Спуск по веревке. Горная подготовка


Доброго времени суток. Хочу предложить вашему вниманию обзор спусковых устройств для организации спуска по веревкам. Данный обзор является лично моим субъективным мнением, сформировавшимся в силу немалого опыта скалолазания и работы пром-альпинистом.
В своей непосредственном распоряжении я имею три спусковых устройства, остальными мне просто доводилось пользоваться.
Самое простое и наиболее известное спусковое устройство типа «восьмерка».


В зависимости от размеров отверстий, может использоваться как на одинарной, так и на сдвоенных веревках диаметром от 8 до 13 мм. В показанной модели маленькое отверстие может использоваться для спуска по тонким веревкам и для организации страховки.

Плюсы данного устройства:
1.Простота.
2.Прочность.
3.Надежность.
4.Не требует ухода.
5.Многофункциональность.
6.Небольшой вес.


1.Крутит веревку.
2.В некоторый моделях (например, как на фото) нет усов для фиксации веревки, что в свою очередь усложняет зависание на таком спусковом устройстве.

Моё любимое спусковое от petzl PIRANA. Несмотря на его схожесть с восьмеркой это устройство было разработано petzl специально для каньонинга, что внесло в его конструкцию некоторое количество хороших новаций.



Для справки: Каньонинг (англ. Canyoning или Canyoneering) - преодоление каньонов без помощи плавающих средств (лодки, плоты, каное, байдарки и др.) с использованием различной техники преодоления сложного водно-скального рельефа: скалолазание, спуск по веревке, прыжки в воду, плавание.
При прохождении каньонов используются альпинистские технические средства: верёвки, карабины, обвязки безопасности, спусковое устройство, каски и т. д.

Плюсы данного устройства:
1.Простота.
2.Прочность.
3.Надежность.
4.Не требует ухода.
5.Многофункциональность.
6.Возможность спокойно работать на мокрой, грязной, обледеневшей веревке.
7. Возможность спокойно работать при спуске с большим весом.
8.Очень простая фиксация веревки для остановки и такое же легкое извлечение.
9. Небольшой вес.

Недостатки данного устройства:
1.Крутит веревку.

Спусковое устройство типа «Корзинка».


Очень легкое и удобное спусковое устройство, позволяющее одинаково комфортно работать как на одной, так и на двух веревках. Если у вас есть надежная точка крепления для веревки, этот малыш позволит вам в пару секунд просто пролететь необходимое вам расстояние.
По моему мнению, самое удобное устройство спусковое устройство которое можно применять для страховки на скальном маршруте.

Плюсы данного устройства:
1.Простота.
2.Прочность.
3.Надежность.
4.Не требует ухода.
5.Маленький вес.
6.Некрутит веревку.
7. Очень комфортная работа на двух веревках.
8. Возможность спокойно работать на мокрой, грязной, обледеневшей веревке.

Недостатки данного устройства:
1.Нет возможности зависать (надежно зависать) на необходимой высоте не используя иных приспособлений.

Спусковое устройство «Решетка».

Возможно, я чуток перегну палку, но максимум чуток, если скажу, что это любимое спусковое устройство практически всех спелеологов. Я не очень его люблю, но это, наверное, больше связано с моим его непонимание и тем, что я не спелеолог. Большое количество моих знакомых пользуются различными его модификациями уже многие годы, и от них я слышу только положительные отзывы.

Плюсы данного устройства:
1.Простота.
2.Прочность.
3.Надежность.
4.Не требует ухода.
5.Некрутит веревку.
6. Очень комфортная работа на двух веревках.
7. Возможность спокойно работать на мокрой, грязной, обледеневшей веревке.

Недостатки данного устройства:
1.Габариты.

У следующего устройства так много народных названий, что лучше я возьму известное всем спелеологам SIMPLE.

Это младший брат, или сестра, стоппера от petzl. SIMPLE довольно удобное устройство для длинных спусков по одинарное веревке. Виду отсутствия торчащих элементов и деталей очень удобно в узких местах. Но как по мне на этом его плюсы заканчиваются.

Плюсы данного устройства:
1.Некрутит веревку.

Недостатки данного устройства:
1.Габариты.
2.Вес. (не очень тяжело но хотелось бы полегшее)
3.Отсутствие возможности использовать как устройство для страховки.
4. Нет возможности зависать (надежно зависать) на необходимой высоте не используя иных приспособлений.
5.Нет возможности работать на двойной веревке.
6.Требует ухода.

Стопер от petzl.

Одно из самых популярных спусковых устройств для спелеологии в мире. Позволяет хорошо контролировать скорость спуска. Может быть установлено на верёвку без отщёлкивания от обвязки благодаря пружинной клипсе.
Автоматическая тормозная система срабатывает при отпускании рукоятки.
Возможен подъём по верёвке без изменения положения устройства, при использовании петли под ногу и жумара.

Плюсы данного устройства:
1.Некрутит веревку.
2. Возможность спокойно работать на мокрой, грязной, обледеневшей веревке.
3. Возможность зависать (надежно зависать) на необходимой высоте не используя иных приспособлений.

Недостатки данного устройства:
1.Габариты.
2.Вес. (не очень тяжело но хотелось бы полегшее)
3.Отсутствие возможности использовать как устройство для страховки.

5.Требует ухода.

Автоматическое страховочное (спусковое) устройство GRIGRI 2.

Да простят меня любители наворотов, но я никогда его не понимал и не пойму.
Описание с сайта производителя:
Страховочное устройство с автоматической блокировкой для веревок от 8,9 до 11 мм.

Страховочное устройство с автоматической блокировкой GRIGRI 2 разработано для облегчения страховки. GRIGRI 2 одинаково хорошо работает и для страховки лидера, и для верхней страховки. Устройство может использоваться со всеми одинарными динамическими веревками от 8,9 до 11 мм (идеально для веревок от 9,4 до 10,3 мм). Компактное и ультра-легкое устройство GRIGRI 2 долгие годы будет служить Вам верой и правдой в ваших скалолазных мероприятиях по всему миру. Новый дизайн GRIGRI 2 обеспечивает лучший контроль во время спуска.

Техника страховки идентична классическим системам страховки: обе руки на веревке. Остановка падения осуществляется удержанием свободного конца веревки.
Блокировка: в процессе остановки падения страхующий удерживает свободный конец веревки, кулачок поворачивается и захватывает веревку, увеличивая степень блокировки до полной остановки проскальзывания веревки.
Новый дизайн GRIGRI 2 обеспечивает превосходный контроль во время спуска. Одна рука удерживает свободный конец веревки, а другая отжимает рукоятку, чтобы разблокировать кулачок. Запатентованная конструкция рукоятки позволяет очень плавно протравливать веревку. В сочетании с сильным блокирующим действием кулачка это обеспечивает чувство полного контроля при спуске.
GRIGRI 2 - компактное и ультра-легкое устройство: всего 185 г (на 25% меньше и на 20% легче предыдущей версии GRIGRI).
Конструкция устройства включает в себя тормозную пластину и кулачок из нержавеющей стали для обеспечения длительного срока службы изделия.
Для работы с одинарными веревками диаметром от 8,9 до 11 мм (идеально для веревок от 9,4 до 10,3 мм).
Схемы установки устройства на веревку выгравированы на устройстве (на внешней и на внутренней сторонах).

А теперь поругаю это чудо техники. Лично мне абсолютно не понравилось с ним работать, хотя возможно все дело привычки. Мне было очень не комфортно выдавать веревку лидеру, если сделать это хоть с малейшим рывком, веревку тут же зажмет.

Плюсы данного устройства:
1.Некрутит веревку.
2. Возможность зависать (надежно зависать) на необходимой высоте не используя иных приспособлений.
3.Удобно для страховки второго в двойке.

Недостатки данного устройства:
1.Обилие механики.
2.Требовательность к веревке!!!
3.Вес.
4. Нет возможности работать на двойной веревке.
5.Требует ухода.

Этой статьей мастер Гамбс я начинаю цикл материалов о альпинистских железках.

Мало залезть на гору или здание. Оттуда еще и надо слезть. Зачастую, намного удобнее, воспользоваться спусковым устройством, чем пытаться вернуться по своим следам, оскальзываясь и балансируя. А в промышленном альпинизме, в большинстве случаев, до рабочего места добираются именно методом спуска. На узлах спускаться далеко не всегда удобно. Да и "железо" предлагает гораздо большее количество вариантов использования.

Итак - "восьмерка" .
Одно из самых распространенных спусковых устройств, ведущее свою родословную от легендарной шайбы Штихта. Естественно, имеющее кучу вариантов. Принцип работы основан на повышении трения. Так, классическая восьмёрка увеличивает усилие на верёвке в 4-20 раз. Например, если удерживать верёвку руками перед восьмёркой с силой 25 кг, то за восьмёркой усилие будет 200 кг, при усилии захвата руками 50 кг - 300 кг.
Из-за большого количества перегибов, общим недостатком всех восьмеркообразных явлется то, что они закручивают веревку. Это можно несколько сгладить недопусканием касания веревкой земли.

Двурогая, рогатая
Классическая и специализированная ("Пирана" от "Пецеля")

Рогатая восьмерка (инвар, шайба)


Заблокированная восьмерка. В ненагруженном состоянии, она слегка смещена в сторону рабочей руки, но если бы в обвязке был кто-то, то она стала бы прямо.
Для спуска, необходимо взять в руку свободный конец (который уходит вниз), и, слегка натягивая, начать сбрасывать витки с рогов. Как почувствуете, что начали ползти вниз - значит все идет как надо.
Для ста кг груза лучше один оборот на рогах оставлять. Если же, человек весит кил 60, то можно смело сбрасывать все. Естественно, не забывая про удержание конца.


И правильно заблокированная восьмерка)
Но так мало кто делает.

Как правило, это металлическое изделие, повторяющее по форме цифру «восемь». Два кольца неразрывно связаны друг с другом, одно меньше другого минимум в полтора раза. С одной стороны - два выступа в виде рогов, предназначенные для блокировки, путем обматывания веревкой, выполняется до 5 огонов (витков). Можно попробовать и больше, но не влезет))). Для дополнительной блокировки, свободный конец можно пропустить меджу восьмеркой и натянутой частью веревки.
Применяется в альпинизме, промальпе и организации понтов. Применяется для спуска, а в альпинизме/скалолазании, еще и для страховки
Для альпинизма чаще всего аллюминиевые, в промальпе чаще применяют стальные.
В первом случае - для уменьшения носимого веса, во втором - для долговечности. После 50-60 спусков на загрязненной веревке, дюралевая «восьмерка» вырабатывается примерно на треть, приходя в полнейшую негодность.
Стальная же, живет два-три сезона, а у молдавско-среднеазиатских бригад - до десяти


Варианты заправки веревки. Слева - вариант дял легковесов. Справа - для хороших людей, которых должно быть много.
Думаю, что взаимосвязь способа заправки с весом спускаемого тела заметна. Для прапорщиков же подсказываю:
Веревка проходящая через карабин и восьмерку имеет меньше перегибов, и, соответственно, создает меньшее трение. Меньше трения - быстрее скорость спуска. Все просто.


При таком варианте, веревка проходит с другой стороны. Никаких особых изменений при этом не происходит. Дело привычки, не более. Лично мне более удобен правый.


Существует и такой вариант заправки. Так же, ничего не меняющий.

Несмотря на то, что происхождение названия видно из самой конструкции, слышал как-то версию, что имя свое восьмерка получила в связи с тем, что при дополнительной блокировке, обороты на рогах скрещиваются.

Классическая восьмерка (безрогая)

Применяется в альпинизме и скалолазании для организации спуска. Для зависания не предназначена, потому что блокировать веревку нечем. Разве что, еще один карабин встегнуть, и кидать огоны через него. ну или хитроумные узлы наматывать.
При фабричном производстве выполянется из алюминиевых сплавов.


Слева - положение для неконтролирумего спуска:)
Справа - рабочее положение. Нижний конец, как и у всех восьмерок, при спуске должен контролироваться рукой.

Специализированные восьмерки.

Вариантов, разработанных под самую разнообразную специализацию, на свете существует огромное количество. К сожалению, у меня под рукой лишь пецелевская "Пирана" без соответствующего карабина, поэтому, обстоятельного рассказа не получится.

Продолжение следует

Начнем со списка снаряжения.

Нам понадобится:
Подвесная система.
Я использую Petzl Corax, но можно обойтись и более бюджетным Венто.

Спусковое устройство. Я использую вентовское лукошко и рогатую восьмерку.
Примерно по три муфтующихся карабина на человека.
Два куска веревки 25м и 10м. Я использую статику диаметром 10 мм
Перчатки, чтобы не обжигать руки.

На фото еще попали наколенники и налокотники.

Ботинки так и не использовались. Вместо них я лазил в Lowa Zephyr.

Комплект на двух человек, меня и супруги.

Все это включая термос с чаем убралось в баул.

Теперь расскажу про каждый элемент поподробнее.

Подвесная система.

Petzl - все таки бренд с мировым именем, поэтому и купил его. Опыта у меня не слишком много, но в целом нравится. Широкий, удобный пояс и ножные обхваты. Большой диапазон и очень легкие регулировки. Много точек подвеса дополнительного снаряжения. Короче отличный вариант.

Веревка - отечественная статика 10мм диаметром. Для того, чтобы привязаться к точке закрепления надо выучить узел восьмерка. Он простой, при этом очень прочный и практически не ослабляет веревку. Порядок вязания на фото.

Завязанный узел выглядит так.

Далее в петлю встегивается карабин. С помощью этого карабина можно закрепиться на различные крюки, закладные детали, ушки, анкера и пр, но это не очень безопасно, т.к. крепеж может быть ржавым и не очень надежным.

Наиболее надежное крепление - за монолитные объекты, ж.б. опоры, крупные швеллеры и двутавры, тогда с помощью карабина делается скользящая петля, с помощью которой и происходит закрепление.

Я встречал два типа встегивания карабина в систему. В центральное кольцо или одновременно в петли поясного и ножного обхватов. Petzl прямо указывает, что карабин должен быть встегнут в кольцо.

Я пока использовал вентовское лукошко и рогатую восьмерку. Начну с лукошка.

Его преимущества:
- не крутит веревку.
- удобно пользоваться.
- можно использовать, как автоматически блокирующуюся страховку (но об этом в другой раз)

Тросик на этом СУ может использоваться только для транспортировки, нагружать его нельзя.

Для использования на веревке надо сделать петлю и продеть его в СУ так, чтобы свободный конец веревки проходил через губки устройства.

Потянув свободный конец веревки вверх выбираем слабину.

Заводим руку со свободном концом за спину натягивая веревку. Все, можно вывешиваться. Спуск производится путем небольшого расслабления руки с веревкой.

Спусковое устройство "восьмерка" работает аналогичным образом, но при этом закручивает веревку, что не удобно при длинных спусках.

Есть два способа крепления веревки в восьмерку.
Первый - через карабин.

Это способ создает меньше трения, в результате скорость спуска выше.

Второй способ - через шейку СУ. Трения больше, а скорость ниже.

Аналогично лукошку выбираем слабину и заводим руку с натянутой веревкой за спину.

Особенностью рогатой восьмерки в том, что на ней можно зафиксировать веревку и освободить руки.

Некоторые моменты самостраховки.

Всегда есть некоторая вероятность того, что вы выпустите веревку из руки, при этом СУ сразу вытравит всю веревку и вы упадете. Чтобы этого избежать существуют различные способы страховки и самостраховки.

Я использую узел "автоблок". Он вяжется следующим образом.
Для этого узла я использую стандартную оттяжку длиной 60см.

Закрепляем оттяжку полусхватывающим узлом (удавкой) на ножном обхвате, рядом вешаем карабин.

Оборачиваем оттяжку 4-6 раз вокруг веревки.

Затем защелкиваем ее за карабин. Все. Узел готов.

В случае срыва вы повисните на этом узле и не упадете. Руку при этом надо держать между СУ и автоблоком регулируя скорость спуска.

Теперь к практике.

Первое. Встаем на "подоконник" откуда будем выходить, выбираем слабину веревки и натягиваем ее.

С другого ракурса

Для первых проб обязательно нужна страховка и страхующий. На фото страховочная веревка зеленого цвета. Один конец привязан к системе, второй пропущен через закрепленный карабин и вывешен наружу. Страхующий выдает зеленую веревку, а случае срыва не дает упасть.

Т.к. деревянные поверхности подоконников создают большое трение я страхую через спину. В случае, если трения почти нет, страховать стоит через спусковое устройство на системе.

В принципе освоить спуск можно за достаточно короткое время, может быть пару часов. Дальше все идет, как по маслу.

Надеюсь эта статья окажется Вам полезна. В любом случае спасибо за внимание.

Помните про безопасность и чай с печенками.

Представляю Вашему вниманию первую статью и целой серии посвященной горной подготовке в арсенале выживальщика.

Первая статья посвящена снаряжению, а также технике спуска. Будут рассмотрены спусковые устройства "лукошко" и "восьмерка" и некоторые моменты самостраховки.

Т.к. я самоучка возможно совершаю некоторые ошибки, на которые, я надеюсь, мне укажут в комментариях. Но не забывайте про конструктивное и дружелюбное общение, не опускаясь до банального срача.

Прошу прощения за качество фото, света практически не было, снимали со вспышкой. Кое что пришлось доснимать дома.

Начнем со списка снаряжения.

Нам понадобится:

Подвесная система.
Я использую Petzl Corax, но можно обойтись и более бюджетным Венто.

Спусковое устройство. Я использую вентовское лукошко и рогатую восьмерку.
Примерно по три муфтующихся карабина на человека.
Два куска веревки 25м и 10м. Я использую статику диаметром 10 мм
Перчатки, чтобы не обжигать руки.

На фото еще попали наколенники и налокотники.

Ботинки так и не использовались. Вместо них я лазил в Lowa Zephyr.

Комплект на двух человек, меня и супруги.

Все это включая термос с чаем убралось в баул.

Теперь расскажу про каждый элемент поподробнее.

Подвесная система.
Petzl - все таки бренд с мировым именем, поэтому и купил его. Опыта у меня не слишком много, но в целом нравится. Широкий, удобный пояс и ножные обхваты. Большой диапазон и очень легкие регулировки. Много точек подвеса дополнительного снаряжения. Короче отличный вариант.


Веревка - отечественная статика 10мм диаметром. Для того, чтобы привязаться к точке закрепления надо выучить узел восьмерка. Он простой, при этом очень прочный и практически не ослабляет веревку. Порядок вязания на фото.


Завязанный узел выглядит так.

Далее в петлю встегивается карабин. С помощью этого карабина можно закрепиться на различные крюки, закладные детали, ушки, анкера и пр, но это не очень безопасно, т.к. крепеж может быть ржавым и не очень надежным.

Наиболее надежное крепление - за монолитные объекты, ж.б. опоры, крупные швеллеры и двутавры, тогда с помощью карабина делается скользящая петля, с помощью которой и происходит закрепление.

Веревка вывешена, подвесная надета. Дальше встегиваем спусковое устройство.
Я встречал два типа встегивания карабина в систему. В центральное кольцо или одновременно в петли поясного и ножного обхватов. Petzl прямо указывает, что карабин должен быть встегнут в кольцо.

Я пока использовал вентовское лукошко и рогатую восьмерку. Начну с лукошка.
Его преимущества:
- не крутит веревку.
- удобно пользоваться.
- можно использовать, как автоматически блокирующуюся страховку (но об этом в другой раз)

Тросик на этом СУ может использоваться только для транспортировки, нагружать его нельзя.

Для использования на веревке надо сделать петлю и продеть его в СУ так, чтобы свободный конец веревки проходил через губки устройства.

Потянув свободный конец веревки вверх выбираем слабину.

Заводим руку со свободном концом за спину натягивая веревку. Все, можно вывешиваться. Спуск производится путем небольшого расслабления руки с веревкой.

Спусковое устройство "восьмерка" работает аналогичным образом, но при этом закручивает веревку, что не удобно при длинных спусках.

Есть два способа крепления веревки в восьмерку.
Первый - через карабин.

Это способ создает меньше трения, в результате скорость спуска выше.

Второй способ - через шейку СУ. Трения больше, а скорость ниже.

Аналогично лукошку выбираем слабину и заводим руку с натянутой веревкой за спину.

Особенностью рогатой восьмерки в том, что на ней можно зафиксировать веревку и освободить руки.

Некоторые моменты самостраховки.
Всегда есть некоторая вероятность того, что вы выпустите веревку из руки, при этом СУ сразу вытравит всю веревку и вы упадете. Чтобы этого избежать существуют различные способы страховки и самостраховки.

Я использую узел "автоблок". Он вяжется следующим образом.
Для этого узла я использую стандартную оттяжку длиной 60см.

Закрепляем оттяжку полусхватывающим узлом (удавкой) на ножном обхвате, рядом вешаем карабин.

Оборачиваем оттяжку 4-6 раз вокруг веревки.

Затем защелкиваем ее за карабин. Все. Узел готов.

В случае срыва вы повисните на этом узле и не упадете. Руку при этом надо держать между СУ и автоблоком регулируя скорость спуска.

Теперь к практике.

Первое. Встаем на "подоконник" откуда будем выходить, выбираем слабину веревки и натягиваем ее.

В результате вывешивается пятая точка.

Набрел я тут, други, на любопытный документ на сайте УИАА, который озаглавлен как “Разрушение карабина при использовании “восьмерки”. Интригует?

Очень вольный перевод предлагаю ниже. Желающим почитать оригинал на вражеском языке – ссылка!
Кстати, там описано несколько душещипательных историй, которые я опустил в своем переводе.
Итак, попытаемся разобраться что же у них там происходило!

Уже много лет все, от новичка до инструктора, используют для спуска по веревке и для страховки устройство “восьмерка”. Конечно, используя при этом муфтованный карабин. И никаких особых проблем не возникало.
Нет, конечно, происходили инциденты на спуске – разваливались станции, перебивалась веревка, терялся контроль за спуском и т.д и т.п. Но чтобы причиной инцидента была “восьмерка” или карабин – нет, такого не было.
Но, конечно, же все “хорошее” когда-нибудь случается.
В конце 90-х начали происходить несчастные случаи, иногда со смертельным исходом, причиной которых было разрушение муфты карабина. Это происходило из-за того, что “восьмерка” в какой-то неконтролируемый момент вставала на муфту карабина, образовывался рычаг, который и выламывал муфту.
Очень часто это происходило при спуске (особенно, если имело место периодическое снятие нагрузки с восьмерки, что давало возможность “восьмерке” встать на муфту), а так же, во время страховки, когда страхующий не уделял большого внимания расположению страховочного устройства в карабине.
Таким происшествиям способствовало неправильное встегивание карабина – не за кольцо, соединяющее пояс и ножные петли, а параллельно ему.

Справедливости ради, стоит заметить, что и правильное встегивание страховочного устройства (карабин в кольцо) иногда приводило к трагедии. Дело в том, что даже при правильном встегивании, может возникнуть ситуация, когда восьмерка встанет на муфту.

И что же предлагают нам делать мужи из УИАА?
1. Они говорят, что использование “восьмерки” для страховки – не лучшая идея. И вообще, по их словам, она была разработана для спуска, а не для страховки.
2. При спуске нужно использовать .
3. Не встегивать карабин одновременно в пояс и ножные петли (как делает большинство!!!)
4. Использовать специальную защиту от самопроизовольного перемещения “восьмерки” по карабину. Например, .
5. Если необходимо, присоединять “восьмерку” к системе с помощью Maillon Rapide.
6. И наконец, очень внимательно следить за тем, чтобы “восьмерка” не вставала на муфту карабина. И по возможности, держать восьмерку под нагрузкой, не давая ей съезжать на муфту.