Презентация на тему: "Кузнечное дело. А что это такое? Кузнечное дело - это умение из бесполезного куска железа сделать нечто более ценное. Главный материал для работы кузнеца.". Скачать бесплатно и без регистрации. Кузнец на Руси: колдун или последовател

Истоки кузнечного ремесла восходят к глубокой древности. Первое упоминание о кузнецах находим в мифах древней Греции: со времен, когда божественный кузнец Гефест выковал гвозди для распятия Прометея на кавказской скале. Отсюда и началась история кузнечного дела.

Имя Каина, первого сына Адама и Евы, этимологически значит «кузнец». Среди его потомков был Тувалькаин, который избрал кузнечное ремесло. Библия определяет его как изобретателя разного рода медных и железных орудий, употребляемых как для земледелия, так и для военных действий. Одно из первых упоминаний о кузнецах – в рассказе о сооружении Иерусалимского Храма при царе Шломо. Среди строивших стены Иерусалима при Нехемии были и кузнецы, изготовившие двери и ворота с замками и засовами. В Иерусалиме, перед его захватом римлянами в 70г до нашей эры, некоторые улицы и кварталы были населены исключительно кузнецами.

На Руси железо было известно еще ранним славянам. Самый старый метод обработки металла – это ковка. Сначала древние люди били колотушками губчатое железо в холодном состоянии, чтобы «выжать из него соки», т.е. удалить примеси. Затем они стали нагревать металл и придавать ему нужную форму.

Уже в VII-IX вв. у славян появляются специальные поселки металлургов. Кузницы в славянских поселениях располагались в стороне от жилых домов, возле рек: кузнецу постоянно нужен был огонь в кузнечном горне для размягчения металла и вода для охлаждения готовых изделий. Кузнечное ремесло считалось у славян занятием таинственным и даже колдовским. Недаром само слово «кузнец» родственно слову «козни». Кузнец, как и пахарь, был любимым героем славянского фольклора.

В изделиях древних славян орнамент очень спокоен, а изображения не внушают человеку страха. Житель бескрайних дебрей, древний славянин видел в фантастических существах, населявших, как он верил леса, воды и болота, не столько своих врагов, сколько покровителей. Они защищали, берегли его. Он чувствовал себя причастным к их жизни, а потому и в искусстве, в кованых изделиях стремился подчеркнуть эту нерасторжимую связь. Сформировавшиеся тогда художественные вкусы и навыки не исчезли со становлением феодализма и принятием христианства.

Процесс феодализации привел к образованию в 9в. Киевской Руси, крупного государства, быстро получившего известность во всем тогдашнем мире.

Имя легендарного основателя города Киева - Кий - родственно слову «ковать»; само это имя могло означать «палица», «молот». На Украине известны предания о том, как кузнец запряг в плуг чудовищного змея и заставил его пропахать борозды, которые стали руслами рек или сохранились в виде древних укреплений - «змеевых валов». В этих преданиях кузнец - не только творец орудий ремесла, но и создатель окружающего мира, природного ландшафта.

Трудоемкость процесса выделила кузнецов из общины и сделала из них первых ремесленников. В древности кузнецы сами плавили металл, а затем его ковали. Необходимые принадлежности кузнеца - горн (плавильная печь) для нагрева крицы, кочерга, лом (пешня), железная лопата, наковальня, молот (кувалда), разнообразные клещи для извлечения из горна раскаленного железа и работы с ним, - вот набор инструментов, необходимых для плавильных и ковочных работ.

Для Киевской Руси прогрессивное значение имело принятие христианства. Оно способствовало более органичному и глубокому усвоению всего лучшего, чем обладала передовая для того времени Византия.

В X – XI веках благодаря развитию металлургии и других ремесел, у славян появились соха и плуг с железным лемехом. На территории древнего Киева археологи находят серпы, дверные замки и другие вещи, сделанные руками кузнецов, оружейников и ювелиров.

В X веке появились наземные печи, воздух в которые нагнетался с помощью кожаных мехов. Меха раздувались вручную. И эта работа делала процесс варки очень тяжелым. Археологи до сих пор находят на городищах признаки местной выработки металла - отходы сыродутного процесса в виде шлаков.

В XI веке металлургическое производство уже имело большое распространение и в городе, и в деревне. Сырьем для получения железа служили болотная и озерная руды, не требовавшие при обработке сложной технологии и широко распространенные в лесостепи. Русские княжества располагались в зоне рудных месторождений, и кузнецы почти повсеместно были обеспечены сырьем.

Очень быстро культура Киевской Руси достигла высокого уровня, соперничая с культурой не только Западной Европы, но и Византии. Блестящий расцвет переживал Киев – один из самых больших и богатых городов Европы 11-12 века. По словам Титмара Мерзебургского, немецкого писателя начала 11 века, в Киеве было несколько сот церквей и много рынков, что говорит об оживленной торговле и бурной строительной деятельности. Высоким мастерством отличалось прикладное искусство Киевской Руси, искусство кузнецов. Получив распространение в быту, оно в равной мере проявляло себя и в культовых предметах (оклады, резные иконы, кресты-складни, церковная утварь и т.д.).

Письменные источники не сохранили до нас технику ковки и основные технические приемы древнерусских кузнецов. Но исследование старинных кованых изделий позволяет историкам говорить о том, что древнерусским кузнецам были известны все важнейшие технические приемы: сварка, пробивание отверстий, кручение, клепка пластин, наваривание стальных лезвий и закалка стали. В каждой кузнице, как правило, работало два кузнеца - мастер и подручный. В XI-XIII вв. литейное дело частично обособилось, и кузнецы занялись непосредственно ковкой железных изделий. В Древней Руси кузнецом назывался любой мастер по металлу: «кузнец железу», «кузнец меди», «кузнец серебру».

К наиболее простым кованым изделиям можно отнести: ножи, обручи и дружки для ушатов, гвозди, серпы, косы, долота, шилья, лопаты и сковороды, т.е. предметы, не требующие специальных приемов. Их мог изготовить любой кузнец в одиночку. Более сложные кованые изделия: цепи, дверные пробои, железные кольца от поясов и от сбруи, удила, светцы, остроги, - уже требовали сварки, которую осуществляли опытные кузнецы с помощью подручных.

Особое развитие получило производство оружия и военных доспехов. Мечи и боевые топоры, колчаны со стрелами, сабли и ножи, кольчуги, шлемы и щиты вырабатывались мастерами-оружейниками. Изготовление оружия и доспехов было сопряжено с особенно тщательной обработкой металла, требовало умелых приемов в работе. Русские шлемы-шишаки склепывались из железных клиновидных полос. К такому виду шлемов принадлежит известный шлем Ярослава Всеволодовича, брошенный им на поле Липецкой битвы 1216 г. Он является прекрасным образцом русского оружейного и ювелирного дела XII-XIII веков.

В XI-XIII веках городские мастера работают на широкий рынок, т.е. производство становится массовым.

В XIII веке создается ряд новых ремесленных центров со своими особенностями в технике и стиле. Но никакого упадка ремесла со второй половины XII века, как это иногда утверждается, мы не наблюдаем ни в Киеве, ни в других местах. Наоборот, культура растет, охватывая новые области и изобретая новые технические приемы. Во второй половине XII века и в XIII веке, несмотря на неблагоприятные условия феодальной раздробленности, русское ремесло достигло наиболее полного технического и художественного расцвета. Развитие феодальных отношений и феодальной собственности на землю в XII – первой половине XIII в. вызвало изменение формы политического устройства, нашедшее свое выражение в феодальной раздробленности, т.е. создании относительно самостоятельных государств-княжеств. В этот период кузнечно-слесарное и оружейное дело, ковка и штамповка продолжали развиваться во всех княжествах. В богатых хозяйствах все больше стало появляться плугов с железными лемехами. Мастера ищут новые приемы работы. Новгородские мастера оружейного дела в XII – XIII вв., применив новую технологию, стали изготовлять клинки сабель гораздо большей прочности, твердости и гибкости.

В зодчестве Украины 14-17вв. большое значение получила крепостная архитектура. Территория Украины тогда представляла арену ожесточенной борьбы (Польша, Литва, Венгрия), подвергалась опустошительным набегам татарских, а затем турецких орд. Вследствие этого, изделия кузнецов также служили защите отечества, а декоративные средства применялись очень сдержанно.

С середины XIII века над Киевской Русью установилось владычество Золотой орды. События 1237 – 1240 гг. стали едва ли не самыми трагическими в многовековой истории нашего народа. Городам средневековья был нанесен непоправимый ущерб. Веками накапливаемое ремесленное мастерство было почти утрачено. После монгольского завоевания исчез ряд технических приемов, знакомых Киевской Руси, и археологи не обнаружили многих предметов, обычных для предшествующей игу эпохи. Из-за татаро-монгольского ига в XIII- XV вв. наметилось значительное отставание развития городов феодальной Руси от городов Западной Европы, в которых начинает зарождаться класс буржуазии. До нашего времени дошло незначительное число предметов быта XIV – XV вв., но и они дают возможность судить о том, как постепенно возобновлялось развитие ремесел на Руси. С середины XIV в. начался новый подъем ремесленного производства. В это время, в особенности в связи с возросшими военными потребностями, получила большее распространение обработка железа, центрами которого стали Новгород, Москва и другие русские города.

Во второй половине XIV в. русскими кузнецами впервые в стране были изготовлены кованые и клепаные пушки. Образец высокого технического и художественного мастерства русских оружейников являет дошедшая до наших дней стальная рогатина тверского князя Бориса Александровича, сделанная в первой половине XV века. Она украшена позолоченным серебром с изображением различных фигур.

С середины 16в. в украинской архитектуре ощущается воздействие искусства Возрождения. Влияние северо-итальянского, немецкого и польского искусства наиболее заметно в архитектуре и прикладном искусстве городов Западной Украины, особенно Львова. На смену духу средневековой отчужденности и аскетизма пришли светские стремления. В изделиях кузнечных мастеров любовно переданы мотивы природы, навеянные пейзажами Прикарпатья. Широкое применение нашел орнамент, украшение «виноградная лоза».

В полную силу художественные особенности железа раскрылись позднее, особенно в украинском искусстве XVII-XVIII столетий.

Оконные проемы закрывались ажурными коваными решетками, сады и парки оформлялись искусно сделанными коваными оградами, коваными воротами. Богато оформленные железные двери с элементами ковки украшали каменные храмы, дворцы, в строительстве которых принимали участие мастера всех видов ремесел.

В XVIII столетии ковка широко используется для выполнения оград городских усадеб, особняков, церковных дворов. С ней соперничает техника чугунного литья, вытесняя ковку как дорогостоящую работу. Но своеобразие художественных решений, которое достигается ковкой, сохраняет интерес к ней и в XIX веке.

В 1837г. Был утвержден новый генеральный план Киева. В 1830-50гг. в городе был выстроен ряд крупных общественных и административных зданий: Институт благородных девиц (1838-42гг. архитектор В.И. Беретти), ансамбль Киевского университета (1837-43гг. Беретти), присутственные места (1854-57гг. М.С. Иконников). Появился новый тип зданий – доходные дома, имевшие этажи под магазины, гостиницу, ресторан, контору.

Фантазия и мастерство кузнецов, изобретательность, виртуозное владение технологией, прекрасное знание особенностей и возможностей металла позволяли создавать высокохудожественные произведения кузнечного искусства, безгранично большого и выразительного мира кованого металла.

Использование форм различных исторических стилей – готики, ренессанса, барокко, а также множества восточных элементов, привело к возникновению эклектики.

Создаются причудливые узоры из переплетов. В оградах, балконных ограждениях, дизайне лестниц, - во всем господствуют капризные криволинейные очертания, стилизация растительных мотивов, особенно трав, цветов, с изогнутыми стеблями и причудливыми формами лепестков.

В XX веке на смену декоративному кованому металлу пришли сварные конструкции, что связано с развитием прокатного и штамповочного производств, художественная ковка стала упрощаться.

Многообразие направлений и концепций в архитектуре и прикладном искусстве противоречило целям формировавшегося в то время тоталитарного режима. К началу 30-х годов ХХ века власть установила жесткий контроль над искусством и архитектурой. Главные составляющие советского декоративного искусства 1920-30гг – простота и функционализм. Тоталитарная власть воспринимала формальные поиски художников и архитекторов как слишком аполитичные, слишком демократичные, не поддающиеся идеологическому контролю. Попрание демократических принципов в жизни общества отразилось и на творческой атмосфере. Была нарушена основа основ творческого процесса – свобода самовыражения художника. Годы сталинизма – один из самых трагических периодов в истории искусства нашей страны. Метод социалистического реализма, скованный жесткими рамками директив – единственное направление искусства 30-50гг. Кузнечное производство было признано «буржуазным» и надолго прекратило свое существование. Лишь после распада СССР и падения соц. системы кузнечное искусство получило возможность бесцензурного, творческого развития.

В настоящее время популярность кованых изделий растет. Украшение дома, сада, квартиры и офиса коваными предметами интерьера стало "модным" у состоятельных людей. Ничто не может так преобразить, подчеркнуть индивидуальность квартиры, дома, сада, как по-настоящему красивые и стильные кованые детали интерьера. И это бесспорно, так как именно художественная ковка является одним из последних "живых" ремесел в наш век стандартных изделий, производящихся массовым тиражом.

Возрождение художественной ковки имеет огромное значение для современного декоративно-прикладного искусства.

Художественная ковка дает возможность создания уникальных по красоте и виртуозной утонченности изделий, идеально дополняющих архитектурные ансамбли. Огонь кузнечного горна придает жилищу высокую надежность и особое ощущение тепла, овеивает его духом высокого искусства прошлого. Прочность и изящество, продуманная гармония линий, четкость контура, – вот далеко не полный перечень достоинств кованых предметов.

Первыми металлами, освоенными людьми, были золото, серебро, медь и ее сплавы. Это обусловлено существованием этих металлов в самородном виде, химической стойкостью и лёгкостью их обработки в холодном состоянии.

Диего Веласкес , CC BY-SA 3.0

Легкоплавкость меди сделала ее первым металлом, выплавляемым человеком. Древнейшие находки медных изделий датируются VII тыс. до н. э. Это были украшения, выкованные из самородной меди (бусины, трубочки свёрнутые из расплющенных листков…).

Затем появляется металлургическая медь и сплавы меди с другими металлами (независимо от состава, историками именуются бронзы).

Именно сплавы, благодаря большей твёрдости и износоустойчивости, заняли первое место как технологический металл (материал орудий). Они же стали основой зарождающейся металлургии сплавов.

George Cruikshank , CC BY-SA 3.0

Одним из районов, богатых медными рудами, были горы Кавказа, особенно Закавказье, где известно более четырёхсот древних месторождений меди.

На базе месторождений в Закавказье в начале III тыс. до н. э. возникает собственный металлургический очаг. Уже с середины III тыс. до н. э. Кавказ снабжал своей металлургической продукцией степные племена Северного Причерноморья, Подонья и Поволжья и сохранял эту роль почти 1000 лет.

Rudolf Epp , CC BY-SA 3.0

Поэтому, первый период в истории металлургии Восточной Европы достаточно справедливо называют кавказским.

Впрочем, существовали и другие центры, такие, например, как Доно - Донецкий регион, где существуют археологические свидетельства самостоятельного плавления меди племенами из меднорудных месторождений Донецкого кряжа.

Говорить о кузнецах «медного века» не совсем корректно. Собственно кузнечную ковку для обработки использовали редко, чаще изделие отливали. Дело в том, что медь отлична по свойствам от железа.

Если медный предмет нагреть и бросить в воду, он не станет твёрже (закалится), а станет мягче (отжиг или отпуск). Лишь со временем медь становится твёрже. Искусственный способ сделать режущий край медного изделия твёрже - наклёп (серия несильных ударов).

Задолго до прихода славян в Восточную Европу древние народы Евразии освоили различные технологии литья: в открытую, а затем в закрытую форму, и наиболее развитую технику - литье по выплавляемым моделям.

Большую часть изделий из меди изготавливали в «черновую» прямо на месте добычи. Например, на южном Урале нередки находки партий литых бронзовых серпов, подготовленных для дальнейшей продажи.

Собственно кузнечные (ударные) технологии для медных изделий в тот период в основном касались отделки - чеканка, гравировка, полировка или покрытия изделий (фрагментов) чернением, золотом или серебром…

Железный век

Приблизительно в 1200 году до нашей эры наступил «Железный век» - человек перешагнул барьер температур и научился получать железо из руд. Открытый огонь (пламя костра) может дать температуру 600-700˚С. В замкнутом гончарном горне получают температуры 800-1000˚С., и уже есть вероятность получения зерен чистого металла.

Лишь в сыродутной печи можно обеспечить температуру до 1100˚-1300˚С. и уверенно получают восстановленное железо. К сожалению, зерна металла оказываются вкрапленными в губчатую массу окислов и шлаков (крицу).

Это не было для древних плавильщиков неожиданностью - расплавленная медь отличается активным газопоглощением, поэтому отливки из нее также получаются губчатые, пористые и требуют дальнейшей проковки.

Clem Rutter, Rochester, Kent. , CC BY-SA 3.0

Потому, остывшую крицу железа дробят, отбирают куски с металлом и снова проковывают. Лишь в печах особой конструкции (с интенсивным наддувом) металл плавится и стекает в нижнюю часть горна, так что шлаки всплывают на нём. К сожалению, такая технология приводит к науглероживанию железа и получению чугуна, который не поддается кузнечной ковке.

Традиционно, открытие выплавки железа из руд приписывают малоазиатскому народу халибов, потому греческое название железа (стали) Χάλυβας происходит от этого народа.

Аристотель оставил описание «халибского» процесса получения железа, от обогащения флотацией породы до выплавки с использованием неких добавок. Из текста следует, что полученный металл был серебристого цвета и не ржавел.

B. M. Askholm , CC BY-SA 2.5

Действительно, первые образцы железа земного происхождения обнаружены на Ближнем Востоке в виде небольших бесформенных комков и датируются 3000 годом до нашей эры.

К наиболее древним железным изделиям можно отнести также два предмета, найденные при раскопках в Египте: один в пирамиде, построенной 2900 лет до нашей эры, а другой - в Абидосе в могильнике, сооруженном лет на 300 позднее.

По мнению учёных, металлургия возникла самостоятельно в ряде мест земного шара - различные народы осваивали ее в разное время. Этому способствовало гораздо большее распространение железосодержащих соединений, чем медьсодержащих.

Фотогалерея










Каин - значит «кузнец»

Имя Каина, первого сына Адама и Евы, этимологически значит «кузнец». Среди его потомков был Тувалькаин, который избрал кузнечное ремесло. Библия определяет его как изобретателя разного рода медных и железных орудий, употребляемых как для земледелия, так и для военных действий. Одно из первых упоминаний о кузнецах – в рассказе о сооружении Иерусалимского Храма при царе Шломо. Среди строивших стены Иерусалима при Нехемии были и кузнецы, изготовившие двери и ворота с замками и засовами. В Иерусалиме, перед его захватом римлянами в 70г до нашей эры, некоторые улицы и кварталы были населены исключительно кузнецами.

Первые

Основываясь на археологических исследованиях, проведенных до 2001 года на памятниках Подунавья (Румынии, Югославии и Болгарии и восточной Сербии), археологи пришли к мнению, что цивилизация Винча (5500-4000 до н. э.) была знакома с добычей, выплавкой и обработкой меди до ближневосточных регионов. Источником металла были ранний энеолитские рудники, такие как «Рудна глава» (вблизи Майданпека) месторождение Беловоде и Белолице (около Петровца на Млаве)… Возможно, здесь колыбель европейской металлургии.

Небесное железо

Человек знал железо (Fe) очень давно, но это было метеоритное железо. В 1818 году полярная экспедиция англичанина Дж. Росса нашла большой железный метеорит на берегу бухты Melville Bay (Мелвилл-Бей) на северо-востоке Гренландии. В конце 19 века одна из экспедиций Роберта Пири на север Гренландии (вблизи мыса Йорк) нашла огромный железный метеорит (вес около 34 тонн). От этих «небесных камней» эскимосы много лет отделяли небольшие куски железа и делали из них ножи и наконечники гарпунов и другие орудия труда. Древние летописи говорят об оружии из «металла неба», которое принадлежало героям или полководцам. Изделия из метеоритного железа легко отличить по высокому содержанию никеля. Но этот ресурс не удовлетворял потребности человечества.

Посёлки у славян

Уже в VII-IX вв. у славян появляются специальные поселки металлургов. Кузницы в славянских поселениях располагались в стороне от жилых домов, возле рек: кузнецу постоянно нужен был огонь в кузнечном горне для размягчения металла и вода для охлаждения готовых изделий. Кузнечное ремесло считалось у славян занятием таинственным и даже колдовским. Недаром само слово «кузнец» родственно слову «козни». Кузнец, как и пахарь, был любимым героем славянского фольклора.

Первые орнаменты

В изделиях древних славян орнамент очень спокоен, а изображения не внушают человеку страха. Житель бескрайних дебрей, древний славянин видел в фантастических существах, населявших, как он верил леса, воды и болота, не столько своих врагов, сколько покровителей. Они защищали, берегли его. Он чувствовал себя причастным к их жизни, а потому и в искусстве, в кованых изделиях стремился подчеркнуть эту нерасторжимую связь. Сформировавшиеся тогда художественные вкусы и навыки не исчезли со становлением феодализма и принятием христианства.

Кузнец - создатель

Имя легендарного основателя города Киева - Кий - родственно слову «ковать»; само это имя могло означать «палица», «молот». На Украине известны предания о том, как кузнец запряг в плуг чудовищного змея и заставил его пропахать борозды, которые стали руслами рек или сохранились в виде древних укреплений - «змеевых валов». В этих преданиях кузнец - не только творец орудий ремесла, но и создатель окружающего мира, природного ландшафта.

А что это такое? Кузнечное дело - это умение из бесполезного куска железа сделать нечто более ценное. Главный материал для работы кузнеца металлы: железо, чугун, сталь, а также бронза, медь, свинец, благородные металлы. Кузница мастерская, в которой производится ручная обработка металла, как правило, ковкой. В связи с малой производительностью труда и научно-техническим прогрессом потеряла своё значение; ручное производство сменилось фабричным поточным. На смену мастерской пришли кузнечные цеха с механическими и гидравлическими молотами, прокатными станами и т. д. В современной кузнице занимаются, как правило, ручной художественной ковкой и изготавливают штучные изделия.


История возникновения Кузнечное дело считается одним из самых древних ремесел после обработки камня. Как только человек обнаружил все преимущества железа перед камнем, он начал совершенствовать технологию его обработки. Кузнечное дело, в отличие от других ремесел, вызвало необходимость оборудовать специальные помещения – кузницы, отделенные от дома ремесленника. Кузница, как объект повышенной пожароопасности, располагались на окраинах поселения. Они уже были оборудованы горном и воздуходувными мехами. Горн является одним из главных элементов кузницы. Он представлял собой жаровню, которая располагалась на каменном или глинобитном возвышении со стенкой у одного из краев. Кузнечный горн служил для нагрева металла при кузнечной ковке. В качестве топлива для горна обычно использовался древесный каменный уголь.. Основными инструментами кузнеца всегда являлись – наковальня, клещи, молот, зубила и т.д. Все инструменты делались из обычного железа. Наковальня – твердая плоскость, где ковалось изделие. Она, практически не претерпев изменений во внешнем виде, бывает двух видов: однорогая или двурогая (выступы в виде рога для отковывания круглых изделий). В кузнечном деле использовались молоты, подразделявшихся по весу: ручники, весом до 1 кг и молоты – кувалды весом более килограмма. Клещи – по сути руки кузнеца. Они служат для извлечения заготовки из горна, поддержания, поворачивания детали на наковальне.. Клещи были различных видов Также к специальным инструментам кузнечного дела относились напильник и гвоздильня (приспособление для изготовления гвоздей). Для обработки металла в холодном состоянии, всегда использовался напильник, представлявший длинный металлический брусок из твердого металла, с нанесенными на его поверхность насечками в виде зубьев, крепившийся на деревянный черенок. Инструментом конечной обработки в кузнечном деле являлся наждачный камень, который применялся для обработки конечного кузнечного изделия. В развитое средневековье в России использовалась по большей части руда, которую можно было добыть нешахтовым способом, так как при технологиях того времени это было просто невыгодно. Вплоть до XIX века технология ковки металла мало изменялась. Несмотря на это, кузнецы того времени наряду с такими простыми изделиями как ножи, ножницы, умели делать часы. Среди кованых изделий большое место занимало производство различных замков, от самых маленьких и простых, до огромных амбарных с затейливым механизмом.


А зачем нужны кузнецы в настоящее время? Санкт-Петербург – важный культурный город в стране(да и в мире),т.к здесь находится огромное количество музеев, архетиктурных ценностей…Но к сожалению,со временем они приходят в негодность и чтобы их не потерять,нужны кузнецы.Они могут изготовить копию архитектурного изделия или поправить его. Но кузнечное дело также нужно и для изготовления элементов художественной ковки,украшающих офисы, дома, загородные коттеджи и широко использующихся в ландшафтном дизайне. кованые изделия поражают нас своей красотой, и, кажется, что человеческие руки не могут сделать такого. Мы видим различные кованые заборы, ворота, оригинальные завитки - элементы, из котрорых они создаются и все это благодаря современным технологиям и специальному кузнечному оборудованию, которые позволяют изготавливать кованые изделия в мастерской или небольшом цеху. Сегодня кованые изделия пользуются особым спросом у крупных предприятий и небольших фирм, у состоятельных домовладельцев и горожан среднего достатка.


Учебные заведения Санкт--Петербургская государственная художественно- промышленная академия им. Барона А. Л. Штиглица основана в 1876 году и долгое время была известна как ЛВХПУ имени В. И. Мухиной. Это одно из наиболее авторитетных художественных учебных заведений России. Кафедре художественной обработки металла (ХОМ, факультет декоративно-прикладного искусства) уже больше 30 лет. Форма обучения – очная, продолжительность – 6 лет. Иногородним студентам предоставляется общежитие, поэтому сюда едут со всей России. К абитуриентам предъявляется одно главное требование: они должны быть творчески одаренными. Необходимые навыки - академическое беглое рисование и свобода мышления (умение фантазировать, сочинять) Еще одно прославленное художественное учебное заведение - Московский государственный художественно-промышленный университет имени С. Г. Строганова (Москва). История этого многопрофильного вуза началась с 1825 года, когда он еще именовался Школой рисования в отношении к искусствам и ремеслам. С училищем связана деятельность таких знаменитых зодчих и художников, как С. В. Иванов, М. А. Врубель, А. В. Щусев, К. А. Коровин и другие.,Существует ещё достаточно большое количество институтов и факультетов для обучения кузнечного искусства, Санкт--Петербургская государственная художественно- промышленная академия им. Барона А. Л. Штиглица





К сожалению, есть ограничения по здоровью… 1)Нужно иметь хорошее давление(Работа по горячему всё-таки…) 1)Нужно иметь хорошее давление(Работа по горячему всё-таки…) 2)Никаких психических заболеваний 2)Никаких психических заболеваний 3)при некоторых нервных заболеваниях 3)при некоторых нервных заболеваниях


Некоторые компании в санкт- Петербурге,готовыые принять кузнецов Также можно устроиться в следующие фирмы: Также можно устроиться в следующие фирмы: ArtCox ArtCox Кузнечный двор « Корч » Кузнечный двор « Корч » ЭЛЭС ЗАО(Санкт-Петербург, офис: Центральный) ОАО " Пролетарский завод" судового и энергетического машиностроения ОАО " Пролетарский завод" судового и энергетического машиностроения


А также… Про кузнецов слагали стихи и сказки…. Царь и кузнец [ (народная сказка) В нашем ли государстве было, соседнем, про то не помню, а только жил в одной деревне кузнец. Хлеба не сеял, землю не пахал, а стучал целыми днями в своей кузне большим молотом. У кого что случиться: плуг ли надо починить, коня ли подковать, или еще что – все к нему обращались. Платы за свой труд кузнец не назначал, а кто что подавал – тем и обходился. А в столице – городе жил-был царь. Сам из себя статный: росту высокого, в плечах широк, и силен был – никто с ним совладать не мог. Во всем царь хорош, да только был у него один изъян – уж больно любил он своей силой похвастаться. Приедут гости заморские к нему во дворец – он тот час их бороться зовет. Бывало, так бока намнет, что они неделю, а то и все две потом хворают. А царь ходит довольный и похохатывает: - Куда вам, иноземцам, со мной тягаться! Ну те, знамо дело, обижаются и уезжают по своим заграницам. До того дошло, что никто в гости не едет. Пытались министры царя урезонить, да только и песни поет. Да только незадача вышла – конь посреди дороги расковался. А дело было как раз у деревни, где кузнец жил. Приходит царь к кузнецу и просит: - Конь у меня расковался. Сделай-ка мне подкову. Выковал кузнец подкову и подает царю: - Поглядите, Ваше Величество. Посмотрел царь и говорит: - Слаба подкова получилась. Взял ее и разогнул.


Продолжение… Выковал кузнец другую. Подает царю. А царь и эту подкову разогнул: - Слабовата. Опечалился кузнец. - Я, Ваше Величество, - говорит, - с детства в кузне работаю. Много чего умею. А почему эти подковы не получились – ума не приложу. Видать, другой вам кузнец нужен. Рассмеялся царь: - Ты, кузнец, дело хорошо свое знаешь. И подковы твои – хорошие. Просто это я такой сильный. Ничего не сказал кузнец. Выковал он новые подковы и подковал царского коня. Царь - доволен. Похвалил кузнеца и спрашивает: - Какую ты плату за работу хочешь? А кузнец ему в ответ: - Кому я работу делал, тому ее и оценивать. Подивился царь, что простой кузнец так умно отвечает, и подает ему железный рубль. Кузнец рубль взял, посмотрел на него, посмотрел, да и переломил пополам. - Ой, - говорит, - фальшивый. Еще больше удивился царь. Достает другой рубль, серебряный. Кузнец повертел этот рубль в руках, да и его сломал. - Ох, - удивляется, - и этот тоже фальшивый попался. Разгневался царь: - Как, чтоб у меня, царя, да деньги фальшивые были?! А кузнец ему в ответ: - Извини, Ваше Величество. Деньги у тебя хорошие. Просто я тоже сильный. Стыдно стало царю. Вынул он кошель с золотом и протянул кузнецу: - Вот возьми. Тут тебе и за подковы, и за науку. Сам вскочил на коня и ускакал прочь. Посмотрел ему кузнец вослед, улыбнулся и опять пошел в кузню молотом стучать – дел-то у него было много. А царь с тех пор перестал своей силой хвастать.


Стихотворение про кузнеца Сергея Есенина…. Д ушно в кузнице угрюмой, И тяжел несносный жар, И от визга и от шума В голове стоит угар. К наковальне наклоняясь, Машут руки кузнеца, Сетью красной рассыпаясь, Вьются искры у лица. Взор отважный и суровый Блещет радугой огней, Словно взмах орла, готовый Унестись за даль морей... Куй, кузнец, рази ударом, Пусть с лица струится пот. Зажигай сердца пожаром, Прочь от горя и невзгод! Закали свои порывы, Преврати порывы в сталь И лети мечтой игривой Ты в заоблачную даль. Там вдали, за черной тучей, За порогом хмурых дней, Реет солнца блеск могучий Над равнинами полей. Тонут пастбища и нивы В голубом сиянье дня, И над пашнею счастливо Созревают зеленя. Взвейся к солнцу с новой силой, Загорись в его лучах. Прочь от робости постылой, Сбрось скорей постыдный страх.




Развитию ремёсел у славян способствовали богатые природные ресурсы, в том числе и железная руда. Её добыча не составляла труда. Особенным спросом пользовалась болотная луговая руда - лимонит. Основой болотной руды была ржавчина - гидроксил железа. На дне водоёмов из ржавчины и других соединений железа образовывались округлые камешки величиной с яйцо. Таким образом, на свет появлялась железная руда.

Бронза, кость и камень использовались в быту наравне с железом. Из железа выковывали части инструментов и оружия.

Железный век вывел кузнечное ремесло на первый план, а кузнецы стали востребованными ремесленниками. В Киевской Руси всё оружие воинов и инструменты выковывались из чёрного металла.

С помощью сыродутного пресса из железной руды получали железо. Древнерусскую сыродутную печь ставили на основание из больших камней, обмазанные глиной. Стенки печи так же выкладывались из камня, или делались из глины. Растапливали печи, как и сейчас - древесным углём. В передней стенке печи делали отверстие, в которое вставляли форму (сопло). Через него же и вынимали крицу - конечный продукт плавки. Крице, которая шла на продажу, древнерусские металлурги придавали форму лепёшки.

Углеродистую сталь получали с помощью сыродутной печи, кузнечного горна, а также путём цементации железа или сырцовой стали.

Технологии ковки металла:

Основной технологией механической обработки металла была ковка в горячем состоянии . Кроме ковки в работе с чёрным металлом использовалась сварка железа со сталью, паяние, цементация, резание металла напильником и на точильном круге. А также полировка и инкрустация чёрного металла с цветными и благородными металлами. Значительная часть стальных предметов подвергалась либо просто закалке, либо закалке с последующим отпуском. Для закалки использовались растительное масло, животный жир, вода с добавление мёда или сахара. Некоторые изделия закаливались целиком, другие - только в рабочей части, благодаря чему изделие имело твёрдое лезвие, мягкое тело и плавный переход между ними. Кузнецы свято хранили секреты закалки стали и никому их не выдавали.

Одним из самых важных оборудований для кузнецов был горн, который представлял собой жаровню на глинобитном возвышении. У одного из краёв жаровни находилось горнило для углей. Археологические исследования доказали, что у кузнецов на Руси были все необходимые для работы инструменты: наковальня, молотки, зубила, клещи, пробойники, обжимки и тиски.

Для изготовления самого необходимого в быту инструмента - ножа, использовалось на Руси сочетание двух металлов: железа и стали. Не менее распространённым железным предметом были гвозди. Так появилась особая специализация кузнеца - гвоздичник.

Ещё одной важной сферой деятельности кузнецов было изготовление подков, которых было более 100 видов. И все они получались методом ручной ковки. А попытки отливать и штамповать подковы так и не увенчались успехом.

Кузнечное дело пришло к нам из глубокой древности, из каменного века. В те далекие времена одновременно с обработкой камня и дерева человек постигал тайны кузнечного мастерства. Во многих музеях мира хранятся кузнечные инструменты давних времен: небольшие круглые камни с кольцевым пояском - молотки, овальные плоские массивные камни - наковальни. При микроскопическом изучении на поверхности этих камней были обнаружены следы самородного металла. На стенах древних египетских храмов сохранились рельефы, изображающие людей, работающих каменными молотками. За более чем 10 тысяч лет кузнечное дело превратилось в одно из самых нужных и необходимых производств, без которого невозможно создание ни одной машины и механизма, ни одного станка и космического корабля. Сегодня кузницы страны оснащены самыми мощными в мире прессами и молотами, их обслуживают роботы и манипуляторы, управляемые с помощью ЭВМ.

В этой статье мы приоткроем одну из страниц кузнечного искусства. Мы познакомим любителей технического мастерства с красотой кованого художественного металла, расскажем об основных приемах работы, инструменте и оборудовании.

Кузнечный инструмент


А - ручник - основной инструмент кузнеца. Б, В - боевой молот (кувалда) - инструмент молотобойца.


Кузнечное дело связано с огнем, раскаленным металлом, мощными ударами молота, поэтому для удобной и безопасной работы необходимо подобрать для кузницы подходящее место, обзавестись надежным инструментом, приобрести брезентовый фартук, рукавицы и защитные очки. Все кузнечные работы желательно проводить на открытом воздухе, место выбрать такое, где бы вы не мешали окружающим.

Основные инструменты кузнеца - молоток, клещи, наковальня, тиски и горн. Молоток, или, как его называют кузнецы, ручник, несет главную ударную нагрузку, н поэтому он должен быть особенно надежен. Расклинивать рукоятку молотка лучше при помощи металлического «заершенного» клина. При работе «в две руки», то есть с молотобойцем, применяют тяжелые боевые молоты или кувалды весом до 16 кг.

Кузнечными клещами вынимают нагретые заготовки из горна и удерживают их во время ковки. Клещи должны быть легкими, с пружинящими рукоятками. Для зажима заготовки на рукоятки клещей иногда надевают специальное кольцо - шпандырь. Губки клещей должны соответствовать форме заготовки. Клещи с плоскими губками предназначены для плоских листовых и полосовых заготовок, с цилиндрическими или уголковыми губками - для продольного захвата круглых прутков, с радиусными губками - для захвата заготовок сложной формы.

Большинство кузнечных работ производят на наковальне. Существует несколько разновидностей наковален, начиная от прямоугольного стального бруса до наковален с несколькими рогами, различными технологическими выступами и отверстиями. Наиболее удобна в работе двурогая наковальня массой от 70 до 250 кг. На ее лицевой поверхности имеются одно или два круглых отверстия (диаметром 12-15 мм) для пробивания отверстий в поковке и одно квадратное отверстие (35 X 35 мм), расположенное в районе хвоста, в которое вставляют подкладной инструмент (нижняки).

Наковальню устанавливают на массивную деревянную колоду-стул, которую закапывают в землю и хорошо утрамбовывают или заливают бетоном. При мелких работах наковальню можно устанавливать просто на скамью через прокладку из толстой листовой резины. О хорошем качестве наковальни говорит высокий и чистый звук при ударе по ней молотком. Поверхность наковальни должна быть ровной и гладкой, а края - без заминов и сколов.

Для мелких работ в качестве опорного инструмента применяется шперак, который вставляют хвостовиком в квадратное отверстие наковальни.

Кузнечные стуловые тиски предназначены для зажима заготовок. Тиски изготовляются из стали (поэтому в отличие от чугунных они хорошо выдерживают удары) и надежно крепятся на специальном стуле или на основном столбе верстака.

Не обойтись кузнецу и без подкладного инструмента. Его подставляют под ручник или боевой молот при выполнении определенных операций.

Кузнечное зубило отличается от слесарного тем, что оно имеет отверстие (всад) для рукоятки. Рабочая часть зубила может располагаться параллельно рукоятке или перпендикулярно. В первом случае зубило служит для поперечной рубки, во втором - дляпродольной. Для рубки заготовок без молотобойца применяют подсечку, которую устанавливают в гнездо наковальни, а на нее накладывают заготовку и рубят ударами ручника.

Отверстия пробивают пробойниками, у которых рабочая часть может быть круглой, квадратной или прямоугольной в зависимости от формы пробиваемых отверстий.

Для выравнивания поверхностей применяют гладилки с плоскими или цилиндрическими рабочими поверхностями.

В качестве парного подкладного инструмента для придания поковкам правильных цилиндрических или призматических форм применяют обжимки, а Для ускорения протяжки металла - подбойники. Верхняя часть инструмента (верхники) имеет деревянные ручки. Нижнюю часть (нижники или исподники) вставляют четырехгранным хвостом в квадратное отверстие наковальни. Для высадки головок болтов и гвоздей применяют специальные доски с отверстиями - гвоздильни.

Для изготовления завитков, меандров и кривых из прутков и полос, а также деталей из листового материала применяют разнообразные фасонные и профильные оправки, плиты с отверстиями для штырей, пазами и вырезами.

Горн - наиболее сложный инструмент кузнеца. Стационарные горны устанавливают обычно у капитальной стены или в центре помещения, они служат как бы сердцем кузницы. Постамент для очага делают из металла, кирпича или камня. В сельских местностях это чаще просто ящик с деревянными, кирпичными или каменными стенками, заполненный утрамбованным песком с глиной и камнями.

Для работы в полевых условиях, а также для любительских целей можно сделать несложный переносной горн. Другой вариант - расположить очаг в углублении в земле. Воздух подают бытовым электровентилятором, пылесосом или ножным автомобильным насосом. Топливом служат древесный или каменный уголь, кокс, торф, дрова и кора, а также их смеси. Для небольших кузнечных работ можно сложить очаг из огнеупорного кирпича, использовав для нагрева паяльную лампу.

Кованые художественные изделия обычно выполняют из низкоуглеродистых сортов стали. Отобрать такую сталь несложно: она практически не дает искр на наждачном круге. Нагревают заготовку на спокойном огне до светло-желтого (лимонного) цвета, не допуская горения металла. Прекращают ковать при темно-красном свечении.

Приемы работы

Кованый металл требует лаконичного, законченного рисунка. Поэтому необходимо тщательно подойти к отбору композиции, проработать ее в эскизах или вылепить из пластилина. Желательно изготовить шаблоны всех элементов из проволоки и только после того, как вас удовлетворит общий замысел и композиция изделия, начинать ковать.

Рассмотрим технологию работы на примере небольших декоративных решеток (см. рис.), которыми прикрывают батареи, окна, которые устанавливают на дачных и садовых участках и т. д.


Решетка состоит из рамки, в которую вделаны две волюты (завитка). Для изготовления волют берут полосовой или прутковый материал, отрубают зубилом или при помощи подсечки требуемую заготовку, а затем на коническом роге наковальни или на оправке гнут по шаблону фигуру заданной формы. Квадратную рамку делают из полосы, концы соединяют заклепками или кузнечной сваркой. Отверстия в тонкой (1-2 мм) полосе можно пробить пробойником без нагрева, а в толстой - с нагревом. Заготовку кладут на наковальню над круглым отверстием, устанавливают пробойник и ударяют по нему боевым молотом, в отверстия вставляют заклепки и расклепывают.

Для соединения концов рамки кузнечной сваркой металл нагревают под слоем флюса (кварцевый песок, бура или поваренная соль) до температуры белого каления, накладывают один конец полосы на другой и ударами молота сваривают их.

В готовую рамку вставляют волюты и соединяют их с рамкой с помощью заклепок или перехватов (тонких скоб). Чтобы вещь выглядела «под старину», концы волют заканчивают плотным шариком или лапкой, а места соединения закрывают перехватами.

Центральный рисунок другой решетки состоит из восьми одинаковых С-образных завитков. Здесь также необходимо вначале изготовить шаблоны, по ним выгнуть завитки, пробить в них отверстия для заклепок и собрать в рамку.

Несколько сложнее изготовить подсвечники, подставки для цветов - здесь требуется совместить несколько технологических операций. Например, для изготовления трехрожкового подсвечника необходимо отковать 3 гнутых кронштейна для основания, 2 кронштейна для свечей, 3 тарелочки и центральный стержень. Для центрального стержня берут заготовку квадратного сечения. Один из ее концов зажимают в стуловых тисках, на второй надевают вороток или газовый ключ и скручивают в продольном направлении. У холодного металла получается больший шаг, у горячего - меньший. Если нужно скручивать большое число одинаковых заготовок на один и тот же угол, на заготовку надевают ограничительную трубу и закручивают до тех пор, пока вороток не упрется в трубу. Чтобы получить переменный шаг, нагретый металл охлаждают мокрой тряпочкой по мере его закручивания или дают заготовке неравномерный нагрев по длине. В заключение на стержне оттягивают небольшой цилиндрический кончик для крепления центральной тарелочки.

Для изготовления тарелочек для свечей, цветов, розеток нужно раскроить металл и фасонными зубильцами вырубить по контуру. После этого с помощью оправок, молотков и зубильцев придают изделию задуманную форму и пробивают центральное отверстие для крепления. Большое число одинаковых розеток можно изготовить штамповкой эластичным инструментом (этот метод был известен еще древним скифам в VII веке до нашей эры). На штамп с каким-либо рельефом накладывают заготовку из тонкого мягкого металла, на нее устанавливают эластичную прокладку (листовой свинец или толстая резина) и по прокладке наносят сильный удар. Для предохранения свинца от растрескивания края его схватывают бандажом из стального кольца. На заготовке получается обратная копия рельефа. Таким способом можно отштамповать цветки, розетки и т. п. Штамп изготавливают из металла, камня и даже из твердых пород дерева. Окончательную сборку подсвечника производят с помощью заклепок или кузнечной сварки.

Большого искусства требует изготовление светцов. В XVIII-XIX веках светец был одним из самых распространенных предметов быта, его старались всячески украсить. Кузнец, ковавший светец, вкладывал в работу всю душу и мастерство. При ковке светцов используют многие приемы, начиная от гибки и кончая кузнечной сваркой. Центральный, основной стержень имеет, как правило, осевую завивку, снизу он разрубается зубилом обычно на четыре части и крепится и массивному кольцу-основанию. Часто стержень украшают завитками или змейками, которые приклепывают или приваривают. Наибольшее внимание уделяют «голове» светца. Для лучин делают расщепы продольной разрубкой вертикальных стержней, а для свечей выковывают втулку.

По такой же примерно технологии можно изготовить и современную настольную лампу или торшер. Красивые кованые стойки получаются из двух или четырех разрубленных вдоль оси и скрученных стержней. После разрубки ветви расширяют, проковывают, а затем скручивают на небольшой угол (см. рис.). Интересную скрутку можно получить из нескольких тонких прутков, сваренных по концам. Во время закрутки необходимо ударом молотка несколько осаживать стержни вдоль оси.


Над абажуром нередко делают шишку из витого металла. Завить ее тоже дело непростое. Вначале оттягивают пруток, а затем сворачивают в три-четыре витка одну часть заготовки. Противоположный конец стержня закрепляют в тисках и сворачивают аналогичным образом. После чего две свитые фигуры помещают одну над другой и после очередного нагрева всю шишку, с помощью оправок, молотка и зубила растягивают на определенную длину. Основу абажура можно сделать из просечного металла. На Руси из просечного металла делали подзоры, которыми завершали свесы крыш, гребни фронтонов и водосливных труб. Работа эта не очень сложная, хотя и кропотливая. На листовую заготовку наносят рисунок, а затем с помощью зубильцев на наковальне делают просечку. Чтобы не испортить лица наковальни, под заготовку подкладывают лист из мягкого металла. Для пробивки большого числа фасонных отверстий обычно изготовляют специальные пуансоны и матрицы.

Для создания одинаковых орнаментов по листовому металлу можно применять также тиснение с помощью матричных досок, изготовленных литьем с последующей гравировкой. Этот вид обработки называется басма. На матричную доску накладывают лист металла толщиной 0,2-0,3 мм, затем кладут подушку из свинца или листовой резины, и по ней наносят удары деревянным молотком или же зажимают в тисках или в прессе.

Кованые фонари или светильники часто украшают акантовыми листьями и завитками. Их изготовляют из листового материала. Вначале делают развертку изделия, затем вырубают по контуру. Заданную форму придают с помощью специальных молотков и оправок. Соединяют листья с изделием заклепками или кузнечной сваркой.

Кованым металлом можно интересно оформить двери, калитки и ворота. Основным декоративным элементом дверей и ворот на Руси были жиковины (особый вид петель), дверные ручки, накладные секирные замки и личины.

Жиковины выковывали из толстого листового материала. На одном конце сгибали втулку для оси, а на другом - делали декоративное завершение в виде червонок или завитков (см. рис.). Для изготовления завитков основную полосу разрубали на продольные полосы, которые затем расковывали иоформляли в завитки. Поверхность жиковин украшали насечкой, точками, кружками и другими элементами орнамента. На кованых поверхностях часто делали «набивку» - гладилками и молотком придавали им граненую поверхность.


Дверное кольцо, или стукало, изготовляется методом гибки из круглого прутка, а бусина посередине кольца - высадкой и последующей проковкой на обжимках. Накладку под стукало вырубают из листового материала и украшают орнаментом.

На деревянных воротах очень выразительно выглядят секирные замки. Центральная часть секирных накладок имеет красивую просечку, под которую подкладывают цветные материалы,- это украшает ворота. С такими же декоративными просечными накладками делали прежде шкатулки, сундучки и подголовники.

В заключение отметим, что кованый и просечной металл очень хорошо смотрится как самостоятельно, так и в сочетании с цветным стеклом, поделочным камнем, тонированным деревом и гладкими тканями.