Семь удивительных фактов о белогорском монастыре - уральском афоне. Белогорский монастырь перми Белогорский монастырь контакты

История создания Белогорской обители началась ранним утром 9 июня 1890 года, когда священник Стефан Луканин поднялся на Белую гору и понял, что место это будет особым – на нем необходимо возвести миссионерский монастырь.

Из истории монастыря…

Решение отца Стефана было судьбоносным для этого места, поскольку уже в ближайшие годы здесь установили Царский семисаженный крест, а затем и освятили место, отведенное для закладки храма. Вся постройка была посвящена памяти о чудесном спасении Российского престольного наследника Николая Александровича от опасности, подстерегавшей его в Японии.

Первый Свято-Николаевский храм был деревянным, обитель благословили на дальнейшую широкую благотворительность и рукоположили в ней иеромонаха отца Варлаама. Затем здесь возвели Иверский храм, расширили Никольский храм, построили братский и настоятельский корпуса с мастерскими и школой для мальчиков, оставшихся сиротами, где им давали знания и обучали различным ремеслам.

В январе 1897 года Белогорскую обитель утвердили, ее настоятелем стал иеромонах Варлаам, который служил в обители до прихода в этой местности к власти большевиков. Он был мученически убит 12 августа 1918 года, а монастырь после устроенного красного террора был впоследствии закрыт.

Устраивали здесь и дом инвалидов, и центр реабилитации для пострадавших в ходе Великой Отечественной войны, а после пожара 1980 года у Крестовоздвиженского собора сгорели практически все купола.

Возрождение обители

После празднования 1000-летия крещения Руси началось возрождение Белогорской обители, и уже в 1991 году здесь возобновилась монашеская жизнь, были запланированы серьезнейшие работы по восстановлению всех сохранившихся реликвий и зданий, а по строительству автодороги, которая ведет сейчас к Белой горе.

3.
Алтарь собора

Паломничество в Белогорскую обитель началось с момента активизации ее деятельности и продолжается по сей день. Чтобы беспрепятственно посетить монастырь, важно заранее ознакомиться с существующими на его территории правилами:

  • попасть во владения монастыря возможно только при посещении какой-либо службы, которые проводятся здесь утром, днем и вечером, а также при заказе экскурсии;
  • важно обратить внимание на свой внешний облик: он не должен быть броским или вызывающим (сдержанная одежда соответствующей длины с рукавами, отсутствие макияжа и украшений, покрытие головы для женщин);
  • вести себя тихо и пристойно, чтобы не отвлекать служителей монастыря;
  • в храме нужно отключать все мобильные устройства, женщинам стоит расположиться слева от входа, а мужчинам – справа, передвижение по храму и разговоры крайне нежелательны.

Свято-Николаевский Белогорский монастырь - православно-миссионерский мужской общежительный монастырь на Белой Горе.

Возникновение Белогорского монастыря связано с борьбой Русской Православной Церкви против раскола. Белогорье являлось одним из центров староверов. На отрогах Уральских гор, покрытых густыми лесами и окруженных непроходимыми болотами, могли укрыться от преследования и беглый крепостной, и раскольник. Старообрядческое население Кунгурского, Осинского, Оханского, Красноуфимского, Екатеринбургского уездов, а также Юго-Кнауфского и Бымовского заводов в преобладало над прихожанами Русской Православной Церкви.

9 июня 1890 года на Белой Горе побывал настоятель Благовещенского собора в отец Стефан Луканин, находившийся в это время на Бымовском заводе с миссионерскими делами. Стефан Луканин считал, что для привлечения старообрядцев в лоно Православной Церкви следовало где-нибудь в центре раскола устроить храм, в котором бы совершались богослужения с точным уставным чином Православной Греко-российской Церкви. Побывав на Белой горе, он решил, что это место создано для миссионерского монастыря. На горе был поставлен небольшой деревянный крест, который положил начало созданию Белогорской обители.

29 апреля 1891 года во время путешествия по Японии на цесаревича Николая Александровича (будущего императора ) было совершено покушение. Цесаревич остался жив. В честь чудесного спасения Николая Александровича на Белой горе был воздвигнут деревянный восьмиконечный крест высотой 5 саженей (10,65 метров), опаянный белой жестью, прозванный в народе «Царским». 16 июня 1891 года по инициативе отца Стефана Луканина и по благословению епископа Пермского и Соликамского Владимира в неделю Всех Святых, при крестном ходе крест был освящен. Вместе с православными и единоверцами в крестном ходе участвовали старообрядцы.

18 июня 1893 года на Белой горе было освящено место для закладки храма. В сентябре 1893 года освящены привезенные из Москвы колокола, первые ряды срубов строящейся часовни и два колодца - «Святой ключ» и «Иордан», в дар будущему монастырю принесены святые иконы: «Живоносный источник» и древнейший образ святителя Николая.

В ноябре 1893 года создан строительный комитет по сооружению Белогорского монастыря, главой комитета назначен отец Стефан Луканин. В феврале 1894 года закончено строительство первого деревянного Свято-Николаевского храма, 22 февраля 1894 года состоялось его торжественное освящение.

12 июня 1894 года освящена закладка верхнего, Иверского храма, а уже через год, 30 мая 1895 года на храм были водружены золоченые кресты. В начале лета 1895 года Иверский храм был полностью построен и 29 июня торжественно освящен в честь Иверской иконы Божией Матери епископом Пермским Петром. В июле 1894 года были начаты работы по расширению Никольского храма, в ноябре началось строительство настоятельского и братского корпусов. В этот же период была открыта школа для мальчиков-сирот. 1 октября 1896 года торжественно освящен нижний храм монастыря во имя Всех Святых в память помолвки великого князя Николая Александровича.

16 сентября 1897 года к Белогорскому монастырю прибыл крестный ход. В дар обители из и доставлены 5 святых икон: Казанский образ Божией Матери, образ преподобного Сергия Радонежского, образ иконы Казанской Божией Матери, писанный иноками Валаамского монастыря, образ святого благоверного князя , образ Божией Матери «Скоропослушница».

16 ноября 1897 года деревянный Свято-Николаевский храм был полностью уничтожен пожаром. В этом же году началось строительство каменного двухэтажного корпуса для старшей братии.

В августе 1898 года со святой Афонской горы Пермским губернатором Д. Г. Арсеньевым в Белогорский монастырь доставлен Иверский образ Божией Матери «Вратарница». В 1899 году в открылось подворье Белогорского монастыря с храмом во имя святого Иоанна Златоуста.

23 апреля 1901 года во время сильной бурей был снесен «Царский» крест. Новый золоченый металлический крест с художественным изображением Распятия был изготовлен на средства купца крупнейшего в то время благотворителя Белогорского монастыря Павла Степановича Жирнова по эскизу знаменитого художника-иконописца А. Н. Зеленина. Этот крест был освящен 14 сентября 1901 года и простоял до 1918 года.

24 июня 1902 года епископом Пермским и Соликамским Иоанном торжественно освящено место закладки Крестовоздвиженского соборного храма в честь Воздвижения Креста Господня с пределами во имя святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, святителя и чудотворца Николая Мирликийского. Освящение провел епископ Пермский и Соликамский Иоанн. Главным инженером проекта стал Е. И. Артемьев, строительный материал поставлялся монастырским кирпичным заводом.

В 1907 году в Белогорский монастырь доставлена серебряная рака, дарованная Вселенским патриархом и афонскими старцами, с частицами святых мощей угодников Божиих, в том числе Иоанна Крестителя, Андрея Первозванного, святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого и многих других.

Согласно отчета Белогорского монастыря за 1909 год общая численность братии составила 401 человек. Белогорские насельники занимались хлебопашеством, скотоводством, огородничеством, пчеловодством, рыболовством. Обитель владела 580 десятинами земли, 9 прудами, в хозяйстве монастыря было 40 коров.

В 1912 году Белогорская обитель начала издавать журнал православно-патриотической направленности «Голос Долга».

Крестовоздвиженский собор

7, 8 и 9 июня 1917 года, после 15 лет строительства, был торжественно освящен крупнейший на Урале соборный Крестовоздвиженский храм. На церемонии присутствовало около 30 тысяч человек, в том числе около 2,5 тысяч представителей духовенства.

Крестовоздвиженский собор вмещал до 8 тысяч человек. Размеры собора: длина - 60,2 м, ширина - 55,09 м, высота - 58,4 м. На кровле собора - пять больших куполов и четыре малых, помещающихся над папертями собора со всех сторон. В подвальном помещении устраивалась машина для отопления.

Белогорский собор, выстроенный в византийском стиле, напоминает своей архитектурой Владимирский храм в Киеве. Для его украшения были использованы иконы, изготовленные в иконописной мастерской монастыря. Самые дорогие иконы, помещенные в иконостас, современники оценивали в огромную для того времени сумму - 3 000 рублей каждая. Храм был оборудован «новейшей вентиляцией» и паровым отоплением, пол выложен разноцветной метлахской плиткой. Снаружи белоснежные стены храма были украшены разными иконами, писанными на жести также в мастерской монастыря. Вокруг самого собора устроена залитая асфальтом площадь. Общая стоимость храма оценивалась в 230 тысяч рублей.

Белогорский монастырь в советский период

К лету 1918 года деятельность большевиков достигла Белой Горы. Пригласив, якобы на собрание, в село Юго-Осокино (ныне ), большевики арестовали 60-летнего архимандрита Варлаама. 12 августа 1918 года он был зверски замучен большевиками и брошен в реку Каму.

С августа 1918 года по январь 1919 года большевики расстреляли и замучили 34 монаха Белогорского монастыря. 10 октября 1918 года был убит иеромонах Сергий.

В 1941-1945 годы на Белой горе располагался реабилитационный центр для раненых и инвалидов войны, а с 1946 по 1986 гг. - дом инвалидов войны, труда и детства. Осенью 1980 года сильным пожаром уничтожены почти все купола Крестовоздвиженского собора.

Возрождение Белогорского монастыря в 1990-е гг.

Возрождение обители началось в 1988 году в период празднования 1000-летия Крещения Руси. 24 декабря 1990 года Пермским облисполкомом было принято решение о передаче бывшего Белогорского монастыря управлению Пермской епархии Русской Православной Церкви. 29 января 1991 года Священным Синодом удовлетворено прошение архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия о благословении на открытие Свято-Николаевского монастыря на Белой горе. В обители возобновилась монашеская жизнь. 18 мая 1991 года здания Белогорского монастыря переданы в бессрочное пользование РПЦ. 26 мая 1991 года в верхнем храме Крестовоздвиженского собора состоялось первое богослужение.

Осенью 1993 года разработан проект реставрации Крестовоздвиженского собора. В конце 1993 года началась прокладка автомобильной дороги до Белой горы. В мае 1995 года установлены кресты на нескольких главах собора, в этом же году начались работы по его реставрации. 27 сентября 1998 года освящен и установлен исторический «Царский» крест высотой 10,66 м, уничтоженный большевиками. На Рождество 2000 года во временной звоннице у Крестовоздвиженского собора были установлены девять колоколов, отлитых в Свято-Шартомском монастыре Ивановской епархии.


Белая гора - это не место, где стоит монастырь, и не полкилометра над уровнем моря. Это нечто совсем иное, необъяснимо-захватывающее. Как молчаливый разговор с вечностью: смотришь на море Уральской тайги, а леса, пляшущие волнами, также пристально глядят на тебя. Как оцепенение: стоишь растерзанный колючим ветром и не чувствуешь холода. Потому что тепло на душе. Как рождение новой жизни: сливаешься с голубой хвойной бездной, что раскинулась под ногами и по капле перетекаешь в ее океан.

У вечности короткий век

Настроение самое обычное - восторг от предстоящего путешествия отнюдь не зашкаливает. Немало мы повидали монастырей: древних и еще древнее; богатых, где золото куполов ослепляет и жалких, заброшенных, почти развалившихся; действующих и отданных под автошколы. Чем удивит Белогорье? Еле щекочущий душу этот интерес тает в пасмурности за стеклом - погода капризничает, не дает подремать автощеткам.

Перед поездкой изучены путеводители, пролистаны брошюрки по истории. То ли не там искали, то ли невнимательно читали, не нашли за что зацепиться. Попалось немного коротеньких заманиловок, сулящих «живописные пейзажи», пара научных работ о сакральном ландшафте Пермского края, в которых все около, все вокруг и так мало о сути, да множество статей о монастырском житии-бытии.

Православная летопись Белогорья впечатляет растиражированностью, но не потрясает ни древностью корней, ни славными чудесами. Если коротко, то история Свято-Николаевского монастыря началась в 1890 году, с установления на горе небольшого креста отцом Стефаном Луканиным. Еще через год на вершине воздвигли еще один крест, уже солидный, семисаженный, как и положено символу в честь спасения Цесаревича Николая от покушения в Японии.

Как были связаны происшествие в далеком Оцу с размеренной жизнью Пермской губернии, непонятно. Но именно в память тех странных событий в 1893 году здесь срубили первую часовню, в 1894 построили первый деревянный храм. А дальше вереница освещений приделов и корпусов, пожаров и восстановлений, крестных ходов, рукоположений, визитов важных персон и прочее-прочее. К слову, строительство каменного Крестовоздвиженского храма завершилось лишь к 1917 году. Нетрудно догадаться, что судьба его была трагичной - в 1919 году большевики расстреляли и замучили 34 монаха, разгромили библиотеку, устроили театр в иконописной мастерской и разворотили алтарь в соборе.

Не потому ли и поныне он, восстановленный и нарядный, встречает гостей осторожно, несмело, то выглядывая из-за тумана, то прячась за хвойной шапкой горы? Машина мчится по дороге-змейке, а белоснежный храм мелькнет ненадолго золотом крестов и тонет вновь печальным призраком в таежной пучине.

Во власти бесконечности

Это уж потом на вершине храм превращается в пафосную громадину, припечатывает величием формы, сражает богатством декора. Но как не кричит он, как не кичится, мертвый камень под неживой краской, рукотворный шедевр не в силах превзойти совершенное произведение самой природы.

И дело не в высоте. Точнее не только в ней, - в самолете, к примеру, так дух не захватывает. Весь секрет в том, что под ногами - бездонное море. Целый океан леса, простирающийся на сто пятьдесят километров. Хвойные чащи вздымаются холмами, уплывают в низины, будто заходятся в каком-то умопомрачительном танце. А над морем пелена - это мелко накрапывает дождик. Но настоящее чудо в том, что в этой необъятной сиреневой мороси растворяется без остатка все мелочное и суетное, вытекают из сердца сомнения и тревога, и освободившуюся душу заполняет синяя бездна.

Мысли, застигнутые врасплох, разбегаются, скатываются по склонам - голова легче ветра, что свирепствует здесь во всех направлениях. Это уж потом, когда вернется способность думать, там внизу, на обратной дороге, промелькнут в сознании прописные истины о том, как бессмысленна вечная гонка к успеху и новым пьедесталам и о том, что чем выше взбираешься, тем ничтожнее суть побед. О том, что соль жизни совершенно в иных вершинах, что не требуют ни сил, ни жертв. А сейчас голова полна бесконечной и великой пустоты.

Сила четырех стихий

Если отбросить восторженный пафос, то достаточно сказать об особенной энергетике Белогорья, или еще проще - взять готовое, пусть и затасканное клише - «место силы».
С одинаково мощной силой тут бушуют все четыре стихии. Огонь - это солнце и молнии. Говорят, перед Первой и Второй мировой войной, по небу над Белой горой «ходили огненные столбы» - вертикальные зарницы, слепящие то розовым, то ярко-багровоым. Метеорологи называют это явление «солнечным гало» - свечением неба в местности с изломами земной коры. Огонь - это еще и молнии, они здесь частые гостьи. Грозовые яркие стрелы не раз вызывали пожары на горе в советский период, когда в обители размещалась то психбольница, то лагерь для репрессированных, то дом инвалидов. Горели приделы собора, пылал и сам храм.

Вторая стихия - воздух, и, прежде всего ветер. Он здесь почти всегда, монахи называют его дыханием Господа, местные верят, что ветер - посредник Верхнего и Нижнего мира. Порой на горе свирепствовали такие бури, что сносило кресты и ломало деревья. Однако случается, что и ветер смолкает, особенно после дождя, когда все очистилось, обновилось. В эти редкие минуты над горой можно увидеть радугу, настоящую - от края до края, словно мост. А еще говорят, что в моменты затишья открывается небо. Известны истории обитателей близлежащего села Калинино о том, что перед войной небосвод озарялся картинами распятия.

Вода здесь тоже повсюду: частые дожди, долгие нетающий снег, укрывающий вершину белой шапкой до самого лета, подземные истоки малых рек и целебные ключи. Недаром Белую раньше называли «горой ста источников», со склонов берут начало 13 малых ручьев, вырастающих в речки. С вершины исходит родник, освященный во имя святого Николая Чудотворца. Грунтовые воды редко в таких объемах поднимаются на возвышенности, а Белая гора просто пропитана источниками.

Мощь Земли выразилась в этих местах в особом ландшафте, притягивающем людей с давних времен. Историки и краеведы пишут о древних языческих капищах на вершине и в потайных гротах под склонами. Позже Белогорье облюбовали староверы, к концу XIX столетия здесь еще находились их тайные скиты. Тут хоронились и беглые каторжане, вымаливающие у неба счастья жить свободно и тихо. Паломники увозят отсюда заряженные энергией камни-окатыши и сборы лечебных трав.

Еще, говорят, что гора, подобно Святой вершине Афон, с трех сторон окруженной морями, не смотря на видимую легкодоступность, пускает отнюдь не всех. Она якобы окружена тремя поясами защиты. На пути к Белогорью нередко капризничают и ломаются машины и автобусы, часто уже в дороге резко портится погода.

Величие и простота

Вдоволь наговорившись с бездной, мы отправились прогуляться по двору обители. В первую очередь мы обратились, наконец, к Крестовоздвиженскому собору, так несправедливо обделенному нашим вниманием в самом начале. И он как почувствовал, вдруг потеплел, смягчившийся серым небом, не потеряв ни в торжественности, ни в монументальности. Собор, к слову, - крупнейший в Пермской епархии, он способен вместить до пяти тысяч верующих. По своей архитектуре, белогорская святыня напоминает столичный Храм Христа Спасителя: тот же размах и та же пышность.

Недаром храм реставрировали, то есть практически заново отстраивали десять долгих лет, начиная с 1999-го. И деньжищ потратили немало, порядка 200 миллионов рублей - говорят, собирали по всему краю, с миру по нитке, но большую часть внесла администрация края. Восстановили собор, заново установили Царский крест с двуглавым орлом - странное сочетание. До сих пор ремонтируют и другие постройки: монашеские корпуса, трапезные, гостевые.

Еще одна достопримечательность - святой источник на склоне горы, к которому ведет деревянная лестница. Неподалеку - рубленая часовня-купель. Целебную воду набирают в крохотном теремке с маковкой, чуть выше можно полюбоваться панорамами с небольшой площадки. С нее открывается вид на все те же пляшущие леса. Отсутствие в поле зрения деревень и поселков придают горе атмосферу дикого, затерянного места. Где никто не потревожит, не отвлечет от размеренного недеяния и недумания, не спугнет очарование момента. Из штрихов цивилизации здесь только вьющаяся лентой дорога. И эта змейка не манит нас своими изгибами и вывертами, не зовет в обратный путь.

История #2:

Сегодня еженедельная рубрика «История одного храма» познакомит читателя Живого Журнала с историей Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря, который также называют Уральским Афоном.


Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь расположен на Белой горе в 120 километрах от Перми.

До монастыря можно легко добраться на автомобиле. Для этого на трассе Пермь-Екатеринбург не доезжая до Кунгура необходимо свернуть по указателю на Калинино, а после повернуть по указателю на Белую гору.

Белая гора является высочайшей вершиной Тулвинской возвышенности. Согласно наиболее распространенному мнению, свое название она получила оттого, что в её окрестностях подолгу не тает снег.

История монастыря начинается 29 апреля 1891 года. Именно тогда на Белой горе в память о спасении наследника Российского престола Цесаревича Николая от покушения в Японии был воздвигнут семисаженный крест, прозванный в народе Царским. В апреле 1901 года разыгравшаяся на горе буря повалила крест. Символ Белогорского монастыря был восстановлен уже к сентябрю этого же года и простоял до 1918 года. Спустя 80 лет крест снова был установлен на краю Белой горы.

В феврале 1894 года на территории монастыря было закончено строительство первого деревянного Свято-Николаевского храма. Спустя 3 года, 16 ноября 1897 года, во время пожара храм сгорает до основания. Возникает необходимость строительства каменного храма, и лишь 24 июня 1902 года было торжественно освящено место закладки соборного храма в честь Воздвижения Креста Господня.

Спустя 15 лет сооружение соборного Крестовоздвиженского храма был завершено. Общая стоимость строительства оценивалась в 230 тысяч рублей. В июне 1917 года всего за несколько месяцев до революции храм был освящен, на церемонии освящения присутствовало около 30 тысяч человек. О том как выглядел храм можно судить по следующей фотографии.

Крестовоздвиженский храм, выстроенный в византийском стиле, напоминает своей архитектурой Владимирский храм в Киеве. Храм стал самым красивым и грандиозным храмом Пермской епархии.

После революции монастырь ожидала страшная участь. 30 июля 1918 года большевики арестовали архимадрита Варлаама, а 12 августа он был зверски замучен и утоплен в реке Каме. В октябре 1918 года варварскому разгрому подвергся весь монастырский комплекс. Сняли Царский крест, осквернили престол, увезли святыни, разгромили библиотеку и монастырские мастерские. 34 монаха были расстреляны, 102 белогорских насельника были доставлены под конвоем в Пермь для принудительных работ. В марте 1923 года монастырь был закрыт.

В 1930 году на Белой горе был открыт лагерь для репрессированных и спецпереселенцев. А в 1931 году в бывшей обители создан белогорский дом инвалидов. На месте где раньше стоял Царский крест был поставлен памятник Ленину, Соборный храм был превращен в клуб. В 1941-1945 годы на Белой горе располагался реабилитационный центр для раненых и инвалидов Великой Отечественной войны, а с 1946 по 1986 годы - дом инвалидов Великой Отечественной войны, труда и детства. Осенью 1980 года во время сильного пожара сгорели почти все купола Крестовоздвиженского собора.

В декабре 1990 году монастырь был передан под управление Пермской епархии Русской Православной Церкви, а уже с января 1991 года в монастыре была возобновлена монашеская жизнь.

На период реставрационных работ у Крестовоздвиженского храма была сооружена временная звонница.

В 2000 году перед Рождеством в ней были установлены девять колоколов, отлитых в Свято-Шартомском монастыре Ивановской епархии.

Ежегодно Белогорский Свято-Николаевский монастырь посещают более ста тысяч верующих и просто туристов. Кто-то приезжает, чтобы посетить службу в храме, приложиться к святым мощам и набрать воды из Святого источника, а кто-то, чтобы просто лицезреть красоту природы Урала. Но каждый из них сможет подтвердить невероятную энергетику этого места.

Информация о монастыре приведена с официального

На Руси-матушке немало святых мест, куда тысячами стекаются паломники, верующие и страждущие - в поисках душевного очищения, избавления от недугов телесных, нравственного просветления и просто для приобщения к красоте духовной. Одним из таких центров, «мест силы», по праву считается в Пермском крае, за строгость устава и святость служений прозванный в народе «Афоном Уральским».

Путешествие на Урал

Итак, давайте отправимся на что ещё долго после наступления весны красуется своей пышной снеговой шапкой среди других вершин Уральской гряды. Кстати, отсюда и наименование кручи! Находится природный комплекс примерно в 120 км от областного города Пермь. Именно тут и был построен некогда Белогорский монастырь. Пермский край - места красивые, с удивительной природой, суровой и простой одновременно. Она также непритязательна и величественна, как и люди, населявшие эти места издавна и живущие здесь теперь. И святая обитель, названная Свято-Николаевской, органично вписывается своей архитектурой в окружающий пейзаж. По роду деятельности она относится к духовным миссионерским заведениям. А в 40 км от прихода находится небольшой городок Кунгура. Таким образом, главная достопримечательность окрестностей - именно Белогорский монастырь. Пермский край теперь уже нельзя без него представить.

Экскурс в историю

Урал издавна был местностью многонациональной. Европа и Азия соединились здесь, породив уникальные климатические условия. Густые леса, богатые дичью, озёра, щедрые на рыбу, земные недра с залежами природных ископаемых делали эту местность более чем привлекательной для самых разных народов - как коренных, живших тут с незапамятных времён, так и пришлых, явившихся сюда в поисках лучшей доли или бежавших от жестоких помещиков. Башкиры, монголы, татары, казахи соседствовали с манси, коми, удмуртами, ханты. Русско-казахские степи и горы стали средоточием множества уникальных культур, обычаев, традиций. К примеру, в 18-м веке тут скрывались от преследований старообрядцы, создавая свои скиты-поселения. Тогда ещё здесь не был построен Белогорский монастырь, Пермский край не отличался ещё в этом от других полудиких провинций России.

Закладка монастыря

1891 год - памятный для этих мест. Цесаревичу Николаю Алексеевичу было 22 года, когда он решил отправиться в «восточное» путешествие, чтобы повысить уровень знаний, лучше ознакомиться с государственными системами других стран. В Японии на него было совершено покушение, несколько ударов саблями едва не стали смертельными. В честь его избавления от опасности и выздоровления на Белой горе вначале установили огромный десятиметровый крест - «царский». Затем высшими чинами православной церкви было решено построить на этом возвышение Белогорский монастырь. Пермский край, таким образом, дважды вошёл в историю, что благотворно сказалось на этих местах. Тут же был определён «характер» обители: миссионерский, то есть с элементами благотворительности, мужской приход, названный Свято-Николаевским.

Начало строительства

Торжественный молебен и освещение места строительства прошли в 1893 году, 18 июня. Размётка площадки на Белой горе, планы и чертежи - всё было подготовлено заранее. В 1894 году Белогорский монастырь уже начал работать, так как уже полностью был отстроен храм, правда, пока ещё деревянный. Затем работы продолжились над зданиями, где должны были размещаться монахи, различные хозяйственные помещения, настоятельская, и т. д. Открыли и школу для детей-сирот, при которой жили и где получали образование 25 мальчиков. Интересная деталь: находился Белогорский монастырь мужской на собственном обеспечении. Монахи, осваивая крестьянские навыки (а многим они были знакомы с детства), пахали и сеяли, огородничали, разводили домашний скот и птицу, занимались рыбной ловлей и бортничеством. Выполняя христианский долг, безвозмездно помогали окрестному населению продуктами. В неурожайные годы многих людей спас монастырский хлебушек!

Минуты роковые

Не обошли они стороной и дом божий. Хотя были и моменты истинного торжества. Например, в сентябре 1897 года долгим крестным ходом, в котором приняло участие не только православное духовенство, но и тысячи паломников, в Белогорский монастырь (Пермь) доставляют 5 чудотворных икон - для укрепления духа верующих, во имя прославления Господа. По всей округе прошли торжественные благодарственные богослужения и молебны. А затем главный храм и постройки постигла судьба многих деревянных зданий: от внезапно случившегося пожара все они выгорели практически до тла. Драма произошла буквально через три года после открытия. А ещё через 4 года во время разгула стихии шквальным ветром повалило и Царский крест. Восстанавливали его всем миром, обществом. Особенно помогло купечество. Снесён был в 1918 году, с установлением на Урале советской власти.

Вторая жизнь обители

Не только крест, а и саму обитель желал восстановить народ. Как выглядел Белогорский монастырь до пожара? Фото, увы, не сохранились. Остались только записанные воспоминания современников.

И вновь стали собираться средства. В пожертвованиях приняло участие огромное количество желающих. Вклады были от обычных прихожан - небогатых мещан и крестьянства. Именитые жители Перми и Кунгура, промышленники, купцы, разного рода меценаты, деятели культуры и искусства края, соседнее духовенство и столичные церкви - никто не остался в стороне от благого дела. А денег требовалось немало, ведь планировалось возвести основательное каменное здание, которому не страшны будут пожары, бури и иные катаклизмы.

Закладка нового собора, Крестовоздвиженского, состоялась поэтому нескоро, только в 1902 году. С Божьей помощью строился он почти полтора десятилетия, архитектура отражает строгий классический Среди строителей в первую очередь были монахи: они делали кирпичи, клали кладку. Новое здание, прекрасное в своём строгом величии, вмещало 8 тысяч верующих. Среди действующих на тот момент духовных обителей местного значения крупнейшим стал Белогорский монастырь (Пермский край, фото прилагаются). На великом торжестве открытия и освящения здания было около 30 тысяч прихожан и паломников. Происходило это летом 1917-го года. Казалось, монастырь ожидают долгие годы служения светлому, доброму, божественному.

Революции, репрессии, войны

Однако история вносит свои коррективы в планы человеческие. Так и монастырю, чтобы стать действительно очагом духовности и истинной веры, пришлось немало пережить на своём веку. Во время революционных баталий и сражений гражданской войны обитель не раз подвергалась разграблению и осквернению. Были жестоко замучены, утоплены в Каме или расстреляны представители руководящего духовенства во главе с архимандритом Варлаамом, а также почти все рядовые монахи. Школу для сирот, конечно, закрыли. С 1923 года осквернённый дом божий использовали для застенков ЧК, милиции. А с 1930-го года здесь же открыли лагерь, где содержались репрессированные и спецпереселенцы. Через год здание приспособили под Дом инвалидов. Затем тут размещались различные медицинские социальные учреждения: в годы Великой Отечественной войны - восстановительный центр для раненых и инвалидов ВОВ, труда и детства, в котором люди содержались в условиях, очень далёких от цивилизованных. Ну а в 1980-м году Белогорье вновь вспыхнуло. На соборе выгорели даже купола.

Свято место

Да, народная пословица права, когда гласит, что свято место пустым не будет. И в перестроечный период, когда происходила переоценка ценностей, русской культуре были возвращены не только забытые или вычеркнутые имена деятелей литературы, музыки, живописи, незаслуженно забытые произведения искусства, но и культовые центры. Так и Белогорский монастырь, а точнее, всё, что от него осталось, вновь отошло в ведомство православной церкви. Большую роль в этом важном событии сыграло торжественное празднование дня крещения Руси. Из центрального и краевого бюджета были выделены необходимые суммы. И вновь начались как по всем зданиям обители, так и в главной достопримечательности комплекса - Крестовоздвиженском соборе. Нет худа без добра - благодаря современной технике, на территории монастыря обнаружили природный источник с целебной водой, что ещё больше прославило и сделало популярным эти места.

Распорядок дня и службы

Для желающих посетить Белогорский монастырь часы работы особой роли не играют. Для паломников он открыт круглосуточно: вас устроят на ночлег, накормят, постараются всё сделать удобно и очень ненавязчиво. Конечно, проводятся экскурсии. Если же вы хотите попасть на специальные богослужения в Белогорский монастырь, часы работы его такие: каждую субботу в храме с 14-00 до 15-00 часов проводятся молебны перед ковчегом, где лежат частицы мощей святого Пантелеимона - целителя. Службы идут во имя страждущих и болеющих, обремененных различными телесными недугами. Мощи эти были доставлены в монастырь из Святого Афона (Греция) ещё в 1907 году и сохранены преданными Богу людьми через все перипетии истории и личных судеб. Когда (фото смотрите в статье) начали восстанавливать, ковчег верующие возвратили обители. Далее, что касается специальных служб - по понедельникам с половины пятого вечера до пяти происходят водосвятные молебны, с 17.00 - всенощные бдения; по вторникам и средам - утренние божественные литургии.

Адрес и маршрут

И опять-таки информация для желающих посетить Белогорский монастырь: как проехать к нему. Точный адрес обители - край Пермский, район Кунгурский, село Калинино. Автотрасса (для добирающихся своим ходом) Екатеринбург-Пермь. Внимательно смотрите на указатели, вовремя сворачивайте на Калинино. Можно воспользоваться и автобусами.