Центральное кладбище вена как добраться. Прогулки по Вене: Центральное кладбище

Венское центральное кладбище – одно из самых крупных в Европе. Оно занимает площадь в два с половиной квадратных километра и состоит более чем из трёх миллионов могил. Кладбище располагается в южном, ещё до конца не застроенном районе города под названием Зиммеринг.

Рядом с ним находятся автомобильные магистрали и скоростная железная дорога, над ним проходит воздушный коридор Венского международного аэропорта. По самому кладбищу каждые полчаса курсирует специальный автобус. По основным дорогам разрешено передвижение на автомобилях.

Центральное кладбище Вены функционирует с 1874 года. В величественном белоснежном соборе св. Карла Борромео с 1951 года хоронят президентов Австрии. Помимо политической элиты на венском Центральном кладбище нашли своё последнее пристанище всемирно известные композиторы – Людвиг ван Бетховен, Иоганнес Брамс, Кристоф Виллибальд Глюк, Антонио Сальери, Франц Шуберт, Иоганн Штраус (отец и сын), Хуго Вольф и другие. Их могилы занимаются отдельный район – Ehrengräber. Обилие композиторских захоронений дало Центральному кладбищу второе название – Музыкальное кладбище.

Всего на главном венском кладбище располагается около тысячи почётных могил австрийских писателей, художников, архитекторов, скульпторов, математиков, актёров и футболистов. Центральное кладбище Вены работает ежедневно. Оно открывается в семь-восемь утра и закрывается в пять-восемь вечера. Время работы зависит от сезона. В летние месяцы кладбище открыто дольше всего (с семи до восьми часов), в зимние – меньше (с восьми до пяти).

Центральное кладбище в Венe - ФОТО

Там похоронены Людвиг Ван Бетховен, Иоганнес Брамс, Франц Шуберт, Штраусы, а также другие известные австрийцы: писатели, архитекторы, политики. Кладбище огромное, воспринимается больше, как парк с широкими аллеями. Надгробные памятники - произведения искусства. Давайте прогуляемся.


На кладбище можно добраться на трамвае № 71. Это культовый маршрут, который стал нарицательным в разговорной речи. Иногда говорят: "Он сел на 71-й". Это означает, что человек отправился в последний путь.

Собор Святого Карла Борромео. Может показаться, что это центр кладбища, однако это не так. За церковью находится как раз большая часть. С погодой в тот день повезло. Накануне было пасмурно, наутро небо прояснилось.

Территория условно поделена на зоны: кладбище музыкантов, иностранцев, евангелистов, еврейское кладбище. Есть даже буддийская ступа. Об этом я расскажу в следующих постах.

На каждой могиле оригинальное изваяние. Практически парк скульптур под открытым небом. Можно часами бродить и рассматривать надгробия. Это очень тихое и спокойное место, шум города остается где-то там за стенами. Лишь пролетающие самолеты напоминают о реальности.

Какая странная могила там вдалеке. Что означает этот памятник? Кусок тела, рука, какая-то кость...

Могила Карла Риттера. Это известный архитектор и выдающийся инженер, создатель проекта Земмерингской железной дороги и других грандиозных сооружений.

Я опасалась, что среди миллионов могил не найду ни Бетховена, ни Брамса, ни Шуберта. Однако прям на главной аллее установлен указатель МУЗЫКАНТЫ. Место достаточно популярное среди туристов.

Людвиг ван Бетховен (1770-1827). Родился в Бонне, похоронен в Вене. Бетховен писал во всех существовавших в его время жанрах: сонаты, концерты, симфонии, музыку к драматическим спектаклям, даже оперу, правда одну, называется "Фиделио". Его произведения относятся к самым исполняемым в мире. В возрасте 26 лет композитор стал терять слух. Для музыканта это означает конец карьеры. Однако глухота не помешала Бетховену сочинять музыку. История произвела на меня сильное впечатление в детстве. В прошлом году я была . Теперь посетила место погребения.

Надгробный памятник Моцарта. Это мемориальная могила, композитор похоронен .

Франц Шуберт (1797-1828). За свою недолгую жизнь он написал 10 опер, 6 месс, 9 симфоний, 21 сонату, около 600 вокальных композиций и множество фортепианных произведений. Произведения Шуберта входят в число самых известных в мире. С удивлением узнала, что любимая мной Ave Maria официально называется "Третья песня Эллен".

Иоганн Штраус и Иоганнес Брамс. Брамс писал во многих жанрах, однако славу ему принесли симфонии. Чтобы рассказать о Штраусе, сначала нужно выяснить, который это из них.

Штраусов двое, оба Иоганны. Отец жил с 1804-го по 1849 год, сын - с 1825 года по 1899-й. Несколько слов о старшем. У мальчика было трудное детство, он рано потерял родителей. Вопреки желанию учиться музыке, опекун определил Иоганна на обучение переплетному делу. Однако при первой же возможности парень стал брать уроки игры на скрипке и играть по кабакам. Штраус был великим скрипачом. Он играл виртуозно, безошибочно, темпераментно и в сумасшедшем темпе. Это была его страсть. В 23 года он создал свой первый оркестр. Дирижирующий скрипач - это что-то новенькое! Иоганн Штраус стал мегапопулярным. Он был знаменит, любим публикой и много гастролировал по Европе. В 1825 году появляется Иоганн Штраус-младший, а за ним еще четверо детей. Старший Штраус настаивает, чтобы никто из них не сочинял музыку и не играл на скрипке. Но однажды случилось страшное: Иоганн-отец застал Иоганна-сына как раз за этим делом. Он разозлился и отобрал скрипку. Однако Иоганн-младший продолжил занятия, только с тех пор тайком. Заодно увлек братьев - Йозефа и Эдуарда. Отец был в ярости и лишил их наследства, отписав все детям своей любовницы, их было между прочим семь. После официального развода, он женился во второй раз, на той самой любовнице, владелице мельницы. Еще один интересный факт: во время революции 1848 года старший Штраус поддерживал Габсбургов, а младший был за повстанцев. Отец и сын оказались по разную сторону баррикад. Их противостояние длилось всю жизнь.

Иоганн Штраус-старший создал 251 произведение, 152 из которых вальсы. Рукописи сохранены и изданы его сыном Иоганном Штраусом-младшим на собственные средства, несмотря на историю с наследством. Более того, вторая жена оставила Штрауса в последние дни его жизни. К нему приехала бывшая жена с сыном, однако они не застали Штрауса-старшего в живых.

Штрауса-младшего называют "королем вальса". За свою жизнь он написал около 500 произведений, в том числе 168 вальсов, 117 полек, 73 кадрили, 43 марша, 31 мазурку, 15 оперетт, комическую оперу и балет. Несмотря на конфликт с отцом, который всячески мешал карьере сына, благодаря своему таланту, младший Штраус быстро получил всеобщее признание. В отличие от завистливого отца, он наоборот помогал Йозефу и Эдуарду, продвигал их и рекомендовал нужным людям. Его известная поговорка, которой он шутил: братья талантливее меня, просто я популярнее. Иногда возникает путаница в персонажах, поэтому всегда приходится уточнять отец-сын или старший-младший. Но это еще не все, оказывается деда тоже звали Иоганн! Иоганн Михаэль Штраусс.

За мной по пятам бродили китаянки с большими фотокамерами, а потом пришла организованная группа с гидом. Так что кладбище - достаточно популярный туристический объект. Но это только маленький кусочек огромной территории. Он расположен недалеко от входа, и многие ограничиваются посещением только могил композиторов. На самом деле там много интересного. Продолжение в следующих постах.

Добавьте меня в друзья, чтобы не пропустить новые публикации

Вы не первый раз в Вене, знакомы со всеми основными достопримечательностями и уже не знаете, чем себя занять? Вы пресытились Хофбургом и Шенбрунном, вам надоел вкус кофе в Oberlaa и вид пингвинов в зоопарке? А может вы поклонник нетрадиционных маршрутов? Тогда побывайте на венском Центральном кладбище (Zentralfriedhof) – это довольно любопытно.

Кстати, название Центральное совершенно не связано с месторасположением кладбища. Ехать до него сначала придётся на метро, а затем трамваем №71: кладбище расположено в 11 округе. Основным входом считаются ворота №2. Вдоль территории кладбища трамвай едет очень долго, даже несколько остановок делает. И это не удивительно, Центральное кладбище в Вене является вторым по величине в Европе, больше него только гамбургское кладбище Ольсдорф.

В Грузии , к примеру, принято целыми семьями приезжать на отдых к православным храмам, прогуливаться на их территории по аллеям, любоваться цветами, а у венцев принято так вести себя на городском кладбище. У них вообще весьма оригинальное отношение к смерти: спокойное. Жителей Вены, кстати, удивляет, что их обвиняют в захоронении Моцарта в общей могиле. Ну и нормально, скажет вам местный житель, в то время так всегда поступали, а что, что-то не так?

Кладбище вполне пригодно для прогулок: здесь оформлены замечательные тенистые аллеи, много цветов, красивые памятники. На территории кладбища располагается более трёх миллионов захоронений – практически город мёртвых. Здесь вполне возможно заблудиться, чтобы этого не случилось, на некоторых перекрёстках расположены щиты с картами, а иногда по территории кладбища ходит автобус. Полный комфорт! Так что Вена неспроста признана самым благоустроенным городом планеты.

Похороны здесь проводят с размахом и помпой, приглашают музыкантов из популярных оркестров. Любой может подойти, послушать и посмотреть – в Вене это нормально, никто не удивится. Обычным делом здесь считается на день рождения преподнести эпитафию. Это будет воспринято с пониманием и юмором. Если эпитафия понравится, то вполне сможет потом украсить собой надгробие. Если смерть неизбежна, то и относиться к ней стоит философски.

Здесь встречаются захоронения известных людей минувшего времени и нынешнего. Место на кладбище ещё занято не всё, так что оно ещё действующее. Старые интересные захоронения находятся неподалёку от главной аллеи, и если внимательно познакомиться с картой, то разыскать их труда не составит. К слову, если поинтересоваться в местном офисе, расположенном на входе, то можно получить бесплатно распечатанную на бумаге карту кладбища. И тогда появится возможность без проблем отыскать могилу Штрауса… или Брамса…или Бетховена… или Шуберта.

И ходить далеко не придётся.

Кладбище знаменито не только известными именами похороненных, но и красотой оформления надгробий. Чаще всего встречаются скульптуры ангелов всевозможных размеров и расцветок.

Они замерли над могилами, бережно обнимая медальоны с эпитафиями и именами или поправляя мраморные складки памятников.

Но скульптур хватает и кроме них, в большинстве своём, очень красноречивых.

Часть из них ещё совсем новые, многие слегка покрылись лишайником и мхом, а некоторые же находятся здесь больше века, и их покрывает частично и сам уже засохший плющ.

Кстати, плющ здесь везде, согласно лучшим кладбищенским традициям.

Некоторые из скульптур стандартны…

А некоторые настолько своеобразны, что пробуждают мысли об оригинальности современного искусства.

Некоторые склепы напоминают сказочные замки и дома.

Не стоит думать, что на этом кладбище нашли последний приют исключительно знаменитые и обычные иностранцы. Вы можете познакомиться с двумя русскими военными секциями. Одна небольшая, отмеченная обелиском с красноречивой надписью.

Вторая – намного больше, здесь место упокоения погибших в годы Второй мировой войны.

За каждой могилой, даже неизвестной, здесь тщательный уход, как дань уважения павшим.

И солдаты из камня, охраняющие вечный покой.

Обелиск тем, кто погиб во время Первой мировой, расположен в дальней части Центрального кладбища, а погибшим во Второй – на центральной аллее за большой церковью.

Осмотрев эти исторические памятки, можно неспешно возвращаться, рассматривая могилы вдоль дороги и следя за полётами бабочек и шмелей.

Первая любовь, коллеги, судьба

(отрывок)

Бетховен есть высшая, кульминационная точка в сфере музыки- ищущий, мятежный, волевой!

Ludwig van Beethoven (15.12.1770 Bonn - 26.03.1827 Vienna)

О Людвиге ван Бетховене написано много, очень много. Он это заслужил. Я же коснусь лишь некоторых моментов взаимоотношений Бетховена и евреев. Начну с краткой энциклопедической справки об атмосфере, сложившейся в Германии в отношении евреев ко времени жизни Бетховена.
Евреи впервые появились в Германии вместе с римскими легионерами, но данные о постоянных еврейских поселениях вдоль Рейна имеются лишь с 10-го века. До первого крестового похода в 1096 г. евреи Германии не подвергались преследованиям, пользовались правововым покровительством императоров и епископов, имели льготы. Духовными центрами являлись иешивы, в которых выросли всемирно известные ученые (Гершом бен Иехуда, Раши и др.).
Преследования и массовые убийства евреев начались с первого крестового похода и известны как гзерот татнав (תתנ»ו, т.е. резня 4856 г. по еврейскому летоисчислению), о которых сложены специальные молитвы, читаемые до сих пор. Некоторые евреи вынуждены были креститься, многие предпочли мученическую смерть - киддуш-ха-Шем . Последовавшие экономические ограничения и запрет христианам заниматься ростовщичеством сделали это занятие одной из главных профессий евреев Германии, что усилило ненависть к ним. Участились случаи физической расправы над евреями, а во время погрома в Вюрцбурге (1147 г.) против них было впервые выдвинуто обвинение в ритуальном убийстве.

Некоторую защиту оказывали власти (с оплатой за покровительство и охрану). Но происходила и консолидация еврейских общин и упрочение устоев их жизни — в городах евреи обособлялись в замкнутых кварталах. Периодически банды «юденшлегеров» («убийц евреев») учиняли погромы (резня во время «черной смерти» в 1348-50 гг подвергла разрушению 300 общин).
Но жизнь продолжалась. В условиях погромов и гонений выдающиеся талмудисты приспособливали нормы Талмуда к условиям жизни, страдания запечатлевались в «слихот, кинот» (элегиях), летописях. Гуманизм и Реформация не улучшили положение, так как надежды на обращение евреев в христианство не оправдались.

Эпоха абсолютизма внесла положительные изменения в положение евреев тем, что правители начали извлекать пользу из их коммерческих и банковских способностей, умения устанавливать деловые связи, рационального и прибыльного использования средств… Предоставление евреям права на инициативы и доступ к капиталу ослабляло общинную автономию и значение раввинов, но способствовало их приобщению к более развитой светской культуре, к просвещению («Хаскале»). Естественно, что в таких условиях должен был появиться и духовный деятель нового типа. Им стал еврейско-немецкий философ Моше (Мозес) Мендельсон (1729-1786). Такова была история евреев Германии, которую Бетховен познал через свое окружение и из разных источников.

Моше (Мозес) Мендельсон (1729-1786)

Ему было 16 лет, когда Мозес Мендельсон умер, и евреи Германии представляли уже две различные массы. Одна — религиозная, в большинстве «ортодоксальная», бескомпромиссно исповедующая старинные устои, но с уже отделившимися «консервативной» и «реформистской» ветвями; другая — светская (сторонники «Хаскалы»), которая обогатила мировую культуру, науку огромными ценностями. История евреев Австрии была абсолютно идентична германской: всевозможные ограничения, погромы, изгнания и, наконец, «еврейское просвещение» на почве и на фоне европейской цивилизации.

Рыночная площадь в Вене.

Гравюра С. Клейнера

22 года продолжалась «германская увертюра к жизненной симфонии Бетховена». В ней отразилась драма нищенской его семьи, забота любимой матери-прислуги, умершей от туберкулеза, когда ему едва исполнилось 17 лет, жестокость беспробудного пьянства отца, безжалостно эксплуатировавшего музыкальный талант мальчика с четырехлетнего возраста, заботы о двух младших братьях… Последующие «части своей жизненной симфонии» Бетховен написал уже в музыкальной столице Европы - Вене, куда он переехал в 1792 году. Там, в Вене, сформировался величайший композитор всех времен, по энциклопедическому определению — «последний классик и первый романтик» Бетховен, к которому всеобщая мировая слава пришла уже после смерти. Здесь он поднял симфонию на высочайшую вершину, присовокупив к Девятой симфонии хоровую партию, уже будучи абсолютно глухим. Здесь он умер в нищете…Там же, в Вене, он похоронен.

Могила Бетховена на центральном кладбище Вены

Первая любовь Бетховена

Бетховен в 30-летнем возрасте

В год переезда в Вену Бетховен испытал то чувство, которое отпущено человеку лишь один-единственный раз, чувство, перед которым отступает всё остальное — чувство любви. По некоторым свидетельствам, 22-летний Бетховен встретил в 1792 году 18-летнюю Рахиль. Девушка отличалась необыкновенной красотой, обладала при этом редким умом и была блестяще образованна.

О взаимных чувствах и счастливом начале романа говорят их первые письма. После отъезда из Вены 8 мая 1792 г. Бетховен пишет возлюбленной: «Доколе ещё мой грустный взор будет искать понапрасну твой образ? Солнце светит мне лишь только тогда, когда ты со мной. Без тебя же оно гаснет, где бы я ни находился. Я удручён разлукой, чувствую себя покинутым и одиноким».
Ответ Рахили, помеченный 11 мая, полон тёплых и нежных слов: «Я во власти галлюцинаций! Мои глаза видят твой сладкий образ, но рука не осязает его. Высокие холмы разделяют нас. Наше счастье омрачено расстоянием. Приходится покоряться участи».
Не выдержав разлуки, Бетховен уже 19 мая возвращается в Вену, чтобы встретиться с Рахилью. Признаваясь ей в своих глубоких чувствах, он предлагает ей выйти за него замуж, а в случае несогласия родителей — уехать с ним тайно. И тогда Рахиль сообщила ему то, чего он до сих пор не знал: она — еврейка.

Поражённый этим сообщением, Бетховен вновь уезжает из Вены. Но уже спустя несколько дней он пишет Рахили и предлагает отказаться от еврейства…
«Не упрекай меня!.. Я не в силах расстаться с тобой, хотя ты и еврейка. Святому писанию известны имена героев твоего народа. Оно повествует нам об их подвигах. Рахиль, любовь моя, никто не жалеет народ твой, и наши священники беспрестанно поносят его прошлое».

Ответ Рахили не заставил себя ждать. Он помечен 28 мая 1792 года:
«Я пишу Вам в последний раз. Вы оскорбляете мой народ. Страдания наших предков стяжали благословение Неба для их потомков. Ни один народ не отличается такой стойкостью, как Израиль. То, что гений этого народа создал в течение веков своими силами, вы обратили в свою пользу, вы — пришедшие позже и не воздавшие ему за его наследие ни почестей, ни простой благодарности. На хрупком судёнышке мы переносили самые ужасные бури и оглядываемся на прошлое наше с глубоким благоговением. Когда я наблюдаю черты моего отца, мне кажется, я вижу пред собой великие образы нашего народа. Ваш народ, преисполненный самыми злыми чувствами, умерщвлял лучших представителей во Израиле. Они умирали в муках, преследуемые палачами и убийцами. Когда-нибудь, через много лет, ваши потомки поймут свою несправедливость и отпустят на свободу искалеченную жизнь Израиля. В вашей среде не найдётся ни одного, вплоть до ваших священников, который не обесчестил бы себя ложью. Но, уважая наиболее достойных во Израиле, они хотели обратить их в свою веру. Некоторые из наших склонились пред власть имущими, приобретя их милость, но вместе с тем и презрение своего народа, который отрёкся от них навсегда. Оставьте меня, милый иноверец! Оставьте меня, я умоляю Вас! Не преследуйте меня Вашей любовью. Быть может, предчувствие слабости моей и страх этого заставляют меня умолять Вас — оставьте меня. О Б-же! Что было бы, если бы отец мой знал про это… Сжальтесь надо мною и не губите мою бедную жизнь!..».

Такое письмо не могло никого оставить равнодушным. Не устоял и Бетховен. 3 июня он в последний раз написал:
«Рахиль, прекрасная моя! Какие дети мы ещё с тобой! Прощай, прощай! Мы не суждены друг другу. Но запомни мои последние слова: твоё сердце страждет, и ты можешь быть достаточно мужественной, чтобы победить недуг».
И Рахиль проявила свое мужество: она осталась верной своему народу. Дальнейшая жизнь неоднократно убеждала Бетховена, что не только его единоверцы чтут принципы нравственности и обладают благородным сердцем. Спустя долгие годы в 1811 году почти оглохший Бетховен оказался в Теплице, известном чешском бальнеологическом курорте, где собирались знаменитые немецкие ученые и писатели. Жила там и некая Рахель Левина. Ее муж, поэт Варнхаген отмечал, «что Бетховен отказывался играть для отдыхающей богатой публики. Исключение он делал для нежной и поэтической Рахели. Во время одиноких прогулок Бетховен несколько раз встречал Рахель и был поражен выражением ее лица, напомнившим ему иные черты, дорогие его сердцу».
Не воскресала ли перед композитором пора молодости и связанный с ней образ прекрасной Рахили Левенштейн? После страстной влюбленности в Рахиль Левенштейн Бетховен никогда не женился. Более того, существует мнение, что он умер, так и не познав близости с женщиной.

Тобяш Давидович Купервейс, пианист и музыковед, еврей из Варшавы, проживающий ныне в Москве и преподающий там в Еврейском университете, на основе глубоких исторических исследований поведал об истории еврейской музыки, начиная от Исхода из Египта; о музыкантах времен царя Соломона (левитах); о современной еврейской музыке; о старинных музыкальных инструментах; о любви Бетховена к еврейской девушке Рахили; о музыкантах еврейского гетто в Варшаве (он сам был узником гетто). Все это он описал в своей автобиографической книге «Путешествие Вениамина IV».

Ромен Роллан «Жизнь Бетховена»(1903 г.)

Удивительно, что все биографы великого композитора и гражданина Бетховена (в том числе наиболее выдающиеся из них Ромен Роллан и Эдуард Эррио в своих книгах «Жизнь Бетховена»), описав другие его увлечения, пропустили такую его любовь, которой в дальнейшем не суждено было повториться. Лишь упомянутые письма Рахили и Людвига сохранили память об их первозданном чувстве, которым они предпочли пожертвовать во имя своей верности нравственным принципам.

Бетховен и еврейская литургия

Существует мнение, что воспоминание об этих давних романтических переживаниях молодости побудили Бетховена через много лет включить мелодию «Кол нидрей» в свой квартет (опус 131). Многие композиторы, в том числе и Бетховен, приходили в синагогу в Йом Кипур (Судный день), чтобы послушать этот знаменитый литургический гимн. Кстати, Лев Толстой назвал молитву «Кол нидрей» самой печальной и возвышенной мелодией из всех, что ему приходилось слышать. «Кол нидрей» (ивр. כָּל נִדְרֵי‎, букв. «Все обеты») — молитва покаяния, читаемая в синагоге в начале вечерней службы Йом Кипур. Называется она так по первым двум словам, которыми она начинается: «Все обеты, зароки, клятвы, заклятия, запреты, обещания с наложением на себя кары и разновидности их, которые мы наложили на себя … — во всех них я раскаиваюсь. Да будут все они отменены, прощены, уничтожены, полностью упразднены, необязывающи и недействительны. Обеты наши да не будут обетами, зароки - зароками, клятвы - клятвами».

American String Quartet, Beethoven op.131.

Live at Tel Aviv Museum, January 2013


Но кроме включения мелодии «Кол нидрей» в свой квартет (опус 131), Бетховен внес весомый вклад и в формирование еврейской литургической музыки в целом. Общеизвестна мелодия Псалома 86 7: «Нет подобного тебе среди богов, Господи, и нет деяний, подобных твоим» (אין-כמוך באלהים אדוני ואין (כמעשיך. Но редко кто знает, что эта мелодия была сочинена одним из наиболее влиятельных композиторов синагогальной музыки - Соломоном Зульцером (1804-1890).

Соломон Зульцер (1804-1890)

Одним из учителей музыки Зульцера был знаменитый Игнац фон Сейфрид (Ignaz von Seyfried,), который и приблизил своего друга Бетховена к специфике еврейской литургии. В 1826 году Зульцер получил приглашение быть кантором Венской хоральной синагоги на улице Сейтенштет и оставался им на протяжении сорока пяти лет. Он был первым кантором, который ввел правила классической гармонии в традиционные синагогальные мелодии. Его по праву называют «отцом современного канторского пения»-хазанута.

Да. Мы снова сделали это - посетили кладбище в очередной европейской стране. Список открыло заброшенное кладбище Вильнюса, по которому бродили в январе. Теперь Вена и её действующее легендарное Центральное кладбище.



Расположено достаточно далеко от центра в районе Зиммеринг . Площадь кладбища огромна - 2,5 км² и около трёх миллионов могил.




Мало того, здесь курсирует общественный транспорт (потому что расстояния действительно внушительные), а ещё местные жители приходят сюда просто погулять. Не стану рассказывать историю этого кладбища, ни к чему. Про него уже написано столько, что рерайтить информацию в миллиардный раз нет никакого желания. Зато я могу показать то, что увидела своими глазами и обалдела. Например, встретила там оленя, но обо всём по порядку.

Мы заходим на территорию кладбища и первое, что попадается нам на глаза - это мужчина, который сидит на лавочке и читает книгу. Светит солнце, птицы поют, напротив нереальной красоты старые могилы (а они действительно могут быть красивыми, забудь всё что ты знал о памятниках) и читает книгу. Одна эта картина может начать процесс разрыва шаблонов в твоей голове. Затем появилась очень самодостаточная белка. О ней в общем-то сказать нечего. Кроме того, что она напомнила мне Парк Горького в Москве. Там такие же самоуверенные грызуны скачут и наглеют на глазах.














По тропинкам пошли изучать кладбище. Старая часть похожа на абсолютное торжество архитектурной мысли, один памятник помпезнее другого. Все надгробия чёрного, серого или белого цветов. Часто встречалось написание золотым по чёрному. У многих памятников в качестве обязательного атрибута - колонны и кованные калитки.

Практически на всех плитах есть монтажные крюки, благодаря которым тяжеленные крышки опускали на гроб и навсегда запечатывали могилу.

Там можно встретить даже указание архитектора, создавшего памятник.



В основном, могилы фамильные. А ещё профессии указывали. Что может быть лучше? Чаще всего встречались врачи.

Самое интересное произошло дальше. Сама по себе фраза "интересное произошло дальше" в тексте про посещение кладбища звучит немного жутковато, но что поделать, такова суровая реальность. Поворачиваем мы значит на аллею и боковым зрением я замечаю какое-то движение в кустах, через секунду из них в прямом смысле слова выпрыгивает олень и пересекает аллею. Олень! Не кошка, не голубь и даже не уже знакомая нам белка, а огромный олень! На кладбище! Прыгнул сначала влево, потом вправо, прошёлся вдоль могил. (Может навещал кого?) И прыгнул обратно в свои кусты. Вся эта оленья сцена длилась не дольше 20 секунд, но дар речи я потеряла на добрые несколько минут.



Ты много встречал на русском кладбище оленей? А такие могилы? А как насчет разрешения на въезд для машин? Да, по кладбищу можно ездить, ограничение скорости 20 км и 2€ за разрешение.

Дальше - больше Центральное кладбище известно своими знаменитыми усопшими. Там похоронены президенты, культурные деятели, писатели и, конечно, всемирно известные композиторы. Вот, пожалуйста, могилы Людвига ван Бетховена, Вольфганга Амадея Моцарта, Франца Шуберта, Иоганна Штрауса например. Насколько мы поняли, Моцарту стоит памятник без могилы, остальные по правилам.