Кто выжил в авиакатастрофе. Как человек умирает при крушении самолёта, и говорят ли пассажирам, что лайнер падает? Пилоты и дети

Сейчас уже можно подвести итоги колумбийской авиакатастрофы, случившейся 29 ноября: из 81 человека, находившихся на борту, выжили только шестеро. Часть пассажиров разбившегося самолета составляли футболисты бразильского клуба «Шапекоэнсе». Из всей команды выжил только один футболист - защитник Алан Рушел. Наверняка когда он оправится, то многое расскажет о том роковом полёте - как уже сделали это те, кому повезло не погибнуть в других авиакатастрофах. Мы собрали несколько монологов выживших: что они помнят о крушении, о чем в тот момент думали и почему испытывают чувство вины.

10 дней в джунглях

risk.ru

Юлиана Кёпке - единственная выжившая из 92 пассажиров после авиакатастрофы в декабре 1971 года. Их самолет Lockheed L-188 Electra попал в грозовое облако, и молния повредила его крыло. На момент катастрофы Юлиане было 17 лет.

Мой отец Hans-Wilhelm Koepcke был известным зоологом. В тот год он проводил исследования в Перу, в джунглях Амазонки. Я и моя мама летели к нему из Лимы, чтобы вместе отпраздновать Рождество. Практически в самом конце полета, когда до приземления оставалось минут 20, самолет попал в страшное грозовое облако, его стало сильно трясти. Мама занервничала: «Мне не нравится это». Я же, не отрываясь, смотрела в иллюминатор, за которым темень разрывали яркие молнии, и увидела, как загорелось правое крыло. Последние слова мамы: «Теперь все кончено». Последующее произошло очень быстро. Самолет круто накренился, стал падать и разрушаться. У меня в ушах до сих пор стоят невероятно громкие крики людей. Пристегнутая к креслу, я стремительно полетела куда-то вниз. В ушах засвистел ветер. В живот очень сильно врезались ремни безопасности. Падала я вниз головой. Самое, пожалуй, необъяснимое - в тот момент мне не было страшно. Может быть, у меня просто не было времени испугаться? Пролетев через облака, я увидела внизу лес. Последняя моя мысль - лес похож на капусту брокколи. Потом, по всей видимости, я потеряла сознание. Авиакатастрофа произошла около 1:30 ночи. Когда я очнулась, стрелки моих часиков, которые, как ни странно, ходили, показывали около девяти. Было светло. Очень сильно болели голова и глаз (потом врачи мне объяснили, что в момент аварии из-за разности давления внутри и снаружи самолета лопнули глазные капилляры). Я сидела все в том же кресле, видела немного леса и немного неба. До меня дошло, что я выжила после авиакатастрофы, вспомнила о маме и снова потеряла сознание. Потом снова очнулась. Так было несколько раз. И каждый раз я пыталась освободиться от кресла, к которому была пристегнута. Когда, наконец, мне это удалось, пошел сильный дождь. Я заставила себя подняться - тело при этом было, как ватное. С большим трудом встала на колени. В глазах снова почернело. Прошло, наверное, полдня, пока мне, наконец, удалось встать. Дождь к тому времени кончился. Я стала кричать, звать маму, надеясь, что она тоже жива. Но никто не отзывался.

В тчение 9 дней тяжело раненная Юлиана самостоятельно пробиралась сквозь джунгли к людям: выжить ей помогли знания, полученные от отца. Добравшись по реке до одной из привязанных к берегу лодок, она упала без сил, и после ее нашли местные рыбаки. Девушку принесли в ближайшую деревню, где обработали ее раны, после - в ближайший поселок, а уже потом на небольшом самолёте переправили в Пукальпу, где она встретилась с отцом. Уже после стало известно, что момент крушения самолета пережили 14 пассажиров, но все они скончались потом от полученных травм.

Падала с неба восемь минут


Лариса Савицкая дважды внесена в российскую Книгу рекордов Гиннесса: как человек, выживший после падения с высоты 5220 метров, и как человек, получивший минимальную сумму компенсации физического ущерба в авиакатастрофе - 75 рублей. 24 августа 1981 года они вместе с мужем Владимиром возвращались из свадебного путешествия на борту Ан-24PB из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск. Их самолет на высоте 5220 метров протаранил сверху военный бомбандировщик Ту-16: как потом выяснилось, военные и гражданские диспетчеры неправильно согласовали передвижение в пространстве обоих самолетов. От столкновения Ан-24 потерял крылья с топливными баками и верх фюзеляжа. Оставшаяся часть в ходе падения несколько раз разломилась, и часть корпуса вместе с Савицкой спланировала на березовую рощу. Во время падения девушка держалась за сиденье, несколько раз теряя сознание. Как потом выяснилось, падение Савицкой вместе с обломком самолета длилось приблизительно восемь минут.

Иногда говорят, что за одно мгновенье вся жизнь перед глазами пролететь может. За восемь минут еще, наверное, и не такое увидишь. Но у меня ничего подобного не было. В эти минуты я мысленно шептала мужу о том, как мне страшно умирать одной. Первое, что я увидела, когда очнулась на земле, - он, мертвый, сидящий в кресле напротив меня. Он в эту минуту как будто бы со мной прощался.

Несмотря на множество страшных травм, Савицкая смогла передвигаться. Она соорудила себе убежище из самолетных обломков, укрывалась чехлами от кресел и целлофановыми пакетами. Самолеты спасателей, которым она махала снизу, приняли ее за кого-то из геологов, чей лагерь был неподалеку. Девушка провела в тайге три дня, прежде чем ее нашли. Так как двойную авиакатастрофу в Советском Союзе тут же засекретили, то ни одной новости про крушение в то время не было. Палату Савицкой охраняли люди в штатском, а ее маме «посоветовали молчать». Впервые о Савицкой написал «Советский спорт», однако в статье говорилось, что она упала с высоты пять километров в ходе испытания самодельного летательного аппарата. Савицкой так и не дали инвалидность, несмотря на то, что какое-то время она даже не могла встать на ноги, а физический ущерб компенсировали суммой размером в 75 рублей. Несмотря на трудности, Лариса оправилась и даже родила сына.


«Почему я?»

EsoReiter.ru

Наибольшая высота, с которой когда-либо падал человек и остался жив, - 10 160 метров. Этот человек - Весна Вулович, стюардесса югославского авиалайнера McDonnell Douglas DC-9- 32. 26 января 1972 года самолет взорвался в воздухе (предположительно, это была бомба югославских националистов). 22-летняя девушка Весна - единственная выжившая в той катастрофе. Ее выбросило из самолета взрывной волной, и она чудом осталась жива. Девушке повезло еще и в том, что крестьянин Бруно Хонке, нашедший ее первым, смог оказать ей первую медицинскую помощь до приезда спасателей. Оказавшись в больнице, Весна впала в кому. И как только вышла из нее, попросила покурить.

У меня не было никаких предчувствий. Как будто я знала заранее, что выживу. Как упала, не помню. Потом уже мне рассказывали, что жители местечка, куда упали обломки самолета, трупы и я, слышали мои крики: «Помогите мне, господи, помогите мне!» Они пошли на голос, и меня нашли. На тот момент я потеряла уже четыре литра крови. У всех членов экипажа и пассажиров произошел разрыв легких еще в воздухе, и никто из них не мог выжить. Все они умерли еще до того, как упали на землю. Когда я узнала, что все погибли, а я осталась жива, то хотела умереть, я чувствовала вину: ну почему же я живая? 31 год я ничего не помнила про месяц, прожитый мною после аварии, и про мои проблемы: паралич, переломы рук, ног, пальцев. Всё это нужно было выдержать. Нужно было встать. И зажить нормально. Думаю, чудеса все-таки существуют.

«Помню, во что были одеты те дети»

spb.kp.ru

Александра Каргаполова - одна из тех пяти счастливчиков, которые выжили после авиакатастрофы Ту-134 под Петрозаводском, случившейся 21 июня 2011 года. Заходя на посадку, пилоты промахнулись (в ту ночь была очень плохая видимость), задев крылом 50-метровую сосну. Самолет загорелся, пробороздил лес и упал, разломившись пополам. Александра вспоминает, что изначально они должны были лететь из Москвы в Петрозаводск на самолете «Бомбардье», и только на посадке им объявили, что полетят они на Ту-134. Еще тогда девушку посетило неприятное предчувствие, но она решила отогнать его от себя.

Если бы я заранее знала об этом, на поезде бы поехала… Я из Москвы летела в Карелию, домой - к сыну и родителям. Из-за смены борта пассажиры стали рассаживаться кто где. Я села сразу за бизнес-классом, слева перед крылом. Все было спокойно, но в какой-то момент я поняла, что мы падаем. В этот момент в салоне наступила тишина. Ни криков, ни паники. Только лица испуганные. Многие в этот момент, слава богу, спали. Меня спас незастегнутый ремень безопасности - от удара меня выбросило из самолета. Я упала на вспаханную землю - как будто перинку, что называется, постелили. Травмы у меня были, по сравнению с масштабом катастрофы, минимальны. Мне очень повезло. После произошедшего было очень сложно осознать, что я жива, а дети, которые сидели рядом со мной, нет. Я не помню их лиц, но помню, как они были одеты. У меня было замужество, ребенок, что-то в жизни выстроено. А у детей на момент их гибели еще ничего этого не было. Почему? Первые месяцы меня грызла только эта мысль…

  • В среднем возможность попадания пассажира в авиакатастрофу составляет 1:10 000 000 вылетов, то есть риск минимален.
  • Есть статистика, которая показывает, что во время катастрофы на роковой рейс оказывается зарегистрировано гораздо меньшее количество пассажиров, чем обычно. Это позволяет некоторым мистикам считать, что некоторые люди способны чувствовать опасность.
  • Каждые 2−3 секунды в мире приземляется или взлетает самолет. Во всем мире ежедневно благополучно летают на пассажирских самолетах более 3 миллионов человек.

Один из членов экипажа выжил в авиакатастрофе, отнявшей жизни 71 человека.

« Я положил все сумки между ног и принял позу, рекомендованную в случаях аварийной ситуации». Эрвин рассказал, что многие пассажиры повскакивали со своих мест, стали кричать и впадать в панику — это и подтолкнуло их к смерти.

Популярное

Весна Вулович

22-летняя стюардесса является обладательницей мирового рекорда высоты для выживших при свободном падении без парашюта по версии Книги рекордов Гиннесса.

В 1972 году самолёт, на борту которого находилась Весна Вулович, взорвался на высоте 10 160 метров. Весна не только пережила само разрушение, но и оказалась единственной выжившей из 28 пассажиров и членов экипажа.

Стюардесса не должна была лететь этим рейсом вовсе, она была отправлена вместо другой бортпроводницы просто из-за ошибки авиакомпании. Когда произошёл взрыв, Весна Вулович работала в пассажирском салоне. Она сразу потеряла сознание и впоследствии не смогла вспомнить, что делала и где именно находилась.

Весна получила множество травм: переломы основания черепа, трёх позвонков, обеих ног и таза. По словам самой Весны Вулович, первое, что она попросила, вернувшись в сознание, — покурить.

Лечение заняло 16 месяцев, из которых в течение 10 у девушки была парализована нижняя часть тела. Весна Вулович умерла в декабре 2016 года у себя дома в Белграде.

Лариса Савицкая

Молодая студентка Лариса Савицкая летом 1981 года возвращалась вместе с мужем Владимиром из свадебного путешествия. Супруги летели рейсом 811 на борту Ан-24РВ из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск и, так как самолет был полупустым, вместо своих мест заняли удобные кресла в хвостовой части самолета.

Во время полета самолёт Ан-24, на котором летели супруги Савицкие, на высоте 5220 метров столкнулся с военным бомбардировщиком Ту-16. Экипажи обоих самолётов погибли.

В момент катастрофы Лариса Савицкая спала в своём кресле в хвостовой части самолёта. Она проснулась от сильного удара и внезапного ожога из-за сильного перепада температуры.

Разлом фюзеляжа произошел прямо перед креслом Ларисы, ее выбросило в проход. Девушка добралась до ближайшего кресла и вжалась в него. Лариса впоследствии утверждала, что в тот момент ей вспомнился эпизод из фильма« Чудеса ещё случаются», где героиня при крушении самолёта вжалась в кресло и выжила.

Часть корпуса рухнула в берёзовую рощу, деревья смягчили удар. Очнувшись на земле, первое, что увидела Лариса, было кресло с телом мёртвого мужа. Она получила ряд серьёзных травм, но могла двигаться.

Через два дня её обнаружили спасатели. За это время студентка соорудила себе временное прибежище из обломков самолёта, согреваясь чехлами с сидений и укрываясь от комаров целлофановым пакетом. Она попала в Книгу рекордов Гиннесса не только как человек, выживший после падения с максимальной высоты, но и как человек, получивший минимальную сумму компенсации — 75 рублей.

Байя Бакари

13-летняя француженка — единственная, кто выжил в авиакатастрофе возле Коморских островов в 2009 году. 30 июня 2009 года Байя вместе с своей матерью летела на самолёте Airbus A310 на Коморы к бабушке и дедушке.

Самолёт рухнул в Индийский океан за несколько минут до посадки. Байя, спящая во время катастрофы, решила, что каким-то образом вывалилась из иллюминатора.

В газетах писали, что она провела в кишащем акулами Мозамбикском проливе от 12 до 14 часов, сама Байя в своей автобиографии утверждает, что была там не больше 9 часов. Бакари спас рыбак, он и отвез ее в коморскую больницу.

Кроме неё на борту находилось 152 человека — не выжил никто. Историю ее спасения хотел экранизировать сам Стивен Спилберг, но Бакари отказалась.

Рубен ван Ассув

Девятилетний мальчик был единственным выжившим в крушении самолета авиакомпании Afriqiyah Airways, который рухнул во время посадки. Рубен со своей семьей совершал туристическое путешествие по Южной Африке. На борту разбившегося самолёта находились пассажиры из 10 стран, большинство из которых(62 человека) были подданными Нидерландов.

Его отец, мать и брат погибли вместе с остальными 103 пассажирами. Рубен сразу потерял сознание. Он сломал обе ноги, но их удалось восстановить после операции. Теперь он живет со своей тетей и дядей в Нидерландах.

Ежедневно в мире погибают люди. Бесчисленное количество жизней уносят войны, болезни, природные стихии, автомобильные аварии и авиакатастрофы. Некоторые крушения заканчиваются фатально для всех пассажиров падающих самолетов, но бывают и чудесные исключения, о которых вы сможете узнать прямо сейчас.

1. Франческа Льюис – 12-летняя девочка, единственная выжившая в крушении самолета над Панамой

В 2007 году единственная выжившая в авиакатастрофе Франческа Льюис (Francesca Lewis) обманула смерть прямо посреди морозных панамских гор. Она спаслась благодаря тому, что во время падения самолета на нее упал багаж, спасший ребенка от обморожений, и укрывший ее от суровой погоды, царившей за бортом рухнувшего авиасудна. Девочка выжила, но другим троим участникам перелета повезло намного меньше – все они погибли при крушении легкого одномоторного самолета модели Сессна (Cessna), влетевшего в вулканическую гору.

Франческа не просто чудом пережила само падение судна, но и провела 2 с половиной дня без воды и еды, прикованная вверх ногами к своему креслу в одних майке и шортах. Тремя другими людьми на борту самолета были лучшая подруга Франчески 13-летняя Талия Кляйн (Talia Klein), ее 37-летний отец-миллионер Майкл Кляйн (Michael Klein) и 23-летний пилот Эдвин Лассо (Edwin Lasso). Эксперты считают, что они умерли мгновенно. Крушение Сессны стало трагическим и внезапным завершением путешествия подружек, ходивших в одну престижную школу в Санта Барбаре, Калифорния (Santa Barbara, California), и решивших вместе провести каникулы в Панаме.

2. Бахия Бакари – 14-летняя девочка и единственная выжившая в катастрофе рейса Yemenia Airways

Бахия Бакари (Bahia Bakari) – французская школьница, прославившаяся после того, как она стала единственной выжившей в крушении самолета авиакомпании Yemenia Airways. Она летела рейсом номер 626, который упал прямо в Индийский океан рядом с северным побережьем острова Гранд-Комор, принадлежащего архипелагу Коморских островов (Grande Comore, Comoros).

Трагедия произошла 30 июня 2009 года, и в катастрофе погибло 152 человека. Бакари почти не умела плавать, и на ней не было спасательного жилета, но ей удалось забраться на обломки самолета и выдержать 13 часов без еды и воды. Большую часть этого времени она провела в кромешной тьме, пока ее не спас экипаж частного судна Sima Com 2. Как только девочку заметили, ей бросили спасательный круг, но вода была такая неспокойная, и ребенок был таким изнеможенным, что просто не был в состоянии ухватиться за надувное средство.

Один из моряков, Матураффи Сэлэмань Либуна (Maturaffi Sélémane Libounah), прыгнул в воду и помог Бахии забраться в спасательный круг, после чего их обоих вытянули на борт корабля Sima Com 2. Мать, летевшая вместе с девочкой из Парижа на летние каникулы на Коморские острова, погибла в крушении самолета, как и все остальные пассажиры и экипаж авиалайнера.

3. Мохаммед ель Фатех Осман – 3-летний мальчик, единственный выживший из 116 пассажиров разбившегося самолета

В 2003 году Мохаммед ель Фатех Осман (Mohammed el-Fateh Osman) стал единственным выжившим пассажиром рейса авиакомпании Sudan Airways, который влетел в склон вскоре после вылета из прибрежного города Порт-Судан (Port Sudan). Трехлетний ребенок получил травмы, вследствие которых потерял свою левую ногу, и сильно пострадал из-за ожогов, но он стал единственным, кто выжил в катастрофе, случившейся с Боингом 737-200C. В тот день погибло 105 пассажиров и все 11 членов экипажа судна. Ребенка нашли лежащим на упавшем дереве, и его спасителем стал случайный кочевник.

4. Сесилия Сичан – единственная выжившая в одной из самых крупных авиакатастроф в истории США

В 1987 году рейс №255 авиакомпании Northwest Airlines разбился всего спустя несколько минут после вылета из аэропорта Детройта (Detroit). Крушение унесло жизни 154 человек, но 4-летняя Сесилия Сичан (Cecelia Cichan) стала единственной выжившей в этой жуткой аварии. Ее мать Паула, отец Майкл и 6-летний брат Дэвид (Paula, Michael, David) также были среди несчастных, погибших в этом полете. Семья собиралась домой после каникул, но им так и не было суждено вернуться назад.

Личность девочки оставалась загадкой несколько дней, пока ее бабушка не узнала из новостных сводок, что ногти у обнаруженной малышки были накрашены лиловым лаком, а ее передний зуб был со специальной чиповкой. Паулин Сиамачела (Pauline Ciamaichela) вспомнила, что до отъезда семьи она сама и покрасила ногти Сесилии в лавандовый цвет.

5. Рубен Ван Ассу – датский мальчик, единственный выживший в страшной авиакатастрофе

Невероятно, но факт – 9-летнего датчанина Рубена Ван Ассу (Ruben van Assouw) обнаружили с перебитыми ногами посреди ливийской пустыни в кресле разбившегося самолета посреди обломков авиасудна. Он был без сознания, но дышал, в отличие от всех остальных пассажиров этого судна. Рейс Afriqiyah Airways разбился 12 мая 2010 года на подлете к своему конечному пункту назначения – городу Триполи (Tripoli), и в аварии погибло 103 человека, включая также и экипаж аэробуса. Мальчик летел домой из сафари со всей своей семьей. Рубен узнал, что стал единственным выжившим в этой аварии только несколько дней спустя после своей госпитализации.

Ливийские власти распространили фотографию раненого ребенка, и датским журналистам удалось пробраться в его палату и провести интервью до того, как Рубен узнал, что вся его семья мертва, и он стал сиротой. Сейчас мальчика опекают родные дядя и тетя, которые рассказали, что ребенок надеется однажды вернуться к месту аварии и выяснить ее причину.

6. Эрика Делгадо – выжившая в авиакатастрофе благодаря героизму матери

В 1995 году ошеломленная 10-летняя девочка со сломанной рукой стала единственным выжившим пассажиром самолета, разбившегося в северной Колумбии (Colombia). Кроме нее на борту находилось еще 47 пассажиров и 5 членов экипажа, но все они погибли. Власти сообщили, что межконтинентальный авиалайнер DC-9 взорвался в воздухе, но свидетели из города Мария ла Баха (Maria La Baja), что в 800 км к северо-западу от Боготы (Bogota), утверждают, что самолет врезался в набережную и упал в лагуну без каких-либо признаков возгорания в воздухе.

Эрика Делгадо (Erika Delgado), летевшая с родителями и младшим братом из Боготы в карибский курортный город Картахена (Cartagena), была госпитализирована в состоянии шока и с поломанной рукой.

Местный фермер рассказал, что услышал крики о помощи, и нашел девочку на насыпи из морских водорослей. Он также сообщил, что Эрика вспомнила, как мать вытолкнула ее из самолета, который потом развалился и заполыхал.

7. Пол Эштон Вик – самый молодой в мире единственный выживший в авиакатастрофе

Эта авиакатастрофа произошла давно — в январе 1947 года, но с тех пор Пол Эштон Вик (Paul Ashton Vick) все еще остается самым маленьким ребенком в мире, пережившим крушение самолета, и единственным спасшимся из всех пассажиров на борту рухнувшего судна. Рейс осуществляла Китайская национальная авиакомпания, и мальчику на тот момент был всего 16 месяцев. Отец Пола, Роберт Вик (Robert Vick), был баптистским пастором из Коннектикута (Connecticut), США, и принимал участие в миссионерском служении в Китае после окончания Второй мировой войны.

Роберт с женой и 2 сыновьями (2-летним Теодором, Theodore, и 16-месячным Полом) сели в Шанхае на рейс до Чангкинга (Shanghai, Chungking). Во время полета загорелся один из двигателей самолета, и огонь быстро распространился по салону. Когда стало абсолютно ясно, что самолету не избежать крушения, 23 пассажира в панике успели выпрыгнуть из горящего лайнера. Мистер и миссис Вик были среди них, и каждый держал в руках по ребенку. Роберт и его 16-месячный сын Пол были единственными, кто выжил в той катастрофе.

К несчастью, 40 часов спустя пастор скончался от полученных травм, но перед смертью он успел сообщить персоналу госпиталя имена и адрес бабушки и дедушки сына, куда ребенка отправили после того, как он получил необходимое лечение. Сам Пол во время аварии сломал несколько костей ног.

8. Вонг Ю – первый в мире угонщик самолета, разбивший авиасудно, и ставший единственным выжившим в страшной аварии

А это история про одного из самых неоднозначных «героев» нашей подборки – Вонг Ю (Wong Yu). Мужчина попытался угнать воздушное судно Miss Macao компании Cathay Pacific в 1948 году, но его дерзкая затея закончилась авиакатастрофой и смертью 25 невинных пассажиров и членов экипажа.

Гидросамолет марки PBY Catalina, перевозивший очень состоятельных пассажиров, стал первым коммерческим рейсом в истории авиации, подвергнувшимся угону. Два рыбака увидели падение самолета и вытащили из воды мужчину в бессознательном состоянии. Им оказался Вонг Ю, которого вскоре опознали как одного из угонщиков и приговорили к 3 годам лишения свободы в местной тюрьме.

Жми «Нравится » и получай лучшие посты в Фейсбуке!

В статье представлена информация об авиакатастрофах гражданских воздушных судов (ВС) и летательных аппаратов (ЛА) военно-воздушных сил (ВВС), в которых из всех пассажиров и экипажа выжил всего 1 (один) человек. Дата публикации: 29.07.2011 (обновлено 03.11.2015).

Авиакатастрофа, приведшая к наибольшему числу жертв, из включенных в этот список, произошла 16 августа 1987 года в США. Из 155 человек на борту самолета DC-9-82 в живых осталась только 4-летняя Сесилия Сичан, потерявшая во время ЧП свою семью.

1936 год

Первый зафиксированный случай единственного выжившего после авиакатастрофы - 5 сентября 1936 года. Во время обзорного полета над Международным аэропортом Питтсбурга, США, разбился самолет авиакомпания Pittsburgh Skyways - тип самолета неизвестен. Десять человек погибло, выжила одна 17-летняя девушка, пассажир самолета Линда Макдональд (Linda McDonald).

1941 год

30 октября 1941 года возле американского города Мурхед, штат Миннесота, из-за обледенения крыла с высоты 200-300 метров упал почтовый самолет компании Northwest Airlines. Из 15 человек, находившихся на борту, выжил только пилот Кларенс Бейтс (Clarence Bates).

На фото: самолет Short S.25 Sunderland

1942 год

При невыясненных обстоятельствах 25 августа 1942 года в Шотландии разбился самолет Short S.25 Sunderland, «летающая лодка» Королевских ВВС Великобритании. Среди 14 погибших - член королевской семьи, герцог Кентский Георг, что стало основой версии о теракте. Единственный выживший - 24-летний лейтенант Эндрю Джек (Andrew Jack), летевший пассажиром самолета.

1943 год

Джон Ховард (John Alfred Howard) - 26-летний пассажир рейса 9 авиакомпании Панагра, единственный выживший после авиакатастрофы 22 января 1943 года. Самолет Douglas DC-3 столкнулся с горой в провинции Каравели, Перу, на высоте около 4 тысяч метров. Из-за недостаточной подготовки диспетчеров погибло шесть человек.

«Летающая крепость» Boeing B-17C ВВС США разбился 14 июня 1943 года в районе города Маккай, Австралия. Самолет взлетел во время утреннего тумана и после непродолжительного полета на небольшой высоте упал на землю. Причины катастрофы, во время которой погибло 40 человек, не установлены. Единственный выживший - 22-летний пассажир Фой Робертс (Foye Kenneth Roberts).

Чешский пилот, 32-летний Эдуард Прчал (Eduard Prchal) 4 июля 1943 года оказался единственным выжившим в катастрофе над Гибралтаром при крушении на 16 секунде после взлета самолета 511 эскадрильи Королевских ВВС B-24 «Либерейтор II» (бортовой номер AL 523). В катастрофе 16 человек, включая командующего польскими войсками и премьер-министра польского правительства в изгнании генерала Владислава Сикорского, его дочь, а также начальника штаба генерала Тадеуша Климецки. Во время расследования Прчал не смог внятно объяснить, почему в этот вылет он надел спасательный жилет, хотя обычно не прибегал к такой мере предосторожности, и кем был второй человек, которого видели на крыле упавшего самолёта.

1946 год

5 сентября 1946 года при подлете к аэродрому назначения самолет Douglas DC-3, авиакомпания Trans-Luxury Airlines, столкнулся с землей. Погибло 20 человек. Вероятная причина катастрофы в округе Элко, штат Невада, - ошибка пилота при пространственной ориентировке в условиях сильного тумана. Выжил только двухлетний мальчик Питер Линк (Peter Link), который сидел на руках у матери.

1947 год

Douglas DC-3, рейс 665 авиакомпании Eastern Air Lines, врезался в холм возле города Гэлакс, США, 12 января 1947 года. Из 19 человек на борту самолета выжил только 25-летний Уильям Кис мл. (William Ellis Keyes, Jr.). Причина катастрофы не установлена, предположительно - ошибка пилота.

28 января в Китае, возле города Ухань, спустя 30 минут после взлета разбился самолет Curtiss-Wright C-46 Commando. Погибло 25 человек, выжил только 15-летний подросток Пол Вик (Paul Ashton Vick). Причины падения самолета, вероятно, скрыты, официально - не установлены.

На фото: самолет Douglas DC-3 авиакомпании Air France

1 февраля 1947 года по невыясненным причинам упал и разбился Douglas DC-3 авиакомпании Air France. Катастрофа произошла в Португалии, неподалеку от Лиссабона. Единственный выживший - 38-летний Юджин Леонард (Eugene Leonard). Погибло 15 пассажиров и членов экипажа.

1948 год

10 марта 1948 года, Чикаго, катастрофа Douglas DC-4, рейс 705 авиакомпании Delta Air Lines. Вскоре после взлета (курс на Майами), на высоте 60-100 метров, самолет стал резко задирать нос, пока не стал в почти вертикальное положение. Затем, набрав высоту до 250 метров, перешел в сваливание на правое крыло и в итоге носовой частью врезался в землю. Точные причины потери продольного управления самолетом не установлены. Погибло 12 человек, выжила 33-летняя пассажирка Триполина Мэо (Tripolina Meo).

Ирландия, вблизи международного аэропорта «Шаннон», 15 апреля 1948 года. В ночное время самолет Lockheed L-049 Constellation, рейс 1-10 авиакомпании PanAm, снизился раньше торца ВПП, задел шасси каменный забор и разрушился. В результате катастрофы погибло 30 человек, единственный выживший - Марк Уорст (Mark Worst).

На фото: самолет Douglas DC-4 в Конго

12 мая 1948 года, Douglas DC-4 бельгийской государственной компании в ДР Конго на высоте около 220 метров попал в центр грозового фронта, резко потерял высоту и рухнул в лес, унеся жизни 31 человека. Выживший - пассажир по имени Мутафиш (Moutafis).

Хуан Юй (на кантонском - Вонг Ю) - единственный 24-летний выживший пассажир рейса компании Cathay Pacific, разбившегося 17 июля 1948 года на мысе Макао. Погибло 25 человек.

1949 год

20 ноября 1949 года из-за сложных метеоусловий в Норвегии упал в лес и разбился голландский самолет Douglas DC-3 (компания Aero Holland). На борту было 10 взрослых и 26 детей, из которых выжил только 12-летний Исаак Алляль (Isaac Allal).

1950 год

10-летняя Ольга Рада (Olga Rada) - единственная выжившая в авиакатастрофе 24 мая 1950 года, которая произошла возле города Пасто в Колумбии с самолетом Douglas C-47 Skytrain, авиакомпания LANSA. Самолет по неустановленной причине разрушился в воздухе недалеко от вулкана Галерас, погибло 25 человек.

Япония, 130 километров от Токио, 27 июля 1950 года. Через 20 минут после взлета самолет Douglas C-47 Skytrain, ВВС США, упал в Тихий океан. Причины катастрофы не установлены, обломки опустились на глубину свыше 1500 метров. Из 26 человек выжил только пассажир, 23-летний сержант Хару Садзаки (Haru Sazaki).

На фото: самолет Douglas C-47 Skytrain

30 августа 1950 года возле индонезийского острова Джемаджа разбился еще один Douglas C-47 Skytrain, самолет британских ВВС. По неустановленной причине «Дуглас» упал в Южно-Китайское море, следуя по маршруту Сингапур - Гонконг, погибло девять человек. Единственный выживший - майор Дэвид Лоутер (David Lowther).

1954 год

Деревня Олдбри, графство Хартфордшир, Великобритания. Через четыре минуты после взлета 6 января 1954 года, во время снежной бури, потерял высоту и врезался в деревья самолет Vickers Valetta T.3 Королевских ВВС. Погибло 16 человек, выжил - сержант ПиДи Клифф (P.D. Cliff). Причины катастрофы окончательно не установлены.

На фото: самолет Vickers Valetta T.3

Пауль Олсен (Paul Olsen) получил свой второй шанс в жизни 28 марта 1954 года, когда остался единственным выжившим после авиакатастрофы у острова Медвежий, Шпицберген. Во время падения почтового самолета Королевских ВВС Норвегии погибло 8 человек.

На фото: пассажиры самолета Ли-2 Дальневосточного отделения «Аэрофлота»

26 августа под Южно-Сахалинском потерпел крушение, врезавшись в сопку при заходе на посадку в условиях низкой облачности, самолет Ли-2 компании «Аэрофлот» (Дальневосточное территориальное управление ГВФ, Хабаровская авиагруппа). В результате катастрофы погибло 26 человек, выжил неизвестный подполковник советской армии. Мужчина около 40 лет доставлен в больницу в тяжелом состоянии.

1956 год

Кончетта Финаморе (Concetta Finamore) - единственная выжившая пассажирка рейса LAI Flight 451 компании Linee Aeree Italiane, который разбился 24 ноября 1956 года. 34 человека погибло.

На фото: место крушения президентского самолета Филиппин

1957 год

17 марта 1957 года на Филиппинах, остров Себу, потерпел крушение президентский самолет Douglas C-47 Skytrain. В результате недостаточного набора высоты из-за неисправности электроприборов самолет врезался в гору через 40 минут полета. Погибли 25 человек, включая 7-го президента Филиппин Рамона Магсайсая. Выжил только находившийся в хвосте самолета 31-летний Нестор Мата (Néstor Mata).

На фото: самолет авиакомпании Eagle Aviation Limited

1 мая 1957 года при падении самолета Vickers VC.1 Viking компании Eagle Aviation Limited в районе аэропорта Блэкбуш, графство Гемпшир, погибло 34 человека, в основном, военнослужащие и члены их семей. После падения четыре человека были обнаружены живыми и направлены в больницу, но выжил только один пассажир, имя которого не называется.

1959 год

Из-за ошибки экипажа 30 октября 1959 года самолет Douglas C-47 Skytrain, рейс 349 авиакомпании Piedmont Airlines, врезался в 950-метровую гору Бакс Элбоу, Уайт Холл, Вирджиния, на 100 метров ниже ее пика. Выжившего Фила Брэдли (Phil Bradley) во время удара выбросило из фюзеляжа вместе с сиденьем, на котором он и ожидал спасателей, пристегнутый ремнем безопасности. Остальные 26 человек, находившиеся на борту, погибли.

На фото: самолет Martin 2-0-2 авиакомпании Allegheny Airlines

1 декабря 1959 года, США, Вильямспорт, штат Пенсильвания. При заходе на посадку самолета Martin 2-0-2, рейс 371 авиакомпании Allegheny Airlines, экипаж сбился с курса и самолет врезался в гору. Погибло 25 человек, выжил - Луис Матараццо (Louis Matarazzo).

1967 год

Лейтенант Джозеф Гинет (Joseph «Leo» Guenet), 29 лет, член экипажа Lockheed EC-121H Super Constellation ВВС США - единственный выживший в авиакатастрофе 25 апреля 1967 года. Спустя 8 минут после взлета «Локхида» экипаж сообщил о пожаре в третьем двигателе и попросил экстренную посадку на острове Нантакет в Атлантическом океане. Однако самолет не долетел до ВПП, а упал в воду в нескольких километрах от острова. Погибло 15 человек.

1968 год

Неизвестный солдат срочной службы был единственным выжившим в катастрофе Ил-18 в Чунском районе Иркутской области 29 февраля 1968 года. Самолет рейса 15 «Аэрофлота» по невыясненной причине упал с высоты около 8000 метров. На высоте 1000 м из-за запредельных нагрузок Ил-18 разрушился. В результате катастрофы погибло 83 человека.

1970 год

Во время разбега по ВПП в городе Куско, Перу, 9 августа 1970 года у самолета Lockheed L-188 Electra авиакомпании LANSA (рейс 502) заглох и загорелся третий двигатель. «Локхид» все-таки взлетел, и пилоты запросили экстренную посадку. Во время разворота самолет накренился, потерял высоту, упал на землю и загорелся. В результате ненадлежащей эксплуатации самолета и ошибочных действий экипажа погиб 101 человек (2 на земле). Единственный выживший в этой авиакатастрофе - 26-летний пилот Хуан Лоо (Juan Loo).

1971 год

6 июня 1971 года пилот, лейтенант Кристофер Шисс (Christopher E. Schiess) единственный выжил при столкновении самолета ВМС США и гражданского рейса 706 авиакомпании Hughes Airwest. Погибло 50 человек.

На фото: Джулиана Кёпке на месте авиакатастрофы

Перу, Арекипа, 24 декабря 1971 года, трагедия рейса 508 авиакомпании LANSA, ставшая основой для фильма «Чудеса еще случаются». Самолет Lockheed L-188 Electra попал в зону сильной турбулентности через несколько минут после взлета. Через 20 минут полета в «Локхид» ударила молния. Самолет начал разрушаться в воздухе на высоте 3,2 километра и упал вглубь тропического леса. Получив перелом ключицы, единственная выжившая пассажирка Джулиана Кепке (Juliane Koepcke) через 9 дней самостоятельно вышла к людям.

1972

Весна Вулович (Vesna Vulović), 22-летняя стюардесса, единственная выжившая в авиакатастрофе самолета DC-9-30 (рейс JAT 367) 26 января 1972, рядом с деревней Сербска Каменице в Чехословакии. После катастрофы Вулович 27 дней находилась в коме, а затем еще 16 месяцев оставалась в госпитале. Она продолжила работать в авиакомпании, но уже на наземной работе (у нее были повреждены череп, ноги и три позвонка).

Весна Вулович занесена в Книгу рекордов Гиннесса как выжившая при свободном падении без парашюта с рекордной высоты: 10 160 метров (33 316 футов).

1973 год

22 июля 1973 год, возле города Папеэте на Таити упал в Тихий океан Boeing 707-321B рейса 816 компании Pan Am. При взлете самолет поднялся на высоту 100 метров, а затем завалился влево и рухнул в воду. Погибло 78 человек - все, кроме Нила Кэмпбелла (Neil James Campbell). «Боинг 707» опустился на глубину около 700 метров, бортовые самописцы не были найдены, причины катастрофы не установлены.

На фото: носовая часть разбившегося Ту-134А

1979 год

22 марта, СССР, Лиепая. Из-за ошибки экипажа и УВД, допустивших нарушение центровки самолета, произошла катастрофа грузового рейса Ту-134А компании «Аэрофлот». Погибло четыре человека, выживший член экипажа - бортмеханик Юрий Дмитриевич Степанов, который, в отличие от своих товарищей, был пристегнутым при взлете.

30 мая 1979 года разбился самолет DHC-6 (De Havilland Canada) Twin Otter, рейс 46 авиакомпании Downeast Airlines. По неустановленной причине при посадке в аэропорту города Рокланд, штат Мэн, США, самолет зацепил деревья и разбился. Погибло 17 человек, в живых из находившихся на борту «Ди-эйч-си» остался только 16-летний пассажир Джон Маккаферти (John McCafferty).

1981

Савицкая Лариса Владимировна, единственная выжившая в катастрофе самолета Ан-24 (рейс «Аэрофлот» 811), произошедшей 24 августа 1981 года возле Комсомольска-на-Амуре. Молодая 20-летняя девушка находилась в хвосте и осталась в живых после столкновения самолетов в воздухе: АН-24 столкнулся с бомбардировщиком Ту-16 на высоте 5220 м. Погибло 37 человек.

Лариса Савицкая была включена в российское издание Книги рекордов Гиннесса как выжившая после падения с высоты более 5000 метров и получившая минимальную сумму компенсации физического ущерба (75 руб. в деньгах 1981–1982 годов).

2 сентября 1981 года, Колумбия, город Пайпа. Из-за перегрузки не смог набрать необходимую высоту и при совершении левого поворота врезался в холм самолет Embraer EMB 110 Bandeirante авиакомпании Taxi Aereo el Venado. Погиб 21 человек, выжил только 26-летний пассажир Ремберто Апарисио (Remberto Aparicio).

1983 год

30-летняя Мелисса Келли (Melissa Kelly) - единственная выжившая в катастрофе 30 апреля 1983 года, которая произошла с самолетом военно-морских сил США Convair CV-340 возле города Джэксонвилл во Флориде. Экипаж принял решение о возврате в аэропорт вылета, когда вскоре после взлета загорелся один из двигателей самолета, но Convair CV-340 упал в воду за 125 метров до начала ВПП. Погибло 14 человек.

На фото: Ту-154 компании «Аэрофлот»

23 декабря 1984 года в катастрофе Ту-154, летевшего рейсом Красноярск - Иркутск, погибло 110 человек. Имя единственного выжившего при крушении самолета рейса 3519 «Аэрофлота» 27-летнего мужчины, не называется.

1985 год

Вскоре после взлета Lockheed L-188A Electra с аэродрома Рино в штате Невада в самолете началась сильная вибрация из-за открывшегося лючка на крыле. Экипаж рейса 203 авиакомпании Galaxy Airlines совершил ошибку: решив, что детонация вызвана сбоем в работе турбин, пилоты снизили тягу двигателей, самолет потерял скорость и упал на территории кемпинга. Единственного выжившего пассажира, 17-летнего Джорджа Лэмсона (George Lamson), вместе с сиденьем выбросило из фюзеляжа за секунды до взрыва, в котором погибло 70 человек.

Как мы видим, самолеты становятся с годами больше, соответственно и количество пассажиров увеличивается...

1987 год

Кот-д’Ивуар, Абиджан, 3 января 1987 года. Авиалайнер Boeing 707, рейс 797 авиакомпании Varig, разбился при заходе на аварийную посадку после отказа двигателя. Погибло 50 человек, в живых остался только один пассажир, профессор Неуба Йессох (Neuba Yessoh).

16 августа 1987 года при взлете из аэропорта Детройт Метрополитан, штат Мичиган, экипаж не выпустил закрылки и предкрылки самолета рейса 255 авиакомпании Northwest Airlines. В результате лайнер McDonnell Douglas DC-9-82 потерял скорость и разбился за пределами ВПП. Причиной неисправности системы предупреждения о готовности полета стало сознательное отключение электрического предохранителя неизвестным лицом. В этой катастрофе погибло 156 человек (два на земле), единственная выжившая - четырехлетняя девочка по имени Сесилия Сичан (Cecelia Cichan).

На фото: Сесилия Сичан через несколько лет после катастрофы

8 декабря 1987 года погибли футболисты и другие члены спортивного клуба «Альянса», а также болельщики команды, возвращавшиеся в Лиму. При повторном заходе на посадку (из-за неисправности шасси) в Международном аэропорту Джорджа Чавеса самолет ВМС Перу Fokker F27-400M слишком рано снизил высоту, правым крылом зацепил поверхность океана, перевернулся и разрушился. Жертвами авиакатастрофы в Перу стали 42 человека. Единственный выживший - лейтенант Эдильберто Вильяр (Edilberto Villar), который числился членом экипажа, но странным образом его роль в экипаже установлена не была.

1988 год

Неизвестный мужчина оказался единственным выжившим в авиакатастрофе 11 декабря 1988 года, произошедшей под Ленинаканом с самолетом Ил-76М Военно-воздушных сил СССР. Этот везунчик находился в кабине КамАЗа, погруженного в самолет, когда тот врезался в гору при заходе на посадку. Погибло 77 человек.

1990 год

Туркменская СССР, Ашхабадская область, близ Бахардока, 19 ноября 1990 года. Из-за производственного дефекта произошло разрушение главного редуктора несущего винта Ми-8Т, борт СССР-22389, компании «Аэрофлот». Вертолет упал с высоты 1200 м, столкнулся с землей и взорвался. Командир воздушного судна А. Бурмистров выжил, благодаря тому, что его выбросило через остекление кабины при взрыве, остальные 15 человек, находившиеся на борту, погибли.

На фото: выживший в авиакатастрофе индонезиец Бамбанг Сумади

1991 год

Самолет Lockheed C-130 Hercules, борт A-1324 ВВС Индонезии, возвращался с празднования Дня вооруженных сил 5 октября 1991 года. На борту находились летчики, принимавшие участие в официальных мероприятиях. По неустановленной (или скрытой) причине самолет потерял управление и врезался в учебный центр Министерства труда в районе аэропорта Халим Перданакусума, город Джакарта. В результате крушения «Локхида» погибло 135 человек (2 на земле), выжил - Бамбанг Сумади (Bambang Sumadi).

1992 год

Ливийский лидер Ясир Арафат - единственный выживший в авиакатастрофе, произошедшей 7 апреля 1992 года. Обстоятельства крушения малоизвестны: самолет летел из Хартума в Триполи, попал в песчаную бурю и упал в пустыне. Погибло не менее четырех человек.

На фото: Аннет Херфкенс, пассажирка вьетнамского самолета рейса 474

14 ноября 1992 года при заходе на посадку в условиях тропического шторма отклонился от курса к международному аэропорту Камрань и врезался в вершину горного хребта самолет Як-40 Вьетнамских авиалиний (рейс 474). Погибли все члены экипажа и пассажиры (30 человек), кроме 31-летней Аннет Херфкенс (Annette Herfkens). Спасателям понадобилось 8 дней, чтобы добраться до обломков самолета.

На фото: Эрика Дельгадо с родственниками

1995 год

Девятилетняя Эрика Дельгадо (Erika Delgado), юная пассажирка рейса 256 Колумбийских международных авиалиний, стала единственной выжившей после катастрофы самолета McDonnell Douglas DC-9 возле города Боливар 11 января 1995 года. По неустановленной причине самолет потерял управление и упал с высоты в 3000 метров. Погибло 52 человека.

24 сентября 1995 года в катастрофе самолета MIAT Mongolian Airlines погибло 42 человека, спасся единственный человек - 27-летний Улзиибаяр Санджаа (англ. Ulziibayar Sanjaa).

1997 года

Штурман Сергей Петров, 37 лет, остался в живых после авиакатастрофы в районе аэропорта Шарджа, ОАЭ. В тот день, 15 декабря 1997 года самолет Ту-154, рейс 3183 Таджикских авиалиний, при заходе на посадку из-за ошибки летчика опустился ниже необходимой высоты, потерял скорость и упал в пустынной местности. В результате падения лайнера погибло 85 человек.

На фото: обломки рухнувшего Boeing-737 в пустыне

2003

Юсеф Джиллали (англ. Youcef Djillali), 28 лет, гражданин Алжира, военнослужащий. 6 марта 2003 года летел из Таманрассета в Гардаю (Алжир). Из-за отказа двигателя при взлете самолет Boeing 737-200 Алжирских авиалиний (рейс 6289 компании Air Algérie) потерпел крушение в пустыне Сахара. На борту находилось 97 пассажиров и 6 членов экипажа, все, кроме одного, погибли.

Мухамед эль-Фатех Осман (англ. Mohammed el-Fateh Osman), 3 года, гражданин Судана. 8 июля 2003 года летел с мамой из Порт-Судан в Хартум. Самолет Boeing 737-200 (бортовой номер ST-AFK) Суданских авиалиний (рейс 139) потерпел крушение в Красном Море, не долетев до аэропорта Хартум. На борту находилось 117 пассажиров и членов экипажа, все, кроме одного, погибли. Самолет загорелся в воздухе. Очевидцы говорят, что падающий самолет был похож на гигантский огненный шар. На месте падения спасатели обнаружили маленького мальчика.

На фото: лейтенант Фаркаш с женой после катастрофы

2006 год

Преждевременное снижение высоты и ошибка в пространственном ориентировании привела к авиакатастрофе 19 января 2006 года, которая произошла в Приштине, Сербия, с бортом 5605 Воздушных сил Словакии. В результате падения самолета Ан-24 погибло 42 человека. Единственный выживший - лейтенант Мартин Фаркаш (Martin Farkaš), бывший пассажиром самолета.

27 августа 2006 года, при взлете с аэропорта города Лексингтон, штат Кентукки, пилоты авиакомпании Delta Connection перепутали номер ВПП и начали взлет по более короткой полосе. В результате самолету Bombardier Canadair Regional Jet (рейс 5191) не хватило длины разбега, он выкатился за пределы ВПП, протаранил железное ограждение, врезался в деревья, разрушился и загорелся. Катастрофа унесла жизни 49 человек. Единственный выживший - 44-летний второй пилот Джеймс Полехинке (James Polehinke).

На фото: бывший летчик Джеймс Полехинке с супругой

2007 год

Ирак, город Балад, 9 января 2007 года. Абдулькадир Акыз (Abdülkadir Akyüz) остался единственным уцелевшим пассажиром Ан-26 (борт ER-26068) молдавской авиакомпании AerianTur-M. Самолет разбился при посадке в аэропорту, погибло 34 человека. Существует несколько версий причин катастрофы, включая плохие погодные условия и теракт (есть основания полагать, что молдавский Ан-26 был сбит ракетой).

На фото: спасатели эвакуируют Франческу Льюис, что заняло около 4 часов, до места, доступного вертолету

12-летняя Франческа Льюис (Francesca Lewis) - единственная выжившая в авиакатастрофе самолета Cessna 172, который врезался в склон вулкана Бару в Панаме 23 декабря 2007 года. В трагедии погибли все, находившиеся на борту, включая мультимиллионера Майкла Кейна и его 13-летнюю дочь Талию. Франческу обнаружили через два дня после падения «Сессны» в труднодоступном горном районе.

2008 год

В условиях плохой видимости 8 октября 2008 года в районе аэропорта им. Тэнцинга и Хиллари в городе Лукла, Непал, пилот сбился с курса и самолет De Havilland Canada DHC-6 Twin Otter (рейс 103) авиакомпании Yeti Airlines врезался в гору. В результате катастрофы оборвались жизни 18 человек. Единственный выживший - командир экипажа Сурендра Кунвар (англ. Surendra Kunwar).

2009 год

Канада, остров Ньюфаундленд, 12 марта. Вертолет Sikorsky S-92, обслуживавший нефтяное месторождение Хайберния, упал в океан во время полета к нефтяной платформе. Выжил только 28-летний Роберт Декер (Robert Decker), 17 человек погибло.

На фото: Байя Бакари на больничной кровати в июле 2009 года

Байя Бакари (англ. Bahia Bakari), 14 лет, гражданка Франции. 30 июня 2009 года летела вместе с матерью из Марселя на Коморские острова. Самолет Airbus А-310-300 Йеменских авиалиний (рейс IY 626) потерпел крушение в Индийском океане вблизи Коморских островов. На борту находилось 153 пассажира, все, кроме девочки-подростка, погибли. Байя не получила при катастрофе физических травм, пострадала только от переохлаждения после пребывания в воде в течение 14 часов. В 2010 году она опубликовала автобиографию «Выжившая».

На фото: 9-летний Рубен ван Ассоу в госпитале после операции

2010 год

Рубен ван Ассоу (Ruben van Assouw), 9 лет, гражданин Нидерландов. 12 мая 2010 года летел вместе с родителями из Йоханнесбурга в Триполи. Самолет Airbus A330-200 ливийской компании Afriqiyah Airways (рейс 771) потерпел крушение при заходе на посадку аэропорта Триполи из-за ошибки пилотов. На борту находилось 93 пассажира и 11 членов экипажа, все, кроме одного, погибли. Ребенка обнаружили в сознании среди обломков. У мальчика сломаны ноги, но основные жизненные показатели в норме.

25 августа 2010 года при подлете к аэродрому Бандунду в ДР Конго врезался в дом борт 9Q-CCN авиакомпании Filair, самолет Let L-420UVP. Из-за недостатка топлива или технической неисправности погибли 20 человека. К сожалению, нет данных по единственному выжившему в этой катастрофе.

2011 год

4 апреля в городе Киншаса, Демократическая Республика Конго, не справился с управлением Bombardier CRJ 100 в сложных метеоусловиях грузинский пилот Georgian Airways, перевозивший груз и пассажиров по заказу ООН. В результате удара о DGG самолет раскололся на две части и загорелся. Погибло 32 человека. Единственный выживший - Франсис Муамба (Francis Mwamba).

Александр Сизов, 42 года, инженер по авиационному и радиотехническому обслуживанию самолета Як-42 (рейс AKY-9633), потерпевшего катастрофу 7 сентября на маршруте Ярославль - Минск. Самолет разбился при взлете с аэропорта «Туношна» из-за ошибки экипажа. Самолет выкатился за ВПП, не успел набрать высоту, столкнулся с радиомаяком, врезался в землю и взорвался. Погибло 44 человека, включая игроков хоккейного клуба «Локомотив».

На фото: Як-42 за пять лет до катастрофы

2014 год

11 февраля 2014 года разбился военно-транспортный самолет Lockheed C-130H-30 Hercules, летевший из Таманрассет в Константину, алжирская провинция Умм-эль-Баваки. Не долетев до места назначения, самолет разбился в гористой местности, погибло 77 человек. Спасся 21-летний Нимер Джеллул (англ. Nimer Djelloul).

2015 год

Самолет Ан-2 компании «Казахмыс», совершая 20 января перелет из Балхаша в Шатырколь, Шуский район Жамбылской области Казахстана, разбился на подлете к месту назначения. Погибло шесть человек, выжила Асем Шаяхметова.

По материалам Википедии - свободной энциклопедии

Безопасность пассажиров самолетов

Специалисты Университета Гринвича (Лондон) в 2008 году провели исследование, данные для которого брали из анализа обстоятельств гибели 105 человек в авиакатастрофах. Также были опрошены почти 2 тыс. человек, выживших при крушении самолетов.

Результаты показали: наиболее безопасны кресла у прохода, не более чем в пяти рядах от аварийного выхода.

По мнению ряда специалистов, кресла бортпроводников безопаснее кресел пассажиров, поскольку они расположены спинкой вперед. Предлагалось даже развернуть кресла пассажиров, но нововведение не было внедрено из-за нежелания пассажиров летать спиной вперед. Кроме того, при полете самолета на крейсерском режиме с положительным углом атаки, пассажиры, сидящие лицом против полета, будут «сползать» из кресел, так как при таком положении самолета подушка кресла находится под отрицательным углом к горизонту.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

В некоторых случаях пассажиры даже не получали сколько-нибудь серьезных травм. Некоторые просто опаздывали на трагический рейс, отменяли полет по какой-либо причине, другие же оставались в относительной целости и сохранности после крушения. Были и случаи, когда жертвами катастрофы становились те, кто не присутствовал на смертельном борту, а погиб под его обломками.

Четырехлетняя американка, которая выжила в катастрофе

В августе 1989 года американский лайнер, следовавший по маршруту Сагино - Детройт - Финикс - Санта-Ана, совершал взлет из аэропорта в Детройте. Через несколько минут после того, как самолет оторвался от земли, он начал крениться в стороны, врезался в несколько фонарных столбов и загорелся. Лайнер рухнул на дорогу, проехал по ней, ударился в железнодорожную насыпь и врезался в путепровод. Самолет полностью разрушился. В этой катастрофе погибли полторы сотни пассажиров и членов экипажа. На земле погибли два человека, находившиеся в автомобилях, которые разбил самолет.

Четырехлетняя американка Сесилия Сечан получила значительные травмы, но выжила в этой катастрофе. Ребенок, выживший после авиакатастрофы, летел вместе с родителями и старшим братом. Девочку заметил пожарный Джон Тьед, который работал на месте крушения. Сесилия получила перелом черепа, ожоги третьей степени, перелом ключицы и ноги. Девочка перенесла несколько операций, но смогла полностью восстановиться. Фото девочки, выжившей после авиакатастрофы, тогда облетели всю Америку.

Сесилию Сечан воспитали ее дядя и тетя. Она никогда не давала интервью, но нарушила свое молчание в 2013 году, снявшись в документальном фильме «Единственная выжившая». Девушка говорит, что не боится летать на самолетах. Она руководствуется принципом: если это произошло однажды, то уже не случится снова. Кроме того, девушка сделала татуировку в виде самолета на руке, которая напоминает ей о том одновременно трагичном и счастливом дне.

Лариса Савицкая, выжившая в крушении над Завитинском

В 1981 году советская студентка Лариса Савицкая возвращалась из свадебного путешествия вместе с мужем рейсом Комсомольск-на-Амуре - Благовещенск, который выполнял самолет Ан-24. Билеты у молодоженов были в среднюю часть самолета, но так как в салоне было много свободных мест, они решили занять места в хвосте.

В ходе полета самолет столкнулся с бомбардировщиком Ту-16К. Причин тому было несколько. Это и ошибки наземного персонала аэропорта, диспетчеров, и в общем неудовлетворительная организация полетов в районе Завитинска, и несоответствие требованиям правил безопасности, и нечеткое взаимодействие между гражданскими и военными самолетами. Все, кто был на борту обоих самолетов, погибли, кроме единственной девушки, выжившей после авиакатастрофы.

В момент столкновения самолетов Лариса спала в своем кресле. Девушка проснулась от ожога, вызванного разгерметизацией салона, холодного воздуха (температура упала до -30 градусов) и сильного удара. После разлома фюзеляжа девушку выбросило в проход, она потеряла сознание, но через несколько мгновений очнулась, добралась до ближайшего кресла и вжалась в него, не пристегнувшись. Лариса Савицкая, выжившая после авиакатастрофы, позже утверждала, что в этот момент ей вспомнился фильм «Чудеса еще случаются», героиня которого чудесным образом спаслась в крушении, вжавшись в кресло. Но девушка тогда не думала о спасении, она просто хотела «умереть не больно».

Часть самолета упала на березовую рощу, которая значительно смягчила удар. Лариса падала на обломке 3 х 4 метра. Впоследствии было установлено, что падение заняло восемь минут. На землю девушка упала без сознания.

Когда она очнулась, увидела перед собой кресло с телом умершего мужа. Лариса получила травмы, но все еще могла передвигаться самостоятельно. Двое суток девушке пришлось провести в лесу, в одиночестве, среди трупов и обломков самолета. Девушка была в краске, которая слетала с фюзеляжа, волосы были сильно спутаны ветром. Она соорудила временное убежище из обломков, согревалась чехлами сидений, укрывалась от комаров целлофановыми пакетами.

Все это время шел дождь, но поисковые работы все же велись. Лариса махала пролетавшим вертолетом, но спасатели, не ожидая найти выживших, приняли ее за геолога из лагеря неподалеку. Ларису Савицкую, а также тела ее мужа и двух других пассажиров нашли последними. Она была единственной выжившей.

Медики определили, что у девушки сотрясение мозга, переломы ребер, руки, травмы позвоночника, кроме того, она потеряла практически все зубы. Несмотря на травмы, она не получила инвалидность. Позже Ларису парализовало, но она смогла оправиться. Лариса стала человеком, получившим минимальную сумму компенсации, то есть всего 75 рублей.

Сербская стюардесса, выжившая в авиакатастрофе в 1972 г.

Стюардессы, которые выжили после авиакатастрофы, не редкость. Однако единственные выжившие - это уже шанс один на миллион. Такое чудо произошло со стюардессой рейса, следовавшего из Копенгагена в Загреб. Самолет взорвался в воздухе над деревней Сербска в Чехословакии. Причиной крушения следствие назвало бомбу, которая была заложена хорватскими террористами.

Когда взрывчатка детонировала, самолет разорвался на несколько частей, начал падать. В среднем отсеке тогда была стюардесса Весна Вулович, которая подменяла свою коллегу Весну Николич. Удача девушки, выжившей после авиакатастрофы, заключалась в мягком падении и том, что первым ее обнаружил крестьянин, который в годы войны работал в полевом госпитале и умел оказывать первую помощь.

Девушка, которую вскоре доставили в стационар, провела в коме 27 дней, затем - 16 месяцев на больничной койке. У нее была амнезия, девушка какое-то время забывала каждый прошедший день. Но она все-таки выжила. Ее чудесное спасение врачи объяснили низким давлением. Когда человек оказывается на большой высоте, у него разрывается сердце от высокого давления. Но Весна, у которой всегда было очень низкое давление, смогла спастись от смерти в воздухе. Ей помогло и то, что девушка потеряла сознание. А вот как стюардессе удалось выжить при ударе о землю, не знает никто.

После трагедии стюардесса, выжившая после авиакатастрофы, уволилась и больше никогда не летала на самолетах. Они призналась журналистам, что еще до той катастрофы была на грани жизни и смерти восемь раз. Это было, когда Весна отдыхала в Черногории и встретилась с акулой, которых вообще не должно было быть в тех водах, когда спорила со своим психически больным соседом о политике (мужчина взял нож и попытался напасть), когда у нее был тяжелый случай внематочной беременности и так далее.

Девятилетняя девочка, выжившая в катастрофе над Картахеной

В январе 1995 года американский самолет совершал рейс из Боготы в Картахену с 5 членами экипажа и 47 пассажирами на борту. При заходе на посадку отказал высотомер, самолет рухнул в болотистой местности. Девятилетняя Эрика Дельгадо летела вместе с родителями и младшим братом. Выжившая девочка после авиакатастрофы рассказала, что из падающего самолета ее вытолкнула мама.

Самолет при падении взорвался и загорелся. Эрика упала в водоросли, что смягчило падение. Сразу после трагедии началось мародерство. Жители ближайшей деревни с живой девочки сорвали золотое ожерелье, проигнорировав ее просьбы о помощи. Через какое-то время выжившая девочка после авиакатастрофы была найдена фермером.

Полтора десятка выживших и 72 дня борьбы с природой

Осенью 1972 года произошла катастрофа самолета, который следовал из Монтевидео в Сантьяго. У выживших практически не было шансов на спасение, но им удалось обмануть смерть. Несколько пассажиров остались в заснеженных горах, не зная, где они находятся и ищет ли их кто-то. В горах было холодно, люди пытались как-то согреться, спрятавшись в остатках фюзеляжа. К утру несколько пассажиров так и не проснулись. Пассажирам удалось найти немного провизии: крекеры, ликер, несколько шоколадок, сардины. Все понимали, что этого не хватит. Позже выжившие нашли радиоприемник и услышали, что спасательную операцию прекратили. Тогда они решили есть умерших.

На следующий день произошла лавина, часть людей оказалась под снежными завалами. Выбраться из-под завалов удалось через три дня. Спасения люди ждали 72 дня. Каждый новый их день был похож на предыдущий. Вскоре трое выживших решились пойти на поиски какого-нибудь населенного пункта. Им было тяжело дышать и передвигаться по снегу, вскоре один из группы решил вернуться обратно к самолету.

Добравшись до вершины горы, они увидели вокруг только заснеженные горы. Они думали, что уже нет надежды, но решили, что лучше умереть в дороге, чем возле самолета. Тем более мать и сестра одного из парней погибли ранее, и он знал, что если вернется, то придется есть их мясо.

На девятый день пути молодые люди нашли реку, с другой стороны они увидели пастуха. Тот принес бумагу и ручку, перекинул с камнем на другой берег. Выжившие написали все, что с ними произошло. Пастух перебросил молодым парням сыр и хлеб, а сам отправился в ближайшее поселение, идти до которого было 10 часов. Обратно он вернулся уже с военными.

Спасательная операция заняла двое суток. Сначала военные спасли двух молодых людей, которые отправились на поиски поселения. Первую пресс-конференцию выжившие дали еще в горах. Молодым людям пришлось рассказать все, что было. Но пресса оказалась безжалостна, газеты пестрили заголовками «Они ели мертвых», «Обнаружены следы каннибализма» и так далее. Но и спасатели, и сами выжившие понимали, что другой возможности выжить у них не было.

Семнадцатилетняя школьница Джулиана Дилер Кепке

Авиакатастрофа произошла ночью. Когда девушка очнулась, стрелки ее часов ходили, время было около девяти утра. Выжившая девушка говорила потом, что у нее очень болели глаза и голова. Она сидела в том же кресле. Джулиана несколько раз теряла сознание. Девушка видела спасательные вертолеты, но не могла дать какой-то сигнал.

Семнадцатилетняя Джулиана сломала ключицу, у нее была глубокая рана на ноге, царапины, правый глаз заплыл от удара, все тело было покрыто кровоподтеками. Девушка оказалась в глухом лесу. Ее отец был зоологом, в детстве он научил Джулиану правилам выживания, она смогла добить пищу, а вскоре нашла ручей. Через девять дней Джулиана Дилер Кепке сама вышла к рыбакам.

На основе истории чудесного спасения Джулианы был снят художественный фильм «Чудеса еще случаются», который позже помог выжить Ларисе Савицкой.

Выжившая в самолете, который упал в Индийский океан

Люди, выжившие после авиакатастрофы, как правило, могли полностью оправиться от трагедии. В 2009 году рейс из Парижа на Коморские острова рухнул в Индийский океан. Тринадцатилетняя Бахия Бакари летела с матерью к бабушке и дедушке на Коморские острова. Девочка не знает, как именно ей удалось выжить, так как в момент катастрофы она спала. Девочка получила переломы и множественные ушибы при падении. Но ей нужно было продержаться еще до прибытия спасателей. Она забралась на один из обломков, который держался на плаву. Бакари нашли только через четырнадцать часов после катастрофы. Девочку доставили в Париж специальным рейсом.

«Счастливая четверка» в самой большой по числу жертв катастрофе

В Японии в 1985 году произошла самая масштабная по числу жертв катастрофа с участием одного самолета. "Боинг" вылетел из Токио в Осаку. На борту находилось более пятисот пассажиров и члены экипажа. После взлета оторвался хвостовой стабилизатор, произошла разгерметизация, упало давление, отказали некоторые системы лайнера.

Самолет был обречен, он стал неуправляем. Пилотам удалось удерживать лайнер в воздухе еще более получаса. В итоге он потерпел крушение в ста километрах от столицы Японии. Самолет упал в горах, спасатели смогли найти обломки только на следующее утро, выживших обнаружить они, конечно, вовсе не надеялись.

Но группа спасателей обнаружила целую группу выживших. Ими были стюардесса, пассажирка Хироко Ёсидзаки и ее восьмилетняя дочь, двенадцатилетняя Кэйко Каваками. Последнюю девочку нашли на дереве. Все четверо выживших находились в хвостовой части самолета, именно там, где произошел разрыв обшивки лайнера. Но в катастрофе могло выжить больше пассажиров. Кэйко Каваками позже утверждала, что слышала голоса пассажиров, в том числе своего отца. Многие пассажиры погибли уже на земле от полученных ран и травм. Жертвами трагедии стали 520 человек.

Девочка, выжившая в катастрофе самолета L-410

Выжившая девочка после авиакатастрофы в Хабаровске - трехлетняя Жасмина Леонтьева. Девочка летела вместе со своей учительницей по маршруту Хабаровск - Нелькан, самолет должен был приземлиться, но пошел на посадку, накренился и упал недалеко от ВПП. Два члена экипажа и четыре пассажира, которые находились на борту, погибли. Девочку, которую нашли под обломками самолета, сразу же доставили в больницу, а потом специальным бортом переправили в Хабаровск. Там родители выжившей девочки после авиакатастрофы уже ждали Жасмину в больнице.

Борттехник, который выжил в катастрофе Як-42

Несколько лет назад произошла катастрофа самолета Як-42 с хоккейной командой «Локомотив» на борту. В этой страшной трагедии удалось выжить борттехнику. Выживший после авиакатастрофы («Локомотив») Александр Сизов давал показания в суде. Рассматривалось дело Вадима Тимофеева, который отвечал за безопасность на воздушном транспорте в компании «Як Сервис».

Воздушный транспорт является одним из самых безопасных, но и там время от времени случаются трагедии. К счастью, даже в авиакатастрофе есть шанс выжить, хоть и один на миллион. Свидетельства тому - советская стюардесса, выжившая после авиакатастрофы, единственная выжившая в крушении над Индийским океаном, трагедии над Картахеной, «счастливая четверка» в Японии и другие люди.