Собор воскресения христова на крови. Храм Спаса на Крови: история возведения и удивительные факты Собор спаса на

История Спаса на Крови (храма Воскресения Христова)

В этой заметке мы поговорим об истории создания храма-памятника Спас на Крови, или храма Воскресения Христова: узнаем, почему он получил такое название, какие архитекторы и в каком стиле его строили, как продвигались строительные и отделочные работы, а также как сложилась судьба этого уникального храма-памятника после революции, в XX и XXI веке.

Спас на Крови на старой открытке (с сайта ):

Предыстория. Убийство на Екатерининском канале

Возводить церковные сооружения в честь важных исторических событий или в память о погибших — древняя традиция русского зодчества. В качестве примеров можно назвать церковь Покрова-на-Нерли, церковь Св. Димитрия-на-Крови или, скажем, храм Василия Блаженного, с которым иногда сравнивают Спас на Крови (хотя их действительное сходство не так велико). Правда, если московский храм был построен по радостному поводу (взятие Казани), то петербургский посвящен далеко не веселому событию: Спас на Крови стоит на том месте, где 1 марта 1881 года (по старому стилю) в результате террористического акта был смертельно ранен император Александр II.

К. Е. Маковский. Портрет императора Александра II

Александр II вошел в историю России как царь-освободитель, инициатор множества реформ, однако ни за одним другим правителем террористы не охотились так долго и беспощадно.

Царствование Александра II с самого начала было отмечено зловещими предзнаменованиями. Первое случилось уже во время коронации: на торжествах в Успенском соборе Московского Кремля 26 августа 1856 года пожилой царедворец внезапно потерял сознание и выронил подушку с державой . Символ самодержавия, зазвенев, покатился по каменному полу...

Коронация Александра II, 1855 год

При Александре II началась настоящая перестройка государства, были проведены многочисленные реформы, не имевшие себе равных в истории России: ликвидация военных поселений, введение суда присяжных, организация земского самоуправления, реформа цензуры, реформа образования, военная реформа (переход от рекрутского набора к всеобщей воинской повинности) и, самая главная реформа, отмена крепостного права.

Однако по факту реформа оказалась половинчатой. Для многих крестьян она свелась к тому, что они перестали формально называться «крепостными», но в их положении ничего не изменилось. Великие реформы не затронули и саму организацию власти. Общественное недовольство росло. Запылали крестьянские бунты. Много протестных групп появилось и среди интеллигенции и рабочих. Радикальная интеллигенция призывала страну к топору, угрожая истреблением помещиков и самой царской семьи. 4 апреля 1866 года было совершено первое покушение на Александра II: Дмитрий Каракозов стрелял в императора у решетки Летнего сада в Петербурге, но промахнулся.

В память о спасении императора на том месте была возведена часовня (ныне снесена; источник фото ):

Примерно через год после этого, 25 мая 1867 года, в Париже, в Александра II неудачно стрелял польский эмигрант Антон Березовский. Эти неудавшиеся покушения поставили точку на эпохе «Великих реформ». Начался период полицейских репрессий. Последние, в свою очередь, еще больше подстегнули общественное возмущение и положили начало террористической деятельности. Если до тех пор большинство антиправительственных групп занимались пропагандой и агитацией, то с середины-конца 1870-х годов начался явный крен в сторону террористических актов. В 1879 году была создана организация «Народная воля», поставившая своей целью открытую борьбу с государственной властью и объявившая настоящую охоту на самодержца.

Император Александр II в рабочем кабинете (источник фото ):

Так, 2 апреля 1879 года на Дворцовой площади в Александра II почти в упор стрелял революционер-народник Александр Соловьёв. Террорист промахнулся. Затем 19 ноября 1879 года члены «Народной воли» предприняли попытку взорвать императорский поезд под Москвой, но перепутанный маршрут случайно спас царя. Уже 5 февраля 1880 года народовольцы организовали новое покушение на императора: Степан Халтурин произвел подрыв Зимнего дворца, но Александр II в это время находился в другом конце дворца и не пострадал. Погибли несшие караул военнослужащие.

Покушение А. Соловьева на жизнь Александра II (источник иллюстрации ):

Покушение 1 марта 1881 года, ставшее для императора роковым, подготовили народовольцы во главе с Андреем Желябовым. Но за несколько дней до покушения Желябова арестовали, и операцию возглавила Софья Перовская.

На этот раз тоже не обошлось без зловещих предзнаменований: накануне император несколько раз видел под окнами своего дворца мертвых голубей. Оказалось, на крыше поселился огромный коршун, который убивал голубей. Коршуна поймали, но в Петербурге заговорили, что это не к добру .

Заранее изучив обычный путь следования императора из Михайловского манежа, террористы прорыли туннель к Малой Садовой (Екатерининской) улице и заложили мину. Однако в тот день Александр II неожиданно изменил маршрут и поехал после развода караулов в манеже навестить свою кузину — великую княгиню Екатерину Михайловну, хозяйку Михайловского дворца. Узнав об этом изменении, Софья Перовская быстро сориентировалась и перевела «бомбистов» на Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова) .

Отведав чаю у кузины, Александр II возвращался в Зимний дворец по набережной Екатерининского канала. Стоявшая у решетки Михайловского сада Софья Перовская, увидев царскую карету, взмахнула платком, после чего член партии «Народная воля» студент Н. Рысаков кинулся за экипажем и с силой метнул под карету сверток с бомбой. Прогремел оглушительный взрыв. Задняя часть кареты была разворочена, а на мостовой в луже крови корчились в предсмертной агонии два конвойных казака и крестьянский мальчик-разносчик.

Царская карета, поврежденная бомбой (источник иллюстрации ):

Убийцу схватили. Царь же не пострадал. Выйдя из экипажа, он захотел взглянуть на преступника, а затем направился вдоль канала к раненым, но вдруг от решетки канала отделилась фигура незамеченного охраной другого «бомбиста». Это был народоволец Игнатий Гриневицкий.

Брошенная Гриневицким бомба оторвала императору обе ноги. Тут уместно вспомнить еще одну жутковатую легенду: будто бы еще при рождении будущего российского императора некий городской юродивый Федор предсказал, что государь «будет могуч, славен и силен, но умрет в красных сапогах » .

Взрыв снаряда на Екатерининском канале 1 марта 1881 года (источник иллюстрации ):

Незадолго до своей гибели Александр II подписал конституционный проект М. Т. Лорис-Меликова (введение в Государственный совет выборных делегатов от городов и губерний). И вот, накануне опубликования указа, который должен был ознаменовать начало в России конституционного правления, 1 марта 1881 года, царь-освободитель был убит.

Тяжело раненного Александра II укладывают в сани (источник иллюстрации ):

Это восьмое покушение стало смертельным. Как тут не вспомнить о французской гадалке, предсказавшей императору, что он умрет от восьмого из совершенных на него покушений .

К. Е. Маковский. Портрет Александра II на смертном одре

Александр II и его убийца умерли почти одновременно, через несколько часов после взрыва. Император скончался в 15:35 пополудни в Зимнем дворце, а Гриневицкий — в придворном госпитале, который тогда размещался в доме № 9 на набережной Екатерининского канала (; ). Остальные участники покушения — Рысаков, Кибальчич, Михайлов, Желябов и Перовская — были приговорены к смертной казни через повешение, которая состоялась 3 апреля 1881 года на Семёновском плацу.

Казнь первомартовцев

Рассказывали, что, поднимаясь на помост эшафота, Софья Перовская вдруг будто бы выхватила откуда-то белый платочек и взмахнула им над собравшейся толпой, как тогда, когда подавала сигнал бомбометателям. С тех пор живет легенда о самом известном привидении Петербурга — призраке Софьи Перовской. Мол, ежегодно первого марта перед рассветом на мостике через канал Грибоедова появляется силуэт молодой женщины в саване, со шрамом на шее и с белым платочком в руке .

Спас на Крови: история создания храма

Уже на следующий день после трагедии, 2 марта 1881 года, на месте гибели Александра II появился временный памятник, куда люди приносили цветы . В тот же день Городская дума Петербурга на чрезвычайном заседании приняла решение просить взошедшего на престол императора Александра III «разрешить городскому общественному управлению возвести... на средства города часовню или памятник » погибшему государю.

Временный памятник на Екатерининском канале (фото с сайта ):

Новый император идею одобрил, но ответил, что желательно было бы иметь на месте цареубийства не часовню, а целую церковь. Он повелел возвести храм, который напоминал бы «душе зрителя о мученической смерти покойного императора Александра II и вызывал верноподданнические чувства преданности и глубокой скорби русского народа » .

Первая попытка проектирования

Конкурс на создание мемориальной церкви был объявлен комиссией Городской думы по увековечению памяти Александра II 27 апреля 1881 года. Таким образом, строительство храма на месте, где «пролилась священная кровь Государя » , было лишь делом времени.

А до тех пор решили построить временную часовню. Временная часовня по проекту молодого Л. Н. Бенуа была возведена уже 4 апреля 1881 года и освящена 17 апреля — в день рождения Александра II. Часовня заменила прежний временный памятник. Она представляла собой небольшой деревянный павильон с восьмигранной крышей, увенчанной золоченой главкой с крестом. Как вспоминает А. Н. Бенуа, часовенка «при всей своей незатейливости обладала какой-то особой грацией, что и вызвало общее одобрение » .

Временная часовня на Екатерининском канале (источник фото ):

Деньги на эту постройку выделил известный петербургский купец и лесопромышленник И. Ф. Громов, а строительные работы оплатил купец Милитин (Милицын). В часовне ежедневно служили панихиды об упокоении души убиенного раба Божия Александра. Через стекло двери можно было видеть звено ограды набережной и часть мостовой со следами крови убитого императора . Часовню установили на специальных рельсах, так что ее можно было сдвигать в сторону для совершения молебнов над местом трагедии . На Екатерининском канале часовня простояла до весны 1883 года — до начала сооружения каменного храма. После этого ее перенесли на Конюшенную площадь, а в 1892 году разобрали окончательно .

Тем временем продолжался конкурс проектов храма-памятника, который решено было возвести на набережной Екатерининского канала. Проекты подавались под условным девизом (чтобы не довлел авторитет участника). Срок представления чертежей был установлен 31 декабря 1881 года. К этому времени на рассмотрение жюри под председательством ректора Академии художеств по архитектуре А. И. Резанова поступило 26 проектов, в том числе произведения ведущих петербургских зодчих: И. С. Китнера и А. Л. Гуна, В. А. Шретера, А. О. Томишко, И. С. Богомолова и др. Свой вариант представил также Л. Н. Бенуа (в отличие от большинства проектов в духе «византийского стиля», он предложил вариант барочной церкви) (источник иллюстрации ):

Результаты конкурса были подведены в феврале 1882 года. Первой премии удостоился проект под девизом «Отцу отечества» архитектора А. О. Томишко (известного как автор проекта тюрьмы «Кресты») (источник иллюстрации ):

Ему уступил вариант А. Л. Гуна и И. С. Китнера под девизом «1 марта 1881 года», а третье место занял проект Л. Н. Бенуа «Кесарю кесарево» .

Всего для представления императору было отобрано 8 проектов. Однако ни один из них не получил Высочайшего одобрения.

Линия власти: «русский стиль»

Александр III неожиданно забраковал «византийский стиль». Он признал работы участников «даровитыми художественными произведениями » , но не утвердил ни одного, высказав пожелание, «чтобы храм был построен в чисто русском вкусе XVII столетия, образцы коего встречаются, например, в Ярославле » . Также царь пожелал, что «самое место, где император Александр II был смертельно ранен, должно быть внутри самой церкви в виде особого придела » .

Выдвинутые Александром III условия стали непременными для участников последующего конкурса. Как видим, уже на начальном этапе создание храма-памятника осуществлялось под неусыпным контролем императора. Это был тот исключительный случай, когда творческий процесс строго регламентировался властью (;) — настолько важен был этот памятник, в первую очередь с политической точки зрения.

Крамской И. Н. Портрет Александра III (1886)

Выбор архитектурного стиля был обусловлен вполне конкретными факторами. После 1 марта 1881 года начался период контрреформ, сопровождавшихся усилением русификации. Отражением нового курса стал манифест 29 апреля 1881 года о неуклонном сбережении начал самодержавия, составленный обер-прокурором Синода К. П. Победоносцевым. Вместе с пересмотром политической программы на первый план вышло официальное течение «русского стиля». Теперь в России утверждался стиль зодчества «великой православной Руси », «стиль эпохи московских царей », которому в соответствии с указанием монарха теперь надлежало следовать. Приоритеты власти были однозначны: архитекторы должны были ориентироваться на конкретный круг прообразов.

Новый царь, любивший допетровскую старину, воспринимал Петербург почти как враждебный город, средоточие террористической деятельности. К тому же слишком многое напоминало здесь о сложных отношениях с отцом и о прежнем реформаторском курсе, объявлявшемся теперь результатом «чужебесия». Не случайно весной 1881 года даже ходили слухи о возвращении столицы в Москву .

Создание храма-памятника в традициях XVII века служило бы метафорой приобщения Петербурга к заветам старомосковской Руси. Напоминая об эпохе первых Романовых, сооружение символизировало бы единство царя и государства, веры и народа. То есть новый храм мог стать не просто мемориалом убитому императору, но памятником российскому самодержавию вообще.

Второй конкурс и интриги архимандрита

Второй конкурс проектов храма-памятника был спешно проведен в марте - апреле 1882 года. Поспешность проведения конкурса лишний раз доказывает повышенное внимание власти к разработке и отбору проектов .

Теперь проекты составлялись с обязательным учетом стилистических предпочтений монарха. Так, проекты Л. Н. Бенуа, Альб. Н. Бенуа, Р. А. Гедике, А. П. Кузьмина, Н. В. Набокова, А. И. Резанова и других авторов были навеяны московскими памятниками середины XVII века. В проектах Н. Л. Бенуа, Н. Ф. Брюллова, В. А. Коссова и В. А. Шретера сильнее проявились черты ярославского зодчества.

Проект Л. Н. Бенуа (источник иллюстрации 15]):

К 28 апреля в Городскую управу было представлено 28 проектов. Постфактум поступило еще три.

Во втором конкурсе принял участие и будущий строитель храма — А. А. Парланд. В проекте под девизом «Старина» он отталкивался от московской церкви Иоанна Предтечи в Дьякове (XVI в.), но его вариант имел существенные конструктивные отличия . Центральная часть храма была прорезана высоким окном с полукруглым завершением — эта деталь затем перейдет на фасад колокольни осуществленного здания. С западной стороны Парланд спроектировал притвор с двумя часовнями, одна из которых отмечала место смертельного ранения Александра II. (Как раз по образцу этих симметричных павильонов Парландом затем была построена часовня-ризница около Спаса на Крови).

Проект Парланда под девизом «Старина» (источник иллюстрации ):

Альфред Александрович Парланд (1842-1920), потомок выходцев из Шотландии, родился в Петербурге . Вскоре после окончания Академии художеств создал свои первые сооружения. Позднее преподавал в Академии художеств и Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица. В 1881 году Парланд вернулся из пятилетней пенсионерской поездки за границу и получил звание академика архитектуры.

Архитектор А. А. Парланд

Когда его собственный конкурсный проект под девизом «Старина» был уже готов, к зодчему обратился с предложением о разработке совместного проекта архимандрит Игнатий .

Архимандрит Игнатий (в миру И. В. Малышев) (1811-1897), выходец из мещан Ярославской губернии, в 1857 году стал настоятелем Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом, преемником знаменитого подвижника и духовного писателя Игнатия Брянчанинова. Игнатий не был чужд искусству: в молодости занимался живописью в Академии художеств, изучал древнерусское зодчество.

Архимандрит Игнатий (И. В. Малышев)

Почувствовав себя «зодчим по призванию», Игнатий развернул в пустыни большое строительство. В 1881 году его удостоили звания почетного вольного общника Академии художеств. Ряд работ в Троице-Сергиевой пустыни по просьбе Игнатия выполнил и Парланд: например, по его проекту там был построен не существующий ныне Воскресенский собор (церковь во имя Воскресения Христова).

Троице-Сергиева пустынь, Воскресенский собор по проекту Парланда

Во время проведения второго конкурса по храму на Екатерининском канале Игнатия вдруг «осенила мысль начертить проект » , и следом возникла уверенность, что именно его предложение будет принято. Сделав первые наброски, он «всецело предался выполнению своей заветной мечты — сделаться строителем храма, предназначенного служить вечным памятником Царя - Освободителя и Мученика » .

Архимандрит был хорошо известен при дворе и умело играл на религиозных настроениях царской семьи. По воспоминаниям мозаичиста В. А. Фролова, через набожную великую княгиню Александру Иосифовну, часто посещавшую пустынь, Игнатий доводил «до сведения царя о явлении к нему во сне Богоматери, якобы показавшей ему главные основы храма » .

Однако разработать проект столь крупного и сложного сооружения самостоятельно архимандриту вряд ли было под силу — потому он и обратился к А. А. Парланду, которого хорошо знал по совместным работам в пустыни. Предложение о сотрудничестве от столь влиятельного лица, как Игнатий, было соблазнительно. Правда, сначала архитектор отнесся к нему скептически (тем более что его собственный проект уже был готов), но в итоге согласился, видимо, рассчитывая на то, что имя Игнатия сыграет свою роль.

Совместный конкурсный проект Парланда и Игнатия (источник иллюстраций ):

Так и произошло. 29 июня 1883 года Александр III соизволил одобрить совместный проект архимандрита Игнатия и архитектора Парланда (это был как раз один из трех проектов, поданных позднее прочих).

Личность архимандрита сыграла едва ли не решающую роль в выборе именно этого варианта . Официально было заявлено, что император выделил этот проект «главным образом вследствие особенной отделки места смертельного поранения царя » . Политическая подоплека такого выбора понятна: на первом месте для власти стояли не столько художественные достоинства проекта, сколько «боговдохновенность» и вообще религиозно-символический аспект .

Проект доработать!

Выбранный императором вариант, разработанный А. А. Парландом совместно с архимандритом Игнатием, отдаленно напоминал трехчастный тип церквей XVII века, спланированных «кораблем». Место рокового покушения на Александра II выделялось в мемориальную шатровую колокольню, к которой примыкали шатровые же крыльца. Нижний ярус фасадов трехнефного храма опоясывала галерея. Центральная башня была навеяна церковью в Дьякове, а боковые приделы напоминали надвратные церкви конца XVII века .

Совместный конкурсный проект Парланда и Игнатия (источник иллюстрации ):

Авторство архимандрита Игнатия служило гарантом верной идеологической направленности постройки. Именно он, а не Парланд, воспринимался в первые годы общественностью как главное действующее лицо. Однако Игнатий не был профессиональным зодчим, хотя это обстоятельство и пытались смягчить, именуя его «опытным хозяином-строителем » и подчеркивая склонность духовного лица к искусствам .

Выбор именно этого варианта вызвал среди архитектурного цеха некоторое недоумение. Многие профессионалы крайне низко оценивали художественные достоинства проекта-победителя. А. Н. Бенуа вспоминал: «...к государю проник со своим проектом (пользуясь связями с духовенством и низшими служащими) архитектор Парланд, и его чудовищное измышление, поднесенное в очень эффектной раскраске, нашло себе высочайшее одобрение. Уже во время постройки “Храма на крови” Академия художеств настояла на том, чтобы были исправлены слишком явные нелепости и недочеты проекта Парланда » .

И действительно, император принял проект лишь «в целом», с условием дальнейшей доработки, «с тем, чтобы проект был рассмотрен и в чём следует изменён для исполнения профессором императорской Академии художеств Д. И. Гриммом » . Ситуацией попытался воспользоваться профессор И. В. Штром, который в январе 1883 года предложил собственную кандидатуру для разработки идеи Игнатия. Он предложил возвести сооружение из разноцветного кирпича с майоликой, золочеными и эмалированными куполами и внутренней росписью, напоминающее храм Василия Блаженного . Кандидатуру Штрома отклонили, но его предложения существенно повлияли на композицию осуществлённой постройки.

В марте 1883 года сформировали Комиссию по строительству, председателем которой стал президент Академии художеств великий князь Владимир Александрович. В ее состав вошли архитекторы Р. А. Гедике, Д. И. Гримм, Э. И. Жибер, Р. Б. Бернгард. По рекомендациям комиссии Парланд и его помощники как раз и вели доработку проекта. Они составили несколько альтернативных вариантов, один из которых был утвержден 29 июня 1883 года, однако и этому проекту не было суждено стать окончательным .

Этот новый проект предполагал строительство не просто одиночного храма, а грандиозного комплекса по типу монастырского. Комплекс включал церковь, мемориальную зону, музей, колокольню и галерею для шествий, углы которой были отмечены небольшими постройками со складчатыми куполами (копия часовен из конкурсного проекта «Старина»; эти угловые павильоны воспроизводит осуществленная часовня-ризница Спаса на Крови). Колокольня должна была стоять на другом берегу канала и соединяться с храмом галереей, перекинутой через мост . Сам храм в этом проекте представлял собой пятиглавое сооружение с центральным шатром и фасадными кокошниками, а также с примыкающим к основному объему столпообразной башней. Как показал дальнейший ход событий, эта композиция оказалась вполне самодостаточной, — отсюда выкристаллизовался известный нам сегодня облик Спаса на Крови.

Масштабный проект 1883 года (источник иллюстрации ):

По всей видимости, на этом этапе проектирования участие Игнатия в разработке проекта было уже чисто номинальным, а «в окончательной редакции» проект настолько далеко отошел от совместного конкурсного варианта, что А. А. Парланд мог уже правомерно назвать себя единоличным автором создаваемого здания . Детали проекта уточнялись уже в ходе строительства. Финальное утверждение проекта состоялось лишь 1 мая 1887 года.

Окончательный проект (источник иллюстрации ):

Как видите, оба конкурсных проекта Парланда — как «Старина», так и совместный с Игнатием — в конечном счете оказались весьма далекими от осуществленного варианта. Оно и к лучшему, поскольку итоговый храм получился несравненно более законченным и цельным в художественном отношении . Сооружение в итоге лишилось того масштаба, которым отличался альтернативный проект июня 1883 года, зато стало более цельным и компактным. Столпообразная башня над местом смертельного ранения императора сохранила функцию монумента и одновременно превратилась в колокольню.

Название храма и символика Спаса на Крови

Хотя в народе больше прижилось другое название — Спас на Крови , каноническое наименование собора — храм во имя Воскресения Христова на месте смертельного поранения в Бозе почившего императора Александра II .

Освятить будущий храм во имя Воскресения Христова предложил не кто иной, как архимандрит Игнатий. Произошло это на первом же заседании Комиссии по строительству. Посвящение церкви Воскресению Христову носило глубокий смысл: в таком наименовании звучала идея преодоления смерти. В христианском сознании смерть есть не конец бытия, а только переход к иной его форме. Поэтому в возведении праздничного, «вызывающе красивого» храма нет никакого противоречия: светлый храм, расположенный на месте трагического события, выражает веру в Бога и в русский народ .

Посвящение храма Воскресению Христову также утверждало связь между мученической кончиной Александра II и искупительной жертвой Спасителя, распятого и затем воскресшего. И. В. Штром писал: «Как Спаситель умер за всё человечество, так <...> Александр II умер за свой народ » . Ассоциацию гибели царя с крестной смертью Спасителя можно встретить и в фольклоре того времени: «Государя жизнь скончали / Второй раз Христа распяли ». Такая параллель находила дополнительное подтверждение в календарных совпадениях: император родился 17 апреля 1818 года на Пасхальной неделе и был убит в первое воскресенье Великого поста.

Таким образом, храм-мемориал строился в качестве искупительной жертвы за мученическую кончину царя-освободителя . Он создавался для увековечения памяти о его смерти и был призван выражать охранительные начала самодержавия и православия, а также идеи преодоления смерти через Воскресение. Место смертельного ранения Александра II должно было восприниматься как «Голгофа для России» .

Как в обиходном названии «Спас на Крови», так и во всей символике церкви прослеживается параллель между крестной смертью Христа и гибелью Александра II.

Спас на Крови: история строительства

Торжественная закладка храма Воскресения Христова на Екатерининском канале произошла 6 октября 1883 года в присутствии митрополита Исидора и царской четы . Первый камень положил лично император Александр III. В основание храма поместили гравированную доску с надписью о соавторстве архимандрита Игнатия с архитектором Парландом .

Закладка храма (источник фото ):

Перед этим фрагмент решетки канала, гранитные плиты и часть булыжной мостовой, обагренной кровью Александра II, сняли, уложили в ящики и перенесли на хранение в часовню на Конюшенной площади . Впоследствии эти реликвии вернули на исторические места, и над ними возвели мемориал в виде сени в духе древнерусской архитектуры.

Хотя окончательный проект, как мы знаем, к 1883 году еще не был утвержден, строительство уже началось. В 1883-1886 годах проводились подготовительные и земляные работы. Интересно, что при возведении собора отказались от обычного метода забивки свай под основание здания: впервые в истории петербургской архитектуры был применен бетонный фундамент под всей площадью сооружения (; ). Прочный фундамент из бутовой плиты на сплошной бетонной подушке имеет толщину 1,2 м . Наружный цоколь собора облицевали гранитом мастера, работавшие в известной в Петербурге мастерской Гаэтано Бота . Потом началась кладка стен из кирпича, поставлявшегося российским заводом «Пирогранит», а затем — пилонов из бутовой плиты на гранитных основаниях.

Строительство храма (источник фото ):

Планировалось, что строительство будет завершено к 1890 году, но работы затянулись.

В 1889 году разразился скандал, связанный с присвоением казенных средств конференц-секретарем Академии художеств А. Исеевым . Растрату допустил президент Академии и председатель Комиссии по строительству великий князь Владимир Александрович. В 1892 году была собрана новая комиссия, в состав которой вошли архитекторы Э. И. Жибер, М. Т. Преображенский и А. А. Парланд. Но строительные и отделочные работы продвигались медленнее, чем предполагалось. В. А. Фролов объяснял это бюрократизмом, царившим в работе комиссии, а также нежеланием Парланда расставаться с престижной должностью архитектора-строителя .

В 1890-1891 годах скульптор Г. Ботта и мастер Андреев исполнили из алебастра большую, «безукоризненную во всех отношениях» раскрашенную модель храма высотой 3,5 м, она была выставлена на месте строительства.

А. А. Парланд у модели храма (источник фото ):

К сооружению сводов, арок и парусов приступили лишь в 1893 году. В следующем году закончили основной объем здания и выложили гранитное кольцо в основании центрального барабана. Стены и детали фасада облицовывались долговечными прочными материалами: эстляндским мрамором (поставляла фирма «Кос и Дюрр»), глазурованным кирпичом, изготовленным на Зигерсдорфских заводах (Siegersdorfer Werke ) в Германии, а также цветными плитками, заказанными Императорскому фарфоровому заводу. На Петербургском металлическом заводе были смонтированы конструкции куполов и железный каркас шатра . В 1896 году началась отливка колоколов на заводе П. Н. Финляндского.

Оригинальным новшеством стало покрытие глав эмалированными медными пластинами. Яркие полихромные купола создавались в 1896-1898 годах на фабрике А. М. Постникова в Москве, там же были изготовлены золоченые кресты. Средняя надалтарная глава была по предложению П. П. Чистякова выложена золоченой смальтой (работа мозаичной мастерской Фроловых). Главы боковых апсид и колокольни покрыты в 1897-1900 годах золоченой медью. Правда, купол колокольни быстро потемнел, и в 1911-1913 годах позолоту заменили кантарельным покрытием (золотой смальтой) под наблюдением В. А. Фролова.

В 1900 году здание стало постепенно освобождаться от лесов. Крыльца соорудили в 1900-1901 годах. Тогда же на фасадах засверкали эмалированные изразцы, созданные в мастерской М. В. Харламова (там же была создана цветная глазурованная черепица для апсид, центрального шатра, а также шатров и скатов крылец).

В 1905-1907 годах по рисункам И. И. Смукровича выполнили входные двери (врата) из меди, инкрустированной серебряным орнаментом. Эту уникальную работу выполнила мастерская костромского ювелира Савельева в 1905—1907 годах. На серебряных барельефах врат изобразили святых покровителей царствующего дома Романовых (до наших дней из 80 пластин дошло всего 33) . Одновременно велась внутренняя отделка с использованием более десятка пород самоцветов. В убранстве интерьера участвовали лучшие отечественные и итальянские фабрики.

Спас на Крови, мозаика «Распятие»

Вместе с Парландом работал большой творческий коллектив, в том числе И. Ф. Шлупп, Л. Н. Соловьев, И. П. Злобин, Н. Н. Краморенко, М. Ф. Еремеев и другие.

При сооружении храма Воскресения Христова перед архитекторами была поставлена особая задача: участок мостовой, на котором пролилась кровь Александра II, необходимо было оставить нетронутым и включить в пространство храма (; ; ). Отсюда столь необычное расположение Спаса на Крови: прямо у кромки набережной. Перед объявлением конкурса Городская дума составила план урегулирования этого участка набережной с устройством широкого моста и полукруглой площади. Кроме того, великая княгиня Екатерина Михайловна, владелица Михайловского дворца, согласилась безвозмездно отдать под строительство часть Михайловского сада (;).

Спас на Крови, Санкт-Петербург

В общей сложности строительные и отделочные работы в Спасе на Крови продолжались 24 года: с 1883 по 1907 год.

Спас на Крови, Санкт-Петербург

Достаточно длительный срок объясняется богатством и разнообразием декора (особенно большого времени требовало изготовление мозаичного оформления), а также применением передовых для своего времени инженерно-строительных технологий. Да-да, несмотря на «архаизирующие» внешние формы, храм строился с учетом последних достижений инженерной мысли. Все коммуникации, система парового отопления и электрификации, молниезащита были сделаны в соответствии с самыми современными нормами (; ). Для предотвращения проникновения воды канала и грунтовых вод по периметру здания был сооружен хитроумный глиняный «замо к». Электрическое освещение осуществлялось с помощью 1689 ламп . Оригинальную систему пародухового отопления разработали в бюро инженера С. Я. Тимоховича, электрического освещения — Русское общество «Шуккерт и К°». Металлическую корону для 288 электроламп в главном куполе изготовили на фабрике Берто (;).

Окружающая храм территория

Появление в историческом центре Петербурга столь значительного сооружения, как Спас на Крови, требовало перепланировки окружающей территории. Как выглядел этот район прежде, можно понять, взглянув на фрагмент панорамы Невского проспекта работы В. С. Садовникова 1830-х годов (источник ). Сейчас мало кто сможет сходу узнать это место, до того непривычен вид на перспективу канала Грибоедова (бывшего Екатерининского).

Около храма появилась выложенная брусчаткой площадь. Часть Михайловского сада с восточной стороны обнесли художественной кованой оградой в стиле модерн. К сожалению, возведение ограды существенно сократило западную часть Михайловского сада. При этом были вырублены деревья, посаженные еще при Петре I .

К северу от храма появился хозяйственный двор с жилыми флигелями . Из этих построек до нашего времени дошел лишь один двухэтажный дом, где теперь размещается администрация музея (он виден на фотографии).

Рядом, фасадом к набережной, в 1906-1907 годах возвели часовню-ризницу Иверской иконы Божией Матери.

Изначально Парланд планировал снести дома между каналом и Конюшенным музеем и навести широкий мост, чтобы храм располагался не на узкой набережной, а эффектно завершал пространство расширенной Конюшенной площади. Однако проекты моста так и не были реализованы. В итоге к открытию храма в 1907 году спешно навели деревянное перекрытие, которое лишь в 1967 году заменили железобетонным мостом, сохранив кованую ажурную решетку. Этот мост в 1975 году был назван мостом Гриневицкого, а с 1998 года именуется Новоконюшенным.

Спас на Крови, Санкт-Петербург

Поскольку пространство Конюшенной площади, вопреки планам, не было расширено, и канал не был перекрыт, храм не получил полноценного обзора. Случайно главным оказался южный фасад собора, обращенный в сторону Невского проспекта. В действительности же как главный Парландом задумывался западный фасад, но поскольку он остался обращен к узкой набережной, его торжественная композиция несколько потерялась .

Освящение Спаса на Крови

Храм был торжественно освящен в чудесный солнечный день 19 августа 1907 года, на праздник Преображения (летнего Спаса), в присутствии императора Николая II (внука Александра II), его супруги Александры Федоровны, императорского двора, высшего духовенства и министров правительства. На торжество освящения попала только «чистая публика»: в храм проходили по специальным пропускам, подписанным П. Столыпиным .

Событие имело актуальное политическое значение: Россия только что пережила первую революцию, и открытие храма-мемориала должно было утвердить незыблемость самодержавия . Тогда же, видимо, закрепилось обиходное название «Спас на Крови». Здесь не исключена прямая ассоциация со старинной церковью Св. Димитрия-на-Крови в Угличе, который поставлен на месте убиения царевича Димитрия Угличского . Та давняя трагедия вновь ожила в памяти людей в 1906 году, когда отмечалось 300-летие перенесения останков царевича из Углича в Москву.

Спас на Крови, мемориальная доска

За день до освящения Спаса на Крови, 18 августа, в храме прошла торжественная всенощная . Также накануне на улицах Петербурга появилось множество торговцев со свежеотпечатанными открытками с фотографиями нового храма. Подобные же открытки (только более высокого художественного качества) появились в магазинах. Торговля шла бойко .

Группа строителей храма, присутствовавших на освящении, в том числе А. А. Парланд (источник фото ):

Утром 19 августа 1907 года в Петербург прибыла из Петергофа царская семья. Катер доставил монарших особ к роскошно оформленной временной пристани у Мраморного дворца. Оттуда они проследовали в открытой коляске через Марсово поле — к храму. Государь был в мундире Преображенского полка и Андреевской ленте, а государыня... И вот тут становится ясно, что все корреспонденты в газетах и журналах того времени были мужчинами. Они сообщают только одно: государыня была в белом платье . И больше никаких подробностей.

Крестный ход вокруг храма (источник фото ):

В ожидании прибытия императора и царской семьи на площади перед собором выстроились шеренги всех родов войск. После исполнения гимна царь в сопровождении великих князей совершил обход войск . В освящении храма участвовал митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний. Был установлен и освящен престол в алтаре, проведен обряд его омовения. Затем под перезвон колоколов и музыку начался крестный ход. Седовласый камердинер Александра II нес запрестольный крест, за ним шли архимандриты, митрополит, императорская чета, придворные, сенаторы, министры... Архиерей кропил стены храма, а хор певчих исполнял тропари.

Николай II принимает парад в честь освящения Спаса на Крови (источник фото ):

Заключительный этап освящения престола и храма произошел в алтаре. Окропление стен алтаря святой водой завершило чин освящения Спаса на Крови.

Интерьер освященного храма в 1907 году (источник фото ):

Горнее место в храме Спаса на Крови (фотография с освящения храма, 1907 год) (источник ):

Затем в полдень началась торжественная литургия с литией у места смертельного ранения Александра II. После литии было окончание литургии и затем — парад войск. Войска воздали почести императору, проходя маршем мимо новоосвященного собора. Под ликующие возгласы царский кортеж покинул территорию храма . После этого царская семья отбыла в Петропавловскую крепость, где поклонилась надгробиям Александра II и Александра III.

Шедевр или архитектурное убожество?

Появление в Петербурге необычного храма, выдержанного скорее в московском стиле, вызывало в столице споры и пересуды.

Петербургские газеты и журналы того времени поместили фотографии и подробные описания храма и его интерьеров, рассказали о самой церемонии освящения. Было много восторженных отзывов. Профессор Покровский в статье «Новый храм Воскресения Христова на Екатерининском канале в С-Петербурге» в «Прибавлениях к “Церковным ведомостям”» отмечал: «В общем и целом, как архитектура вновь сооруженного храма… так и его внутреннее убранство представляют собою явление замечательное и заслуживают особого внимания… стройность архитектурных линий, красота форм, богатство материала и совершенство техники ставят его в ряд лучших произведений современной русской архитектуры » .

Были, однако, и другие мнения. Храм считали чужим среди классицистической застройки и присвоили ему прозвище «бонбоньерка» . «Русь» писала, что храм, «к сожалению, далеко не даровит по мысли и исполнению …», «…но несомненно значителен по идее, которая витает над ним » . Некоторые высказывали и куда более радикальную оценку. Так, А. Н. Бенуа считал, что «это жалкое подражание Василию Блаженному поражает своим уродством, являясь в то же время настоящим пятном в ансамбле петербургского пейзажа » . Позднее, после революции, он даже позволил себе еще более резкое высказывание: мол, если большевики вдруг решат взорвать Спас на Крови, он даже не будет против .

Спас на Крови, Санкт-Петербург

Критики, группировавшиеся вокруг объединения «Мир искусства», воспользовались сооружением Спаса на Кровы для демонстрации своих художественных пристрастий и обличения режима. «Варварским образчиком художественного убожества » назвал Спас на Крови А. А. Ростиславов, а В. Я. Курбатов желал, чтобы «поскорей забыли о псевдорусских постройках, так испортивших русские города » . С. К. Маковского приводило в ужас «небывалое архитектурное уродство » храма, этой «позорной страницы русского искусства », он призывал будущие поколения «уничтожить произведение Парланда бесследно, срыть до основания чудовищный собор » .

Однако в советское время борьба за сохранение храма — одной из немногих не взорванных церквей в «русском стиле», своеобразного символа последнего периода существования Российской империи — стало важным для ленинградской интеллигенции.

За чей счет этот храм

Принято считать, что Спас на Крови строился на народные деньги. На самом деле это не совсем так . Основным источником финансирования служили поступления из Государственного казначейства: казна выделила на строительство 3 млн. 600 тыс. рублей серебром — огромные по тем временам деньги . Кроме того, значительную сумму составили пожертвования от учреждений, от императорской фамилии и должностных лиц. Частные же вклады играли скорее символическую роль.

Общая стоимость ансамбля храма Воскресения и его художественного убранства, включая мозаики, составила более 4,6 млн. рублей . Стоимость строительства оказалась превышена на 1 млн. рублей из-за замены живописи мозаикой, дороговизны сени и случаев финансовых злоупотреблений .

В дальнейшем содержание храма взяло на себя государство. На таком особом положении в то время находились лишь Исаакиевский собор в Петербурге и храм Христа Спасителя в Москве: они финансировались непосредственно из государственной казны.

Спаса-на-Крови. Рота Дворцовых гренадер у храма Спаса-на-Крови

В Спасе на Крови ежедневно читали проповеди, служили панихиды, проводили службы, посвященные памяти Александра II. Однако здесь не крестили и не венчали, так как храм «ввиду особого значения как общенародного памятника » не являлся приходским (; ). Для верующих было отведено место около западного фасада, перед мозаичным «Распятием», где и проходили церковные службы.

(Продолжение следует)

Город Санкт-Петербург Санкт-Петербург , набережная канала Грибоедова , 2 Конфессия Православие Епархия Санкт-Петербургская и Ладожская Тип здания Собор Архитектурный стиль Поздний этап «русского стиля » Автор проекта Альфред Парланд и архимандрит Игнатий (Малышев) . Архитектор Парланд, Альфред Александрович Первое упоминание 1881 год Строительство - 1907 годы , часовня-ризница в 1908 году Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781520368460006 (ЕГРОКН). Объект № 7810507000 (БД Викигида) Состояние Отличное Сайт cathedral.ru Спас на Крови на Викискладе

Собо́р Воскресе́ния Христо́ва на Крови́ , или храм Спа́са на Крови́ в Санкт-Петербурге - православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова ; сооружён в память того, что на этом месте 1 (13 ) марта года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II (выражение на крови указывает на кровь царя). Храм был сооружён как памятник царю-мученику на средства, собранные по всей России .

Расположен в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью . Высота девятиглавого храма 81 м, вместимость до 1600 человек. Является музеем и памятником русской архитектуры.

Храм был возведён по указу императора Александра III в -1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева) , который впоследствии от строительства отошёл. Проект выполнен в «русском стиле », несколько напоминает московский собор Василия Блаженного . Строительство длилось 24 года. 6 (19 ) августа года собор был освящён. Имеет статус музея (музейный комплекс «Государственный музей-памятник „Исаакиевский собор“»).

История

Временная часовня

Мозаичные работы на десять лет задержали освящение, которое митрополит Антоний (Вадковский) свершил 6 (19 ) августа года (в день Преображения Господня , известный также как Второй Спас) в присутствии императора Николая II и иных членов императорского Дома . Всё строительство обошлось в 4,6 млн рублей.

С 1909 года клириком, а затем (с 9 августа 1923 года) настоятелем храма был протоиерей профессор Василий Верюжский , ставший в конце 1927 года одним из активистов иосифлянского движения в Ленинграде.

С августа 1923 года, после перехода Казанского и Исаакиевского соборов в ведение обновленцев , храм стал кафедральным собором «староцерковной» («тихоновской») Петроградской епархии .

С конца 1927 года и до закрытия храм был центром иосифлянства в Ленинграде - правого течения в Русской церкви, возникшего как оппозиция заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию после издания им «Декларации » о безоговорочной лояльности «нашему Правительству» (коммунистическому режиму).

Вид на Храм Спаса-на-Крови со стороны канала Грибоедова

Архитектура и внутреннее убранство

Внешние видеофайлы
Храм Спаса на Крови
Храм Спаса на Крови
Аэросъемка Храма
Храм Спаса на Крови

Купола

Вид на южный фасад храма (2011 год)

В основе композиции храма компактный четверик, который увенчан пятиглавием, причём место центральной главы занимает шатёр высотой 81 метр. Всего Спас на Крови венчают 9 глав, создающих асимметричную живописную группу, причём часть глав имеют позолоченное покрытие, а часть - эмалевое.

В основании восьмигранного шатра на его стене имеются восемь продолговатых окон с наличниками в форме кокошников . Вверху шатёр сужается, в нём прорезаны восемь выступов с окошками. Шатёр завершает фонарь , увенчанный луковичной главкой с крестом. Главка покрыта белой, жёлтой и зелёной эмалью в виде обвивающих её цветных полосок. Вокруг шатра расположены четыре луковичных купола , образуя при этом симметричную форму композиции. Все четыре купола покрыты цветной эмалью, но при этом разными рисунками. Эти купола располагаются на невысоких барабанах, имеющих размер, меньший, чем у самих куполов. В западной части собора находится колокольня завершённая куполом, что делает её похожей на

Необычайно оригинальный храм Спаса на крови фото в Питере которого указывают на то, что достопримечательность представляет собой яркий образец исконно «русского стиля», сигнализирует о зарождении на территории России приблизительно в 1830 годах во времена заката классицизма, а также начала популярности эклектики. Национальное возрождение России тогда подразумевалось, как укрепление православного древнего духа, превозносившего по-настоящему чистую христианскую веру, а также полное возвращение к патриархальному укладу. Церковная постройка грани девятнадцатого - двадцатого веков сегодня является популярной туристической достопримечательностью России.

Перед тем как ознакомиться с историей храма Спаса на крови , стоит немного узнать о его внешнем облике. Силуэт храма вырастает прямо над водной гладью известного канала Грибоедова. Его светящийся золотом, многогранной мозаикой, а также красочной эмалью свод стоит на четырех опорах, которые представляют собой столбы. Поверх него находится пять глав, среди которых выделена средняя шатровая, а также луковичные по бокам. Место по центру занято 8-мигранным шатром, который представляет собой ярко выраженный высотный доминант. Именно он визуально создает впечатление своеобразной нацеленности вверх. Купол шатра по габаритам значительно уступает куполам на боковых главах и того, что на колокольне, из-за чего создается впечатление, что шатер разрезает небесное пространство. Поэтому обычно несложно узнать, где находится храм Спаси на крови , поскольку изящное строение видно издалека.

История Спаса на крови

Праздничный вид строения еще ни о чем не говорит, ведь построено оно на месте одного из самых главных трагических происшествий российской истории, на месте, где был смертельно ранен Александр II во время теракта, совершенного народовольцем И.И. Гриневицким. когда он направлялся на парад войск на Марсово поле. Тогда Россию потрясло это трагическое происшествие. Великий храм на этом месте был воздвигнут по приказу Александра III, сына убитого Царя, народом он стал называться «Спас на крови». Внутри этой церкви должны были регулярно совершать службы по убиенному, она считается важным местом собрания паломников, где они молились о душе Александра II.

Благодаря традиции русского зодчества церковные сооружения строили, как память о важных исторических событиях. Представители «русского стиля» старались воссоздать национальный исконно русский стиль, который был укоренен древнерусским зодчеством, а также народным искусством, глубочайшими традициями самобытности народа. Внешний вид храма Спаса на крови в Питере буквально завораживает.

Знаменитые архитекторы Питера А.И. Томишко, И.С.Китнер, В.А. Шретер, и. С. Богомолов участвовали в первом конкурсе по созданию проекта. Проекты были поданы на рассмотрение в «византийском стиле», который не отвечал характеру требуемого «русского церковного творчества». Александр III не выбрал ни одного из них, выразив пожелание построения храма в русском вкусе и, чтобы его создание служило своеобразной метафорой приближения Петербурга к заветам, диктованным старомосковской Русью. Постройка должна была символизировать единство Царя и государства, народа и его непоколебимой веры, напоминая потомкам о династии Романовых, стать памятником самодержавию России.

По результатам второго конкурса высокое одобрение получила совместная работа архимандрита Игнатия (И. В. Малышева), настоятеля Троице- Сергиевой пустыни под Питером, и архитектора А.А. Парланда. Этот проект больше всего понравился новому императору, удовлетворив все его требования. После того, как Парланд внес корректировки, значительно изменив начальный облик церкви, проект был в 1887 году утвержден. Архимандрит Игнатий внес предложение освятить будущий храм- памятник во имя Воскресения Христова. если рассматривать фото храма Спаса на крови в Питере , можно понять, что тут четко прослеживается идея заключалась в глубоком осмыслении преодоления смерти, утверждая связь между смертью Александра II и жертвой Спасителя в искуплении. место ранения, повлекшего за собой смерть самодержца- освободителя, должно было восприниматься как «Голгофа для России». Собор Воскресения Христова торжественно заложили 6 октября 1883 года в присутствии императорской четы: Александра III и Марии Федоровны, и митрополита Исидора, который составил план церемониала. В честь этого внутрь основания будущего престола заложили закладную доску с выбитой специально для этого печатью. Император Александр III заложил лично первый камень. Обагренные кровью фрагмент решетки канала, часть булыжной мостовой и гранитные плиты предварительно сняли, упаковав внутрь ящиков, занесли для хранения в часовню на Конюшенной площади.

Имеются также интересные факты о храме Спаса на крови которые необходимо знать. Строительство храма началось раньше утверждения окончательного проекта. Его строительство заняло 24 года, а смета составила 4 606 756 рублей. Из них 3 100 000 рублей выделила казна, остальное пожертвовали императорская, государственные учреждения, частные лица.

Близость канала вносила свои коррективы в строительство, значительно усложняя его. Для этого впервые, вместо привычной всем забивки металлических свай, применили в строительной практике Питера под фундамент бетонное основание. Кирпичные стены возвели на сплошном мощнейшем фундаменте, приготовленном из путиловской цельной плиты. Кроме того, они были оформлены красно-коричневым кирпичом, привезенным из Германии, детали из белого мрамора получили особое внимание. Наружная облицовка отличалась своей высокой декоративностью, невероятной сложностью выполнения. Особую красоту придают затейливые поливные изразцы, многоцветная декоративная черепица, произведенная фабрикой Харламова. В 1894 году были сведены купола, в 1896 Петербургским Металлическим заводом были выполнены каркасы девяти глав собора из металлоконструкций. Главы были покрыты четырехцветной ювелирной эмалью, произведенной по специальной рецептуре фабрикой Постникова и не имеющую аналогов русской архитектуры. Площадь их покрытия составляет тысячу квадратных метров, что, по сути, считается беспрецедентным случаем для истории зодчества России.

Особенности оформления

Крест, высота которого составляет 4,5 метра, был водружен на центральную главу церкви Спаса на крови в Санкт-петербурге торжественно в 1897 году, после чего митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Палладий сразу же совершил отдельный молебен, освятив его. После этого строительство продолжалось еще десять лет, которые заняли преимущественно отделочные работы, укладка мозаики. Также были учтены следующие моменты:

  1. Колокольня высотой 62,5 метра стоит на месте непосредственного смертельного ранения Александра II, поэтому ей отводится особая роль. Над ее луковичной частью был установлен высокий крест, увенчанный императорской короной.
  2. Под золотым навесом, со стороны запада колокольни, находится Распятие из мрамора с образом спасителя, выложенного мозаикой, отмечающего снаружи храма место трагедии, повлекшей за собой смерь царя.
  3. Ниже карниза поверхность колокольни покрыта рисунками гербов городов, а также губерний, где скорбящие сопереживали об убийстве Царя-Освободителя всю Россию.

Войдя во внутрь храма Спаса на крови в СПБ , посетитель сразу оказывается недалеко от места ранения Александра II, то есть с той частью набережной, которая выделена шатровой сенью из яшмы, представляющей собой шатер с восемью гранями, поддерживаемый четырьмя колоннами. Большая часть его убранства состоит из натуральной алтайской и уральской яшмы, роскошного балюстрада, изысканные вазоны и цветы из камня поверх шатра выполнены из родонита с Урала. За решеткой из золоченного металла, украшенной императорской короной, видно булыжную мостовую, плиты тротуара и решетку канала – место, где замертво упал Царь-Освободитель. Возле памятного места проводят панихид люди приходя туда, молились, продолжают молятся о упокоении его души. Основные события царствования, эпизоды его судьбы высечены на досках из гранита красного цвета внутри ниш ложной аркады, которая размещена понизу стен фасадного полотна.

Оба крыльца объединены под одним шатром. Они прикомпонованы к колокольне со стороны севера и юга, а также представляют собой парадные входы. Двуглавые орлы венчают покрытые разноцветной черепицей шатры, в тимпанах крылец - композиции из мозаики, выполненные по оригинальным эскизам В.М. Васнецова «Страсти Христовы»

Созданный архитектором А. Парландом уникальный храм Спаса на крови в СПБ , объединил все лучшие качества арсенала зодчества допетровской Руси. Как следствие, необыкновенная элегантность и множество декора. Спас на крови, исключительно благодаря театральному красочному декору, выглядит как настоящий цветок. который расцвел на болотистой почве Петербурга. Облик его выделяется неукротимым изобилием ярчайших деталей, изысканной палитрой всевозможных отделочных материалов, колоритом, переливами, откликами мозаик, эмалей, изразцов, разноцветной черепицы.

Построен в 1883-1907 годах. Здесь 1 марта 1881 года было совершено покушение на императора Александра II, в результате которого он погиб. Уже на следующий день, 2 марта Городская дума на своём чрезвычайном заседании приняла решение просить нового императора Александра III "разрешить городскому общественному управлению возвести часовню или памятник" погибшему государю.

Сразу после получения такого разрешения на месте покушения была освящена временная деревянная часовня работы Л. Н. Бенуа . Эта часовня была построена на средства лесопромышленника И. Ф. Громова. А когда из губерний стали поступать крупные пожертвования на памятник Александру II, правительство решило возвести здесь собор.

Был объявлен архитектурный конкурс. Его условием были: ориентация на русскую культовую архитектуру XVII века, включение во внутренний объём собора места трагедии. Проекты рассматривал лично Александр III. Свои проекты предлагали Н. Л. Бенуа , А. И. Резанов , В. А. Шретер , Р. И. Кузьмин и другие архитекторы. Победителем конкурса оказался академик архитектуры Альфред Александрович Парланд . Дальнейшую работу он вёл вместе с другим архитектором - архимандритом Троице-Сергиевой пустыни Игнатием, в миру И. В. Малышевым.

Альфред Парланд писал:

"Высочайше утверждённый в Гатчине 1 мая 1887 года проект для храма Воскресения мною составлен по указанию Его Величества в стиле времён московских царей XVII века. Выдающимися образцами этой эпохи являются церковь Василия Блаженного в Москве и целая группа храмов в Ярославле, Ростове и др. Изучая эти прекрасные памятники русской старины, стараясь восприять не только умом, но и сердцем те пути и приёмы, те средства, которыми пользовались зодчие того времени, стараясь, насколько возможно, понять тайну их творчества, я с увлечением принялся за возложенную на меня работу".

Закладка здания состоялась 18 октября 1883 года. Первый камень положил сын убитого государя, новый император - Александр III. Руководство строительством император повелел своему брату - великому князю Владимиру Александровичу. Великий князь являлся президентом Академии художеств, и при строительстве храма смог бы воспользоваться своими связями среди архитекторов и художников.

Сразу после закладки собора деревянную часовню разобрали.

Спас-на-крови был создан на основе необычного инженерного решения, на что повлияло его расположение на берегу канала. Для того, чтобы воды канала не проникали под здание, здесь при укреплении грунта отказались от использования свай. Впервые в градостроительстве под всей площадью здания было сооружено бетонное основание. Для сооружения колокольни на набережной был сделан выступ на восемь метров.

Спас-на-крови был создан в русском стиле, по образу московского собора Василия Блаженного. Одним из украшений фасадов собора Спас-на-крови стала мозаика, из которой выполнены гербы русский городов, губерний и уездов. В технике мозаики выполнены также и панно на евангелические сюжеты, созданные по эскизам известных художников и расположенные на всех четырёх фасадах. В нишах закреплены 20 гранитных досок с описанием важных исторических событий времён правления Александра II.

Мозаичное убранство также является главной особенностью и внутренней отделки храма. Мозаичный в Спасе-на-крови даже иконостас. Изображение Спасителя и Богоматери для иконостаса выполнил Виктор Васнецов. Киоты созданы по рисункам Альфреда Парланда, мозаичные иконы - по рисункам Михаила Нестерова. Общая площадь мозаик в интерьерах храма составляет 7050 кв. м., они покрывают не только стены, но и пол, потолок, колонны. Над сохранившимися в неприкосновенности фрагментами набережной - части ограды, плит тротуара, мостовой, на которую упал император, сооружена специальная сень. Свод сени облицован лазурью и украшен звёздами из топазов и самоцветов. Высота самого высокого купола собора - 81 метр.

Спас-на-Крови строился долго. Его освящение состоялось только лишь 19 августа 1907 года, уже при внуке Александра II, императоре Николае II. При этом тогда вдвое быстрее был построен дворец великого князя Владимира Александровича . Комиссия по строительству собора обнаружила растрату казённых средств в особо крупных размерах. Следствие быстро нашло виновного. Им стал сотрудник великого князя, конференц-секретарь Академии художеств Пётр Фёдорович Исеев. Несмотря на ходатайство брата императора, Исеева сослали в Сибирь. Впрочем, ходили слухи, что жил он там весьма богато.

От Михайловского сада собор Спас-на-крови отделяет уникальная ограда. Исполнена она в 1903-1907 годах по проекту Альфреда Парланда.

В 1908 году рядом была освящена Иверская часовня. В 1923 году Спас-на-крови стал кафедральным собором.

После закрытия в 1930 году собор стал использоваться как склад. Его планировалось снести как не представляющий ни исторической, ни художественной ценности. Но в последний момент в судьбу Спаса-на-крови вмешалась война. Снести его попросту не успели.

Во время блокады храм использовался как морг, сюда свозили тела погибших. В один из куполов попал неразорвавшийся снаряд. После Великой Отечественной войны Спас-на-крови использовался для хранения декораций Малого Оперного театра.

В 1970 году собор передали в качестве филиала музею "Исаакиевский собор". С 1977 по 1991 год храм реставрировался, всё это время он стоял в строительных лесах. В связи с этим возникли истории, схожие с разговорами о строительных лесах Исаакиевского собора . Говорили, что леса стоят до тех пор, пока стоит советская власть. Разобрали их незадолго до августовских событий в Москве в 1991 году. Открыт для посетителей собор был 19 августа 1997 года.

Санкт-Петербург - самый русский и в то же время европейский город России, построенный в лучших традициях отечественной и западной архитектуры. Ярким доказательством вышесказанному служит , возведенный на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Святое сооружение выглядит неожиданно празднично и радостно на фоне окружающих его строгих построек. Но при этом он так органично вписался в облик города, что невозможно представить себе канал Грибоедова без этого строения.

"Русский стиль"

Храм был возведен на месте гибели императора Александра Второго. Его приемник, Александр Третий распорядился построить храм в исконно русском стиле. Данная эпоха ознаменовалась возвращением России к своим корням, ее уходом от всего западноевропейского.

Авторами проекта стали архитектор Альфред Парланд и архимандрит Игнатий (Малышев). Мастерам пришлось для работы над проектом изучать храмы, возведенные в Москве и Ярославле в семнадцатом веке. Именно в подобных архитектурных изысканиях начали формироваться основные черты "русского стиля". Петр Первый не столь активно развивал это направление в зодчестве, поэтому Парланд начал с тщательного рассмотрения лучших старинных образцов соборов.

"Русскому стилю" присущи декоративность, сложные силуэты, большое количество деталей. Характерными особенностями его являются резные кокошники над окнами и дверями, узорные колонны, расписные пояски на стенах, яркие цвета и детальная прорисовка орнаментов. Парадоксальный факт состоит в том, что "русский стиль" зародился в архитектурной школе Петербурга, однако в самом городе до возведения Спаса-на-Крови не было ни одного строения, выполненного по его "канонам".

Главный архитектор искренне полагал, что преобразования Петра Великого несколько "затёрли" исконную “русскость” в зодчестве, посему свою главную задачу усматривал в ее возрождении. Он скрупулезно отбирал самобытные элементы декоративной отделки.

В итоге, храм стал собирательным образом отечественной православной церкви семнадцатого века. Парланд использовал в проекте увиденные составляющие нашей архитектуры и культуры, но его шедевр получился ярким, своеобразным и неподражаемым, непохожим ни на один из своих прототипов.

Архитектурный облик

Спас-на-Крови - это четырехстолпный храм, свод которого зиждется на четырех опорах. В основе строения - четверик. Над храмом расположены пять глав: в середине шатровая, а по бокам - луковичные.

Центром храма является восьмигранный шатер, который устремлен ввысь. В основании его устроены восемь продолговатых окон, украшенных резными кокошниками. Над ними шатер сужается. Венчает шатер фонарь с главкой, увенчанной крестом. Это самый высокий купол храма. Но он меньше окружающих его куполов, отчего создается впечатление, словно храм уходит в глубину небесного свода.

Эти пять глав покрыты ювелирной эмалью, причем, узор каждой главки не повторяется. От этого облик храма получился сказочным и легким. Впервые для покрытия куполов использовали медные пластины с нанесением на них эмали. До того времени эмали использовались только в небольших ювелирных произведениях. Площадь покрытия в храме превышает тысячу квадратных метров.

Именно этот разноцветный хоровод куполов делает Спас-на-Крови схожим с московским собором Василия Блаженного. Но это сходство лишь видимое. В архитектурно-стилистическом плане храмы очень сильно отличаются друг от друга.

Восточная часть храма украшена тремя небольшими золочеными куполами, венчающими полукруглые алтарные аспиды. В западной части обустроена колокольня над местом трагической гибели императора. Вверху - самый большой купол. Всего на храме установлено 9 куполов разных размеров.

Колокольня выполняет особую роль в архитектуре храма. Именно на этом месте был убит император. Внутри сохранилась брусчатка и фрагмент забора, у которого произошла трагедия. Колокольня немного выдвинута за границы набережной и словно врезана в русло канала. Из-за такого решения в храме отсутствует традиционный центральный вход, а с боковых сторон колокольни устроены крыльца-притворы, выполненные в стиле русских теремов.

В архитектуре храма очень много символизма. Это отражается и в узорах на стенах и в пропорциях церкви. Центральный шатер поднимается над землей на 81 метр, что соответствует году, когда погиб император. Массивный купол над колокольней имеет высоту 63 метра по числу лет жизни Александра Второго. Длину храма с запада на восток составляет 56,7 метров, ширина по центру равна 30,1 метрам, в западной части - 44,1 метра.

Спас-на-Крови являет собой лучший образчик русской самобытности. Архитектору удалось так органично вписать его в окружающий ландшафт, что он не выглядит чужеродным или неуместным. Напротив, он украшает и оживляет панораму улицы.