Куда девать ребенка если уйти в монастырь. В монастырь уходят, а не убегают…

«Исповедь бывшей послушницы» была написана Марией Кикоть не для публикации и даже не столько для читателей, сколько прежде всего для себя, с терапевтическими целями. Но повесть мгновенно срезонировала в православном рунете и, как многие заметили, произвела эффект бомбы.

История девушки, прожившей несколько лет в одном из известных российских женских монастырей, и ее исповедь совершила переворот в сознании многих людей. Книга написана от первого лица и посвящена, пожалуй, самой закрытой теме - жизни в современном монастыре. В ней много интересных наблюдений, рассуждений о монашестве и сходстве церковных структур с сектой. Но наше внимание привлекла глава, посвященная тем, кто ушел в монастырь… и взял с собой детей.

Мария Кикоть в своей книге «Исповедь бывшей послушницы» без прикрас описывает жизнь в монастыре, оставляя за читателем право делать выводы самостоятельно

«Поскольку подъем для нас был в 7, а не в 5 утра, как у сестер монастыря, нам не полагалось днем никакого отдыха, посидеть и отдохнуть мы могли только за столом во время трапезы, которая длилась 20–30 минут.

Весь день паломники должны были быть на послушании, то есть делать то, что говорит специально приставленная к ним сестра. Эту сестру звали послушница Харитина, и она была вторым человеком в монастыре - после матери Космы, - с которым мне довелось общаться. Неизменно вежливая, с очень приятными манерами, с нами она была все время какая-то нарочито бодрая и даже веселая, но на бледно-сером лице с темными кругами у глаз читалась усталость и даже изможденность. На ее лице редко можно было увидеть какую-либо эмоцию, кроме все время одинаковой полуулыбки.



Мамы детей, которые растут в монастырском приюте, находятся на особом положении. Они отдыхают всего три часа в неделю, в воскресенье

Харитина давала нам задания, что нужно было помыть и убрать, обеспечивала нас тряпками и всем необходимым для уборки, следила, чтобы мы все время были заняты. Одежда у нее была довольно странная: вылинявшая серо-синяя юбка, такая старая, как будто ее носили уже целую вечность, не менее ветхая рубашка непонятного фасона с дырявыми рюшечками и серый платок, который когда-то, наверное, был черным. Она была старшая на «детской», то есть была ответственна за гостевую и детскую трапезные, где кормили детей монастырского приюта, гостей, а также устраивали праздники. Харитина постоянно что-то делала, бегала, сама вместе с поваром и трапезником разносила еду, мыла посуду, обслуживала гостей, помогала паломникам.



Дети в приюте «Отрада» живут на полном пансионе, учатся, помимо основных школьных дисциплин, музыке, танцам, актерскому мастерству

Жила она прямо на кухне, в маленькой комнатке, похожей на конуру, расположенной за входной дверью. Там же, в этой каморке, рядом со складным диванчиком, где она спала ночью, не раздеваясь, свернувшись калачиком, как зверек, складировались в коробках различные ценные кухонные вещи и хранились все ключи.

Позже я узнала, что Харитина была «мамой», то есть не сестрой монастыря, а скорее чем-то вроде раба, отрабатывающего в монастыре свой огромный неоплатный долг. «Мам» в монастыре было довольно много, около половины всех сестер монастыря.

«Мамы» - это женщины с детьми, которых их духовники благословили на монашеский подвиг. Поэтому они пришли сюда, в Свято-Никольский Черноостровский монастырь, где есть детский приют «Отрада» и православная гимназия прямо в стенах монастыря. Дети здесь живут на полном пансионе в отдельном здании приюта, учатся, помимо основных школьных дисциплин, музыке, танцам, актерскому мастерству. Хотя приют считается сиротским, чуть ли не треть детей в нем отнюдь не сироты, а дети с «мамами».

«Мамы» находятся у игумении Николаи на особом счету. Они трудятся на самых тяжелых послушаниях (коровник, кухня, уборка) и не имеют, как остальные сестры, часа отдыха в день, то есть трудятся с 7 утра и до 11–12 ночи без отдыха, монашеское молитвенное правило у них также заменено послушанием (работой). Литургию в храме они посещают только по воскресеньям. Воскресенье - единственный день, когда им положено 3 часа свободного времени днем на общение с ребенком или отдых. У некоторых в приюте живут не один, а два, у одной «мамы» было даже три ребенка. На собраниях Матушка часто говорила таким: «Ты должна работать за двоих. Мы растим твоего ребенка. Не будь неблагодарной!»

У Харитины в приюте была дочка Анастасия, совсем маленькая, тогда ей было примерно полтора-два годика. Я не знаю ее истории, в монастыре сестрам запрещено рассказывать о своей жизни «в миру», не знаю, каким образом Харитина попала в монастырь с таким маленьким ребенком. Я даже не знаю ее настоящего имени. От одной сестры я слышала про несчастную любовь, неудавшуюся семейную жизнь и благословение старца Власия на монашество.



«Мамам» достается самая тяжелая работа и их постоянно напоминают о том, что они должны работать за двоих - за себя и ребенка

Большинство «мам» попали сюда именно так, по благословению старца Боровского монастыря Власия или старца Оптиной пустыни Илия (Ноздрина). Эти женщины не были какими-то особенными, многие до монастыря имели и жилье, и хорошую работу, некоторые были с высшим образованием, просто в сложный период своей жизни они оказались здесь. Целыми днями эти «мамы» трудились на тяжелых послушаниях, расплачиваясь своим здоровьем, пока детей воспитывали чужие люди в казарменной обстановке приюта.



Приют «Отрада» при Свято-Никольском Черноостровском монастыре. Как минимум треть воспитанников в нем вовсе не сироты

На больших праздниках, когда в монастырь приезжал наш митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин), или другие важные гости, маленькую дочку Харитины в красивом платьице подводили к ним, фотографировали, она с двумя другими маленькими девочками пела песенки и танцевала. Пухленькая, кудрявая, здоровенькая, она вызывала всеобщее умиление.

Часто «мам» наказывали в случае плохого поведения их дочек. Этот шантаж длился до того момента, пока дети не вырастут и не покинут приют, тогда становился возможен иноческий или монашеский постриг «мамы».

Харитине игумения запрещала часто общаться с дочкой: по ее словам, это отвлекало от работы, и к тому же остальные дети могли завидовать.



А вы согласны с автором, которая считает, что современные монастыри похожи на секту?

Истории всех этих «мам» вызывали у меня всегда возмущение. Редко это были какие-то неблагополучные мамы, у которых нужно было забирать детей в приют.

Алкоголичек, наркоманок и бомжей в монастыри не принимают. Как правило, это были обычные женщины с жильем и работой, многие с высшим образованием, у которых не сложилась семейная жизнь с «папами» и на этой почве поехала крыша в сторону религии.

Но ведь духовники и старцы существуют как раз для того, чтобы направлять людей на правильный путь, попросту «вправлять людям мозги». А получается наоборот: женщина, у которой есть дети, возомнив себя будущей монахиней и подвижницей, идет к такому духовнику, а он вместо того, чтобы объяснить ей, что ее подвиг как раз и заключается в воспитании детей, благословляет ее в монастырь. Или, еще хуже, настаивает на таком благословении, объясняя это тем, что в миру трудно спастись.

Потом говорят, что эта женщина добровольно избрала этот путь. А что значит «добровольно»? Мы же не говорим, что люди, попавшие в секты, добровольно туда попали? Здесь эта добровольность очень условна. Сколько угодно можно нахваливать приюты при монастырях, но по сути это же все те же детские дома, как казармы или тюрьмы с маленькими заключенными, которые не видят ничего, кроме четырех стен.

Как можно отправить туда ребенка, у которого есть мама? Сирот из обычных детских домов могут усыновить, взять в приемную семью или под опеку, особенно маленьких, они находятся в базах данных на усыновление. Дети из монастырских приютов этой надежды лишены - ни в одной базе их нет. Как вообще можно благословлять женщин с детьми в монастыри? Почему нет никакого законодательства, которое бы запрещало это делать горе-духовникам и старцам, а игумениям, как мать Николая, их с удовольствием эксплуатировать? Несколько лет назад вышло какое-то правило, запрещающее постригать в иночество или монашество послушниц, у которых дети не достигли 18 лет. Но это ничего не изменило».

Читайте также

  • Текст: Отрывок из книги Марии Кикоть «Исповедь бывшей послушницы», публикуется с сокращениями
  • Фото: PhotoXPress.ru
  • Дата: 30 ноября 2016

223 комментария

    Ответить

    Ответить


Мне 34 года, у меня сын пяти лет, рожденный вне брака, замуж выйти не получается. Хотела бы уйти в монастырь хотя бы послушницей. Могу я взять с собой ребенка, если он другого пола?

Людмила


Мне 26 лет. Православная Христианка. Я не замужем, детей нет. Живу с мамой вдвоем в ее квартире. Мама также не замужем (в разводе). Я работаю. Друзей у меня нет. Поэтому после работы иду сразу домой. Выходные проводим вместе с мамой. Когда у меня появляются знакомые, мама находит в них кучу негативного, и я, прислушиваясь к ее мнению, перестаю с ними общаться. Это же касается и парней. Она их привечает, конечно, но при этом всегда говорит, что это не настоящий мужчина, и я тоже начинаю сомневаться. Гулять допоздна я не могу, так как мама рано встает на работу и не спит, пока я не приду домой. Многие знакомые этого не понимают. Хотела снимать квартиру, но как мама будет без меня? Она мое предложение восприняла со слезами на глазах. Зимой у меня умер дедушка, и нам по наследству досталась квартира в соседнем доме. Чувствуя, что замуж уже не выйду, - во всех мужчинах я теперь вижу только негатив, - решила, что буду жить одна и возьму из детского дома ребенка. Мама бы не позволила удочерить или усыновить. Но у мамы появился план продать обе квартиры и переехать в одну в другом городе. Как ни странно, внешне я ее поддерживаю, и если начинаю размышлять, то получается, что она права во всем. Но мне так хочется простого женского счастья, и в душе у меня появилось уныние. Теперь я часто думаю о том, чтобы уйти в монастырь. Но не побег ли это от себя? Как мне быть? Что посоветуете, батюшка?

Ксения


Два вопроса, и как бы на одну тему. Да, в них есть то, что их объединяет. Это стремление к монастырю с одной стороны, а с другой стороны сама постановка вопроса тоже звучит одинаково - «уйти». А жизненные обстоятельства хотя и различные, но мысли возникают одинаковые.
Можно уйти в монастырь, имея горячее желание служить Богу, и можно «уйти», то есть сбежать от жизни и от себя. И если первое - спасительный и благодатный, но большинству Христиан непосильный путь, то второе - весьма небезопасный и могущий поломать жизнь шаг. Прежде чем что-либо изменить в судьбе, надо поступать как в русской пословице - «семь раз отмерь, один раз отрежь». Конечно же, путь к монашеству может быть у каждого свой. Кто-то с юности пламенеет к этому жребию. Кто-то в зрелых годах, пройдя какой-то отрезок жизни, решается на это. А кто-то и на склоне жизни освящает свои послед-ние земные года иночеством, как бы подводя черту под прожитым и готовясь к пакибытию.
Мысли ваши по направленности благородны, но все же мнится из писем, что вы, сестры, хотите не монашество принять и нести сей крест, а именно «уйти в монастырь», то есть убежать от того креста, который несете сейчас. Но задумайтесь сначала не о том будущем «золотом» кресте, а о нынешнем, который несете сейчас. Так ли он плох и тяжел и будет ли вам по силам другой? К тому же, было бы неплохо сначала испытать себя на более простом поприще церковно-приходского послушания. Попробуйте сначала послужить с благословения вашего приходского батюшки хотя бы в качестве рядовых помощниц по храмовому хозяйству. Мойте полы, убирайте двор, следите за подсвечниками в храме. И делайте это регулярно и неотступно, как только позволяет свободное от работы и домашних забот время. Тут все и проявится. И если дело пойдет, с Божией помощью, если преодолеете лень, усталость, необязательность, проявите смирение, послушание и постоянство, и если при этом мысль о монастыре не оставит вас, тогда можно постепенно подходить к этому вопросу уже более серьезно.
И самое главное: самому окончательно этот судьбоносный шаг делать нельзя без благословения духовника, который должен вас знать весьма хорошо.
Можно ли с маленьким ребенком, и тем более с мальчиком, идти в женский монастырь? Не знаю, есть ли такие обители. Представьте себе, что сын вырос и ему уже 17-18 лет. Место ли ему там? Если уж место, то скорее в мужском монастыре, а не женском. Это раз. Его ли это путь, даже если это путь ваш и он ваш сын? Это вопрос, на который вы или кто-либо другой вряд ли сможете дать однозначный ответ. Это два. Это духовная сторона, а есть еще и бытовая. К примеру, его образование, профессия и так далее. Это три. Кто знает, как еще у вас все сложится. Может, Господь даст вам мужа и сыну отчима, который станет ему настоящим отцом. Вам ведь еще только 34 года. Ну а если нет, то и после достижения сыном хотя бы 20-летнего возраста вам не поздно будет послужить Богу или послушницей, или даже приняв постриг. А за это время вы не только испытаете себя, но и донесете свой крест воспитания сына до его возмужания.
Конечно же, слушать родителей и быть у них в послушании большое дело. Это благо для человека. Но вот беда, порой бывает так, что родители, как ваша мама, например, как бы проецируют свою жизнь на жизнь своих чад. И благо было бы, если бы переносилось только доброе, но переносится и худое.
Мама в разводе, и у вас что ни знакомый, то «не настоящий мужчина». Она дома - и вы дома. Она одна - и вы одна. Но вы не вместе, хотя и в одной квартире, так как пишете, что хотите простого женского счастья. И хотите детей, даже до такой степени, что готовы усыновить сироту. Но мама не хочет видеть с вами рядом никого, ни мужа, ни ребенка. Хотя сама совершенно искренне этого не понимает и уверена, что желает вам добра и счастья. Только вот получается наоборот. Что значит «не настоящий мужчина»? Сейчас он, может быть, юноша, - но я знаю много примеров, когда юноша в семье становился настоящим мужчиной, способным содержать семью и воспитывать детей. У вас появилась возможность в будущем жить своей семьей отдельно, а мама этого не желает и не понимает, как это важно. Но хочет обмена на большую квартиру, чтобы вы всегда были с ней. И вот у вас в душе вместо любви рождается уныние, и вы хотите «уйти» - или лучше сказать, убежать - в монастырь от нее.
Но не спешите. Попробуйте сначала выяснить о вас Промысл Божий. Прислушиваться к опыту мамы надо, но и самой тоже надо иметь голову на плечах. И если вы будете при целомудренном и христианском поведении общаться с людьми, то, может быть, и вам будет даровано счастье семейной жизни с любимым человеком и детьми. И тогда отдельная квартира очень пригодится вам.
Ну а пока у вас на фоне уныния раздвоение желаний. Вы и замуж хотите, и в монастырь. Не спешите. От себя не убежишь. Все Господь устроит. Если вам суждено быть невестой Христовой, то будете, несмотря ни на что. Ну а если нет, то будете замужем. С мамой ведите себя почтительно и с глубоким уважением. Но ваша жизнь - это ваша жизнь, и вам пожинать в конце ее плоды прожитого.

Чаще всего желание навсегда покинуть мир рутины и обычных человеческих страстей, став монахом, возникает на почве тяжелой душевной травмы и разочарования в своей жизни. Действительно, порой несбывшиеся планы, неоправдавшиеся надежды, предательство со стороны близких или осознание собственных недостатков толкает нас на отчаянные поступки. А желание постричься в монахи хоть и само по себе прекрасно, но все же часто это отчаянный шаг. Сегодня мы расскажем о том, как мужчине уйти в , как подготовиться к новой жизни, а главное - как понять, что это действительно то, что вам нужно.

Самое важное, что стоит знать перед тем, как просить священнослужителей принять вас в монастырь, это то, что просто так человека “с улицы”, который внезапно принял решение стать отречься от мирской жизни, не постригут в монахи сразу. Вам предложат пройти довольно длительный испытательный срок, который может продлиться несколько лет. Это нужно не только для того, чтобы священнослужители убедились в чистоте ваших намерений, испытательный срок нужен, прежде всего, вам самим.

Когда верующий человек посещает богослужения, проводит немного времени в монастыре, ему может казаться, что жизнь монахов - это покой, умиротворение души, уверенность в завтрашнем дне и праведность. Он ощущает душевный подъем, испытывает радость, поэтому желание остаться в монастыре навсегда выглядит вполне естественным. Однако на самом деле все не так просто. Но давайте обо всем по порядку. Для начала рассмотрим, через какие этапы подготовки человеку нужно пройти, чтобы начать новую жизнь в качестве православного монаха:

Также стоит учитывать, что в монастырь гораздо охотнее принимают людей старше 30 лет. Это связано с тем, что в этом возрасте человек уже имеет некий жизненный опыт, поэтому его решения более осознанны. К тому же перед тем, как вас постригут в монахи, нужно прожить в монастыре минимум пять лет. За столь продолжительный срок вы сможете точно убедиться в том, действительно ли вы готовы прожить остаток своих дней, подчиняясь строгому распорядку и отрешаясь от всего мирского. Если же в монастырь хочет уйти еще совсем юный парень, то обязательно потребуется разрешение родителей.

Церковь всегда готова принять в свое лоно людей, которые искренне желают посвятить свою жизнь служению Богу. Однако есть некоторые ограничения, касающиеся тех, чьи намерения не столь чисты, тех, кто имеет важные незавершенные дела в мирской жизни, и людей, которые приняли решение из-за нестабильного эмоционального состояния. Рассмотрим несколько примеров:

Самое главное - это искреннее желание посвятить себя . Перед тем, как мужчине уйти в монастырь, он должен убедиться в том, что его больше ничто не держит в миру, никто от него не зависит, он готов смиренно выполнять все требования монастырского руководства и принять свою новую жизнь. Важно понимать, что монашество - это не только покой, умиротворение и молитвы, это еще и постоянная борьба с собственной гордыней.

Никольский женский монастырь образован по Указу Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II в апреле 1998 года. В центре монастыря расположен Собор Николая Чудотворца, который был выстроен в 1779 году. Это великолепное строение, которому по своей красоте не было равных в округе. Колокольня в шатровом исполнении и высотой 25 саженей была видна за десятки километров.

В октябре 1939 года, после окончания празднования Престольного праздника - Покрова Пресвятой Богородицы (боковой придел), храм был закрыт, колокола сброшены, иконы сожжены, духовенство репрессировано. Храм был превращен в склад на долгие годы, и местные власти не собирались отдавать его обратно православному люду, несмотря на многочисленные просьбы. Но Господь распорядился иначе. В мае 1989 года в день памяти Святителя Николая шаровая молния ударила в колокольню, и она рухнула, разрушив своды храма. Склад был срочно эвакуирован, остатки храма были переданы Церкви. Осенью 1989 года, в день Престольного праздника Покрова Пресвятой Богородицы, спустя ровно 50 лет, в храме возобновились богослужения, была отслужена первая Божественная Литургия.

Мы верим, что Покров Божией Матери, молитвенная помощь Святителя Николая Чудотворца и новомучеников Российских спасли этот собор от окончательного разорения и помогли воссоздать его. В 2000 году, благодаря поддержке московских благодетелей, была завершена реставрация точной копии колокольни.

Рядом с монастырем находится святой источник, который забил на месте явления Тихвинской Иконы Божией Матери. До революции на этом месте была поставлена часовня, которая впоследствии была взорвана, но по милости Божией источник до сих пор бьет. Не иссякает людской поток к этому источнику за Святой водой, которая обладает целебными свойствами. Но особенно многолюдно бывает 9 июля, когда Церковь празднует Тихвинскую Икону Божией Матери. В этот день Архиепископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Амвросий в сослужении многочисленного духовенства совершает богослужение с Крестным ходом к Святому источнику.

В 1997 году в городе Приволжске Ивановской области была образована Православная женская гимназия и приют. Свою деятельность гимназия начала с получения Лицензии на образовательную деятельность от Областного Отдела Образования. С первого года своей работы гимназия была ориентирована на помощь детям из малообеспеченных, многодетных и неблагополучных семей, учитывая уже в то время всеобщую безработицу и нетрезвый образ жизни взрослых. В 1997 году обучение началось с одного первого класса, и с каждым годом число учащихся росло, производился набор каждую осень в первый класс. С каждым последующим набором среди приходящих детей выявлялись дети, не имеющие возможности жить дома, совместно с родителями.

Как правило, за этих детей ходатайствовали районные органы Опеки, или просто соседи с улицы. В настоящее время обучение и воспитание в Православной женской гимназии получают 57 девочек от 6 до 14 лет, самые старшие учатся в 7-м классе, на следующий год соответственно появится 8-й класс. В приюте при монастыре проживают 20 детей, самым маленьким по 3 года, на обеспечении монастыря находятся 2 девушки - инвалида из Московской и Смоленской области.

Все дети, обучающиеся в гимназии, получают полноценные знания по всем основным и дополнительным предметам, как в общеобразовательной школе, но с дополнением церковных дисциплин: Закон Божий, История церкви, хоровое пение и рукоделие. В декабре 2002 года гимназия успешно прошла Аттестацию и Аккредитацию, подтвердив тем самым, что обучение в ней соответствует Образовательным стандартам РФ.

Гимназия и приют осуществляют свою деятельность исключительно за счет средств монастыря и благотворителей. Средства распределяются по таким статьям, как: заработная плата педагогов, питание детей, обеспечение учебными пособиями и канцелярскими принадлежностями.

Наш монастырь совсем еще молодой, образован указом Святейшего Патриарха Алексия Второго в апреле 1998 года. И конечно, старшие воспитанницы гимназии и приюта оказывают помощь сестрам монастыря в сборе и заготовке лекарственного сырья. Так, например, на землях монастырского подворья сестрами и детьми в 2003 году было выращено и заготовлено 1.5 тонны в сухом виде лекарственной календулы, из дикорастущих было собрано 300 кг пижмы и 100 кг зверобоя. Заготовленное сырьё было сдано на фармацевтическую фабрику города Иваново и во Всероссийский Институт лекарственных растений города Москвы, с которыми заключены договора на поставку лекарственного сырья.

Так сложилось, что прирастающая с каждым годом гимназия уже полностью занимает монастырское здание (выкупленный в 1996 году хозяйственный магазин возле храма), в котором оборудованы небольшие учебные классы, библиотека, медицинский кабинет. Но этого здания недостаточно, и сейчас остро обозначилась проблема с дальнейшим размещением классов. Несколько лет назад мы приняли решение, с Божией помощью, начать строительство дополнительного здания для гимназии и приюта. На сегодняшний день имеется вся проектно-сметная документация, полностью заложен фундамент, но даже этого недостаточно, чтобы хотя бы начать строительство, так как нет строительных материалов и средств на оплату строительных работ. Новое здание по проекту вмещает в себя спортивный зал, большую столовую, профильные кабинеты (физики, химии, труда).

4 ноября 2003 года - в празднование Казанской иконы Божией Матери, в монастыре был отслужен водосвятный молебен с Крестным Ходом, который прошел по периметру фундамента будущего здания.

Сестры монастыря сердечно просят имеющих возможность оказать посильную помощь в строительстве гимназии, сметная стоимость которой на сегодняшний день составляет 6 млн. рублей.

Как уже ранее было сказано, монастырь совсем молодой, большая трудность сейчас состоит в том, что в городе на этом месте не было монастыря, а следовательно, нет церковных построек и очень мало земли, поэтому многое приходится строить с нуля, а также делать капитальный ремонт в уже имеющихся зданиях. Географические условия располагают к удачному устройству ограды и монастырской территории. Но все это возможно лишь после покупки нескольких частных домов, прилегающих к храму и гимназии. Все мы молитвенно уповаем на то, что имеющие возможность помочь, поддержат традицию общенародного строительства монастыря - духовного центра города.
Мы с искренней радостью примем всех желающих посетить наш монастырь, храм святителя Николая 1779 года постройки, гимназию и приют.

Наши реквизиты:
р/сч 40703810017070157498
отд. Ивановское ОСБ? 8639 г. Иваново
ИНН 3719004673 КПП 371901001 БИК 042406608
к/сч 30101810000000000608
получатель Свято-Никольский женский монастырь,
с пометкой: благотворительная помощь для приюта, НДС не облагается.

С искренними благопожеланиями в Ваших трудах.
Настоятельница монастыря монахиня Евгения.
Московская Патриархия, Иваново-Вознесенская и Кинешемская епархия
Свято-Никольский женский монастырь