Круиз михаил светлов. "Михаил Светлов". Теплоход из фильма "Бриллиантовая рука"

Услышав замечательное название этого корабля, многие тут же вспоминают сцену из кинофильма режиссера Л. Гайдая «Бриллиантовая рука» (1968 г.). По сюжету главный герой ленты, простой советский труженик Семен Семенович Горбунков (артист Ю. Никулин), отбывает в заграничное путешествие на судне, корму и борт которого украшает поэтическая надпись «Михаил Светлов». Теплоход с таким названием - четырехпалубный круизный красавец, популярный среди поклонников водных путешествий, спущен на воду весной 1986 года. Как же так? В этом стоит разобраться.

Крестины от Кристины

Вернемся в восьмидесятые годы двадцатого века. Теплоход «Михаил Светлов» (фото его можно увидеть в статье) создан по проекту Q-065. Это средние пассажирские суда для речных круизов. Сошел он со стапелей судоверфи в Корнойбурге (Австрия) в 1985 году.

В свой долгий трудовой путь отправился в 86-м (был пущен в эксплуатацию в апреле). Есть сведения, что в «большую жизнь» судно напутствовала жена Франца Враницкого (австрийский государственный политический деятель, федеральный канцлер Австрии с 1986 по 1997 гг.).

Теплоход назвали именем русского и советского поэта и драматурга Михаила Светлова (если быть точным, то «Светлов» - это псевдоним Лауреата Ленинской премии, его настоящая фамилия Шейнкман). Речные лайнеры названного типа имеют 6 одноместных, 33 двухместных (плюс 8 первого класса) и 22 четырехместных каюты. Есть санузлы, комнаты оснащены холодильниками, кондиционерами. Кают люкс две. Временные пристанища речных путешественников размещены в основном на главной и шлюпочной палубах. На борту может находиться до 210 пассажиров.

Все для приятного отдыха

Любимые места многих путешественников - ресторан и бар. Здесь можно приятно посидеть за чашечкой кофе, глядя, как за бортом тихо проплывают вечные природные сюжеты, а также принять пищу, весело провести свободное время. Пара салонов, кинозал и сувенирный киоск, - для приятного отдыха предусмотрено все.


Известно, что в ходе эксплуатации внутреннее оборудование (этого и некоторых других типовых судов) модернизировалось, в соответствии с требованиями современных стандартов. В ходе преобразований трехпалубный «Михаил Светлов» (теплоход) стал четырехпалубным.

Что касается экипажа, то он состоит из семидесяти человек (включая работников ресторана, как сказали бы в советское время - представителей сферы общепита). Плавучий отель не несет в себе экологической угрозы. Никаких вредных выбросов в окружающую среду не производит - все отходы перерабатываются (утилизируются или проходят через фильтры очищения).

На главной палубе

Судя по отзывам туристов, мебель в апартаментах рациональная, уютная. А душевую установку невозможно переоценить: что может быть лучше водных процедур перед сном или ранним утречком? Радиоточка позволяет всегда быть в курсе событий. В люксах, кроме телевизора, имеется средство для просмотра видео, а также мини-бар и дополнительный кондиционер.


Как отмечают путешественники, «Михаил Светлов» - теплоход удобный. Выходя на главную палубу, пассажир оказывается в шаговой доступности сразу от нескольких «учреждений» бытового обслуживания и здравоохранения - парикмахерской, медицинского пункта. Довольно популярен среди путешествующего братства массажный кабинет. Многие обожают сауну. Одежду можно привести в божеский вид в гладильной. На этом же элементе корпуса корабля (главной палубе) есть буфет и ресторан на семьдесят мест.

На шлюпочной палубе не менее интересно. Здесь особенно нравится тем, кто не мыслит себя вне поднимающих настроение ноток, потому что это месторасположение музыкального салона-бара. Но не только. Панорамный салон - тоже отличное местечко! Он находится в носовой части. Убежденные книголюбы и шахматисты - вечные обитатели территории.

Разные маршруты

Есть еще и палуба, название которой говорит само за себя - солнечная. Здесь кинозал и место для проведения развлекательных программ и дискотек (если, конечно, позволяет погода). Достижение времени - спутниковая связь. Она на теплоходе поддерживается, что очень нравится туристам.

Интересующимся маршрутами, которые проходит «Михаил Светлов» (теплоход) необходимо знать, что они ежегодно меняются. Воспользовавшись бортом, есть возможность побывать в Заполярье, полюбоваться своеобразными красотами Якутии. Комфорт, сервис на высоком уровне придают суровому, но прекрасному маршруту особый шарм.

Но не только в Заполярье известен теплоход «Михаил Светлов». Феодосия (Крым) тоже запомнила его в своих водах. Так к маршрутам по специальным программам отнесена морская экскурсия к подножию потухшего вулкана Кара-Даг (2016 год).


Два теплохода - один образ

Ну, а как же кино и его «Михаил Светлов» (теплоход)? «Бриллиантовая рука» без этого корабля была бы совсем другой. Но в картине никак не мог фигурировать корабль, построенный едва ли ни на двадцать лет позже съемок! Оказывается, светлое имя «киношному» лайнеру на время «присвоил» режиссер кинофильма большой поклонник творчества поэта.

На самом деле роль важного «неодушевленного персонажа» исполняли два теплохода - «Россия» (советский морской круизный дизель-электроход, построенный в 1938 году в Германии, изначально Patria) и «Победа» (пассажирский теплоход со сложной судьбой, построен в 1928 году в немецком Данцинге, изначально «Магдалена», с 1935 года - «Иберия»).

На причале, где семья провожает Горбункова в круиз, красуется «Россия». А вот про вечные понедельники на Острове невезения Козодоев (артист Андрей Миронов) поет уже на палубе «Победы». Примечательно, что до Гайдая у этого судна с кинолентами, мягко говоря, «не сложилось».


Грустное кино со счастливым концом

Известно, что в сентябре 1948 года, когда «Победа» прошла Новороссийск, матрос Скрипников по просьбе судового киномеханика Коваленко (основная должность - радиотехник) стал упаковывать просмотренные киноленты в коробки (готовил к сдаче на культбазу). Перемотка осуществлялась на ручном станке. Лента наэлектризовалась, заискрилась. Маленькая кладовая, где осуществлялся процесс, в мгновение ока была охвачена огнем.

Пламя быстро распространилось по теплоходу (сгорела даже запасная рация, по которой можно было дать сигнал SOS). Тушением пожара занимались сначала самостоятельно. Когда прибыли спасатели, огонь был почти побежден. Судно даже смогло своим ходом добраться до Одессы (спасенных пассажиров транспортировали отдельно). Позже оно было отремонтировано и работало до 1970-х годов, затем его утилизировали.

Но это все из судьбы прототипа гайдаевского «короля морей». Что касается биографии настоящего судна, то она продолжается. Сколько туристов уже успели оценить теплоход «Михаил Светлов»! Отзывы, а их в судовой книге немало, свидетельствуют о том, что пребывать и путешествовать на корабле людям очень нравится!

На 12-00 было намечено традиционное собрание туристов, а до этого у нас было несколько часов свободного времени. Конечно, хотелось спать, но большинство энтузиастов решило не ложиться - когда пересекаешь несколько часовых поясов весьма мудро перебороть сон, попить кофейку и лечь спать уже по местному времени - так адаптация происходит максимально быстро. Пока на борту не происходит никаких событий, предлагаю ознакомиться с теплоходом «Михаил Светлов» подробнее. «Михаил Светлов» был построен на верфи Корнойбург в Австрии в 1986 году. Теплоходов проекта Q-065 в те годы было построено, как известно, пять - «Есенин» успешно работает на Волге в основном на линии Москва - Санкт-Петербург с периодическими заходами на другие речные маршруты (в том числе два раза в год - на Нижнюю Оку до Мурома); «Блок» и «Брюсов» с начала 90-х используются в Москве как стоечные суда (на них размещены казино и отели); а два последних «австрийца» этой серии с конца 80-х работают на Лене. "Демьян Бедный" принадлежит компании «Ленатурфлот», а «Михаил Светлов» - «Алросе». Основные маршруты Ленских «австрийцев» от Якутска - вверх по Лене до Бодайбо, Ленских Щёк, изредка - Усть-Кута, или, чаще, до Ленска (~10 дней), вниз по Лене до Тикси (14 дней) а также короткие рейсы из Якутска до Ленских Столбов и музея под открытым небом Соттинцы.

Продолжая мысль о пассажирском флоте Лены, нельзя не упомянуть про ещё один теплоход - "Механик Кулибин" 646-го проекта. Он всю навигацию работает на транспортной линии Якутск - Тикси, а в промежутках делает короткие рейсы до Ленских Столбов.

Вплоть до 2004 года на Лене действовала ещё одна транспортная линия, связывавшая Якутск с верховьями реки - Осетрово - Якутск. Эта линия обслуживалась пароходами 737-го проекта (до 2004 года доработали «Красноярск» и «Благовещенск»), но сейчас её нет, и эти пароходы выведены из эксплуатации. Кроме круизных теплоходов и транспортной линии Якутск - Тикси, обслуживаемой «Кулибиным», на Лене весьма развиты маршруты скоростного флота. Из Якутска ходит масса скоростных судов, а самые дальние рейсы - Якутск - Жиганск вниз по Лене (771 км, 14-17 часов хода); Якутск - Хандыга - Джебарики Хая вниз по Лене, а потом вверх по Алдану (705 км, 14-16 часов хода); Якутск - Олёкминск - Ленск вверх по Лене (1028 км, 17-20 часов хода). Из Олёкминска и Ленска существует возможность продолжить путь вверх по Лене, пересев на другие СПК (Ленск - Пеледуй - Киренск, Киренск - Усть-Кут). Такова картина современного пассажирского судоходства на Лене. Что же касается круизных рейсов, то, как я уже говорил, почти все они начинаются из расположенного аккурат посередине длины Лены Якутска и делятся на южные круизы (вверх по реке до Ленска, Бодайбо и изредка Осетрово) и северные круизы (вниз по Лене до Тикси). Но в ходе северных круизов в Тикси теплоход сначала непременно делает небольшой крюк, вверх по реке до Ленских Столбов, а потом уже идёт в Тикси. Именно такой круиз Якутск - Ленские Столбы - Тикси - Якутск, нам и предстояло совершить.

Завершить знакомство с «Михаилом Светловым» мне бы хотелось фотографиями некоторых его интерьеров, а также переснятых фоток строительства судна. А если в целом, то «Михаил Светлов» очень уютный, удобный и комфортабельный теплоход!

Кормовой салон, он же бар:

Носовой салон, он же бильярдная (во время соревнований по бильярду между российскими и немецкими туристами):

Фотографии строительства нашего теплохода. Торжественный спуск на воду:

Торжественный подъём советского флага в 1986 году.

Теплоход следует из Австрии в СССР по Дунаю:

В нашем рейсе загрузка «Светлова» составляла более 100 человек, из которых половину составляла «немецкая» группа - туристы из Германии, Швейцарии, Австрии и примкнувший к ним голландец (уникальный, к слову, путешественник, среди прочего прошедший весь Севморпуть от Мурманска до Чукотки и далее до Владика). Вторую половину составляла русская группа, в которую входила наша подгруппа из 20 человек, а также туристы, покупавшие путёвки поодиночке. Кроме этого, на теплоходе ехало двое американских туристов (очень приятная семейная пара из Нью-Джерси), у которых была свой персональный англоязычный гид-переводчик.

В Якутске жара, так что не обошлось без купания, которое далее в рейсе стало для многих традиционным. А после обеда состоялась автобусная экскурсия по городу. Якутск является одним из старейших городов Сибири, одним из крупнейших культурных центров Сибири и Дальнего Востока. Якутск - столица республики Саха (Якутия), крупнейшего субъекта РФ, по площади практически равного всей Западной Европе. Якутский острог бал основан в 1632 году русским казаком Петром Бекетовым. Первоначально острог располагался на правом берегу Лены ниже по реке (там, где сейчас находится музей под открытым небом Соттинцы), а в 1643 году началось строительство города на нынешнем месте, на левом берегу Лены. Якутский острог на «великой реке Лене» (так обычно писали летописи) играл огромную роль - через него шло присоединение к России Заполярья, Чукотки, Охотского побережья, Курильских островов и Аляски; с 1700-х годов отсюда отправляются экспедиции по исследованию Арктики. Одна из древних деревянных башен Якутского острога чудом сохранилась до наших дней, но в 2002 году, к сожалению, сгорела. Якутск находится на широте Петрозаводска, но климат тут совершенно иной: короткое, но жаркое лето, очень длинная суровая зима - Якутск, как и практически вся Якутия находится в зоне резко континентального климата и вечной мерзлоты. Как и во многих других городах, стоящих на вечномерзлотных грунтах, все дома в Якутске сооружены на сваях, а коммуникации проходят над землёй.

Небольшая прогулка по городу. Монумент в честь 100-летия регулярного судоходства по Лене (1894-1994)

Здание Ленского пароходства:

В ходе экскурсии мы посетили городской музей, где представлены интересные экспозиции, посвящённые истории Якутии, её природе, обычаем и современным достижениям. Некоторые наиболее запомнившиеся экспонаты:

Огромный амурский тигр, который в начале 20 века, заблудившись, случайно забрёл из Приамурья в одно из поселений юга Якутии:

Очень интересный экспонат - пароход "Лена", который в 1876 году в составе экспедиции Нордшельда совершил своё первое плавание по Северному морскому пути и открыл речное судоходство в низовьях Лены. 7 сентября 1878 года пароход вошёл в устье Лены и 21 сентября благополучно прибыл в Якутск. Став флагманом Ленского флота, он положил начало регулярному судоходному сообщению между Якутском и низовьями Лены, прослужив почти 80 навигаций.

Копия древней башни Якутского острога:

Очень красивый уголок в центре Якутска - так называемый "Старый город".

Монумент в честь основания города и памятник основателю Якутска - Петру Бекетову:

Русский академический театр имени Пушкина:

В этом году в Якутии прошли международные игры "Дети Азии".

Якутск расположен на левом берегу Лены. Первоначально река протекала в этом месте двумя рукавами - основным был правый, а Якутск стоял на левом рукаве, называемом городской протокой. Но после ряда катастрофических наводнений эту протоку перекрыли дамбой из грунта, а также останков старых деревянных судов, отведя реку подальше от города. В 70-х годах 20 века дамбу реконструировали, и в настоящий момент дамба, укреплённая железобетоном, делит городскую протоку на два залива-«ковша», в одном из которых располагается Якутский речной порт, а вдоль другого тянется пляж и зелёная зона.

Памятник героям-речникам в порту.

"Демьян Бедный" у центрального причала Якутска:

Некоторые представители скоростного флота:

Теплоход "Емельян Ярославский", совершающий регулярные рейсы вверх по Лене до Олёкминска:

В 19-00 "Михаил Светлов" под звуки "Славянки" отошёл от песчаного берега и малым ходом направился по протоке, отделяющей речной порт от основного русла Лены.

Якутский речной порт - второй по величине на Лене после расположенного в верховьях на пересечении великой реки и Байкало-Амурской магистрали порта Осетрово. Нужно отметить, что ориентация грузопотока по Лене имеет весьма чётко определённое направление - основная часть грузопотока по Лене идёт сверху вниз по реке..

Вскоре взору открывается широкий водный простор - теплоход выходит из подходного канала, поворачивает направо и направляется вверх по реке - мы пройдём вверх по Лене немного (около 200 километров до Ленских Столбов), но тем интереснее будет посмотреть этот участок, чуть приоткрыв для себя великую реку на участке выше Якутска.

На Лене тут много флота - в основном, это паромы, связывающие Якутск с правым берегом Лены.

Тут, на правобережье, расположен посёлок Нижний Бестях. Этот на первый взгляд не самый большой населённый пункт имеет огромное транспортное значение. Сюда приходят сразу две федеральные дороги. Одна из них - трасса «Лена» Якутск - Тында - Большой Невер; помимо реки Лены и авиационного транспорта, это единственная нить, по которой Якутск и большая часть Якутии на данный момент связаны с остальной Россией. А вторая дорога, приходящая к Бестяху - это знаменитый Колымский тракт Якутск - Магадан, одна из самых сложных в мире трасс.

А мы, между тем, проходим Нижний Бестях.

Место остановки паромов из Якутска. Машины съезжают на берег - им предстоят очень далёкие и непростые путешествия!

Фарватер делает несколько крутых поворотов, и вскоре взору открывается вид на Табагинский мыс, издалека заметный с палубы теплохода.

Табагинский мыс - коренной склон долины Лены, приметный издали ярким желтовато-оранжевым цветом слагающих его пород, а также равномерной сетью проходящих через одинаковое расстояние неглубоких оврагов, расчленяющих его бровку. Табагинский мыс давно привлекает внимание инженеров. Именно здесь сооружен уникальный переход высоковольтной линии электропередач, пересекающий здесь могучую Лену. Именно здесь планируется строительство огромного мостового перехода через Лену, посредством которого Якутск получит, наконец, надёжную автомобильную и железнодорожную связь с остальной частью России.

Остатки энтузиастов, в первый вечер после напряжённого дня не сдавшихся сну, переместились смотреть музыкальные выступления в салон-бар, который в первый вечер выглядел пустовато. Тем не менее, вечер определённо удался, а завтрашний день обещает быть необычайно интересным - нас ждут Ленские Столбы!

Тайна теплохода "Михаил Светлов" из к/ф "Бриллиантовая рука"

Какой теплоход на самом деле снимался в одной из самых любимых кинокомедий Леонида Гайдая

"Победа"

На самом деле, это был теплоход "Победа", который использовался для пассажирских перевозок на линии Одесса — Нью-Йорк — Одесса. И принадлежал он Черноморскому морскому пароходству.



Судно было построено по заказу немецкой судоходной компании на верфи «Schichau Werft» в городе Данциге (польск. Гданьск) в 1928 году для эксплуатации на линии Европа — Центральная Америка — Вест-Индия. В первый рейс вышло 29 декабря 1928 года.

Двухвальная энергоустановка из двух 8-цилиндровых дизельных двигателей «Зульцер» марки 8SМ68 мощностью по 3 500 л. с. каждый при 105 об./мин. позволяла теплоходу развивать скорость порядка 15,5 узла, работая на два 4-лопастных гребных винта.

8 февраля 1934 г. у острова Кюрасао судно село на мель, с которой было снято лишь 25 августа. После полугодичного ремонта и переоборудования в Гамбурге на верфи «Blohm & Voss» лайнер «Магдалена» вышел с завода однотрубным теплоходом с новым названием «Иберия» (нем. «Iberia»).



В военное время «Иберия» служила плавбазой ВМФ Германии в Киле. Первоначально после войны 9 июня 1945 года её получил британский флот. 18 февраля 1946 г. не пострадавшая в военных действиях «Иберия» по репарации была передана СССР в Черноморское морское пароходство. Здесь лайнер получил новое наименование — «Победа».

Судно было поставлено на линию Одесса — Нью-Йорк — Одесса, возглавлял экипаж капитан дальнего плавания Николай Адамович Пахолок — опытный моряк, уроженец Скадовска, машинную команду — старший механик А. Звороно.



31 июля 1948 года теплоход «Победа» с 323 пассажирами и 277 тоннами груза на борту вышел из порта Нью-Йорка в Одессу. В числе пассажиров были в основном работники министерств иностранных дел и внешней торговли с семьями, а также несколько представителей других ведомств, а также семья китайского маршала Фэн Юйсяна, следовавшая в Китай через Советский Союз.

На подходе к Гибралтару было получено указание: зайти в Александрию и принять на борт еще порядка 2 000 армян-репатриантов из Египта, возвращающихся в Армению. Было дополнительно погружено также 1 500 тонн груза. Таким образом, были превышены все нормы пассажировместимости. Тем не менее, все репатрианты были благополучно доставлены в конце августа в порт назначения — Батуми.

31 августа, судно взяло курс на Одессу. На борту осталось 310 пассажиров и члены экипажа. 1 сентября в час дня радиостанция Черноморского пароходства в Одессе получила плановое донесение с теплохода о том, что прошли Новороссийск и к двум часам 2 сентября предполагается прибытие в Одессу. После этого радиосвязь с судном прекратилась.

Утром, 2 сентября в Черноморском пароходстве начали предпринимать меры к выяснению причин молчания теплохода, запросив суда в море и порты на пути следования лайнера: никто связи с «Победой» не имел и сигналов SOS не слышал. Руководство обратилось за помощью к командованию Черноморским флотом, и в море были посланы поисковые самолёты морской авиации. В 21.00 один из лётчиков сообщил, что обнаружил обгоревший теплоход «Победа» в 70 милях к юго-востоку от Ялты, возле него находились пять шлюпок с людьми. К аварийному судну из Феодосии, Севастополя, других мест была направлена помощь. Из Одессы на помощь были направлены курсанты и преподаватели Одесского высшего мореходного училища.



По данным следствия, 1 сентября 1948 года, около 13 часов лайнер миновал Новороссийский порт. В это время исполняющий обязанности судового киномеханика радиотехник Коваленко решил подготовить к сдаче на культбазу партию кинофильмов, взятых в рейс, и попросил матроса Скрипникова перемотать киноленты после просмотра. Фильмы хранились в небольшой кладовой в центральной части судна. Часть была упакована в жестяные коробки, а часть, предназначенная к перемотке, лежала на столе в открытом виде. В этой же кладовой хранилось около 2 тысяч патефонных пластинок. Примерно в 15 часов при перемотке на ручном станке киноплёнка заискрила и вспыхнула. От неё загорелись рядом лежащие мотки. Через несколько секунд пламя охватило кладовую, вспыхнула одежда на матросе. Скрипников выскочил из кладовой, захлопнул дверь и с криками о помощи кинулся бежать по коридору. Раскалённым воздухом в кладовой выбило дверь, и вырвавшийся огненный смерч охватил ковровые дорожки и фанерные переборки кают. Пламя, вытягиваемое по коридору мощной струёй воздуха, дошло до трапа, ведущего в вестибюль вышележащей палубы, и оттуда по двум вертикальным шахтам лестницы достигло верхнего мостика, воспламеняя всё на своем пути. В считанные минуты огонь охватил центральную часть судна, в том числе штурманскую, рулевую и радиорубку, каюты капитана и штурманов. Пожар начал распространяться по жилым помещениям на нос и корму, на шлюпочную палубу, приблизился к трюмам и машинному отделению. Вахтенный радист Веденеев, застигнутый огнём, выскочил из рубки через иллюминатор, не успев передать ни сигнал бедствия, ни сообщение о том, что вынужден покинуть вахту. Капитан приказал дать сигнал SOS по запасной рации, однако она уже сгорела в штурманской рубке. Общесудовую пожарную тревогу объявили лишь через несколько минут судовым колоколом.



Тушением занимались несколько самостоятельных, случайно образовавшихся групп в разных частях судна. В ночь на 3 сентября, когда к судну подошли спасатели, основной пожар был уже потушен. Теплоход повели на буксире, но затем выяснилось, что он может идти самостоятельно. 5 сентября «Победа» пришла в Одессу, спасённые пассажиры прибыли на турбоходе «Вячеслав Молотов».



При пожаре погибли два члена экипажа — буфетчица Г. Гуньян и матрос В. Скрипников и 40 пассажиров, включая 19 женщин и 15 детей, среди них были китайский маршал Фэн Юйсян с дочерью и вдова писателя А. Н. Афиногенова Евгения Бернардовна (Дженни Шварц).

О пожаре на теплоходе «Победа» и гибели китайского маршала сразу же было доложено Сталину. Существует мнение, что первоначально в происшествии была заподозрена диверсия. Постановлением Совета министров СССР от 14 сентября полностью и немедленно отменена репатриация в СССР зарубежных армян и воспрещён приём армянских переселенцев в Армению.