Музей-заповедник «Царицыно». Большой дворец и Хлебный дом. Хлебный дом в царицыно

Хлебный дом, или Кухонный корпус - это одно из самых массивных сооружений усадьбы Царицыно . Здание в виде куба с закругленными углами, расположено рядом с Большим дворцом .

Проект Хлебного дома разработал Василий Баженов. Здание, в основном, было возведено в 1784-1785 годах, но Екатерина II отстраняет архитектора от работ и поручает строительство Матвею Казакову. Под его руководством Кухонный корпус был завершен в 1788 году.

В Кухонном корпусе архитектор планировал разместить кухни и подсобные помещения, а в подвальных помещениях - склады и ледник. В центре корпуса расположен внутренний двор, в который должны были въезжать упряжки с дровами и продуктами.

Также в здании располагались жилые комнаты для обслуживающего персонала. Этим и объясняются такие большие размеры Кухонного корпуса (его площадь составляет 4000 кв. метра).

Название «Хлебный дом» появилось благодаря эмблемам на его фасадах в виде каравая и солонки.

В отличие от Большого дворца здание Хлебного дома никогда не пустовало - в нем находились больница и богадельня, земское училище и дачная гостиница, а при советской власти - коммунальные квартиры.

В настоящее время комнаты Кухонного корпуса используются как залы для размещения экспозиций. Внутренний двор покрыт стеклянным куполом и превращен в атриум, в котором установлен орган. В небольшом зале организуются выставки и проходят концерты, в том числе органной музыки.

Во время реконструкции 2005-2006 года архитекторам удалось сохранить исторический вид здания и создать в нем музей, оснащенный современным оборудованием.

Режим работы Большого дворца и Хлебного дома в усадьбе Царицыно в 2017 г.

  • Вторник - пятница с 9:30 до 18:00;
  • Суббота - с 9:30 до 20:00;
  • Воскресенье и праздничные дни - с 9:30 до 19:00;
  • Понедельник - выходной день;
  • Кассы закрываются на полчаса раньше.

Стоимость билетов в Большой Дворец и Хлебный дом усадьбы Царицыно в 2017 г.

  • Полный билет - 350 рублей;
  • Школьники, студенты и пенсионеры - 100 рублей;
  • Дети до 6 лет - бесплатно;
  • Любительская фотосъемка - бесплатно без вспышки и штатива. Фотографирование на временных выставках может быть ограничено.

Пройти в Хлебный дом и Большой дворец можно, спустившись по эскалатору, ведущий в вестибюль музея. Билет на осмотр Кухонного корпуса и на посещение Большого дворца - единый.

Внизу просторный зал, в котором расположен гардероб, кассы (билет стоит 200 рублей и фотосъемка 150 рублей), кафешка и киоски с сувенирами

Перед началом осмотра, каждый посетитель одевает бесплатные бахилы. Заходим в маленький предбанник, тут расположен стенд с портретами графов и князей посетивших Царицыно

Поднимаемся на эскалаторе и перед нами на стене висят фотографии периода реконструкции парка, а также большой макет исторического ансамбля до реконструкции

Дворцово-парковый ансамбль "Царицыно" - уникальный образец загородной императорской резиденции конца XVIII - начала XIX века, при создании которого проявилось мастерство двух замечательных русских зодчих эпохи классицизма: В.И. Баженова и М.Ф. Казакова, а также европейских ландшафтных архитекторов Ф. Рида и К.-С. Унгебауэра

Символический ключ от Большого Дворца, 2007г. металл, золочение, серебрение, гравировка

Фабрика художественной бронзы Ф.Шопена Санкт-Петербург 1860-1870гг. (Бронза, литьё, чеканка, патинирование) Статуи великий князей Владимирских (Дмитрий I, Андрей III, Михаил III, Георгий II, Иван I, Семен I, Иван II, Дмитрий II)

На стенде представлены генеалогическое древо династии Романовых и династии Рюриковичей

Бюст Екатерины II по модели рашетт ж.-д. (1780г.) Санкт-Петербург, Императорский Фарфоровый Завод 1855-1881гг., бисквит

Часы. Западная Европа, Франция 1830-е гг., бронза, стекло, литье, штамповка, патирование, золочение

Великий князь Павел Петрович, И.Спринг конец XVIII века, холст, масло

Кресло-качалка (фирма "Тонет" Россия начало XX века), Столик (Россия), Самовар (Санкт-Петербург 1870-80-е гг.), Подставка раздвижная (неизвестный автор, Западная Европа XIX век), Чашка с блюдцем (завод Гарднера), Ложка чайная (конец XIX начало XX века), Шаль (вторая половина XIX века)

Голова женской статуи (фрагмент садовой скульптуры) Первая половина XIX века Мрамор, Россия

Поль и Виргиния (Россия, завод Попова, первая половина XIX века, фарфор, позолота)

Сумочка (начало XX века)

Продолжаем прогулку по музею, заходим в зал "после реставрации 5 лет созидания"

Тут представлены фотоработы восстановления Царицыно, как всё это происходило

Памятник императрицы Екатерине II сооружен по решению Московской городской думы, принятому 15 мая 1885 года в ознаменование столетнего юбилея Жалованной грамоты на права и выгоды городам Российской империи, положившей начало городскому самоуправлению в России. Первоначально, как "всенародный", памятник предназначался для установки в 1888 году на Воскресенской площади (ныне площадь Революции) перед строившимся зданием городской Думы. Проект этого бронзового монумента был выполнен скульптором М.М.Антакольским. Однако впоследствии серьезных поправок, внесенных императором Александром III, Московская городская Дума была вынуждена отказаться от первоначальной концепции памятника. Только летом 1896 года после длительных проволочек памятник был установлен в зале Думы и открыт на её торжественном заседании 6 ноября 1896 года к столетней годовщине смерти Екатерины Великой.

После 1917 года памятник был демонтирован и хранился в музее изобразительного искусства имени Пушкина, оттуда в 1952 году перевезен в Армению. В 2003 году Правительство Москвы сделало предложение о возвращении памятника в Россию. Летом 2007 года памятник Екатерине II был доставлен во вновь отреставрированный Большой дворец усадьбы Царицыно и установлен в парадном зале, получившим название Екатерининского.

Колонны из оникса

Колонны, облицованные ониксом, поддерживают балкон в восточной части зала. Золочёные базы колонн состоят из квадратных плит и профилей полукруглого сечения. Поверхность камня отполирована, на стыках облицовки имеются горизонтальные желобки. Колонны завершаются золочеными капителями с волютами ионического ордера

Зал поражает своим величием и богатством

переходим в другой зал, на стене весит "Столешница "Тюльпаны", роспись подглазурная полихромная, позолота

Стаканы из серии портреты: Воин света, Юный принц, Воин рыб, Танец Виноград, Девушка, Дама в бигуди, Задумчивые собеседницы

Мозаика..."О сколько их на полях и каждый цветет по-своему - в этом высший смысл цветка..."

Блюдо "Рыбы" из серии "Знаки зодиака" (из коллекции В.И.Некрасова)

"Царицыно - вот кладезь вдохновения!
Здесь собрана величия пора.
Твой Хлебный дом приводит в восхищение,
И интерьеры царского двора." (А. Плющакова)

Музей-заповедник «Царицыно» — крупнейший музей-заповедник в городе. Он включает в себя Царицынский дворцово-парковый ансамбль с комплексом дворцовых построек, царицынскими прудами и пейзажным парком. Территория музея-заповедника с 1998 года входит в состав особо охраняемой природной территории «Царицыно».

Даже такая огромная территория имеет уникальный адрес: ул. Дольская, д.1


Добираться на общественном транспорте надо до станций метро «Царицыно» или «Орехово», далее пешком, всё рядом. Добираться на автомобиле надо с Новоцарицынского шоссе, Шипиловского проезда, улицы Липецкая, улицы Шипиловская.


Деревня, на месте которой сейчас расположен парк Царицыно, когда-то принадлежала сестре Бориса Годунова Ирине, и называлась селом Богородским. В Смутное время деревня была полностью уничтожена, а местность эта переименована в пустошь Чёрная грязь и впоследствии перешла во владение бояр Стрешневых.


Следующими владельцами села оказались фавориты царевны Софьи, сестры Петра Первого, князья Голицыны, но после низложения царевны Петр I конфисковал его и впоследствии и пожаловая Дмитрию Кантемиру, молдавскому господарю, союзнику России в войне с Турцией.


Весной 1775 года императрица Екатерина II, проезжая во время прогулки из Коломенского по территории Чёрной Грязи, была очарована красотами поместья и выкупила его у князя Сергея Дмитриевича Кантемира. Императрица заплатила за усадьбу 25 000 рублей, при том, что князь был готов продать её за 20 000.


Мы подходим к Царицынским прудам. Пересечь их можно двумя маршрутами. Первый - по пешеходным мостам, между которыми на острове прямо посреди Нижнего пруда расположен светомузыкальный фонтан.


Это С-образный искусственный остров, его диаметр составляет около ста метров. Существует легенда, что именно на этом острове в 1775 году князь Григорий Потёмкин устроил фейерверк в честь императрицы, сопровождавшийся салютом из трофейных турецких пушек.


Каскад Царицынских прудов формировался на протяжении XVI—XVIII веков. Верхний и Нижний пруды появились в то время, когда имением Чёрная Грязь владели бояре Стрешневы. Нижний носит второе название "Шипиловский", а Верхний - "Английский".


Верхний Царицынский пруд считается самым красивым в каскаде. К нему выходят Малый дворец и Оперный дом. На пруду имеются два искусственных острова, «Утиный» и «Русалочий» с аркой-руиной.


Тут мы видим «Утиный» остров, на котором утки гнездятся и отдыхают. А посетители парка с берега подкармливают их хлебом.


Второй путь лежит через Царицынскую плотину, разделяющую Нижний и Верхний Царицынский пруды, мимо домика смотрителя. Плотина построена взамен пришедшей в негодность, по проекту архитектора К. И. Бланка в 1777—1779 годах.


Храм «Живоносный источник» во имя иконы Божией Матери в Царицыне в том виде, в котором мы видим его сегодня, был построен при молдавских господарях Кантемирах в 1765 году.


Во время Великой Отечественной войны рядом с Церковью в одном из частных домов Царицына жила святая блаженная старица Матрона Московская (Матрона Дмитриевна Никонова).


Есть легенда о том, что Сталин, в дни, когда немецкие войска уже подошли к Москве, приехал сюда и спросил у Матроны совета производить эвакуацию правительства из Москвы или нет. Матрона предсказала поражение немцев и эвакуацию не произвели.


Пройдя по аллее через плотину между прудами, мы проходим под Фигурным мостом, который воспринимается как въездные ворота в усадьбу. Он построен в 1778 году по проекту Баженова. Удачное расположение моста обеспечивает эффект внезапности раскрытия дворцовой панорамы перед взором посетителя.


Этот краснокирпичный мост, возведённый по принципу виадука, декорирован богато и разнообразно: необычная кирпичная кладка образует геометрические рельефы, по бокам белокаменные георгиевские кресты.


И, наконец, мы попадаем на площадь перед главным дворцом. Здесь сразу бросаются в глаза руины, представляющие собой фундамент бывшего Большого Кавалерского дворца. Это был самый крупный из баженовских дворцов в Царицыне. После его осмотра Екатериной, оставшейся недовольной, он простоял ещё девять лети был разобран на стройматериалы.


"В окрестностях Москвы нет ни одного дворца, где можно с удобством прожить лето", - досадовала в 1774 г. Екатерина II. В 1775 году императрица дала задание своему придворному архитектору Василию Баженову разработать проект подмосковной увеселительной резиденции. Государыня высказала несколько пожеланий: чтобы постройка была в «мавританском» или «готическом вкусе», и чтобы парк обустраивался как пейзажный. Немаловажно, что этот проект был первым заданием подобного рода для русского архитектора: со времён Петра I и до Елизаветы Петровны строительством императорских резиденций в основном занимались иностранцы.


Баженов пошел по интересному пути строительства не одного большого дворца, а пяти автономных зданий (для Екатерины, цесаревича, светских увеселений и кабинетных занятий). К лету 1785 г. строительные работу подошли к концу, и зодчий ждал указаний Императрицы по поводу внутренней отделки зданий.


Однако, посетив дворец в июне 1785 г., Императрица повелела, что дворец "внутри должен быть изменён, ибо так в нем было бы невозможно жить". Своды она нашла "слишком тяжёлыми, комнаты слишком низкими, будуары слишком тесными, апартаменты слишком тёмными, лестницы слишком узкими."


Баженов, хоть и был обижен, вполне мог сам справится с переделкой интерьеров (а большего царица и не требовала), но к делу привлекли еще и М.Казакова, который считался другом Баженова и славился искусством перестраивать здания на новый лад. Однако, он предложил снести Баженовский дворец и построить совсем новый, меняя общую концепцию ансамбля с "увеселительной" на "парадную".


Взамен трёх двухэтажных и сравнительно небольших баженовских дворцов, построенных в "готическом вкусе" он спроектировал грандиозный трехэтажный дворец с огромным парадным тронным залом.


Решение императрицы на многих произвело должное впечатление: очевидно, что Василий Баженов попал в опалу, и ему был явлен «монарший гнев». Баженов от строительства был тут же отстранён, новым архитектором царицынской резиденции был назначен его ученик, Матвей Казаков, что стало ещё одним унижением для отставленного зодчего.


Трудно предположить, что чрезвычайно одарённый архитектор, до того успешно построивший не одно здание, мог так грубо просчитаться в пропорциях. Скорее всего вердикт Екатерины — «здесь невозможно жить» — был только предлогом для отстранения Баженова.


Некоторые исследователи предполагают, что подлинными причинами монаршего гнева стали принадлежность Баженова к масонам и его тайные контакты с цесаревичем Павлом Петровичем. Вероятно, Екатерина углядела зачатки заговора и решила пресечь его на корню. Вообще, масонство Баженова нашло явное отражение в царицынских постройках. Декор многих зданий, загадочные кружевные каменные узоры отчётливо напоминают масонские шифры и эмблемы. Царицыно нередко именуют «архитектурным справочником» масонской символики.


Так Царицыно потеряло единый гармоничный баженовский облик, но и не приобрело черт официальной резиденции (так как изначальной идее Казакова не суждено было воплотиться), и стало даже несколько мрачноватым.


Екатерина тем временем потеряла к нему интерес, а 6 ноября 1796 г. она скончалась. Весной 1797 г. Павел I посетил Царицыно и даже удостоил Казакова приглашением к царскому столу, но после возвращения в Петербург повелел "в селе Царицыно никаких строений не производить".


Три постройки царицынского ансамбля называются «Кавалерскими корпусами». Постройки имеют ряд интересных архитектурных особенностей, в них выявилось то, что иногда называют баженовской «поэзией геометрии» — формы зданий решены с особой выдумкой. Первый Кавалерский корпус имеет форму квадрата с изъятой со стороны угла трапециевидной частью.


Второй Кавалерский корпус имеет восьмиугольную планировку, за что иногда называется «Восьмигранником».


Второй и Первый Кавалерские корпуса, вероятно, предназначались для дворцовой прислуги. Они имеют общие черты в оформлении — портики с изящными кирпичными колоннами и фронтоны-кокошники со сходным рисунком.


Третий Кавалерский корпус (иногда именуемый Дворцом с круглой залой) по своему стилю и оформлению сильно отличается от двух других. Изящная постройка, возведённая в 1776—1779 годах, увенчана башенкой-бельведером.


Самая крупная сохранившаяся постройка Баженова в Царицыно это Хлебный дом. Своё второе название корпус получил по двум горельефам-эмблемам в виде каравая с солонкой, украшающим фасады. Над ними размещается вензель из букв «Х» и «С» (хлеб-соль). «С» выполнена в форме калача, а «Х» напоминает скрещённые линейки — намёк на принадлежность к масонству Баженова.


Кухонный корпус представляет собой в плане квадрат со скруглёнными углами и имеет внутренний двор, ныне превращённый в атриум. На дворцовую площадь ансамбля он выходит под углом, замыкая собой перспективу площади.


Декоративное сооружение, расположенное между Хлебным домом и Большим дворцом в виде галереи, прерывается в середине аркой с шипами. Оно не несёт на себе никакой функциональной нагрузки. Когда-то предполагалось, что галерея должна была служить для связи Кухонного корпуса и дворца (например, для подачи блюд к столу), но в этих зданиях отсутствуют выходы непосредственно в галерею и они никогда не существовали.


Видимо, единственная цель создания арки-галереи — зрительно связать дворцы и Кухонный корпус. Общий силуэт арки-галереи напоминает сказочную декорацию. Необычны опоры арки — они богато украшены пирамидальными пинаклями, колоннами и белокаменными сердечками.


Во дворике мы видим павильон входа в подземный вестибюль музея, воспроизводящий контуры утраченного Управительского дома. Чего там под землёй только нет!


Памятник архитекторам Василию Баженову и Матвею Казакову расположен на лужайке с торца Большого дворца, рядом с галереей-оградой. Автором является скульптор Леонид Михайлович Баранов.


Матвей Казаков изображен с зажатой подмышкой шляпой и шпагой, а Василий Баженов со свернутыми в рулон архитектурными планами. Автору памятника удалось изваять портретное сходство архитекторов и передать в скульптурном изображении разность характеров.


Чтобы сфотографироваться между ними, иногда надо отстоять небольшую очередь. Баженов как бы держит человека за шкирку, а второй рукой указывает на него и вопрошает коллегу: "Вот это - это что такое?"


Баженовский Малый (Полуциркульный) дворец, построенный в 1776—1778 годах, стал естественным завершением рукотворного холма-пирамиды, повторив его форму. Здесь проявилось высокое мастерство архитектора, нашедшего точные пропорции и формы, чтобы идеально вписать постройку в ландшафт.


Средний дворец (Оперный дом) — одна из лучших построек Баженова не только в Царицыне, но и в его творческом наследии; его нередко сравнивают с гигантским резным ларцом для драгоценностей. Дворец возводился в 1776—1778 годах и предназначался, вероятно, для небольших официальных приёмов, проведения придворных церемоний, а также для театральных представлений и придворных увеселений Екатерины II.


Фигурные (Виноградные) ворота расположены возле Оперного дома. Они акцентируют условную границу между дворцовой и пейзажной частями парка. Своё второе название ворота получили благодаря украшению-гирьке в виде виноградной грозди. Ворота стали своеобразным символом царицынского ансамбля.


В парке изредка попадаются курганы-могильники вятичей, которые выглядят как небольшие холмики.


Павильон «Миловида», построенный установлен в одной из самых живописных частей парка. Здесь среди густых посадок раскрывается вид на залив пруда с искусственным островом.


Башня-руина - самая романтичная царицынская парковая постройка. Предание связывает её возникновение с судьбой авантюристки, известной как княжна Тараканова. Когда граф Алексей Орлов по заданию Екатерины II отправился в Италию на поиски и поимку княжны, с ним на корабле был некий художник, делавший во время поездки зарисовки достопримечательностей. Миссия останавливалась на Ионических островах и здесь художник набросал несколько эскизов с развалинами древней крепости. После его возвращения в Петербург с рисунками ознакомилась императрица, и они ей так понравились, что Екатерина распорядилась возвести в Царицыне такую же руину.


За особенности лестницы, ведущей к площадке, сооружение прозвали «чёртовой лестницей» или «чёртовой горой»: по ней легко было взобраться, но нелегко спуститься. Московские газеты конца XIX века сообщали о травмах, полученных здесь подвыпившими посетителями.


На верхотуре мы видим женскую часть моей семьи. К сожалению, они расположены против солнца, кадр засвечен.


Беседка «Храм Цереры» находится на том месте, где в июне 1775 года располагался шалаш, в котором отдыхала Екатерина II и её двор, с этого холма императрица наблюдала за праздником сенокоса, устроенным Григорием Потёмкиным.


Внизу, в середине Верхнего пруда расположен «Русалочий» остров с аркой-руиной. «Арка на острове» сразу же получила второе прозвание «Жилище русалок» (позднее «Русалкины ворота»). На береговой лужайке возле «Арки-руины» девушки окрестных деревень собирались в дни широко отмечаемого в Царицыне праздника Троицы и водили хороводы на «русальную неделю».


В парке реконструирован один из несохранившихся царицынских гротов. Он сооружён в виде ниши из красного кирпича и грубых необработанных камней. Внутри на невысоком постаменте установлена скульптура нимфы Наяды, бережно держащей в руках цветок кувшинки.


Как туда забралась группа детей, совершенно непонятно. Сидят, хохочут и ничего не боятся. Это не дети, а просто какие-то мартышки.


А вот наши "мартышки", любимые племянницы, Адя и Дося. Как раз напротив хохочущих детей.


В парке есть несколько так называемых "гротесковых мостов". Слово «гротесковый» происходит от старинного названия грубооколотого, рустованного камня, примененного в отделке моста.


Большой гротесковый мост - один из трех однопролётных арочных мостов, соединяющих склоны сухого оврага в южной части Царицынского пейзажного парка.


Малый гротесковый мост.


Павильон «Нерастанкино» был построен в 1803 году по проекту архитектора Ивана Васильевича Еготова «для отдохновения посетителей», в связи с устройством публичных гуляний в Царицыне.


Исчезнувшая в середине XIX века парковая скульптура в Царицыне была возрождена в 2007 году. В разных уголках парка появились несколько статуй (Минервы, Дианы, Флоры, дриады), выполненных Александром Бургановым.


Оранжерейный мост не связан с творческой деятельностью Баженова или Казакова; он построен в начале XIX века. Мост расположен вблизи Хлебного дома и строился, чтобы облегчить сообщение между хозяйственной частью с оранжереями и обширными царицынскими плодовыми садами, располагавшимися на другой стороне оврага.


Царицынское оранжерейное хозяйство в первой половине XIX века было самым лучшим под Москвой, его продукция славилась отменным качеством и приносила хорошие доходы.


Оранжерейный комплекс состоял из апельсинной, померанцевой, персиковой, виноградной, ананасной оранжерей; в них также выращивались арбузы, абрикосы, лавровые и оливковые деревья, декоративные кустарники — мирты и олеандры, множество клумбовых растений, которые высаживались в парк. В баженовской оранжерее содержалась коллекция редких тропических растений.


Большой мост через овраг (иногда его называют Готическим мостом) строился в 1778—1784 годах с перерывами. При возведении моста пришлось забить более двух тысяч свай для укрепления грунта, оказавшегося слишком зыбким. В 1784 году мост был закончен, недоставало только парапета. Баженову не удалось здесь полностью воплотить свой авторский замысел: парапет у моста появился лишь в начале XIX века и отличался от задуманного архитектором.


Это самый крупный из сохранившихся мостов XVIII века. Ряд декоративных деталей моста образно выражают масонские идеи Баженова: к символике масонов относятся солнечные лучи, обрамляющие полукруглые арки (намёк на Всевидящее Око — христианский символ, ставший также одним из главных масонских символов) и скрещённые мечи в квадратах, символизирующие верность масонскому братству и справедливость.


Под конец несколько интерьеров Большого дворца.






Карта. Это тот случай, когда карта, хоть и очень мелкая, может кому-то пригодиться.


Прошу прощения за множество фотографий и длинный текст, но что-то выбросить рука не поднимается.

Название «Хлебный дом» здание получило в XIX веке из-за размещённых на парадных фасадах особых горельефов в виде каравая и солонки.

Здание является одной из самых интересных построек Баженова; а также - самым большим сооружением архитектора из сохранившихся в Царицыне и вообще в Москве.

История Хлебного дома

Баженов в ходе работы над Царицыном с 1778 года неоднократно испрашивал разрешения приступить к строительству Кухонного корпуса - задуманное им здание являлось важнейшим элементом ансамбля, - но всякий раз получал распоряжение заниматься другими постройками.

Лишь весной 1784 года, когда все работы были форсированы ввиду предстоящего визита императрицы, началось возведение одного из самых крупных сооружений царицынского ансамбля. Одновременно со зданием кухонь в Царицыне строились Большой мост через овраг, Первый и Второй Кавалерские корпуса и некоторые павильоны.

21 июля Баженов докладывал в письме А. А. Безбородко, что подвалы и ледники Кухонного корпуса готовы, а сам он построен до половины первого этажа. К маю 1785 года здание вчерне было завершено, имелась временная крыша, внутренние помещения, рамы в части оконных проёмов.

Корзун Андрей , CC BY-SA 3.0

Екатерина II осталась недовольна проделанной работой - основные, жилые дворцовые сооружения ей не понравились; в 1786 году Баженов был отстранён от всех возложенных на него обязанностей. В дальнейшем руководил строительством Царицына Матвей Казаков.

В 1787-1788 годах Кухонный корпус был доделан и получил постоянную железную кровлю, но она отличалась от первоначального проекта. Баженов запланировал здание кухонь с плоской крышей; Казаков сделал её со скатами - силуэт здания от этого несколько изменился.

Дальнейшая судьба

Кухни Хлебного дома должны были разделяться по статусу на «верхнюю кухню» (обслуживавшую стол Её императорского величества и Их Императорских высочеств), «среднюю кухню» (для дежурных кавалеров и статс-дам) и «нижнюю кухню» (для караульных офицеров и «камер-юнфар» (камер-юнгфрау). Планировались столы «общей столовой» из трёх классов: 1 - камердинерский и камер-юнкерский, 2 - официантский, 3 - ливрейный (для прислуги). Для каждого из столов предполагался свой штат служителей и набор продуктов. Часть продуктов должна была полагаться мундкохам (старшим поварам) и кохам.

Некоторое время, пока строился новый Большой дворец, корпус использовался по своему прямому назначению; здесь же размещались хозяйственные службы царицынской усадьбы в начале XIX века. В годы царствования Александра I из здания выламывали кирпич для строительства садовых павильонов в парке.

В 1849 году архитектор В. Г. Дрегалов в соответствии с распоряжением Николая I составил проект приспособления Хлебного дома под лечебницу и богадельню; в результате перестройки внутри здания появилась новая просторная лестница на второй этаж. В 1852 году в корпусе открылась больница для крестьян дворцового ведомства, но функционировала недолго, до 1859 года; богадельня так и не была открыта. В здании также проживали царицынские садовники и служители усадьбы. В 1870-х годах непродолжительное время в нескольких помещениях здания располагалось ремесленное училище; а с 1880-х комнаты в отделанной части здания (около трёх десятков) стали сдаваться на лето внаём - Царицыно в то время стало популярным дачным местом. В 1920-е годы в Хлебном доме стихийно возникли коммуналки - они заняли обжитую часть здания; другая часть продолжала пустовать, зарастая травой и деревьями. Коммуналки просуществовали до 1970-х годов.

Реставрация и реконструкция

Реставрационные работы начались в 1987 году, но из-за финансовых трудностей в 1990-е велись очень медленно. В 2005-2006 годах, после того, как музей-заповедник «Царицыно» стал собственностью города, Хлебный дом был реконструирован. (К моменту передачи в собственность города реставрация здания была почти завершена.) Хлебный дом приобрёл парапет, который Баженов не успел возвести, но крыша при этом была оставлена покатой, а не плоской, как в баженовском проекте.

Внутренний двор Кухонного корпуса был перекрыт стеклянным куполом и превращён в атриум, отчего силуэт здания ещё более изменился по сравнению как с проектом Баженова, так и с «историческим» внешним видом, существовавшим в XIX-XX веках. Реконструкция здания вызвала критику специалистов в СМИ. Директор Института искусствознания РАН Алексей Комеч отмечал, что искажение облика здания, являющегося памятником архитектуры федерального значения, при научной реставрации недопустимо.

Обращение в Генеральную прокуратуру с требованием остановить возведение купола, нарушающее закон об охране памятников культуры, осталось безрезультатным: здание было реконструировано по первоначальному проекту. Стеклянный купол внёс новый элемент в царицынский ансамбль, тем самым разрушив архитектурно-художественный образ, задуманный Баженовым - с подчёркнуто горизонтальными линиями крыш почти всех зданий.



Андрей Корзун , CC BY-SA 3.0

Работы проводились под руководством М. Л. Фельдмана (проект разработан Мастерской № 13 «Моспроекта-2»; руководитель О. Е. Галаничева). В сентябре 2006 года в День города Хлебный дом был открыт; в нём ныне размещены основные экспозиции музея-заповедника «Царицыно»; атриум используется как концертный и выставочный зал.

Залы Хлебного дома

Особенностью планировки Кухонного корпуса является анфиладное построение помещений, расположенных по внешнему периметру контура здания. Они предполагались в качестве основных, рабочих помещений с печами и очагами. При всём их утилитарном назначении Баженов и здесь проявил себя как незаурядный художник: некоторые просторные залы, завершающиеся сводами совершенных пропорций, оставляют впечатление древнерусских боярских хором или напоминают монастырские трапезные. Угловые комнаты по открывающейся игре перспектив ассоциируются с барочными дворцовыми залами. Комнаты, выходящие окнами во внутренний двор, предназначались для проживания обслуживающего персонала и служебных целей.

Теперь залы используются для размещения основных экспозиций, составленных из коллекций музея-заповедника «Царицыно». Здесь можно увидеть оригинальные эскизы и чертежи царицынских построек, созданных Баженовым и Казаковым; предметы быта и декоративно-прикладного искусства второй половины XVIII века.

В залах размещается экспозиция «Искусство в границах СССР» - эта коллекция положила начало музею декоративно-прикладного искусства народов СССР, созданному в 1984 году и преобразованному в 1993 в музей-заповедник «Царицыно». В залах представлены произведения традиционного народного искусства русских мастеров из различных регионов, а также народных умельцев из Белоруссии, Украины, Прибалтики, Кавказа и Закавказья, Поволжья, Средней Азии. Различными произведениями представлены известнейшие центры народных художественных промыслов - Хохлома, Богородское, Каргополь, Скопино, Городец и другие. Широко представлено гончарное ремесло - характерной для разных народов посудой, изразцами, игрушкой. В экспозиции представлены также ткаческие изделия, вышивка, народные костюмы.

Атриум Хлебного дома, появившийся в 2006 году в процессе реконструкции здания, используется для проведения выставок и концертов. В 2008 году ко Дню города Москвы в атриуме появился орган-портатив, и теперь здесь проводятся концерты органной музыки. Орган изготовлен в Германии специально для атриума Хлебного дома, с учётом особенностей акустики зала. Вес инструмента составляет около 2,2 тонн; в нём 734 трубы, два мануала и 30-клавишная педальная клавиатура. 6 сентября 2008 года в Хлебном доме состоялся первый органный концерт - участвовали органист Александр Майкапар и ансамбль духовых инструментов «Модус Вивенди» .

Фотогалерея










Полезная информация

Хле́бный дом
Ку́хонный ко́рпус

Стоимость посещения

взрослый: ₽ 350
льготный: ₽ 80

Часы работы

  • вт–пт: 11:00–18:00
  • сб: 11:00–20:00
  • вс:11:00–19:00
  • пн: выходной

Адрес и контакты

115569, Москва, улица Дольская, д. 1

Статус

Памятник архитектуры (федеральный). Объект культурного наследия РФ № 7710115000

Архитектурные особенности

Кухонный корпус представляет собой в плане квадрат со скруглёнными углами и имеет внутренний двор. Углы здания сориентированы по сторонам света, поэтому на дворцовую площадь ансамбля оно выходит под углом, северо-западным фасадом, тем самым замыкая перспективу площади. По замыслу Баженова, Кухонный корпус должен был играть очень важную роль в композиции царицынской застройки: расположенное на холме, в наивысшей точке всего ансамбля, крупное здание должно было стать наряду с непостроенным Конюшенным корпусом ведущим элементом дальнего плана парадных царицынских фасадов.

Внешний вид Кухонного корпуса ничем, кроме горельефов, не выдаёт его служебного предназначения; скорее наоборот, здание воспринимается как полноценный дворец. В этом проявился баженовский «театр архитектуры»: прозаические кухни должны были скрываться под маской дворца. Хлебный дом уникален для русской классической архитектуры. Его формы отличаются особой, глубоко продуманной, лаконичной выразительностью и спокойствием линий. Ясные уравновешенные пропорции, соразмерность деталей создают цельный и гармоничный художественный образ. Декоративное решение с изысканной формой окон, мощными белокаменными карнизами, дважды опоясывающими здание, делает его похожим на североитальянские палаццо. Одновременно Хлебный дом похож и на неприступные средневековые арсеналы и имеет черты сходства с за́мками - скруглённые углы подчёркивают замкнутость здания, а со стороны парадных фасадов отсутствуют входы. Они расположены с другой, непарадной стороны здания и ведут во внутренний двор, в котором, в свою очередь, имеются лестницы непосредственно в помещения Кухонного корпуса. Такое решение обеспечивало бы незаметность хозяйственной жизни для венценосных обитателей царицынских дворцов.

Два горельефа-эмблемы в виде каравая с солонкой, украшающие фасады, развёрнутые к парадной части царицынского ансамбля, являются единственными скульптурными украшениями здания. Над сандриками, венчающими горельефы, размещается вензель из букв «Х» и «С» (хлеб-соль); «С» выполнена в форме калача, а «Х» напоминает скрещённые линейки - намёк на принадлежность к масонству Баженова (в качестве тайных символов масоны использовали в том числе и инструменты строителей и архитекторов). Одна из легенд, связанных с масонством Баженова, гласит, что в художественном образе Хлебного дома архитектор метафорически отобразил «братскую трапезу масонов». Окна первого этажа изображают высокие стулья братьев, сидящих спиной к наблюдателю, окна второго - фигуры братьев, сидящих напротив, лицом к наблюдателю, а круглые окна между ними и детали карниза - блюда и бокалы.

Баженов при проектировании здания кухонь проявил себя мастером, знающим многие тонкости кулинарных технологий. Всего им было запланировано восемь кухонь, среди них - специализированные кухни вроде кондитерских цехов и тому подобных. Помимо кухонь, часть помещений планировалось обустроить под «скатерные», «буфетные» и прочие комнаты для хранения столовой утвари и посуды; другие - для проживания служителей и поваров; три комнаты отводились аптекарю и для хранения лекарств. Подвалы здания предназначались для обустройства ледников и винных погребов; к их строительству Баженов относился дотошно, отказавшись использовать стройматериалы из ближних мест в пользу белого камня из хорошёвских каменоломен, отличавшегося особыми свойствами по влаго- и морозостойкости. Среди хозяйственных построек других императорских резиденций России Хлебный дом не имеет аналогов не только в художественном отношении, но и в функциональном.