Тяжелый металл - выставка доспехов и оружия

Музей оружия в Москве (официальное название - Центральный музей Вооруженных Сил) высокотехнологичен и привлекает множество людей. Здесь будет интересно не только узкопрофильным специалистам, изучающим стрелковое оружие, но и простым гражданам, которые интересуются историей своей страны.

Где расположен музей?

Центральный музей Вооруженных Сил - это военный исторический музей, расположенный в столице России. Найти его можно по адресу: улица Советской Армии, здание № 2.

По сути, музей стрелкового оружия в Москве является крупнейшим из подобных учреждений во всем мире. Он подчиняется Министерству обороны РФ и отображает всю историю развития Вооруженных Сил страны, начиная с момента их образования и до нашего времени. Филиалом данного музея выступает мемориальный кабинет Жукова, который расположен в здании Генштаба ВС РФ.

Еще в 1919 году был основан первый музей оружия в Москве. Сегодня он расположен в шикарном большом здании, которое было спроектировано архитектором Борисом Бархиным. На своем новом месте исторический музей, посвященный Вооруженным Силам России, был открыт в канун 20-летия Великой Победы - 8 мая 1965 года.

Коротко о музее

Боевые знамена и награды, различные документы, старые фотографии, личные вещи простых солдат и, разумеется, стрелковое оружие разных эпох - все это можно увидеть, посетив столичный музей оружия. Фото одной из его экспозиций вы можете видеть ниже.

Общий фонд заведения насчитывает более 800 тысяч экспонатов. Музей оружия в Москве постоянно проводит различные тематические выставки. Причем, не только у себя, но и в других городах и регионах страны. В самом же музее постоянно действуют выставки, выделяемые по хронологическому принципу:

  • "Гражданская война".
  • "Вооруженные Силы России в период 1921-1941 годов".
  • "Великая Отечественная война".
  • "Вооруженные Силы в послевоенный период".

Кроме того, в 2008 году была открыта новая выставка под названием "Кавказ. Пять дней в августе", посвященная конфликту в Южной Осетии.

История музея

Идея создать музей оружия в Москве появилась в 1919 году, когда еще продолжались бои Тем не менее, уже в этом году были организованы первые выставки. В 1922-м музей получил свою постоянную прописку - это был старинный особняк на улице Кропоткина (нынче там расположен музей А. С. Пушкина). Однако в 1924 году его перенесли в одно из зданий Военной Академии, так как в особняке просто не хватало места для организации экспозиций.

Сотрудники музея активно работали в годы Второй Мировой войны. Всего ими было совершено не менее двадцати экспедиций на фронт, в ходе которых было собрано огромное количество бесценных реликвий и документальных памятников.

8 мая 1965 года - важная дата для заведения. В этот день Музей Вооруженных Сил получил свое новое здание на улице Советской Армии, где он располагается и сегодня.


Музей оружия в Москве: экскурсии

Центральный музей Вооруженных Сил всегда ждет своих посетителей. Его работники с радостью проведут для вас профессиональную и интересную экскурсию. Посетители узнают все об истории и разновидностях стрелкового оружия.

В музее проводятся как общие обзорные экскурсии, так и тематические. Стоимость одной такой экскурсии для группы из 20 человек составляет 2500 рублей (для школьников и студентов) и 3000 рублей (для взрослых).

Разумеется, можно посетить музей и без гида. Стоимость входного билета - 150 рублей (для студентов, школьников и пенсионеров - в два раза меньше). Кроме того, в некоторые из дней в году вход в музей абсолютно бесплатный (9 мая, 18 апреля, 18 мая и 23 февраля).

Ознакомившись с историей российского стрелкового оружия, можно посетить специфический ресторан фронтовой кухни, расположенный здесь же. В нем можно не только отведать вкусные блюда, но и ощутить на себе атмосферу военного быта. Ну а детишкам очень понравится на территории возле музея, где организована грандиозная выставка боевой техники под открытым небом. Здесь собрано 157 единиц военных машин. Среди них - танки различных модификаций, военные вертолеты, современные ракеты, средства ПВО и так далее.


В музее оружия также действуют сувенирные киоски, в которых можно купить себе маленькую копию какой-нибудь боевой литературу и прочие интересные вещи на память.

Знамя Победы

Пожалуй, главной реликвией, хранящейся в этом музее, является то самое которое было водружено советскими солдатами на крышу захваченного Рейхстага. Сегодня оно является неофициальным во Второй мировой войне, а представляет собой красное полотнище размером 188 на 82 сантиметра, на котором изображены главные символы Советского Союза - серп и молот, а также пятиконечная звезда.


Знамя на крышу немецкого Рейхстага водрузили три советских солдата - россиянин Михаил Егоров, украинец Алексей Берест и грузин Произошло это событие первого мая 1945 года в 3 часа утра.

В заключение

Центральный музей Вооруженных Сил в Москве - это место, где собрана огромнейшая коллекция стрелкового оружия. Здесь будет интересно и взрослым и детям. Во дворе музея выставлена различная боевая техника - от танков и гаубиц, которые использовались в годы Великой Отечественной войны, - до новейших образцов российской военной техники.

– Мы рубахи отстирывать не успеваем, – весело смеётся Александр Цыганов, куратор, администратор, организатор и техник выставки «Доспехи и оружие». – Жена мне прямо сказала: «Сам придумал, сам и стирай!» Ну я и стираю. А куда деваться? Грязную рубашку посетителю не предложишь, а без неё кольчугу на тело лучше не надевать, всё же давно придумано и продумано.

«Затрясайся! – командует мужчине Алексей Волотковский, напарник Цыганова. – Просто прыгай, и кольчуга сама на тело ляжет так, как надо».

– Конечно, иногда мы немножко «издеваемся» над нашими гостями. Хочешь примерить доспехи? Да без проблем. Мы на тебя сейчас с удовольствием 40–50 килограммов железа повесим, но только удержись на ногах. И, что интересно, девчонки на эксперимент соглашаются гораздо чаще. Мальчишки часто отказываются. От этого я в шоке. Девочки терпят, а пацаны иногда ноют: «Снимите с меня это, снимите немедленно».

Честно говоря, пацанов можно понять. Если примерить на себя классическую защиту русского князя – две кольчуги, шлем, щит, меч, то потянет это дело на 50 килограммов. Но где и когда ещё представится такая возможность? Те великолепные доспехи, что можно увидеть в Эрмитаже и Кремле, вряд ли разрешат примерить. А здесь – сколько угодно. И первая эмоция – удивление. Как же удалось собрать столько доспехов и оружия в одном месте? Рассказывает Александр Цыганов:

– Я не местный, с Алтайского края. Эту выставку придумал и сделал около года назад, и вот уже второй год катаюсь с ней по стране. Мы начали работать в Кемеровской области, потом поехали в Красноярский край, с февраля колесим по Иркутской области. Уже побывали в Тайшете, Бирюсинске, Зиме, Саянске, Усолье-Сибирском, после Иркутска собираемся в Ангарск, затем в Читу. В каждом городе живём вместе с выставкой, а как иначе, кто будет за нас работать?

Александр Цыганов, организатор выставки, помогает посетителю облачиться в железо.
За день организаторы перекидывают тонну-полторы железа

А начиналась выставка просто и банально – два года назад друзья, ребята-реконструкторы, подарили Александру Цыганову кольчугу, дело было в Канске. Подарок пришёлся к телу и по сердцу, дал толчок для нового увлечения. Так Александр сначала стал собирать доспехи для себя, а потом возникла идея создать такую передвижную выставку и прокатить её по разным городам страны.

– Честно? Конечно, есть желание заработать, но в том числе и для того, чтобы расширить экспозицию, – признаётся Александр. – Год назад у нас было всего 40–50 экспонатов, сейчас их больше 150. Кто-то говорит – мало, а кто-то восклицает, что нереально за год такое количество собрать. Мнения неоднозначные, но людям нравится, и нам самим всё безумно интересно, значит, мы идём правильной дорогой. По книге отзывов у меня складывается впечатление, что мы людям даём больше того, на что они рассчитывают. К каким музеям россияне привыкли? Когда заходишь в зал, всё за витринами, за стеклом, вы ничего не можете взять, вам только расскажут, что, где и как.

– А вам хотелось этот стереотип преломить?

– Мы его не просто преломили, мы его поломали. К нам приходят люди из разных городов, были моск-вичи, питерцы, англичане, французы, немцы. Когда на американок надели наши кольчуги, только и слышалось нецензурное на английском. Да, им тяжело было! Но когда с них всё поснимали, они пребывали в диком восторге и повторяли единственное знакомое русское слово – «спасибо». Ну нравится людям интерактив, просто нравится.

Две тонны железа из города в город

Здесь нужно сразу уточнить – на выставке представлены не оригиналы, а хорошая, качественная стилизация, реконструкция.


Любой из экспонатов можно примерить на себя

– Наши экспонаты процентов на 90–95 соответствуют оригиналам – по внешнему виду, размерам, весу, форме, – утверждает Александр Цыганов. – 10 % мы сбрасываем на то, что сейчас используется более со-временная сталь и механические, а не ручные, как раньше, методы обработки. Где-то что-то можно подварить, зашлифовать, но внешний вид и вес мы соблюдаем свято. Всё сделано на основе оригиналов, исторических источников, эскизов, гравюр. Работа довольно тяжёлая и кропотливая, все, кто занимается реконструкцией, ролевыми играми, знают об этом. Я сотрудничаю с ребятами из Украины, они мне всё изготавливают, на данный момент это оптимальное соотношение цены и качества. Не так давно кавказский кинжал заказал, а также кукри – непальский боевой нож. Очень много вещей, которые хотелось бы прибрести, но по закону о холодном оружии мы не можем это сделать. Например, шестопёр попадает в разряд дробящего оружия. Нюансов много, и все нужно учесть.

Подлинных вещей на выставке три, их подарили хакасские археологи. Это наконечник охотничьего дротика, нож, предназначенный для снятия шкур с животных, и наконечник стрелы. А в целом на выставке представлено оружие, доспехи, повседневные вещи Руси, Европы, Скандинавии с X-го по XVI век.

– В планах есть идея разбить выставку на несколько залов – Русь (начиная с V-VI-го и до XIX века). Европой интересуются многие, и нам очень хочется приобрести для выставки максимилиановский комплект доспехов, который считается элитой рыцарской защиты. Ну и скандинавы, викинги интересны всем. Также хочется создать и четвёртый зал, где бы мы объединили Восток и Азию. Многим любопытны Япония, Китай, Индия. Но в России единицы занимаются реконструкцией этого, а заказывать с Запада дорого. Например, самый дешёвый комплект самурайских доспехов стоит 350 тысяч рублей.

Перевозка этого железного добра – отдельная песня. В общей сложности вес всех экспонатов около 2 тонн.

– Это всё разбирается, демонтируется в транспортировочные сумки, ящики, затем в грузовик грузится – и поехали. Хочешь не хочешь, но физподготовкой занимаешься, -– смеётся Цыганов. – Да и за день, пока всех оденешь-разденешь, тонну-полторы железа перекинешь. Вечером домой приезжаешь, руки, как у орангутанга, висят плетьми, не поднимаются.

В своей выставочной деятельности ребята видят и просветительскую функцию.

– Обидно, что молодёжь сейчас кроме Интернета ничего не интересует. Даже об оружии и доспехах дети чаще всего знают по компьютерным играм, например по Assassin’s Creed. Молодёжь не знает ни своих истоков, ни европейских, история им знакома постольку-поскольку. Как-то в школе я спросил, кто такой Ленин. «Джон Леннон?» – уточнили школьники. И своей выставкой мы хотим донести до детей, до людей: «Ребята, знайте свою историю!» За последние год я человек 20–30 подсадил на реконструкцию, они начали шить, щиты ковать. Если я от улицы и компьютера смог ребёнка отвадить, для меня это прогресс и радость большая.

Выставка будет работать в Иркутске до 25 августа. Успевайте примерить на себя кольчуги, кирасы, потхельмы и топфхельмы. Поднять дубину, взять в руки копьё, примерить шлем, как у Дон Кихота, – это действительно потрясающе.

Государственный исторический музей впервые представляет публике образцы западноевропейского оружейного искусства периода позднего Ренессанса. XVI век - время наивысшего расцвета оружейного производства, когда создавались предметы вооружения, которые по своему художественному исполнению могут быть поставлены в один ряд с выдающимися произведениями станковой и монументальной живописи.

Многие предметы, составившие основу экспозиции - уникальные произведения искусства, созданные по индивидуальному заказу придворными оружейниками габсбургского императорского двора, княжеских дворов Дрездена и Брауншвейга, мастерами крупнейших художественных и ремесленных центров - Аугсбурга и Нюрнберга. Среди экспонатов представлены работы Конрада и Йорга Зойзенхоферов, Валентина Зибенбюргера и других мастеров.
Эти высококлассные изделия, выполненные мастерами, работавшими в традиции позднего Ренессанса и маньеризма, свидетельствуют не только об уровне мастерства оружейников XVI-XVII вв., но также о художественном вкусе заказчиков. XVI век был пронизан поисками идеального государя. Образ государя-воина, государя-рыцаря был исключительно важен. К формированию такого образа привлекались художники, мыслители, ученые, ремесленники. Они создавали сценарии, декорации, костюмы и прекрасное парадное оружие. Воскрешение средневековой рыцарской культуры являлось одним из способов укрепления образа короля-рыцаря. И одним из наиболее ярких проявлений придворной культуры были турниры, которые в XVI в. представляли собой не только «спортивную» демонстрацию боевых навыков, но и театрализованную постановку - неотъемлемую часть придворных празднеств. Такие состязания были не буквальным повторением турниров XII в., а их имитацией, игровым воспроизведением подвигов легендарных героев. Игровая составляющая турнира заключалась во «вживании» в образ выбранного героя, например, короля Артура или Гектора, что являлось отличительной особенностью «рыцарского возрождения» - периода романтизации рыцарской истории, когда, начиная с XV в., значительно возрос интерес дворянской элиты к рыцарским традициям и атрибутике.
Украшенное оружие, как неотъемлемая часть придворного обихода, использовалось в ритуалах, связанных с жизнью двора: триумфах, турнирах, охоте, стрелковых состязаниях, в различных сценариях придворного церемониала. Наибольший интерес на выставке представляют личные вещи королей, курфюрстов, герцогов. Среди них - парадные доспехи французского короля Франциска I, герцога Легницы и Бжега Фридриха II, архиепископа Альбрехта Бранденбургского, курфюрста Бранденбургского Иоахима II Гектора, герцога Юлиуса Брауншвейг-Вольфенбюттельского и других исторических персон.
Отдельные памятники, представленные на выставке, поступили в Исторический музей из коллекции А.А. Катуар де Бионкура, коллекции Г.А. Брокара, Военно-исторического музея, Музея древностей при Виленской Публичной библиотеке, Военной академии моторизации и механизации им. И.В. Сталина, Центрального музея Красной Армии, Военной Академии им. М.В. Фрунзе.

Значительная часть образцов западноевропейского парадного оружия попала в Исторический музей в 1946 г. из Комитета по делам культпросветучреждений при Совмине РСФСР и происходит из берлинского Цейхгауза. Эти предметы были получены в 1946 г. как объекты компенсаторной реституции после окончания Второй мировой войны. Только в 1957 г. был издан приказ Министерства культуры РСФСР об их включении в основной фонд музея. Научные сотрудники отдела оружия проделали большую исследовательскую работу по выявлению происхождения этих памятников. Они определили принадлежность 1796 экспонатов, вывезенных из музеев Берлина, Шверина и Цербста. Однако в 1958 г. появился новый приказ Министерства культуры РСФСР, согласно которому эти памятники должны были быть возвращены Германской Демократической Республике (ГДР). 27 августа 1959 г. коллекция оружия в количестве 1796 единиц была передана в собственность ГДР. Однако часть предметов этого фонда осталась на хранении в музее, так как источник их происхождения не был установлен. Только в конце 1990-х гг. началось изучение этих памятников, а, начиная с 2008 года, коллектив отдела оружия Исторического музея приступил к атрибуции и реставрации предметов западноевропейского вооружения. Было установлено происхождение 19 комплектов рыцарской брони XVI - начала XVII вв., а также подготовлены к экспонированию предметы холодного, древкового, огнестрельного и метательного оружия.

Выставка является первой демонстрацией западноевропейского доспеха и оружия из собрания Исторического музея, а также показывает оружейные памятники как важный элемент различных придворных церемониальных практик европейских дворов.


БИЛЕТЫ

300 руб . – взрослые

500 руб . – комплексный билет (выставка "Королевские игры" + экспозиция музея Отечественной войны 1812 года)

150 руб . – пенсионеры; студенты дневной формы обучения российских ВУЗов; обладатели карт ISIC и IYTC

60 руб . – ветераны боевых действий; труженики тыла; репрессированные; ликвидаторы последствий аварии на Чернобыльской АЭС, члены многодетных семей

БЕСПЛАТНО* – ветераны Великой Отечественной войны, Герои Советского Союза; Герои Российской Федерации; Полные кавалеры ордена Славы; Жители блокадного Ленинграда; Узники фашистских концлагерей; Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; неработающие инвалиды I и II групп и граждане, находящиеся в домах-интернатах для инвалидов и престарелых; один сопровождающий инвалида I группы; лица до 16 лет (вне зависимости от гражданства); солдаты, матросы, сержанты и старшины срочной службы Российской армии и Военно-морского флота; воспитанники Суворовского военного училища и Нахимовского военно-морского училища; сотрудники музеев, находящихся в ведении Министерства культуры РФ; один сопровождающий организованную группу учащихся средних и средне-специальных учебных заведений, студентов ВУЗов, военнослужащих срочной службы и других льготных категорий граждан (при наличии экскурсионной путевки); гиды-переводчики, имеющие аккредитацию Ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и туристических менеджеров России, сопровождающие групп

В этой подборке фотографий из музеев России и Украины я пытался собрать русские доспехи которые применялись русскими если не в бою, то хотя бы на парадах. На первый взгляд может показаться что собственного стиля доспеха в России не было, он представляет собой доспех турецкого стиля и примесью кавказского и индо персидского. Но тем не менее свои особенности есть. В Московской России и на территории Украины и Белоруссии никогда не применялись тюрбанные шлемы. Корпусной бехтерцевый доспех застегивался всегда по бокам. Круговой зерцальный доспех в Московии делался с гофрированной поверхностью, и был настолько популярен, что в англоязычном оружиеведении употребляется термин “krug armour” даже для зерцальных доспехов привезенных из Турции или Египта.

Но тем не менее русский воин 16-17 веков был часто очень похож на тех против кого воевал. Потому что доспех его был у “басурман” куплен, получен в качестве трофея или подарка. Это относится не только к оружию, высший класс Московского государства пользовался вещами и предметами роскоши восточного происхождения и не видел в этом ничего плохого – ориентировались на красоту и качество.

Русские оружейники в дань уважения к стилю своих восточных учителей производя свои изделия старательно чеканили на своих изделиях арабскую вязь, правда с ошибками и сокращениями.

Русские шлемы

Шлем приписываемый князю Ярославу Всеволодовичу. Диаметр 19,5 см. Оружейная палата Московского Кремля.

Куполообразной формы, тулья кованае из одного куска железа, наносник прикован отдельно. Ряд небольших круглых отверстия для крепления бармицы. К лобной части прикована большая пластина из позолоченного серебра доска тиснением с фигурой архангела Михаила, огибаемая выгравированной надписью на кириллице: “Во имя Архистратига Михаила, помочи рабу твоему Федору”. Верх украшен серебрянными пластинами, показывающими Бога Всевышнего и святых: Василия, Георгия и Федора. Край обрамлен серебряным позолоченным тиснением с фигурами птиц, грифонов, растительным орнаментом.

Вид с лицевой стороны.

Шлем с. Никольское бывш. Орловской губ. Случайная находка, 1866 г. (Эрмитаж). Фото А. Н. Кирпичникова

Тулья из трех частей выкована для увеличения прочности продольными желобками. К передней части прикреплена накладка с вырезами для глаз и горбатым заостренным наносником. Края накладки-полумаски и обрез наносника снабжены мелкими дырочками для бармицы, закрывавшей кроме шеи всю нижнюю часть лица. По низу корпуса заметны остатки 8-9 петель для тыльной части бармицы. Обруч не сохранился. Весь шлем покрыт тонким серебряным позолоченным листом, который во многих местах поврежден и выкрошился.


Шапка с Деисусом. Византия, XIII -XIV вв. Железо. Ковка, насечка золотом, насечка серебром. Диаметр - 30,0 см; вес – 2365,7 г. Оружейная палата Московского Кремля.

Колпак шлема конусообразный, разделен на равновеликие сегменты восемью инкрустированными в железо и идущими от вершины вниз золотыми прутиками. На прямом, почти цилиндрическом венце помещены вместе с именующими надписями резные золоченые изображения Спаса Вседержителя, Пресвятой Богородицы и Иоанна Предтечи (Деисус), Архангела Михаила, Архангела Гавриила, двух херувимов, двух евангелистов и св. Николая Чудотворца. К венцу присоединены широкие, чуть наклонные поля. Вся поверхность шлема покрыта тончайшим травным орнаментом.


Полумаска найденная Б. А. Рыбаковым в 1948 г. при раскопках детинца летописного города Вщиж (Жуковский район, Брянская область, Россия). Хранится в Государственном истори- ческом музее (ГИМ, опись 1115В; № 2057). Реставрация в 2010 году показала серебрение и золочение методом амальгамирования.

Датировка: вторая половина 12 -13век.

“ Мугальские” то есть из Северной Индии шлемы с личинами. Оружейная Палата Московского Кремля. Эти маски имеют остатки налобных шарниров, и характерные монголоидные черты. Одна из личин жестко приклепана к шлему прямо сквозь шарнир – очевидно, это позднее «творчество» музейных работников. В действительности маски крепились к шлемам c помощью налобного шарнира и фиксирующего флажка, в закрытом положении проходящего сквозь специальную прорезь внутри защитного полукруглого буртика. И шлем и маска украшены схожим растительным орнаментом, что может свидетельствовать в пользу их комплектности. Еще один шлем из Оружейной Палаты Интересно, что у этого шлема нос, состоящий из двух частей, припаян к маске медным припоем, а на щеках сделаны характерные “шрамы”, присутсвующие практически на всех поздних масках.


Шишак царя Михаила Романова. Оружейная палата Московского Кремля. Мастер. Н. Давыдов. 1613-1639. Железо, кожа. Ковка, насечка золотом, клепка.


Шапка ложчатая боярина Никиты Ивановича Романова. Россия, XVI в. Государственная Оружейная палата Московского Кремля. Наносник утрачен, но от него есть крепление, лицо защищает кольчужное полотно. Уши закрыты наушами, вплетенными в кольчужное полотно. Кольчуга также принадлежала Никите Романову.



Шлем Александра Невского, принадлежавший царю Михаилу Федоровичу. Втор. пол. 16 ст. В 1621 году переделанный мастером Никитой Давыдовым: он вероятно добавил фигурку святого на наносник и изображение короны на тулью.

По ободу арабская надпись из Корана: «Обрадуй правоверных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы»

Оружейная палата Московского Кремля. Сталь, золото, драгоценные камни, жемчуг, шелковая ткань. Резьба, ковка, чеканка, насечка золотом, эмаль. Диаметр - 22 см. Высота - 35 см. Вес - 3285 г.




Шишак князя Федора Мстиславского. Оружейная палата Московского Кремля. Шлем турецкого происхождения, 16 век. Науши были добавлены реставраторами в 19 веке, они соответствуют шлему по периоду, но несколько ему велики.

Надписи на арабском языке на тулье шлема: Во имя Бога благого и милосердного дал тебе победу явную, да отпустит бог тебе грехи, которые содеял ты и которые сотворишь исполнит тебя господь благодати своей, наставит на путь правды и укрепит помощью преславной. Надписи на наушах: Боже единосущный царь всяческих, бессмертный, премудрый, святый.



Сборник из Киевского Национального Исторического Музея. Датируется рубежом 14-15 века.

Шлем царевича Ивана Ивановича. Россия, 1557. Оружейная палата Московского Кремля. Золото, сталь булатная, ткань шелковая, камни драгоценные, жемчуг. Ковка, чеканка, насечка золотом, резьба, эмаль.

Изготовлен по повелению Ивана Грозного для его трехлетнего сына Ивана в 1557 году. Об этом свидетельствует насеченная золотом надпись по венцу шлема. Стрельчатая форма шлема с высоким шпилем типична для первой половины XVI века.

Турецкий шлем. Эрмитаж Санкт Петербург. Сер. - втор. пол. 16-го века Сталь и золото, ковка, клепка и насечка. Высота 27,9 см.

Шелом Ивана Грозного, предположительно 1547 год. Диаметр шлема 19 см – для головы подростка, Иван Васильевич вступил на царствование в 14 лет. Надпись у нижнего края тульи на арабском языке – “Аллах Мухамед” является сокращенной версией извесной мусульманской молитвы.

На втором поясе написано: “Шеломъ князя Василиевичя великого князя с(ы)на Василиа Ивановичя господаря всея Руси самодержца”.

Хранится в музее Ливруст камера, Стокгольм, Швеция (Stockgolm Livrust Kammaren).

Каппелина шлем. Мастера: Ringler, Hieronymus. Германия, Аубург.

Первая треть 17-го века Сталь и кожа, кованый, резьба, чеканка, гравированные и позолочены. Выста. 32,8 см. Доспехи турецкого стиля делали не только в Турции.


Мисюрка боярина Голицина Василия Васильевича (умер в 1619 году). Оружейная палата Московского Кремля. Редкого для Руси раннетюрбанного типа.

Высокий шлем, Россия, начало 16 века. Железо, ковка. Найден в Москве на территории Китай-города.

Трофейный русский шишак, нач. 17 века. Музей Войска Польского. Варшава.


Шлем “шапка ерихонская” Турция, XVI в. Сталь булатная, камни драгоценные, бирюза, ткань, металл белый Ковка, чеканка, насечка золотом, резьба Диаметр: 21,3 см Принадлежал князю Федору Ивановичу Мстиславскому


Шлем Германия (?). Эрмитаж Санкт Петербург. Первая половина 16-го века Сталь; кованые, чеканка, гравировка и позолотой. H. 27,1 см

Шапка мисюрка.


Шапка мисюрка. Национальный архитектурно-исторический заповедник “Древний Чернигов”


Высокий шлем с выставки кладов в подклете Благовещенского собора Московского кремля. Клад предметов вооружения рубежа 14-15 вв. Найден в 1975 году при расчистке колодца в Угловой Арсенальной башне Московского Кремля.


Продолжение следует

Другие посты по средневековью:

Воин на Руси: характер, одежда и оружие https://cont.ws/post/290460

Рыцарские доспехи: защита или обуза https://cont.ws/post/312383

Упражнения французского рыцаря середины XIV века https://cont.ws/post/312316 .

Как построить средневековый замок «с нуля»? Многолетний эксперимент во Франции.