Когда и где была гиперборея. Где сейчас находится гиперборея? Загадочная страна Гиперборея

Само слово гиперборейцы означает те, кто живут за Бореем (Северным ветром), или просто - те, кто живут на Севере. О гиперборейцах сообщали многие античные авторы."
Когда читаешь о Гиперборее в трудах одного из самых известных ученых Древнего мира - Плиния Старшего, то можно подумать, что речь идет о реально существующей стране у полярного круга:

«За этими (Рипейскими горами), по ту сторону Аквилона, счастливый народ (если можно этому верить), который называется гиперборейцами, достигает весьма преклонных лет и прославлен чудесными легендами. Верят, что там находятся петли мира и крайние пределы обращения светил, Солнце светит там, в течение полугода, и это только один день, когда солнце не скрывается (как-то думали бы несведущие) от весеннего равноденствия до осеннего.»

Современные исследователи тем не менее в этом сомневаются, указывая, что легенда о Гиперборее и гиперборейцах образовалась из мифа об Аполлоне, а, следовательно, можно говорить только о некоей воображаемой стране, где все устроено лучше и правильнее, чем у нас.
На тот факт, что античная Гиперборея была, скорее, вымыслом и своеобразной утопией, указывает и наличие огромного количества совершенно фантастических подробностей. Тимаген рассказывал, что в Гиперборее идет дождь медными каплями, которые собираются и используются в качестве монет. Гекатей сообщает, что Луна в Гиперборее отстоит совсем на небольшом расстоянии от Земли и на ней даже заметны некоторые выступы Земли. Сатирик Лукиан добавляет к уже сложившейся картинке несколько потрясающих воображение штрихов:

«Я считал совершенно невозможным верить им, и, однако, как только впервые увидал летающего иностранца, варвара, - он называл себя гиперборейцем - я поверил и оказался побежденным, хотя долго противодействовал. И что, в самом деле, оставалось мне делать, когда на моих глазах днем человек носился при мне по воздуху, ступал по воде и медленным шагом проходил сквозь огонь? - Ты видел это? - спросил я, - видел летающего и стоящего на воде гиперборейца? - Еще бы, - ответил Клеодем, - гипербореец имел даже обычную кожаную обувь. О мелочах, которые он показывал, говорить не стоит, - как он напускал любовные желания, призывал духов, вызывал давно похороненных покойников, делал видимой даже Гекату и низводил с неба Луну.»

Полеты гиперборейцев довольно часто встречаются в материалах, которые связывают с легендой о стране Аполлона. Это позволило современным палеофантастам сделать вывод, что народ Гипербореи как минимум обладал авиационными технологиями. Почему-то эти деятели не оставляют древним грекам (а особенно сатирику Лукиану!) права на вымысел и забывают, что эллинская мифология прямо-таки кишит летающими существами, которые обходятся без всяких технологий.

В Советской России веру в существование Северной Атлантиды поддерживал ученый с оккультными наклонностями Александр Васильевич Барченко.
В 1920 году Барченко был приглашен к выступлению с научным докладом Дух древних учений в поле зрения современного естествознания на конференции Петроградского Института изучения мозга и психической деятельности (Институт Мозга). Там судьба свела его с еще одним замечательным и талантливейшим человеком, академиком Владимиром Михайловичем Бехтеревым.
30 января 1920 года, на заседании Ученой конференции института, по представлению академика Бехтерева, Александр Барченко был избран членом Ученой конференции на Мурмане и командирован в Лапландию для исследования загадочного заболевания мерячение, наиболее часто проявляющегося в районе Ловозера.
Ловозеро расположено в самом центре Кольского полуострова и тянется с севера на юг. Вокруг - тундра, заболоченная тайга, местами - сопки. Зимой тут властвует глухая и ледяная полярная ночь. Летом не заходит солнце. Жизнь теплится лишь в маленьких поселках и стойбищах, в которых живут лопари. Они промышляют рыбалкой и пасут оленей.
Именно здесь, в этом вымороженном пустынном краю, распространено необычное заболевание, называемое мерячением (или арктической истерией). Им болеют не только туземцы, но и пришлые. Это специфическое состояние похожее на массовый психоз, обычно проявляющийся во времена справления шаманских обрядов, но иногда способное возникать и совершенно спонтанно. Пораженные мерячением люди начинают повторять движения друг друга, безоговорочно выполняют любые команды.
Русские ученые, в том числе Владимир Бехтерев, обратили на мерячение внимание еще в конце XIX века. Появлявшиеся время от времени публикации о странной болезни, возможно, были известны и Барченко. Во всяком случае, он без колебаний принял заманчивое предложение Бехтерева.
Барченко пробыл на Севере около двух лет. Работал на биостанции в Мурмане - изучал морские водоросли с целью их использования в качестве корма для крупного и мелкого рогатого скота. Вел работы по извлечению агар-агара из красных водорослей. Занимал должность заведующего Мурманским морским институтом краеведения - изучал прошлое края, быт и верования лопарей. Это стало частью подготовки к экспедиции в глубь Кольского полуострова.
Экспедиция эта, снаряженная по инициативе Мурманского Губэкосо (Губернского экономического совещания), началась в августе 1922 года. Участие в ней вместе с ученым приняли три его спутницы: жена Наталья, секретарь Юлия Струтинская и ученица Лидия Шишелова-Маркова, а также специально приехавшие из Петрограда репортер Семенов и астроном Александр Кондиайн (Кондиайни), представлявший также общество Мироведение.
Основной задачей экспедиции было обследование района, прилегающего к Ловозерскому погосту, населенному лопарями или саамами. Здесь находился центр русской Лапландии, почти не изученный учеными.
Уже в самом начале экспедиции, во время перехода к Ловозеру, ее участники натолкнулись в тайге на довольно странный памятник - массивный прямоугольный гранитный камень. Всех поразила правильная форма камня, а компас показал к тому же, что он ориентирован по странам света. В дальнейшем Барченко выяснил, что хотя лопари поголовно исповедуют православную веру, втайне они поклоняются богу Солнца и приносят бескровные жертвы каменным глыбам-менгирам, по-лопарски - сейдам.
Переправившись на парусной лодке через Ловозеро, экспедиция двинулась дальше в направлении близлежащего Сейдозера, почитавшегося священным. К нему вела прорубленная в таежной чаще прямая просека, поросшая мхом и мелким кустарником. В верхней точке просеки, откуда открывался вид одновременно на Ловозеро и Сейдозеро, лежал еще один прямоугольный камень.
Александр Кондиайн записал в своем дневнике:

«С этого места виден по одну сторону в Ловозере остров - Роговой остров, на который одни только лопарские колдуны могли ступить. Там лежали оленьи рога. Если колдун пошевелит рога, поднимется буря на озере. По другую сторону виден противоположный крутой скалистый берег Сейдозера, но на этих скалах довольно ясно видна огромная, с Исаакиевский собор, фигура. Контуры ее темные, как бы выбиты в камне. Фигура в позе падмаасана. На фотографии, сделанной с этого берега, ее можно было без труда различить.»

Участники экспедиции заночевали на берегу Сейдозера в одном из лопарских чумов. Наутро решили подплыть к обрыву скалы, чтобы лучше рассмотреть загадочную фигуру, но лопари наотрез отказались дать лодку.
Всего у Сейдозера путешественники провели около недели. За это время они подружились с лопарями, и те показали им один из подземных ходов. Однако проникнуть в подземелье так и не удалось, поскольку вход в него оказался завален землей."
До наших дней дошли странички из Астрономического дневника Александра Кондиайна с рассказом об одном дне экспедиции, который заслуживает того, чтобы процитировать его целиком:

«10/IX. Старики. На белом, как бы расчищенном фоне, напоминающем расчищенное место на скале, в Мотовской губе выделяется гигантская фигура, напоминающая темными своими контурами человека. Мотовская губа поразительно, грандиозно красива. Надо себе представить узкий коридор версты 2-3 шириной, ограниченный справа и слева гигантскими отвесными скалами, до 1 версты высотой. Перешеек между этими горами, которым оканчивается губа, порос чудесным лесом, елью - роскошной, стройной, высокой, до 5-6 саженей, густой, типа таежной ели. Кругом горы. Осень разукрасила склоны вперемежку с лиственницами пятнами серо-зеленого цвета, яркими кущами берез, осин, ольхи.
Солнце освещало яркую картину северной осени. На берегу стояли 2 вежи, в которых живут лопари, выселяющиеся на промысел с погоста. Их всего, как на Ловозере, так и на Сейдозере, около 15 человек. Нас, как всегда, радушно приняли, угостили сухой и вареной рыбой. После еды завязался интересный разговор. По всем признакам мы попали в самую живую среду седой жизни. Лопари вполне дети природы. Дивно соединяют в себе христианскую веру и поверья старины. Слышанные нами легенды среди них живут яркой жизнью. Старика они боятся и почитают.
Об оленьих рогах боятся и говорить. Женщинам нельзя даже выходить на остров - не любят рога. Вообще же они боятся выдавать свои тайны и говорят с большой неохотой о своих святынях, отговариваясь незнанием. Тут живет старая колдунья, жена колдуна, умершего лет 15 назад, брат которого, до сих пор еще глубокий старик, поет и шаманствует на Умб-озере. Об умевшем старике Данилове говорят с почтением и страхом, что он мог лечить болезни, насылать порчу, отпускать погоду, но сам он однажды взял задаток у шведов (вернее, чуди) за оленей, надул покупателей, т. е. оказался, по-видимому, более сильным колдуном, наслав на них сумасшествие.
Нынешние лопари имеют несколько другой тип. Один из них имеет немного черты ацтеков, другой - монгол. Женщины - с выдающимися скулами, слегка приплюснутым носом и широко расставленными глазами. Дети мало отличаются от русского типа. Живут здешние лопари много беднее ундинских. Много их обижают, и русские и ижемцы. Почти все они неграмотные. Мягкость характера, честность, гостеприимство, чисто детская душа - вот что отличает лопарей.
Вечером после краткого отдыха пошел на Сейдозеро. К сожалению, мы пришли туда уже после захода солнца. Гигантские ущелья были закрыты синей мглой. Очертания Старика выделяются на белом фоне горы. К озеру через тайболу ведет роскошная тропа. Везде широкая проезжая дорога, кажется даже, что она мощеная. В конце дороги находится небольшое возвышение. Все говорит о том, что в глубокой древности роща эта была заповедной, и возвышение в конце дороги служило как бы алтарем-жертвенником перед Стариком.
Погода менялась, ветер усилился, облака собирались. Надо было ожидать бури. Часов в 11 я вернулся на берег. Шум ветра и порогов реки сливались в общем шуме среди надвигающейся темной ночи. Луна поднималась над озером. Горы оделись чарующей дикой ночью. Подходя к веже, я испугал нашу хозяйку. Она приняла меня за Старика и испустила ужасный вопль и остановилась как вкопанная. Насилу ее успокоил. Поужинав, мы обычным порядком залегли спать. Роскошное северное сияние освещало горы, соперничая с луной.
На обратном пути Барченко и его спутники попытались вновь совершить экскурсию на запретный Роговый остров. Парнишка, сын местного священника, согласился перевезти членов экспедиции на своем паруснике. Но стоило им только приблизиться к острову, как поднялся сильный ветер, отогнал парусник и сломал мачту. В конце концов, путешественников прибило к крошечному, совершенно голому островку, где они, дрожа от холода, и заночевали. А утром уже на веслах кое-как дотащились до Ловозерска.»

Участники Лапландской экспедиции вернулись в Петроград глубокой осенью 1922 года. 29 ноября Кондиайн выступил на заседании географической секции общества Мироведение с докладом о результатах своей поездки, который назывался В стране сказок и колдунов. В нем он рассказал о сделанных экспедицией удивительных находках, свидетельствующих, по его мнению, о том, что местные жители-лопари происходят от какой-то более древней культурной расы.
А через некоторое время в петроградских газетах появилось сенсационное интервью с руководителем экспедиции и изображения загадочных памятников древней лапландской культуры.

«Проф. Барченко открыл остатки древнейших культур, относящихся к периоду, древнейшему, чем эпоха зарождения египетской цивилизации, - сообщила читателям Красная газета от 19 февраля 1923 года.

Экспедиция Арнольда Колбановского

Невзирая на огромный интерес публики к открытиям, сделанным экспедицией Барченко, почти сразу появились и скептики. Летом 1923 года один из сомневающихся, некто Арнольд Колбановский, организовал собственную экспедицию в район Ловозера, дабы воочию убедиться в существовании памятников древней цивилизации.
Вместе с Колбановским в заповедные места отправилась и группа объективных наблюдателей - председатель Ловозерского волисполкома, его секретарь и волостной милиционер. Первым делом Колбановский попытался добраться до заколдованного Рогового острова. Вечером 3 июля отряд отважных путешественников, несмотря на колдовские чары, переплыл через Ловозеро и высадился на Роговом острове. Полуторачасовое обследование его территории, однако, не дало никаких результатов.
На острове - поваленные бурями деревья, дико, никаких истуканов нет - тучи комаров. Пытались отыскать заколдованные оленьи рога, которые издавна - по легендам лопарским - потопили наступавших шведов. Эти рога насылают погоду на всех, кто пытается приблизиться к острову с недобрыми намерениями (а также с целью обследования), особенно на женщин.
В отчете о поездке ничего не говорится о том, удалось ли Колбановскому найти хоть одну из перечисленных реликвий.
Ночью, чтобы не привлекать к себе внимания, отряд двинулся к соседнему Сейдозеру. Обследовали загадочную фигуру Старика - выяснялось, что это не что иное, как выветренные темные прослойки в отвесной скале, издали напоминающие своей формой подобие человеческой фигуры.
Но оставалась еще каменная пирамида, служившая одним из главных аргументов в пользу существования древней цивилизации. К этому чудесному памятнику старины Колбановский и отправился. И вновь неудача: Подошли вплотную. Глазам представилось обыкновенное каменное вздутие на горной вершине.»
Выводы Колбановского, развенчавшие все открытия Александра Барченко, были опубликованы сразу же после окончания экспедиции мурманской газетой Полярная правда. При этом редакция газеты в своем комментарии довольно язвительно охарактеризовала сообщения Барченко как галлюцинации, занесенные под видом новой Атлантиды в умы легковерных граждан гор. Петрограда.
Уже в наше время, ровно через 75 лет после Барченко, к Ловозеру отправилась экспедиция Гиперборея-97, возглавляемая доктором философских наук Валерием Деминым.
Главной целью экспедиции Демина было не только подтвердить или опровергнуть данные Барченко, но и найти следы Прародины человечества - Гипербореи. В своем отчете об экспедиции, вошедшем частью в книгу Тайны русского народа (1999), Демин пишет следующее:

«...И вот я на древней гиперборейской земле, в самом центре Кольского полуострова. Дорога через перешеек тянется прямо к священному саамскому Сейдозеру. Она как бы мощеная: редкие булыжники и плиты аккуратно утоплены в таежный грунт. Сколько же тысяч лет ходят по ней люди? Или, быть может, десятков тысяч лет? Здравствуй, Гиперборея! - говорю я. - Здравствуй, Заря мировой цивилизации! Слева, справа наливается мириадами рубинов брусничник. Ровно 75 лет назад здесь прошел отряд Барченко-Кондиайна. Навстречу неизвестности. Теперь идем мы - экспедиция Гиперборея-97, четыре человека.
Места заповедные. Снежный человек? Да на него тут кто только не наталкивался, - говорит проводник Иван Михайлович Галкин. - В прошлом году совсем рядом детвору до смерти напугал: загнал в избушку да еще в окна и двери всю ночь толкался. Пока егеря поутру не подоспели. Но стрелять не стали - человек ведь... Позже то же самое подтвердили и профессионалы, помногу лет выслеживающие реликтового гоминоида. А бабушка-лопарка отреагировала совсем просто: Да отец мой одного такого много лет подкармливал.
Еще не доходя до Сейдозера, видим на обочине хорошо обтесанный камень. На нем едва проступают загадочные письмена - трезубец и косой крест.
Вот и Сейдозеро - спокойное, величавое и неповторимое в своей северной красоте. По гребням гор одиноко маячат сейды - священные саамские камни-менгиры.
Если подняться повыше в горы и побродить по скалам и осыпям, обязательно встретишь пирамиду, искусно сложенную из камней. Повсюду их множество. Раньше они попадались и внизу, по берегу озера, но были уничтожены (разобраны по камешку) где-то в 20-30-е годы, во времена борьбы с пережитками темного прошлого. Точно так же были изничтожены и другие лопарские святилища - сложенные из оленьих рогов. "
Наша первая цель (пока Солнце благоприятствует фотографированию) - гигантское человекоподобное изображение на отвесной скале на противоположной стороне, вытянутое на 10 километров озера. Черная, трагически застывшая фигура с крестообразно раскинутыми руками. Размеры можно определить лишь на глазок, сравнивая с высотой окрестных гор, обозначенной на карте: метров 70, а то и поболее. Добраться до самого изображения на почти абсолютно вертикальной гранитной плоскости можно разве что со специальным скалолазным оборудованием.
При лобовом солнечном освещении таинственная фигура заметна уже издалека. Менее чем с половины пути она отчетливо из разных точек предстает перед изумленным взором во всей своей загадочной непостижимости. Чем ближе к скале, тем грандиозней зрелище. Никто не знает и не понимает, как и когда появился в центре Русской Лапландии гигантский петроглиф. Да и можно ли его вообще считать петроглифом? По саамской легенде это - Куйва, предводитель коварных иноземцев, которые чуть было не истребили доверчивых и миролюбивых лопарей. Но саамский шаман-нойд призвал на помощь духов и остановил нашествие захватчиков, а самого Куйву обратил в тень на скале.
А на другой день (это случилось 9 августа 1997 г.) русский офицер Игорь Боев, поднявшись на гору Нинчурт (Женские Груди) к языкам нерастаявших снегов, на полпути к вершине нашел руины Гипербореи! Целый культурный очаг, выветренный, полузасыпанный скальным грунтом и тысячекратно проутюженный наледями и сходами лавин. Циклопические руины. Останки оборонительных сооружений. Гигантские отесанные плиты правильной геометрической формы. Ступени, ведущие в никуда (на самом деле мы пока просто не знаем, куда они вели двадцать тысячелетий тому назад). Стены с пропилами явно техногенного происхождения. Ритуальный колодец. Страница каменного манускрипта со знаком трезубца и цветком, напоминающим лотос (точно такой же знак был на чашеподобном талисмане экспедиции Барченко-Кондиайна, но, к сожалению, в запасниках Мурманского краеведческого музея следы той реликвии не отыскались).
И наконец, пожалуй, самая впечатляющая находка. Останки древнейшей обсерватории (и это в безлюдных горах за Полярным кругом!) с 15-метровым желобом, уводящим вверх, к небу, к звездам, с двумя визирами - внизу и вверху...»

Таким образом, экспедицией Гиперборея-97 были подтверждены и запечатлены на фотопленке открытые Александром Барченко артефакты: двухкилометровая мощеная дорога, ведущая через перешеек от Ловозера к Сейдозеру, пирамидальные камни, изображение гигантской черной фигуры на отвесной скале. В то же время участники этой новой экспедиции сделали и несколько собственных открытий. Например, они обнаружили некое сооружение, напоминающее остатки древней обсерватории...

Практически каждое лето к Ловозеру отправляются десятки любознательных с намерением отыскать следы мифической Гипербореи. Местные власти, недовольные наплывом безбашенных туристов в госзаказник Сейдозеро, еще летом 2000 года пригласили из Москвы четырех докторов наук - биологических, технических, геологических и военных - и попросили выяснить, как же в действительности обстоят дела с Гипербореей.
Вот что рассказал один из членов этой экспедиции:

«Признаюсь, я сам мечтатель и, конечно же, очень хотел бы увидеть следы протоцивилизации. Когда я вышел на перешеек между Ловозером и Сейдозером и сквозь золото берез увидел дорогу из огромных плит, остатки каких-то циклопических сооружений, загадочные арки подземных ходов, я был потрясен. Ну откуда, скажите на милость, все это взялось в труднодоступном и безлюдном месте? На какое-то время я поверил - да, это действительно могут быть остатки древней цивилизации! Но, увы... Даже признаков Гипербореи мы при всем старании не отыскали.
При внимательном знакомстве с местностью сразу стало ясно, как образовалась дорога из огромных плит. Дело в том, что горный массив тут сложен из графитового сланца. В незапамятные времена в скалах выветривалась порода, в трещины попадала вода, постепенно выламывались плоские геометрические блоки, которые сползали со склона. Блоки эти, наползая один на другой, соскальзывали вниз, вплоть до дна озера, и образовали дорогу. Если внимательно посмотреть на скальный склон, там видны следы съезда этих блоков.
Добрались мы до стометрового изображения Бога и Провидца (другое его название - Бегущий лопарь) и огорчились. Два разлома (вертикальный и горизонтальный) в скале, выше них площадка, поросшая мхом, - издалека при наличии воображения их на самом деле можно принять за фигуру человека с нимбом над головой. Но вблизи ясно видно, что это - система трещин, то есть природное явление, а не творение рук человеческих или инопланетных.
Побывали мы на острове Роговом, проникновение на который якобы грозит смертью простым людям. С давних времен шаманы тут проводили свои ритуалы, а чтобы посторонние сюда не лезли, распускали слухи о табу. Но экзальтированные интеллигенты, верящие в протоцивилизацию, в магические силы, действительно начинают трепетать вблизи таких мест. На нашей же экспедиции пребывание на острове никак не отразилось.
Гиперборейцы с восторгом описывали нам свои встречи со снежным человеком. По их рассказам, огромное, высотой пять метров, лохматое человекообразное существо время от времени скакало по берегу Ловозера, гугукая и издавая вопли.
Нашли мы этого йети, пообщались. Лешак оказался щуплым местным парнишкой. Жизнь в тех местах веселой не назовешь, вот он и придумал себе развлечение. Сшил из оленьей шкуры одеяние и в белые ночи, приняв на грудь, с удовольствием носится у озера (по прибрежной воде, чтобы не оставить следов), вызывая изумление у приезжих.»
Известно, что на Ловозере неоднократно гибли байдарочники, но нет никаких оснований связывать их гибель с какими-то мистическими явлениями. Погода в этих краях может поменяться в течение нескольких минут, при этом на озере внезапно подымается высокая, до пяти метров, волна. Местные жители знают, что может возникнуть волна, но не знают, в какой момент она подымется, а потому они никогда не идут по зрительно доступному пути. Они ходят вблизи от берега, по безопасному фарватеру. А приезжим подавай простор. Вот в своих утлых байдарках они и попадают под эту волну, переворачиваются. Никакой надувной жилет в этой ситуации не выручит. В безлюдных местах на помощь прийти некому, а в ледяной воде человек долго не протянет.
Что до видений, которые посещают гиперборейцев во время медитации в местах, избранных шаманами для камлания, то, по авторитетному заявлению аборигенов, снабжающих приезжих спиртными напитками, после трех бутылок водки может еще не такое пригрезиться...»

Эти наблюдения только подтверждают старую истину о том, что каждый видит только то, что хочет увидеть. Поклонники идей Барченко, развитых Деминым, видят следы цивилизации там, где их никогда не было...

Новость отредактировал HeiligSein483 - 10-06-2012, 00:22

Сколько лет человечеству? Современные ученые, как правило, называют цифру 40 тысяч лет - с момента появления на Земле кроманьонца. Это - стандартный временной интервал, отводимый человеческой истории в учебной, научной и справочной литературе. Однако есть и другие цифры, совершенно не вмещающиеся в рамки официоза. 400 тысяч лет - такая дата рассчитана древними историками - халдейскими, египетскими, греческими, - а на Россию спроецирована Ломоносовым.

(Вообще-то в шкале событий мировой истории имеется еще одна, четко зафиксированная дата, которую не способно вместить воображение современных людей: по скрупулезным вычислениям астрономов и жрецов древних майя история человечества началась в 5 041 738 году до новой эры!)

Дословно этноним гиперборейцы означает "те, кто живут за Бореем (Северным ветром)", или просто - "те, кто живут на Севере". О них сообщали многие античные авторы. Один из самых авторитетных ученых Древнего мира - Плиний Старший писал о гиперборейцах, как о реальном древнем народе, жившем у полярного круга, и генетически связанном с эллинами через культ Аполлона Гиперборейского. Вот что дословно говорится в "Естественной истории" (IV, 26):

За этими [Рипейскими] горами, по ту сторону Аквилона, счастливый народ (если можно этому верить), который называется гиперборейцами, достигает весьма преклонных лет и прославлен чудесными легендами. Верят, что там находятся петли мира и крайние пределы обращения светил. Солнце светит там в течение полугода, и это только один день, когда солнце не скрывается (как о том думали бы несведущие) от весеннего равноденствия до осеннего, светила там восходят только однажды в год при летнем солнцестоянии, а заходят только при зимнем.

Страна эта находится вся на солнце, с благодатным климатом и лишена всякого вредного ветра. Домами для этих жителей являются рощи, леса; культ Богов справляется отдельными людьми и всем обществом; там неизвестны раздоры и всякие болезни. Смерть приходит там только от пресыщения жизнью. Нельзя сомневаться в существовании этого народа".


Даже из этого небольшого отрывка из "Естественной истории" нетрудно составить ясное представление о Гиперборее. Первое - и это самое главное, - она размещалась там, где Солнце может не заходить по нескольку месяцев. Другими словами, речь может идти только о приполярных областях, тех, что в русском фольклоре именовались Подсолнечным царством.

Другой важное обстоятельство: климат на Севере Евразии в те времена был совсем другим. Это подтверждают и новейшие комплексные исследования, проведенные недавно на севере Шотландии по международной программе: они показали, что еще 4 тысячи лет назад климат на данной широте был сравним со средиземноморским, и здесь водилось большое количество теплолюбивых животных.

Впрочем, еще ранее российскими океанографами и палеонтологами было установлено, что в 30-15 тысячелетии до н.э. климат Арктики был достаточно мягким, а Северный Ледовитый океан был теплым, несмотря на присутствие ледников на континенте. Примерно к таким же выводам и хронологическим рамкам пришли американские и канадские ученые. По их мнению, во время Висконсинского оледенения в центре Северного Ледовитого океана существовала зона умеренного климата, благоприятная для такой флоры и фауны, которые не могли существовать на приполярных и заполярных территориях Северной Америки.

Главным же подтверждением неоспоримого факта благоприятной климатической ситуации служат ежегодные миграции перелетных птиц на Север - генетически запрограммированная память о теплой Прародине. Косвенным свидетельством в пользу существования в северных широтах древней высокоразвитой цивилизации могут служить находящиеся здесь повсюду мощные каменные сооружения и другие мегалитические памятники (знаменитый кромлех Стоунхенджа в Англии, аллея менгиров во французсской Бретани, каменные лабиринты Соловков и Кольского полуострова).

Сохранилась карта Г.Меркатора - наиболее известного картографа всех времен, опиравшегося на какие-то древние знания, где Гиперборея изображена в виде огромного арктического материка с высокой горой (Меру) посередине.


Несмотря на скудные сведения историков, античный мир располагал обширными представлениями и немаловажными подробностями о жизни и нравах гиперборейцев. И все потому, что корни давних и тесных связей с ними уходят в древнейшую общность праиндоевропейской цивилизации, естественным образом связанную и с Полярным кругом и с "краем земли" - северной береговой линией Евразии и древней материковой и островной культурой.

Именно здесь, как пишет Эсхил: "на краю земли", "в безлюдной пустыне диких скифов" - по приказу Зевса был прикован к скале непокорный Прометей: вопреки запрету Богов, он подарил людям огонь, открыл тайну движения звезд и светил, научил искусству сложения букв, земледелию и плаванию под парусами. Но край, где томился терзаемый драконоподобным коршуном Прометей, покуда его не освободил Геракл (получивший за это эпитет Гиперборейского), - не всегда был столь безлюдным и бесприютным.

Все выглядело иначе, когда несколько раньше сюда, на край Ойкумены, к гиперборейцам приходил знаменитый герой древности - Персей, чтобы сразиться с Горгоной Медузой и получить здесь волшебные крылатые сандалии, за что он также был прозван Гиперборейским.

Видимо, неспроста многие древние авторы, включая крупнейших античных историков, настойчиво говорят о летательных способностях гиперборейцев, то есть о владении ими техникой полета. Такими, правда, не без иронии их описал еще Лукиан. Может ли быть такое - чтобы древние жители Арктики владели техникой воздухоплавания? А почему бы и нет? Сохранились ведь во множестве изображения вероятных летательных аппаратов - типа воздушных шаров - среди наскальных рисунков Онежского озера.


Археологов не перестает удивлять обилие так называемых "крылатых предметов", постоянно находимых в эскимосских могильниках и относимых к самым отдаленным временам истории Арктики.


Вот он еще один символ Гипербореи! Сделанные из моржового клыка (откуда их поразительная сохранность), эти распростертые крылья, не вписывающиеся ни в какие каталоги, сами собой наводят на мысль о древних летательных приспособлениях. Впоследствии эти символы, передаваясь из поколения в поколение, распространились по всему свету и закрепились практически во всех древних культурах: египетской, ассирийской, хеттской, персидской, ацтекской, майя и так - до Полинезии.


Не приходится сомневаться, что древняя Гиперборея имеет непосредственное отношение к древнейшей истории России, а русский народ и его язык напрямую связан с исчезнувшей или растворившейся в недрах океана и суши легендарной страной гиперборейцев. Неспроста ведь Нострадамус в своих "Центуриях" именовал россиян не иначе как "народом гиперборейским".

Рефрен русских сказок о Подсолнечном царстве, что расположено за тридевять земель, - также представляют собой воспоминания о стародавних временах, когда наши предки соприкасались с гиперборейцами и сами были гиперборейцами. Имеются и более детальные описания Подсолнечного царства. Так, в былине-сказке из сборника П.Н.Рыбникова рассказывается о том, как герой на летающем деревянном орле (намек на все тех же летающих гиперборейцев) полетел в Подсолнечное царство:

Прилетел он в царство под солнышком,
Слезает с орла самолетного
И начал по царству похаживать,
По Подсолнечному погуливать.
Во этом во царстве Подсолнечном
Стаял терем - золоты верхи,
Круг этого терема был белый двор
О тых воротах о двенадцати,
О тых сторожах о строгих...

Но у легендарного Подсолнечного царства есть и современный точный географический адрес. Одно из древнейших общеиндоевропейских наименований Солнца - Коло (отсюда и "кольцо", и "колесо" и "колокол"). В древности ему соответствовало языческое солнечное Божество Коло-Коляда, в честь которого справлялся праздник колядования (день зимнего солнечного солнцестояния) и пелись архаичные обрядовые песни - колядки, носящие отпечаток древнего космистского мировоззрения:

... Стоят три терема златоверховые;
Во первом-то терему млад светел месяц,
Во втором-то терему красно солнушко,
В третьем-то терему часты звездочки.
Млад светел месяц - то хозяин наш.
Красно солнушко - то хозяюшка,
Часты звездочки - малы детушки.

Именно от имени древнего Солнцебога Коло-Коляды и возникло название реки Колы и всего Кольского полуострова.

О культурной древности Соловейской (Кольской) земли свидетельствуют имеющиеся здесь каменные лабиринты (диаметром до 5 м), наподобие тех, что разбросаны по всему русскому и европейскому Северу с перекочевкой в крито-микенскую (знаменитый лабиринт с Минотавром), древнегреческую и другие мировые культуры.


Предлагалось немало объяснений, касающихся предназначения соловецких каменных спиралей: могильники, жертвенники, макеты рыболовных ловушек. Последнее по времени: лабиринты - модели антенн для связи с внеземными или параллельными цивилизациями.

Наиболее близкое к истине объяснение смысла и назначения русских северных лабиринтов дал известный в прошлом отечественный историк науки Д.О.Святский. По его мнению, ходы лабиринта, заставляющие путника долго и тщетно искать выход и, наконец, все-таки выводившие его наружу, являются не чем иным, как символизацией блуждания Солнца в течение полярной полугодичной ночи и полугодичного дня по кругам или, вернее по большой спирали, проецируемой на небесный свод.

В культовых лабиринтах, вероятно, устраивались процессии, чтобы символически изобразить блуждание Солнца. Русские северные лабиринты не только служили для хождения внутри них, но также выступали и в качестве схемы-напоминания для ведения магических хороводов.

Северные лабиринты характерны еще тем, что рядом с ними находятся горки (пирамидки) камней. Особенно их много в Русской Лапландии, где их культура пересекается с традиционными саамскими святилищами - сейдами. Подобно Ловозерским Тундрам, они встречаются по всему миру и, наряду с классическими египетскими и индейскими пирамидами, а также насыпными курганами являются символами-напоминаниями о полярной Прародине и вселенской горе Меру, расположенной на Северном полюсе. Удивительно, что вообще сохранились каменные спирали-лабиринты и пирамидки на русском Севере. До последнего времени они мало кого интересовали, а ключ к разгадке заключенного в них тайного смысла был утерян.

Более 10 каменных лабиринтов найдено к настоящему времени на Кольском полуострове, в основном на берегу моря. Большинство писавших о русских лабиринтах отвергает саму возможность их сближения с критскими мегалитами: критяне, дескать, не могли посещать Кольский полуостров, так как им потребовалось бы несколько лет, чтобы по Атлантическому океану в обход Скандинавии достичь Баренцева моря, хотя Одиссей, как известно, добирался до Итаки не менее 10 лет.

Между тем ничто не мешает представить процесс распространения лабиринтов в обратном порядке - не с Юга на Север, а наоборот - с Севера на Юг. Действительно, сами критяне - создатели Эгейской цивилизации вряд ли посещали Кольских полуостров, хотя полностью это не исключено, так как он входил в зону Гипербореи, имевшей постоянные контакты со Средиземноморьем. Зато прапредки критян и эгейцев наверняка обитали на севере Европы, включая Кольский полуостров, где оставили сохранившиеся по сей день следы-лабиринты, прообразы всех последующих сооружений подобного рода.

Путь "из варяг в греки" был проложен не на грани I и II тысячелетий н.э., связав не надолго Скандинавию, Русь и Византию. Он существовал испокон веков, выступая естественным миграционным мостом между Севером и Югом.

Так и уходили по этому "мосту" друг за другом прапредки современных народов - каждые в свое время, каждые в своем направлении. И понудила их к тому невиданная климатическая катострофа, связанная с резким похолоданием и вызванная смещением земной оси и, следовательно, полюсов.

В мировой культуре есть легенда о северной стране Гиперборее - рае, который когда то существовал на земле. Считается что раса человекоподобных богов, обитавших в Гиперборее, дала толчок развития культуры цивилизаций во всем мире! Но так ли это? Давайте для начала выясним, что нам о Гиперборее рассказывают мифы и легенды и могут ли в них скрываться реальные подтверждения существования этой великой цивилизации!

В древнегреческой мифологии, Гиперборея, или как ее еще называли Арктида - это легендарная северная страна, место обитания блаженного народа гипербореев. Название народа и страны Гипербореи пошло от названия северного ветра - Борея, т.е. народ, живущий за северным ветром или на Севере.

Древние античные источники гласят, что гиперборейский народ имел высокую степень развития естествознания. Многие античные герои, возможно, были выходцами из Гипербореи - это первые мудрецы Абарис, Аристей, научившие греков различным премудростям, философии, античные боги и полубоги - Геракл, Персей, Аполон.

Древнеримский учёный Плиний Старший в своей «Естественной истории» писал о гипербореях следующее:
«За Рифейскими горами, по ту сторону Аквилона, счастливый народ, который называется гиперборейцами, достигает весьма преклонных лет и прославлен чудесными легендами. Верят, что там находятся петли мира и крайние пределы обращения светил. Солнце светит там в течение полугода, и это только один день, когда солнце не скрывается (как о том думали бы несведущие) от весеннего равноденствия до осеннего, светила там восходят только однажды в год при летнем солнцестоянии, а заходят только при зимнем. Страна эта находится вся на солнце, с благодатным климатом и лишена всякого вредного ветра. Домами для этих жителей являются рощи, леса; культ Богов справляется отдельными людьми и всем обществом; там неизвестны раздоры и всякие болезни. Смерть приходит там только от пресыщения жизнью. Нельзя сомневаться в существовании этого народа.»


Согласно текстов и манускриптов греческого поэта Ференика, гипербореи выросли из крови древнейших титанов, живших, когда то на земле, и скорее всего, именно они носили название нефилимов в древних текстах Ветхого завета! Как описывает ветхозаветный Моисей, данный вид существ появился на земле из-за того, что «сыны Божии» спускались с небес и брали себе в жены человеческих женщин.

И так как титанам было очень сложно приспособиться к жизни на Земле, ввиду своего огромного роста, есть предположение, что они изменили свой вид, создав новую расу - гибрид человека и титана, расу гиперборейцев, которые поселились на материке, носившем название Арктида.

Но, как мы с вами знаем, такого материка в наши дни, не существует, и на том месте, где предположительно находилась Арктика, кроме Северо-ледовитого океана ни чего нет.

Предположительно, Гиперборея погибла во времена всемирного потопа, когда дождь не кончался более 40 дней! И как мы помним из священных писаний: Вся Земля была покрыта водами потопа, выжил только избранный Богом ветхозаветный Ной и его сыновья с их семьями. Бог помиловал и животных, поэтому дал задание Ною собрать все виды животных на борту ковчега. После того как воды потопа стали сходить и испаряться в облака племя Ноя стало заселять землю.

Когда, через много лет после этого потомки Ноя дошли до Египта, то увидели, что Египет достаточно развит технически. Откуда появились египетские технологии? Ведь вся земля была покрыта водами потопа и не выжил никто, кроме тех кто был на ковчеге. Есть версия, что архитекторами египетских пирамид были семь мифических человек. Они были красивы, мудры и известно, что они пришли из северной страны.

1) Так могли или нет Гипербореи иметь отношение к Египетской культуре?

В текстах строителей храмового комплекса Эдфу, в южной части Египта, было сказано, что великих строителей храма было действительно семеро и пришли они с северного острова который погиб от наводнения, и только они знали, как строить истинные места. Так они создали первобытный храм и освятили его, а в центре установили трон, который соответствовал звезде Альнитак. Стоит заметить, что эти тексты являются одними из не многих сохранившихся достоверных свидетельств о том, как строились первые храмы Египта, в частности Эдфу.

2) Так же в пользу существования Гипербореи имеется карта известного средневекового нидерландского картографа Герхард Меркатора, который составляя ее, опирался на более древние, но не дошедшие до нас источники. На ней присутствует материк Гиперборея в районе арктических вод и имеет в центре гору (Мера).

3) А мог или нет существовать этот Северный материк - Арктида? Как оказалось - да.

Арктидой называю гипотетический северный полярный континент, предположительно существовавший в геологическом прошлом.

Новосибирские острова, и остров Врангеля представляют собой остатки древней суши. Возможно, что сушей были окружены архипелаг Шпицберген, острова Земли Франца-Иосифа и Северной Земли, Канадский Арктический архипелаг, а современные подводные хребты Гаккеля, Ломоносова и Менделеева возвышались над этими территориями могучими горными системами, соединявшими Америку с Евразией.

По поводу времени затопления Арктиды в науке не существует общепринятой точки зрения. По мнению одних учёных, Арктида прекратила своё существование 100 000 лет назад, по мнению других - от 18 до 16 000 лет назад. Академик Алексей Трёшников полагал, что части хребта Ломоносова могли выходить на поверхность и 8000 лет назад. Яков Гаккель утверждал, что суша, окружавшая Новосибирские острова и остров Врангеля, ушла под воду около 5000 лет назад. Крупный советский гидробиолог Евпраксия Гурьянова отстаивала точку зрения, что хребет Ломоносова выступал над поверхностью воды в исторически совсем недавнее время: «преграда в районе Восточно-Сибирского моря, Новосибирских островов и острова Врангеля, то есть в районе хребта Ломоносова, существовала довольно долго и исчезла совсем недавно, во всяком случае в послелитториновое время - не ранее 2500 лет назад!»

4) Но предположим, что существовала древняя раса людей на Арктике, но как они могли там жить при такой низкой температуре?

Почти треть истории Земли прошла в периодах оледенения. Но были и периоды «оттепели», когда даже на северных широтах был сравнительно мягкий климат. Последнее такое отступление ледников началось примерно 12000 лет назад. Так что вполне вероятно, что даже в тот период в северных широтах могла существовать достаточно развитая цивилизация, у которой было время в несколько тысяч лет до последующего оледенения 2500 лет назад.

5) А что могло случиться с Арктидой?

Возможно, что материк на северном полюсе погрузился под воду во время одной из планетарных катастроф, которая в дальнейшем и вызвала «великий потоп», описанный в библии. Исследователи считают, что гиперборейцы пережили катастрофу и перешли на материк. Туда, в 8м веке до нашей эры и переместилась новая гиперборея. И как считают многие исследователи-пирамиды на Кольском полуострове - каменные сооружения-лабиринты принадлежат этой древнейшей цивилизации, которые так же можно найти в Карелии и в Финляндии. Отсюда существует вероятность, что жители северных районов Европы являются светлокожими, светловолосыми и голубоглазыми, именно потому что частично сохранили отдаленный генетический код своих гиперборейских потомков. Так же существует предположение, что цивилизация гипербореев сыграла весьма важную роль в жизни народов Киевской Руси!

Так что же получается, античные мифы и легенды, оказались правдой, и величайшая цивилизация гипербореев действительно существовала на севере нашей планеты? Исследования продолжаются и будем надеяться что скоро мы узнаем ответ.

Карты Герарда Меркатора. Арктика с предполагаемым материком вокруг Северного полюса.

Гиперборея – мифическая страна древних греков. Там люди живут по тысяче лет, все богаты и не знают ни в чём недостатка, у них нет царей, над ними властны только бессмертные боги. Смерть там наступает не от старости и болезней, а от пресыщения всеми благами жизни. Эта счастливая страна недоступна простым смертным, но древние греки считали, что ее жители когда-то наведывались в Элладу. Геродот (V век до н. э.) писал, что на острове Делос в его время существовало такое поверье.

Гипербореи издавна посылали жертвенные дары знаменитым греческим храмам, передавая их через скифов. Дары приносились в святилища оракулов Зевса Додонского и Аполлона Делосского. В первый раз гипербореи отправили дары прямо на Делос, их привезли двое девушек (Гипероха и Лаодика) и пятеро мужчин. Гиперборейские посланцы побоялись возвращаться назад из-за далёкого пути и остались на Делосе. От них происходит сословие почётных граждан Делоса, называемое перфереями. А ещё прежде из Гипербореи прибыли на Делос две женщины – Арга и Опис, которые познакомили делосцев с культами Артемиды и Аполлона. В память о гипербореях на Делосе установилось много священных обычаев. Гипербореи же, не дождавшись возвращения своих послов, перестали посылать новых и стали отправлять только дары через представителей других народов.

Название Гиперборея указывало на то, что эта страна расположена где-то далеко на севере. О ней упоминали ещё Гомер и Гесиод, и ее часто связывали с именем бога Аполлона. Абарис, служитель Аполлона, согласно мифам, был гипербореем и занимался чудесными исцелениями, летал на волшебной стреле и обходился без пищи. Геродот уже считал все рассказы о гипербореях выдумками. Ведь если бы этот народ действительно существовал, утверждал он, то о нем знали бы скифы. Но так как скифы, рассказывая басни даже о каких-то живущих где-то далеко на севере одноглазых людях, ничего не говорят о гипербореях, то, следовательно, никаких гипербореев на самом деле нет, делал вывод Геродот.

Греческий учёный Страбон (I в. до н. э. – I в. н. э.) также рассматривал Гиперборею как сказку. Но не все в античном мире разделяли этот скепсис. Римский учёный Плиний Старший (I в. н. э.) писал, что невозможно сомневаться в реальном существовании гипербореев, наделенных необыкновенными способностями. А вот Клавдий Птолемей из Александрии (II век н. э.), подробно описывая географию Восточной Европы, ничего не говорит о гипербореях. Видимо, греки, придумав миф о гипербореях, первыми же и разуверились в нем, а вот римлянам, значительно позже перенявшим его, не хотелось с ним расставаться.

А всё-таки, может быть, в сказаниях о гипербореях отразился какой-то реальный народ? Где он жил, по представлениям древних греков?
Геродот сообщает, что кое-какие сведения о гипербореях есть у исседонов, правда, он тоже расценивал их как вымысел. Исседоны проживали дальше всего на север и восток в известном Геродоту мире и соседствовали с массагетами (обычаи этих двух народов были схожи). Место обитания массагетов вроде бы не вызывает сомнения у современных историков – это степи нынешнего Казахстана. Сам народ считается родственным скифам. Его пытались завоевать персидские цари в VI веке до н. э. Некоторые даже полагают, что массагеты и исседоны – один народ. Дальше исседонов, по Геродоту, живут одноглазые люди и грифы, стерегущие золото. Гипербореи, если и есть, то только ещё где-то за ними. Итак, «История» Геродота, хотя и отвергает реальное существование гипербореев, дает направление, скорее, на север Сибири как на наиболее вероятное место их обитания.

Плиний Старший сообщает, что в стране гипербореев полгода длится день, и светила восходят только один раз в год. Если это считать реальным описанием, то оно указывает только на приполярные области. По мнению некоторых исследователей, в частности индийца Б. Тилака, обосновывавшего в конце XIX – начале ХХ в. теорию арктической арийской прародины, миф о Гиперборее очень близок воспоминаниям об арийской прародине в «Ведах» и «Авесте» – священных книгах древнеиндийской и древнеиранской религий.

Согласно многим указаниям, Гиперборея располагалась за Рифейскими горами, а также эта приполярная страна, откуда вышли древние арии, находилась за горами Меру. Исследователи, пытавшиеся совместить эти указания с реальной географией, отождествляли с данными горами либо Уральский хребет, либо Скандинавский. Но ни тот, ни другой не подходит под описания, в которых говорится, что эти священные горы простираются с запада на восток. Такое расположение имеют только Альпы, Кавказ и Гималаи, однако все они пролегают слишком далеко к югу, чтобы искать там легендарную Гиперборею.

По утверждению некоторых античных географов, с Рифейских гор стекали крупные реки, в числе которых были Дунай (Истр) и Волга (Аракс у Геродота, Ра у Птолемея). Но в других источниках реками, текущими с Рифейских гор, называются Дон или Северский Донец (Танаис) и Западная Двина (Хесин), а сами горы располагаются где-то «между Меотийским озером (Азовское море) и Сарматским (Северным Ледовитым) океаном». Видимо, по мысли античных географов, полноводные реки, текущие по Русской равнине, могли рождаться только где-то в горах. А название Рифейских гор применительно к этим гипотетическим горам было взято из мифологии как наиболее подходящее.

Таким образом, на локализацию легендарной Гипербореи может претендовать обширная территория Северной и Восточной Европы и Западной Сибири. На ней было расселено множество народов, и невозможно сказать, к какому из них подходят характеристики гипербореев, упоминаемых в античной литературе, ибо эти характеристики фантастичны. Следовательно, под названиями "Гиперборея" и "гипербореи" античным авторам вряд ли были известны какие-то конкретные земли и народы. Это условные собирательные наименования земель и народов крайнего (по понятиям древних греков и римлян) Севера вообще, о котором не известно ничего достоверного.

Гиперборея - мифическая страна древних греков. Там люди живут по тысяче лет, все богаты и не знают ни в чём недостатка, у них нет царей, над ними властны только бессмертные боги. Смерть там наступает не от старости и не от болезней, а от пресыщения всеми благами жизни. Эта счастливая страна недоступна простым смертным, но древние греки считали, что их жители когда-то наведывались в Элладу. Геродот (V век до н.э.) писал, что на острове Делос в его время существовало такое поверье.

Гипербореи издавна посылали жертвенные дары знаменитым греческим храмам, передавая их через скифов. Скифы пересылали их ещё дальше, и таким образом дары достигали святилищ оракулов Зевса Додонского и Аполлона Делосского. В первый раз гипербореи отправили дары прямо на Делос. Дары везли двое девушек (Гипероха и Лаодика) и пятеро мужчин. Гиперборейские посланцы побоялись возвращаться назад из-за далёкого пути и остались на Делосе. От них происходит сословие почётных граждан Делоса, называемое перфереями. А ещё прежде из Гипербореи прибыли на Делос также две женщины - Арга и Опис, которые познакомили делосцев с культами Артемиды и Аполлона. В память гипербореев на Делосе установилось много священных обычаев. Гипербореи же, не дождавшись возвращения своих послов, перестали посылать новых и стали отправлять только дары через посредничество других народов. [С-BLOCK]

Название Гиперборея указывало на то, что эта страна расположена где-то далеко на севере. О гипербореях упоминали ещё Гомер и Гесиод. Гиперборея часто связывалась с именем бога Аполлона. Абарис, служитель Аполлона, согласно мифам, был гипербореем, занимался чудесными исцелениями, летал на волшебной стреле и обходился без пищи. Геродот уже считал выдумками все рассказы о гипербореях. Ведь если бы гипербореи действительно существовали, утверждал он, то о них знали бы скифы. Но так как скифы рассказывают басни даже о каких-то живущих где-то далеко на севере одноглазых людях, но ничего говорят о гипербореях, делал вывод Геродот, следовательно, никаких гипербореев на самом деле нет. [С-BLOCK]

Греческий учёный Страбон (I в. до н.э. - I в. н.э.) также считал гипербореев сказочным народом. Но не все в античном мире разделяли этот скепсис. Римский учёный Плиний Старший (I век н.э.) писал, что невозможно сомневаться в реальном существовании гипербореев со всеми их мифическими характеристиками. Клавдий Птолемей из Александрии (II век н.э.), подробно описывая географию Восточной Европы, ничего не говорит о гипербореях. Видимо, греки, первыми придумав миф о гипербореях, первыми же и разуверились в их существовании, а вот римлянам, значительно позже перенявшим его, не хотелось с ним расставаться.

А всё-таки, может быть, в сказаниях о гипербореях отразился какой-то реальный народ? Где они жили, по представлениям древних греков?

Геродот сообщает, что кое-какие сведения о гипербореях есть у исседонов, правда, он сам полагал эти сведения тоже выдумкой. Исседоны - народ, живший дальше всего на север и восток в известном Геродоту мире. Исседоны - соседи массагетов, и их обычаи были сходны с теми, которые обыкновенно приписывали массагетам. Место обитания массагетов вроде бы не вызывает сомнения у современных историков - это степи нынешнего Казахстана. Сам народ считается родственным скифам. Его пытались завоевать персидские цари в VI веке до н.э. Некоторые считают, что массагеты и исседоны - одно и то же. Дальше исседонов, по сообщению Геродота, живут одноглазые люди и грифы, стерегущие золото. Гипербореи, если есть, то только ещё где-то за ними. Итак, «История» Геродота, хотя и отвергает реальное существование гипербореев, указывает скорее на север Сибири как на наиболее вероятное место их обитания.

Плиний Старший сообщает такое сведение о стране гипербореев, как то, что там полгода длится день, и светила восходят только один раз в год. Если это считать реальным описанием, то оно указывает только на приполярные области. По мнению некоторых исследователей, в частности индийца Б. Тилака, обосновывавшего в конце XIX - начале ХХ вв. теорию арктической арийской прародины, миф о Гиперборее очень близок воспоминаниям об арийской прародине в «Ведах» и «Авесте» - священных книгах древнеиндийской и древнеиранской религий. [С-BLOCK]

Согласно многим указаниям, Гиперборея располагалась за Рифейскими горами, и аналогично с этим приполярная страна, откуда вышли древние Арии, находилась за горами Меру. Исследователи, пытавшиеся совместить эти указания с реальной географией, отождествляли с этими горами либо Уральский хребет, либо Скандинавский. Но ни тот, ни другой не подходит под описания, в которых говорится, что эти священные горы простираются с запада на восток. Такое расположение имеют только Альпы, Кавказ и Гималаи, однако все они кажутся расположенными слишком далеко к югу, чтобы искать там легендарную Гиперборею.

По утверждениям некоторым античных географов, с Рифейских гор стекали крупные реки, среди которых они называли Дунай (Истр) и Волгу (Аракс у Геродота, Ра у Птолемея). Но другие источники называют реками, текущими с Рифейских гор, Дон или Северский Донец (Танаис), Западную Двину (Хесин), а сами горы расположены где-то «между Меотийским озером (Азовское море) и Сарматским (Северным Ледовитым) океаном». Видимо, полноводные реки, текущие по Русской равнине, наталкивали античных географов на мысль, что они могут рождаться только где-то в горах. А название Рифейских гор применительно к этим гипотетическим горам было взято из мифологии как наиболее подходящее.

Таким образом, на локализацию легендарной Гипербореи может претендовать обширная территория Северной и Восточной Европы и Западной Сибири. На ней жило множество народов, и невозможно сказать, к которому из них подходят характеристики гипербореев, упоминаемых в античной литературе, ибо эти характеристики фантастичны. Следовательно, под названиями Гиперборея и гипербореи античным авторам вряд ли были известны какие-то конкретные земли и народы. Это условные собирательные названия для земель и народов крайнего (по понятиям древних греков и римлян) Севера вообще, о котором не известно ничего достоверного.