Что строят на серпе и молоте. Как выглядит новый парк в промзоне «Серп и молот

В конце XIX века французский предприниматель основал здесь Товарищество Московского металлического завода. В советское время его национализировали и создали крупнейший завод на территории Центральной России. Он получил название Московский металлургический завод «Серп и молот».

В советские времена здесь выпускали трубы, изделия из стали, проволоку и металлические листы. После 1990-х годов объем выпускаемой продукции резко уменьшился. Цеха закрывались один за другим, завод окончательно прекратил свою работу в 2011 году.

Хотя это одна из самых старых промзон Москвы, здесь осталось не так много исторических корпусов. Предприятие прошло масштабную реконструкцию в 1970-е годы, на месте старых корпусов возвели новые. Сейчас здесь планируется построить современный городской район с жильем, социальной инфраструктурой, новыми рабочими местами и даже городскими достопримечательностями.

Общая площадь новой застройки - более 1,5 млн кв. м. Интересно, что 30% всей территории промзоны озеленят и благоустроят. Район будет рассчитан на 19 тыс. жителей и на 26,5 тыс. работающих.

Помимо жилья (1,1 млн кв. м) построят также школы, детские сады, поликлинику, паркинги, офисы и другие коммерческие объекты. Здесь появятся медиацентр (172 тыс. кв. м) и Дом культуры и музыки, который откроется на базе бывшего производственного здания, которое ждет реконструкция. Он станет изюминкой не только нового района, но и всего города: проект подготовит одно из ведущих мировых бюро в области строительства концерт-холлов «Бентхем Крауэл» из Голландии.

Это будет самый современный в столице концертный зал на 3,5 тысячи человек, с музыкальными студиями, вокальными классами и другой образовательной музыкальной инфраструктурой.

Концепцию застройки территории завода «Серп и Молот» подготовили в ходе архитектурного конкурса. Его материалы презентовали на Всемирном архитектурном фестивале 2013 года в Сингапуре, где он вызвал живой интерес у мирового архитектурного сообщества. Этот конкурс стал одним из крупнейших событий в современном градостроительстве Москвы: в нем приняли участие 52 сильнейшие архитектурные команды, в состав которых вошли 157 компаний из 17 стран.

Застройщик выбрал концепцию архитектурного бюро LDA Design из Великобритании, прославившегося такими проектами, как Олимпийский парк в Лондоне, реставрация Центрального парка в Нью-Йорке и рядом проектов по реновации промзон в Европе.

Однако по факту их концепция лишь легла в основу, а собственно проект, в том числе первого квартала «Свобода», разрабатывало российское архитектурное бюро «Атриум».

Далекое сельское прошлое
Территория, в современной Москве ограниченная шоссе Энтузиастов, улицей Золоторожский Вал и проездом Завода Серп и Молот, в XVI веке входила в состав владений монастырского села Карачарова, которое принадлежало Спасо-Андроникову монастырю. Почти три столетия этот участок служил пахотными и выгонными угодьями – по крайней мере, упоминаний о каких-либо поселениях здесь в летописях не сохранилось.

В 1649 у села Карачарова и Андроникова монастыря под городской выгон были отмежеваны обширные участки земли, среди которых оказалась и часть интересующей нас территории. В конце XVII века здесь началось возведение резиденций знати и царей, а в 1730-х годах в ходе устройства дворцово-паркового комплекса, известного как Летний Анненгоф, к востоку от него была посажена Анненгофская роща. Если бы роща сохранилась до наших дней, то своей южной оконечностью она вошла в состав нового многофункционального района на месте завода, но ее судьба сложилась иначе: 16 (29) июня 1904 все деревья были буквально «сбриты» смерчем, уничтожившим в Москве также Карачарово, Андроново, Лефортовские казармы и часть Сокольников, и дошедшим до Ярославля.

Под эгидой государства
В 1738–1742 Москва была окружена линией Камер-Коллежского вала, ставшего таможенной границей города. На всех основных дорогах появились заставы: на Владимирской – Рогожская, на Рязанской – Покровская, а во 2-й половине XVIII века в районе Лефортова была устроена Проломная застава. В 1764 в ходе секуляризации церковных земель Андроновка и Карачарово перешли в ведение Коллегии экономии. С этого момента начинается новая страница истории этих земель: они расстались со статусом сельхозугодий. Уже в начале XIX века на территориях, прилегавших к заставам, возникают первые фабричные учреждения. Так, например, на Топографической карте окружности Москвы 1818 года с внешней стороны Рогожского Вала показан Дегтярный завод, к югу от деревни Новая Андроновка – Канительный завод.

В начале 1840-х гг. Владимирская дорога была реконструирована, спрямлена и получила название Владимирского шоссе. В 1840 в деревне Новая Андроновка (с севера от новой трассы) возвели Всехсвятскую церковь и высокую колокольню (арх. П.П. Буренин). В 1862 территорию преобразовали в единоверческий Всехсвятский девичий монастырь. В 1873 по линии Владимирского шоссе было выстроено двухэтажное здание Никольской церкви с приделом Покрова (Шоссе Энтузиастов, д.7), в обезображенном виде сохранившееся до нашего времени на территории, непосредственно примыкающей к заводу «Серп и Молот».

Фрагмент «Топографической карты окружностей Москвы», 1852 г. Предоставлено НИиПИ Генплана Москвы
В паутине железных дорог
Едва ли не самое большое влияние на изучаемую территорию оказало развернувшееся с начала 1860-х годов железнодорожное строительство. Первым в 1862 был построен участок Московско-Нижегородской железной дороги: ее пассажирская станция расположилась за Покровской заставой к северу от Рязанской дороги – теперь это платформа «Серп и Молот». Этот начальный участок дороги прошел параллельно Рязанскому шоссе по северной окраине деревни Хохловки, а уже в 1864 началось движение по Московско-Рязанской (Казанской) железной дороге. В 1867 к ним присоединилась и линия Курской железной дороги, трасса которой пересекала Камер-Коллежский вал и Владимирскую дорогу вдоль русла засыпанного ручья Золотой рожок, а еще чуть позже она была соединена с Нижегородской дорогой специальной веткой.


Именно столь бурное строительство в районе железных дорог и подъездных путей стимулировало развитие здесь крупной промышленности. В 1870 у пересечения линии Казанской железной дороги и Владимирского шоссе был основан котельно-механический и медноаппаратный завод «Дангауэр и Кайзер», занимавшийся выпуском оборудования для пищевой промышленности. А в 1883 между Рогожским Валом и соединительной ветвью на земле Новой Андроновки французский предприниматель Юлий Гужон основал Товарищество московского металлического завода. Семь лет здесь продолжалось строительство, а в 1890 заработала первая мартеновская печь на мазуте. В 1913 здесь работали уже семь мартеновских печей, выплавлявших более 90 000 тонн стали в год, несколько мелкосортных и листопрокатных станов. Завод, на котором работало более 2000 рабочих, быстро стал крупнейшим металлообрабатывающим предприятием Москвы. Выпускалось на нем простое железо, а также незаменимые в общегородском и личных хозяйствах проволока, гвозди, болты и т.д.

Эпоха «Серп и Молот»
В советское время все крупные предприятия в описываемом районе были национализированы. Завод Гужона не стал исключением: в 1922 он получил название «Московский металлургический завод «Серп и Молот» (завод «Дангауэр и Кайзер» стал заводом «Котлоаппарат», а Владимирское шоссе переименовали в Шоссе Энтузиастов). Расширение металлообрабатывающего завода началось в 1930-е: соседние постройки были снесены, и на их месте появились новые корпуса завода «Серп и Молот» – фасонно-литейного, калибровочного и лентопрокатного цехов.

Завод «Серп и Молот» был образцовым предприятием своего времени, где не только выпускалось рекордное количество продукции, но и постоянно изобретались и внедрялись новые технологии. Так, в 1932 на новом стане холодной прокатки здесь впервые в стране был освоен выпуск ленты толщиной 0,1-1,0 мм из нержавеющей стали. А в 1949 была разработана первая в мире технология применения кислорода для интенсификации мартеновского производства стали, за что ее авторы удостоились Государственной премии СССР первой степени.
Вторую масштабную реконструкцию завод пережил уже в 1970-е, в результате которой «Серп и Молот» отказался от мартеновских печей, полностью автоматизировал свое производство и перешел на изготовление продукции из высоколегированных и нержавеющих марок стали. Обширное новое промышленное и складское строительство развернулось вдоль трассы Шоссе Энтузиастов: на месте одно-двухэтажных строений здесь был возведен большой комплекс НИИ кабельной промышленности.

Новейшее время
Слава передового предприятия прошла в 1990-е, когда объем выпускаемой продукции был существенно сокращен: экономические и политические реалии внесли свои коррективы. Едва ли не основным родом деятельности завода стала сдача в аренду своих помещений, что, в свою очередь, постепенно привело к закономерному упадку территории. Разговоры о необходимости комплексной реконструкции «треугольника» ведутся с начала 2000-х годов: неоднократно город собирался размещать здесь офисы и торговые центры, в 2006 даже возникла идея переместить сюда один из московских вокзалов (точнее, восстановить некогда существовавший в этот районе Нижегородский вокзал). Однако все эти проекты так и остались на бумаге, и единственные масштабные работы, которое шли в непосредственной близости от остановленного завода – это строительство Третьего транспортного кольца.

Собственно, именно появление здесь столь значимой транспортной артерии, как ТТК, и заставило городские власти обратить на полузаброшенную территорию завода самое пристальное внимание. С 2007 года Правительство Москвы приступило к изучению возможных сценариев реорганизации промзоны. Проекты застройки «Серпа и Молота» с тех пор разрабатывались несколько раз, два последних варианта ы в апреле этого года Архитектурным советом Москвы.

Тогда на совет было вынесено два проекта планировки – участок бывшей территории завода площадью 19 гектар и участок площадью 53 гектара (именно на такие неравные треугольники промзону «Серп и Молот» делит Третье Транспортное кольцо). В первой части авторы проекта планировки (ГУП НИиПИ Генплан и компания «ПРОЕКТУС») предлагали разместить многофункциональную комплексную застройку, автор второй концепции – ООО «Финансовый и организационный консалтинг» – предусматривал создание медиа-парка, гостиницы, нового здания театра «Шалом», офисного и торгово-выставочного комплексов. Члены Архитектурного совета единогласно рекомендовали отклонить эти проекты, в том числе и по причине колоссальной разобщенности двух территорий, которая в градостроительном смысле может и должна быть единым целым. Доработки, по мнению экспертов, также требовали транспортная схема, типология зданий и экологическая составляющая проектов. В целях создания «социально контролируемого, а не социально изолированного пространства», а также с учетом огромного потенциала данного участка для города, Архитектурный совет рекомендовал девелоперу сделать разработку архитектурно-градостроительной концепции предметом международного конкурса.

13 апреля 2015 года в районе Лефортово состоятся публичные слушания по проекту планировки части территории промзоны «Серп и молот».

По масштабам строительства, местонахождению планируемой застройки и степени нарушения градостроительных норм это самый чудовищный проект «старой Москвы» за всю постсоветскую историю. Его реализация навсегда поставит в пробки полгорода, а Лефортово и соседние районы сделает непригодными для жизни.

Проект предполагает сплошную застройку 58 гектаров на пересечении шоссе Энтузиастов и Третьего транспортного кольца, в основном высотным коммерческим жильем.

Общая площадь застройки - более 1 500 000 кв.м., из них более 1 100 000 - это жилые дома. (Для сравнения, площадь всего жилого фонда района Лефортово - 1 300 000 кв.м .).
К жилым домам добавляются аппартаменты - квартиры, для которых социальная инфраструктура не предусмотрена в принципе.
100% жилья строится на продажу. Для очередников района Лефортово не выделяют ни одной квартиры.
Высотность застройки - 100 и более метров, дома ставятся вплотную друг к другу.

Выглядеть все это будет примерно так:

На весь новый микрорайн застройщик - Донстрой - планирует построить:
- 2 школы (для сравнения, сейчас в районе работает 10 школьных зданий, еще 2 находятся на ремонте ).
- 1 отдельный детский сад (и еще некоторое количество маленьких, встроенно-пристроенных, но с встроенно-пристроенным детскими садами обычно происходят неприятности - либо их “забывают” построить, либо после строительства они превращаются во что-то другое) (для сравнения - сейчас зданий детских садов в районе порядке 10, возможно, больше ),
- 1 поликлиника, совместная для детей и взрослых. (сейчас в районе работают три поликлиника, одна из них - крупная ).
- 0 больниц.

Материалы проекта можно скачать здесь:
том 1 (обоснование) - https://db.tt/cYPjgZjA
том 11 (утверждаемая часть) - https://db.tt/zjhpgHXw
карты - https://db.tt/tLuTR8B0
презентация - https://db.tt/0Pu0dNhJ

Остальные материалы, несмотря на требование закона представлять проект на публичные слушания в полном объеме, правительство Москвы на слушания не предоставило.

В случае реализации этого проекта Лефортово станет непригодно для жизни:

Население района увеличится примерно в 2 раза,
- в поликлиниках наступил коллапс, медицинское обслуживание жителей на этом просто закончится,
- попасть в школу будет затруднительно, в детский сад - невозможно,
- весь район станет одной большой пробкой: набережная Яузы, шоссе Энтузиастов, Волочаевская, Танковый, Таможенный, Самокатная, Красноказарменная, Лефортовский вал, Энергетическая, Авиамоторная, Солдатская, Боровая, Ухтомская, Лонгиновская - все эти улицы превратятся в постоянно действующий филиал Освенцима,
- количество онкологических, легочных, сердечных и других экологически обусловленных заболеваний возрастет по экспоненте. Особенно уязвимы будут дети. Рождение здорового ребенка станет невероятным событием.
- антропогенная нагрузка на парки, скверы и другие озелененные территории районе Лефортово станет недопустимо огромной, что с большой долей вероятности приведет к их уничтожению.

Жители новостроек станут заложниками жадности застройщиков и чиновников.

Те, кто будет иметь несчастье купить квартиры в планируемых новостройках, сполна испытают на себе прелести жизни в гетто:
- каменные джунги, уходящие в бесконечность,
- отсутствие социальной инфраструктуры,
- постоянные пробки,
- отсутствие зелени (единственного бульвара, заложенного в проект, явно недостаточно),
- превышение уровня шума - проектировщики этого даже не скрывают,
- в результате - заболевания, которые негде будет лечить (больницы-то нет).

Пострадают все москвичи - в пробках встанет полгорода.

Территория, на которой планируется сплошная застройка жилыми башнями, находится на пересечении шоссе Энтузиастов и третьего транспортного кольца. Строительство приведет к полному коллапсу движения на шоссе Энтузиастов и на половине ТТК. То есть в пробках встанет половина Москвы.

Создается ощущение, что проект планировки делали иностранные шпионы: лучший способ нанести удар по транспортной безопасности столицы трудно себе представить.

Проект лоббирует Донстрой, «Единая Россия» поддерживает.

Донстрой, который хочет построить в Лефортово весь этот безграничный ужас, не гнушается ничем, что продавить проект.

По Лефортово ходят представители агенства «Мегаполис» и под видом соцопроса о благоустройстве территории «Серпа и молота» выманивают у людей подписи под листом, который они тщательно прячут. Настоящее содержание листа - подписи за проект реконструкции и строительство микрорайона.

Совет депутатов Лефортово, состоящий в основном из членов партии «Единая Россия», принял совершенно беззубое решение о том, что проект планировки должен соответствовать закону. Требования жителей об отведении не менее половины территории под парк, о сокращении высотности и плотности застройки, о предоставлении большинства квартир очередникам депутаты-единороссы под пристальным взглядом представителя «Донстроя» проигнорировали.

Проект застройки «Серпа и молота» смертелен для Москвы.
Единственная сила, которая способна его остановить - это жители.

Большинство жителей и Лефортово, и соседних районов согласны с тем, что заброшенной промзоне требуется реконструкция. Но, разумеется, не в виде сплошной застройки стометровыми башнями.

Реконструкция территории района Лефортово должна вестись во благо и в интересах жителей Лефортово. На реконструируемой территории должны появиться только те объекты, которые нужны жителям района.

Что нужно району Лефортово:

В Лефортово есть некоторое количество очередников, жителей ветхих домов и отживших свой век пятиэтажек. Поэтому часть территории нужно отдать под строительство жилья для переселения очередников района.
- В районе есть небольшое количество тех, кто хочет купить новую квартиру. Для этих людей целесообразно построить небольшое количество коммерческого жилья.
- Есть некоторая потребность в социальных объектах - для них тоже можно найти место.
- Самое главное: в Лефортово огромная нехватка озелененных территорий . Для достижения установленнной федеральным СНиПом минимальной нормы нам необходимо дополнительно создать в районе 255 га скверов и парков. Поэтому не менее половины территории, для которой делается проект планировки (а это 101 гектар), необходимо отвести под парк.

Что должен сделать каждый житель Лефортово, чтобы сохранить свой район:

Скачать объявление о публичных слушаниях , распечатать его и повесить его в своем доме и в соседних домах.
Объявление - https://db.tt/hKNHmhJi

- Позвать на публичные слушания соседей .

- Прийти на собрание участников публичных слушаний 13 апреля 2015 года, в школе № 417 (Красноказарменная, 11 ). Начало собрания - в 19-00 , регистрация - с 18-30, приходить лучше раньше , чтобы люди застройщика не заняли места в зале.

Скачать подписной лист, распечатать его и собрать подписи в своем доме, в соседних домах, у жителей района.
Заполненые подписные листы нужно ДО 18 АПРЕЛЯ передать ТОЛЬКО ЛИЧНО В РУКИ одному из двух депутатов совета депутатов Лефортово:
- Александре Андреевой (8-915-106-23-90, deputat. [email protected] )
- Павлу Тарасов у (8-495 / 903-968-90-27, tarasov@ kprf.ru )
Подписной лист - https://db.tt/yTNN5mMS

Контактные лица для координации действий жителей - Алексадра Андреева и Павел Тарасов

Ул. Золоторожский Вал, вл. 11, корп. 3, 4, ЮВАО, Лефортово
Площадь Ильича , Римская

Сводка инвестора

ЦЕНА квартиры

4.4 - 37 млн. р.

ОЧЕРЕДЕЙ В ПРОДАЖЕ

СТАРТ ПРОДАЖ

СДАЧА ГК

III кв. 2019 г.

ЗАСТРОЙЩИК

Донстрой

ПРОДАВЕЦ

www.donstroy.com

ЖК «Символ»: информация

ЖК «Символ»: квартиры и цены

ЖК «Символ»: расположение

Москва , ул. Золоторожский Вал, вл. 11, корп. 3, 4

ЖК «Символ»: описание

Квартал возводится на большой территории, расположенной рядом с ТТК, станицами метро «Площадь Ильича» и «Римская», железнодорожной платформой «Серп и молот».

Территория застройки достигает 60 гектаров. Посередине квартала проложат пешеходный бульвар. Около 40 процентов территории будет озеленено.

Всего здесь построят 30 новых домов разной этажности от 7 до 27 этажей. Проект освоения квартала принадлежит британской мастерской UHALondon LDA Design и переработан с учетом российских реалий бюро «Атриум».

Есть квартиры разных классов, от комфорта до премиум, и разных планировок, от 28 до 130 кв. м. Можно купить квартиру с отделкой в одном из двух вариантов: White box или с финишной отделкой.

Есть возможность выбрать лоты с террасами и эркерами. В квартирах панорамные окна высотой в 2,2 метра. Высота потолков достигает 3,2-3,5 метров.

В лобби потолки будут достигать 5 метров. Все дворы без машин оборудуют игровыми детскими площадками для разных возрастов и зонами отдыха. На территории появятся 5 километров дорожек для бега.

Запланирован также многоуровневый подземный паркинг с автомойкой колес, вмещающий 10 000 машин, куда можно спуститься из ЖК прямо на лифте. Здесь будут келлеры для вещей. Появится круглосуточная охрана и видеонаблюдение.

Квартал может похвастаться всей необходимой инфраструктурой, выстроенной прямо на терриории, конечно, здесь появятся учебные заведения, магазины, ТЦ, спорсооружения. Планируется, что здесь откроется 8 детских садов, 2 школы, 2 спорткомплекса, поликлиники для взрослых и детей, дом культуры.

Неподалеку есть два парка и набережная. Вокруг масса магазинов и ТЦ. Из ближайших объектов инфраструктуры стоит назвать рестораны «Гамбринус», «Farш», кафе «Соль и перец», ТЦ «Рогожский».

В пешей доступности супермаркеты «Магнит», «Билла», «Дикси», детские сады №1162, 2640, школы №1229, 1468, поликлиника №187, аптеки «Норма» и «Век живи».

Всего 5 километров составляет расстояние до Кремля, до Садового кольца 1,5 километра.

  • Функциональное назначение Промзоны
  • Вид работ Редевелопмент
  • Срок ввода 2022

В конце XIX века французский предприниматель основал здесь Товарищество Московского металлического завода. В советское время его национализировали и создали крупнейший завод на территории Центральной России. Он получил название Московский металлургический завод «Серп и молот».

В советские времена здесь выпускали трубы, изделия из стали, проволоку и металлические листы. После 1990-х годов объем выпускаемой продукции резко уменьшился. Цеха закрывались один за другим, завод окончательно прекратил свою работу в 2011 году.

Хотя это одна из самых старых промзон Москвы, здесь осталось не так много исторических корпусов. Предприятие прошло масштабную реконструкцию в 1970-е годы, на месте старых корпусов возвели новые. Сейчас здесь планируется построить современный городской район с жильем, социальной инфраструктурой, новыми рабочими местами и даже городскими достопримечательностями.

Общая площадь новой застройки - более 1,5 млн кв. м. Интересно, что 30% всей территории промзоны озеленят и благоустроят. Район будет рассчитан на 19 тыс. жителей и на 26,5 тыс. работающих.

Помимо жилья (1,1 млн кв. м) построят также школы, детские сады, поликлинику, паркинги, офисы и другие коммерческие объекты. Здесь появятся медиацентр (172 тыс. кв. м) и Дом культуры и музыки, который откроется на базе бывшего производственного здания, которое ждет реконструкция. Он станет изюминкой не только нового района, но и всего города: проект подготовит одно из ведущих мировых бюро в области строительства концерт-холлов «Бентхем Крауэл» из Голландии.

Это будет самый современный в столице концертный зал на 3,5 тысячи человек, с музыкальными студиями, вокальными классами и другой образовательной музыкальной инфраструктурой.

Концепцию застройки территории завода «Серп и Молот» подготовили в ходе архитектурного конкурса. Его материалы презентовали на Всемирном архитектурном фестивале 2013 года в Сингапуре, где он вызвал живой интерес у мирового архитектурного сообщества. Этот конкурс стал одним из крупнейших событий в современном градостроительстве Москвы: в нем приняли участие 52 сильнейшие архитектурные команды, в состав которых вошли 157 компаний из 17 стран.

Застройщик выбрал концепцию архитектурного бюро LDA Design из Великобритании, прославившегося такими проектами, как Олимпийский парк в Лондоне, реставрация Центрального парка в Нью-Йорке и рядом проектов по реновации промзон в Европе.

Однако по факту их концепция лишь легла в основу, а собственно проект, в том числе первого квартала «Свобода», разрабатывало российское архитектурное бюро «Атриум».

Архитекторы предусмотрели уникальные архитектурные особенности зданий, учли транспортную и экологическую составляющие, а также сделали акцент на удобстве и комфорте людей, запроектировав благоустроенные общественные пространства.

В марте 2016 года строители приступили к возведению первого жилого комплекса «Свобода» на территории бывшего завода. Он включает пять жилых домов высотой от 5 до 27 этажей.

Планируется, что реновация всей промзоны займет несколько лет и может быть завершена в 2021 году.