Затерянные города в джунглях камбоджи. Королевство Камбоджа — Затерянный город и белоснежные пляжи

Чудо света. Ангкор город забытый в джунглях (видео)

Продолжение. Начало: 1. Паттайя - Аран. 2. Аран -Сием Риеп.

Сговорившись с вечера с водителем тук-тука, утром мы отправились изучать величайшее чудо мировой и гордость кхмерской цивилизации храмовый комплекс Ангкор, город забытый в джунглях. Это гигантский индуистский храмовый комплекс в Камбодже. Он является одним из крупнейших из когда-либо созданных культовых сооружений и одним из важнейших мировых памятников археологии. Построен в с IX по XII вв. В течение 4 столетий разные монархи строили каждый свой храм или террасу или достраивали предыдущие в связи с изменением культа.

За нами тукер приехал точно по договоренности в 9-00. Уже потом, для себя сделал вывод, что в Ангкор надо выезжать пораньше, с 6-30 до 7-30, но так не хотелось вставать в такую рань после предыдущего насыщенного дня. Объяснили водителю, что поедем завтракать и затем в Ангкор. Вообще, я сделал вывод, что если Вы просите тукера показать гостиницу или место, где можно перекусить, или просто говорите ему по дороге заехать купить воды, то он будет возить вас только по своим родственникам и знакомым, или тем местам, где ему хоть 10 центов комиссионных да перепадет, совершенно не отражая Ваши пожелания и интересы. Хотите сэкономить, тогда Вы сами должны четко понимать куда ехать. Вот простой пример. Попросил его по дороге в Ангкор остановиться где-нибудь, купить пару бутылок воды с собой. Он проехал все магазины по пути, потом свернул куда-то в сторону, в пикули, поплутал среди хижин и остановился у торговца на улице, где мне было предложено купить воды по 1 долл. за 1,5 литровую бутылку. Вчера я покупал эту воду в магазине, мимо которого он промчался, за 60 центов. А у лавочников можно взять и за 50. Я категорически заявил, что прайс слишком завышен и назвал цену маркета. Водила взглотнул, но спорить не стал. Так как ни у меня, ни у продавца наверняка нет мелкой долларовой монеты и не охота было терять много времени на воду, я предложил 1,5 долл за две бутылки и по рукам. Имейте ввиду, здесь Вас будут разводить за каждый цент. Кстати, сдачу с двух долларов я получил в местных Риелях. Грубый курс 4000 реэлей за 1 доллар, в официальных местах до 4100. Будьте внимательны – рваные и замученные доллары брать не хотят, а на сдачу дают.

Наконец, мы выдвинулись к загадочному и таинственному, покрытому пылью времен и лианами джунглей величественному памятнику архитектуры древних цивилизаций храмовому комплексу Ангкора.


Лучше всего начинать поездку пораньше , затем перерыв на обед. Вернуться в гостиницу, отдохнуть в бассейне, а ближе к 15 часам, повторить покорение храмов. К 18 часом выбрать верхнюю точку одного из храмов для наблюдения заката. В этих местах закат происходит всегда в одно и тоже время, около 18-30. Насколько я понял, на территории комплекса проблематично с нормальным питанием. И если решили не возвращаться, берите еду с собой, здесь все выйдет значительно дороже. И еще, воды много не бывает. Даже если возьмете значительный запас, то вряд ли останется на обратный путь.

Для встречи рассвета стоит посетить отдаленные Бэнтей Срей, Кох Ке или ближние Ангкор Ват и Та Пром. Закаты лучше наблюдать в Ангкор Вате, Пном Бакенге, Пре Рупе, Восточном Мебоне и Та Кео. Сидя на камне, нагретом за день солнечными лучами, представлять, как встречали закат люди, строившие их тысячу лет назад, услышать голос древней цивилизации, шум сражений.

Главное не забыть полностью зарядить аккумуляторы фототехники и освободить место на флешкартах.))) Не рекомендуются спиртные напитки, солнце и жара сделают свое дело и выведут из строя, а при осмотре этих лестниц нужна сноровка. Поэтому, в любом случае, все вещи и аппаратуру лучше складывать в рюкзак при подъеме и спуске. Лестницы храмов очень крутые, ступени узкие, в это время руки должны быть свободны для подстраховки. При посещении Пном Кулена, Кбал Спина, Бантей Чма и Кох Ке следите за надписями на табличках вдоль дорог и тропинок «Danger! Mines». Здесь разминированы не все территории, поэтому лучше взять проводника или гида.

Древний Ангкор - город забытый в джунглях, расположен почти в 6 км к северу от современного поселения Сием Риеп. Отдельные храмы удалены друг от друга на несколько километров а весь комплекс занимает больше 200 кв.км. Поэтому пешочком не прогуляешься, а вот на велосипедах многие отваживаются (можно арендовать в некоторых гестах), но для этого нужно хорошо изучить карту. И учтите, что до Сием Риепа и обратно 12 км, и не меньше 8 вы намотаете по комплексу, плюс пешком, вы готовы к такому марафону?
Вход в храмовый комплекс разрешен с 5.30 утра до 17.30 по местному времени, касса работает с 5.00 утра, а с 17.00 можно купить билет на следующий день и бонусом по этому билету успеть насладиться закатом в любом храме бесплатно в текущий день.


Наш водитель тук-тука привез нас к кассам. Цена билета на 1 день посещений любых храмов Ангкора 20$ с человека, дети до 12 лет бесплатно. Цена на 3х- дневной билет 40$, а на неделю изучений 60$. Причем, теперь есть послабление билет на 3 дня можно использовать в течение недели, дни могут идти не подряд, если Вы ждете хорошей погоды или решили отдохнуть. А билет на 7 дней можно использовать в течение 1 месяца. Осторожно – рваный, промоченный, потерянный билеты приводят к покупке нового, а нахождение на территории без билета к штрафу 100$.

Кассир Вас фотографирует и выдает билет с Вашей фотографией, на входе в каждый храм билет проверяют – смотрят дату и фото. Если Вы хотите получить на память билет с Вашим красивым фото в хорошем качестве – можно привезти свое размером как на загранпаспорт и его нанесут на билет (ламинируют только за 60$). Постарайтесь не оказаться у касс в 7.20-8.00 – это пиковое время, когда привозят туристов из Кореи, Японии и Китая. Их много. Очень много. И все они без заготовленных фото, соответственно процедура затягивается и можно наслаждаться очередью за билетом в Ангкор–чудо света довольно долго. Мы не такие ранние птахи, выехали из отеля в 9.00 – очереди в кассах не было, получили билеты за 5 минут.

Снова идем в свой тук-тук, по карте договариваемся с водителем, что хотим успеть увидеть за сегодняшний день и по какому маршруту станем двигаться. На стандартной карте Сием Риепа для туристов на обратной стороне дана схема Ангкора, где обозначен большой и малый круг. По большому можно не спеша двигаться в течение 3 дней. В течение 1 дня возможно успеть только малый круг.


Обычно предлагается три основных маршрута посещения.

Один день.

Если у Вас один день на осмотр храмов великой цивилизации кхмеров, придется встать до восхода солнца, и выехать к Ангкор Вату. Около храма, не заходя на его центральные территории, встречаете рассвет и сразу едете в Байон, по пути останавливаясь у южных ворот Ангкор Тома. После осмотра Байона, можно посмотреть Бапуон, Пимеанакас, террасы Слонов и Прокаженного короля. Если Вы уложились до обеда, то можно успеть заскочить в Пре Кан и его длинные анфилады комнат. Вторая часть путешествия пройдет через ворота Победы Ангкор Тома и храм Та Кое. Далее – затерянный в джунглях Та Пром и в завершение поездки зайдите с обратной, восточной стороны Ангкор Вата. Пройдите через весь храм (около 2,5 км), поднимитесь на центральную платформу с башнями, посмотрите галереи с вырезанными барельефами. Если успеете до захода солнца, поднимитесь на Пном Бакенг и посмотрите как исчезает в последних солнечных лучах самый знаменитый храм Камбоджи.

Два дня.

Двухдневный маршрут более предпочтителен. Взяв за основу маршрут одного дня, вы получаете больше времени на исследование храмов в первый день. Утро второго дня начните в Бантэй Срэй (37 км от Сием Риепа), а на обратном пути посетите Та Сом, Ник Пин и Пре Кан.

Тря дня и более.

Имея такой запас времени Вы становитесь повелителем храмов, появляется уникальная возможность выбрать три варианта осмотра. Первый: Вы используете вариант двухдневного тура, только объединяете поездку в Бентэй Срэй с осмотром священной горы Пном Кулен с водопадами и ручьем Тысяча Лингамов. В последующие дни захватываете Ролуос, а так же посещаете озеро Тонлеспан с водными деревушками. В оставшееся время повторно посещаете понравившиеся места.
Второй вариант. Медленный, постепенный осмотр храмов день за днем, один за другим.

Третий вариант. Осмотр памятников кхмерского зодчества в хронологическом порядке по времени постройки. 1. День – Ролуос, Кох Ке, Бентей Срей (перед Кох Ке можно заехать в Бен Мелиа). 2 день – Ангкор Ват, Та Пром, Та Кео, Ангкор Том (Террасы, Бапуон, Пимеанакас, Байон). 3 день- Ворота Анкор Тома еще раз Байон, Пре Кан, Ник Пин и после обеда Тонлесап.

Два последних варианта интересны тем, что Вы как бы погружаетесь в атмосферу древней цивилизации, начинаете жить и думать, как местные жители, в то же время, в любую минуту можно свернуть с выбранного маршрута и проложить свой, до сего дня неизвестный.

Мы решили посмотреть сначала Прасат Краван, Та Пром, Байон, Байпон и, к вечеру, Ангкор Ват, с перерывом на обед.

Прасат Краван - смотреть именно вначале. Интересно, но если Вы не специалист-востоковед после Та Прома или Байона не впечатлит. Здесь множество барельефов. Всего 5 прасатов стоящих в одну линию, входы с восточной стороны. Если встать в 1-2м от центрального самого высокого строения и посмотреть вверх – создается невероятная иллюзия что прасат падает на тебя.
Построенный в 921 году, уникален тем, что барельефы вырезаны прямо на кирпичной кладке. На барельефах можно видеть Вишну, то верхом на Гаруде, то с непременными атрибутами в руках: лотосом, булавой, чакрой и раковиной. Здесь мы провели около получаса. Лучше посещать в первой половине дня, тогда освещение интереснее.

Та Пром – здесь тукер успеет отдохнуть как следует, быстро из этого изумительного места не выйдешь. Когда мы подъехали – навстречу нам вышло несколько групп барангов (в Тае фаранги, здесь баранги – все люди неазиатской внешности) совершенно ошеломленных – мы спросили тукера «Что с ними?» - он ответил: это нормально, все выходят такие, просто вы увидите храмы наших Богов – гордо заявил он.


И верно. Храм, построенный в 1196 г. королем Джайявармана VII в честь своей матери, которую он отождествлял с Богиней Мудрости. Задуманный как монастырь и университет, храм состоял из 39 прасатов и более 800 кирпичных и каменных сооружений. Оставленный на милость джунглей в 15 веке, после падения кхмерской империи, стал смотреться еще более завораживающе. Деревья проросли сквозь стены и окутали сверху постройки – такой пейзаж подошел идеально для съемок фильмов о расхитительнице гробниц, местные так и называют это место – Анжелина Джоли. В 20 веке началась программа по восстановлению храмов Ангкора, тогда и открыли среди джунглей Та Пром.


Его решили только несколько укрепить и поддерживать, но в целом оставить в том виде, как он был найден исследователями – теперь в нем мы можем видеть, как природа берет верх над всем.

Делаем несколько фото. Здесь это особенно не просто - много народу, особенно китайцев. Они повсюду. Норовят сфоткаться везде, у них вообще какой-то культ фото. Они снимают все. Вообще все. В самых интересных местах, особенно около храмов поросших деревьями, выстраивается очередь для хорошего снимка. Китайцы забегают без очереди и ломают всю экспозицию.

Здесь тоже удивительные барельефы повсюду.

Далее Байон . Знаменитая жемчужина Ангкор Тома. Лучше подъехать прямо к Байону, т.к. от ворот Ангкор Тома он расположен примерно в 1,5км. Самое удачное время посещения раннее утро – и туристов меньше и заря красиво подсвечивает башни. Или на закате, тоже красиво, но туристов много.

В храме около полусотни башен, на которых 200 огромных лиц.


Лица с четырех сторон башни говорят о вездесущности Будды, чьим прообразом стал первостроитель этого храма король Джайявармана VII, отождествлявший себя с Богом.


Говорят, что в разное время суток лица имеют разное выражение от доброго и умиротворенного до сердитого и ужасающего.


Восстановление утраченных частей лиц пока не дает результатов, т.к. нет технологии такой точной обточки камня, как во времена строительства этих храмов! Никто из всех мировых специалистов без бетонирования, цементирования и проч. не придумал, как можно скрепить эти огромные булыжники. На фото видно, что левая, восстановленная часть лица - нарушает симметрию. В отличие от нереставрированных лиц с полной идентичностью левой и правой сторон, что удивляет ученых.


Это просто невероятно, при нашем развитии цивилизации, науки и техники, при наличии лазерных технологий. Какие же еще технологии не освоены современным homo sapiens, чтобы наверстать знания 11-12веков.


Изумленные, мы провели тут около 2 часов. Поднялись на 2 и 3 уровни. Увидели хранителей-монахов.


Сынишка с удовольствием здоровался с великанами.


Отсюда и решили поехать на обед . Объяснил водителю, что пора ехать в гостиницу, а потом вернемся в Ангкор Ват и продолжим осматривать достопримечательности. Тогда я совсем и не подумал, что это в будущем вызовет дискуссию с тукером и будет поводом для выклянчивания денег. Мы вернулись к себе в гест, покушали, отдохнули в бассейне. В нашем гесте, как оказалось, живет очень много молодежи из разных стран Европы и в послеобеденное время почти все выпали отдыхать в бассейн, поэтому резервуар был переполнен, но было достаточно весело. Хотя температура прогретой воды стремилась к температуре тела))).

В 15-00 заехал тукер, мы двинулись на продолжение осмотра. Он доехал до Ангкор Вата и сказал: все, Вы хотели после обеда вернуться сюда, пожалуйста. На обед мы уехали с Ангкор Тома, что на пару километров дальше, и планировали туда и вернуться. Я начал ему объяснять, что мы прервали экскурсию в другом месте и хотим туда и вернуться. Он парировал, вы сказали Ангкор, вот он здесь, а Ангкор Том находится дальше и вроде как, надо доплатить за бензин. Меня такая наглость начала раздражать. Вчера была оговорена цена на весь день с перерывом на обед в гостинице. Объяснил тукеру, что он очень расстраивает мое расположение к нему, и я готов буду оплатить только 10 долларов из 15 за испорченное настроение и экскурсию. Поняв, что денег не отжать, а можно еще и потерять, тукер с расстроенным видом двинулся дальше. Не повезло ему с путешественниками из России, на нас где сядешь там и слезешь.)))

Осмотрели Баупхон .

Есть несколько ограничений при посещении этого храма, не пускают детей до 12 лет и т.д.


Храм построен как пятиступенчатая пирамида из трех ярусов. Это храм-гора, олицетворяющий собой священную гору Меру. В период расцвета купол храма был покрыт медными пластинами.

Возведен Бапуон королем Удаядитьяварманом II (Udayadityavarman II), правившим с 1050 по 1066 г., и был центром прежней столицы – г. Яшодхарапура. Восстановительные работы продолжаются уже более полувека, храм выглядит полуразрушенным и не все места открыты публике.

Храм находится в 200 м к северо-западу от Байона, на юге от Королевского дворца и, примерно, в 10 киломертах от центра Сием Риепа. Обычно, он становится следующим объектом для осмотра после Байона. Здесь можно провести не более получаса. Если у вас мало времени на осмотр всех достопримечательностей Ангкор Тома, то, возможно, Бапуон стоит пропустить. Народу здесь немного из-за ведущихся работ.

Несмотря на вышесказанное, с площадки центральной башни (третий ярус) открывается панорамный вид на прилегающую территорию, в частности с южной стороны видны башни Пном Бакенга, с северной – Пимеанакас. Для хороших фотографий лучше выбрать первую половину дня или закат.

Заглянули в Пимеанакас .


Этот, так называемый "небесный храм" не имеет барельефов.

Посвящен индуизму, построен в X-XI вв. при Раджендравармане II (правил 944-968гг.), после перестройки в правление Сурьявармана I (правил 1002-1049гг.) служил храмом при королевском дворце. В начале 20в. начались восстановительные работы по очистке храма, некоторые лестницы дополнены деревянными, для удобства просмотра.


Рядом такой миленький пруд.


Неподалеку еще два небольших, не так популярных Храма, оттого менее затоптанных туристами. Преах Питу и Прасат сур Прат .


Внутри барельефы, такие четкие, симметричные и все разные.

Входить опасно, но таааак интересно.


Несмотря на расчистку, ведущуюся уже более полувека, джунгли наступают.


Утопая в зелени, строения смотрятся экзотично и завораживающе.


Двенадцать башен Прасат сур Прата служили подобием суда. Один из спорящих садился на одну башню, второй на другую. Кто первым заболеет - тот и был не прав в споре. Таков суд небесный. Да уж, под местным солнцем немудрено через несколько дней покрыться волдырями обоим сторонам тяжбы.


Двинулись в Та Кео за пределами Ангкор Тома.


Храм-гора. Построен как центр новой столицы Джаендранагари.


Та Кео начали возводить при Джаявармане V, но так никогда и не закончили.


Построенный из песчанника с ювелирной точностью подогнанных блоков, ориентирован на Восток и посвящен Богу Шиве.


Для посещения не более получаса, лучше в первой половине.

На десерт оставили самый знаменитый Ангкор Ват .


Это символ Камбоджи, он изображен на государственном флаге.

Он считается одним из самых крупных человеческих поселений доиндустриальной эпохи.
Меня поразило обилие туристов на входе. Надежда увидеть величественное и уединенное место быстро растаяла. Толпы туристов сновали туда-сюда, словно на центральной улице города в час пик. Такая суета совсем не располагает поразмышлять о связи времен, о духовном смысле бытия и о величии древних зодчих. Что же делать, видимо время для уединения в этом великом месте упущено и безжалостные ноги массового туризма, варварски стирают до основания каменные мостовые великих храмов.

Могу посоветовать ничего не покупать на входе в Ангкор Ват. Цены здесь раза в три больше, чем можно найти пройдя вглубь храма. Например, один бойкий молодой человек предлагал мне путеводитель по Камбодже на русском языке за 25 долларов. Такие же я видел в лавках радом с храмом уже за 10. Расчет прост – туристы, не успев адаптироваться к местным экономическим условиям и, в предвкушении встречи с кусочком великой истории, не могут адекватно оценивать уровень цен. Для туриста в принципе 25 долларов не такие уж и большие деньги, а реальность в том, что здесь это огромный капитал.

Ангкор Ват, первоначально посвящённый богу Вишну, с точки зрения архитектуры объединяет типологию индуистского храма-горы, представляющего мифическую гору Меру - обиталище богов


и типологию галерей, свойственных архитектуре позднейших периодов.


Камни, из которых сложено сооружение, чрезвычайно гладкие, почти как полированный мрамор.


Удивительно, что без раствора камни настолько плотно пригнаны друг к другу, что швы между ними иногда невозможно отыскать. Каменные блоки иногда не имеют никаких соединений и удерживаются только под тяжестью собственного веса.


Делались современные оценки, по которым выходило, что строительство только одного храма Ангкор Ват в наше время заняло бы не одну сотню лет. Однако, Ангкор-Ват был начат вскоре после вступления Сурьявармана II на престол, а закончен вскоре после его смерти, то есть спустя не более чем 40 лет.

Храм состоит из трёх концентрических прямоугольных строений, высота которых увеличивается в направлении к центру, по периметру окруженных стеной 1,5х1,3 км и рвом с водой, длина которого составляет 3,6 км. Внутреннее сооружение содержит пять башен в форме лотоса. Центральная башня высотой 65 м очень впечатляет. Общая площадь Ангкор Вата 200га. На его территории есть такие небольшие постройки.


В XV веке перестал использоваться и был заброшен. Открыт для европейской цивилизации в 1860 году.


Одним из первых западных посетителей храма был Антониу да Мадалена (португальский монах), который посетил его в 1586 году, он описал увиденное так: «это такое необычное сооружение, что невозможно описать его пером, тем более, что он не похож ни на одно другое здание в мире. У него есть башни и украшения и все тонкости, которые человеческий гений только может себе представить».

Кхмерские храмы не были местом собрания верующих, а служили местом обитания богов, и доступ в их центральные строения был открыт исключительно представителям религиозной и политической элиты. Ангкор-Ват отличает то, что он предназначался также для захоронения царей.

Архитектура Ангкор-Вата органично сочетается с его скульптурным оформлением. На трёх ярусах обходных галерей храма размещаются барельефы на темы индуистской мифологии, древнеиндийских эпосов «Рамаяна» и «Махабхарата», а также на тему кхмерской истории.


Наиболее примечательны 8 огромных панно на первом ярусе с композициями «Пахтанье Молочного океана» (взбивали горой молочный океан для получения божественного напитка бессмертия и получения власти над вселенной), «Битва на Курукшетре» и другими, общая площадь которых составляет 1200 м 2 . Стены второго яруса украшают около 2000 фигур небесных дев - апсар. По большому счёту все поверхности, колонны, перемычки и даже крыши покрыты резьбой.


Внешняя стена 4,5 метра окружена рвом шириной 190 метров.


Проход к храму осуществляется по земляной насыпи с востока, а с запада по гребню дамбы из песчаника. Вход с запада является главным входом, и, возможно, в прошлом здесь вместо дамбы располагался деревянный мост. Каждой из сторон света соответствует своя горупа (надвратная башня, служащая входом в храмовый комплекс). Соответственно, западная горупа является самой большой, она состоит из трёх, ныне разрушенных, башен.


Большая часть пространства теперь покрыта лесом. Западную группу с храмом соединяет трёхсотпятидесяметровая каменная дорога (платформа) с балюстрадой в виде фигур Наги. Дорога имеет шесть сходов в город с каждой стороны. Крестообразная терраса, охраняемая фигурами львов, соединяющая каменную дорогу с самим комплексом и пруды были добавлены позднее.


На этом мы мы для начала закончили знакомство с древней кхмерской и мировой историей. Вернулись в номер к 19-00 и пошли гулять по ночному городу. Вы здесь

  • Успехов друзья!

    Сенсационное открытие сделала группа археологов в Камбодже — в непроходимых джунглях обнаружен древний затерянный город,который искали не один десяток лет.
    Точное местонахождение города, до недавних пор, было скрыто от широкой публики, благодаря, в том числе труднодоступной местности, покрытой минными полями и болотами, а также скрытым в густых лесах, недружелюбным поселениям кхмерских этнических меньшинств: племен, далеких от цивилизации и исповедующих анимизм.
    Не так давно, мне в руки попала карта съемки лидаром части горы Пном Кулен. Там была обрывочная информация и координаты одного из объектов древнего города Махендрапарваты, находящегося всего в 27 км от храма Wat Phrea Ang Thom, на горе Кулен. Используя скудную информацию о местонахождении древнего города, мы произвели расшифровку карты и, наложив её на GPS запланировали пешеходный треккинг по маршруту раскопок. В этой статье Вы можете ознакомиться с результатами нашей пешеходной экспедиции в район древнего города Махендрапарвата, проделанной 23 и 24 февраля 2016 года. Мы вышли по маршруту ранним утром. Вся местность вокруг древнего города заросла непроходимым тропическим лесом.
    В лесу встречаются тропы, проторенные браконьерами, добывающими ценные породы деревьев, а также сапёрами, производящими разминирование некоторых участков.
    Плато Кулен д о недавних времен было оплотом красных кхмеров и стало доступно археологам лишь в 1990-х годах. Про историю красных кхмеров Вы можете прочитать в статье
    В настоящее время нет никакой возможности посетить территорию раскопок на машине.
    Тропы в лесу сменяются болотистыми участками и зарослями пожелтевшей травы, в которых встречается полный набор, проживающих в этом регионе ядовитых змей.
    Пешеходный треккинг по маршруту осложняется расчисткой местности и внимательным отслеживанием пресмыкающихся. О минах мы предпочли не задумываться, уповая на то, что до нас этим путём прошли археологи, а также активисты из группы по разминированию.
    Первые 25 километров мы не встретили ни одной живой души по маршруту. Только гигантские молчаливые деревья, скрывающие многовековые тайны древних цивилизаций.
    Неожиданно, нам открылась прогалина с характерной отметкой вездесущего фонда Apsara, из которой мы сделали вывод, что мы уже близко к первому объекту:
    Главный секрет в обнаружении древних городов в Камбодже состоит в том, что на территории плато Кулен, как и в основной части страны, местность исключительно плоская, и любой холмик или неровность на земной поверхности, является ничем иным, как археологическим объектом, покрытым наносом из песка и жухлой листвы.

    Раскопки древнего города в Камбодже

    Любые подобные неровности свидетельствуют о наличии человеческого поселения.

    Интуиция нас не обманула и вот, нашим глазам открылась поляна с первыми археологическими объектами:

    На поляне было пять прямоугольных прасатов (кирпичных башен), из которых сохранилась только одна:

    Внутри башен и на территории вокруг мы обнаружили вот такие артефакты

    По сходству размеров эти два элемента напоминают некую установку с крышкой

    с характерной высокотехнологичной обработкой.

    Назначение этих предметов не до конца ясно, так же как причина, по которой в простых кирпичных конструкциях были установлены столь искусные и трудновыполнимые дверные проёмы.

    После тщательного осмотра близлежащей территории мы обнаружили еще три полуразрушенных комплекса, состоящих из аналогичных кирпичных башен, на латеритовой платформе.

    В каждой из них находился непохожий на остальные каменный артефакт. Это могли быть древние колодцы, системы для очистки воды или нечто другое.

    Эти строения давно исчезли в джунглях, оставив только следы в виде курганов и впадин, которые легко увидеть среди деревьев и поросли, и которые скрыты поросшими мхом руинами храма.

    Курганы имеют в диаметре несколько метров и для нетренированного глаза выглядят как обычные природные возвышенности. Однако археологи знают, что они значат куда больше.

    Ученые предполагают, что население древнего города Махендрапарвата вымерло из-за отсутствия воды - ресурсы земель были исчерпаны и не восстановлены, и людям пришлось уйти на поиски территорий способствующих процветанию жизни.

    Тем более, загадкой являются простоявшие века загадочные объекты древнего города, уникальная, технологически искусная резьба по камню, и, не имеющие аналогов инженерные сооружения, целевое использование которых до сих пор не разгадано.

    О предполагаемом целевом назначении некоторых артефактов Вы можете прочитать в статье:

    Территория древнего города Махендрапура, практически ещё не исследована наземным образом. В разрушенных башнях сохранились сложные, обработанные высокотехнологичным способом, загадочные конструкции.

    Наиболее интересные обьекты были найдены в 6-ти километрах к северу:

    Археологические карты уверяют, что это не что иное, как каменоломни, в которых добывался камень для строительства Ангкора.

    На, застывшей тысячи лет назад лаве, отчётливо видны исскуственные выемки и, идеально ровные пропилы:

    Из камня, добытого в этих каменоломнях были построены гигантские сооружения древнего Ангкора.

    В центре километровой территории, расчерченной линиями выемок и прямоугольными траншеями, возвышается латеритовая пирамида.

    Пирамида увенчана разрушенным кирпичным прасатом, внутри которого, тем не менее, сохранилась очередная загадочная установка:

    Позвольте мне изложить немного исторических версий о том, что это такое:

    Археологи уверены, что это сооружение называется

    Йони

    (др.-инд. yoni, «источник»), в древнеиндийской мифологии и различных течениях индуизма символ божественной производящей силы. Культ йони по-видимому, восходит к древнейшему периоду индийской истории.

    В рамках индийской культуры поклонение йони наиболее отчётливо прослеживается в мифологии и обрядности шиваизма и связанных с ним сект, где йони почитается в соединении с соответствующим мужским символом - лингой (творческим началом) как природная энергия, содействующая его проявлению, а также способ получения «священной» целебной воды.

    Вода, попадающая на макушку Линги и стекающая в Йони, считается священной и наделенной целебными свойствами.

    Все найденные Йони имеют вот такую идеальную обработку

    Достаточно интересным фактом является наличие под каждой «Йони», шахты, уходящей вертикально под землю. В некоторых естественных впадинах можно увидеть шахты, засыпанные песком и спрессованной листвой.
    На этих фотографиях Вы можете видеть, возможно последнюю из нетронутых шахт, которую мы немного очистили от культурного слоя.
    Немного информации из прессы об обнаружении и исследованиях в области древнего города Махендрапарвата:

    Об исчезнувшем в дебрях тропического леса древнем городе Махендрапарвата раньше было известно лишь из легенд.


    Махендрапарвата, или «Гора великого бога Индры» , — такое название донесла до наших дней надпись на одном из древних храмов, обнаруженном в 40 километрах от этого места. В 2013 году, в джунглях Камбоджи, австралийские археологи с помощью лазерной системы Lidar обнаружили древний затерянный город.
    Древний город в Камбодже , потерянный 1200 лет назад на туманном склоне горы, археологи пытались найти неоднократно. Так, в 1936 году экспедиция французского археолога и искусствоведа Филиппа Штерна исследовала плато Кулен. Он обнаружил неизвестные ранее храмы и статуи Вишну и описал этот район как первый горный храмовый комплекс. Но лишь экспедиции ученых из Сиднейского университета наконец удалось отыскать непосредственно сам древний город.
    Организацию исследования поддержало камбоджийское управление APSARA (Authority for the Protection and Management of Angkor and the Region of Siem Reap) , в ведении которого находится охрана археологических памятников Ангкора и всей провинции Сиемреап.
    Археологической экспедицией, целью которой было найти город Махендрапарвата , руководили Дамиан Эванс из Сиднейского университета и Жан-Батист Шеванс из Archaeology and Development Foundation (Лондон). Команда представила предварительные результаты в июне 2013 года. Важной особенностью экспедиции было использование прикрепленного к вертолету прибора Lidar для сканирования местности Кулен и последующей разметки города на карте. О результатах первой наземной экспедиции группы австралийских археологов упомянуто в статье:
    Обследование территории с помощью «лидара» представляет собой частое испускание сигналов генератора и измерение времени их возвращения. Малейшее изменение во времени моментально просчитывается системой.
    Позднее, с помощью технологии Lidar было обнаружено еще 30 ранее неизвестных храмов. «Вдруг перед нами предстал целый город, о существовании которого никто и не подозревал. Впечатление не передать словами», - рассказывает Эванс, не скрывая своего изумления. Кроме того, учеными была обнаружена сложная сеть дорог, дамб и прудов, образовывавших инфраструктуру города. Во время сканирования местности лазерный локатор также обнаружил многочисленные холмы, разбросанные по всему городу.
    По предварительному предположению археологов, это храмовые и могильные курганы. «Увиденное нами похоже на центральную часть города. Впереди еще немало работы, надо узнать об этой цивилизации больше» , - говорил руководитель экспедиции.
    Обнаруженный древний город Махендрапарвата историки относят к эпохе империи кхмеров в Камбодже. Название Махендрапарвата, означающее «Гора великого Индры», впервые ученые обнаружили в надписях на храме Ак Юм в районе Ангкор. Период основания города относится к царствованию Джаявармана II, который считается основателем империи кхмеров. При раскопках древнего города в Камбодже, ученые пришли к выводу, что основанный им город был одной из трех столиц империи, среди которых также значились Амарендрапура и Харихаралайя. По мнению доктора Эванса, упадок цивилизации мог произойти в результате вырубки лесов и проблем обеспечения водой. Команда экспедиции датировала основание Махендрапарваты 802 годом нашей эры. Таким образом, город был основан раньше знаменитого Ангкор-Вата примерно на 350 лет. Напомним, что Ангкор-Ват представляет собой гигантский индуистский храмовый комплекс в Камбодже, посвященный богу Вишну. Он является одним из крупнейших из когда-либо созданных культовых сооружений и одним из важнейших археологических памятников мира. Более подробно Вы сможете прочитать об истории Ангкор-вата в статье: Таким образом, благодаря современным технологиям сегодня ученым удалось приоткрыть загадку истории империи кхмеров. Однако, несмотря на всю значимость открытия, самые важные находки, вероятно, ожидают археологов еще впереди.
    Главная цель нашей миссии была достигнута – это неоспоримое доказательство существования давно разрушенного древнего города Махендрапарваты , который каждый из Вас сможет увидеть и потрогать своими руками.
    В русле высохшей реки можно увидеть, так называемый, культурный слой, в котором выделяются осколки керамики и другие артефакты.
    Эти находки помогут пролить свет на историю человеческой цивилизации.

    По специальному заказу мы осуществляем треккинговые пешеходные туры на раскопки древнего города Махендрапарвата, а также однодневные экскурсии на мотоциклах с водителем, в рамках индивидуальных туров:

    Стране, про которую дальше пойдет речь, досталось, наверное, больше всех в Индокитае. Кроме стандартного набора, французской колонизации, японской оккупации и гражданской войны на ее долю выпала еще внутренняя диктатура, аналогов которой история не знала. Речь идет о Камбодже, которую я из своего пионерского прошлого помню еще, как Кампучию, думаю, даже из поколения тех, кому сейчас за сорок, не многие помнят, как развивались те трагические события. Когда идет гражданская война, всегда, кроме правых и левых, красных и белых есть еще всякие радикалы и анархисты (вспомните батьку Махно и кучную кучу всяких атаманов), которые к власти или к деньгам рвутся не меньше всех остальных, а порой и приходят. Тот же Махно имел под контролем огромные территории, и если бы не «хитрый ход» Первой Конной, еще неизвестно, чем бы все закончилось. Также и в Камбодже, в процессе гражданской войны, радикальные партизанская группировка «красные кхмеры» постепенно взяла страну под контроль. А вот далее началось самое печальное, под названием геноцид собственного народа. Притом, что проводился он с азиатской жестокостью и извращенностью – людей убивали за то, что они не той национальности, за то, что они интеллигенция, за то, что подняли упавший с дерева банан, даже за то, что носишь очки. У нас другая тема статьи. Но некоторые вещи нельзя не сказать – именно в Камбодже придумали экономить патроны и убивать людей молотками и мотыгами, давить бульдозерами и бросать крокодилам. По разным оценкам, за время полпотовского геноцида в стране погибло от миллиона до трех местного населения. Так вот, несмотря на все эти ужасы, камбоджийцы настолько приветливые люди, что только и остается, как удивляться их философскому взгляду на жизнь. Страна, где из-за огромного количества оставшихся от прежнего режима мин, до сих пор нельзя передвигаться вне основных туристических троп; где заработная плата находится на уровне нескольких долларов; где основной пищей по-прежнему является рис (а также с огромным удовольствием едят пауков и прочих насекомых – это ведь не от глобального гурманства?, но об этом позже), так вот эта страна изобилует таким количеством улыбок, что просто диву даешься и сам начинаешь ходить с улыбкой на лице. Это невольно поднимает настроение.

    Кстати, по поводу мин – это абсолютная реальность, если вам сказали, что данные территории не разминированы, не стоит экспериментировать. Посмотрите на огромное число калек, всех возрастов и полов, и желание проверить, пропадет само собой. Тем более, что такой необходимости в Камбодже и нет, так как два основных города, являются и двумя основными туристическими тропами – это Пном Пень и Сием Рип. Пном Пень – это столица, в которой кроме стандартного набора королевских дворцов и музеев, смотреть в общем-то нечего, за исключением музея геноцида, а вот Сием Рип – это как раз и есть городок, около которого и находится Ангкор Ват, одно из самых известных на планете мест. Практически каждый человек в нашей стране знает об Ангкор Вате из внешних носителей информации – если он даже не смотрел Лару Крофт, расхитительницу гробниц, или не крутил первые видики с Индианой Джонс, то уж Маугли - то читал или смотрел мультик обязательно. А ведь Киплинг писал свою «Книгу джунглей», как раз под впечатлением от посещения Ангкора. Так что про это замечательное место мы так или иначе знаем уже с детства.

    Итак, что же такое Ангкор Ват, и чем он так знаменит, почему же через почти полтора века люди до сих пор мечтают его увидеть и говорят о нем с придыханием? Все дело в том, что именно Ангкор идеально подходит про легенду о затерянном городе: он был построен, он был велик, люди ушли из него и джунгли реально поглотили его. Это не поэтически строки вступления к статье – это абсолютно реальная история Ангкор Вата. Уже теряется первичная история построения всего храмового комплекса – историки расходятся в точках зрения на сроки окончания строительства, толи двенадцатый, толи четырнадцатый век. Уже позабылось, что первооткрывателем Ангкора, был не француз, он всего лишь шел по чужим картам, до него там бывали многие европейцы, а значит непонятно сколько же лет простоял этот город в запустении. Уже который год археологи всего мира бьются в спорах, что на самом деле представлял из себя комплекс – усыпальницу для короля, типа пирамид, или это все таки было жилое поселение. Все это продолжалось и продолжается, а Ангкор Ват, как стоял, так и стоит. А все потому, что для основной массы все это вторично, а первично то, что именно это и есть тот самый затерянный город, который восемьсот (по другим источникам четыреста-пятьсот) лет простоял полностью поглощенный джунглями, а сейчас мы можем по нему гулять и глядеть на эти камни. А город действительно был полностью поглощен буйной азиатской растительностью. То что мы видим сейчас, не идет не в какое сравнение с тем, что увидел перед собой француз в 1861 году, наш гид рассказывал нам, что за всей территорией Ангкора ежедневно ухаживают, продолжая вычищать его от наступающей растительности и если прекратить работы хотя бы на месяц, то памятник будет не узнать. За Ангкором очень хорошо следят, его территорию чистят, убирают и восстанавливают, по периметру он охраняется и чтобы попасть во внутрь, нужно не просто купить билет, вам предстоит целый ритуал с фотографированием и изготовлением индивидуального бейджа. Такое внимание к Ангкору не удивительно – он дает реальную часть средств, в бюджете всей Камбоджи, не зря на национальном флаге страны красуется один из его памятников –Ангкор Ват. Даже во время власти Пол Пота, в Ангкор никто из его солдат не заходил, а ведь они не боялись ни бога, ни черта. По не ясным причинам на территорию комплекса они пошли и поэтому памятник почти не пострадал.

    Ангкор в переводе с кхмерского – это и есть город. По одной из версий первозакладчик Ангкора начал строить здесь столицу кхмерского государства в девятом веке, и соответственно после его смерти его последователи решили перенести столицу в Пном Пень, что и привело к «умиранию» города. Очень важно понимать, что сам храмовый комплекс – это огромное сооружение, расположено он на площади более двухсот квадратных километром и на его территории расположено более двухсот памятников, т.е. по одному на квадратный километр. При этом строился он не одним правителем кхмеров, а соответственно несет в себе отличительные черты разных эпох и религий. Во всех путеводителях и туристических фирмах, вам обязательно скажут, что при планировании посещения Ангкора, надо закладывать на пребывание неделю – возможно, но, по моему мнению, можно уложиться и в два-три дня. Важно заранее определиться, что вам важно посмотреть. Если разбить город на основные достопримечательности, то у вас получится следующая обязательная программа:

    1. Все туристические автобусы и такси прибывают к одному месту, с него начинаются все экскурсии во все направления, от него отъезжают импровизированные коляски, здесь вылет вертолета и подъем на воздушном шаре. Не пожалейте денег, обязательно поднимитесь в воздух над Ангкором на шаре или вертолете: во-первых подъем на высоту – это всегда незабываемые впечатления, даже для таких воздушных трусов, как я; а во-вторых – это подарит вам дополнительное ощущение величия этого города, потому что даже с воздуха нельзя до конца осознать, насколько он велик и прекрасен. Здесь только надо определиться, когда это стоит сделать: до всех экскурсий, или после – и то, и другое одинаково хорошо.

    2. От центрального места прибытия идет прямая каменная дорога – это главный вход в Ангкор Ват, самый раскрученный из всех памятников Ангкора. Сам храмовый комплекс обнесен достаточно высокой стеной и, наполненным водой, рвом. По одной версий – Ангкор Ват, строился, как огромная усыпальница короля, и представляет из себя, не более чем азиатскую пирамиду. По своей конструкции, он и представляет собой именно пирамиду, только из трех уровней. Вообще, вся конструкция этого сооружения, достаточно сложа – вспоминая ее сейчас, я поймал себя на ощущениях, что я, наверное, уже не смог бы по ней пройти, чтобы не заблудится, такое количество в ней переходов и лестниц. Главное, что абсолютно точно – по первому уровню идут галереи, где на камне сохранились барельефы на эпические, мифические или религиозные; по второму уровню идут барельефы танцовщиц, которых там аж две тысячи штук, при том, что все не повторяющиеся, одновременно четыре угла служат основой для четырех башен; третий уровень – это последняя, центральная башня. Несколько важных моментов: первое – обратите внимание на эпические барельефы первого уровня, не считая того, что им более тысячи лет, они еще и действительно интересны, особенно если вам рассказывают подробности из жизни и мифов древних кхмеров.Второе – ступеньки на башни и уровни реально круты, напоминают пирамиды майя, будьте осторожны, в прошлом году от туда сверзился турист немец и доступ на них ограничен. Третье – все конструкции весьма не надежны, ибо все весьма старо, а камень, используемый при строительстве, мягок, соответственно все слегка смещается постоянно.

    3. Опять таки рядом с местом прибытия находится вход в Ангкор Тхом, минигород, с реальными стенами, воротами и мостами. Ворота располагаются по всем частям света и великолепно сохранились. Камбоджийцы считают, что Ангкор Тхом, построен самым великим королем кхмеров, но не это самое интересное – гораздо важней то, что находится внутри него. Буквально сразу (не знаю какой части света эти ворота, но сразу от центрального места прибытия) внутри расположилась Терраса Слонов, еще один монументальный памятник, который представляет из себя отлично сохранившуюся скульптурную группу настоящих слонов, с хоботами, ушами и бивнями, только подпирающими своими спинами здание, которое до наших дней не дожило. Посмотреть на них стоит, место это описано во всех путеводителях, но на долго задерживаться не надо, особенно потому, что терраса Слонов, как раз по дороге к знаменитому Байону.

    4. Байон – место известное не менее, чем ангкор Ват, знаменитые улыбающееся лица Ангкора, его визитная карточка и самый массовый вид для туристических открыток. Помните, огромные башни и такие же огромные лица на них, со всех сторон, глаз нет, но кажется, что они все смотрят на тебя и от них никуда не укрыться. Сам храм огромен, так же, как и все остальные запутан и не понятен, но самое главное находится наверху – более пятидесяти башен, украшенных двумястами улыбающихся масок. Кстати, по одной из версий, позировал для этих масок, сам король.

    5.Побывать в Ангкоре и не увидеть Та Пром просто кощунственно. Ведь Та Пром - это город оставленный в том состоянии, в каком его нашли. Его безусловно подчищают, но ровно на столько, чтобы можно было понять чудовищную силу природы. Каменные деревья, проросшие сквозь камень, опутанные ветвями башенки, переплетение лиан уже в метре от дорожек, деревья, горящие как спичка, и не горящие совсем, Та Пром – природный заповедник. Особенно потрясают деревья, во всей своей величественности они реально проходят насквозь через метровые каменные стены и это как-то плохо укладывается в голове: ведь вот он ствол, вот ветки, вот листочки – а прошло свкозь камень, как нож сквозь масло. Правда, размышляя об этом мы забываем. Что на это потребовались века, и то, что дерево этой породы твердо, как железо. Оно даже звук издает, если по нему постучать, отнюдь не деревянный.

    6. При всех передвижениях по большому Ангкору, у вас обязательно будет возможность увидеть местных жителей Камбоджи, обычных, тех, кто не занят в обслуживании турбизнеса, а просто живет по соседству с Ангкором. Не пренебрегайте этой возможностью, посмотрите, и особенно обратите внимание на мастеров, занятых в процессе добычи сока пальмы и изготовления из него сахара – для нас это особенно интересно. Сама процедура залезания по шестиметровому бамбуковому шесту, по острым выступающим сучкам, с десятью, а то и более бамбуковыми же канистрами на поясе вызывает уважение. А что говорить про незатейливую идею вываривания сока, из которой потом получается очень густая и тягучая масса, которая застыв, превращается в пальмовый сахар. И все это среди убогих хижин, с бегающими абсолютно голыми ребятишками, со стоящими тут же чанами над костром, и с торговкой, которая тут же, при вас ловко заворачивает кусок коричневого сахара, обматывая его листьями все той же пальмы. Экзотика!

    6. Особый экскурсионный аттракцион – наблюдение заката с горы Бак-Хенг. Это действительно аттракцион, потому что это целое действо: сначала надо подняться на гору – при этом у вас есть два варианта, либо полчаса идти пешком, либо те же полчаса ехать на слоне; найти себе место среди развалин очередного храма, потому что таких желающих будет вагон и маленькая тележка; устроиться, за десять минут увидеть, как садится солнце, а потом еще полчаса спускаться назад. Несмотря на всю эту суету, все это того стоит, не зря на холм набивается столько народу – солнце действительно ярким оранжевым колобком очень стремительно, прямо на ваших глазах опускается за горизонт. При этом, до того, как оно начало садиться, у вас есть время полюбоваться на Ангкор Ват – вид с холма на него просто изумительный.





    Еще рассказы:


























    Мало что известно об этом таинственном городе Ловек в Камбодже. Известно, что город был столицей во времена правления короля Ан Чан в шестнадцатом веке, а сейчас на месте города небольшая деревенька с красивой легендой.
    После падения Ангкора Ловек стал новой официальной столицей, и король построил там свой дворец в 1553 году. В те времена была жестокая война между камбоджийцами и тайцами, и уже в 1594-ом году лидер Аютайи Наресуан захватил новую столицу. В семнадцатом веке важность города ослабла, и столица была перенесена в город Удонг недалеко от этого места.
    Память о городе постепенно ушла в легенды, но, как и многие затерянные города Ловек проявляется в сказаниях и песнях древности.

    Поиски затерянного города.

    Услышав легенду о Ловеке и оказавшись недалеко от Удонга, мы решили найти, что же осталось от этого таинственного исчезнувшего с лица земли города.

    Найти город оказалось не так то просто. На карте город находится недалеко от Удонга по направлению на север, туда мы и отправились.

    Вообще являются стрессом для неподготовленного путешественника. Если вы захотите повторить наш путь, то приготовьтесь к тому, что дороги асфальтированной здесь нет, а глина очень сильно размокает во время дождя и становится скользкой.

    При ближайшем рассмотрении Ловек оказался деревенькой примерно километров пять длиной, с одной стороны которой находится река. Деревня довольно бедная и убогая с небольшой школой.

    Во время нашего приезда пошел очень сильный ливень, и наша машина оказалась в жуткой ситуации: глину размыло, колеса машины просто начали прокручиваться. И мы уже даже не думали, куда нам лучше катиться- ведь с одной стороны был обрыв к реке, а с другой обрыв к кхмерским домам.

    В конце этой скользкой улицы оказалась большая куча глины, объехать которую было просто невозможно. Повернуться тоже было невозможно. Мы просто сидели в машине под дождем и ждали, пока нам явится таинственный город Ловек. И когда дождь закончился, о чудо (!) мы вышли наружу и спросили местных, куда нам ехать в Ловек, они ответили что Ловек и есть эта деревня.

    Затем нам подогнали грейдер и специально для нас расчистили дорогу. Местные пытались говорить с нами по-кхмерски и по-французски. Люди в далеких деревнях очень добрые и отзывчивые.

    Не знаю, осталась ли эта деревушка единственным, что осталось от великой столицы или затерянный город нам так и не явился. Но по крайней мере, стихия была не на нашей стороне- дождь не дал нам проехать подальше от этой деревни. Но приятные эмоции мы получили: во-первых, что забрались так далеко и выбрались, во-вторых, что пообщались с людьми из глубинки Камбоджи- милыми и открытыми.

    Тайны и откровения Камбоджи – не только в знаменитых храмах Ангкора. Путешественники, экспаты и местные жители рассказали нам об укладе деревенской жизни и развлечениях камбоджийской столицы, о провинциальной архитектуре и дебрях нацпарков, о наследии недавнего прошлого и местах, где все становятся счастливыми. Мы выбрали 15 способов открыть для себя королевство кхмеров.

    Встретить рассвет

    Джон Рид, региональный директор отелей Aman Resorts:
    Если вы отправитесь в Ангкор-Ват до рассвета, то на входе вас встретят не туристические толпы, а таинственная тишина. Внутри храм поражает бесконечными барельефами на сюжеты из Махабхараты и Рамаяны – мне особенно нравится панно «Пахтанье Молочного океана». Храмовый комплекс Ангкора огромен, так что для знакомства с ним лучше отвести минимум пару дней. Если же времени немного, можно в рамках одного тура объехать древний город Ангкор-Тхом на велосипеде, осмотреть оплетённые корнями деревьев руины храма Та Прум, в котором статуи небесной красоты полубогинь-апсар напоминают о живших здесь 615 танцовщицах. Посещать храмы Ангкора можно не только в высокий сезон (с ноября по апрель), но и в период муссонов – с июня по октябрь, когда лес оживает, озёра наполняются водой, да и туристов становится меньше. Это лучшее время и для того, чтобы съездить на лодочную экскурсию по озеру Тонлесап и посмотреть на плавучие деревни.

    Исследовать храмы

    Алексей Ильин, журналист:
    В отдалённых от Ангкора храмах у вдумчивого посетителя больше шансов прочувствовать дух камбоджийской древности, чем в местах массового «поклонения». Для начала поезжайте в храм Бантеайсрей, расположенный примерно в 20 километрах к северо-востоку от основной группы ангкорских памятников. Бантеайсрей, построенный в X веке из розового песчаника, – одно из самых красивых святилищ Камбоджи. На каменном дне «Ручья тысячи лингамов» у подножия священной горы Пном-Кулен высечены символы плодородия­ и ­изваяния богов индуистского пантеона. В 40 километрах к востоку от Ангкора расположен ещё один храм – Бэнгмеалеа. Этот огромный храмовый комплекс был построен в начале XII века, во времена расцвета кхмерской империи. Чтобы не заблудиться в его гигантском лабиринте, стоит воспользоваться услугами одного из смотрителей, который проводит вас по заросшим лианами галереям за символическую плату $3–5.

    Сходить в цирк

    Аника Рао, менеджер по коммуникациям Phare, The Cambodian Circus:
    Сиемреап – не прос­то «ворота» к Ангкор-Вату, это один из новых культурных цент­ров Камбоджи. Здесь даёт представления камбоджийский цирк Phare . Это творческое объединение родилось в начале 90-х годов в городе Баттамбанге как школа для детей бедняков. С помощью танца, театра, современной музыки и уникального циркового искусства артисты воссоздают не только традиционные сюжеты, но и моменты новой истории страны. Ещё советую заглянуть в новое кафе Crane (Central Market St.), где варят отличный кофе местной фирмы Rumblefish, – оно расположено в старом французском районе Кэндал-Виллидж, превратившемся в модное местечко с рес­торанами, галереями и бутиками. Лучший бар в городе – Long’s Bar (Doung Hem St.) с уютными креслами и вкуснейшими коктейлями: попробуйте мартини с ароматным перцем из провинции Кампот или водку, настоянную на базилике и помело. Часто мы с друзьями засиживаемся допоздна в The Harbor – пиратском баре с тяжёлым роком и всевозможными развлечениями, от выступлений стендап-комиков до весёлых вечеринок с настольными играми.

    Колонизировать столичные бары

    Коунила Кео, блогер:
    Пномпень – древний город, но старинной архитектуры в нём уже почти не найти – интересны лишь кварталы, примыкающие к Королевскому дворцу, и здание Центрального рынка в стиле ар-деко. Комплекс дворца с Тронным залом и Серебряной пагодой и Национальный музей с крупнейшей коллекцией кхмерской скульп­туры непременно будут в вашей программе. А вот посещать ­Музей ­геноцида, разместившийся в застенках тюрьмы S-21, и «Поля смерти», где красные кхмеры пытали и казнили жертв режима, стоит только тем, у кого крепкие нер­вы. В целом Пномпень вряд ли ошеломит вас так, как Хошимин или Сингапур, зато он по-домашнему уютен и прост. Чтобы провести вечер как местные жители, наведайтесь в один из крошечных баров на улице Бассак-Лейн. За покупками отправляйтесь на Псар-Туол – так называемый «Русский рынок» – там можно купить всё, что угодно: от шёлковых тканей­ до антиквариата­ и ­резных деревянных фигурок Будды. А на выходные поезжайте в окрестные города – Удонг, одну из древних столиц Камбоджи, или тихий озёрный Тонле Бати.

    Алексей Терентьев

    Поклониться вдове Пень

    Енг Полит Солари, преподаватель ИСАА МГУ:
    Для меня самое важное место Пномпеня – монастырь Ват Пном. Именно с него началась история нашей столицы. По легенде­, первый храм на высоком холме построили в XIV веке для четырёх статуэток Будды, чудесным образом обретённых в водах реки Тонлесап вдовой по имени Пень. Вихара – святилище со статуями Гаутамы – на протяжении веков четыре раза перестраивали. Говорят, во время режима красных кхмеров подлинные статуэтки, которые нашла вдова, были утрачены. Впрочем, это неважно, ведь место Будды – в сердце верующих. В монастыре есть и другие значимые реликвии, в том числе­ святилище самой ­вдовы Пень и усыпальница­ короля Понья Ят, правителя империи кхмеров, который в XV веке и перенёс столицу страны из Ангкора в Пномпень. В монастыре всегда немало посетителей и особенно многолюдно в период кхмерского Нового года, который отмечают в течение трёх дней в середине апреля. В это время в Ват Пном можно увидеть, как дети и взрослые предаются традиционным кхмерс­ким забавам – от перетягивания каната до различных игр с песнями и танцами.

    Заглянуть­ за край

    Осман Хаваджа, директор школы гостеприимства Egbok Mission:
    Храмовый комплекс Прэахвихеа находится на самом севере Камбоджи, у границы с Таиландом. Ещё несколько лет назад этот монумент служил предметом спора и «храмом преткновения» между двумя странами­, но теперь здесь всё спокойно. Прэахвихеа расположен на высоком плато над долиной. Наверх ведёт довольно крутая дорога – на собственном автомобиле подниматься запрещено (впрочем, за десятку долларов пускают на личных мотоциклах), посетителей доставляет к руинам музейный пикап или байк. Храм, посвящённый богу Шиве, символизирует священную гору индуизма – Меру. Комплекс весьма велик – там легко можно провести часа три, любуясь панорамами камбоджийских и таи­ландских просторов из окон, открывающихся в стенах галерей. Планировка храма ориентирована с севера на юг: от входа вы постепенно поднимаетесь всё выше, минуя павильоны гопур (башен) и лестницы. Нагулявшись по руинам, устройте на краю скалы пикник с одним из лучших в Камбодже видов.

    Помыть слона

    Мистер Три, основатель и главный гид Mondulkiri Project:
    Прохладные, поросшие густыми лесами холмы Мондолькири лежат на востоке Камбоджи. До столицы провинции, города Сенмонором, можно добраться от Пномпеня часов за пять. Большая часть населения здесь – представители племени пнонгов, в жизни которых огромную роль играют слоны: они не просто незаменимая рабочая сила, но и своего рода члены семьи. Приехав сюда, вы увидите, насколько прочна эта связь.

    Фото: Nicolas Axelrod, Lynn Gail / Getty Images

    В заповедной долине недалеко от Сенмонорома мы защищаем от вырубания девственный лес, а заодно устроили там «дом отдыха » для слонов. Им крепко достаётся и на сельских работах, и в туристических центрах. Одна из наших слоних – Принцесса – когда-то повредила позвоночник, таская на спине тяжёлое деревянное седло, двум самцам погонщики­ порвали уши крюками. Поэтому – никаких катаний верхом! Отправляйтесь на прогулку по джунглям пешком бок о бок с гигантами, кормите их (слоны питаются бамбуковыми побегами, но на десерт предпочитают бананы), купайтесь с ними в водопаде: вымыть измазанного в красной глине слона – непростая работа! А гиды-пнонги по дороге расскажут о том, как племя собирает в лесу каучук, угостят диким мёдом и приготовят на костре папоротниковый суп.

    Прокатиться на поезде

    Чамнан Муон, консультант по интернет-маркетингу:
    Баттамбанг – второй по величине город Камбоджи, но атмосфера здесь спокойная и располагает к прогулкам. Возьмите велосипед и исследуйте набережную реки Сангкер­ и старинные кварталы на левом берегу – там сохранились нарядные колониальные особняки, построенные в начале прошлого века. В окрестных деревнях можно заглянуть в старые крестьянс­кие дома на сваях, а также увидеть, как делают рисовую бумагу, готовят традиционные сладости из клейкого риса и ткут кхмерские шарфы крама. Провинция Баттамбанг – не только «рисовая корзина» Камбоджи, но и край древних памятников. Один из самых примечательных – Пном Банан, ровесник Ангкора. Немало тут и мест, вошедших в историю из-за зверств красных кхмеров. А большинство туристов знает о Баттамбанге лишь то, что здесь можно покататься на так называемом бамбуковом поезде . Эта забавная дрезина до сих пор соединяет деревни к югу от города Баттамбанг, следуя по одноколейке, проложенной ещё во времена французской колонии. Есть опасность, что линию бамбукового­ поезда скоро закроют, так что спешите ехать!

    Устроить марш-бросок в неолит

    Пьер-Ив Клэ, владелец отелей Terres Rouges Collection:
    Ратанакири – отрезанная от цивилизации гористая провинция на северо-востоке страны. Населяют её в основном племена, исповедующие анимизм. Многие их обычаи остались практически неизменными с доисторических времён. Например, племена зярай, тампуан и качок устанавливают вокруг кладбищ деревянные тотемы, которые призваны защитить мёртвых по пути на тот свет. Молодые крунги, достигнув брачного возраста, строят «холостяцкие дома» на высоких столбах, в которых и живут, пока не обзаведутся семьёй. Во всех местных племенах принято приносить духам жертвы – как правило, буйволов­. ­Поросшие густыми лесами или усаженные плантациями гевеи холмы Ратанакири богаты водопадами и пещерами, а ещё – месторождениями цирконов, аметистов и опалов. Самое красивое местное озеро Йеаклаом, расположенное неподалёку от столицы провинции, города Банлунг, – не что иное, как заполненный водой кратер древнего вулкана. В крупнейшем в стране национальном парке Вирачей вы сможете завести знакомство с семейством гиббонов, сплавиться на лодке-долблёнке по реке Сесан и исследовать лесные тропы пешком или верхом на слоне.

    Стать лесным жителем

    Сопхани Тач, менеджер проекта Chi Phat, Wildlife Alliance:
    Кардамоновы горы, протянувшиеся на юго-западе Камбоджи­, – отличное направление для ­экотуризма. В этих труднодоступных местах сохранился один из самых крупных в Юго-Восточной Азии участков тропического дождевого леса. Ландшафты Кардамоновых гор разнообразны – от грозных горных пиков (здесь находится и главная вершина страны Пном Ораль высотой 1813 метров) до болот­ и мангровых лесов на побережье. Чтобы познакомиться с богатством этого «затерянного мира», приезжайте в лесную деревушку Чи-Пхат. Её жители сами организуют для гостей ночлег и экскурсии. Многие из них раньше промышляли браконьерством, а теперь служат проводниками. Они отведут вас к водопадам, пещерам, полным летучих мышей, и древним захоронениям в лесной чаще, покажут редкие растения, зверей и птиц. ­Деревенские семьи охотно разделят с вами стол и кров, чтобы вы поближе познакомились с укладом их жизни.

    Увидеть розовых дельфинов

    Самбан Тхенг, директор турагентства Merry Travel:
    В небольшой городок Кратьэх, расположенный в центральной части страны, на берегу Меконга, приезжают, чтобы полюбоваться на редчайших иравадийских пресноводных дельфинов. Кратьэх и окрестности (а точнее, деревушка Кампи в двух десятках километров от города) – пожалуй, единственное место в стране, где гарантированно можно увидеть этих животных: после того как выше по течению Меконга, в Лаосе, построили электростанцию, на севере Камбоджи дельфины уже не встречаются. Весьма приятен и сам городок с его сонным ритмом жизни и кварталами колониальных домов. Советую взять велосипед и проехать вдоль Меконга, посещая прибрежные рыбацкие деревни и останавливаясь на ночлег в колоритных хижинах на сваях.


    Алексей Терентьев

    Покорить джунгли

    Игорь «Синус» Соколов, путешественник и мотоциклист:
    Сиануквиль, расположенный на юго-западе страны, на побережье Сиамского залива, – единственный глубоководный порт в Камбодже. А ещё – крупнейший в стране курорт, площадь которого постоянно расширяется. Из семи знаменитых пляжей Сиануквиля я рекомендую отдыхать на Сокха-Бич при одно­имённом отеле и на Отрес-Бич – он расположен дальше остальных, зато наиболее чистый. Самые классные пляжи имеет смысл искать на ближайших островах Сиануквиля: Кох Ронг – это дискотеки и тусовки, Кох Ронг Самлоем – спокойствие и релакс. Отдалённые острова, лежащие в 60–80 километрах от побережья, – архипелаги Кох Принс и Кох Танг и «райский» остров Кох Дамлонг – можно увидеть во время дайв-сафари.

    Окрестности Сиануквиля интереснее всего осваивать на мотоцикле – например, за один день можно побывать­ на ­водопаде Кбал Чхай и в национальном парке Реам. На два-три дня рассчитана более серьёзная «экспедиция» в настоящие джунгли. Даже я, хоть и «одиночка», один бы туда не сунулся – слишком много опасностей: от змей и оставшихся с войны мин до реальной возможности заблудиться или утопить мотоцикл в реке при переправе. Ночёвки проходят в маленьких кхмерских деревушках, где нет ни света, ни воды, ни связи, из еды – только рис и рыба, а по дороге – встречи со слонами, обезьянами и прочими представителями местной фауны. Не страшно, если у вас нет опыта езды, – дня за три можно подготовить к такому путешест­вию даже новичка.

    Прочувствовать старину

    Сантель Пхин, основатель сайта khmerbird.com:
    Кеп – самый тихий­ и умиротворённый курорт Камбоджи. Ни война, ни время не причинили вреда его красоте. Полуразвалившаяся королевская резиденция, заброшенные модернистские виллы – остатки былой роскоши, «камбоджийской Ривь­еры». Непременно прогуляйтесь вечером вдоль моря, полюбуйтесь закатом. Лучший вид на окрестности открывается с террасы ресторана в отеле Veranda , к тому же и кофе, и еда там весьма неплохи. Для полного расслабления возьмите лодку и ­отправляйтесь на ­Кроличий остров Кох Тонсай дремать в гамаке, натянутом между кокосовыми пальмами, купаться и лакомиться синими крабами. Этому деликатесу в Кепе даже установлен памятник. На следующий день арендуйте байк и поднимитесь на гору Бокор – с её вершины открывается головокружительная панорама побережья, а полуразрушенные постройки придают месту слегка сюрреалистический вид. Завершить день хорошо в соседнем городке Кампот, любуясь закатом над рекой и наслаждаясь блюдами, приправленными ароматным местным перцем, в ресторане Rikitikitavi или Ta Eou (Riverfront Road).

    Оглядеть мир с высоты

    Валерия Стребкова, биолог:
    Пном-Бокор – гора 1100 метров высотой, расположенная недалеко от Сиануквиля. С неё открываются космические виды на всё побережье­. Но Бокор – это и название национального парка. Приехать сюда стоит уже ради того, чтобы устроиться на отполированных временем и стихиями плитах у самого края пропасти возле буддийского храма, медитировать, смотреть вдаль (это при хорошей погоде) или разглядывать клубящиеся у края обрыва облака. В колониальные времена французы устроили здесь горный курорт с казино, а потом король Нородом Сианук выстроил себе резиденцию. Большинство зданий бывшего курорта теперь представляют собой руины, которые многие находят живописными. Для меня лучшее место национального парка – водопад Попоквиль. Особенно красивы каскады в сезон дождей – с августа по октябрь.

    Распробовать прахок

    Жоанне Ривьер, шеф-повар ресторана Cuisine Wat Damnak:
    Один из главных компонентов кхмерской кухни – прахок, паста из ферментированной рыбы. Рыбалка в озере Тонлесап – промысел сезонный, а улов нужно как-то хранить. Ещё много веков назад камбоджийцы придумали способ квасить рыбу, и до сих пор прахок – важный источник белка в их рационе. Этот продукт обладает своеобразным ароматом, который способен отпугнуть новичка. Прахок нужно распробовать, но ничего страшного в этом нет: обычно пасту смешивают с другими ингредиентами. Для начала стоит отведать «прахок кти» с рубленой свининой и кокосовым молоком. Лучший – в Rohatt Cafe и ресторане Marum в Сиемреапе. После вы уже сможете осилить «кноп прахок» со свининой, арахисом и базиликом (ищите его в киосках напротив Ангкор-Вата). Самым смелым понравится и «теук прахок» из требухи, который подают в ресторанах напротив пагоды Ват-Дамнак.