворце начался пожар. Усилиями двух рот пожарных пытались купировать огонь внутри, закладывая дверные и оконные проемы кирпичами, однако на протяжении тридцати часов остановить злые языки пламени так и не удалось. Когда пожар закончился, от прежнего здания остались только своды, стены и орнаменты первого этажа – огонь уничтожил все.

Работы по восстановлению начались сразу же и были закончены только через три года. Так как с первой постройки чертежи практически не сохранились, реставраторам пришлось экспериментировать и придавать ему новый стиль. Как итог, появилась так называемая «седьмая версия» дворца в бело-зеленых тонах, с многочисленными колонами и позолотой.

С новым обликом дворца в его стены пришла цивилизация в виде электрификации. На втором этаже была построена электростанция, которая полностью обеспечивала потребности в электричестве и на протяжении пятнадцати лет она считалась самой большой во всей Европе.

Множество происшествий выпало на долю Зимнего дворца за время его существования: пожар, штурм и взятие 1917 года, покушение на жизнь Александра II, заседания Временного правительства, бомбардировки времен ВОВ.

Зимний дворец в 2017 году: его описание

Почти на протяжении двух столетий замок являлся главной резиденцией императоров, только 1917 год принес ему звание музея. Среди экспозиций музея находятся коллекции Востока и Евразии, образцы живописи и декоративно-прикладного искусства, скульптуры, представленные в многочисленных залах и апартаментах. Туристы могут полюбоваться:

  • Георгиевским залом.
  • Будуаром.
  • Золотой гостиной.
  • Малахитовой гостиной.
  • Концертным залом.

Эксклюзивно о дворце

По богатству экспонатов и внутренней отделке Зимний дворец ни с чем несравним в СПб. Есть у постройки своя уникальная история и секреты, которыми он не перестает удивлять своих гостей:

  • Эрмитаж необъятный, как земли страны, где главенствовал император: 1084 комнаты, 1945 окон.
  • Когда владения были на завершающей стадии, главная площадь была завалена строительным мусором, на уборку которого ушли бы недели. Царь сказал людям, что они могут взять с площади любой предмет абсолютно бесплатно, и спустя некоторое время площадь свободна от ненужных предметов.
  • Зимний дворец в Санкт-Петербурге имел разную цветовую гамму: он был даже красным в годы войны с немецкими захватчиками, а свой сегодняшний бледно-зеленый цвет он приобрел в 1946 году.


Памятка для туриста

Посетить дворец предлагают многочисленные экскурсии. Музей открыт ежедневно, кроме понедельника, часы работы: с 10:00 до 18:00. Цены на билеты можно уточнить у своего туроператора или в кассах музея. Их лучше приобрести заранее. Адрес, по которому находится музей: Дворцовая набережная, 32.

Зимний дворец - легендарное здание, которое раньше выполняло миссию дома российских правителей. Построен Зимний дворец в Санкт-Петербурге в середине 18 столетия. Основную коллекцию исторического Государственного Эрмитажа расположили в помещение дворца в 20 веке.

Здание 1,5 столетия выполняло роль официальной зимней резиденции для государственных монархов, только во времена правления Николая II император перенес ее в Александровский дворец в Царском Селе.

Зимний дворец вместе с Дворцовой площадью красиво сочетаются в архитектурном ансамбле и являются украшением Санкт-Петербурга. Ежегодно тысячи путешественников со всего света посещают историческое сооружение.

История дворца

На протяжении 18 столетия на этом месте было воздвигнуто 5 Зимних дворцов.

1. Свадебные палаты Петра Великого

В начале 18 столетия были построены свадебные палаты для Петра I. Это здание глава города подарил царю в честь бракосочетания.

2. Зимний дворец Петра I

Приказ на строительство нового Зимнего дворца царь поручил архитектору Георгу Маттарнови в 1716 году. При строительстве здания на 50 метров к реке пришлось передвинуть Дворцовую набережную. Император через 4 года обосновался в сооружении, а в 1725 году скончался.

3. Зимний дворец Анны Иоанновны

Статус столицы вернула Санкт-Петербургу императрица Анна Иоанновна. Она решает обосноваться в Зимнем дворце и придает ему статус официальной резиденции. Однако конструкция не соответствовала потребностям государыни, и она приказывает переоборудовать сооружение. За строительство берется Ф. Б. Растрелли в 1731 году.

Государыня переехала в новое здание на постоянное жительство спустя 4 года. Здание состояло из четырех этажей, на которых располагалось около 70 парадных залов, примерно сто спальных комнат, служебные и караульные помещения, и собственный театр.

Елизавета Петровна садиться на престол после кончины Анны Иоанновны. Она хочет еще более шикарную конструкцию, чем ее предшественница и приказывает отделить комнаты, примыкающие с юга к Световой галерее.

В середине 18 столетия государыня поручает Ф. Б. Растрелли расширить сооружение. Архитектор строит новые помещения в унисон существующему. Через год после этого императрица приказывает изменить здание по высоте в сторону увеличения. Растрелли приходиться преобразовывать свои чертежи, и он советует государыне строить здание на другом пространстве города. Но она отказывается перемещать здание. Это привело к тому, что в 1754 году подписывается приказ на воздвижение здания дворца на прежнем участке.

4. Четвёртый (временный) Зимний дворец

Его сотворил Растрелли в 1755 году. Через семь лет здание разобрали.

5. Пятый (существующий) Зимний дворец

Действующий Зимний дворец возводился с 1754 по 1762 год. Правительница снимает с должности архитектора Растрелли, и строительством занимаются уже другие архитекторы во главе с Бецким. В постройке располагалось более 1500 комнат. Государыня скончалась раньше, чем закончилось строительство. Здание сдавали в эксплуатацию уже Петру III. Сооружение обошлось в более чем 2,6 миллиона рублей.

В стенах дворца Екатерина II приказывает соорудить для своего любовника графа Орлова комнату.

Императрице из Германии в счет погашения задолженности князю В. Д. Долгорукову вручили более 300 дорогих полотен. Эти картины стали истоком коллекции Эрмитажа.

В 1783 году императрица издает указ о разрушении дворцового театра.

Много происшествий повидал Зимний дворец в Санкт-Петербурге с тех времен. Он пережил страшный пожар, в результате которого пришлось восстанавливать весь интерьер и статуи на кровле здания. Видел покушение на императора Александра II. Стал местом проведения шикарных костюмированных балов. В нем располагался госпиталь, Временное правительство. Пережил тяжелый штурм в революционные годы. Центр культурного наследия Санкт-Петербурга располагался во дворце. В тяжелые годы ВОВ служил бомбоубежищем для более двух тысяч граждан. Очень сильно повредили здание военные бомбардировки – реставрация сооружения длилась многие десятилетия после войны.

Сегодня Зимний дворец представляет собой шикарную конструкцию и имеет конфигурацию прямоугольника со сторонами 137 на 106 метров. Высота здания 23,5 метра. Дворец отлично расположился на территории города, и придает ему художественно-композиционный колорит.

Туризм

В настоящее время Зимний дворец Санкт-Петербурга выполняет роль историко-культурного и художественного сооружения. Ежегодно полюбоваться его красотами приезжают более 500 тысяч иностранцев и около 2 миллионов россиян.

Дворец в искусстве

Не малую роль сыграл Зимний дворец в искусстве. Его величие раскрывается в кинолентах «Русский ковчег», «Распутин», «Октябрь» и др. В легендарной стратегии «Red Alert 3» один из эпизодов нужно выполнять в моделированном Зимнем дворце.

Любопытные мелочи о петербургском Зимнем дворце

  1. В стенах Государственного Эрмитажа живут более 50 котов. Их миссия была заложена еще Петром I, когда он из Европы привез кота для отлова грызунов в Зимнем дворце, а дочь императора приобрела еще 30 представителей мышеловов. Для котов Эрмитажа создан уникальный запас денежных средств. Каждый год для котов организуют праздничный пир со всевозможными кошачьими лакомствами. Праздник проходит 1 апреля и называется День мартовского кота.
  2. Николаем I был издан любопытный государственный указ, в котором указано, что максимальная высота жилых сооружений в городе не должна превосходить 11 саженей (23,47 м). Это привело к тому, что Зимний дворец получился выше частных домов, хотя в указе о нем ничего не говорилось.

Это грандиозное здание, расположенное в Санкт-Петербурге, как и все архитектурные творения города, отличается своей изысканностью соединенной с пышностью, помпезностью. Зимний дворец Санкт-Петербург служит центром искусства и туризма Российской Федерации, ее великой достопримечательностью. Это сооружение имеет многовековую, загадочную историю, окутанную легендами и мифами. Пышность дворца очаровывает и заставляет перенестись в далекие времена императоров, балов и светской жизни того времени. Архитектурные решения, примененные при строительстве, поражают своим великолепием. Конструкция прошла ряд изменений, она перевоплощалась несколько раз и пришла в своем окончательном облике в наше время. Расположено данное творение на Дворцовой площади, соединившись с ней в единое целое и воссоздав грандиозный ландшафт.

Зимний дворец: описание здания

Стиль, в котором выполнено здание – елизаветинское барокко. С периода советских времен в этом помещении размещается основная экспозиция Государственного Эрмитажа. Зимний дворец всю свою историю был резиденцией российских императоров.

Многие туристы на память создали зимнего дворца фото. Эта необычайная красота завораживает. Дворец шикарен как снаружи, так и внутри. Далее об этом поподробнее.

История грандиозного дворца

Еще в далеком 1712 году при правлении Петра І, земельные участки запрещалось отдавать в распоряжение простым людям. Такие земельне зоны предназначались для моряков высшего класса. Петр взял для себя этот участок.

Сначала был построен деревянный, обычный дом. Ближе к холодам перед фасадом дома прорили канавку, которую назвали Зимней. Вот откуда и пошло в дальнейшем название дворца.

Спустя годы Петр назначал многих известных архитекторов к работе над реконструкцией, улучшением дома. Так, из деревинного он превратился в каменный дворец.

В 1735 году за дело принялся именитый архитектор Франческо Растрелли. Он предложил Анне Иоановне, которая была при власти, викупить близлежащие земельные участки с домами и провести тотальную реконструкцию. Так был построен нынешний Зимний дворец, который через некоторое время приобрел несколько иной вид.

С приходом к власти Елизаветы Петровны, Зимний дворец стал другим, тем, который могут лицезреть современники. По ее мнению дворец не отвечал требованиям, которые необходимы для резиденции императрицы. Растрелли создал новый проект.

Великий архитектор за небольшой промежуток времени сделал свое творение по-настоящему великолепным. Были задействованы лучшие мастера, 4 тысячи рабочих. Франческо Растрелли индивидуально проработал каждую деталь дворца, которые не были похожи друг на друга.

Архитектура дворца

Архитектура Зимнего дворца поражает своей многогранностью. Высота здания подчеркнута двухъярусными колоннами. Стиль барокко сам по себе является примером пышности и богатства.

Это сооружение имеет 3 этажа, внутренний двор, в плане форму каре, состоящую из 4 флигелей. Фасады дворца обращены к реке Неве, Дворцовой площади и Адмиралтейству.

Фасады отделаны очень изысканно, главный – прорезан аркой. Торжественность и великолепие создают необычные архитектурны решения Растрелли: выступы ризалитов, неравномерное распределение колон, разнообразная компоновка фасадов, акценты на ступенчатых углах здания.

Зимний дворец состоит из 1084 различных комнат, имеющих в общей сложности 1945 окон. Предусмотрено 117 лестниц. Для мировой практики того времени это здание было необычным тем, что в стротельстве было применено огромное количество металла.

Колористика дворца такова, что соответствует песчаным оттенкам. Такой ход задумал архитектор Растрелли. Местные власти после всяческого выбора цветовых решений пришли к выводу, что нужно воссоздать ту цветовую гамму, которая была продумана и выполнена Растрелли.

Зимний дворец изнутри

К сожалению, того оригинального великолепия, созданного великим архитектором, в современное время нет. Причиной тому послужил пожар 1837 года. Смогли сохраниться только несущие стены и полуколонны на первом этаже, в отличии от отделки всех залов.

Зимний дворец имеет следующие залы:

  • Фельдмаршальский зал (его украшают портреты 6 фельдмаршалов, по традиции 7-я ниша пустует);
  • Иорданская галерея (выполнена в стиле русского барокко, название получила в честь крестного хода из Большой церкви Зимнего дворца через это помещение);
  • Петровский/Малый тронный зал (посвящен памяти Петра I);
  • Гербовый зал (после пожара восстановлен В.П. Стасовым в стиле русского позднего классицизма, предназначен был для приемов господ, имеет гербы российских губерний);
  • Георгиевский/Большой тронный зал (расположен белый мраморный барельеф «Георгий Победоносец, поражающий дракона»);
  • Военная галерея (посвящена войне с Наполеоном и победе над ним);
  • Пикетный/Новый зал (посвящен истории русской армии);
  • Большая церковь (сооружена звонница с 5 колоколами, выполнена в стиле барокко);
  • Покои императрицы Марии Александровны (состоят из Золотой гостиной, Танцевального зала, Синей спальни, Будуара, Малинового кабинета);
  • Александровский зал (в настоящее время находится коллекция серебра западноевропейского происхождения);
  • Аванзалы Невской парадной анфилады (состоит из концертного зала, Аванзала, Николаевского зала);
  • Белая столовая (отличается разнообразием интерьера, выполнена в стиле рококо);
  • Малахитовая гостиная (было использовано для отделки 125 пудов малахита, вся гостиная обрамлена в него).

Заключение

Зимний дворец всегда был и будет символом величия Российского государства. Это непоколебимый лидер среди туристических объектов мирового масштаба. Ради такой исторической красоты немало ошеломленных туристов ставят первым в списке по посещению именно Зимний дворец с его чарующим летним садом , разбитым на берегу Невы.

Крупнейшим дворцовым сооружением Петербурга является Зимний дворец. Большой размер и великолепная отделка позволяют с полным правом отнести Зимний дворец к наиболее ярким памятникам петербургского барокко. «Зимний дворец как здание, как царское жилище, может быть, не имеет ничего подобного в целой . Своею огромностью, своею архитектурою изображает он могущественный народ, столь недавно вступивший в среду образованных наций, а внутренним своим великолепием напоминает о той неисчерпаемой жизни, которая кипит во внутренности России… Зимний дворец для нас является представителем всего отечественного, русского, нашего», - так писал о Зимнем дворце В.А Жуковский.

История Зимнего дворца

Варфоломей Варфоломеевич (Бартоломео Франческа) Растрелли (1700-1771)- крупнейший представитель русского барокко. По происхождению . В 1716 году приехал с отцом в Петербург. Учился за границей. В 1730-1760 годах он был назначен придворным архитектором. К его детищам относят собор Смольного монастыря, Большого дворца в Петергофе (ныне Петродворец), Большой Екатерининский дворец в Царском Селе, дворец Строгонова, дворец Воронцова и, конечно, Зимний дворец.

Зимний дворец строился сразу с целью, что это будет главная резиденция царей. Дворец возводился «для единой славы всероссийской», подчеркивал Растрелли. Пока возводился дворец, царский двор располагался во временном деревянном дворце, построенном Растрелли в 1755 году на углу Невского проспекта и набережной Мойки. В 1754 году был утвержден проект дворца. Его строительство продолжалось восемь долгих лет, которые пришлись на закат царствования Елизаветы Петровны и недолгое правление Петра III. Осенью 1763 года Екатерина II возвращается после коронационных торжеств из Москвы в Петербург и становится полновластной хозяйкой нового дворца.

Сначала Зимний дворец был построен как небольшой двухэтажный дом, крытый черепицей, с двумя выступами по краям и центральным входом. Но в дальнейшем был достроен еще один этаж.

Постройка Зимнего дворца требовала огромных денег и громадного числа рабочих. Около 4 тысяч человек трудилось на этой строительной площадке. Здесь были собраны лучшие мастера со всей страны.

Завершилось строительство в 1762 году, но в течение долгого времени еще велись работы по отделке внутреннего интерьера. Отделка интерьеров была поручена лучшим русским архитекторам Ю. М. Фельтену, Ж. Б. Валлен-Деламоту и А. Ринальди.

В 1780-1790-х годах работы по переделке внутреннего убранства дворца продолжили И. Е. Старов и Дж. Кваренги. Вообще, дворец невероятное число раз переделывался и перестраивался. Каждый новый архитектор старался привнести что-то свое, порой разрушая уже построенное.

По всему нижнему этажу проходили галереи с арками. Галереи соединяли все части дворца. Помещения по сторонам галерей носили служебный характер. Здесь находились кладовые, караульное помещение, жили служащие дворца.

Парадные залы и жилые покои членов императорской фамилии располагались на втором этаже и были построены в стиле русского барокко - огромные залы, залитые светом, двойные ряды больших окон и зеркал, пышный декор «рококо». На верхнем этаже в основном были расположены квартиры придворных.

Много раз дворец разрушался. Например, сильный пожар 17-19 декабря 1837 года почти полностью уничтожил прекрасную отделку Зимнего дворца, от которого остался лишь обгорелый остов. Погибли интерьеры Растрелли, Кваренги, Монферрана, Росси. Восстановительные работы продолжались два года. Ими руководили архитекторы В. П. Стасов и А.П.Брюллов. Согласно приказу Николая I дворец должен был быть восстановлен таким же, каким он был до пожара. Однако не все было так легко сделать, например, только некоторые интерьеры, созданные или восстановленные после пожара 1837 года А. П. Брюлловым, дошли до нас в первоначальном виде.

В конце XIX - начале XX века внутреннее оформление постоянно изменялось и добавлялось новыми элементами. Таковы, в частности, являются интерьеры покоев императрицы Марии Александровны, супруги Александра II, созданные по проектам Г. А. Боссе (Красный будуар) и В.А. Шрейбера (Золотая гостиная), а также библиотека Николая II (автор А. Ф. Красовский). Среди обновленных интерьеров наиболее интересной была отделка Николаевского зала, в котором находился большой конный портрет императора Николая I работы художника Ф. Крюгера.

Длительное время Зимний дворец был резиденцией российских императоров. После убийства террористами Александра II император Александр III перенес свою резиденцию в Гатчину. С этого момента в Зимнем дворце проводились лишь особо торжественные церемонии. С вступлением на престол Николая II в 1894 году императорская фамилия вновь вернулась во дворец.

Самые существенные изменения в истории Зимнего дворца произошли в 1917 году, вместе с приходом большевиков к власти. Очень много ценностей было расхищено и повреждено матросами и рабочими, пока дворец находился под их контролем. Прямым попаданием снаряда, выпущенного из орудия Петропавловской крепости, были повреждены бывшие покои Александра III. Лишь спустя несколько дней Советское правительство объявило Зимний дворец и Эрмитаж государственными музеями и взяло здания под охрану. Вскоре ценное дворцовое имущество и коллекции Эрмитажа были отправлены в Москву и укрыты в и в здании Исторического музея.

В 1918 году часть помещений Зимнего дворца было отдано под музей Революции, что повлекло за собой переустройство их интерьеров. Полной ликвидации подверглась Романовская галерея, в которой находились портреты государей и членов дома Романовых. Многие покои дворца заняли приемный пункт для военнопленных, детская колония, штаб по устройству массовых торжеств и т. д. Гербовый зал использовали для театральных представлений, Николаевский зал переоборудовали в кинематограф. Кроме того, в залах дворца неоднократно проводились съезды и конференции различных общественных организаций.

Когда в конце 1920 года эрмитажные и дворцовые коллекции возвратились из Москвы в Петроград, для многих из них просто не нашлось места. В итоге сотни произведений живописи и скульптуры пошли на украшение особняков и квартир партийных, советских и военных руководителей, домов отдыха чиновников и членов их семей. С 1922 года помещения Зимнего дворца начали постепенно передаваться Эрмитажу.

Зимний дворец серьезно пострадал в годы войны. Снарядами и бомбами были повреждены Малый тронный или Петровский зал, разрушена часть Гербового зала и перекрытия Растреллиевской галереи, нанесен ущерб Иорданской лестнице. Реставрационные работы потребовали огромных усилий, растянулись на много лет.

Особенности строения Зимнего дворца

Дворец задуман и построен в виде замкнутого четырехугольника, с обширным внутренним двором. Зимний дворец имеет немаленькие размеры и ясно выделяется среди окружающих домов.

Бесчисленные белые колонны то собираются в группы (особенно живописные и выразительные на углах здания), то редеют и расступаются, открывая окна, обрамленные наличниками с львиными масками и головками амуров. На балюстраде установлены десятки декоративных ваз и статуй. Углы здания окаймлены колоннами и пилястрами.

Каждый фасад Зимнего дворца сделан по-своему. Северный фасад, обращенный на Неву, тянется более или менее ровной стеной, не имея заметных выступов. Южный фасад, выходящий на Дворцовую площадь и имеющий семь членений, является главным. Центр его прорезан тремя въездными арками. За ними находится парадный двор, где в середине северного корпуса прежде был главный вход во дворец. Из боковых фасадов более интересен западный, обращенный в сторону Адмиралтейства и площади, на которой Растрелли предполагал поставить отлитую его отцом конную статую Петра I. Каждый наличник, украшающий дворец, неповторим. Это связано с тем, что масса, состоящая из смеси толченого кирпича и известкового раствора, резалась и обрабатывалась резчиками вручную. Все лепные украшения фасадов исполнялись на месте.

Красили Зимний дворец всегда в яркие цвета. Первоначальная окраска дворца была розово-желтого цвета, о чем дают представление рисунки XVIII- первой четверти XIX века.

Из внутренних помещений дворца, созданных Растрелли, сохранили барочный облик Иорданская лестница и частично Большая церковь. Парадная лестница расположена в северо-восточном углу здания. На ней расположены различные детали декора - колонны, зеркала, статуи, затейливая золоченая лепнина, огромный плафон, созданный итальянскими живописцами. Разделенная на два торжественных марша, лестница вела к главной, Северной анфиладе, состоявшей из пяти больших залов, за которыми в северо-западном ризалите находился огромный Тронный зал, а в юго-западной части - дворцовый Театр.

Особого внимания заслуживает также Большая церковь, расположенная в юго-восточном углу здания. Первоначально церковь освятили в честь Воскресения Христова (1762) и вторично - во имя Спаса Нерукотворного Образа (1763). Стены ее украшены лепной - изящного рисунка растительный орнамент. Трехъярусный иконостас украшены иконами и живописными панно с изображениями библейских сцен. Евангелистов на сводах потолка позднее написал Ф. А. Бруни. Сейчас о былом назначении церковного зала, разоренного в 1920-х годах, не напоминает ничто, кроме золотого купола и большого живописного плафона работы Ф. Фонтебассо, изображающего Воскресение Христово.

Самым совершенным интерьером специалисты называют Георгиевский, или Большой тронный, зал, созданный по проекту Кваренги. Для того чтобы создать Георгиевский зал, к центру восточного фасада дворца пришлось пристроить специальный корпус. В оформлении этого помещения, обогатившего парадную анфиладу, нашли применение цветной мрамор и золоченая бронза. В конце его на возвышении раньше стоял большой трон, исполненный мастером П. Ажи. В работах по оформлению дворцовых интерьеров участвовали и другие известные архитекторы. В 1826 году по проекту К. И. Росси перед Георгиевским залом построили Военную галерею, на стенах которой разместились 330 портретов генералов - участников Отечественной войны 1812 года. Большая часть портретов была написана английским художником Д. Доу.

Достойны внимания Аванзал, Большой и Концертный залы. Всем им свойственна строгость и художественная цельность, что отличает стиль классицизма. Самый большой зал Зимнего - это Николаевский зал (площадью тысяча сто квадратных метров). Особенно замечателен Малахитовый зал - единственный сохранившийся образец оформления малахитом целого жилого интерьера. Главным украшением зала являются исполненные в технике русской мозаики восемь малахитовых колонн, столько же пилястр и два больших малахитовых камина.

Место расположения Зимнего дворца

Три центральные площади - Дворцовая, площадь Декабристов и Исаакиевская площадь образуют единый пространственный элемент на берегу Невы. Именно на этих площадях расположены главные достопримечательности Санкт-Петербурга.

Своими северными фасадами Зимний дворец, Адмиралтейство, Исаакиевский собор, Сенат и Синод обращены в сторону Невы. Её широкие водные просторы неразрывно связаны с перспективами грандиозных площадей и мощными массивами расположенных на них зданий.

Официальный адрес Зимнего дворца - Дворцовая набережная, дом 36.

Сегодня трудно отделить Зимний дворец от Эрмитажа. Здесь теперь размещаются ценные выставки и экспозиции, да и сам дворец уже давно воспринимается, как историческая ценность. Его история представляет собой непосредственное продолжение истории России, Петербурга и императорской династии.

Можно сказать, что зимний дворец известен во всём мире, его знают также как французский и как английский Тауэр. Санкт-Петербург является одним из самых интересных городов в России, и он очень привлекателен для туристов. И почти все экскурсионные группы посещают Эрмитаж, где они и узнают историю Зимнего дворца.