Доходный дом церкви Троицы на Грязех. Во власти зверей. Чистопрудный бульвар, чистые пруды
Сергей Вашков занимался не только внешним оформлением дома, но и интерьерами. Он сам поселился здесь же, и жил до самой смерти в ноябре 1914 года. Тогда часть квартир отводилась под временное проживание нуждающимся прихожанам, а другую часть сдавали внаем.
Сначала дом был четырехэтажным с двумя шатровыми башнями по краям. Но в послевоенные годы архитектор Б.Л. Топаз надстроил здание до семи этажей. Тогда дом лишился верхнего ряда барельефов, двух венчавших его башен и балконов второго этажа. Но большая часть зверей сохранилась.
Символика в архитектуре: о чем расскажут фасады зданий?А несколько лет назад на первом этаже вместо окна сделали дверь и пристроили к ней лестницу с совами. То есть эта деталь не имеет никакого отношения к первоначальному архитектурному решению.
Сейчас весь нижний этаж доходного дома церкви Троицы на Грязех занимает Океанариум на Чистых прудах. Его изюминка - круговой 25-метровый панорамный аквариум «Батискаф», где плавают 10 акул и регулярно проходит шоу кормления акул и мурен.
Чистопрудный бульвар 14 - доходный дом церкви Троицы на Грязех, 1908-1909 - памятник позднего, национального модерна.
Дом по проекту арх. Л. Л. Кравецкого и П. К. Микини украшен сказочными зверями работы С. И. Вашкова.
Работы Вашкова крайне интересны - и прежде всего это церквоь в Клязьме (см. р. архитектура части 11, 12 и 14 и 18)
Изюминка дома - это, конечно, фигурный узор, ковром покрывающий третий и четвертый этажи. Рисунки в виде зверей, птиц и растений выполнены из терракоты (обожженной глины) по эскизам художника Сергея Вашкова, привлеченного к этой работе артелью «Мурава».
2.
3.
4.
Человеку, далекому от архитектуры, барельефы сказочных созданий, скорее всего, не скажут ни о чем, но искушенный взгляд сразу заметит сходство с убранством Дмитриевского собора во Владимире (XII век). Стены собора снаружи украшены более чем 600 рельефами с изображениями птиц и зверей, мифических и реальных, а также скульптурными ликами святых и серафимов.
Ученик Васнецова, С.И. Вашков по-своему интерпретировал древние изображения (увеличил их, что было характерно для стиля модерн) и переселил их в Москву на Чистые пруды.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Даже ничего не зная об истории создания этих рисунков, можно просто любоваться ими, а то и убивать время, пытаясь сосчитать, сколько на фасаде львов, сколько грифонов, сов, оленей и невиданных зверей, которых трудно распознать...
По счастью, работы Вашкова с течением времени сохранились практически в полном объеме (кстати, сам художник поселился в этом доме), а вот архитектурный проект (авторы - Л. Кравецкий и П. Микини) претерпел изменения.
Многие - почти все - доходные дома надстраивались сверху, то же самое произошло и с этим домом в 1944-45 годах. Изначально 4-этажный, дом лишился верхних боковых шатровых квадратных башен и вырос еще на два, а с углов - на три этажа (эта надстройка выглядит чужой стилю модерн, который стремился уйти от прямых углов - по нижней части здания еще можно видеть, что углы «сглажены» и декорированы).
Информация частично взята с
Использованы только собственные фотографии - дата съемки 19.05.2013
Адрес: Москва, Чистопрудный бульвар, м."Чистые пруды", "Сретенский бульвар".
Местность, занимаемая бульваром, известна с XVI в., когда здесь обосновались скотобойни - «Животинный двор», позже «Государев боевой двор». Мясная торговля дала имя прилегающей Мясницкой улице, а её отходы, сбрасываемые в ближайшее болото - «Поганому пруду». Из болота вытекал ручей Рачка, протекавший на юг и впадавший в реку Москву у Воспитательного дома.
C 1699 г. угловое владение у Мясницких ворот принадлежало А.Д.Меншикову, построившему в глубине двора Меншикову башню. Мясная торговля на Мясницкой была свёрнута в 1710 г., а в 1723 г. и бойни были выведены подальше от дома Светлейшего.
После пожара 1812 г. остатки стены Белого города были снесены, пруд - очищен, а в торцах образовавшегося бульвара выстроены два гостиничных здания.
Гостиница у Покровских ворот дожила до наших дней, а у Мясницких - была снесена в 1930-е г.г. На её месте вестибюль станции метро Чистые пруды и памятник А.С.Грибоедову.
В течение XIX в. застройка бульвара чётко разделялась - внутренняя сторона была застроена двухэтажными домами знати и казёнными учреждениями, внешняя - одноэтажными домами победнее. В конце века бульвар застроен трёх-четырёхэтажными доходными домами; в 1945-1952 г.г. большинство этих домов были надстроены до шести-семи этажей с сохранением общего архитектурного облика.
"Дом со зверями" (Чистопрудный бульвар, 14) - доходный дом церкви св. Троицы Живоначальной, что на Грязех
(снимок из семейного архива рода Дмитревских сделан между 1908-1917 г.г.)
Здание стасовских гостиниц (самое начало XIX в.) |
Чистопрудный бульвар, 23 - доходный дом Н.Д.Телешова, 1900 г., архитектор С.В.Барков. Изначально четырёхэтажный, в 1947 г. надстроен до 7 этажей. Библиотека имени Ф.М.Достоевского в первом этаже здания работает с 1907 г. В квартире 2 в 1920-1934 г.г. жил С.М.Эйзенштейн. |
Чистопрудный бульвар, 14 - доходный дом церкви Троицы на Грязех (1908-1909 г.г.) - памятник позднего «национального» модерна. Дом по проекту архитектора Л.Л.Кравецкого и П.К.Микини украшен сказочными зверями работы С.И.Вашкова. Первоначально дом был четырёхэтажным, а в послевоенные годы - надстроен до нынешних 7 этажей. Звери, большей частью, сохранились. |
Чистые пруды |
Чистопрудный бульвар, 19а - Московский театр «Современник». Построен в 1914 г. Р.И.Клейном как кинотеатр «Колизей»; работал под этим именем до 1970 г.; театр открыт в 1974 г. |
Чистые пруды. Многофункциональный комплекс на Чистых прудах "Белый лебедь". |
Чистые пруды |
Фонтан "Поющий журавль" |
Один из первых московских доходных домов постройки в стиле "модерн" 1898-1899 г.г. постройки,владелец хлеботорговец Рахманов. |
Памятник Абаю Кунанбаеву (1845-1904 г.г.) - казахский поэт, писатель, общественный деятель, основоположник современной казахской письменной литературы. Открыт в 2006 г., скульптор М.Айнеков, архитектор В.Романенко. |
Чистопрудный бульвар, 10 стр. 1 - Усадьба Е.П.Кашкина - А.А.Дурасовой (1876 г., архитектор А.Е.Вебер) |
|