Самостоятельное путешествие в белоруссию маршрут. Советы туристов: пять идеальных маршрутов по Беларуси на один день

Белоруссия или Республика Беларусь – государство Восточной Европы. На востоке граничит с Россией, на юге с Украиной, на Западе с Польшей, на северо-западе с Литвой и Латвией.

Туристическая инфраструктура Белоруссии находится в стадии развития. Однако, не секрет, что она привлекает все больше гостей каждый год. В этом плане Беларусь имеет ряд преимуществ по сравнению с другими странами. Важным ресурсом для развития инфраструктуры является близость к Западной Европе, Скандинавии, странам Балтии, Польши и России. Древняя история и самобытное культурное наследие (15 тыс. архитектурных памятников), сохранившийся природный геопотенциал (огромные лесные массивы, уникальное биологическое разнообразие, множество водных акваторий) и масса лечебно-оздоровительных профилакториев делают это страну заманчивым местом для посещения туристов.




Русских путешественников туда тянет близость менталитета с местными жителями, а также близкое расположение Белоруссии к нашей стране.

Очень удобно совершить поездку по стране на собственном автомобиле, что обычно и делают россияне. Если вы тоже мечтаете об автопробеге до Беларуси, то советуем вам непременно совершить его. Но прежде ознакомьтесь с основной информацией, которая вам поможет в пути.

Маршрут от Москвы до Минска




Итак, если вы планируете осмотреть как можно больше различных достопримечательностей этого чудесного государства, то самым практичным, бюджетным и увлекательным способом, будет путешествие на автомобиле.

Перед тем как отправиться в самостоятельное путешествие по Белоруссии соберите нужный пакет документов. С собой возьмите:

  • Паспорт;
  • Водительские права;
  • Грин-карту. Ее необходимо приобрести заранее или при пересечении границы, так как российские полиса ОСАГО в Белоруссии не действуют. Стоит зеленая карта порядком 550 рублей;
  • Свидетельство о регистрации ТС.

Трасса «Москва-Минск» прямая как палка, ехать по ней нужно всегда прямо. Расстояние между городами составляет около 700 км и на его преодоление у вас уйдет примерно 7 — 8 часов. Маршрут пролегает, затрагивая следующий населенные пункты: Москва – Одинцово – Смоленск – Орша – Борисов – Минск.

Из Москвы можно выехать двумя способами. Прямо по Кутузовскому проспекту, которое плавно переходит в трассу М1 или по объездной дороге, огибая Одинцово. Трасса М1 считается самой лучшей на территории Российской Федерации, по ней можно с комфортом ехать, не боясь заторов и непонятных развязок.

Так как трасса платная, то за въезд на нее с вас снимут 100 рублей, а за выезд 50. По ходу движения по автомагистрали встречается много большегрузов, т.к. М1 — составляет часть транспортного коридора, соединяющего Европу с Азией. Однако они не создают препятствий, так как движение по автомагистрали организовано многополосное.

Опасайтесь камер видеофиксации, которые прикреплены преимущественно к мостам, с виду совсем незаметные. Чтобы избежать штрафных взысканий можете воспользоваться радар-детектором.

Не превышайте скорость в населенных пунктах, сотрудники ГИБДД на этой трассе не дремлют. Особенно будьте внимательны при проезде Смоленской области, где посты полиции находятся на каждом шагу.

Также, буквально за несколько километров до российско-белорусской границы часто находится передвижной патруль ГИБДД – «Газель» с радарами на крыше. Поэтому соблюдайте скоростной режим при подходе к границе.

Рекомендуем выезжать сразу с полным бензобаком, потому что на поиск и въезд на заправку у вас уйдет дополнительное время, а так вы совершите первую остановку через 400 км сразу за Смоленском. Проехав пост ГИБДД, который находится за мостом, справа вы увидите заправку «Роснефть». На ней вы сможете заполнить опустевший топливный бак и там же купить «Зеленую карту», если вы не приобрели ее в Москве.

Пересечение границы Белоруссии

В связи с созданием Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии 1 июля 2011 года российская таможня оставила российско-белорусскую границу (таможни Белоруссии здесь нет с 1995 года). Пограничников здесь также нет. На границе работает лишь транспортная инспекция России, которая контролирует большегрузы. Поэтому, если вы едете в РБ на легковом автомобиле, вас никто не остановит и ничего не спросит. О въезде на территорию соседнего государства вас возвестит лишь скромная табличка «Рэспублiка Беларусь». От границы до Минска вам предстоит проехать 200 км, по идеальной трассе, с пейзажем распаханных полей.

Особенности ПДД в Белоруссии

Приехав в Белоруссию, ознакомьтесь с местным ПДД, чтобы не попасть в неприятную ситуацию. Как и в любой другой стране, правила дорожного движения имеют отличия от нашего свода закона. Рассмотрим основные положения:

  • В Белоруссии правостороннее движение;
  • Ограничение скорости: в населенных пунктах – 60 км/ч , вне города – 90 км/ч (некоторые загородные участки имеют ограничение 60-80 км/ч ) и несколько автострад – 100-120 км/ч ;
  • Запрещено использование радар-детекторов;
  • Строго не допускается езда в нетрезвом виде;
  • Дети до 12-ти лет должны располагаться на заднем сидении.

Кроме этого, в ночное время суток за пределами населенных пунктов автомобиль обязан остановиться лишь в случае нахождения инспектора ГАИ возле полицейской машины со специальными опознавательными знаками. На всех сотрудниках ГАИ одеты светоотражательные жилеты с надписью на спине «ДПС».

Обязательно пропускайте пешеходов на нерегулируемой «зебре».

Будьте бдительны при повороте направо на разрешающий сигнал светофора, так как у пешеходов в этот момент также загорается зеленый свет, и вы должны их пропустить.

Не создавайте помех другим участникам движения. Обиженный вами водитель, на светофоре может выйти из машины и вступить с вами в конфликт.

В крупных городах, на улицах и центральных площадях столицы Беларуси строго воспрещена парковка. Особенно, если вы оставили автомобиль под запрещающим знаком на ночь, либо в выходные и праздничные дни. В этих случаях автомобиль нарушителя обязательно эвакуируют. Штраф за парковку в неположенном месте – 30 долларов плюс посуточная стоимость стоянки – 8 долларов.

Взятки сотрудникам ГАИ лучше не предлагать за свои правонарушения.

Помимо всего имейте в виду, что иногда полиция проводит совместные рейды с другими спецслужбами. На этот случай всегда стоит с собой возить необходимый набор: огнетушитель и аптечку с не истекшим сроком годности, а также аварийный стоп-сигнал.

При езде в вечернее или ночное время суток по шоссе в населенных пунктах и, особенно, между ними, будьте предельно осторожны: по проезжей части могут двигаться гужевые повозки, велосипедисты и пешеходы без светоотражающих знаков.

Штрафы Белоруссии

Превышение скорости:

  • более чем на 10 км/ч стоит 0,5 — 1 МЗП (30 — 60 рублей);
  • от 20 до 30 км/ч — в 2 раза больше;
  • более 30 — в 3 раза больше.

Большие суммы денег взимают только за вождение в состоянии алкогольного опьянения. Если водитель отказывается «подуть в трубочку» или передал управление автомобилем нетрезвому человеку, то штраф составит 300 — 1500 руб.

Езда без водительского удостоверения в нетрезвом состоянии наказывается штрафом в размере 2700 рублей. Также необходимо знать, что если мимо вас проезжает машина со спецсигналом, то вы обязаны взять вправо и остановиться.

Незначительные нарушения ПДД караются взысканием на сумму 20-120 рублей.

В Минске штрафуют пешеходов за переход улицы в неположенном месте, особенно в центре столицы. Здесь через каждые 100 метров стоят сотрудники ДПС, которые охраняют братскую республику от провокационных притязаний Запада и местной оппозиции.

В принципе, это вся информация, которая вам поможет составить впечатление об путешествии на автомобиле в эту замечательную страну. Чтобы дополнить свои сведения, советуем посмотреть следующее видео о дорогах Белоруссии.

Статья об автомобильном путешествии в Беларусь: что нужно знать, документы, тонкости и нюансы местных ПДД. В конце статьи - видео о поездке на машине в Беларусь.


Содержание статьи:

Наличие машины очень часто предполагает стремление людей к перемене мест и путешествиям. Поездка в Беларусь на личном автомобиле представляется прекрасным вариантом недорого отдыха для жителей Москвы и ближайших к ней округов. Беларусь оказывается самой «близкой» изо всех республик, некогда входивших в Советский Союз.

От Москвы до Минска путь довольно легкий - протяженность дороги составляет 720 километров, что при доскональном соблюдении скоростного режима по пути следования составляет восемь часов непрерывного движения.

Камер, фиксирующих нарушения скоростного режима, по пути встречается крайне много как на территории Российской Федерации, так и в Республике Беларусь.

Белорусские инспекторы не склонны прощать нарушителей - с соблюдением законов у них куда жестче, чем у нас. Скорость, превышенная более чем на 30 км в час, облегчает кошелек на 7 тысяч рублей. Повторное нарушение приводит к лишению прав на год. Так что рисковать точно не стоит…

Пересечение границы


Государственная граница, разделяющая наши страны, чисто фиктивна. Проверке подлежат лишь большегрузы. Личные автомобили свободно переезжают государственную границу, без остановки на пропускном пункте. На обратной дороге российские пограничники все же проверяют наличие паспортов, но это очень просто и быстро - времени на этой процедуре никто не теряет.

Сотрудники таможни иногда выборочно проверяют легковые автомобили на наличие документов, но чаще всего граница минуется с небольшим снижением скоростного режима без остановки. Каких-то значительных очередей и пробок при пересечении границы давно не наблюдается даже в праздничные дни.


Важно лишь приобрести полис обязательного автострахования для зарубежных поездок - так называемую «Зеленую карту». «Забыть» ее приобрести почти нереально, ведь начиная от Смоленска и до границы повсеместно вдоль трассы стоят магазинчики с бросающимися в глаза вывескам.

Остановиться на короткий передых, размять ноги и купить карту здесь куда проще, чтобы дальше не терять на ее оформление времени. Международная страховка чем-то напоминает ОСАГО, приобретается на любой промежуток времени от 15 дней до года.

Чем дольше срок действия «Зеленой карты», тем она обходится дешевле. Для путешествия по Беларуси ее покупка обойдется в 900 рублей краткосрочная и чуть меньше 5 тысяч - годовая.

Точную информацию об актуальных ценах лучше узнавать накануне выезда на профильных сайтах, чтобы точно знать, какова будет стоимость страховки на конкретное время поездки. Приобрести «Зеленую карту» можно как в страховых компаниях по месту жительства, так и при приближении к границе с Беларусью.

Для оформления карты необходимо предоставить паспорт на транспортное средство, и через десять минут все необходимое для путешествия по бывшей союзной республике будет на руках. Купить карту можно также на заправках, совмещая несколько дел одновременно и не тратя времени впустую.

Для поездки в целом нужны:

  • «зеленая карта»;
  • общегражданский или заграничный паспорта;
  • водительское удостоверение;
  • свидетельство о рождении (при путешествии с ребенком);
  • доверенность от второго родителя на выезд за границу (если с ребенком путешествует только один из родителей).

От Москвы до границы


Если поездка предполагается накануне длинных выходных, из Москвы лучше выбираться либо в ночь, либо часов в пять утра, чтобы миновать образующую заторы на трассе вереницу дачников.

Заранее промониторьте дорогу, чтобы знать, где могут проходить ремонтные работы, чтобы запланировать пути объезда или рассчитать оптимальное время их проезда.

Движение можно планировать тремя маршрутами, в зависимости от цели путешествия:

  • быстро - по М1 (с использованием платных автодорог) до Минска 720 км. Времени на дорогу отводится примерно 8-10 часов;
  • средне - по А-130 через Могилёв;
  • долго - по М9 через Великие Луки и Витебщину, путь составляет 841 км.
На российской территории вдоль трассы очень много камер и ГИБДДшников, прячущихся с треногами по кустам. При этом обилие населенных пунктов со скоростным режимом в 40 км/ч слегка действует на нервы.

От Москвы можно сразу выскакивать от транспортной развязки на Молодогвардейской на платную, дублирующую М-1 трассу. На 33-м километре Минского шоссе она заканчивается, оставляя в стороне Одинцово. Длина платного участка дороги - 18,5 км, и стоит удовольствие проезда по нему 150 рублей днем и 50 – ночью.

Трасса М-1 довольно хорошо сделана, имеет четыре полосы, позволяя спокойное маневрирование. Правда, полосы кажутся узковатыми. Средняя скорость движения по трассе - 90 км/ч, местами стоит ограничение в 70 км/ч, населенные пункты встречаются довольно часто, и скорость вновь падает.

Стоимость бензина остается в Беларуси самой низкой в Европе, поэтому можно не спешить на границе России дозаправлять бак. В Республике цена литра АИ-92 – 35,3 рубля, АИ-95 – 37,7, дизеля – 38,3.

На территории Беларуси


На фото: улица Минска


Заранее стоит озаботиться местной валютой. При пересечении границы еще можно поменять деньги в обменнике в нескольких километрах от границы, но если этого сразу не сделать, то обмен денег окажется возможен лишь только в Минске. Правда, паниковать не стоит – даже в самых простецких придорожных забегаловках принимаются банковские карты.

Качество дорог после прохождения границы заметно улучшается. Трасса, идущая по территории Беларуси, превосходит российский участок по качеству покрытия и увеличению разрешенного скоростного режима.

Если для российской трассы ограничение составляет 90 км/ч, то в Беларуси планка повышается до 120. Магистраль проложена так, чтобы двигаться вне населенных пунктов, и скорость от въезда в страну до самой столицы Беларуси остается неизменной.


В целом, езда по белорусским дорогам у законопослушных российских водителей оставляет исключительно положительные эмоции. Качество покрытия превосходное, разметка дороги четкая и недвусмысленная, все неровности отремонтированы. Никакой разницы в этом на дорогах сельской местности и городов не наблюдается.

Немного смущает зауженная ширина полос, но к этому быстро привыкаешь. Проводимые дорожные работы всегда заранее обозначаются знаками, а выстроенные пути объезда на сложных ремонтируемых участках ничем не отличаются по качеству разметки и дорожного полотна от основной магистрали.

Правила дорожного движения крайне похожи на российские. Надо запомнить ряд различий, чтобы не возникало недоразумений:

  • действие знаков в Беларуси считается не до первого пересекаемого перекрестка, а до обозначенного специальным соответствующим знаком;
  • на круговых перекрестках приоритет всегда на стороне водителей, которые уже едут по кругу (если только нет специальных дорожных знаков, свидетельствующих о ином правиле проезда);
  • контроль скорости куда жестче, чем в России. Для российских водителей, привыкших проскакивать на авось, это может стать крупной проблемой. Штрафы за превышение скорости достаточно крупные, а повторное нарушение карается строго. Вне зависимости от того, местный водитель или иностранец, превышение порога в 25 км/ч оборачивается лишением прав;
  • крайне суровы санкции к тем водителям, которые позволяют сесть за руль нетрезвым. На первый раз автомобилист ограничивается отобранными правами и крупным штрафом. Пойманный вторично, автомобилист лишается своего «железного друга», который конфискуется с последующей продажей в счет дохода государства. Никакие возражения о том, что за рулем – иностранец, не работают. Россия и Беларусь давно уже заключили между собой договоренности, что данный закон равнозначен для жителей обеих стран.
Автоматическая система видеофиксации работает в Беларуси на полную катушку. Камеры стоят почти во всех населенных пунктах, зато перед въездом в любую деревеньку всегда висит предупреждающая о видеофиксации табличка.

Все патрульные машины белорусских инспекторов позволяют вести запись с капота машины. Такие комплексы не ловятся автомобильными радарами, засекая их работы лишь в непосредственной близи, когда поздно что-либо предпринимать и тормозить, сбрасывая скорость.

За последний год во всех пропускных пунктах устанавливаются видеокамеры с целью фиксации всех номеров машин, попадающих на территорию Республики. Если автомобиль нарушил правила дорожного движения, зафиксированные автоматически, сотрудники дорожной инспекции вправе остановить машину и потребовать оплатить все штрафы прежде, чем уехать из страны.

Сотрудники белорусской автоинспекции отличаются от российских коллег - это тоже надо помнить. Зарплаты у белорусов, занятых на работе в ГАИ, довольно высокие, и они дорожат своими рабочими местами.

Сунутая инспектору взятка может стать для него «волчьим билетом», не только лишая места работы, но и награждая реальным тюремных сроком с последующей невозможностью заниматься любой работой в госорганах. Поэтому они предпочитают работать в рамках закона, если и нарушая его, то лишь пользуясь некоторыми нюансами в разнице законодательств наших стран.

Так, например, инспектор может придраться к тонировке заднего стекла, запрещенной в Беларуси. Но это правило распространяется только на местные машины и не касается иностранных. Если возникла подобная ситуация, можно смело предлагать инспектору вместо штрафа отправиться в местный отдел ГАИ к начальству. Этого достаточно, чтобы вам пожелали хорошей дороги и отпустили.

В крупных городах типа Минска перемещение на машине приятно и легко. Широкие улицы, простые развязки и немногочисленные автомобили делают езду комфортной.

  1. Превышение скоростного режима. 10 долл. США стоит превышение от 10 до 20 км/ч. Свыше 20-30 км/ч – 30 долл. За 30 км/ч штраф составляет 100 долл., повторно – лишение прав.
  2. Езда на неисправной машине (в т.ч. не горящие фары) - штраф от 10 до 30 долл. США.
  3. Езда без «зеленой карты» - штраф 200 долл. США.
  4. Неправильная парковка, телефонный разговор за рулем без handsfree, не пристегнутый ремень безопасности - штраф от 10 долл. США.
  5. Перевозка детей без автокресел - штраф 20 долл. США.
В целом, если соблюдать правила, инспекторы не интересуются автомобилями, даже с иностранными номерами.

Поездка в Беларусь на машине – это приятное и легкое путешествие. Русский язык в Беларуси понимают все, жители доброжелательны и гостеприимны, а красота белорусской природы и многочисленные достопримечательности сделают поездку интересной и познавательной.

Видео о поездке на машине в Беларусь:

Поездка в Белоруссию на машине в 2019 году — отзыв о путешествии в Витебск из Москвы в прошлом году. Если вы решите поехать в Белоруссию на машине, то наш небольшой отчет будет вам полезен.

Какие документы нужны для Белоруссии на машине

Главное, что нужно взять — документы на машину, водительские права, грин карту и страховку. Если заканчивается полис ОСАГО, стоимость его можно рассчитать онлайн и .

Стоимость оформления грин карты для путешествия на легковом автомобиле из России в Белоруссию составляет менее 1000 рублей. Страховка предполагает путешествие продолжительностью в 15 дней, чего более чем достаточно, чтобы посетить несколько областей страны. Оформить можно также .

Выбор города

Наша поездка на машине в Белоруссию в 2019 году была запланирована именно в город Витебск . Он ближе всего находится от границы, от Смоленска всего 130 км. Как правило, именно древний город Витебск — первое место, с которого начинается у всех знакомство с Белоруссией. Известный еще по летописям 974 года, Витебск у многих ассоциируется со Славянским базаром и именем Марка Шагала. Но кроме популярных мест, здесь множество не менее шикарных и интересных достопримечательностей. С Москвы и Санкт-Петербурга до областного центра примерно 600 км., дорога качественная и удобная.

Поездка в Белоруссию на машине: дорога

Добраться с Москвы до Минска на автомобиле можно по трассе М1 «Беларусь». Но Витебск находится немного в стороне от магистрали. Поездка на машине в Белоруссию в 2019 году проходит через города Одинцово, Смоленск, Вязьму, Можайск и Сафоново.

Границы между Россией и Белоруссией как таковой нет. Единственное, с чем могут столкнуться путешественники, так это с необходимостью предъявить свои документы на российской таможне, на белорусской практически никогда не останавливают. К слову, у нас ни разу за все путешествие никто не потребовал предъявить грин карту.

Витебск

Если вы решите поехать в Белоруссию на машине, то в Витебске насчитывается 8 достаточно солидных гостиниц, а также шикарные отели, предлагающие огромный выбор апартаментов. Культурная программа может быть составлена на любой вкус и кошелек. Конечно же, в историческом городе найдутся и всевозможные музеи, памятки архитектуры и театры, а кто больше любит отдыхать пассивно, найдет для себя множество ресторанов и казино. Что касается последних, то казино здесь только одно – «Остров сокровищ», а вот кафе и ресторанов более 60 (действительно есть из чего выбирать).

Теперь о культуре! Всем известно, что в Витебске родился Марк Шагал , известный во всем мире художник. С ним здесь связано два культурных объекта: Арт-центр с картинами художника (ул. Путна); Дом-музей Шагала (ул. Покровская). И в галерее и в музее можно не только вдоволь насладиться работами мастера, но и погрузиться полностью в атмосферу 19-го века.

Не менее колоритна усадьба-музей И.Е. Репина . Здесь совершенно особая атмосфера, ведь не зря Илья Ефимович когда-то именно здесь написал около 40 своих работ. От города до усадьбы примерно 15 км, автобусы конечно ходят, но на своем автомобиле и надежнее, и быстрее.

Проникнуться атмосферой и Витебска, и Белоруссии в целом, как нельзя лучше в областном краеведческом музее в Ратуши . Здесь можно лучше узнать историю края, прослушать множество романтических легенд и просто полюбоваться уникальными экспонатами и экспозициями.

Отдельного внимания заслуживает и Музей истории частного коллекционирования . Здесь для осмотра доступны старинные часы и оружие, фарфоровые изделия и прочие уникальные предметы, собранные известными собирателями и историками Витебска. Не посетить музей сложно, поскольку он находится возле амфитеатра, где проходит Славянский базар .

Неподалеку амфитеатра, буквально в двух шагах, находится реконструированная башня древнего нижнего замка. Здесь, в выставочном зале «Духовский круглик» посетителям предлагается ознакомиться с полной историей фестиваля «Славянский базар», а заодно и посмотреть фотографии старого Витебска с его чудесной архитектурой.

Художественный музей Витебска предлагает к осмотру картины Петра Яновича, Иегуда Пэна, Феликса Гумена и прочих мастеров живописи. Тем же, кто хочет не только посмотреть, но и увезти с собой предметы, обладающие художественной ценностью, стоит посетить выставочные залы Витебска или же принять участие в творческих мастер-классах, которые проводятся в центре народных ремесел «Задвинье». Купить дорогие и ценные предметы, которые с успехом могут стать лотами аукциона «Сотбис» можно в салон-галерее «Стена» (ул. Ленина), В Арт-пространстве на ул. Толстого и в центре современного искусства (площадь Победы).

Взрослым и детям понравится парк Победителей по улице Калинина . Здесь собрано более 20 экземпляров техники, на фоне которой можно сделать не только интересные фото, но и осмотреть ее, и даже облазить со всех сторон. Кроме того, здесь множество синагог, костелов, храмов, для осмотра которых не хватит и недели.

Ценителям высокого стоит посетить и театр им. Якуба Коласа, и театр «Лялька» .

А еще здесь настоящий рай для ценителей шопинга. Обязательно стоит побывать в магазинчиках, где продается настоящий белорусский трикотаж и лен, купить «Белитовскую» косметику, попробовать настоящие «березовские» сыры и колбасы от «Мясковита». Ну и куда же без фабрики шоколада «Спартак»?

Если решите поехать в Белоруссию на машине в 2019 году, то путешествовать на автомобиле одно удовольствие: дороги качественные, парковочных мест и стоянок более чем достаточно. Что же касается денег, то в магазинах можно рассчитываться карточкой, а в любом торговом центре вы найдете пункты обмена. Есть здесь привычный нам «Сбербанк», но деньги в его банкоматах снимаются с комиссией.

Кафе и цены

В целом, все в Витебске дешевле, чем в Москве. Приведу для примера цены в кафе.


Почти везде днем есть бизнес-ланчи, можно вкусно и дешево поесть.

На улице продают оршанский квас, 1,5 литра стоит 100 руб.

Очень вкусная и недорогая белорусская колбаса. У нас она стоит в несколько раз дороже. Взяли домой 5 палок колбасы, надо было покупать больше.

По километражу наша поездка на машине в Белоруссию в 2019 году намотала более 1050 км. Прежде всего, стоит отметить что в России бензин на порядок дешевле, но в канистрах через границу его лучше не перевозить – это незаконно и можно нарваться на достаточно большие неприятности.

Не стоит и нарушать ПДД, поскольку на трассе от Смоленска очень много камер (нас сфотографировали). За нарушение скоростного режима, например, можно заплатить огромный штраф и даже лишиться прав до его оплаты.

Расходы

Теперь о том, во сколько в сумме обошлась поездка в Белоруссию на машине 2019 году из Москвы :

  • Оформление грин карты – 800 руб.;
  • Бензин в две стороны – 5000 руб.;
  • Номер в гостинице – 1500 руб.;
  • Питание (покупка продуктов) – 3000 руб.;
  • Мелкие расходы (сувенирчики, кофе в кафе) – 500 руб.

Самый близкий к нам стык Востока и Запада притягивает удивительными контрастами. Страна и по сей день остается своеобразным заповедником социализма с мало изменившимся с советских времен гербом и флагом, памятниками Ленину чуть ли не в каждом городе, неизменными со времен СССР названиями улиц и даже… колхозами. В то же время в Белоруссии очень приличный и недорогой сервис, непривычная нам чистота на улицах и даже во дворах, незагаженная природа, по-западноевропейски хорошие дороги и вежливые водители. А еще Белоруссия - страна музеев, причем самых разных - иногда неожиданных для непосвященных - направлений и эпох.

Как ехать и где жить

Для поездки в Белоруссию россиянам не нужен даже загранпаспорт. К следует добавить лишь страховку на автомобиль - грин-карт, которую можно купить и перед самой границей. К слову, границы как таковой между Россией и Белоруссией нет. Правда, с некоторых пор при въезде в Россию все машины останавливают для проверки наличия российских паспортов. Белоруссия-то открыла границы для многих стран. Впрочем, такой контроль отнимает минимум времени и нервов. Даже из машины выходить не надо.

От Москвы на Минск и Брест едем прямо по трассе М-1. Пересекаем границу и ощущаем некое дыхание Европы. На больших отрезках трассы на территории Белоруссии, в отличие от России, широкая разделительная полоса. Допустимая скорость для легкового автомобиля - 120 км/ч. Сильно превышать не стоит, и за знаками, особенно в населенных пунктах, надо следить зорко. Камер, фотографирующих хвост автомобиля, полно, и даже через несколько дней путешествия по республике вас могут остановить, предъявить в доказательство нарушения фото и вежливо предложить уплатить штраф. Зато без повода не остановят. И взяток белорусские стражи порядка не берут. Дороги же - даже местные, узкие, провинциальные - всегда в удивительно приличном состоянии.

Бензин стоит примерно как в России. на несколько дней, надо поменять некоторую сумму на местную валюту. Времена, когда во многих местах, особенно на бензоколонках, принимали и наши рубли, и евро, и даже доллары, давно минули. Впрочем, карточки принимают почти везде.

Найти гостиницу в любом городе - не проблема. Часто на отелях есть некий налет «советскости», но все чистое и не облезлое. Для кого-то в таком возвращении в прошлое есть своеобразный кайф.

Двухместный номер в гостинице «три звезды» в крупных городах стоит в сутки примерно 4500 рублей, в четырехзведочных - 5500–6000 рублей. Возле некоторых отелей платные парковки, но цены такие, что никого не разорят.

Кормят в Белоруссии дешево, сытно и вкусно. Вполне приличный ужин во вполне приличном ресторане обойдется рублей в 700 на человека. Кстати, местные продукты не только вкусны, но и удивительно дешевы. Я знаю любителя, регулярно путешествующего по Белоруссии и неизменно привозящего оттуда молочные изделия и тушенку, которая стоит в два раза дешевле, нежели в Москве.

Что смотреть?

Белоруссия известная

Конечно же, даже те, кто ни разу не был в Белоруссии, знают: страна колоссально пострадала во время войны и хорошо помнит это. Поэтому исторические памятники, связанные с Великой Отечественной, здесь особенно многочисленны и почитаемы.

Из наиболее известных, конечно же, Брестская крепость, мемориальный комплекс в сожженной в Великую Отечественную деревне Хатынь и Буйническое поле на окраине Могилева, где оборонявшие город летом 1941-го сдерживали немецкие танки больше трех недель. Кстати, это еще и литературно-кинематографическое место. Именно эти бои описывал в «Живых и мертвых» Константин Симонов, а потом воспроизвел в одноименном фильме Александр Столпер.

Меньше, как ни странно, известен прекрасный, очень интересный минский музей Второй мировой. Кстати, здесь есть и особенный, необычный экспонат. Поднявшись на второй этаж и увидев , сначала удивляешься: как затащили? И далеко не все и уж точно не сразу догадываются, что танк - прекрасно сделанная копия из… пенопласта.

Среди музеев Минска очень неплох, кстати, и художественный с интересной коллекцией русской и западной живописи.

На радость любителям техники от 5 до 60 лет от роду под Минском есть обширная коллекция советской авиационной техники. Желающих здесь, кстати, еще и покатают на спортивном Як-52. Правда, лишь в хорошую погоду.

Известный всем символ Белоруссии - Беловежская пуща. Слышали о ней многие, бывали далеко не все. Это самый большой и один из самых древних лесов современной Европы. Помимо главных «героев» пущи, а по совместительству символов страны - зубров, здесь немало иного интересного зверья. К слову, поблизости от Беловежской пущи живет и еще одни «реликт» - белорусский Дед Мороз.

Белоруссия неизвестная

Белоруссия и военные памятники - понятно. А вот с дворцами и замками республика ассоциируется далеко не у всех. А ведь на территории современной Белоруссии еще пять веков назад литовские и польские дворяне, а потом и промышленники строили роскошные дворцы и усадьбы, окружали их регулярными в западноевропейском стиле, обычно «аглицком» стиле парками. Сегодня большинство замков, разумеется, превращены в музеи и центры историко-культурных комплексов. Вот лишь несколько, наиболее интересных.

В Гродненской области в 100 км от Минска в поселке Мир замковый комплекс, истоки которого аж в 1520-х годах. Строили его как крепость от набегов татар (и сюда добегали!) и недружественных соседей. Кроме того, чтобы получить графский титул Священной Римской империи, нужно было владеть каменным замком.

Несвижский дворец и парк создавали на протяжении двух веков начиная с XVI столетия. Поэтому здесь причудливо сочетаются разные архитектурные стили. Принадлежало все это богатство не кому-нибудь, а знаменитому польскому роду Радзивиллов. Сейчас здесь, в 112 км от Минска в сторону Бреста, находится национальный историко-культурный заповедник с музеем, гостиницей и прочими туристическими радостями.

Огромный Ружанский замок, принадлежавший некогда роду литовского канцлера Льва Сапеги, пока, в основном, в руинах. Реставрацию, по сути, только начали. Первый пожар случился во время Первой мировой войны, когда тут уже была ткацкая фабрика, а доконала некогда роскошный дворец уже Вторая мировая. Но такие руины сами по себе стоят того, чтобы на них взглянуть. Да и музей здесь есть.

Интересно, в каком направление собирается ехать с Брестского вокзала эта барышня? Наверное, в Париж…

Интересно, в каком направление собирается ехать с Брестского вокзала эта барышня? Наверное, в Париж…

А еще почти социалистическая, колхозная Белоруссия - страна не только замков, но и… казино. Я вовсе не пропагандирую пагубную страсть. Просто забавно, что в Минске сейчас полтора десятка (!) игорных заведений. Эдакое восточноевропейское Монако! А первое казино, кстати, встречает российских путешественников уже вскоре после границы. Как ни странно, но это тоже Белоруссия!

В общем, в Белоруссии нескучно тем, для кого понятие отдых - синоним слов «посмотреть» и «узнать».