«Мир забытых вещей»: три истории одного дома

Собирая информацию об интересных местах Вологды перед февральской поездкой в город, глаз сразу выхватил из обилия объектов музей с необычным названием. Знакомьтесь – музей «Мир забытых вещей».

Слово «забытый» для меня ассоциируется с бюро находок или лавкой старьевщика. Мое воображение сразу рисует уютное пространство с удивительными вещами со своими запахами и звуками. Вот и музейщики Вологодского государственного музея-заповедника собрали в камерном пространстве вещи прошлого века. Старые вещи передают дух времени, в котором они бытовали, и несут энергетику людей, которые их носили или ими пользовались. Поэтому атмосфера в музее особая – ее не передать словами, в нее надо попасть. Переступая порог дома, как на машине времени переносишься на сто лет назад. Этому перемещению способствует и особняк, в котором разместился музей.


Дом построен в середине XIX века. Особняк двухэтажный, деревянный, обшит тесом, с мезонином. На рубеже XIX-XX веков его владельцем являлся купец второй гильдии города Вологды Пантелеев Дмитрий Николаевич. Известно, что у Пантелеева была большая семья (17 детей), скорее всего, купеческая семья занимала весь дом.

Предлагаю заглянуть за ворота и начать путешествие по дому.


Прежде чем пойдем в гости, осмотрим двор. В феврале лишь небольшие тропки сквозь снежные сугробы позволили дойти до хозяйственной постройки. Это каретник конца XIX века. В ходе реставрации (конец XX века) каретник был практически полностью возведен из нового материала.


Сквозь снежные заносы просматривается небольшой водопад.

Идем в дом. Экспозиция первого этажа воссоздает интерьеры городского дома рубежа XIX-XX веков. Вещи, представленные в гостиной, столовой, детской и кабинете, позволяют посетителям окунуться в культуру и быт горожан дореволюционной России.
Столовая и патефон.


Гостиная и граммофон.


Рояль. Меня привлек не столько сам рояль, сколько лира, как деталь соединения педалей с инструментом. Вот такие приятные мелочи и делают мир старых вещей удивительным.


Детская комната или «сонечкина» комната. В ней располагаются несколько витрин с забавными «мелочами». Кукольный домик.


В «театральной» витрине мне особенно понравилась вот эта сумочка-кошелек. Такой театральный орешек.


Поднимаемся на второй этаж.


На втором этаже размещается выставка «История Вологодского портрета XVIII-XIX веков».


В одном из залов еще один музыкальный раритет – фисгармония.


Надо отметить, что все упомянутые музыкальные инструменты (патефон, граммофон, фисгармония) – действующие, они воспроизводят музыку и сейчас. Попадая в комнату с инструментом, Вы осматриваете ее с музыкальным аккомпанементом. Об этом заботятся музыкальные смотрители, у них же можно почерпнуть информацию и о других обитателях дома.

В одной из комнат устроен камерный зал. Здесь проводят музыкальные, литературные вечера, детские праздники, творческие встречи.


Есть еще и третий этаж. В деревянных лестницах есть своя прелесть. Ступеньки под посетителями скрипят, трещат, в общем, издают свою музыку в унисон с инструментами.

Пространство третьего этажа крошечное. Здесь устраивают выставки. В наше посещение комнаты были пусты. В пустом пространстве возвышался только шкаф, украшенный цветами.

Не могла не зафиксировать оконную ручку. Оконные приборы - это моя слабость.

Открытая форточка призывно предлагала выглянуть в окно и полюбоваться соседним домом.

Мы обошли весь музей. Вот такой он – «Мир забытых вещей» - немного пустынный, со скрипом половиц и музыкой инструментов прошлого века, с низкими дверными проемами, так что невольно пригибаешься при переходе из комнаты в комнату, с крутыми лестницами. Здесь есть все, что уже отсутствует в нашей суматошной стремительной жизни XXI века. Это и делает его привлекательным для человека нашей эпохи.

Бывают такие музеи, в которых, как кажется на первый взгляд, просто собраны старые вещи. Они лежат на полках, расставлены по углам, висят на стенах… Зачем, почему?.. Но стоит всмотреться в какой-то один приглянувшийся предмет, прислушаться к тиканью старых часов, и посетитель почувствует ту эпоху, из которой эти вещи пришли к нам, и станет понятно, что собраны они тут для того, чтобы сохранить память – о людских судьбах, чувствах, традициях… «Батя» побывал на одной из таких необычных экспозиций и узнал, о чем могут рассказать старые вещи.

Музей «Мир забытых вещей» – филиал Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея заповедника. Был открыт 18 мая 1991 года. Музей сотрудничает с театрами, творческими коллективами и клубами города, российскими художниками, музыкантами, актерами. Регулярно в музее проходят спектакли «Своего театра» Всеволода Чубенко. Проводятся тематические выставки и праздники (новогодняя ретро-елка, Татьянин день и др.).

Мир и мiр

Вологда. Тихая улица ведёт к реке. По одну сторону парк с прудом – за деревьями виднеется Кремль, а там недалеко и до шумного центра. По другую сторону улицы небольшие старинные деревянные дома – два-три этажа, не больше. Здесь всегда тихо. Это не просто сохранившиеся старые кварталы, это непарадная Вологда. Гуляя здесь, чувствуешь себя не в музее, а в обычном городе. Собственно, так оно и есть: большинство домов в прилегающих к улице кварталах жилые. Музей здесь тоже есть. Но и он посвящён домашней атмосфере, правда, уже ушедших эпох.

Музей «Мир забытых вещей»

Название музея может вызывать у кого-то ассоциации с бюро находок. И не только название. В «Мире забытых вещей» вроде бы нет особо уникальных экспонатов, он уникален, как единое целое. В какой-то момент, бродя по «залам» – комнатам деревянного дома, построенного в 1852 году в традициях позднего классицизма, – ловишь себя на мысли, что смотришь пусть на старинные, но на достаточно обыкновенные вещи. Так и есть, эти предметы домашнего обихода и даже настоящие произведения искусства были в своё время обыденными. «Мир забытых вещей» – не то место, куда приходят посмотреть на что-то экзотическое, здесь даже можно забыть, что находишься в музее. Главное здесь – погружение в повседневную мирную жизнь, так что слово «мир» в названии музея может пониматься в обоих его значениях.

– Идея витала в воздухе и за очень короткое время сложилась в концепцию – вспоминает директор музея Татьяна Касьяненко о его возникновении, – музей-дом со своими друзьями, традициями, чаепитием под абажуром. В наше время, когда всё на бегу, должны быть такие несуетные места с особой атмосферой, где не говорят ни о политике, ни о деньгах, и где печали отходят на второй план, а главенствуют вещи, которые объединяют людей – поэзия, музыка, искусство. Здесь всё спокойно, как бы вне времени и пространства.

Почему «Мир забытых вещей»? Опять же вспомним 90-е годы. Тогда появилось очень много «миров». Например, наш профессиональный журнал «Советский музей» переименовали в «Мир музеев», журнал «Работница» стал журналом «Мир женщины». И мы решили временную выставку типологических интерьеров назвать «Мир забытых вещей». Этим названием мы отсекали вопросы «почему у вас современные обои?», «почему так перетасованы вещи?». Это просто забытые вещи. Я всегда говорю, в том числе и начиная экскурсию: «В этом названии слово «мир» — главное. Но за каждую вещь можно зацепиться и раскрывать эпоху». Эти вещи - своеобразные символы, свидетели эпохи. Но ничего нет более постоянного, чем временное, и теперь уже весь музей называется «Мир забытых вещей». Мир - это и умиротворение, и общество.

Директор вологодского музея «Мир забытых вещей» Татьяна Владимировна Касьяненко

Прошлое и современность

Старинные музейные часы бьют как придётся: то два раза, то потом сразу двенадцать. Татьяна Владимировна поясняет: «Этим часам всё можно, они заслужили».

Старые часы в музее «Мир забытых вещей». Фото: Алексей Кириловский

– Основная экспозиция, – продолжает рассказ Татьяна Касьяненко, – это предметы из фондов музея-заповедника. Что-то нам дарят - приносят коробочки с граммофонными иголками, пластинки, фотографии, открытки, газеты… Есть у музея такой поклонник - солидный бизнесмен из Москвы. После того, как он побывал у нас впервые, он сказал мне: «Где бы я ни бывал, я всегда хожу в музеи. У вас очень редкий музей. Дело даже не в экспонатах. Просто он рассказывает об очень коротком периоде в истории нашей страны».

Когда в начале 90-х годов, в очень непростое время, городские власти нашли возможность отреставрировать старый деревянный купеческий особняк XIX века и передать его музею, мы решили сделать экспозицию, которая показала бы, как жила провинция в другой тоже непростой период – на рубеже XIX-XX веков.

У нас здесь вещи разных времён, разных культурных слоёв, разного художественного достоинства. Но в таком городе, как Вологда, могли соседствовать рококо, бидермайер, изысканный модерн с вещами кустарного производства.

Первый этаж – интерьеры, второй этаж – портреты из дворянских усадеб XVIII, XIX веков. Но хочется, чтобы музей был постоянно на слуху. И на третьем этаже мы делаем выставки. В приоритете у меня молодые художники, которым ещё рано выставляться в картинной галерее, женщины – потому что им всегда труднее пробиться, люди с необычными увлечениями. Также проходят выставки авторских кукол – я их очень люблю.

Портреты в музее «Мир забытых вещей». Фото: Алексей Кириловский

Дом – экспонат

– У дома три истории, – рассказывает Татьяна Касьяненко. – Первая история – дом одной семьи, вторая история – коммуналки, третья история – музей.

У последнего хозяина этого дома Дмитрия Николаевича Пантелеева было 17 детей от одной жены. После революции Дмитрий Николаевич был отправлен на Кольский полуостров, где и скончался. А в его доме были устроены коммунальные квартиры. Справедливости при этом не было. Например, в большой комнате на втором этаже жили муж с женой, а семья из пяти человек ютилась в той маленькой комнатке, где теперь мой кабинет. В 80-е годы всем жильцам дали отдельное жилье.

Мы знакомы и дружим с потомками Пантелеева. И, надо сказать, они счастливы, что их родовое гнездо сохранилось и в нём открыт музей. К нам приезжают потомки не только семьи Пантелеевых, но и потомки вологодских дворян, тех, чьи портреты висят у нас на втором этаже, и других. Приходят и жильцы коммунального периода, вспоминают то время.

Когда я говорю о коммунальном периоде дома, то ставлю патефонную пластинку, звучит танго «Брызги шампанского» и я рассказываю о том, как 9 мая 1945 года никакого шампанского у людей не было, люди несли на общий стол кто картошку, кто селёдку и слушали именно эту музыку со слезами на глазах. Это по воспоминаниям живших здесь людей.

Граммофон в музее «Мир забытых вещей». Фото: Алексей Кириловский

Как-то к нам приезжал испанский антиквар. Это был молодой человек, лет 25. Я спрашиваю его: «Вы знаете историю нашей страны?» Он что-то ответил, было понятно, что знает едва-едва. И на примере семьи Пантелеевых, последних владельцев дома, и последующих жильцов я рассказала ему историю вот этого периода – начала ХХ века. Ему было непонятно, что такое коммунальные квартиры. Я ему рассказала, что в этом доме жило 20 семей. Он говорит: «Это невозможно! А где они готовили еду?» Отвечаю: «На примусах». Он не понимает. Говорю: «Представляете паяльную лампу? Это что-то похожее, только побольше».

От школьников до Пьера Ришара

– Наш музей посещают самые разные люди, – говорит директор. – Взрослых я могу поручить и внештатным экскурсоводам, но дошкольников на экскурсию веду сама. Мы рады всем – пенсионерам, студентам, школьникам – не только вологодским, но и из других городов. Особенно много посетителей у нас в новогодние каникулы – мы за эти 10 дней делаем квартальный план. И я даже опасаюсь в эти дни за наши деревянные перекрытия – жилой дом не предназначен для такого количества людей. Бывает так, что ребёнка привели на экскурсию с классом, а потом он приводит своих родителей. Для меня это – обратная связь.

В вологодском музее «Мир забытых вещей»

В конце 90-х и в начале 2000-х в Вологде был проект «Открытая трибуна». Департамент культуры приглашал писателей, поэтов, музыкантов, которые в рамках этого проекта выступали в филармонии, а сюда их приводили частным порядком, и мы пили чай. У меня уже пять альбомов, в которых есть записи, сделанные нашими гостями. Это не книги отзывов, а именно альбомы. Первый альбом мы начали в 1993-м году, и первая запись в этом альбоме – Валентина Распутина.

Бывали у нас Игорь Костолевский, Людмила Улицкая, Виктор Сухоруков, недавно приезжал Пьер Ришар. Мы с ним говорили хоть и через переводчика, но как с очень близким, родственным по духу человеком. Говорили о русской душе, он ведь неоднократно бывал в России, любит сюда приезжать, читает очень много русской литературы. Помню начало нашего разговора. Я сказала: «Вы знаете, я очень не люблю комедии. Единственная комедия, которую я могу смотреть всегда, с любого фрагмента – это «Игрушка». Он ответил: «Это мой любимый фильм. Это как бы обо мне. Потому что меня воспитывал очень богатый дед, а родители в моём воспитании не участвовали». Ришар чем-то похож на Тургенева, он совсем не комичный в обычной жизни – такой седой, благородный.

Буквально за год до своей смерти музей посетил Тонино Гуэрра – вместе с супругой и Андреем Хржановским, замечательным режиссёром-мультипликатором, который часто бывает в Вологде. Мы с ним долго пили чай. Когда Тонино Гуэрра зашёл в музей, он сказал: «В Вологде надо сохранять деревянные дома. Даже если они старые и разваливаются, их нужно замерять, фотографировать, зарисовывать. Всё современное, что построено, очень плохо».

Каретник во дворе. Фото: Алексей Кириловский

Каждый посетитель имеет право на теплый прием, на душевную теплоту наших сотрудников. Человек не может запомнить всё, да и назначение некоторых экспонатов понятно не всем. Но если возникают вопросы, мы всё объясняем. Есть у нас постоянные посетители, которые приезжают по многу раз из Москвы и Петербурга. Людям нужна эта атмосфера – дом, любимая скамейка, дерево, посаженное своими руками.

Музыкальная шкатулка. Фото: Алексей Кириловский

Смотришь на лица, изображенные на портретах, слушаешь бой часов, граммофон или музыкальную шкатулку, разглядываешь какую-то старую вещь, когда чувствовавшую тепло человеческих рук, и думаешь о том, что жить мирной жизнью, оказывается, тоже надо уметь… Вероятно, один из важных навыков – внимание к мелочам, видение в малом чего-то гораздо большего, каких-то других миров.

Я очень люблю не "академические" музеи, расположенные в старинных особняках. Один из таких музеев находится в Вологде и называется "Мир забытых вещей". Прочитав название, я подумала, что речь идет о музее, в котором собраны самые экстравагантные находки-забытые в различных местах вещи. На самом деле, в данном музее речь идет совершенно о другом: о старинных вещах, которые забыты в современном мире.



Музей расположен на живописной улице в нескольких шагах от Кремля в бывшем жилом доме середины 19 века семьи Засодимских. Рядом с ним находится еще одна известная городская усадьба прошлых веков, в которой расположился Дом актера. Заходим внутрь музея, а там нас встречают, как родных, смотрительницы. Одна из них отправилась показывать дом.

На первом этаже можно познакомиться с экспозиций жилища городской усадьбы 19-20 века. Вот, например, гостиный гарнитур, типичные обои, аксессуары.



Рядом находится довольно большая музыкальная шкатулка, которую сотрудница музея завела специально для нас. И делала она это с таким и удовольствием и любовью к экспонату, что это вызывало умиление.



Отдельно интересно рассмотреть настояльные часы - произведение искусства.



В этой же комнате расставлены серванты с посудой того времени. Конечно, это фарфор, позолота - все утонченное и изысканное.



Следующая комната музея иллюстрирует комнату для развлечений. Нам включили граммофон 20-х годов прошлого века, звук весьма необычен для уха современного человека. Мне почему-то сразу представились американские дамочки в нарядах того времени, зажигательные танцы... Хотя, конечно, в России все было немного по-другому.



Здесь же за стеклянными витринами можно увидеть различные предметы для развлечений, например, лото.



Кукольный домик.



Отдельная гордость музея - это старинные японские часы.



Какой же модный дом без рояля?



А вот это брутальная комната хозяина - кабинет. Довольно странное приспособление на фотографии ниже - это чайник, которым барин сам не брезговал пользоваться, наливал чай без помощи женщин и прислуги.



В богатом доме должны быть книги, конечно, они были. В музее стоит подлинная подборка книг прошлых веков.



Камерный английский стиль и хозяйский рабочий стол.



Отдельно хочу показать несколько фотографий со стены музея. Вот это площадь Вологды, на которой некогда стояли церкви, впоследствии взорванные большевиками. Сейчас площадь выглядит довольно пустынно, сложно представить, что она была такой красавицей.



А вот это та самая улица, на которой находится музей "Мир забытых вещей". Поразительное изменение, не правда ли?





Вот это зал музея, где проводят творческие вечера: литературные, играют на фортепьяно, ставят спектакли, поют романсы.



На картине можно увидеть облик Вологды с берега.



А вот, пожалуй, самый странный экспонат музея - фисгармония, что-то среднее между органом и пианино. Как рассказала смотрительница, этот инструмент подарил музею житель города, он даже периодически приходит сюда и играет на инструменте.





Кроме всего этого, в музее можно увидеть картины жителей Вологды того времени, картины местных художников. На самом верхнем этаже проходят временные выставки. В период нашего посещения шла выставка картин современной вологодской художницы, но я не отношусь к ценителям современной живописи.



Напоследок нам разрешили заглянуть в чайную директора музея, в которой он принимает важных гостей. Мне сразу вспомнилась песенка: "У самовара я и моя Маша".





На мой взгляд, это очень здорово, что мы можем посещать такие музеи, что кто-то занимается сохранением традиций и вещей, которые хранят дух и ауру того времени. Здорово, что там не открыли очередной банк или офис, поэтому не теряйте шанс побывать в таком уникальном, домашнем музее.

Адрес: г. Вологда, ул. Ленинградская, д.6

Часы работы: с 10-00 до 17-00, Понедельник и Вторник выходной













Посреди городской суеты, потоков машин, многоэтажек и яркой неоновой рекламы есть маленький островок, где само Время замедляет свой бег. Уютный особнячок, лампа с абажуром, самовар на столе, «предметы доброй старины» и непередаваемая атмосфера спокойствия, размеренности, неторопливости…

Мы приглашаем нашего читателя в музей «Мир забытых вещей». Об этом удивительном доме и обо всех его тайнах рассказывает нам его «хозяйка» – заведующая музеем Татьяна Касьяненко.

Минувших дней очарование

Закроем глаза и представим, что на дворе ХIX век…

Деревянный особняк, гостиная, где за общим столом собирается большое семейство купца Дмитрия Пантелеева... Семейство и в самом деле большое – семнадцать детей! Кругом веселый шум, младшие играют в прятки, старшие читают, гуляют… Атмосфера уюта и тепла, так быстро канувшая в Лету… После революции судьба семейства была не столь завидна: дом экспроприировали и отдали под коммуналку, а законных его владельцев сослали на Кольский полуостров...

Но и по сей день этот дом собирает в Вологде потомков семьи Пантелеевых из разных уголков страны. Все они очень рады, что их родовое гнездо сохранилось…

В 1991 году бывший дом Пантелеева был передан музею-заповеднику. Первоначально планировалось создать здесь литературный музей – ведь у особняка была «литературная» история: по легенде, в 1868-1869 годах в нем снимал комнату писатель-народник Павел Засодимский, который отбывал административную ссылку в Вологде. Но мемориальных вещей хватило только на экспозицию рабочего кабинета… Выход нашелся сам собой: гости из других городов, любуясь фасадами вологодских деревянных особняков, частенько выказывали желание заглянуть внутрь. Так и возникла идея создать музей, в котором сама обстановка рассказывала бы о жизни XIX столетия.

Названию филиала, как ни странно, способствовала мода – в начале 90-х популярными были именования с использованием слова «мир»: «Мир женщин», «Мир путешествий», «Мир усадьбы»... Первая экспозиция на нижнем этаже дома в дань моде стала именоваться «Миром забытых вещей». Выставка как магнит притягивала посетителей, ведь на ней можно было увидеть такие вещи и предметы, о существовании которых люди XXI века даже не подозревают: сонетка, жардиньерка, жирандоль...

Выставка планировалась как временная, но радует своих гостей и по сей день. Благодаря ей музей получил свое имя – «Мир забытых вещей».

У предметов есть свои секреты

Каждый уголок в этом доме окутан тайной, любая вещь в нем несет печать прошедшей эпохи, хранит свою историю. Экспозиция первого этажа – несколько комнат с типологическими интерьерами гостиной, столовой, кабинета и детской – «комнатой Сонечки». Прогуливаясь по ним, видишь предметы, которые давно сами стали историей. Вот, например, граммофон. Настоящий, вполне в рабочем состоянии! Столь роскошный предмет в то время был не каждому по карману. Зато какое удовольствие – послушать из чудо-машины настоящую, «живую» музыку!.. Даже Федор Шаляпин, поначалу скептически относившийся к записыванию собственного голоса на пластинки, считая это бесовством, вскоре перестал сопротивляться прогрессу. Благодаря чему музыкального мэтра можем услышать и мы.

Без граммофона не обходился ни один торжественный вечер, иногда его брали с собой на загородные пикники. Правда, пластинки к музыкальному проигрывателю были дороговаты. Их делали из смолы, шеллака, и даже из шоколада! После прослушивания такие сладкие сувенирные пластинки можно было скушать.

Дедушка современных CD-проигрывателей, граммофон занимает почетное место в «Мире забытых вещей». И не в одиночестве, а с бамбуковой этажеркой и со своими верными спутницами-пластинками… В этом музее все предметы ходят парами – то есть вписаны в интерьер, и стоят именно так, как стояли 100 и более лет назад. И самая главная особенность музея в том, что о любом предмете – даже о простом носовом платке или маленькой чайной ложке – здесь можно узнать столько нового, столько интересного…

Эти лица говорят о многом

… А на втором этаже с портретов на нас смотрят лица ушедшей эпохи…

Есть в музее такие портреты, к которым приезжают гости. Например, потомки дворян Зубовых приезжают из столицы в тихую Вологду только потому, что здесь есть дом, где сохраняется память об их семье. Нина Владимировна, потомок этого древнего рода, собирает семейный архив. Частая гостья «Мира забытых вещей», она в один из визитов подарила музею ноты середины XIX столетия, собранные и переплетенные ее прапрадедушкой Михаилом Алексеевичем Зубовым. И во время рождественских встреч в зале музея звучала «подаренная» музыка – на фортепиано – ровеснике этих нот.

Музыка в стенах музея вообще звучит очень часто. Как и в те далекие времена, здесь проходят своеобразные «музыкальные салоны», ставшие доброй традицией.

Из минувшего столетия в наш век

Ниточкой, связующей в музее «век нынешний и век минувший», стали сменяющие одна другую выставки наших современников. В выборе экспозиций, расположенных на третьем этаже музея, прослеживаются несколько основных «линий». Во-первых, в «Мире забытых вещей» часто проходят вернисажи молодых художников. Вторая «линия» – «женская», к ней же примыкают многочисленные выставки игрушек: незабываемые «Рождество в детской» и «Рождественские миниатюры»…

А третья «линия» – выставки необычных, оригинальных экспонатов. К примеру, вышитые мужчиной бабочки, которые, кажется, готовы были упорхнуть с полотен!

А сколько еще в музее необычного, удивительного, своеобразного… Еще не поднявшись на крыльцо особняка, а только зайдя в ворота, попадаешь в удивительный мир, созданный заботливыми руками хозяев и друзей музея. Летом уютный дворик превращается в настоящий цветочный карнавал; а маленький мостик и мельница – творения Валентина Кормилицына – неизменно привлекают посетителей, которым хочется посидеть на скамеечке и помечтать, спрятавшись в тени от жаркого солнышка.

«Мир забытых вещей» не забывается его поклонниками. О том, сколь их много, говорят альбомы (!) отзывов. Первым в далеком уже 1993 году слова благодарности и восхищения написал Валентин Распутин. А за ним – сотни восторженных откликов: здесь можно найти записи Аллы Андреевой, вдовы Даниила Андреева, музыкантов, писателей, гостей из Испании, Франции, Японии… А коллеги-музейщики из Мишкольца, побывавшие в музее несколько раз, оставили в памятном альбоме символические строчки: «Где вера – там любовь, где любовь – там мир, где мир – там благословение, где благословение – там бог, где бог – там нужды нет». Такие слова многого стоят.

В городе Вологде немало небольших, занимательных музеев. Есть музей дипломатического корпуса, политической ссылки (дом Сталина), дом Петра I, музей аптекарского дела и знаменитых вологодских кружев, есть несколько галерей и выставочных залов. За праздничные дни мы постарались обойти музеи по максимуму. Из всех пройденных больше всех мил стал музей «Мир забытых вещей». На Ленинградской улице в доме № 6 р ядом с Домом Актера расположился не просто музей, а целый культурный центр с выставочными залами, постоянной и сменной экспозициями, своим зрительным залом, где проходят литературно-музыкальные представления, и очень приветливыми сотрудниками.

Трехэтажный деревянный дом XIX века купца Пантелеева. Калитка с афишей грядущих представлений. Традиционный для этих мест резной крыльцо и во сам музей. Слегка промокшие вещи сданы в гардероб, и началась экскурсия. Даже не заказывая специальную экскурсию, смотрители охотно рассказывают о музее и его истории. Он был основан почти двадцать лет назад. Сначала мы думали, что музей забытых вещей означает, что все предметы были утеряны владельцами. А оказалось надо смотреть гораздо глубже. Да, многие из них утеряны, но не конкретными людьми, а эпохой. У каждого из экспонатов своя история. Тесно связанная с хозяином и городом. Показ начинает под звук музыкальной шкатулки. Это предок патефона. Вот только пластинки там металлические. Аппарат действует до сих пор. Пока он играет, смотритель рассказывает о выставленных экспонатах. В коллекции музея имеется и патефон, и старинный барометр, и китайский влагомер. Как он работает — нам так и не рассказали. Говорят, что таких устройств осталось очень мало. Большинство вещей было получено от частных лиц. Некоторые предметы уже и не встретишь в современных квартирах. Крючковатый нож для сыра выглядит причудливой заморской диковинкой. Фарфоровый чайник, кофейник и чайный набор как из картин про старинную жизнь русских купцов. Все комнаты обставлены в соответствии с предназначением предметов. Гостиная, кабинет, детская. Детская комната очень милая. Не скажешь, что в музеи. Вещи лежат так, будто малышка только сейчас вышла. Фарфоровые куколки стоит на стульчике, тут же набор для вышивки. Наверняка мастерица растет у родителей.





На верхних зала выставлены картины местных художников. Иметь собственный портрет было очень престижно. Да вот беда, картины хотели многие, но мастеров в тех краях было мало. Зато были специально обученные рисованию крепостные. Их работы начинают выставку. Она располагается в нескольких залах. Сначала люди на картинах очень мультяшные, похожие друг на друга, будто писались с одного шаблона. С каждым залов картины все более качественные и умелые. В последнем зале находятся картины профессиональных художников Вологодской области. Они уже реалистичны и написаны с фотографической точностью. Портрет пожилой женщины кисти..- просто шедевр достойный Третьяковки и Русского музея.

В заде на третьем этаже сменные выставки. Когда мы пришли, свои работы выставлял Александр Карпиченко. Галерея называлась «Казуистика». автор не ошибся в названии. Казуистики в картинах немало.


Музей «Мир забытых вещей» очень уютный и теплый в душевном понимании этого слова. Мы ходили по музею, а казалось просто зашли в гости к знатному вологжанину.