Рыбинский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Рыбинский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник является одним из крупнейших Верхневолжских музеев. Его основные экспозиции разместились в красивейшем здании, бывшей Новой хлебной бирже.

Это здание было построено в 1912 году по проекту московского архитектора А.В. Иванова и выполнено в «неорусском» стиле. Оно – из кирпича, наружная облицовка – из немецкой плитки. В отделке здания использовано 211 цветных изразцов, на которых изображены двуглавые орлы, бусины, травы и цветы. Фундамент выполнен из бутового камня и заглублен в грунт на четыре метра. Это сделано для того, чтобы постройка могла выдержать весеннее половодье. Здание Новой хлебной биржи в 19-20 веках стало олицетворением богатства, силы и мощи рыбинского купечества. В нем собирались торговцы и промышленники со всех уголков России: от Каспия до Белого моря.

Но Новая хлебная биржа по прямому назначению использовалась совсем недолго. В 1915 году ввели государственную монополию на хлебную торговлю, и необходимость в бирже отпала. В советское время в залах биржи располагались различные советские организации, а потом здесь была городская больница.

Рыбинский государственный музей разместился в здании Новой хлебной биржи в 1993 году. Музей в Рыбинске открылся 17 октября 1910 года по инициативе членов Ярославского естественно-исторического общества (Рыбинское отделение). В первой экспозиции здесь представлялись материалы из естественнонаучной коллекции Михалкова В.С. , владельца усадьбы Петровское. Естественнонаучный музей в 1927 году объединили с художественно-историческим музеем, существовавшим с 1919 года в Рыбинский краеведческий музей.

Основой музейного собрания явились коллекции из национализированных усадеб: Борисоглеба, Петровского, Иловны, Тихвино-Никольского, Сосновца. В 1920-1930 годах они были дополнены произведения искусства из собраний Русского музея и Эрмитажа, а также коллекции из ликвидированных Пошехонского, Мышкинского, Мологского музеев.

Музей постоянно ведет активную собирательскую работу: привозит из экспедиций, приобретает, получает в дар экспонаты для своих коллекций. В конце 1980-х годов у музея открылись новые перспективы развития и в 1988 году он обрел свой нынешний статус.

Собрание музея уникально и многообразно. Сегодня его коллекция насчитывает порядка 120 тысяч экспонатов. Здесь представлена русская, зарубежная графика и живопись, в т.ч. фамильные портретные галереи. Здесь также представлена мебель, фарфор, оружие, бронза, стекло. Гордостью собрания является коллекция иконописи, куда входят местные иконы особого направления поздней русской иконописи – «романовского письма. Также здесь представлены различные археологические находки, а также останки ископаемых животных. Музейные экспозиции рассказывают об истории Рыбинска, посещении его Екатериной Великой в 1767 году, труде бурлаков, о жизни известных на всем Поволжье купцов, а также о судьбах представителей дворянства, их усадьбах.

В музее представлена самая крупная в регионе коллекция зарубежного искусства, которая представлена разделами западноевропейской живописи и графики, прикладного искусства, в которые включены образцы продукции ведущих европейских центров.
Русское искусство представлено работами знаменитых мастеров 18-начала 20 веков: И.И. Шишкина, И.Я. Вишнякова, З.Е. Серебряковой, И.К. Айвазовского, Н.К. Рериха. В отдельный раздел выделен «купеческий портрет». В полном объеме здесь представлена портретная галерея Мусиных-Пушкиных, где работы Ф. Рокотова стоят рядом с произведениями неизвестных талантливых крепостных художников. Прикладное искусства 18-19 веков представлена гжельской майоликой, посудой и статуэтками из фарфора, стеклянными штофами и кубками.

В 1964 году для съемок экранизации «Войны и мира» Рыбинский музей предоставил «Мосфильму» порядка 50 экспонатов (мебель и аксессуары 19 века).

Музей проводит экскурсионные программы для взрослых и детей, которые посвящены деятельности Ловецкой Рыбной слободы, затопленному городу Мологе, истории и природе Рыбинского края, предлагает обзорную экскурсию по дому-музею А.А. Ухтомского.

Филиал или подчиненная организация:
Мемориальный дом-музей академика А.А. Ухтомского - M1586
Музей Мологского края - M2108

Членство в организациях:
Союз музеев России - R14
Ассоциация музейных работников - R52
Некоммерческое партнерство "Автоматизация деятельности музеев и информационные технологии" (АДИТ) - R297

Организации партнеры:
Государственный Русский музей - M117
Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А. Некрасова "Карабиха" - M587
Ярославский художественный музей - M1592
Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей - M1610
Государственный музей-заповедник "Ростовский кремль" - M1649
Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник - M1855

Спонсоры, меценаты и грантодатели:
Гранты Президента Российской Федерации и Губернатора Ярославской области

Единиц хранения:
120 900, из них 101 500 предметов основного фонда

Наиболее ценные (уникальные) коллекции:
Собрания дворянских усадеб: Мусиных-Пушкиных, Михалковых, Лихачевых, Опочининых
Русская живопись XVIII - XX в.: дворянский и купеческий портрет, произведения петербургских художников XVIII-начала ХХ в. (в т.ч. собрание работ И.С. Далматова), работы ярославских и рыбинских художников второй половины ХХ в.
Русская и советская графика XVIII - XX вв. (гравюра XVIII-нач. XIX в., академический рисунок сер. XIX в., собрание работ Кукрыниксов (дар Н.А. Соколова) - 2000 ед. хр.
Русская икона XVI-XIX вв., в том числе собрание икон "романовских писем" - 500 ед. хр.
Западноевропейская графика XVI - XIX вв. - 1600 ед. хр.
Искусство стран Востока - 200 ед. хр.
Русская и зарубежная керамика, фарфор и стекло в XVI - XX вв. (в том числе собрание продукции фарфорового завода в Песочном близ Рыбинска) - 5 800 ед. хр.
Коллекция народного искусства (одежда, предметы быта, резное и расписное дерево) - 1000 ед. хр.

Примечание:
Официальное название организации: Государственное учреждение культуры Ярославской области "Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник".

Copyright (c) 1996-2017 Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Рыбинский музей-заповедник (Рыбинск, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры в Россию на Новый год
  • Горящие туры по всему миру

Добавить отзыв Следить

Предыдущая фотография Следующая фотография

Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник в Рыбинске - один из самых старых и больших музеев во всём регионе. В его фондах насчитывается более 120 тыс. экспонатов. История музея начинается с 1910 г., когда в Рыбинске открылась естественно-научная экспозиция. Официально художественно-исторический музей был открыт в 1919 г., и коллекция его состояла из национализированных шедевров старинных дворянских усадеб.

Сегодня в музее постоянно работают около 10 экспозиций. В их числе - выставки, посвящённые истории города и музея, а также природе края (в том числе с живыми зверями), археологическим находкам в области, энтомологии, а также декоративно-прикладному и изящному искусству.

Музей занимает видное историческое здание хлебной биржи, выстроенное в 1912 г. столичным архитектором А. Ивановым. Это здание на набережной, послужившее в 20 веке и военному госпиталю, и военному штабу, и городской лечебнице, было передано музею в 1992 г. Также к музею относится часть здания Мучного гостиного двора, возведённого в конце 18 века.

Музей может похвастать наиболее обширной коллекцией предметов западноевропейского искусства во всём регионе.

Богатейшее собрание музея состоит из ряда коллекций. В частности, музей может похвастать наиболее обширной коллекцией предметов западноевропейского искусства во всём регионе. Здесь можно увидеть работы итальянских, голландских, немецких, французских, английских мастеров 16-19 веков наряду со скульптурами 18-19 веков. Как минимум не менее интересна коллекция прикладного европейского искусства. В ней собраны средневековые итальянские майолики, фаянсовые изделия из Делфта и Веджвуда, изделия знаменитейших фарфоровых мануфактур Западной Европы 18-19 веков, китайский фарфор и керамика Дальнего и Ближнего Востока; предметы из декоративного стекла, изготовленные в Богемии и Силезии.

Музейные коллекции отечественных предметов искусства ничуть не менее богаты. Наиболее старинные экспонаты относятся к православной культуре: это печатные издания, иконы (самые древние датируются 16 веком), резные предметы из дерева, финифть и древние медные пластины 11 века. Художественное собрание включает шедевры таких мастеров, как Ф. Рокотов, И. Шишкин, В. Верещагин, И. Репин, А. Бенуа, Н. Рерих. Также в музее создана коллекция декоративно-прикладных изделий из стекла и фарфора отечественных заводов.

В 1967 г., когда С. Бондарчук снимал «Войну и мир», оригинальную мебель и аксессуары для съёмок предоставил музей-заповедник в Рыбинске.

В ходе осмотра исторических и археологических экспозиций можно познакомиться с домонгольской культурой населявших здешние края людей, увидеть предметы быта, старинные документы и фотоматериалы. Наиболее любопытные экспонаты коллекции, посвящённой флоре и фауне, - это части скелетов мамонтов, шерстистого носорога и доисторических бизонов.

Первый филиал музея был открыт в 1990 г. Им стал Мемориальный дом-музей А. Ухтомского, в котором учёный провёл детство и юность. Экспозиция, размещённая в небольшом деревянном здании, рассказывает о научной работе учёного, его взглядах на общественный строй и религию. Здесь можно увидеть воссозданный интерьер домашней гостиной и рабочего кабинета Ухтомского в Ленинграде.

Второй музейный филиал занимает часовню бывшего Афанасьевского монастыря. Сегодня в часовне находится Музей Мологского края. Он был открыт в 1995 г. и посвящён истории земель, которые оказались затопленными при создании Рыбинского водохранилища - в частности, города Молога, который ушёл под воду целиком вместе с семью сотнями старых поселений. В числе 300 предметов постоянной экспозиции музея - оригинальная мебель, бытовые и культовые предметы и археологические находки.

Практическая информация

Адрес: Волжская набережная, д. 2. Дом-музей Ухтомского находится по адресу ул. Ухтомского, д. 45. Музей Мологского края расположен по адресу Преображенский пер., д. 6а.

Время работы: музей-заповедник открыт с 9:00 до 17:00 по будням, кроме понедельника и последней среды месяца, и с 10:00 до 18:00 по выходным. Дом-музей Ухтомского открыт с 9:30 до 17:00 ежедневно, кроме воскресенья и понедельника, а также первого вторника месяца. Музей Мологского края открыт с 9:00 до 17:00 ежедневно, кроме воскресенья и понедельника, а также последней среды месяца.

Вход: посещение постоянной экспозиции музея-заповедника для взрослых: 250 RUB, для школьников: 280 RUB. Посещение картинной галереи для взрослых: 100 RUB, для школьников: бесплатно.

Цены на странице указаны на декабрь 2016 г.

  • Где остановиться: для радиальных экскурсий по области удобнее всего остановиться непосредственно в Ярославле . В поисках природы и уединения - в одном из санаториев, турбаз или гостиниц Ярославской области .
  • Что посмотреть: старинный и вольготно раскинувшийся на Волге Ярославль , один из древнейших русских городов Ростов Великий и величественный Борисоглебский монастырь, расположенный поблизости. Стоит побывать и в городе, где был убит царевич Дмитрий - в

Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник ― государственное учреждение культуры в городе Рыбинске .

Основное здание музея ― бывшая Хлебная биржа, построенная в 1912 году по проекту московского архитектора А. В. Иванова в «псевдорусском стиле». В единый музейный комплекс также входит часть здания бывшего Мучного гостиного двора (конец XVIII в.).

История

  • 17 октября 1910 ― в здании Рыбинского коммерческого училища открывается естественно-научный музей (минералогическая, геологическая и антропологическая коллекции).
  • 14 декабря 1919 ― открывается Рыбинский художественно-исторический музей. Ядро коллекции составляют предметы искусства из национализированных усадеб дворян Лихачёвых, Мусиных-Пушкиных, Михалковых, Тишининых.
  • 5 января 1927 ― оба музея объединяются в Рыбинский музей местного края. Собрание значительно растёт за счёт поступлений из расформированных музеев Мышкина, Пошехонья-Володарска и Мологи.
  • 10 февраля 1959 ― Рыбинскому краеведческому музею присваивается статус историко-художественного.
  • 16 января 1989 ― Рыбинский музей становится историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником.
  • 20 сентября 1990 ― открывается первый филиал (ныне ― отдел) Рыбинского музея-заповедника ― Мемориальный Дом-музей академика А.А. Ухтомского.
  • 12 августа 1995 ― в часовне бывшего рыбинского подворья Мологского Афанасьевского монастыря открывается второй филиал музея ― Музей Мологского края им. Н.М. Алексеева.
  • 1992 ― администрация города Рыбинска принимает решение о передаче музею-заповеднику здания бывшей Хлебной биржи. В годы Первой мировой войны в этом здании располагался военный госпиталь, с 1918 года ― штаб Красной гвардии, в 1921―1981 годах ― Городская больница им. Н. И. Пирогова.

Филиалы музея

  • Мемориальный Дом-музей академика А.А. Ухтомского
  • Музей Мологского края им. Н.М. Алексеева

Постоянные экспозиции

  • История Рыбинского музея
  • Природа Рыбинского края (чучела животных)
  • Рыбинская зоологическая выставка (живые звери и птицы)
  • Древнейшее прошлое Рыбинского края
  • «О своём отдалённом начале...» (материалы Рыбинской археологической экспедиции)
  • Металл богов
  • Энтомологическая коллекция Д. А. Сирожа
  • Рыбная слобода в XVI―XVIII вв.
  • Учебный класс «Бурлачество»
  • Рыбинск в XIX ― начале XX вв.
  • Картинная галерея: Русское искусство XVIII―XX вв.

Коллекции

  • Зарубежное искусство ― самая крупная коллекция в регионе. Западноевропейская графика XVI―XIX веков: итальянцы Аг. Карраччи, О. Фиалетти, С. делла Белла, Дж. Б. Галеструцци, голландцы Х. Гольциус, В. Сваненбург, К. Пасс, немцы И. Майор, Х. В. Э. Дитрих, французы Р. Нантейль, Ж. Эделинк, К. Жилло, Ф. Буше), англичане Ф. Бартолоцци, Р. Ирлом, В. Грин. Западноевропейская живопись: нидерландская, французская, немецкая и итальянская школы (Б. Бренберг, Я. ван Хёйсум, М. де Хондекутер, Х. ван Хове и А. Эдельфельт). Западноевропейская скульптура XVIII ― XIX веков: П. Ф. Томир, Клодион, А. Л. Бари, К. Фратэн.
  • Зарубежное прикладное искусство: майолики Фаэнцы, Губбио, Урбино, Кастелли, Савоны и Генуи XVI ― первой половины XVIII веков; полуфаянсы Авона кон. XVI ― XVII вв.; фаянсы Руана, Делфта, Страсбурга кон. XVII ― XVIII веков; немецкая керамика, каменный товар и фаянсы Веджвуда. Изделия Мейсенской и Севрской (XVIII ― нач. XIX вв.), Берлинской (XIX в.), Нимфенбургской и Копенгагенской (кон. XIX ― нач. XX вв.) фарфоровых мануфактур. Китайский фарфор эпох Цин и Мин, японская керамика Сацума и Банко, персидская и туркестанская керамика XIII, XVI ― XIX веков, силезское и богемское стекло XVIII ― XIX вв. Есть ценные образцы художественной обработки металла, мебель, дальневосточная резная кость, ткани, нумизматика.
  • Русская православная культура: коллекции меднолитой пластики XI ― XIX вв., книги кириллической печати XVII ― XIX вв., иконопись, включающая образцы древнерусского искусства XVI ― XVII вв. («Спас оплечный», «Видение Иоанна Лествичника со сценами жития»; «Богоматерь Киккская» кисти Леонтия Тюменева), и многочисленные произведения XVIII ― нач. XX вв, изделия в технике финифти, резьба по дереву.
  • Русское изобразительное искусство. Портретная живопись XVIII века: И. Я. Вишняков, Ф. С. Рокотов, К. Л. Христинек), и менее известные Н. Абхази, Е. Д. Камеженков, А. Чащин, И. В. Шляхтенков. Первая половина XIX века: Ф. М. Матвеев и А. Г. Варнек, «купеческий портрет»: И. В. Баженов, И. В. Тарханов. Мастера середины и второй половины XIX века: И. К. Айвазовский, А. П. Боголюбов, В. В. Верещагин, К. Е. Маковский, А. А. Харламов, И. И. Шишкин. Русская живопись начала XX в.: С. Ю. Жуковский, П. П. Кончаловский, И. И. Бродский, собрание работ И. С. Далматова. Послереволюционный период: Р. Р. Френц, З. Е. Серебрякова, К. Н. Бритов, А. В. Учаев, местные художники В. В. Трамзин, В. В. Тулин, Н. Д. Малафеев.
  • Русская графика XVIII-XX веков: А. Н. Бенуа, В. И. Гау, И. Н. Крамский, В. В. Пукирев, И. Е. Репин, Н. Е. Сверчков, Г. И. Семирадский, Н. К. Рёрих, С. В. Чехонин, гравюры П. Пикарта, Е. П. Чемесова, Г. И. Скородумова, И. И. Шишкина. Рыбинские художники от 1920-х годов (П. Т. Горбунцов, Т. И. Миссарин) до наших дней (М. П. Соловьёв, С. В. Стукалин, В. А. Цаплин); значительное собрание работ Кукрыниксов, подаренное музею одним из авторов ― Н. А. Соколовым.
  • Русское прикладное искусство XVIII-XIX веков: коллекция фарфора (изделия заводов Гарднера, Попова, Батенина, продукция местного фарфорового завода в посёлке Песочное) и стекла.
  • История города и края: документы, фотографии, предметы быта, персональные фонды земляков.
  • Фонд археологии: материалы археологических раскопок домонгольского поселения Усть-Шексна, расположенного на территории современного города, и предметы деятельности человека на территории края, начиная с древнейших времён.
  • Флора и фауна края: чучела животных и птиц, ископаемые формы растений и животных, в том числе отпечатки древних папоротников и плаунов, ископаемые остатки головоногих моллюсков (аммониты и белемниты), других древних беспозвоночных, отпечатки рыб, череп панцирноголового земноводного (тоозуха), части скелета мамонта, черепа первобытных бизонов и шерстистого носорога.

Крупные выставочные проекты

  • «VI-я выставка произведений изобразительного искусства, реставрированных ГЦХНРМ им. И. Э. Грабаря». Москва, 1969.
  • «Неизвестные и забытые художники XVIII-XIX веков». Москва, 1975.
  • «Ярославские портреты XVIII-XIX веков». Ярославль, Москва, 1980.
  • «Русский акварельный и карандашный портрет первой половины XIX века из музеев РСФСР». Москва, 1987.
  • «Русские святые». Москва, 1990.
  • «Преподобный Сергий Радонежский». Москва, 1992.
  • «Сокровища музеев Центральной России». Москва, Малый Манеж, 2000.
  • Проект «Золотая карта России». Государственная Третьяковская галерея, 7 декабря 2000 - 7 января 2001.
  • «Шедевры из старого города. Русская и западно-европейская графика и декоративно-прикладное искусство XIX - начала XX века». Школа акварели Сергея Андрияки, 2004.
  • «Антология русской живописи XVIII-XX веков». Национальный художественный музей Республики Беларусь, 2005.