Государственный музей-заповедник «Царицыно»: описание, цены, фото, адрес. Как добраться в музей-заповедник «Царицыно»? Парк Царицыно. Схема проезда. Режим работы.

Царицынский пейзажный парк основан ещё в 1775 году. Почти сразу же после покупки Екатериной II кантемировской усадьбы в парке были высажены лиственницы и сибирские кедры, присланные в подарок императрице горнозаводчиком Прокопием Демидовым (лиственницы растут в парке до сих пор, но это возобновлённые посадки середины XIX века). Обустройством парка занимался Василий Баженов на всём протяжении своего руководства царицынским строительством. Сохранившиеся до наших дней павильоны и беседки появились позднее стараниями архитектора Ивана Еготова.






Каскад Царицынских прудов формировался на протяжении XVI-XVIII веков. Самый старый - Борисовский пруд - возник ещё в царствование Бориса Годунова (ранее именовался Цареборисовским). Верхний и Нижний Царицынские пруды появились, когда имением Чёрная Грязь владели бояре Стрешневы.


Средний Царицынский пруд появился в 1980-е годы после сооружения дамбы, когда трасса Новоцарицынского шоссе разделила Нижний пруд на две части. Непосредственно к дворцово-парковому ансамблю примыкают Верхний и Средний пруды.

Верхний Царицынский пруд образован запруживанием речек Городни (Городенки), Язвенки и Черепишки (Черепишенки). К нему выходят Малый дворец и Оперный дом (от Малого дворца к пруду вела не сохранившаяся пандусная лестница), на него ориентированы все павильоны пейзажного парка. Глубина пруда достигает двух метров.


Рыбак на речке Язвенке

Во время реконструкции 2006-2007 годов на Верхнем пруду воссоздали лодочные пристани в их исторических местах - в XIX веке катание на лодках было очень популярно у отдыхающих.



Лодочная пристань на Верхнем пруду. 1900-1910 гг.: https://pastvu.com/p/109071



Плотина. 1900-1912 гг.: https://pastvu.com/p/8354

Средний пруд отделён от Верхнего пруда плотиной, построенной по проекту архитектора К.И.Бланка в 1777-1779 годах. Она пострадала во время паводков, воду спустили и на месте прудов появились луга. В 1803 году плотину восстановили архитекторы И.Еготов и Е.Тюрин.






При гидротехническом сооружении был домик смотрителя, сейчас на этом месте станция спасателей.


С плотины виден Птичий остров. Искусственные острова в Царицыно появились, вероятно, в середине XVIII века для разведения водоплавающих птиц.




1965-1975 гг.: https://pastvu.com/p/93024

На Среднем Царицынском пруду расположен подковообразный искусственный остров диаметром около ста метров. На плане 1775 года острова еще не было. Вероятно, остров-подкова появился при Екатерине и стал то ли водным лабиринтом для катающихся, то ли предназначался для разведения рыбы или птицы.





Иллюминация во время фестиваля "Круг света-2014"



1900-1915 гг.: https://pastvu.com/p/93486


Светомузыкальный фонтан диаметром 55 метров и глубиной до полутора метров открылся в 2007 году ко Дню города. Площадь его фонтана составляет 2400 квадратных метров. Он способен изменять направление, подсветку и силу струй под музыку. В репертуаре фонтана четыре мелодии - «Вальс цветов», «Марш» Петра Чайковского и две композиции Поля Мориа. В конструкции применены 82 насоса различной мощности. Каждая из 915 струй может подняться на высоту до 15 метров и точно соответствует светомузыкальному решению. Световые эффекты обеспечивают 2583 подводных светильника.



В 1784 году в Царицыно прибыли выписанные из Англии садовые мастера Фрэнсис Рид и Ион Мурно. Видимо, между ними и Баженовым возникали трения: англичане предложили частичную вырубку парка и его перепланировку. Это предложение было продиктовано традиционным подходом к устройству классического английского пейзажного парка: в нём не было места прямым аллеям и густым посадкам. Императрица приняла решение в пользу английских мастеров, а Баженову было велено «до садов отнюдь не касаться». В парке появилась созданная Фрэнсисом Ридом Утренняя дорожка - одна из самых красивых аллей парка, начинающаяся за Виноградными воротами и вьющаяся по склону холма вдоль берега пруда; с неё открываются наиболее эффектные пейзажные виды. Но и Баженов не бросил заниматься парком, участвовал в сооружении новых плотин, строительстве деревянных беседок и павильонов.

В начале XIX века парк стал популярным местом гуляний у московской привилегированной публики и для его благоустройства был привлечён архитектор Кремлёвской экспедиции Иван Еготов. Предположительно, именно его стараниями в Царицыно возведено около десяти парковых павильонов, беседок, арок и мостов.


Павильон "Миловида" (1756-1814 гг., архитектор Иван Еготов) представляет собой открытую сводчатую галерею с поперечными проходами. Свод галереи поддерживают колонны тосканского ордера, декор выполнен в технике гризайль. Снаружи павильон украшают фигуры сфинксов, медальоны, статуи вакханки и сидящих богинь Авроры и Венеры. Изначально скульптурное убранство было богаче, но со временем дельфины, вазы и бюсты были утрачены. Во времена дачного бума в Царицыне декоративная постройка использовалась как чайный домик, но позднее павильон пришёл в запустение. Сейчас реставраторы вернули павильону облик XIX века.



1900-1917 гг.: https://pastvu.com/p/154400



1912 год: https://pastvu.com/p/181811











Павильон "Нерастанкино" (1803-1804 гг., архитектор Иван Еготов)



1900-1905 гг.: https://pastvu.com/p/106378

С начала XIX века за павильоном "Нерастанкино" закрепилось второе название Храм Меланхолии, - видимо, из-за особой лиричности раскрывающихся здесь пейзажных видов. На одной из карт Царицына 1816 года этот павильон обозначен как "Миростанкино". Возможно, таково было первоначальное название, напоминающее о расположенных неподалёку курганах-могильниках и о бренности человеческого существования.

"Нерастанкино" представляет собой постройку в канонах строгого классицизма в виде открытого зала с боковыми нишами, увенчанного небольшим куполом, и с колоннами тосканского ордера. Павильон отделан таким образом, что штукатурка не скрывает текстуру кирпичной кладки. Декор минимален: только четыре вазы-урны в боковых экседрах. В советское время павильон не раз реставрировали, в нём размещалась библиотека-читальня.

Загадочные курганы действительно находятся между башней-руиной и павильоном "Нерастанкино". По мнению археологов, это могильники древнеславянского племени вятичей, относящиеся к X–XII векам. Как ориентиры для поиска этого места можно использовать статуи античных богинь работы Александра Бурганова, установленные на аллеях парка.



Башня-руина (1804 год, архитектор Иван Еготов)

В конце XVIII - начале XIX веков существовала мода на сооружение в парках и садах искусственных руин. Постройка, имитирующая развалины крепостной стены с угловой башней, возведена на крутом холме в месте излучины Верхнего Царицынского пруда. Строительным материалом послужил грубо обработанный камень, сложенный нарочито небрежно; имеются фрагментарные вставки из красного кирпича. Необычный силуэт Башни-руины удачно вписан в окружающий ландшафт, а с её смотровой площадки открываются живописные панорамы парка. До середины XIX века башню венчал бельведер, сложенный также из грубого камня, но впоследствии был утрачен и не восстанавливался. За особенности лестницы, ведущей к площадке, сооружение прозвали "чёртовой лестницей" или "чёртовой горой" - по ней легко было взобраться, но нелегко спуститься.



Русалочий остров. Арка "Русалкины ворота" (1804 год, архитектор Иван Еготов)

Изначально этот остров был разделён протокой и опоры арки стояли на разных его половинках. Катаясь на лодке, можно было проплыть под аркой и полюбоваться видом на павильон "Нерастанкино". Согласно городской легенде, на острове можно было давать концерты, за которыми публика наблюдала с берега. А чтобы артисты появлялись внезапно "на сцене", на остров был прорыт подземный ход.



1953 год: https://pastvu.com/p/106494


Беседка "Золотой сноп" ("Храм Цереры") (1805-1806 гг., архитектор Иван Еготов)

До начала XX века было принято считать, что нынешний «Храм Цереры» построен Баженовым в 1780-е годы. Однако современные исследования подтверждают, что эта беседка возведена в 1805 году Иваном Еготовым и заменила обветшавшую деревянную постройку Баженова. Как выглядел баженовский «Храм Цереры» - неизвестно, но, вероятно, Еготов в общих чертах повторил предшественника. Круглая купольная беседка-ротонда с восемью колоннами ионического ордера отличается стройностью, изяществом и совершенством пропорций.

На этом холме в июне 1775 года располагался шалаш, в котором отдыхала Екатерина II и её двор, с этого холма императрица наблюдала за праздником сенокоса, устроенным Григорием Потёмкиным. Праздник проходил на соседнем поле, которое и сейчас можно увидеть от беседки. С тем праздником связано и посвящение беседки Церере - богине плодородия.



1900-1914 гг.: https://pastvu.com/p/17692


Изначально в беседке стояла статуя богини, но она была утрачена в середине XIX века. С тех пор у постройки появилось второе название «Золотой сноп» - по золочёным колосьям, украшающим купол беседки. В 1927 году появилась новая Церера, привезённая из подмосковной усадьбы Лукино, но и она исчезла в 1940-е годы. Ныне в беседке установлена современная скульптура работы Александра Бурганова.



Грот (1804 год, архитектор Иван Еготов)

В ходе реконструкции парка в 2005-2007 годах были обнаружены остатки большого грота у подножия холма под павильоном «Миловида». Это основательное сооружение состояло из трех земляных ниш, убранных внутри разноцветными камнями и ракушками. В будущем это примечательное произведение русского садово–паркового искусства XIX века предполагается восстановить по архивным источникам.

К настоящему времени воссоздан небольшой грот по «Утренней дорожке». Он сложен из красного кирпича и белого камня на склоне холма под павильоном «Нерастанкино». В гроте укрылась современная статуя нимфы.

Почитать:
Згура В. Проблемы и памятники, связанные с Баженовым. - М., 1929
Снегирёв В.Л. Знаменитый зодчий В. И. Баженов. - М., 1950
Минеева К.И. Царицыно. Дворцово-парковый ансамбль. - М.: Искусство, 1988
Сергеев И.Н. Царицыно. Страницы истории. - М.: Мир книги, 1993
Сергеев И.Н. Царицыно. Суханово: Люди, события, факты. - М.: Голос, 1998
Хачатуров С.В. Готический вкус в русской художественной культуре XVIII века. - М.: Прогресс-Традиция, 1999
Наумкин Г.И. Архитектурная иконография Царицынского ансамбля В. И. Баженова. - М.: Компания Спутник+, 2004
Нащокина М.В. Русские сады. XVIII - первая половина XIX века. - М.: Арт-Родник, 2007. - (Сады мира)
Греч А.Н. Царицыно // Венок усадьбам. - М.: АСТ-Пресс, 2007
Золотое Царицыно. Архитектурные памятники и ландшафты музея-заповедника «Царицыно». - М.: Трэвел-Дизайн/ГМЗ «Царицыно», 2008

Наверное ни одно место в Москве не окутано таким туманом тайн, мистики и легенд как усадьба "Царицыно" , в которой Великой Екатерине II так и не суждено было жить. Не одно десятилетие ушло на возведение дворцов и красивейшего парка, который императрица называла раем, но которым так и не успела насладиться из-за своей кончины. Потом усадьба около 200 лет пустовала и разрушалась. И вот, после долгих лет реставрационных работ, в 2007 году на день города москвичи получили в подарок восстановленный дворцово-парковый комплекс "Царицыно", который стал еще краше, чем в лучшие годы своего существования.

… так говорила о своем имении в селе Царицыно императрица России Екатерина II. Природа там была и правда прекрасной и чарующей. Но для всех, кто когда-либо жил или намеревался жить там, это место приносило несчастье. Может быть судьбой предначертано быть этой красоте открытой для всех, а не принадлежать одному хозяину. Но начнем по порядку…

До XI века в этих окрестностях жило племя славян-вятичей. После них остались курганы — огромные могильники. Со временем на этом месте возникло село Черная Грязь, которое купила в XVI веке Ирина Годунова, жена Федора Иоанновича, и построила здесь усадьбу. Во время польско-литовской интервенции усадьба сгорела дотла. Потом эти земли кочевали от бояр Стрешиевых к князьям Голицыным, здесь строились великолепные дома, разводились сады. И все бы ничего, но опять незадача: род Стрешиевых затух, а Голицыных Петр I сослал в Сибирь, передав Черную Грязь молдавскому князю Сергею Дмитриевичу Кантемиру. У Кантемира здесь тоже не заладилось — сошел на нет весь его род, последний законный наследник Антиох умер бездетным. Непонятно почему, но это место и впрямь оказывалось несчастливым для тех, кто здесь жил.

Следующей хозяйкой имения, тогда еще Черной Грязи, стала Екатерина Великая. В пеших прогулках по окрестностям столицы императрица набрела на это райское местечко. Красота окрестностей восхитила императрицу. Вот как она сама в письме живописует эту местность: «Представьте берег, покрытый большим лесом, и ее величество, с лакеем переезжающую ручей на пароме. Перед нею низменность, покрытая кустарником, прудок, оканчивающийся плотиной, осененный высокими ивами, и между ними открывается еще более значительный пруд, которого один берег крутой занят разбросанными по нему маленькими деревеньками, а другой с незаметным склоном, представляет вашему взору поля, луга, букеты лесов и отдельные деревья; налево от плотика тенистый ручеек зарос лесом, который постепенно возвышается амфитеатром. Ну, представьте же себе все это, и вы будете в Царицыне».

В результате несложных дворцовых интриг князя Кантемира убедили продать императрице этот рай за 25 тысяч рублей. Так имение из «Черной грязи» попало даже не в князи - а сразу в цари: указом Сената от 14 августа 1775 года оно было переименовано в Царицыно Село и стало подмосковной резиденцией императрицы.

С этого времени на усадьбе началось грандиозное строительство, которое Екатерина поручила своему любимцу архитектору Василию Баженову. Он возвел уникальный дворец и примыкающие постройки — театр, трапезную, палаты, потаенные беседки, каскады воздушных мостов, расширил пруды, соорудил таинственные гроты, пещеры и "греческие" руины, — словом, делал все по последнему слову тогдашней "готической" моды. Все чертежи императрица просматривала лично, всячески их одобряя. Но, когда дело было сделано, "матушка", приехавшая принимать работу, вдруг приказала дворец… снести. Устроенный в честь ее приезда грандиозный фейерверк уже никого не радовал; на следующий день сюда стянулись мрачные рабочие, по высочайшему капризу должные разрушить шедевр великого зодчего.

Многие полагают, что царица усмотрела здесь ненавистные ей масонские знаки — орлов, лисиц и прочую "живность". Знаков и символов в архитектурном убранстве Царицыно и вправду немало, но они не масонские и не мальтийские. Хотя отдаленно напоминают и языческих идолов, и египетских богов, и сфинксов, и других мифологических животных. Но что на самом деле имел в виду Баженов, ваяя эти фигуры, доподлинно неизвестно. Вероятно также, что царица просто охладела к строительству. Изменилась мода, стиль ей больше не нравился. Хотя, считают сотрудники музея, она, обладая бесспорной интуицией, могла предчувствовать недоброе.

Позже строительство большого дворца было начато другим славным архитектором того времени — Матвеем Казаковым, что и объясняет отличие архитектурного стиля большого дворца от остальных построек. Дворец строился в псевдоготическом стиле, с большим привнесением элементов мавританского. Практически вывели его под крышу, да опять незадача: хозяйка умерла. Наследник Екатерины Павел Первый в пику нелюбимой бабке прекратил строительство. Недостроенный комплекс долгие годы пребывал в забвении, сюда так и не ступила нога никого из представителей царственной фамилии.

200 лет дворец пустовал, приходя в ветхость и запустение, обрастая недоброй славой и жуткими слухами про привидений. Здесь был трактир, ночлежка, а после революции — клуб, сельсовет, кочегарка… Долгое время в руинах дворца собирались толкиенисты, устраивали грандиозные мистерии и рыцарские поединки. Потом была секция скалолазанья.

С 80-х годов XX века началась поэтапная реставрация объектов Царицыно. В восстановленных зданиях открывались музеи, проводились выставки. Также был полностью отреставрирован и освящен Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник» , входящий в состав дворцового ансамбля. В 1993 году усадьба получила статус музея-заповедника и своё нынешнее название.

С 2005 по 2007 год восстановительные работы велись особенно активно, и 2 сентября 2007 года на день Москвы состоялось торжественное открытие Государственного музея-заповедника "Царицыно". Дворцовый ансамбль прирос новыми благоустроенными территориями. В состав его парковой части вошла зеленая зона, расположенная по другую сторону Верхнего царицынского пруда, которая до этого была самостоятельным лесопарковым участком. Облагорожена и вошла в состав парка территория вдоль Нижнего пруда, а также новая восточная часть парковой зоны. Таким образом, размеры парка удалось увеличить более чем вдвое.

Через Средний царицынский пруд перекинут великолепный новый двухсекционный ажурный мост, внутренние опоры секций которого — на вновь намытом искусственном острове. Здесь же на острове сооружен танцующий светомузыкальный фонтан — один из крупнейших в мире по технической сложности, дизайну, высоте струй и сложности водяного орнамента. В репертуаре фонтана композиции "Вальс цветов", "Марш" Чайковского, и около 30 композиций на мелодии французского композитора Поля Мориа. Каждая из 915 струй может подняться на высоту до 30 м и будет точно соответствовать светомузыкальному решению. Площадь чаши фонтана составляет 2400 м 2 , а глубина воды 1,2-1,5 м. Световые эффекты обеспечивают 2583 подводных светильника.

Восстановлены практически все дворцовые строения и парковые сооружения, в том числе и Большой дворец . Достроить и реставрировать его не удавалось долгие годы. Восстановлены или проложены заново все парковые аллеи и малые парковые архитектурные формы.

Теперь у каждого посетителя парка есть возможность окунуться в этот загадочный и удивительный мир "Царицыно". В любое время года здесь хорошо: красиво и спокойно. Не зря парк всегда заполнен людьми. Аура этого места особенная: в Царицыне не бывает криков, беготни, кругом ощущается спокойствие и умиротворение. Через многие столетия парк, наконец, расцвел в своей полной красоте, доступной каждому гостю этого необыкновенного места.

Началось строительство загородной царской резиденции. Указ о начале строительства издала императрица Екатерина II.

Вначале строительство усадьбы было поручено известному русскому зодчему В. И. Баженову. Он решил немного отступить от традиционного классического стиля и создать новый архитектурный ансамбль на основе асимметрии зданий. По задумке автора, он должен был состоять из нескольких небольших дворцов, оформленных в собственном стиле.

Первым был построен Фигурный мост. Он был похож на крепостные ворота с массивными башнями и окнами-бойницами. Это поистине уникальное сооружение российского зодчего XVIII века. В 1778 году были возведены Средний Екатерининский и Малый дворцы, которые предназначались для проживания императрицы.

В это же время было начато сооружение Большого дворца, в 1784 году - строительство Хлебного дома. предназначалось для хранения продуктов и приготовления пищи для императорского стола. Здесь же планировалось обустроить помещения для челяди.

После предварительного осмотра Екатерина II оказалась недовольна работой зодчего, и Баженов от работы был отстранен. Его место занял не менее М. Казаков. По распоряжению императрицы Большой дворец был полностью разобран.

Михаил Казаков старался многое сохранить из проекта Баженова, найти компромиссный вариант. С этой целью он оставил планировочную структуру дворцов, но дополнительно наложил на нее некое «готическое» убранство. В результате такого оригинального решения появился новый стиль - псевдоготика, специалисты чаще называют его «русская готика». Необходимо отметить, что это единственный дворец в Европе, выполненный в этом стиле.

Но мечте Екатерины II о новой резиденции не суждено было сбыться. При жизни императрицы дворец не был достроен. А в 1797 году, после ее кончины, строительство и вовсе прекратилось.

Уникальный дворцовый комплекс начал постепенно возрождаться лишь в конце прошлого столетия. В 1993 году это историческое место стало именоваться музеем-заповедником. Он был включен в список ценных памятников истории и культуры России.

Царицыно в наши дни

Музей-заповедник «Царицыно» за последние годы изменился. Здесь с удовольствием отдыхают москвичи и многочисленные гости столицы. На посетителей производит сильное впечатление современный и ухоженный музейный комплекс, живописные пруды.

Музей-заповедник «Царицыно» прославился еще и тем, что в годы ВОВ в одном из домов, неподалеку от церкви Пресвятой Богородицы, жила старица Матрона Московская.

Парк

Его основой был регулярный сад, отличающийся четкой геометрией насаждений и аллей.

В екатерининскую пору мода на них прошла, на смену пришли английские нерегулярные сады. Для организации такого насаждения в Царицыно в 1784 году был приглашён садовник из Лондона Френсис Рид.

Однако истинный расцвет Царицынского парка пришелся на начало XIX века. Для оформления были использованы различные «художественные затеи»: павильоны, беседки, мостики, гроты.

Огромную роль в создании парка сыграл И. В. Еготов - выдающийся архитектор.

К сожалению, в конце прошлого века парк находился в запущенном состоянии - он превратился в запущенный, не ухоженный лесопарк.

В 2007 году он был реставрирован. Его освободили от самосевных насаждений и сухостоя. На основе архивных документов и археологических раскопок была восстановлена историческая сеть дорожек и тропинок парка.

Пруды заповедника

«Царицыно» - музей-заповедник, фото которого мы разместили в нашей статье, имеет два пруда - Верхний и Нижний Шипиловский. Они появились на территории усадьбы к середине XVII века, после строительства плотин на речках Язвенка, Городня и Черепишка.

На плотинах были сооружены мельницы. Пруды составили один гармоничный каскад с который был создан еще во времена царя Бориса Годунова.

Сегодня Борисовский и Царицынские пруды считаются самыми старыми и крупными по протяженности и площади в современной столице.

Общая площадь водоемов превышает 180 га.

Большой дворец

Многие гости приезжают в Музей-заповедник «Царицыно» чтобы увидеть именно это монументальное сооружение. Большой дворец возведен в 1793 г. Ф. М. Казаковым. Он был построен на месте старого дворца, который был построен по проекту В. И. Баженова.

Создавая новый дворец, Матвей Казаков столкнулся со сложной задачей. Необходимо было вписать новое строение в уже сложившийся ансамбль.

В конце XIX века со старого баженовского дворца сняли уцелевшие остатки крыши и полностью демонтировали покрытия башен. От дворца остались лишь стены.

Реконструкция дворца началась в 2005 году. За два года живописные руины, которые разрушались почти два века, превратились в музейный комплекс.

В 2007 году, состоялось открытие дворцового ансамбля.

В наши дни, восстановленный дворец, словно рождается заново. На основе замыслов М. Казакова был выполнен ажурный декор фасада здания.

Главный (Екатерининский) зал дворца, площадь которого превышает 300 кв. метров, имеет парадную лестницу и примыкающие к нему парадные гостиные, оформленные в стиле XVIII века.

Зал украшает великолепная статуя Екатерины II, выполненная из мрамора, работы А. Опекушина.

В остальных залах теперь располагаются выставки с участием различных московских музеев.

Малый Царицынский дворец

Это строение - одно из немногих зданий ансамбля в Царицыно, которое сохранило название со времен Баженова.

Малый Царицинский дворец - один из трёх, предназначенных для Екатерины II. Он был самым маленьким и уютным.

В 1804 году, когда Царицыно стало доступно для посещения публики, это здание было сдано в аренду французу Леканю, высланному из России в 1812 году, который организовал здесь «Кофейный дом».

К середине XX века от дворца остались лишь полуразрушенные стены.

Полностью реставрирован дворец был в 1996 году. Он стал частью музея-заповедника «Царицыно».

Кухонный корпус

В начале 2006 года Хлебный дом был реставрирован. Сегодня это основное здание для проведения тематических выставок.

Поющий фонтан

На территории заповедника есть уникальное сооружение, которое неизменно привлекает внимание гостей комплекса. Речь идет о «Поющем фонтане». Его диаметр - 55 метров. Фонтан состоит из 807 струй, которые под звучащую мелодию синхронно поднимаются на высоту до 15 метров. Подсветка насчитывает 3312 светильников. Фонтан работает только весной и летом.

Где находится музей

Музей-заповедник «Царицыно», адрес которого ул. Дольская, д. 1, всегда рад гостям. Проще всего доехать в музей, воспользовавшись метро. Необходимо доехать до станции «Царицыно». Выйдя на улицу, следует идти прямо, и через минуту перед вами предстанет Музей-заповедник «Царицыно». Как добраться сюда, вы теперь знаете, так что не откладывайте поездку.

Режим работы

Музей-заповедник "Царицыно" работает каждый день с 11.00 до 18.00. Парк можно посмотреть с 6.00 до 24.00 часов. В субботу режим работы продлевается на один час. Кассы закрываются за час до окончания работы комплекса.

Стоимость билетов

Бесплатно вы можете войти на территорию парка. «Царицыно» (музей-заповедник) цены на билеты устанавливает вполне приемлемые - единый билет для осмотра Хлебного дома и Большого дворца - 350 руб. Учащиеся, дети до 12 лет, инвалиды, многодетные родители, пенсионеры оплачивают 50 руб.

И еще один совет. Всем, кто желает посетить Музей-заповедник «Царицыно», карта с указанием достопримечательностей комплекса обязательно понадобится. Купить ее можно в павильоне у Главного входа.

Музей в Царицыно — один из наиболее значимых культурных комплексов Москвы, крупнейший музей-заповедник в черте города.

Самостоятельный Историко-архитектурный художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно» создан в 1992 году, восстановительные работы в усадебном парке велись с 1984 года — под руководством Музея декоративно-прикладного искусства .

Центральную часть музея-заповедника, около 100 гектаров, занимает Царицынский дворцово-парковый ансамбль. Этот исторический комплекс — памятник архитектуры псевдоготики («русской готики») XVIII века, создававшийся по проекту архитектора Василия Ивановича Баженова для Екатерины II. Доминанта архитектурного ансамбля — Большой дворец, возведенный по проекту архитектора М. Ф. Казакова. Общая площадь музея-заповедника — 405 гектаров.

Особое место среди архитектурных достопримечательностей Царицынского парка занимают краснокирпичные мосты: Большой мост через овраг и Фигурный мост, созданные по проекту архитектора Баженова, Оранжерейный мост и оранжереи.

В архитектурный ансамбль также входят: , Кавалерские корпуса, Хлебный дом, Малый и Средний дворцы, арка-галерея. Утраченные строения — Большой Кавалерский дворец и Камер-юнфарский павильон (разобраны в 1794 году); Крестообразный и Шестигранный павильоны, Управительский дом (за ненадобностью разобраны в начале XIX века) — об этих постройках напоминают фундаменты, оставленные на территории комплекса.

Парк музея Царицыно

Царицынский дворцово-парковый ансамбль в составе музея-заповедника занимает около 100 гектаров. Этот исторический комплекс — памятник архитектуры псевдоготики («русской готики») XVIII века.

Пейзажный парк в Царицыно создавался с 1775 года — с сохранением посадок Кантемировской усадьбы. Были оформлены липовые аллеи, посажены дубы, сосны, лиственницы и сибирские кедры, границы парка обозначены березовыми рощами. Знаменитый каскад прудов в парке оформлялся на протяжении XVI-XVIII веков.

В дальнейшем парк неоднократно перестраивался, в конце XIX века долгое время был в запущенном состоянии.

Сейчас парк музея-заповедника Царицыно — живописное место для прогулок, дополняющее архитектурный образ дворцовой усадьбы. На входе в парк установлен поющий световой фонтан, летом в здесь всегда много цветов и тенистых мест для отдыха.

Парк открыт ежедневно, с 6:00 до 0:00, вход на его территорию — бесплатный. Цены на билеты в здания музея Царицыно — на официальном сайте .

Как добраться до музея-заповедника Царицыно

Дворцово-парковый ансамбль Царицыно находится в одноименном районе столицы в Южном административном округе. Несмотря на отдаленность от центра города, добираться удобно на разных видах транспорта.

Метро — один из самых быстрых способов доехать до знаменитого музея-усадьбы Царицыно. Выходить лучше на станции «Орехово», так как станция «Царицыно» находится чуть дальше от входа.

В пешей доступности от комплекса находится железнодорожная станция «Царицыно», до которой можно добраться на пригородных поездах серпуховского направления.

На автобусах, маршрутках можно добираться до остановок у станции метро «Орехово» или «Царицыно».

На автомобиле можно проехать по Шипиловскому проезду. Схема парковок — на сайте .

В 1775 году императрица Екатерина II приехала в Москву на празднование Кючук-Кайнарджийского мира с Турцией, завершившего русско-турецкую войну (1768-1774). Праздник окончился грандиозными торжествами на Ходынском поле. Императрице понравился «готический» стиль увеселительных павильонов, созданных архитектором В. И. Баженовым, и она поручила зодчему строительство своей резиденции в только что приобретенной у князя С. Д. Кантемира подмосковной усадьбе, получившей название Царицыно. Баженов разработал план архитектурного ансамбля — с дворцами и павильонами, мостами и воротами, — который должен был занять место строений старой усадьбы князей Кантемиров. По заданию императрицы Царицыно проектировалось как неофициальная камерная усадьба для нее самой и ближайшего окружения.

В 1776 году Екатерина II утвердила проект, и строительство резиденции началось. Ансамбль должен был расположиться на высоком мысу между оврагом и прудом. Центральное место в нем архитектор отвел Большому Кавалерскому корпусу, предназначенному для приближенных императрицы. Южнее, ближе к регулярному саду усадьбы Кантемиров, симметрично располагались одинаковые дворцы Екатерины II и ее наследника цесаревича Павла Петровича. Между ними планировалось построить оранжерею, но после рождения великих князей Александра и Константина вместо нее был возведен дворец для внуков императрицы. Эти три здания, соединенные галереями, должны были образовать главный дворцовый корпус.

Вокруг, вдоль оврага и по берегу пруда, разместились вспомогательные постройки: Кухонный корпус (Хлебный дом), «домики по церковному рву» (ныне Первый, Второй и Третий Кавалерские корпуса), Камер-юнфарский корпус (для придворных девушек — камерюнгфер), Шестиугольный и Крестообразный домики, а также Средний и Малый дворцы императрицы.

Для парадного въезда в усадьбу предназначался Фигурный мост. Большой мост через овраг должен был связать ансамбль с его заовражной частью, где планировалось возведение Конюшенного корпуса и Башни для часов, а также с Каширской дорогой, соединявшей Царицыно с Москвой.

Все строения Царицына должны были быть возведены в «готическом вкусе» — так повелела Екатерина II, лично принимавшая главные решения относительно царицынского строительства.

«Готический вкус» во второй половине XVIII века относили к области «романического», то есть «необычного, остро действующего на восприятие» зрителя, выходящего за рамки общепринятых архитектурных правил. В. И. Баженов мог себе позволить дать волю фантазии. Что он и сделал. Постройки Царицына совместили черты, напоминающие о «нарышкинском барокко» XVII века (красный кирпич строений дополнен элементами и обильными украшениями из белого камня, парапеты венчают «кокошники», завитки, килевидные завершения — закомары, полуколонны), о краснокирпичной готике севера Европы и об английской неоготике (стрельчатые окна, обрамления оконных и дверных проемов-порталов). Однако причудливый «готический» вид царицынских строений был только декорацией. Главное достижение готической архитектуры — крестовые своды, выложенные на выпуклых «рёбрах»-нервюрах, образующих в готической архитектуре каркас здания, — во внутренней конструкции сооружений использовано не было. В основе построенных Баженовым зданий лежали принципы классицизма — «правильной» архитектуры второй половины XVIII века. У его строений были строгие симметричные планы. Как архитектор-классицист, Баженов использовал «ордерную систему», состоящую из вертикальных элементов — колонн, пилястров, полуколонн и опирающегося на них горизонтального элемента — антаблемента. В итоге гений зодчего сотворил в Царицыне «театр архитектуры», волшебную феерию, в которой почти нет прямых цитат и заимствований из готики, но есть много творчески переосмысленных архитектурных образов.

Через 10 лет после начала строительства большая часть зданий была готова к внутренней отделке. Но Екатерина II, посетив усадьбу летом 1785 года, осталась недовольна увиденным. Через полгода она уволила Баженова, а свой главный дворец велела заново построить архитектору М. Ф. Казакову.

Почему это произошло — до сих пор предмет споров исследователей. Ясно одно: прагматичная и умная императрица вряд ли поступила бы так под влиянием лишь сиюминутного каприза. Вероятно, имелись и более веские причины. Среди главных версий опалы Баженова — его связь с масонами и близость к наследнику Павлу Петровичу, а также изменение замысла императрицы относительно своей подмосковной резиденции. Здание главного дворца она повелела заменить дворцом гораздо более массивным и помпезным, что придавало камерному, неофициальному до сих пор Царицыну характер парадной резиденции.

По плану Казакова Большой дворец, состоявший из двух корпусов, соединенных высокой центральной галереей, увенчанной бельведером с двуглавым орлом, должен был занять доминирующее положение в ансамбле. Перед ним должна была раскинуться просторная площадь с пандусами, поэтому ранее построенные на ее месте Большой Кавалерский и Камер-юнфарский корпуса пришлось снести.

Стиль неоготики, как и сочетание краснокирпичных стен и белого камня, Казаков сохранил, сохранил он и трехчастную композицию сооружения. Ордерная система приобрела в его проекте еще большее значение — здание было украшено полуколоннами, пилястрами и колоннами, а масштаб архитектурных деталей укрупнен. По масштабу и размаху он был вполне сопоставим с петербургскими загородными резиденциями и, таким образом, «достоин» Великой Екатерины.

В 1786 году Казаков разобрал баженовский главный корпус дворца и приступил к строительству. В 1786‒1796 годах южный конец Галереи-ограды с воротами был разобран и заново подведён к северо-восточной башне нового дворцового здания, зрительно соединив его с Кухонным корпусом.

Но неудача, увы, постигла и проект Казакова. В 1790 году прекратилось финансирование, затем в 1793 году императрица повелела понизить дворец на этаж и упростить декор. Исчез и тронный зал. Замысел Казакова не был реализован ‒ дворец потерял немалую долю богатства оформления и величественности.

Со смертью императрицы строительство ансамбля, уже почти законченное, было полностью остановлено, а Царицыно стало ареной столкновения двух архитектурных концепций, двух творческих темпераментов. Примирило их и создало иллюзию гармонического единства ансамбля только всеобщее разрушение, наступившее в Царицыне к концу XIX столетия.